Автоматические шкатулки

26 октября 2005

Как вы поняли, речь пойдет об автоматических коробках передач. В целом тема неисчерпаема и заслуживает собрания из нескольких томов. Тем не менее мы хотели бы остановиться на основных аспектах устройства, эксплуатации и ремонта АКПП.

Итак, трансмиссия является сложным связующим звеном между двигателем и ведущими колесами и включает в себя множество элементов и механизмов. Трансмиссия обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, а также его изменение по величине и по направлению.

Однако передать мощность и крутящий момент от двигателя к колесам — всего лишь полдела, важно эти показатели при передаче качественно преобразовать. А для чего, попробуем разобраться.

Как мы знаем, частота вращения коленчатого вала двигателя может при работе изменяться в определенном диапазоне. Конечно же, этот диапазон у разных двигателей различный. При этом главными характеристиками двигателя является изменение момента и мощности в зависимости от скорости вращения коленчатого вала. В нашем же случае диапазон изменения скоростей вращения колес простирается от 0 до довольно больших величин. На скорости 150 км/ч в зависимости от диаметра колеса эта величина может быть равной 1400-1500 об./мин. Итак, с одной стороны, колеса со своим диапазоном скоростей, с другой стороны, двигатель со своим, в результате встает довольно сложная задача увязать правую и левую части выражения. При составлении технического задания по разработке в том числе и трансмиссии, конечно же, учитывается гораздо большее количество факторов, так, например, из учета специфики автомобиля и сферы его использования задаются тягово-динамические параметры, которым автомобиль должен соответствовать. И все это с учетом выполнения норм по экономичности, экологичности, а также целесообразности применения тех или иных конструктивных решений.

Итак, перед нами встает необходимость в изменении тягового усилия, скорости и направления вращения ведущих колес в зависимости от внешних условий движения. Каким же образом это выполняется?!

Задача связать двигатель и колеса не из простых, и выполняется она, если так можно выразиться, в несколько этапов.

В зависимости от типа трансмиссии момент силы, передаваемый на колеса, и скорость их вращения изменяются разными способами. Для этого существуют различные варианты исполнения трансмиссий. Трансмиссии могут быть электрическими, механическими, гидромеханическими (комбинированными). Тем не менее способ, при помощи которого осуществляется изменение величины крутящего момента (электрическая трансмиссия не в счет), достаточно прост; изменение момента и скорости осуществляется путем изменения передаточного числа. Как вы уже знаете, для перемены передаточного числа и существуют коробки передач, в которых устанавливается ряд пар шестерен с различными передаточными отношениями. Количество пар шестерен (передач) и их передаточные отношения подбираются таким образом, чтобы обеспечить соответствующие тягово-скоростные характеристики автомобиля.

ИТАК, АКПП...

Пятиступенчатая АКПП

с раздаточной коробкой AUDI A8

Не секрет, что наши автолюбители относятся к автомобилям с автоматическими коробками передач с некоторой настороженностью. Тем не менее автоматические коробки передач активно вытесняют трансмиссии с механическими коробками передач. Это особенно заметно на примере таких стран, как США, Канада и Япония, где более 90% легковых автомобилей оборудованы именно автоматическими коробками. Даже в нашей стране, отличающейся настороженным отношением к АКПП, наметилась тенденция к увеличению объема продаж автомобилей с трансмиссиями, в состав которых входит АКПП. Что же настораживает наших соотечественников в эксплуатации автоматов? Сложность конструкции? Дороговизна ремонта?

Как утверждают автомеханики, сталкивающиеся с неисправностями АКПП, большинство проблем бывают вызваны именно нарушением правил эксплуатации и несвоевременным техническим обслуживанием. Спешим вас успокоить, ничего страшного собой автомат не несет. Ведь недаром даже военные «Хаммеры» оснащают автоматическими коробками...

А какие преимущества дает автоматическая трансмиссия? И стоит ли она потраченных на нее средств?

Плюсы АКПП:

— безусловно, применение автомата увеличивает комфортность вождения. Благодаря наличию гидротрансформатора АКПП обеспечивает более мягкие условия эксплуатации, как для двигателя, так и для ходовой части в целом.

Минусы АКПП:

— КПД автомата на 2-5% ниже, чем у механической КПП. Потери происходят в гидротрансформаторе, некоторое количество энергии, выработанной двигателем, расходуется на перелопачивание трансмиссионной жидкости, то есть на преодоление внутреннего трения и нагрев трансмиссионного масла, обладающего, между прочим, не малой вязкостью. Таким образом, полезная механическая работа превращается в тепловую энергию, которая при помощи радиатора рассеивается во внешнее пространство. Кроме того, определенную часть энергии забирает насос, создающий рабочее давление в коробке.

При остальных равных условиях (мощности двигателя и массе автомобиля) автомобиль, оснащенный АКПП, по приемистости будет уступать автомобилю, имеющему в активе механическую коробку. Хотя это не всегда так, поскольку современные автоматические трансмиссии в некоторых режимах движения позволяют добиться более высокой экономичности по сравнению с механическими КПП за счет поддержания оптимальных оборотов двигателя и интеллектуального управления режимами. И, наконец, недостаток, который для многих может стать определяющим при выборе автомобиля: автомобиль с АКПП нельзя завести с толкача.

ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО — отношение радиуса/диаметра/длины окружности/количества зубьев ведомой шестерни к радиусу/диаметру/длине окружности/количеству зубьев ведущей шестерни.

ПЕРЕДАЧА ПОНИЖАЮЩАЯ, если ведомая шестерня вращается с меньшей скоростью, чем ведущая. При этом передаточное число больше единицы.

ПЕРЕДАЧА ПОВЫШАЮЩАЯ, если ведомая шестерня вращается быстрее ведущей шестерни. Передаточное число при этом меньше единицы.

ПЕРЕДАЧА ПРЯМАЯ, если ведомая и ведущая шестерни вращаются с одинаковой частотой. Передаточное число при этом равно единице.

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ АКПП

Компактный четырехступенчатый автомат RENAULT обеспечивает передачу крутящего момента на передние колеса при поперечно расположенном двигателе

Автоматическая коробка включает в себя несколько агрегатов, основными являются гидротрансформатор и механическая планетарная коробка передач.

ГИДРОТРАНСФОРМАТОР состоит из двух лопастных машин — центробежного насоса, центростремительной турбины и расположенного между ними направляющего аппарата-реактора. Насос и турбина предельно сближены, а их лопастям придана форма, обеспечивающая непрерывный круг циркуляции рабочей жидкости. НАСОСНОЕ КОЛЕСО жестко связано с коленчатым валом двигателя, а ТУРБИННОЕ — с валом коробки передач. Передача энергии от двигателя к трансмиссии осуществляется потоками рабочей жидкости, которая отбрасывается лопатками насосного колеса на лопасти турбинного колеса. Жесткая связь при этом между двигателем и трансмиссией отсутствует. Это способствует обеспечению работы двигателя и остановке автомобиля с включенной передачей. Наличие такой связи устраняет вероятность того, что заглохнет двигатель, как по неопытности водителя, так и вследствие внезапного возрастания внешнего сопротивления, при котором может произойти полная остановка автомобиля.

Плавность передачи тягового усилия в случае использования гидропередачи повышает проходимость автомобиля при движении по грунтам с плохими сцепными свойствами.

Поскольку гидродинамические передачи не пропускают крутильные колебания от двигателя в трансмиссию, повышается надежность и долговечность элементов трансмиссии, а также силового агрегата в целом. Лопастные колеса гидропередачи (насосное, турбинное, реакторное) практически не изнашиваются.

Собственно по такой схеме работает гидромуфта, которая просто передает крутящий момент, не трансформируя его величину. Чтобы изменять момент, в конструкцию гидротрансформатора введен реактор. Это также колесо с лопатками, однако оно жестко прикреплено к корпусу и не вращается (заметим: до определенного времени). Реактор расположен на пути, по которому масло возвращается из турбины в насос. Лопатки реактора имеют особый профиль, а межлопаточные каналы постепенно сужаются. По этой причине скорость, с которой рабочая жидкость течет по каналам направляющего аппарата, постепенно увеличивается, а сама жидкость выбрасывается из реактора в сторону вращения насосного колеса, как бы подталкивая и подгоняя его. Отсюда сразу два следствия.

Первое — благодаря увеличению скорости циркуляции масла внутри гидротрансформатора при неизменном режиме работы насоса крутящий момент на выходном валу гидротрансформатора увеличивается.

Второе — при неизменном режиме работы насоса режим работы турбины изменяется автоматически и бесступенчато в зависимости от приложенного к валу турбины (читай: колесам автомобиля) сопротивления. Допустим, автомобилю, который двигался по равнинному участку дороги, предстоит подъем в гору. Забудем на время про педаль акселератора и посмотрим, как отреагирует на изменение условий движения гидротрансформатор. Нагрузка на ведущие колеса увеличивается, а автомобиль начинает терять скорость. Это приводит к уменьшению частоты вращения турбины. В свою очередь, уменьшается противодействие движению рабочей жидкости по кругу циркуляции внутри гидротрансформатора. В результате скорость циркуляции возрастает, что автоматически приводит к увеличению крутящего момента на валу турбинного колеса (аналогично переходу на низшую передачу в механических КПП) до тех пор, пока не наступит равновесие между ним и моментом сопротивления движению. По аналогичной схеме работает автоматическая трансмиссия и при старте с места.

Когда автомобиль припаркован, турбинное колесо находится в неподвижном состоянии, однако внутреннее проскальзывание в гидротрансформаторе не мешало двигателю работать на холостом ходу. В этом случае крутящий момент трансформируется в максимально возможное число раз. Зато когда достигнута необходимая скорость, надобность в преобразовании крутящего момента отпадает. Гидротрансформатор посредством автоматически действующей блокировки превращается в звено, практически жестко связывающее ведущий и ведомый валы. Такая блокировка исключает внутренние потери, увеличивает значение КПД передачи, уменьшает расход топлива в установившемся режиме движения, а при замедлении повышает эффективность торможения двигателем. Кстати, одновременно с целью снижения все тех же потерь реактор может освободиться и вращаться вместе с насосным и турбинным колесом.

Зачем же к гидротрансформатору присоединяют КПП, если он сам способен изменять величину крутящего момента в зависимости от нагрузки на ведущие колеса?

АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Продольный разрез автоматической коробки передач AUDI A8

1-Межколесный дифференциал

2-Насосное колесо

3-Турбинное колесо

4-Гидро-трансформатор

5-Реактор

6-Левая передняя полуось

7-Маслоприемник с фильтром

8-Блок управляющих клапанов

9-Раздаточная коробка

10-Фланец ведомого вала

11-Межосевой дифференциал Torsen

Особенность гидротрансформатора такова, что он не может изменять крутящий момент, а также скорость вращения выходного вала в широких пределах. Поэтому законно возникает необходимость в механизме, который смог бы изменять момент и частоту вращения в заданных пределах. Для этого и служит коробка передач. Кстати, необходимость в реверсе возникает постоянно, и без механики здесь не обойтись.

Принцип работы и устройство АКПП аналогичны работе механических коробок с шестернями постоянного зацепления. В механической коробке передач шестерни находятся в постоянном зацеплении, при этом ведомые шестерни свободно вращаются на вторичном валу. Включая какую-либо передачу, мы механически блокируем соответствующую шестерню на ведомом валу. Работа автоматической коробки передач построена на таком же принципе. Если говорить упрощенно — около каждой шестерни стоит фрикционный пакет, состоящий из нескольких фрикционных элементов. Этот фрикционный пакет как раз и фиксирует шестерню на валу с помощью сил трения. Только в автоматической коробке вместо косозубых пар шестерен, как правило, применяются планетарные передачи. Как уже говорилось, кроме гидротрансформатора и планетарного механизма в состав КПП-автоматов входит масляный насос, снабжающий гидротрансформатор и гидравлический блок управления рабочей жидкостью. А также радиатор охлаждения рабочей жидкости.

Интересно то, что рабочая температура автоматической коробки может быть сопоставима с температурой двигателя, а иногда может даже превышать ее. Поэтому автомобили с АКПП имеют специальную систему охлаждения, радиатор которой либо встроен в радиатор системы охлаждения двигателя, либо установлен отдельно и охлаждается воздушным потоком. На старых автомобилях с малым объемом двигателя можно встретить коробки, имеющие воздушную систему охлаждения. На корпусе гидротрансформатора имеется дополнительное внешнее оребрение, с помощью которого и организуется более эффективный отвод тепла.

Имея некоторый опыт, определить количество передач можно и на практике, следя за стрелкой тахометра во время разгона автомобиля. Каждое переключение будет сопровождаться некоторым понижением оборотов двигателя. Только при этом надо иметь в виду, что стрелка тахометра таким же образом реагирует и на блокировку гидротрансформатора (правда, падение оборотов в этом случае будет не столь заметным, как во время переключения передач).

Существенное отличие АКПП от обычных механических коробок заключается в том, что передачи в автоматах переключаются практически без разрыва потока мощности с помощью приводимых гидравликой многодисковых фрикционных муфт.

Сильные рывки при переключении передач практически исключены, поскольку их гасит уже упомянутый выше гидротрансформатор.

За выбор передачи отвечает гидравлический и электронный блоки управления АКПП. Водитель кроме нажатия на акселератор может влиять на процесс смены передач, выбрав зимний или спортивный алгоритм переключения или установив, например, при движении в сложных условиях селектор КПП в специальное положение, которое не позволяет автоматике переключаться выше определенной передачи.

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АКПП

АКПП, устанавливающаяся на автобусы SCANIA

1-Планетарные передачи

2-Гидротрансформатор

3-Фрикционные пакеты

4-Демпфер крутильных колебаний

5-Фланец ведомого вала

6-Масляный фильтр

В автоматических трансмиссиях первого поколения системы управления были целиком гидравлическими. В них формировались сигналы, пропорциональные скорости движения автомобиля (давление скоростного регулятора) и загруженности двигателя (давление клапана-дросселя). В зависимости от соотношения этих двух сигналов в коробке передач и происходили соответствующие переключения. В дальнейшем гидравлику стали использовать только в качестве исполнительной части системы управления. Все остальные функции на современных автомобилях переданы компьютерному блоку управления, который, получая информацию в виде сигналов от многочисленных датчиков, обрабатывает и анализирует ее и принимает решение о переключении передач, обеспечивая при этом и соответствующее качество переключения. Кроме того, электронный блок управления постоянно контролирует исправность системы, записывая в свою память коды неисправностей тех элементов, в которых происходили сбои в процессе работы. Эту способность блока управления называют функцией самодиагностики.

Компьютер управления, включая соответствующий соленоид (клапан, управляемый электромагнитом, формирующий величину управляющего давления), определяет передаточное число на каждой передаче АКПП, при его несоответствии фиксируется ошибка данной передачи (допустим, пробуксовывание фрикционных дисков или разрушение планетарного механизма). Кстати, может анализироваться даже давление, необходимое для включения каждой муфты. Результаты измерения давления включения каждой муфты регистрируются, что позволяет прогнозировать степень износа фрикционных дисков. Это позволяет прогнозировать ресурс работы даже при нормальной работе коробки.

Несмотря на достоинства и недостатки, все типы коробок при правильной эксплуатации и регулярном квалифицированном ТО способны доставить радость владельцам автомобилей своей безотказной работой при пробеге более 200 000 км.

В автомобилях более позднего выпуска в блоках управления стали использовать программируемые запоминающие устройства. Такие устройства позволяют с помощью специальных приборов достаточно оперативно корректировать программы управления, ничего не изменяя в самом блоке управления.

На начальном этапе движения, когда двигатель и трансмиссия еще недостаточно прогреты, необходимо обеспечить их защиту от перегрузок. Для этого в блоке управления имеется специальная программа, в соответствии с которой управление двигателем и трансмиссией осуществляется без обратной связи, то есть без учета фактического состояния двигателя и трансмиссии. В этом случае для принятия решений блок управления использует только данные, записанные в его памяти.

Работа двигателя без обратной связи характеризуется обогащенной смесью, что требует отмены работы системы дожигания отработанных газов и изменения угла опережения зажигания. Для трансмиссии этот режим характеризуется запретом блокировки гидротрансформатора и более поздними по оборотам двигателя переключениями передач.

РЕЖИМЫ РАБОТЫ АКП

Рычаг выбора диапазона (РВД) работы коробки передач или «селектор» имеет несколько положений, которые имеют буквенное и цифровое обозначение. Количество этих положений у разных моделей автомобилей разное, но на всех автомобилях РВД обязательно имеет положения, обозначенные буквами «Р», «R» и «N».

ПОЗИЦИЯ «P» выбирается при длительной стоянке автомобиля. В этом положении рычага в АКПП выключены все элементы управления, а ее выходной вал заблокирован, поэтому движение автомобиля невозможно. На этом режиме разрешен запуск двигателя. А как насчет использования стояночного тормоза на стоянке? Для надежной фиксации автомобиля во время стоянки на относительно ровных участках исправного механизма блокировки выходного вала АКПП вполне достаточно. Но если автомобиль стоит на уклоне, то включение ручного тормоза обязательно. Причем первым необходимо затянуть ручной тормоз и только после этого установить рычаг переключения режимами коробки в положение «Р». В этом случае вы освобождаете от дополнительной нагрузки механизм блокировки выходного вала АКПП.

ПОЗИЦИЯ «N» — в этом случае, как правило, выключены все элементы управления. Механизм блокировки выходного вала при этом выключен, то есть автомобиль может свободно перемещаться. На этом режиме разрешен запуск двигателя.

У некоторых автовладельцев возникает вопрос: следует ли переводить рычаг в положение «N» при остановке у светофора? Отвечаем: имеет смысл только при длительных остановках в уличных пробках в жаркую погоду, для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева масла коробки.

ПОЗИЦИЯ «R» — режим движения задним ходом. Перевод рычага в положение «R» во время движения вперед может привести к выходу из строя коробки передач. Если рычаг находится в этом положении, запуск двигателя невозможен.

Автомобили, оснащенные четырехскоростными коробками передач, обычно имеют четыре положения движения вперед: «D», «3», «2» и «1» («L»). Следует отметить, что в случае установки РВД в одно из этих положений запуск двигателя невозможен.

ДИАПАЗОН «D» — основной режим движения. Он обеспечивает автоматическое переключение с первой по четвертую передачу. В нормальных условиях движения рекомендуется использовать именно его.

ДИАПАЗОН «3» — разрешено движение на первых трех передачах. Рекомендуется использовать при движении по холмистой дороге или в условиях частых остановок.

ДИАПАЗОН «2» — разрешено движение только на первой и второй передачах. Рекомендуется использовать на извилистых горных дорогах. Переключение на третью и четвертую передачи запрещено.

ДИАПАЗОН «1» («L») — разрешено движение только на первой передаче. Этот диапазон позволяет максимально реализовать тяговые возможности двигателя, поскольку передаваемый на колеса крутящий момент максимален именно на первой передаче. В этом режиме особенно эффективно торможение двигателем. Первая передача рекомендуется при движении на крутых подъемах и спусках.

На большинстве современных автомобилей с автоматической трансмиссией в систему управления заложено несколько вариантов управления переключением передач. К ним относятся — экономичная, спортивная, зимняя и т.п.

ЭКОНОМИЧНЫЙ РЕЖИМ обеспечивает движение с минимальным расходом топлива, поскольку двигатель на каждой из ступеней работает в ограниченном скоростном диапазоне. При этом работа коробки передач и двигателя синхронизируется таким образом, что при включении очередной повышающей передачи двигатель начинает работать практически с холостых оборотов, и при дальнейшем разгоне обороты двигателя не доводятся до максимальных. Движение автомобиля в этом случае носит плавный, спокойный характер.

СПОРТИВНЫЙ РЕЖИМ позволяет максимально использовать мощность двигателя. Включение каждой последующей передачи происходит при частотах коленчатого вала, близких к частотам, на которых развивается максимальный крутящий момент. При дальнейшем ускорении частота вращения коленчатого вала доводится до максимальных значений, при которых двигатель развивает максимальную мощность. Таким образом, двигатель работает с наибольшей отдачей. То есть диапазон изменения частот на каждой ступени происходит от частоты, при которой максимален момент, до частоты, соответствующей максимальной мощности. Автомобиль в этом случае развивает, по сравнению с экономичной программой, значительно большие ускорения. Для реализации экономичной или спортивной программы на приборной панели или рядом с рычагом выбора диапазона расположена специальная кнопка или переключатель, которые в зависимости от марки автомобиля могут иметь обозначения «POWER», «S», «SPORT», «AUTO», «A/T MODE» и т.п.

ЗИМНИЙ РЕЖИМ — для его активизации имеется специальная кнопка или переключатель, которые могут иметь обозначения «WINTER», «W», «HOLD». Для того чтобы исключить проскальзывание колес при трогании на скользком покрытии, крутящий момент, передаваемый от двигателя к колесам, должен быть минимальным. Это осуществимо в том случае, если автомобиль будет трогаться либо со второй, либо с третьей передачи.

АВАРИЙНЫЙ РЕЖИМ активизируется в случае возникновения в трансмиссии или системе управления неисправности, которая может привести к серьезной поломке АКПП, блок управления начинает работать по программе защиты трансмиссии, что позволяет автомобилю добраться своим ходом до ремонтной мастерской или гаража.

Обычно в режиме защиты в коробке передач включается одна какая-либо передача и запрещены все переключения. Номер передачи, включаемой в защитном режиме, как правило, соответствует передаче, на которой все соленоиды переключения находятся в выключенном состоянии. Кроме того, в защитном режиме в основной магистрали устанавливается максимальное давление и запрещается блокировка гидротрансформатора.

OVERDRIVE — повышающая передача. Обозначается обычно как «OD» либо «D». Повышающую передачу рекомендуется использовать для размеренной, экономичной езды на магистрали.

KICKDOWN — режим, в который переходит система управления двигателем и коробкой для получения более высоких значений ускорения, например, при совершении обгона. Переход в режим KICKDOWN осуществляется при резком нажатии до упора педали управления дроссельной заслонкой, в коробке передач произойдет переключение на одну или две ступени вниз. При этом крутящий момент, передаваемый на колеса от двигателя, значительно возрастет, а двигатель в этот момент будет работать в диапазоне скоростей, при которых отдача близка к максимальной. Дальнейший переход к следующей повышающей передаче в этом случае может произойти только при достижении двигателем максимальных оборотов. Если отпустить педаль управления дроссельной заслонкой, то коробка передач перейдет в штатный режим работы.

АДАПТИВНЫЙ РЕЖИМ УПРАВЛЕНИЯ АКПП

Развитие «электронных» АКПП привело к появлению адаптивных коробок передач. Разрабатываемые алгоритмы управления становятся все более интеллектуальными, что приводит к появлению новых качеств в тех же самых с механической точки зрения трансмиссиях.

Бортовой компьютер следит за манерой и особенностями управления водителя и подстраивает работу коробки передач и двигателя соответствующим образом. Если манера движения размеренная и плавная, компьютер делает соответствующие поправки, при которых двигатель не выводится на мощностные режимы работы, что положительно сказывается на расходе топлива. Как только водитель «занервничал» и начал производить частые и резкие нажатия на педаль газа, компьютер тут же понимает, что ускорения и обгоны нужно производить резвее. Двигатель на каждой из ступеней выводится в режим максимальных оборотов. Для обеспечения более резких ускорений система управления может осуществлять переключения на две, а то и на три ступени вниз. Интересно и то, что в алгоритм работы, как правило, заложен учет износа фрикционных элементов АКПП. Все это приводит не только к повышению комфортности поездки на автомобиле, но и к повышению его ресурса и экономичности.

TIPTRONIC — это система управления работой АКПП, в которой наряду с автоматическим предусмотрен и полуавтоматический режим управления, при котором команду на переключение передачи дает водитель, а качество этих переключений обеспечивает система управления. В зависимости от производителя этот режим может иметь разные названия (Autostick, Steptronic, Tiptronic), реализуется он только на автомобилях, имеющих электронную систему управления АКПП, и то не на всех. В автомобилях, оборудованных такой системой, рычаг переключения имеет специальное положение, в котором и активизируется этот режим. Относительно положения есть два противоположных, не фиксируемых положения. Эти положения имеют обозначения «+» («Up») и «-» («Dn»), соответственно для переключения на более высокую или более низкую передачу.

Режим Autostick является скорее полуавтоматическим, чем ручным, поскольку трансмиссионный компьютер не перестает контролировать действия водителя и не позволит ему, например, тронуться с высшей передачи или выбрать передачу таким образом, чтобы обороты двигателя превысили допустимые. В остальном же создается полная иллюзия механической трансмиссии.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АКПП

Перед началом движения всегда следует нажать на педаль тормоза, перевести селектор в нужную позицию, не нажимая при этом на педаль управления дроссельной заслонкой. После легкого толчка можно отпустить педаль тормоза и начать движение, воздействуя для этого на педаль управления дроссельной заслонкой.

Первое время после начала движения рекомендуется избегать динамичной езды, пока масло во всех агрегатах не прогрелось до рабочей температуры. В холодное время года до начала движения не помешает немного прогреть масло в АКПП. Для этого необходимо переместить РВД во все положения, задерживаясь в каждом из них на несколько секунд. Затем включите один из диапазонов движения и несколько минут удерживайте автомобиль тормозом, двигатель при этом должен работать на холостых оборотах.

БУКСИРОВКА ПРИЦЕПА

Здесь нужно помнить, что чем выше нагрузка, тем больше происходит выделения тепла в гидротрансформаторе. Если вы постоянно пользуетесь прицепом, подумайте об установке дополнительного радиатора в систему охлаждения АКПП. Кроме того, в случае длительного буксирования прицепа использование повышающей передачи нежелательно. Лучше это делать на диапазонах «3» или «2».

ПЕРЕКЛЮЧАТЬ РЫЧАГ ВЫБОРА ДИАПАЗОНА НА ХОДУ в положения «Р» и «R» категорически запрещено. В оба эти положения рычаг можно переводить только при полной остановке автомобиля. Нарушение этого правила может привести к серьезной поломке АКПП. Кроме того, не рекомендуется во время движения переводить РВД в положение «N», поскольку в этом случае теряется связь колес с двигателем, и резкое торможение может вызвать занос автомобиля. А во все остальные положения РВД можно спокойно переводить. В некоторых случаях это даже рекомендуется делать специально. Так, перевод РВД из положения «3» в положение «2» увеличит эффективность торможения двигателем.

МОЖНО ЛИ БУКСОВАТЬ НА МАШИНЕ С АКПП?

Ничего криминального во время буксования в АКПП не происходит. Повышенное тепловыделение в гидротрансформаторе в этом случае может быть критичным, если система охлаждения имеет низкую эффективность (радиатор охлаждения АКПП засорен продуктами износа).

БУКСИРОВКА АВТОМОБИЛЯ С АКПП

Здесь однозначных советов дать невозможно, лучше придерживаться рекомендаций данных в инструкции по эксплуатации. Тем не менее нужно помнить одно важное условие: буксировка должна осуществляться при работающем двигателе и установке селектора в положение «N». Дело в том, что смазывание пар трения в АКПП осуществляется принудительно при помощи насоса. В том случае если коробка дала усомниться в ее исправности, нет уверенности в том, что насос развивает соответствующее давление в масляной магистрали. Правда, косвенно работоспособность насоса оценить можно. Нужно сравнить уровень масла при заглушенном и работающем двигателе. Если уровень не меняется, смело вызывайте эвакуатор!!!

ДИАГНОСТИКА И НЕИСПРАВНОСТИ

Многие владельцы автомобилей с автоматической коробкой (особенно подержанного) задумываются о том, как себя поведет агрегат во время дальнейшей эксплуатации. Вопрос, сколько еще времени нормально профункционирует коробка, изнутри гложет немалое количество автовладельцев. Особый холодок под ложечкой возникает тогда, когда речь заходит о стоимости предполагаемого ремонта. Скажем так, ремонта не стоит пугаться, поскольку, как и в любом деле, сложности могут возникнуть совершенно различные, а посему и рецепты их преодоления также отличаются. Давайте обо всем по порядку.

Перед тем как лечить какую-либо болезнь, вы обращаетесь к врачу, а он, в свою очередь, назначает обследование. Автомобиль требует к себе точно такого же отношения. Начнем с диагностики. Особенно актуальна эта процедура для подержанных автомобилей, поскольку реальный пробег для покупателя остается тайной за семью печатями.

Долговечность фрикционов коробки во многом определяется стилем вождения, ясно, что спортивные старты с каждого светофора не добавляют им долговечности. Причем год выпуска здесь совершенно не играет никакой роли. Известны отдельные случаи, когда ежегодные пробеги отдельно взятых автомобилей достигали 200 и более тысяч километров. Где гарантия того, что автомобиль двухлетней давности, на который вы положили глаз, уже не выработал свой ресурс?! Внешне он может выглядеть как конфетка, однако что у него за начинка, остается только догадываться.

ДИАГНОСТИРУЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

При пробной поездке важно обратить внимание на время включения передач. При перемещении селектора из «N» в «D» или «R» время переключения не должно существенно превышать 1-1,5 с. О включении передачи можно судить по характерному мягкому толчку. При переключениях передач во время движения не должно быть ударов и сильных толчков, вибрации и посторонних шумов. Переключение не должно сопровождаться дальнейшим непропорциональным ускорению повышением частоты вращения коленчатого вала. Опытный водитель по поведению машины на дороге может сделать квалифицированное предварительное заключение о состоянии автоматической трансмиссии. Итак, если на этом этапе все нормально, приступим к следующему...

ЗАМЕНА МАСЛА

Последовательность действий при замене трансмиссионной жидкости в АКПП такая же, как и при замене масла в двигателе. Сливаем старое масло, меняем фильтр, заливаем новое. В большинстве случаев для замены фильтра требуется снять поддон. Иногда фильтр находится внутри АКПП и недоступен без демонтажа и разборки АКПП. В этом случае замена масла происходит без замены фильтра. Вместе с фильтром меняется и прокладка поддона. Обычно фильтр и прокладка продаются в одном наборе (Filter kit).

После того, как вы залили свежее масло, необходимо завести двигатель. Удерживая машину тормозом, переместите РВД во все положения, задерживаясь в каждом на несколько секунд. Затем установите его в положение «Р» или «N», проверьте уровень масла и доведите его до отметки, соответствующей холодному состоянию масла. Окончательно проверьте уровень только после пробега 15-20 километров, когда температура масла достигнет рабочего значения.

ПРИ ЗАМЕНЕ МАСЛА...

После покупки подержанного автомобиля может всплыть довольно большое количество неожиданных дефектов и неисправностей. Первым делом после приобретения автомобиля настоятельно рекомендуем во всех агрегатах сменить все расходные материалы. При замене масла в АКПП вы можете узнать многое о ее состоянии...

В процессе замены масла следует оценить наличие продуктов износа, находящихся в поддоне, на магнитах поддона и в фильтре. Небольшое количество взвеси в масле, пыли цветных металлов, и небольшой серый налет на магнитах можно считать нормой. Запах «горелого», кусочки пластмассы, металлов, наличие черных крупиц в масле свидетельствуют о необходимости капитального ремонта АКПП, даже если жалобы на работу трансмиссии пока отсутствуют.

Тем не менее этот метод оценки состояния коробки не претендует на стопроцентное попадание в цель. Дело в том, что все аномальные частицы и продукты износа могут быть удалены благодаря трех- или четырехкратной смене масла, то есть промывке. И все-таки лучше...

ПРОВЕСТИ ДИАГНОСТИКУ и установить неисправности, а также степень изношенности агрегата в специализированной мастерской. Как оказывается, и здесь не все так просто. Тема ремонта и обслуживания АКПП огромна и необъятна. В следующем номере журнала «ПОТРЕБИТЕЛЬ. АвтоДела» мы вернемся к диагностике и ремонту автоматических трансмиссий уже на качественно ином уровне.

Расскажем об оборудовании, при помощи которого осуществляется выявление неисправностей, об основных болезнях и симптомах, а также методах их «лечения». Автомобили, поступающие в ремонт, могут иметь не одну, а целый комплекс неисправностей. Разобраться в этом клубке проблем поможет только квалифицированная диагностика.

РЕМОНТ И ТЮНИНГ АКПП

Мы все говорим о ремонте, а никто не задавался вопросом, можно каким-либо образом произвести доводку и изменить характеристики автоматической коробки передач? Вопрос возникает не на пустом месте, ведь производится тюнинг двигателя, ходовой части, тормозной системы. Причем доводка порой настолько серьезна, что затрагивает огромное количество элементов, агрегатов и систем. Например, изменение геометрических размеров цилиндропоршневой группы или установка турбины ниточкой тянет за собой все большие и большие переделки... Так как насчет трансмиссии?!

«АГРЕГАТКА»

Квалифицированным ремонтом АКПП сегодня занимаются многие. Однако тюнинг автоматических трансмиссий на сегодняшний день является наиболее интересным веянием. Одной из немногих фирм, занимающихся квалифицированным ремонтом АКПП, является компания «АГРЕГАТКА». Между прочим, эта фирма уже сейчас имеет довольно развитую региональную сервисную сеть.

В любой момент вы можете позвонить и проконсультироваться по интересующим вас вопросам о корректности работы вашей АКПП. Развитая консультационная поддержка — залог успешного существования фирмы на протяжении уже пяти лет. Тем не менее если с автоматической коробкой у вас возникли серьезные проблемы, лучше явиться на диагностику, где квалифицированные специалисты методично определят неисправность, а выявив, вынесут соответствующий вердикт. Если выяснилось, что уже пришло время серьезно вмешиваться в работу вашего автомата, и при этом у вас уже припасена определенная сумма денег, сервисмены «АГРЕГАТКИ» могут предложить для удовлетворения ваших гоночных амбиций несколько вариантов доводки вашей АКПП.

И, конечно же, если у вас есть запал бескомпромиссного автомобильного гонщика, дорогой, современный и мощный автомобиль, в доводку автомобиля вложиться по-крупному, вы попали по адресу! А клоним мы к тому, что у вас появляется очень хорошая возможность дополнить к стандартному сценарию доводки тормозов, двигателя и ходовой части тюнинг автоматической коробки передач. Специалисты «АГРЕГАТКИ» для автоматических коробок передач любого покроя предложат несколько вариантов глубокого тюнинга с полной разборкой агрегата.

ДЕЛО ТЕХНИКИ

Ранее очередь до автоматической коробки в плане тюнинга не доходила вовсе, теперь же это возможно. Что же можно изменить в алгоритме работы коробки, чтобы изменения пошли на пользу разгону? Отвечаем — скорость переключения. Время, выигранное благодаря более быстрому включению, несомненно, дает выигрыш при разгоне. Негативная сторона в этом, конечно же, есть. Во-первых, при переключении появляются ощутимые толчки, негативно сказывающиеся не только на комфорте, но и на долговечности ходовой части в целом. Во-вторых, мы ставим под угрозу целостность фрикционов, ясно, что повышенными динамическими нагрузками долговечности мы им не добавляем. Кроме того, основной проблемой при сокращении времени переключения является высокое тепловыделение, которое пропорционально уменьшению времени включения передачи. Добавьте к этому увеличенные мощность и крутящий момент после соответствующей доводки двигателя. Стоит ли говорить, что с увеличением тяговых характеристик двигателя, а также с повышением динамических нагрузок ресурс агрегатов трансмиссии снижается достаточно существенно. АКПП также не исключение, и самым слабым звеном, которому живется наиболее тяжело, являются многодисковые фрикционные пакеты. Так какой из этого вывод?

Вывод прост. Закономерно встает острая необходимость в применении фрикционных пакетов, обладающих большей надежностью и живучестью. Операция по замене фрикционных элементов, конечно же, проводится с полной разборкой агрегата.

Какие же фрикционы при этом применяются? Стандартные фрикционные пакеты заменяются на специальные, у которых увеличена площадь соприкосновения ведущих и ведомых частей пакета фрикционов. Возникает вопрос, как увеличить площадь при сохранении исходных габаритных размеров? Осуществляется это путем установки пакета из большего числа фрикционов, более тонких, рабочая часть коих выполнена из материалов, выдерживающих более высокие температуры, а также нагрузки на трение. Это могут быть кевларовые фрикционы, а также фрикционы, состоящие из специальных композитных материалов.

Нужно отдать должное, что готового решения по доводке АКПП в принципе не существует, каждая конструкция требует индивидуального подхода в силу своих особенностей.

Доводка трансмиссии, и в частности автоматических коробок, на сегодняшний день является наиболее интересным и перспективным направлением в области автомобильного тюнинга. Поэтому мы начинаем подготовку цикла статей, посвященных настоящему глубокому тюнингу трансмиссий, в которых мы вместе со специалистами тюнинговых ателье будем подробно разбираться в особенностях доводки агрегатов трансмиссии. Несколько особняком будет стоять доводка автоматических коробок передач. Надеемся, что из этих материалов полезную информацию почерпнут как любители настоящего автомобильного тюнинга, так и те, кто занимается обслуживанием и доводкой автомобилей профессионально.

26 октября 2005

Комментарии

ALEX 14
05.02.2008
0
Статья иртересная, полезная. Я много узнал про автомат.
Шурик
21.03.2008
0
Статья класс!!! Все подробно и доступным языком.
ГАВР
11.04.2008
0
Супер! Автору респект!
KendyBober
17.04.2008
0
Очень полезная статья, прочитал в ней больше, чем в мануале на свой авто!
kurilovo
22.04.2008
0
Огромное спасибо!
Просто приятно когда умные люди пишут такие полезные статьи.
а330вв
15.05.2008
0
Огромное спасибо, теперь я спокоен!
YounG
24.07.2008
0
Статья класс!
rain55555
07.08.2008
0
Спасибо, золотые слова.
Сергей
27.09.2008
0
Спасибо. Редко так пишут.
Алексей
26.11.2008
0
спасибо за интересную статью.
Nodir
15.12.2008
0
Статья отличная. Огромное спасибо автору.
Vlad
16.02.2009
0
Огромное спасибо за вашу статью! Узнал много нового!
Gogi
01.03.2009
0
Спасибо за интересную иформацию, я сейчас знаю на что обращать внимание.
Димон (ФруХт Fl8)
16.03.2009
0
C П А С И Б О О Г Р О М Н О Е !!!
Очень полезная информация, на многие слухи открывает правду!!!
Владимир
14.04.2009
0
Очень хороший материал, для умного человека хорошая подскаска дорогово стоит, жалко пока не могу перепечатать статью другим в назидание. Большое спасибо.
vadim
29.05.2009
0
спасибо, очень интересно
GiD
30.05.2009
0
Спасибо автору! Очень понравилась статья, читал с интересом
evgenrea
31.07.2009
0
Спасибо
FREDDYE
11.08.2009
0
Да, очень интересно. Оказывается я тупил, стараясь как можно чаще врубать нейтраль... Но думаю, вроде без последствий. Делать так часто уже точно не буду
Фарид
18.08.2009
0
Всё замечательно, кроме процедуры смены масла в АКПП. Там ничего не сказано про масло, которое осталось в гидротрансформаторе и радиаторе АКПП. А его меняют особым способом.
MarShal
01.09.2009
0
Спасибо.А стоит ли самому пытаться отремонтировать если с механикой на ты.
Андрей
12.09.2009
0
Статья нормальная .
Картинок бы побольше.
Dmi3i
02.10.2009
0
Интересная и полезная статья
ринат
12.10.2009
0
Статья оставила приятное впечатление, тема очень интересная,
когда же появится продолжение?
Эдуард
04.11.2009
0
Обязательно стоит написать о зимнем разогреве коробки! Большинство коробок ломается именно зимой :(
В 2х словах: густое не прогретое масло ломает пластиковые элементы коробки, поэтому перед началом движения включить передачу и немного постоять на "тормозе", желательно попереключать передачи с задержкой на каждой по 1-2 сек, и естественно ни каких резких ускорений на не прогретой коробке!
Виктор Зотин
08.11.2009
0
Всё это хорошо, но уже месяц как автоматы, и вариаторы устарели, с изобретением мною линейного регулятора крутящего момента!!!
ВЛАД
05.01.2010
0
Виктору Зотину. Можно узнать поподробнее о регуляторе?
Михаил
21.03.2010
0
Великолепно.Еще бы о само диагностике побольше.
Юнона
12.06.2010
0
Так сложно написано, ничего не поняла. Надо сделать такую же статью для блондинок.
Dagdgi
22.06.2010
0
Очень ценная и необходимая информация!!! Спасибо !!!!!

Похожие статьи

Искусственный интеллект: Bosch учит автомобили действовать по ситуации
17 марта 2017
Новости

Искусственный интеллект: Bosch учит автомобили действовать по ситуации

Bosch разрабатывает систему искусственного интеллекта для беспилотных автомобилей будущего. На международной конференции Bosch Connected World 2017 в Берлине поставщик технологий и услуг представил встроенный бортовой компьютер для автоматизированных транспортных средств. Благодаря искусственному интеллекту, компьютер теперь может применять методы машинного обучения. Планируется, что бортовой компьютер с искусственным интеллектом будет управлять беспилотными автомобилями даже в сложных и непредвиденных дорожных ситуациях.

Первый регистратор Cowon AE1 с сенсорным экраном уже в продаже
29 августа 2013
Новости

Первый регистратор Cowon AE1 с сенсорным экраном уже в продаже

Корейский бренд Cowon представляет новый автомобильный видеорегистратор под названием Cowon AE1. Гаджет оснащен сенсорным экраном Samsung с диагональю 2,8”. К числу интересных особенностей Cowon AE1 можно отнести светосильный объектив F2.0 с 6-слойным стеклом. Регистратор ведет запись файлов в разрешении HD 720p при скорости 30 кадров в секунду со стандартным кодеком H.264 (MPEG-4 AVC), угол обзора составляет привычные 120°.

Ты езжай, они присмотрят! Mio представляет новые видеорегистраторы MiVue и устройства «4-в-1» Combo с навигацией
4 июня 2015
Новости

Ты езжай, они присмотрят! Mio представляет новые видеорегистраторы MiVue и устройства «4-в-1» Combo с навигацией

Компания Mio Technology, разработчик и производитель автомобильной электроники, представляет на выставке Computex-2015 широкую линейку новых продуктов: видеорегистраторы серии MiVue, устройства «4-в-1» серии Combo со встроенной системой навигации, приспособления для контроля давления в шинах MiTIRE и радар-детекторы. Также компания демонстрирует велосипедные навигаторы Mio Cyclo и обновлённые профессиональные планшеты для использования в медицине, торговле и службах такси.

27 июня 2005
Обзоры

ТИМОФЕЕВ Сергей Анатольевич, президент Национальной ассоциации предприятий технического обслуживания (НАПТО) — Здравствуйте, Сергей Анатольевич, расскажите, пожалуйста, в нескольких словах о целях и задачах, которые решает ассоциация. — Национальная ассоциация предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств, сокращенно НАПТО, была создана в прошлом году по инициативе ряда региональных ассоциаций (прежде всего Московской ассоциации), объединяющих сотни автосервисов.

Два ультрабюджетных Full HD-авторегистратора от Lexand: LRD-1000 и LR-1700
8 ноября 2013
Новости

Два ультрабюджетных Full HD-авторегистратора от Lexand: LRD-1000 и LR-1700

Российская компания «Лаборатория "Лександ"», поставщик навигаторов, видеорегистраторов, ридеров, смартфонов, планшетов, маршрутизаторов и аксессуаров, представляет два новых бюджетных регистратора — Lexand LR-1000 и LR-1700 (1999 и 2499 рублей). Первая новинка записывает видео в HD720p, вторая — в Full HD1080p. Оба устройства оснащены 2,3-дюймовым экраном с функцией отключения без прекращения записи, датчиком движения, G-сенсором и аккумулятором на 200 мА•ч (до 20 минут автономной работы).

Full HD против Super HD: какой видеорегистратор выбрать?
31 мая 2019
Советы

Full HD против Super HD: какой видеорегистратор выбрать?

Эксперты компании Mio Technology, ведущего международного разработчика и производителя автомобильной электроники, рассказывают, чем отличается видеорегистраторы формата Full HD от моделей с разрешением Super HD и какие подводные камни ожидают покупателя при выборе последнего.

Видеорегистратор Neoline G-tech X20: свет мой, зеркало, пиши
25 апреля 2014
Новости

Видеорегистратор Neoline G-tech X20: свет мой, зеркало, пиши

Компания Neoline объявляет о старте продаж новой линейки зеркал с функцией видеорегистрации – G-tech. Флагманская Full HD модель Neoline G-tech X20 дополнена тыловой HD-камерой, и ее возможности видеообзора (Full HD + HD) не имеют аналогов на российском рынке. Вторая модель серии – Neoline G-tech X10 построена на базе популярного процессора Ambarella A2.

Захомутали!
10 июня 2004
Новости

Захомутали!

Расширяя ассортимент выпускаемой продукции под маркой «Маяк», компания разработала и приступила к выпуску хомутов червячных. В ассортименте выпускаемых хомутов представлен весь модельный ряд, начиная от миниатюрного 1/2** (8—12 мм) и заканчивая 4** (80—100 мм). В процессе разработки и подготовки к производству хомутов особое внимание уделялось качеству стали, из которой будет изготовлен хомут, зажимному механизму (замок), а также потребительским характеристикам всего изделия в целом.

Анатомия блеска
27 июня 2005
Новости

Анатомия блеска

«Главное, чтобы машинка блестела»! — именно этим нехитрым критерием руководствуются многие автомобилисты, выбирая автокосметику. Возможно, это несколько наивно, но с научной точки зрения вполне оправданно… Помимо чисто эстетического восприятия блеск обеспечивает повышение отражающих свойств поверхностей.

Видеорегистратор Defender Car vision 5018 FullHD
20 ноября 2013
Новости

Видеорегистратор Defender Car vision 5018 FullHD

Москва, 20 ноября 2013 г. — Defender, один из лидеров рынка периферии, аксессуаров для персональных компьютеров и мобильной техники, представляет новый автомобильный видеорегистратор Car vision 5018 FullHD. Компактный и функциональный, гаджет станет надежным свидетелем — и на дороге, и во время стоянки. Все происходящее в поле его «зрения», включая мелкие детали, будет четко зафиксировано на видео.