Аудиосистемы по понятиям

Выбор музыкального центра является достаточно трудной задачей из-за обилия моделей на рынке и многообразия предложений, но решаемой, если понять, что сейчас происходит на рынке аудиоаппаратуры, и немного разобраться в вопросе — на какие особенности той или иной аппаратуры стоит обращать внимание, а что можно пропустить. Сразу оговоримся, что рассматривать вопросы выбора Hi-Fi техники мы не будем, а остановимся на позициях музыкальных центров в мини- и микрокомпоновке и магнитол.

Общие тенденции развития

Сейчас в стане музыкальных центров и магнитол наметилась общая тенденция к внедрению максимального количества дополнительных функций в прежний объем. Так, если изначально микросистемой считался музыкальный центр исключительно «скромных» размеров — с шириной фронтовой панели 175-180 мм и включающий в себя лишь однокассетную деку, стереоресивер и проигрыватель CD, рассчитанный на один компакт-диск, то теперь в этот же объем часто вставляется трех- или пятидисковый CD-чейнджер.

МИКРОСИСТЕМЫ

Функциональные возможности микросистем тоже расширяются. В последнее время все больше появляется систем, поддерживающих работу с файлами mp3/wma. Цифровые (или аналоговые) настройки bass/treble уступают место встроенному многополосному электронному эквалайзеру с фиксированными предустановками disco, hall, stadium, church. В настоящее время наметилась явная тенденция исключения из состава микросистем кассетной деки, а признаком хорошего тона считается ее замена на мини-дисковую деку. И несмотря на малые размеры, благодаря применению современных технологий, качество звучания микросистем приближается к мини-системам.

МИНИ-СИСТЕМЫ

Среди мини-систем развиваются те же тенденции: если CD-чейнджер, то не меньше, чем трехдисковый, с поддержкой mp3/wma, обязательно c программируемым режимом работы и режимом воспроизведения треков в произвольном порядке. Технология DVD перестает быть чем-то необычным, и производители мини-систем вставляют в топ-версии своих моделей DVD-привод, а иногда и DVD-чейнджер. Стереофонический тюнер должен обязательно уметь работать с системой RDS. Кассетные деки — с логическим управлением, автореверсом на одной (или двух) деках и системой шумоподавления Dolby B. Очень быстро приобретают популярность и развиваются системы типа О.Т.Е. (one touch editing) — редактирование в одно касание. При нажатии на одну кнопку в процессе прослушивания понравившейся композиции система сама подготовит аудиокассету к записи, пропустит четырехсекундный интервал, запустит выбранную композицию с начала, запишет ее на кассету, а после завершения композиции автоматически выключит запись. Встроенный многополосный эквалайзер позволяет не только выбирать фиксированные настройки, но и самому анализировать спектр звука, настраивая систему под свои вкусы.

Все производители мини-систем взяли курс на утверждение на рынке единого стиля — стиля «футурдизайн». Похожие на сопла ракет динамики, центральные блоки, подобные космическим кораблям, многоцветные дисплеи, оформленные в том же стиле, — на рынке мини-систем не удалось найти современный музыкальный центр классической внешности.

МАГНИТОЛЫ

С магнитолами проще. Здесь нет каких-либо общих тенденций в дизайне — кто-то делает округлые, кто-то квадратные, кто-то делает завораживающие «космические корабли», а кто-то — симпатичный lifestyle. Нет такого однообразия, как на рынке мини-систем. Наличие mp3/wma декодера пока не является обязательным условием, а является лишь приятным дополнением. Хотя уже очевидно, что класс магнитол тоже сдается под натиском mp3. Тюнер, естественно, цифровой; естественно, поддерживает систему RDS. А вот развитие кассетной деки остановилось на уровне внедрения логического управления. Иногда таких дек две. Иногда они оснащены автореверсом (автореверс — штука дорогая, чаще всего им оснащается только одна из двух дек). Сейчас появились первые ласточки — магнитолы, в которых дека отсутствует как класс. Вместо этого намечается тенденция разворота магнитолы «лицом» к компьютеру, т.е. установка USB-портов, RCA-разъемов, позволяющих уже использовать возможности магнитолы вкупе с возможностями компьютера. Еще необходимо отметить, что создатели стремятся к улучшению качества воспроизводимого звука, вставляя в магнитолы не только широкополосные динамики, но и дополнительные высокочастотные, или дублирующие среднечастотные, иногда дополнительный низкочастотный динамик — сабвуфер.

Все установившиеся тенденции на рынке музыкальной техники есть результат развития современных микро-технологий, а также нарастания здоровой конкуренции между производителями.

Как выбрать музыкальный центр?

При выборе музыкального центра учитывается множество факторов — начиная от качества звучания и длины проводов и заканчивая дизайном и удобством управления. Но поскольку музыкальный центр приобретается для воспроизведения звука, попробуем разобраться, от каких основных параметров зависит качество звучания системы.

МОЩНОСТЬ

Первый параметр, который приходит в голову при выборе, это мощность. Считается, что чем больше мощность, тем лучше, тем громче звучит музыкальный центр. В какой-то степени это так, однако следует помнить, что мощность — это не громкость, а лишь оценка громкости, причем весьма условная. Чаще всего в ценнике указывается мощность RMS (Root Mean Square или Rated Maximum Sinusoidal) — среднеквадратическое значение мощности синусоидального сигнала в определенном диапазоне частот, при котором акустическая система способна длительное время работать без тепловых или механических повреждений. Она измеряется при подаче на вход акустической системы синусоидального сигнала частотой 1 кГц при достижении 10% уровня нелинейных искажений (THD) и вычисляется как произведение среднеквадратичных значений силы тока и напряжения. Однако для оценки громкости звука она малоэффективна, поскольку при воспроизведении музыкальных сигналов громкие звуки мы слышим лучше, чем слабые. Следовательно, на органы слуха большее воздействие оказывают амплитудные значения, а не среднеквадратичные. То есть громкость не эквивалентна мощности.

Гораздо более приближено к оценке громкости понятие «мощность DIN». Она обычно указывается в инструкции к аппарату, но на ярлык не выносится. Определяется как среднее значение мощности при реальной нагрузке, ограниченной нелинейными искажениями. Измеряется при подаче сигнала с частотой 1 кГц на вход акустической системы в момент достижения 1% нелинейных искажений (THD). Но и этот показатель тоже не может являться характеристикой громкости, поскольку громкость определяется уровнем звукового давления, создаваемого акустической системой, а не мощностью подаваемого сигнала.

Еще один часто употребляемый термин — мощность PMPO (Peak Music Power Output — пиковая музыкальная мощность). Измеряется обычно при подаче кратковременного синусоидального сигнала (менее 2 секунд) частотой менее 250 Гц (обычно 100 Гц) без механических или тепловых повреждений. При этом не учитывается уровень нелинейных искажений. Понятно, что при такой методике измерений значения мощности PMPO могут достигать тысяч ватт! Однако трудно судить о среднем значении по максимальному, поэтому PMPO является еще менее информативной, чем RMS или DIN. Таким образом очевидно, что параметр «мощность» не является информативным при выборе музыкального центра, он служит скорее не характеристикой громкости, а показателем прочности, механической надежности системы. Хотя для приблизительного сравнения центров между собой можно пользоваться понятиям «мощность RMS» или «мощность DIN».

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ АС

Другой параметр, гораздо лучше определяющий громкость музыкального центра, — чувствительность его акустических систем. Определяется как отношение среднего звукового давления, развиваемого акустической системой в заданном диапазоне частот (100—10 000 Гц), к порогу слышимости на расстоянии 1 м при подводимой мощности 1 Вт. Параметр чувствительность позволяет определить динамический диапазон акустических систем музыкального центра, то есть отношение максимального звукового давления к минимальному. Широкий динамический диапазон позволяет с большей достоверностью воспроизводить сложные музыкальные произведения — джазовую, классическую камерную, симфоническую музыку. Этот параметр производители вносят в паспорт изделия, а вот продавцы не выносят его на ярлык при продаже, поэтому при выборе музыкального центра этот параметр помочь может слабо.

АЧХ

Самый показательный параметр музыкального центра — его амплитудно-частотная характеристика. АЧХ — это график зависимости величины амплитуды звукового сигнала от его частоты. АЧХ измеряют при подаче синусоидального сигнала неизменной амплитуды, при изменении его частоты. Идеальной была бы АЧХ в виде прямой линии. Но АЧХ реальных музыкальных центров представляют собой кривые со множеством пиков и провалов. Появление такой неравномерности — следствие неидеальности акустических систем и музыкального центра в целом, наличия вибрации стенок корпуса, паразитных резонансов и т.д. Чем равномернее АЧХ, тем более естественным будет воспроизводимый звук. К сожалению, ни производитель, ни продавец не предоставляют амплитудно-частотных характеристик своих изделий, но с определенной степенью точности это можно сделать «на глаз»: уменьшение уровня низких частот подразумевает потерю сочности, насыщенности звучания басов; подъем в области НЧ вызывает ощущения «бубнения» и «гудения» центра. В завалах высоких частот звук будет тусклым, неясным. Подъемы ВЧ означают присутствие раздражающих, неприятных шипящих и свистящих призвуков.

ЧАСТОТНЫЙ ДИАПАЗОН

Менее информативным, но важным параметром является эффективный рабочий диапазон (Frequency Range) — диапазон воспроизводимых музыкальным центром частот. Это немного упрощенный вариант АЧХ. Диапазон частот, воспринимаемых человеческими органами слуха, — 20-20 000 Гц, и производители музыкальных центров стремятся максимально приблизить значение параметра к этому частотному диапазону. Эффективно воспроизводимый диапазон определяется характеристиками динамиков, конструкцией и размерами акустических систем. С верхней границей диапазона слышимости проблем обычно не возникает — современные твитеры способны воспроизводить даже ультразвук. А вот на низких частотах решающую роль играет объем корпуса АС. Чем он больше, тем более эффективно воспроизводятся низкие частоты. Поэтому для нижней границы диапазона характерны значения 100-150 Гц.

Правда, в большинстве случаев человеческое ухо не в состоянии уловить ту небольшую разницу в частотном диапазоне, что существует между различными музыкальными центрами.

ИМПУЛЬСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Помимо частотных характеристик особую важность представляет импульсная характеристика акустических систем музыкального центра. Импульсная характеристика — это отклик системы на прямоугольный импульс очень малой длительности (в идеале — нулевой длительности и бесконечной амплитуды). ИХ позволяет определять синхронность работы динамиков, строить АЧХ и ФЧХ акустических систем. Естественно, производитель стремиться к получению приемлемых ИХ — чем хуже импульсная характеристика, тем больше будет возникать нелинейных искажений, связанных со свойствами динамиков, с расположением динамиков в колонке. Ведь динамики в колонке находятся на разной высоте, что может привести к возникновению разности хода волн, достигающей 15 сантиметров. В этом случае ИХ позволяет ввести временное согласование динамиков. Однако составить представление об этом параметре в магазине, без дополнительных измерительных устройств, очень сложно.

КОЭФФИЦИЕНТ ГАРМОНИК

Также необходимо упомянуть параметр THD — total harmonic distortion, коэффициент суммарных гармонических искажений. Дело в том, что музыкальный центр — это сложное электроакустическое устройство, обладающее нелинейным коэффициентом усиления. Поэтому сигнал, проходя через весь звуковой тракт, на выходе обязательно будет иметь нелинейные искажения. Появление этих искажений обусловлено появлением дополнительных паразитных гармоник вследствие нелинейности характеристик звукового тракта музыкального центра. Естественно, что при увеличении мощности сигнала коэффициент нелинейных искажений возрастает. ТНD часто заносят инструкцию к продукту, но при выборе он остается в тени — можно лишь на слух попытаться определить его величину, паразитные гармоники придают звучанию новый тембр и приводят к невосполнимым потерям в звуке.

Теперь, после рассмотрения ключевых составляющих качественного звука, можно перейти к другим факторам, учитываемым при покупке, — дизайн, эргономика и т.д. Но определение этих параметров — личное дело каждого. Как дизайн зависит от вкусов покупателя, так эргономика и другие конструкционные особенности зависят от целей, для которых приобретается центр.

Желательно, чтобы музыкальным центром было удобно управлять, чтобы все основные функции находились на поверхности, и не было нужды, например, для настройки эквалайзера каждый раз лазить в инструкцию. Но если система может похвастать высоким качеством звука и стильным, хорошим дизайном, то некоторую неэргономичность ей простить можно.

Естественно, при покупке музыкального центра необходимо убедиться в работоспособности всех основных систем. А вот вопрос о том, стоит ли при покупке обращать внимание на фирму-производителя, каждый должен решать сам. Поскольку в стане музыкальных центров царит конкуренция, производители стараются догнать и перегнать друг друга, как по функциональности систем, так и по их качеству. В любом случае, необходима личная оценка будущей домашней музыкальной системы.

При покупке магнитолы ко всем вышеперечисленным факторам добавляется еще ее компактность, вес и мобильность, а эргономичность выходит на передний план наравне с качеством звучания и дизайном. Ведь магнитола должна быть удобной не только дома, в квартире, но и в дороге, на природе — там лишние сложности ни к чему. Естественно, звук магнитолы беднее, чем звук музыкального центра, но и он должен быть чистым, насыщенным, без искажений.

Методика тестирования

Тестирование проводится в несколько этапов, на каждом из которых выявляется качество и конкурентоспособность системы в том или ином аспекте. Каждому из этапов отведен отдельный пункт в описании.

Конструкция — краткое описание внешнего вида системы, ее отличительных особенностей. От того, как выглядит центр/магнитола, во многом зависит его привлекательность для покупателя, поэтому внешности уделяется достаточно большое внимание. Сюда же входит понятие эргономики — удобство управления системой. От того, насколько удобно расположение кнопок на корпусе и на пульте управления, наличия самого пульта управления, зависит степень комфорта, предоставляемого музыкальным центром или магнитолой.

Сервисные возможности и управление — в этом пункте рассматривались разные аспекты использования различных систем центров в отдельности, возможности проведения быстрых и глубоких настроек. От их количества и точности зависит правильность и согласованность работы системы. Сюда же входят коммутационные возможности.

Подразделы:

«Проигрыватель CD» — количество дисков, тип загрузки, типы воспроизводимых дисков, наличие декодера mp3, воспроизведение DVD, video CD. Общее впечатление от проигрывателя.

«Кассетная дека» — количество дек, тип управления, автореверс, счетчик ленты, синхростарт и режим дублирования. Анализ возможностей кассетного проигрывателя.

«Тюнер» — тип тюнера, принимаемые диапазоны, принимаемые частоты, поддержка RDS, память на радиостанции.

«Коммутационные возможности» — типы и количество разъемов, наличие пульта.

Качество звучания — этот раздел является основным при оценке того или иного центра или магнитолы. Поэтому на данном этапе проводилось прослушивание различных фонограмм, способных выявить возможные недостатки системы или ее достоинства. В качестве тестового материала использовались диски с записями классической музыки, джазовой и рок-музыки, а также композиции с записями классической испанской гитары и другие произведения, которые могут предоставить информацию об АЧХ той или иной системы, ее мощности и звуковых возможностях. В этом пункте проводилась проверка звуковых возможностей системы — анализ спектра звука — выявление «провалов» или «выпираний» в частотной области, оценка качества звукового процессора DSP — количество и качество его предустановок, возможность тональной коррекции (эквалайзер). Здесь же оценивалась звуковая мощность — максимальные возможности системы, способность озвучивать большие комнаты.

Подразделы:

«Выходная мощность (RMS)» — заявленная производителем мощность акустических систем.

«Эквалайзер» — наличие цифрового эквалайзера, количество его предустановок, возможность ручной настройки, системы подъема басов, звук вокруг, улучшения звучания.

«Акустическая система» — количество полос, наличие и тип фазоинвертора, наличие сабвуфера, типы и диаметры динамиков.

Результат тестирования сводится в краткое резюме, определяющее основные плюсы и минусы системы, а общий результат по всем системам — в единую таблицу.



Комментарии

Александр
30.03.2009
0
Полуграмотная и дезинформирующая статья.
Направлена на одурачивание несведущего
покупателя.
Серго
11.05.2011
0
Егор всё правильно описал! Спасибо!

Похожие статьи

DxO обновляет Nik Collection и выпускает PhotoLab 1.2 с локальными настройками U Point.
7 июня 2018
Новости

DxO обновляет Nik Collection и выпускает PhotoLab 1.2 с локальными настройками U Point.

DxO объявила о доступности Nik Collection 2018 - обновленного набора плагинов для Adobe Lightroom и Photoshop. Обновление от DxO отмечает возвращение на рынок Nik Collection с первой стабильной версией и поддержкой клиентов. DxO также обновила PhotoLab - программное обеспечение для обработки изображений RAW и JPEG. Версия 1.2 добавляет новые локальные функции коррекции и поддержку семи дополнительных камер.

А у нас в квартире плазма... А у вас?
31 декабря 2003
Советы

А у нас в квартире плазма... А у вас?

На сегодняшний день плазменные панели все более активно внедряются в сферу домашнего кино, конкурируя при этом с топовыми моделями кинескопных телевизоров больших диагоналей стоимостью около $3000-3500. Сегодня цены на «плазму» падают все быстрее и быстрее. Покупателей эти аппараты привлекают прежде всего большим размером экрана и очень малой толщиной (у многих панелей не превышает 9 см), а также большой яркостью и контрастностью.

Шесть продуктов компании Canon удостоились награды iF Design Awards
13 февраля 2017
Новости

Шесть продуктов компании Canon удостоились награды iF Design Awards

Компания Canon, мировой лидер в области решений для обработки изображений, объявила о том, что шесть ее продуктов были отмечены организацией iF International Forum Design GmbH и удостоились престижной награды в области дизайна iF Design Awards — 2017.

Обзор Nikon D600, часть 2: я буду резкой - с такой-то системой фокусировки
2 марта 2013
Обзоры

Обзор Nikon D600, часть 2: я буду резкой - с такой-то системой фокусировки

Еще несколько лет назад точная фокусировка была слабым местом недорогих фотокамер. Часто всего лишь один центральный датчик был чувствителен к горизонтальным и вертикальным линиям. В Nikon D600 за точную наводку на резкость отвечает система из 39 датчиков фокусировки. Среди датчиков фокусировки - 9 крестообразных, причем, центральная часть датчиков системы замера фокусировки может работать с не очень светосильными объективами. Самая привычная и надежная для нас - одноточечная система фокусировки по центральной зоне кадра. Но если мы хотим, чтобы быстро двигающийся по всему полю кадра объект получился резким – есть возможность включить и остальные датчики...

HUAWEI представляет новую операционную систему HarmonyOS
9 августа 2019
Новости

HUAWEI представляет новую операционную систему HarmonyOS

На конференции разработчиков HUAWEI Developer Conference была представлена HarmonyOS — новая операционная система с мощной функциональностью на основе микроядра, разработанная для обеспечения единого пользовательского опыта на всех устройствах при любом сценарии использовани.Изначально она будет применяться на различных умных устройствах, таких как умные часы, умные экраны, колонки, и автомобильные бортовые компьютеры, с помощью которых HUAWEI планирует создать полноценную интегрированную экосистему с надёжной и безопасной средой.

Переходник iFI Audio iEMatch: маленький гигант большого звука!
7 августа 2018
Обзоры

Переходник iFI Audio iEMatch: маленький гигант большого звука!

От английских сыщиков, как и от британских производителей, просто так не скроешься. Не успели мы обозреть две хитовые новинки iFi (ЦАП Pro iDSD и xDSD), как прилетел новый комплимент от бренда: миниатюрный аксессуар, обозначенный как iEMatch. Удивительная диковинка!

Максимы Сергея Максимишина
4 января 2015
Обзоры

Максимы Сергея Максимишина

Сергей Максимишин энергично ведет занятие курса фотожурналистики. Тема занятия — фотоистория о человеке. Сергей «на себе» объясняет главные ее составляющие. Два раза в месяц Сергей приезжает в Москву, чтобы провести занятия со студентами курса фотоистории в Школе визуальных искусств. Шестой год подряд открытые показы работ студентов курса Сергея Максимишина становятся событием. В родном городе он преподавал в школе «ЦЕХ», сейчас учит студентов на фотофакультете имени Гальперина, декан которого Павел Михайлович Маркин в конце 90-х разглядел в менеджере российско-голландской компании фотографа мирового уровня.

Новый портативный DLP-проектор Aiptek MobileCinema i50D для iPad, iPod и iPhone
7 апреля 2013
Новости

Новый портативный DLP-проектор Aiptek MobileCinema i50D для iPad, iPod и iPhone

Москва, 5 апреля 2013 г, компания Aiptek, тайваньский производитель компактных видеокамер, медиаустройств и пико-проекторов, представляет компактный проектор для iPad, iPod и iPhone MobileCinema i50D.

Выносливые часы в стиле "милитари" от Canyon
26 июня 2019
Новости

Выносливые часы в стиле "милитари" от Canyon

Canyon, один из лидирующих производителей аксессуаров для мобильных устройств и ПК, представляет новые смарт-часы в стиле "милитари". Новинка предлагает беспрецедентный уровень качества как для любителей, так и для профессиональных спортсменов. Устройство может похвастаться стандартом водо- и пыленепроницаемости IP68, что позволяет погружаться c ним на глубину более 1 м длительностью до 30 мин. CNS-SW51 – высококачественная эффективная модель с практичным функционалом, позволяющим использовать ее как в повседневной жизни, так и в занятиях спортом.

Магия красного куба: Defender представляет акустическую систему для мобильных устройств PartyBox S3
18 января 2014
Новости

Магия красного куба: Defender представляет акустическую систему для мобильных устройств PartyBox S3

Москва, 17 января 2014 г. — Defender, один из лидеров рынка периферии и аксессуаров для персональных компьютеров, представляет активную акустическую систему для мобильных устройств PartyBox S3. Любая вечеринка станет ярче с этой компактной, но мощной Bluetooth-колонкой, превращающей смартфон в переносной музыкальный центр. Эта небольшая колонка подключается к источнику сигнала за считанные секунды и совместима с планшетами, смартфонами, плеерами, поддерживающими Bluetooth. Столь же непринужденно новинка будет работать в «паре» с любым устройством, оснащенными стандартным 3,5-мм аудиовыходом.