Завидую критикам.
Они так интересно говорят о фотографии.
Я же – немею. Вот и стал фотографом
Андрей Князев
В школьные годы преподаватели упорно твердили Андрею, что он будет математиком. Он же мечтал стать скульптором или живописцем. Но, получив фотоаппарат, стал снимать родных и знакомых, облака, реки и озера – «на память». По объявлению в «Вечерней Москве» – первая публикация и первый успех. Далее – первый фоторепортаж в журнале «Смена» о Центральной студии телевидения. А потом – «Литературная газета», «Советская культура». На вопрос, кого из известных фотомастеров он считает самым выдающимся, Андрей в те годы отвечал: «Космического фотомастера Германа Титова. Его фотографии Земли покорили ее обитателей…». Однако фотограф с уважением отзывался и о творчестве своих коллег, работавших в самых престижных иллюстрированных изданиях тех лет – «Огоньке», «Советском Союзе», «Смене» и других.
И. Глазунов Фотокамера Андрея Князева побывала и на Балтийском море, и в знойной Ферганской долине, и в целинных колхозах Казахстана, и у мартеновских печей Сибири… Таковы были шестидесятые годы, о которых и по сей день ныне здравствующие соратники Князева, фоторепортеры-шестидесятники, вспоминают с ностальгической улыбкой и сетуют на то, что некоторые их одногодки, в том числе и Андрей Князев, уже ушли из жизни.
В последующие годы А. Князев плодотворно трудился в «Советском экране», «Независимой газете», «Moscow News», сотрудничал в «Известиях» и ряде других изданий. География его снимков заметно расширилась. Социалистические страны, Англия, Италия… Камера в руках уже опытного репортера-профессионала позволила читателям этих изданий познакомиться не только с архитектурными достопримечательностями и шедеврами искусства, но и с обычной, повседневной жизнью зарубежных стран. Его снимки рождались без малейшего желания фотографа инсценировать какой-либо момент жизни, выдать желаемое за действительное. «Иду где-нибудь по улице, смотрю и «снимаю». Портрет, взгляд, улыбку, походку, ужимки, кокетство, игру. Ну как не любоваться этими колдуньями?» – писал А. Князев.
Л. Гурченко Весьма интересным было отношение опытного мастера к фототехнике, помогающей запечатлеть восхищавшую его красоту: «Встает вопрос – что брать, чем снимать? Будучи однолюбом, я вот уже десять лет снимаю одной камерой типа «Салют» («Хассельблат»)… Техника не должна становиться самоцелью. Пользоваться ею необходимо очень осторожно и продуманно. Основное – сохранить смысл фотографии, а не демонстрировать трюк».
Снимать и писать одинаково талантливо – этим могут удивить лишь очень немногие фотографы. Одним из них, несомненно, был Андрей Князев. Но, пожалуй, не в этом и не в увлечении «женской темой» заслуга фоторепортера-газетчика, чьи работы вошли в историю отечественной журналистской фотографии. Он был одним из талантливейших фотомастеров, сочетавших в себе две творческие ипостаси. Первая – уловить в долю секунды информационно насыщенный факт действительности, социально значимое жизненное явление. В этом заслуга фотожурналиста Андрея Князев.
А. Баталов Но во многих его фотокадрах авторство узнаваемо с первого взгляда благодаря мастерству фотохудожника Андрея Князева. И та, и другая области творчества, объединившиеся в одном кадре, – это и есть отличительная черта талантливого фотографа. Так умели снимать далеко не все, даже очень талантливые мастера, его предшественники и соратники. В предвоенные 30-е годы этим славился, например, Аркадий Шайхет, в годы войны – Дмитрий Бальтерманц, в послевоенные годы – Валерий Генде-Роте.
Но Андрей Князев как фотохудожник не успокаивался на этом. Он с успехом овладевал редким для газетчика умением создавать выставочные кадры, которые по своим чисто художественным достоинствам его «князевской» интерпретации не уступали произведениям фотографов-пиктореалистов, поклонников «портретной живописи», пейзажа или театральных мизансцен.
Н. Михалков Победы Андрея Князева на многих отечественных и международных выставках, бесчисленное множество публикаций в самых престижных изданиях, как широкой журналистской ориентации, так и обращенных к любителям и знатокам изобразительного искусства, поклонникам театра и кино, были для него закономерны и естественны. Кстати, театр, кино, музыка были одной из главных творческих тем Андрея Князева. Именно благодаря этому получили широкую известность его уникальные кадры, запечатлевшие моменты театральных спектаклей и знаменитых актеров театра и кино, в них участвовавших. Достаточно назвать лишь несколько имен, чьи портреты в неповторимых жанровых ситуациях вошли в актерскую фотоклассику прошлых лет: Иннокентий Смоктуновский, Инна Чурикова, Людмила Гурченко, Элем Климов, Никита Михалков…
И. Смоктуновский «…голос камеры со своим сладостным «клик-клак». Этот звук для меня – вершина блаженства», – писал на страницах «Moscow News» недавно ушедший из жизни талантливый фотомастер Андрей Андреевич Князев, оставивший нам уникальное фотографическое наследство.
Наследство это заняло достойное место в Центральном архиве аудиовизуальных документов Москвы. Это состоялось благодаря родственникам А.А. Князева, справедливо адресовавших негативы, слайды, авторские отпечатки, созданные за многие годы фотомастером, в анналы московского архива. Сотрудники архива за последние годы сумели завоевать большое уважение среди фотографов-профессионалов и тех, кому, уходя из жизни, талантливые фотожурналисты и фотохудожники завещали распорядиться результатами их многолетнего труда.
И. Чурикова и В. Павлов - пргулки по Москве Чтобы понять, каковы «масштабы этого уважения», достаточно назвать имена известных авторов фоторабот, пополнивших архивную коллекцию: Борис Игнатович, Василий Егоров, Марк Редькин, Николай Драчинский, Борис Ярославцев, Михаил Трахман. Эти имена хорошо известны тем, кто знаком с великолепными творческими работами, созданными в годы Великой Отечественной войны. А рядом с ними хранятся архивные материалы соратников Андрея Князева, вошедших в историю отечественной фотографии в 60—90-е годы прошлого века. Напомним лишь имена Юрия Королева, Валерия Генде-Роте, Валентина Соболева и целого ряда ныне здравствующих талантливых фотомастеров, таких как Виктор Ахломов, Леонид Бергольцев…
Спасибо им всем за уникальную возможность, опрокинувшись в фотографическое прошлое, «лучше один раз увидеть…».
Комментарии