«Осторожно, наш поезд отправляется! Следующая остановка — «Кельн Мессе / Дуйтс» Эту фразу (разумеется, на немецком) я слышал каждое утро в скоростной электричке, доставлявшей меня из Бонна в Кельн. Последний перегон очень короткий — меньше километра. Поезд извивающейся змейкой покидает кельнский вокзал. Покидает медленно, словно отдавая дань уважения величественному Кельнскому собору, расположенному рядом, минует мост через Рейн и плавно тормозит у платформы «Кельн Мессе». Часть людей уже толпится у выхода. Кондуктор смотрит на журналистский бедж у меня на груди и понимающе улыбается — он точно знает, куда я еду. Пассажиры спускаются с платформы и выходят на короткую аллею, ведущую прямо к главному входу «КельнМессе». Здесь тоненькие людские ручейки сливаются в одну большую реку, которая с шумом врывается в двери выставочного центра…
Думаю, каждый, кто серьезно связан с фотографией, мечтает побывать на всемирно известной выставке Photokina. Она проходит в Кельне в сентябре, раз в два года, и представляет собой поистине грандиозное зрелище. Конечно, это не единственная выставка, демонстрирующая миру достижения фото- и киноиндустрии. Есть и американская PMA, и московский «Фотофорум», и питерская «Фотоярмарка»… Но Photokina — это нечто особенное. Почему? Может быть, потому, что она самая крупная и одна из самых старейших. А может быть, благодаря месту проведения. Согласитесь, трудно представить себе страну более фотографическую, чем Германия. Здесь вотчина таких именитых оптических фирм, как Leica, Carl Zeiss, Schneider Kreuznach, Rodenstock. Здесь была разработана первая в мире 35-миллиметровая камера. Стоит выйти на главную вокзальную площадь Кельна, как сразу ощущаешь особый «запах» фотографии. Кстати, знаменитые лейковские дальномерки, от которых сходили с ума фотографы всего мира, здесь продаются практически на каждом углу. Своего рода немецкий вариант русской матрешки.
Но основной сгусток фотоэнергии, естественно, на самой выставке. Тот, кто бывал в московском «Крокус-центре» (а именно там проходил «Фотофорум–2006»), помнит эти громадные залы с высокими потолками и стендами в виде подиумов. Так вот, чтобы представить себе масштаб Photokina, нужно умножить все это минимум на 5! За неделю мне так и не удалось посетить все уголки этого фотогорода. А ведь у меня был подробный план, каталог в 200 (!) страниц и достаточный запас английского…
Всюду на выставке чувствовалось радушное отношение к журналистам. Самих пресс-центров было два: северный (главный) и юго-восточный (дополнительный). Между ними 10 минут езды на автобусе или 15 (!) минут оздоровительного бега по павильонам и «бульварам». Это я все о масштабах. В пресс-центре всегда свежая информация о месте и времени проведения презентаций, резюме фирм-производителей, бесплатный Интернет, а также… десяток консультантов. Да, есть еще зал с релаксационными креслами для отдыха, и, конечно, буфет со знаменитыми немецкими сосисками и пивом.
Среди посетителей — фотографы, продавцы фотооборудования, полиграфисты, просто зеваки. В этом смысле все очень похоже на московский «Фотофорум». Много молодежи, в частности, студентов. Они толпятся у стендов, подолгу с большим интересом изучают пресс-релизы; их даже можно встретить на некоторых пресс-конференциях. При этом на шее у них не мобильный телефон с встроенной фотокамерой, а как минимум любительская зеркалка. Прямо скажем, неожиданно. Но радостно: будущее фотографии представляется вполне оптимистичным.
Замечу, что впервые оказался в Кельн-мессе, а вот мой главный редактор хорошо помнит предыдущие выставки. Говорит, что в этот раз на Photokina чувствуется некоторая растерянность. На стендах жизнь не очень-то бурлит. Мне трудно судить. Но растерянность действительно ощущается. С одной стороны, фотоиндустрия никогда еще не развивалась столь стремительно, с другой — рынок замер. Интересное противоречие, правда? Ответ прост: технологии так рванули вперед, что многие забыли об идеологии. Сейчас снова вспомнили. Но потребуется некоторое время, прежде чем новая техника обрастет новым смыслом. Иначе производителям трудно будет объяснить, зачем все это нужно покупать. Как и подобает выставке с таким статусом, кельнская Photokina первой отреагировала на несоответствие. И растерялась…
Основные площади выставочного комплекса отданы традиционным фотографическим брендам. Бок о бок с ними производители осветительного оборудования, оргтехники и компьютерной электроники. Все это сверкает, говорит, а иногда даже поет — всячески заявляет о себе. Но при этом меня не покидало ощущение — выставка излишне многолика, неоправданно раздута. Впрочем, и тому есть объективные причины. Современная фотоиндустрия — это масса производственных сфер, каждая из которых стремится заявить о себе. Сумки для камер и чехлы для штативов, безусловно, имеют отношение к фотографии. А рамки для отпечатков? Да, скажите вы. А контейнеры для хранения этих рамок? Пожалуй… А обувь? Задумались? Ну как же, ведь надо фотографу в чем-то передвигаться, особенно если он пробегает несколько километров в день. Да и хорошие кресла ему не помешают. Хотя бы для того, чтобы с комфортом просматривать отпечатки. Не удивлюсь, если на следующей выставке увижу рекламу разноцветных клоунских шариков. Их еще надевают на нос. Вспомнили? Красный, синий, голубой… Между прочим, в цифровой фотографии очень даже полезная вещь. Когда смотришь в видоискатель, часто трешься носом о ЖК-дисплей — не порядок…
Рабочий день пролетает на выставке как один час. В шесть вечера люди уже тянутся к выходу. Снова знакомая скоростная электричка. Мягкая и бесшумная, она всего за полчаса довозит меня от Кельна до Бонна. Путь, пролегающий в пойме Рейна, очень живописен. Маленькие фермерские хозяйства чередуются с аккуратными парками и современными жилыми постройками. Станция «Брюль». Здесь расположена знаменитая резиденция архиепископов-курфюрстов — дворец Аугустусбург (кельнский Версаль). В течение 5 минут поезд огибает изумительной красоты дворцовый парк. Надо будет заглянуть сюда в выходной. Место воистину фотографическое.
Главный боннский вокзал. Отсюда до моей гостиницы, что на берегу Рейна, 10 минут пешком по старинным улочкам. За семь дней командировки этот путь стал уже привычным. Величественный Собор, Главная площадь с Ратушей, фонтан Марктбруннен, дом-музей Бетховена… Здесь можно до бесконечности фотографировать или просто бродить без особой цели. Кстати, никак не могу понять, работал я здесь или отдыхал. Слишком комфортно. Стараюсь вспомнить что-то меня расстроившее или разочаровавшее. Хоть какую-нибудь мелочь… Вспомнил! Когда в пресс-центре Photokina зашел на русскоязычный сайт, не смог воспользоваться поисковой системой: на клавиатуре отсутствовали русские буквы. Заграница…
Москва — Кельн — Бонн — Москва
P.S. О тенденциях современного фоторынка можно узнать из статьи на следующей странице.
Комментарии