Серебряная камера - 2005

Владимир Мишуков «Щиты для рекламы»

«Серебряная камера» — ежегодный конкурс на лучший фоторепортаж о Москве, учрежденный МДФ совместно с правительством Москвы и проводившийся в этом году в пятый раз. И, пожалуй, единственный из оставшихся «серьезных» отечественных фотографических конкурсов — изначально более известный и популярный у профессионалов «Интерпрессфото» больше не проводится. Это довольно печально. К сожалению, несмотря на все усилия заинтересованных в развитии фотожурналистики и фоторепортажа лиц, у нас как не было, так и нет ни своего World Press Photo, ни своей Пулитцеровской премии. Что, впрочем, не удивительно, особенно учитывая, что сейчас если, скажем, глянцевая фотография худо-бедно становится на ноги, то условий для развития качественного фоторепортажа у нас также не существует.

Мой личный опыт общения с главными редакторами некоторых отечественных еженедельных журналов показывает, что они бы не прочь брать уже готовые фоторепортажи о жизни страны со стороны, но вот предпринимать усилия, заказывать что-то свое, искать на них деньги у большинства из их нет ни сил, ни времени. Так что в данный момент поневоле приходится ограничиваться рамками Московской кольцевой автодороги. И вот тут, как ни странно, «Серебряная камера» — конкурс вроде бы сугубо московский и скорее любительский, чем профессиональный (недаром «матерые» фоторепортеры иногда презрительно морщатся, когда им предлагают подать сюда свои работы), хотя и, повторюсь, лучший из того, что у нас есть на сегодняшний день — становится отличным зеркалом для всей общероссийской ситуации с фоторепортажем. Это зеркало, конечно, не отражает всех ее аспектов, но некоторые выводы сделать можно.

Владимир Мишуков «Игра с тенью»

Конкурс этого года сильно отличался от предыдущих. Только в прошлом году я писала в этом же журнале, что для того, чтобы удовлетворить возникший у аудитории фотографический голод, нужен новый прорыв. И вот на «Серебряной камере—2005» видно, что всего за год что-то действительно изменилось (хотя со мной согласны отнюдь не все коллеги). Впрочем, тут необходимо провести четкую границу между предшествовавшей конкурсу выставкой и его результатом, как бы разделившую не только саму «Камеру», но и всю отечественную фотографию на два лагеря, впрочем, не сильно антагонистичные, а скорее поколенческие. И если результаты конкурса, судимого практически не меняющимся из года в год жюри, оказались вполне предсказуемыми (в списке лауреатов в основном все те же: Владимир Вяткин, Людмила Зинченко, Глеб Косоруков, Владимир Мишуков, Наталья Павловская, слегка разбавленные новыми именами), то вот на выставке, наоборот, сразу несколько новых тенденций отечественного фоторепортажа было заметно невооруженным глазом.

Самое первое впечатление от похода по выставке: на этот раз практически невозможно угадать, какие серии сделали постоянные участники конкурса из числа уже названных, так что приходилось отлавливать их в толпе и просить показывать свои серии. И дело тут не в том, что все остальные авторы занимались бессмысленным подражание звездам (которого было очень много на прошлых конкурсах), а в некотором достигнутом среднем уровне качества представленных работ. Но главное все-таки не в этом, а в совершенно явном выходе на сцену нового поколения фотографов.

Татьяна Мыльникова «Гульбище»

На «Серебряной камере» этого года не только увеличилось число участников и работ (2000 г. — 1600 работ, 2004 г. — 6000 работ, 420 авторов, 2005 г. — 7350 снимков, 720 авторов), но и произошло кардинальное изменение в их составе. По сведениям самого МДФ,

60 процентам участников конкурса этого года было до 30 лет, а 40 — до 25. Директор МДФ Ольга Свиблова в ответ на мой вопрос также подтвердила, что да, тенденция есть, потому что «молодые наконец-то нам поверили и принесли нам свои работы». И дело здесь не в том, что те, кому нет тридцати или чуть за, раньше не участвовали в «Серебряной камере», а в том, что их было очень много, и, пожалуй, впервые столь четко обозначились особенности их собственного почерка и взгляда. Конечно, это поколение еще только начинает свой путь, но судя по некоторым признакам, оно уже совершенно отчетливо представляет его основные этапы, у них иные представления о профессионализме. Это чувство лично у меня возникло только в последнее время и не только во время просмотра проектов «Серебряной камеры», но и, скажем, во время общения с молодыми фотографами, которым я иногда помогаю отбирать портфолио, или в моменты листания глянца. Скажу о тех особенностях этого взгляда, которые можно было заметить на выставке.

Общее ощущение, которое сложилось после прохода по всем трем этажам МДФ, — в репортажах о Москве стало больше людей, юмора, оттенков, живости взгляда и внимания к окружающему миру.

Владимир Вяткин «Ощущения весны»

И самое, пожалуй, на сегодняшний день главное — появились новые темы, связанные либо с повседневной жизнью города, либо с некоторыми сюжетами, которые раньше были совершенно явно просто неинтересны авторам, занятым либо гламуризацией окружающей действительности, либо официозными рапортами о достижениях народного хозяйства одного отдельно взятого города. Теперь же фотографы все чаще показывают нам, чем живет и дышит человек в Москве, при этом не стараясь заглушить временами возникающего страха, сомнения, усталости — короче говоря, всего того, что составляет обычный день обычного горожанина (недаром сразу несколько репортажей имеют слово «будни» в названии серии).

Этому человеку приходится каждый день ездить на метро, где его толкают локтями и где много странных персонажей (Анастасия Казанцева «Малый круг кровообращения Москвы», Иван Орлов «Мое метро», Тимофей Парщиков «Метро»). Он или она водит детей в детский сад (Владимир Мишуков «Тихий час в детском саду 62. Сентябрь 2004»), радуется жизни и замечает вокруг множество деталей, пишет на стенах (Южнея Горелик «Город пишет»), сидит в кофейнях (Мария Лоцманова «Мы дети уличных кофеен»), пьет пиво (Дмитрий Коробейников «Пиво») и мусорит (Даниил Зинченко «Мы ушли»). Он может жить не только в элитных новостройках, но и в обшарпанном подъезде (Ирина Никишина «Мой подъезд») или старой хрущевке (Анатолий Болдин «Праздник в «Хрущебе»), которую скоро должны снести (Сергей Михеев «Снос жилого дома на Нижегородской ул.»), покупает продукты на оптовых рынках и базарах (Сандрин Эльберг «Продавщицы», Вера Мажирина «ТЦ «Горбушка», Артем Чернов «Платформа Марк. История Барахолки»), ест хлеб и колбасу, которые такой же горожанин сделал для него, но об этом лучше не думать (Виктория Ивлева-Йорк «Хлебокомбинат», «Как сделать колбасу», Вадим Гущин «Московский хлеб», Олег Паршин «Забойная серия»). Возможно, между прочим, он живет здесь нелегально, так что в его жизни много неприглядного вроде ночевок под открытым небом или «внеплановой» проверки документов, а то и унижения его достоинства милиционерами (Виталий Решунов «Лицо другой национальности», Андрей Лукьянов «Цыгане», Елена Квитко «Гастарбайтеры. Из цикла «элитная недвижимость», Вадим Савраев «Тихий час», Андрей Кружалин «Аэропорт «Внуково» — жизнь изнутри»). Он может быть и фашистом или нацболом или просто ходить на митинги протеста (Николай Бурмин «Митинг против отмены льгот», Александр Миридонов «Онотология протеста. Часть I» Николай Рыкунов «Flash Back» Гао Сяо «Шоу фашизма»).

Людмила Зинченко «Необъективная реальность»

Не все из перечисленных проектов сделаны юными авторами, не все удачны (о качестве и профессионализме речь пойдет ниже), а некоторые из тем уже появлялись на прошлых конкурсах (вроде тех же хлебокомбинатов). Но, на мой взгляд, тут необходимо отметить то, что такой массив проектов на повседневные, не всегда «удобные» сюжеты появился на «Серебряной камере» впервые, и что по крайней мере половине авторов удалось избежать двух крайностей — глянцевости или готовности сделать под козырек, снимая только то, что «дозволено». Почему мне это кажется столь важным? Дело в том, что общее невнимание к окружающему миру и людям, его населяющим, а то и открытое презрение к ним, эдакая «пристройка сверху» — это родимое пятно отечественной постперестроечной фотографии, столичной и нестоличной. Еще пару лет назад большинство репортажей «о том, как люди живут» были либо отчетливым госзаказом в духе советских рапортов о буднях рудокопов или строителей БАМа, либо формальными и сухими экзерсисами в форме-цвете-фактуре, а то и откровенным и довольно отвратительным по общему посылу стебом (вспомним серию «Донбасс-Шоколад» Арсена Савадова). И дело здесь не только в столичных авторах или, скажем, именно в фотографии — все общество было поражено той же болезнью, но для фотографии такие вещи, в силу ее особой природы, построенной именно на контакте со своим «я» и миром окружающих людей, просто губительны. Теперь же налицо подвижки, и не только в Москве. Еще два года назад на «Сургутском фотобиеннале» организаторы сетовали на то, что на конкурс практически не приходит социальной фотографии или интересных репортажей, так что в раздел «Жизнь народов Севера» ставить было нечего, кроме серий двадцатилетней давности, а в этом году такие снимки появились, их стало много, и они проникнуты личным чувством и живой жизнью.

У нового поколения фотографов есть, конечно, и множество «родимых пятен», которые также видны на выставке проектов «Серебряной камеры». И главный упрек тут — это пока довольно явный недостаток профессионализма и незнание мировых тенденций и традиций.

Артем Чернов «Впечатления от пожара 14 марта 2004 года»

Да, двадцатипяти-, тридцатилетние авторы уже неплохо представляют себе финансовый механизм работы фотографа (что у него должна быть своя студия, что для известности просто необходимо выставляться на выставках и участвовать в конкурсах), но им, на мой взгляд, свойственно слишком быстро почивать на лаврах. Это вполне понятно: когда совсем юного фотографа наперебой начинают звать в глянец или заказывать важные съемки, впору закружиться голове от славы. Однако следует четко представлять себе: стать «звездой» в предыдущем поколении было гораздо легче, на фоне общего застоя, а сейчас молодых и талантливых становится все больше, и если постоянно не развиваться, то «слава» будет очень и очень недолгой. Развитие же должно идти по пути профессионализации (скажем, получения специального образования), а также — и это, пожалуй, самое главное — освоения уже накопленного мирового опыта. Ведь в русле тех же тенденций — внимания к повседневности и деталям, тактичного взгляда на мир, философии «решающего момента», стремления явить миру то, на что тщательно закрываются глаза, — работали самые лучшие (скажем, Анри Картье-Брессон или Брассаи или отечественные дореволюционные авторы вроде Максима Дмитриева), и у них есть чему поучиться. Пока из этого опыта я заметила в новых проектах только явное влияние отечественных знаменитостей вроде тех же Мухина с Мишуковым, да еще, пожалуй, некоторый вклад советского газетно-журнального репортажа, который многие молодые фотографы явно специально не изучали, но просто у них так «взгляд пристрелялся» во время застойного пионерского детства.

Если попытаться подвести итоги, а также вернуться к началу этой статьи, то явные проблемы с фоторепортажем существуют не только в России.

Олег Паршин «Забойная серия. Мясо и яйца — москвичам»

Недавний разговор на открытии фотоагентства Agency.Photographer.ru с молодым западным автором агентства Magnum Томасом Дворжаком, которого я упрекнула в желании следовать только «модным» темам или искать чернуху (хотя Дворжак тут, безусловно, далеко не самый чернушный автор), показал: и во всем мире перспективы у фотожурналистики далеко не радужные. «Независимые» репортажи на не очень раскрученные, непривычные, не горячие темы журналы заказывают с явной неохотой. Скажем, на войну в Ираке деньги найти было проще пареной репы, а вот на съемки репортажей о каких-то менее интересных мировому сообществу (но весьма удаленных и требующих значительных вложений) местах и событиях, особенно более или менее мирной жизни, их достать практически нереально. Да и самих журналов, заинтересованных в таких проектах, во всем мире становится все меньше: мы смогли их пересчитать практически по пальцам одной руки. Само агентство Magnum, еще как-то пытающееся сопротивляться засилию съемок на узко заcданные темы, тоже сильно сдало с годами: многие новые авторы уже явно отступают от когда-то заложенных в послевоенную эпоху основателями принципов, ведь они хотели не просто делать сенсационные кадры, полные пресловутой «событийности», или произведения искусства, но и объединить раздробленный на части мир. И в этом смысле, как мне кажется, именно у отечественной фотографии здесь может быть свой, достаточно независимый путь, свои цели и свои достижения. Главное — развивать то, что пока есть только в самом зачатке, и не стараться слепо следовать пресловутому «западному пути», осознавая одновременно лучшие его достижения и ценность собственного взгляда.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Новинки ARCHOS приходят в Россию
30 ноября 2016
Новости

Новинки ARCHOS приходят в Россию

Компания ARCHOS, европейский производитель мобильных устройств и «умных» гаджетов, объявляет о начале продаж в России смартфона ARCHOS 55 Diamond Selfie и планшета ARCHOS 80 Oxygen. Новинки, сочетающие высокую производительность, оригинальный дизайн, отличные пользовательские характеристики и демократичную цену, уже доступны в дистрибьюторских сетях компаний-партнеров ARCHOS.

Sigma разрабатывает новое просветляющие покрытие для своих объективов
2 июля 2018
Новости

Sigma разрабатывает новое просветляющие покрытие для своих объективов

Компания Sigma подала патент на разработку многослойного просветляющего покрытия для линз объективов, которое будет состоять из 6-ти слоев с различными показателями преломления и обеспечивать низкую отражательную способность в широком диапазоне длин волн.

Новая флагманская профессиональная фотокамера Canon EOS‑1D X Mark II
16 февраля 2016
Новости

Новая флагманская профессиональная фотокамера Canon EOS‑1D X Mark II

Компания Canon представляет новую флагманскую профессиональную цифровую зеркальную фотокамеру EOS‑1D X Mark II – бескомпромиссное сочетание высокого качества изображения, разрешения и скорости. Скорость серийной съемки EOS‑1D X Mark II достигает 14 кадров в секунду с полной автофокусировкой и автоматическим контролем экспозиции, и до 16 кадров в секунду в режиме Life View.Новый 20,2 мегапиксельный полнокадровый датчик изображения Canon CMOS, новый режим фокусировки Al Servo AF III+, запись видео в формате 4K со скоростью до 60 кадров в секунду – превосходное сочетание технических характеристик, которые делают EOS‑1D X Mark II идеальным инструментом фотографа любой профессиональной специализации.

Тест акустической системы TRIANGLE Antal Ex
15 мая 2013
Тесты

Тест акустической системы TRIANGLE Antal Ex

Обновленные акустические системы Antal в версии Esprit Ex стали еще более детальными во всем рабочем диапазоне, сохранив и даже еще больше подчеркнув фирменную черту колонок TRIANGLE — редкую прозрачность звука вверху. В то же время, модели частично потеряли эмоци-ональность предшественниц и приятную теплоту низкочастотного звука.

Лазерные инсталляционные проекторы NEC PA803UL и PA653UL
10 февраля 2017
Новости

Лазерные инсталляционные проекторы NEC PA803UL и PA653UL

Компания NEC Display Solutions анонсирует в рамках международной выставки ISE 2017 два новых лазерных проектора серии PA. ЖК-проекторы PA803UL и PA653UL просты в установке, обеспечивают великолепное качество изображения и требуют еще меньше усилий по обслуживанию в процессе эксплуатации.

«Швабе» подвел итоги крупнейшей фотовыставки мира
3 октября 2018
Новости

«Швабе» подвел итоги крупнейшей фотовыставки мира

В Кельне завершилось промышленное фотоэкспо Photokina 2018 с участием Холдинга «Швабе». Одним из ключевых событий стала презентация цифровой дальномерной камеры Zenit M. Фотоаппарат под легендарным брендом создавался Красногорским заводом им. С. А. Зверева (КМЗ) Холдинга «Швабе» и немецким производителем оптики премиум-класса Leica Camera AG. В основу разработки легла камера Leica M (Type 240). Результат российско-немецкого сотрудничества был представлен на стенде «Швабе» впервые.

Nikon примет участие в Фотофоруме-2018
5 апреля 2018
Новости

Nikon примет участие в Фотофоруме-2018

Компания Nikon примет участие в Фотофоруме-2018, который пройдет с 12 по 14 апреля в Крокус Экспо. Лидер в области фотоиндустрии представит экспозиционный стенд с фотооборудованием и съемочную локацию Touch & Try для его тестирования. Кроме того, фотографы-амбассадоры Nikon станут ведущими 10 мастер-классов форума и поделятся своим опытом съемки в разных жанрах.

Canon разрабатывает многослойный COMS-сенсор
27 декабря 2017
Новости

Canon разрабатывает многослойный COMS-сенсор

Согласно данным патента, компания работает над созданием нового многослойного COMS–сенсора, который позволит на 25% быстрее обрабатывать данные, чем обычный датчик COMS.

Свет, камера, GorillaPod! JOBY выпустила новый гибкий штатив.
4 января 2018
Новости

Свет, камера, GorillaPod! JOBY выпустила новый гибкий штатив.

Новый штатив от JOBY получил название GorillaPod Mobile Rig и разработан специально для видеоблогеров и создателей контента. В отличие от стандартного штатива, GorillaPod Mobile Rig имеет два дополнительных гибких держателя для крепления различных аксессуаров.

Новые лидеры
23 марта 2007
Обзоры

Новые лидеры

Как всегда, в начале года на выставке CES, прошедшей в Лас-Вегасе, крупнейшие производители видеотехники показали общественности новинки наступающего сезона. Всего было представлено около 40 моделей видеокамер. Такой массовый «выброс» дает возможность не столько оценить достижения каждого производителя (поскольку новые модели будут появляться и далее на протяжении всего года), сколько понять, по каким направлениям будет развиваться отрасль в ближайшее время.