Тест сабвуферов: музыку слушаем там, где она создается

Сейчас вы познакомитесь с полным музыкальным тестированием сабвуферов. Для тестирования мы специально арендовали музыкальную студию. Весь комплекс представляет собой три профессиональных репетиционных зала, звукозаписывающее оборудование и даже отдельную студию для занятий барабанщиков, —  более 100 квадратных метров свободной рок-н-ролльной атмосферы.

Тест сабвуферов

Для тестирования мы выбрали большой зал, где репетировали и записывались такие музыканты, как Chris Slade («AC/DC», «The Firm», Tom Jones), Joe Lynn Turner («Rainbow», «Deep Purple», Ingwie Malmsteen), группы «Земляне», «Жуки», «Мираж», «Ляпис Трубецкой», «Тараканы», и многие другие...

Тестировали два человека. Наш постоянный автор Сергей Петров, описывает техническую часть. Для оценки звучания мы пригласили профессионального звукорежиссера, —  Анатолия Вейценфельда.

Перед тем, как сделать на этот шаг, было много обсуждений «за» и «против».

Для «полноты картины» мы приведем сомнения и аргументы, которые мы, сотрудники редакции, сами высказывали друг другу.

- Сабвуферы чаще используется при просмотре кино, чем при прослушивании музыки (в «трифониках»), зачем тестировать их на музыкальном материале?

При прослушивании музыки любая акустика, —  и сабвуфер в том числе, сможет показать то, что трудно или невозможно услышать на киноматериале. Нюансы звука (бас-гитара, контрабас, барабаны) лучше смогут показать сильные и слабые стороны сабвуферов.

- Сабвуферы имеют разную мощность и оптимального звучания можно добиться только на соответствующей для каждого площади, так как на сабвуфер сильно влияют акустические свойства помещения, а они пропорциональны размерам помещения. Соответственно тестирование нескольких разных сабов в одном месте ставит их в заведомо неравноценные условия.

Конечно, для оптимального тестирования хорошо подобрать соответствующую площадь для каждой акустической системы, —  равно как и усилитель, и межблочные и акустические кабеля соответствующих фирм, но при таком подходе задача тестирования оказывается почти невыполнимой.

Все аппараты были протестированы в студии, размеры которой превосходили «желательную площадь» для каждого, поэтому все тестируемые были в более или менее равных условиях.

- Зачем специально прослушивать в музыкальной студии?

Не секрет, что одна из основных проблем при покупке, —  это то, что в салоне и дома любая акустика звучит по-разному. Поэтому, чтобы максимально точно услышать, на что тестируемая акустика способна, нужно, чтобы ничего не мешало. Студийное помещение акустически обработано, поэтому влияние стоячих волн и резонансов максимально снижено. Музыку слушаем там, где она создается.

- Что может услышать звукорежиссер, чего не услышим мы?

Не секрет, что мы слышим то, что позволяет нам акустика и что диктует нам собственное представление о том, как, образно говоря, должна звучать конкретная фонграмма. Т.е., утрированно, мы во-многом слышим то, что хотим услышать, —  иногда это даже то, чего там нет, —  и наоборот.

Звукорежиссер же слышит то, что на фонограмме на самом деле есть.

- Может, лучше сделать измерения и опубликовать графики?

Это, конечно, можно сделать, но измерения в любом случае «завязаны» на микрофоне, а у микрофонов есть такой малоизвестный параметр, как радиус гулкости – это то расстояние, с которого микрофон начинает воспринимать отражённые и прямые звуки одинаково. За этим радиусом он воспринимает отражённые звуки больше, чем прямые.

И вот этот радиус, даже у направленных «пушек», составляет в лучшем случае 5–7 метров, а у обычных микрофонов – 1–2 метра. Поэтому, даже если снимать данные с микрофона, установленного рядом с сабвуфером, будет много отражённых звуков. Человеческое ухо в этом смысле более тонкий инструмент, им управляет мозг, отделяя ненужную информацию. Мало кто знает, что первые 2–3 минуты концерта мозг зрителя «настраивает» уши, слух под зал.

Конечно, никто не говорит, что графики снимать не имеет смысла, но для акустической системы полного диапазона они более результативны, чем для узкодиапазонной, которой сабвуфер и является.

 

Как мы тестировали

Основное прослушивание проходило в «трифонике», сабвуферы подключались к усилителю вместе с нашей редакционной акустикой «Triangle». Для пытливых читателей сообщим, что мы намеренно не стали выкручивать громкость сабвуфера, корректируя, таким образом, его выводимую мощность, —  учитывая, что размеры студийного зала немалые. Ведь основную роль в звуковом давлении играет именно соотношение мощности усилителя и диаметра тарелки, а не просто подводимая к динамику мощность.

Если ручкой громкости злоупотреблять, то можно добиться выделения баса из общей картины, —  в лучшем случае. В худшем же, —  может получиться гудение.

Когда возникала необходимость контроля впечатлений, —  как, например с SVS PC 12 Plus, —  все-таки это не самый просто настраиваемый аппарат, мы слушали акустику с ресивером, который также не поленились привезти в студию. Первое место мы отдали

REL T9, второе —  Acoustic Energy Radiance Sub и почетное третье, —  SVS PC 12 Plus.

Передаем слово Анатолию Ивановичу Вейценфельду:

А.В.

Анатолий Иванович Вейценфельд

Прослушивание отдельно стоящих низкочастотных акустических систем (сабвуферов) – задача непростая. Разумеется, одни лишь «сабы» на тестовом сигнале слушать бессмысленно, причем, на любом, – будь то синусоида, импульсы или квазислучайный, нужен материал музыкальный. Замерить акустические характеристики – да, можно, но прослушивать надо «всю музыку».

Но тут встает вопрос сопряжения сабвуфера с обычными широкополосными акустическими системами, в бытовой аудиотехнике не совсем корректно называемых «колонками» и еще более некорректно – «сателлитами». Почему «сателлиты» некорректно? Да потому, что «сателлит» переводится как «спутник», то есть нечто второстепенное, сопровождающее что-то главное.

Однако, основной массив музыкальной, да и вообще любой звуковой информации, содержится в средней и в меньше степени в высокой части диапазона, а «сопровождающей» является как раз низкочастотная область. Она-то и добавляет к общему впечатлению не столько информацию, сколько особую краску, полноту, эмоцию и драйв.

Но наше прослушивание явилось исключением из правила – именно бас и его звучание интересовали прежде всего, так что термин «сателлиты» тут вполне подходил.

Выше я упомянул о сопряжении СЧ/ВЧ-систем с сабвуферами. Дело в том, что сменявшиеся сабы были весьма различного «калибра», а колонки оставались те же самые. Так что при прослушивании я не обращал особого внимания на неизбежное отсутствие тонального баланса между областями спектра, а сосредоточился на предмете прослушивания – НЧ-системах.

Анатолий Иванович Вейценфельд —  основатель журнала «Звукорежиссер», главный редактор интернет-портала ProSound.iXBT.com, член Ассоциации джазовых журналистов Москвы, ассоциированный член Американской Ассоциации джазовых журналистов JJA. Член международной Ассоциации музыкальной прессы MIPA.

 

Сабвуферы

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Ricoh объявляет о разработке новой компактной камеры GRIII
25 сентября 2018
Новости

Ricoh объявляет о разработке новой компактной камеры GRIII

Компания Ricoh официально объявила о разработке компактной камеры формата APS-C следующего поколения, которая получит название GRIII. Внешне камера не претерпит особых изменений по сравнению со своими предшественниками, однако её начинка будет значительно улучшена.

Новое мультизарядное устройство Nobby Expert NBE-TC-999
19 сентября 2019
Новости

Новое мультизарядное устройство Nobby Expert NBE-TC-999

Производитель смартфонов и аксессуаров Nobby решил глобально усовершенствовать рынок зарядных устройств. Разъёмов для зарядки существует очень много, и это повод собрать их в одном приборе! Поэтому Nobby уже разрабатывает мультизарядное устройство нового типа. Оно будет универсальным, с поддержкой увеличенных токов и высоким уровнем электробезопасности — то, о чём мы мечтали, но боялись признаться!

Инновация звука
22 мая 2007
Новости

Инновация звука

NX-PS1 В мире, опутанном сетями и беспроводными каналами связи, нам хочется иметь музыкальный центр, способный проигрывать все форматы музыкальных файлов, работать с внешними носителями и предоставить максимум комфорта. Новая микросистема JVC способна предоставить все эти возможности. Небольшая коробочка центрального блока бережно «одета» в белый пластик, сине-белый ЖК-дисплей радует своей простотой.

Камера Olympus PEN E-PL3 получила награду TIPA 2012 в категории «Любительская компактная системная камера»
19 апреля 2012
Новости

Камера Olympus PEN E-PL3 получила награду TIPA 2012 в категории «Любительская компактная системная камера»

Москва, 19 апреля, 2012 г. — камера Olympus PEN E-PL3 удостоена награды TIPA (Technical Image Press Association), самой влиятельной независимой ассоциации в области фотографии в Европе. Жюри, состоящее из журналистов ведущих специализированных изданий, по достоинству оценило выдающиеся характеристики камеры PEN Lite: высокую скорость работы, непревзойденное качество снимков, а также удобство и простоту использования камеры. Совсем недавно, в марте 2012 г., флагман серии Olympus PEN, камера E-P3, также была удостоена престижной международной награды — Red Dot Design Award.

Новое поколение AV-ресиверов Pioneer линейки VSX поддерживает видео 4K 50/60 Гц (на базе интерфейса HDMI 2.0)
7 мая 2014
Новости

Новое поколение AV-ресиверов Pioneer линейки VSX поддерживает видео 4K 50/60 Гц (на базе интерфейса HDMI 2.0)

AV-ресиверы – это ключевое направление деятельности компании Pioneer. Концепция нового поколения ресиверов VSX - это сочетание новейших технологий, высокой мощности, экономичности и простоты эксплуатации. Созданные, чтобы быть центром всех домашних развлечений, новые AV-ресиверы повышают планку качества воспроизведения аудио и видео.

PocketBook 640 – ридер для идеального отпуска
4 марта 2014
Новости

PocketBook 640 – ридер для идеального отпуска

Компания PocketBook, лидер российского рынка электронных книг, представляет первый в мире серийный влагостойкий и пылезащищенный ридер PocketBook 640. Уникальный гаджет будет впервые показан публике в рамках ежегодного книжного форума Salon Du Livre в Париже.

Наушники с активным шумоподавлением Philips Active Noise Cancelling: технология, доступная для каждого
15 сентября 2015
Новости

Наушники с активным шумоподавлением Philips Active Noise Cancelling: технология, доступная для каждого

Германия, Берлин — Компания Gibson Innovations представляет новую линейку беспроводных наушников с активным шумоподавлением Active Noise Cancelling (ANC), разработанную специально для тех, кто хочет наслаждаться музыкой без постороннего шума. Вдохновением к её созданию послужила инновационная технология, которая позволяет подавлять до 99% внешних шумов, и слушать музыку даже в шумных и многолюдных местах

Новые беспроводные телефоны Philips XL4901S и XL4902S: максимальный комфорт при общении с близкими
8 апреля 2015
Новости

Новые беспроводные телефоны Philips XL4901S и XL4902S: максимальный комфорт при общении с близкими

Россия, Москва — Компания WOOX Innovations представляет новые радиотелефоны DECT Philips XL4901S и XL4902S. Новинки совместили в себе эргономичный дизайн и расширенные функциональные возможности, такие как усиление звука, совместимость со слуховыми аппаратами, 2 поля для каждого контакта в телефонной книге и расширенные персональные настройки.

Venus Optics анонсировала четыре новых объектива.
23 апреля 2018
Новости

Venus Optics анонсировала четыре новых объектива.

Компания Venus Optics, выпускающая объективы под брендом Laowa анонсировала четыре новых объектива: 10-18mm f/4.5-5.6 FE Zoom, 100mm f/2.8 2X Ultra Macro APO, 17mm f/4 GFX Zero-D и 4mm f/2.8 Fisheye MFT. Объективы будут представлены на выставке P&E Imaging в Пекине, которая пройдёт с 3 по 6 мая.

Один из крупнейших фотоконкурсов мира Nikon Photo Contest отмечает 50-летие
16 июля 2018
Новости

Один из крупнейших фотоконкурсов мира Nikon Photo Contest отмечает 50-летие

Компания Nikon объявляет о грядущем старте 37-го Nikon Photo Contest. Впервые он прошел в 1969 году и очень скоро стал главным конкурсом, объединившим фотографов-профессионалов и любителей. Nikon Photo Contest дал сообществу масштабную площадку для обмена опытом и возможность развиваться.