О фотографии

Фото 3

Коллектив редакции очень обрадовала читательская реакция на статью «О фотографии», опубликованную в предыдущем номере журнала. Мы получили несколько сотен писем, в которых вы соглашались со многими высказанными в статье идеями и делились собственными мыслями. Спасибо тем, кто принял участие в нашем тесте, предлагавшем из трех снимков выбрать один — ту самую фотографию. Среди присланных писем есть и весёлые, и грустные, и короткие, и длинные. Что приятно: почти все написавшие постарались аргументировать свой выбор. Каковы же результаты? Около 70% проголосовало за фото 1, примерно 20% — за фото 3 и 10% — за фото 2. То, что лишь пятая часть написавших ответила правильно — а правы те, кто выбрал фото 3, —редакцию не слишком удивило. Позже постараемся объяснить, почему мы ожидали именно такого результата. Куда более интересно то, что многие определили победителем второй снимок.

Выбирая фото 2, читатели пытались силой своего воображения домыслить и развить происходящее. Или поставить себя на место фотографа и представить, какой снимок они сами сделали бы в тот момент. Вот некоторые из описаний: «Фото 2 — это фото-загадка с предвкушением чего-то. Вот-вот начнется сказка, и обязательно главные герои будут морские обитатели, но только по-доброму относящиеся к людям». Или другое: «Чем меньше мы знаем об объекте нашего внимания, тем больше мы о нём воображаем — создаём образ, вокруг которого может возникнуть целый новый мир. Чем больше мы получаем информации о нём, тем больше включается рациональное мышление и тем меньше остаётся места для творчества…». Смотришь на снимок, и хочется вообразить, придумать больше, чем изображено?

Фото 1

Наверное, это неплохо. Может быть, из таких фантазий родится сказка, сюжет для книги, но только к фотографии вся эта работа воображения никакого отношения не имеет. И, уж не сердитесь, невозможно серьезно относиться к подобным аргументам: «Во всем этом должен быть какой-то подвох, содержание фото 2 наименее понятно, следовательно, именно оно и является правильным ответом». Такие размышления сложно назвать «фотографическими». Наше мнение: фото 2 — неплохая «медитативная» зарисовка. Как написал один из читателей — «в кабинет психотерапевта».

Первый снимок хорош прежде всего в техническом плане. Интересный сюжет, грамотно расположенная линия горизонта. Любой учебник рассказывает о правиле «золотого сечения» и о том, что горизонт лучше размещать на линии третей? На первой фотографии облака проработаны почти идеально. Об этих, и в основном только этих, справедливых достоинствах говорили сторонники фото 1. Если бы мы отбирали кадр для каталога северных островов или настенного календаря, первый снимок был бы очень привлекателен. Но с точки зрения художественного фотографа, он лишен интересного индивидуального композиционного решения. Подобных «открыток» каждый из нас видел не один десяток, если не сотню. И именно «привычность» глаза к такого рода сюжетам стала причиной того, что фото 1 оказалось в фаворитах.

Примечательно и очень приятно, что проголосовавшие за фото 3 говорили как раз не о технической стороне вопроса. Передержка в левой части? Да, она есть — кстати, там, где восходит солнце. Но разве подобные аргументы могут быть определяющими в художественной фотографии? Знаменитый мастер студийной съемки Хорст П.?Хорст, например, техническое несовершенство сделал одним из элементов своего фотографического почерка (свои композиции он часто снимал с недодержкой, оставляя теневые участки непроработанными). К тому же если снимаешь яркое солнце, пересвеченные области будут всегда.

Отдельно хочется сказать о линии горизонта. Её симметричное расположение на третьем снимке отпугнуло многих: «Очень хочется выбрать фото 3. Трудно даже объяснить, чем оно привлекает (это действительно не просто — прим. ред.), но вот линия горизонта проходит посередине, а это не по закону, поэтому жаль — этот снимок отпадает». Неужели читателя не насторожили собственные же слова? Зачем же отбрасывать? Особенно, если жаль. Не бойтесь нарушать каноны. Даже в фотографической литературе о линии горизонта говорится осторожно, всё-таки не с догматической интонацией: «Как правило, фотографы стараются не располагать линию горизонта посередине. Но когда того требует художественный замысел…». Да, ни небо, ни море на третьем снимке не доминируют, но это и не было замыслом фотографа. Он стремился поймать ритмы волн и облаков, «перекличку» островов и темного пятна в левой нижней части кадра. Он выстроил снимок, взяв за основу геометрическую и тоновую симметрию неба и воды. Именно ритмы и равновесие «держат» эту фотографию. Хорошую фотографию.

Фото 2

В заключение хотелось бы привести три письма, авторы которых, как нам кажется, оказались ближе всех к истине.

«Все фотографии относятся к жанру «морской пейзаж», все они технически выполнены очень хорошо. Голубая вода под голубыми же небесами. Но если на центральном снимке (фото 2) мы можем просто видеть безупречную линию горизонта и занимающийся рассвет, то острова на двух других придают им дополнительный смысл. На фото 1 проработано небо, видны фактурные облака, и темный остров, застывший в нижней трети снимка, навевает чувство вселенского одиночества. Но наиболее хорош третий снимок. Он привлекателен своей неоднозначностью. Если бы не проработанность воды, можно было бы вообразить, что остров парит в облаках или в безвоздушном пространстве, как Фата Моргана. Удачное кадрирование уравнивает темную полосу воды на переднем плане с более темным участком неба и создает безупречную симметрию. Легкая тень-рябь под островами-облаками делает их чуть более реальными, чем просто тени в безвоздушном пространстве. Хотя на снимке изображена практически такая же натура, как и на фото 1, он создает другой эмоциональный отклик. Я голосую за фото 3» (Виктория Пьянкова, Санкт-Петербург).

«Фото 3. Не просто красивое небо и вода, а красивая манящая симметрия. Гармония бесконечностей: уходящая ввысь, уходящая в глубину и сходящаяся в белую точку на горизонте в центре» (Мысина Г.).

И наконец, письмо читателя, ставшего победителем и получившего годовую подписку: «Фото 3 представляет наибольший художественный интерес. Казалось бы, что линия горизонта размещена неправильно, но это не так. Фотография разделена светлыми и темными полосами на пять частей. В нижней части от темной полосы воды идут зигзагообразные тени, образующие диагональ, что вносит определенную динамику. Фотография более светлая к горизонту, что дает объем. Острова, изображенные на горизонте, складываются в причудливую форму, напоминающую каменного исполина, затопленного толщей воды. Здесь есть объем, настроение и смысл, чего другие две лишены» (Евгений Онишков, Ростов-на-Дону).

Вновь перед вами три снимка. Постарайтесь выбрать лучший, на ваш взгляд, и объяснить свой выбор. Победителя снова ждет приз.

Ответы присылайте по адресу редакции или по электронной почте marchenko@potrebitel.ru.

Комментарии

Матушко Андрей
19.01.2008
0
Мне нравится третья фотография. Тень человека расположена по правилу золотого сечения, композиция тоже правильно подобрана, перила идут строго по диагонали. Вы спросите а почему не первая фотография, ведь там тень тоже по золотому правилу? А она, тень, размыта сильно, и не понятно кто её отбрасывает, человек или что-то с тазом на голове :) Вторая фотография - слишком кучно, не начём остановиться глазу...
Наталья Г.
04.03.2008
0
Я за фото 3, здесь лучше всего читаются формы, ясно видно что хотел донести до зрителя автор - правильно скомпонирован, четкая игра света и тени. Фото 2 и 1 интересны возможно чем-то, но только самому фотографу. Хотя здесь редакция наверняка тоже задумала какой-то подвох!
Анастасия
27.05.2008
0
А я за первую фотографию. Она наиболее художественно интересна, ощущается настроение, и размытость тени только в плюс. Мне не нравится третья фотография, потому что она очень статична, неподвижна...
Станислав
13.12.2008
0
А мне нравится 3-я фотография. Я голосую за нее. На ней изображена уже совсем не тень, а душа человека спускающегося в переход. Первые две фотографии сделаны наверное грамотно (я только начинаю вникать в суть фотографий), но на них изображены тени. А третья фотография живет своей жизнью она закончена, она не требует словесного объяснения, она как картина заставляет что-то бурлить внутри тебя. После беглого просмотра только третья остается в памяти и остается соблазн ещё разок взглянуть на неё, увидеть её ещё разок. И догодаться куда и зачем душа спускается в подземелье. Кто обидел её или её свет был не понят обществом и она решает уединиться...
Елена
15.12.2008
0
Я голосую за 3-е фото! Потому что на нем четкое отражение одиночества, и у каждого такие периоды в жизни бывают, это ближе к внутреннему миру человека!!!
Марийка
25.12.2008
0
Голосую за 1 фото. Навевает мысли о шпионах (играет тревожная музыка:)) Согласна с Анастасией - третья статична. А во второй вообще не понятно, что намешано.
Виктор С.
28.09.2009
0
Голосую за 1 фото.
3-фото: кто то стоит, возможно с сумкой и.т.д. (не сбалансировано по контрасту, тень отдельно, не вписывается, хотя можно поразмышлять, но главное не вызывает ни каких чувств.)
2-непонятное нагромождение (разбегается взгляд, но тут зависит, как назвать)
1-фото притягивает, и думаешь не о тени, а о одиноком человеке, сгорбленным под тяжестью лет и спускающегося в низ, прожившем долгую….
Алексей
11.12.2009
0
Довольно интересным показалось фото 3, в ней довольно не обычная тень, можно только догадываться, кто это или что это. Может быть тень напарника фотографа, или прохожего. А может быть тень того, которого фотограф упустил, пока снимал тень?
shinar-39@mail.ru
30.12.2009
0
Первое фото. Сошествие в ад. А возможно это изображение интраверта.
Елена
09.06.2010
0
Скорее, это психологический тест. Первый - сгорбленный человек - безрадостный, для тех, кто так видит мир (в настоящий момент времени). Третий - фигура, конечно, статичная, но прямая, т.е. подсознательно воспринимается, как то, что человек не сдается, перед ним лестница ведет вниз, но он не хочет по ней спускаться, он пытается выстоять! Вот как-то так...
Влад
28.12.2010
0
Не знаю почему, но на первое фото хочется смотреть и смотреть, снова просматривать каждый кусочек, каждый угол. Не понимаю чем, но она притягивает, простотой и одновременно глубиной что ли. А тень здесь совсем не главная, она просто добавляет фотографии полноты. На остальных фото взгляд больше чем на пол секунды не задерживался...
Павел
10.10.2011
0
При беглом просмотре, первое мнение:
Фото 1: грустное, фигура тени сгорбленная, самого человека не видно, но, судя по силуэту, он спускается. Спускается вниз, в одиночестве. В общем безрадостно, но интересно.
Фото 2: нагромождение теней, не понятно.
Фото 3: с технической точки зрения очень гармонично. Светотени просматриваются даже на темных ступеньках. Перила проходят по диагонали, подчёркивая движение, верх-низ. Нравится! Правда, фигура напоминает снимающего фотографа.
Но вопрос стоит "... три снимка. Постарайтесь выбрать лучший, на ваш взгляд..." Просматриваем подробно, ищем смысл Фото 1: новых мыслей не вызывает. Грустно. Мрачно, особенно черный правый нижний угол. И трещина подходит к голове тени как верёвка, суицид...
Фото 3: мнение прежнее.
Фото 2: а почему нет. становится понятно. Это понятно подземный переход. Подземелье, тени, тени людей - Люди подземелья. Вроде как жизненная "яма", движение вверх и вниз. Кто- то спускается в "яму", кто- то поднимается. Просматривая тени, кажется, что даже один помогает другому двигаться, чтоб было легче.
МОЙ Выбор Фото 2.

Похожие статьи

Шедевры в ваших руках благодаря совершенно новой фотокамере Nikon D780
7 января 2020
Новости

Шедевры в ваших руках благодаря совершенно новой фотокамере Nikon D780

Компания Nikon представила высокоэффективную цифровую зеркальную фотокамеру, которая призвана расширить творческие возможности фотографов, снимающих полнокадровыми фотокамерами. Независимо от того, снимаете вы видеоролики или фотографии, фотокамера D780 станет надежным партнером любителей качественной творческой фотографии в любых условиях.

Когда смартфон лучше динамита. Samsung оценила убытки после снятия с производства Galaxy Note7
14 октября 2016
Новости

Когда смартфон лучше динамита. Samsung оценила убытки после снятия с производства Galaxy Note7

Сеул, Корея, 14 октября 2016 г. — Samsung Electronics оценила влияние прекращения продаж Samsung Galaxy Note7 на операционную прибыль в четвертом квартале 2016 года и в первом квартале 2017 года примерно в 3 триллиона корейских вон ($2.67 миллиарда).

Стиль XXI века
23 мая 2006
Новости

Стиль XXI века

Компания TANGENT AUDIO является дочерним предприятием известнейшего датского производителя ELTAX. Эта компания уже полвека занимается производством акустических систем для самого широкого круга поклонников качественного домашнего звука. Бренд TANGENT был создан в 1996 году группой инженеров, являющихся настоящими энтузиастами качественной Hi-Fi радиоаппаратуры.

Мировая премьера смартфона LG Optimus F5
3 мая 2013
Новости

Мировая премьера смартфона LG Optimus F5

Новейший высокофункциональный смартфон от LG обеспечивает высокоскоростной интернет в сетях 4G LTE.

ZTE Grand X 3 — доступный смартфон премиум-класса
6 января 2016
Новости

ZTE Grand X 3 — доступный смартфон премиум-класса

6 января, Ричардсон, Техас — компания ZTE, ведущий мировой производитель мобильных устройств, представляет «умный» телефон ZTE Grand X 3 с ценником 129,99 доллара США. Несмотря на низкую стоимость, новинка по своим характеристикам сравнима с устройствами hi-end класса.

"Я живу в башне из слоновой кости"
23 июня 2004
Обзоры

"Я живу в башне из слоновой кости"

Ральф Гибсон и Игорь Потоцкий, Москва, апрель 2004. Фото: А.Мелихов Москва, суббота, время — 10.00. Ральф Гибсон проводит мастер-класс для русских фотографов. Ральф Гибсон снимает очки, вздыхает и складывает руки на груди. Надевает очки, опирается подбородком на руки и тоскливо глядит в окно. Снимает очки, нервно теребит их длинными пальцами и глядит в потолок.

Обзор цифровой зеркальной фотокамеры Olympus E-620
29 октября 2012
Обзоры

Обзор цифровой зеркальной фотокамеры Olympus E-620

Эта модель открыла 600-ю серию в линейке цифровых зеркальных камер Olympus. Производитель позиционирует ее как камеру, созданную специально для творчества. В поддержку этой концепции камера оснащена практически всеми технологическими ноу-хау Olympus.

DVD-проигрыватели BBK
30 августа 2005
Новости

DVD-проигрыватели BBK

BBK Electronics, хорошо известная в нашей стране доступной и качественной техникой, продолжает наращивать ассортимент своей аппаратуры. Не так давно компания объявила о пополнении модельного ряда DVD-проигрывателей — продукции, на которой BBK сделала себе имя и репутацию. Новые проигрыватели, что называется, «держат марку»: вновь представленные плееры вслед за уже проверенными моделями демонстрируют высшие достижения фирменного «бибикеевского» стандарта качества.

Новые суперзум-фотокамеры COOLPIX от NIKON — с любовью к открытиям
17 января 2019
Новости

Новые суперзум-фотокамеры COOLPIX от NIKON — с любовью к открытиям

Компания Nikon представляет две новые суперзум-фотокамеры COOLPIX с первоклассной оптикой NIKKOR и впечатляющими возможностями для создания потрясающих изображений. Эти легкие и удобные компактные фотокамеры гарантируют резкие снимки в любом положении — от широкоугольного до супертелескопического — даже в условиях слабого освещения. Они отлично подойдут для съемок на городских улицах и не упустят ни одной детали.

Новые пятидрайверные наушники Westone W50
14 мая 2014
Новости

Новые пятидрайверные наушники Westone W50

Компания Westone спешит порадовать российских аудиофилов новыми профессиональными вставными наушниками премиум класса Westone W50. Эта модель отличается от предыдущих поколений Westone тем, что имеет пять драйверов.