Спектакли вещей: взгляд из зрительного зала

Будни вещей скучны и однообразны. Каждый день — одна и та же рутинная «работа». Цветочный горшок изо дня в день томится на подоконнике, чайник путешествует между столом, раковиной и плитой, стулья топчутся у кухонного стола и только по праздникам выходят в свет — в соседнюю гостиную, к праздничному столу, где шумно и многолюдно. А чудесные истории приключаются с ними лишь в сказках. Как у Андерсена, помните? Но отнюдь. Чудесные истории случаются не только в сказках. Живет среди нас фотограф Олег Каплан, который умеет волшебным образом обращаться с огромным ворохом вещей, окружающих нас в повседневной жизни. Он фотографирует натюрморты. Но его снимки — это не классическая «мертвая природа», «тихая, неподвижная жизнь», с которой обычно ассоциируют жанр натюрморта, не гладкие учебные постановки. Это вспышки цвета, какие-то странные перетекания фигур, оптические шарады. На фотографиях стеклянные стаканы и бутылки, длинные макаронины и морские ракушки, засушенные цветы и кусочки тканей живут ярко и интересно, словно на празднике, а не в скучных буднях.

Родился Олег Каплан в Москве. Школа, армия, институт. В институте — а учился он на отделении кинофотомастерства Московского государственного института культуры — начал фотографировать. Профессионально занялся рекламной фотографией, а для собственного удовольствия стал снимать художественные натюрморты. В какой-то момент захотелось показать сделанные работы другим — так появились публикации в журналах, выставки. Важной вехой стала победа в конкурсе «Интерфото», который организует Союз фотохудожников России, в номинации «Цветная художественная фотография», в 2003 году. С 2005 года Олег Каплан преподает курс рекламной фотографии в «Петербургских фотомастерских».

Примером своей матери, московского пейзажиста, Олег приучен к занятию искусством как к каждодневному кропотливому труду. Жанр натюрморта позволяет не зависеть от обстоятельств. Предметы, с которыми он работает, всегда рядом и всегда готовы к работе. Натура не откажется сниматься из-за болезни, и в студии не бывает плохой погоды.

Начиная съемочный день, фотограф ставит себе задачу: снять хороший кадр, выстроить стоящий натюрморт — и не заканчивает своей работы, пока задача не будет решена. Понятие «хорошего кадра» у каждого мастера свое. Олег определяет его интуитивно, советуясь со своим внутренним «компасом», воспитанным в нем ощущением красоты.

«Позируют» ему предметы, которые можно отыскать в любом доме. Самая разная посуда — вилки, ножи, стаканы, графины, разноцветные бутылки, чайники. Цветы — живые и бережно засушенные, чуть поблекшие в красках, но более изысканные в линиях. Табуретки и музыкальные инструменты. Кадры не придумываются заранее, они формируются в процессе работы, в пространстве перед камерой. «Каждая съемка — это поиск невыразимо прекрасного в обыденном. Поиск не может происходить где-то в сознании, он осуществляется всегда только здесь и сейчас. В этом смысле творчество для меня сродни молитве: никакое размышление о духовном деянии не заменяет самого духовного деяния».

Иногда композиции выстраиваются долго. Иногда рождаются сразу, спонтанно, будто предметы просто занимают предназ­наченные им места. В снимках есть главные действующие персонажи — один-два предмета. Но от предметной сущности вещей фотограф переходит к категориям цвета, массы и сосредотачивается на них. Утюг для него — не хозяйкин помощник, а темное, плотное по структуре и довольно массивное пятно. У серебристого металлического чайника поверхность блестящая, переливающаяся, немного шершавая. Она сочетается с грубоватой холщовой тканью и перламутровыми ракушками.

Один из любимых материалов фотографа — стекло. Серия натюрмортов «Стекло», представленная на АРТ-Салоне в московском Манеже в 2000 году, принесла Олегу известность. В тот же год фотографии стеклянных фигур экспонировались в Московской академии художеств. С помощью стекла можно передать ощущения прозрачности и хрупкости, поиграть с оптическими искажениями. Человек обычно воспринимает стекло как очень холодное и гладкое. Если стекло снимать на черно-белую пленку, оно становится ещё холоднее, а композиции — графичными, сосредоточенными на линии, а не на цвете. Прозрачность стекла рождает ощущение беспокойства — представьте только, как неуютно жить в доме из стекла. Подсознательно это же самое ощущение беспокойства сохраняется, когда мы разглядываем изображения стекла. Но, наполнив пустые бокалы вином, мы лишаем их прозрачности — беспокойство отступает. Для художника же такое наполнение — переход от съемки фигуры прозрачной, от игры со светом и его всевозможными преломлениями к работе с цветовым пятном.

Каждый кадр несет свое ощущение. Композиция с засушенными кузнечиками, свернувшимся пожелтевшим листом и белой посудиной, похожей на скорлупу, — ощущение увядания, опустошения. Кадр, где плавным изгибам ситары вторят красно-оранжевые «холмы» фона, — насыщенности, знойности, тягучести. Сюжет со стрекозой и стеклянными шарами — влажности, густоты. Ощущения рождаются из сложного взаимодействия цвета, фактуры предметов, их содержательности.

Натюрморт — это способ рассматривать вещи, о которых все знают, но которые не замечают. Увидеть то, что не видят другие. Чтобы наблюдать тихую жизнь вещей, нужен неторопливый взгляд, неторопливый подход, неторопливый инструмент. В чём-то это сродни искусству каллиграфии. И если тот, кто снимает жизнь людей, прежде всего наблюдатель — он отражает, иногда преображает увиденное. Но даже при самой свободной трактовке сюжета всегда стиснут рамками своей натуры. Тот же, кто занимается натюрмортом, — творец, создающий свои собственные, созвучные его внутреннему настроению миры. Он фантазирует, воображает, творит. Натура полностью подчинена ему. «Красота придуманных миров натюрморта помогает полнее выразить себя», — так считает Олег Каплан.

На снимках вещи как будто живут более интенсивной жизнью. Две вишенки и их тени — уже образ. Расколотые каштаны, отражающиеся в кусочках зеркал, — оптическая загадка. Оливка опирается на высокую вазу — настроение. Красный перец на красном фоне — совсем просто. На первый взгляд. Некоторые композиции заигрывают с фигуративным искусством. Скажем, такая: две бутылки, синяя и красная. Красная отбрасывает тень, голубая выдвигается на зрителя и упирается в раму кадра. Фон почти ровно посередине делится на две части — белую нижнюю плоскость и голубую верхнюю. Перепрыгнув через неодушевленность изображенных форм, можно увидеть две фигуры, стоящие на песке. Он и она? У них объяснение? Но это только игра с каноном — с привычной нашему зрению голубизной, заливающей верхнюю часть картины, — моря ли, неба ли — и с вертикальным положением человека в пространстве.

Нарочитой же литературщины, слишком явной повест­вовательности Олег не признаёт. Его стихия — изобразительная: «Фотография, которая претендует быть искусством, должна опираться на предшествующие ей изобразительные традиции, развивать их». Любимые художники — импрессионисты, сюрреалисты, супрематисты. Ну и, конечно, невозможно не преклоняться перед творчеством Рембрандта и Микеланджело. Через свои работы фотограф часто пытается выразить впечатление от того или иного художника, особенно интересного в данный момент. Есть, например, бокал, очень напоминающий фигуры Малевича.

Изобразительная игра делает многие натюрморты Каплана похожими на сны или на видения. Предметы на них реальные, но изображены они как-то странно, неправдоподобно: стакан растекается, растворяет свою форму и медленно «уплывает» с листа бумаги. Ваза таится за какой-то вязкой поверхностью, стремясь проникнуть внутрь нее и потерять контуры своих собственных очертаний. Фотограф не оберегает черты предметов, подвергает их всевозможным деформациям. В этих экспериментах есть что-то от сюрреализма, от свойственной этому живописному течению трансформации форм. Художники-сюрреалисты часто совмещали сон и реальность, превращая свои полотна в столпотворение фантасмагорических фигур. У Олега есть серии, глядя на которые ассоциативно вспоминаешь картины Рене Магритта или Сальвадора Дали.

Ощущения ирреальности, таинственности можно добиться самыми разными способами. Поиграть с кривыми зеркалами. Или спрятать предмет за фактурной поверхностью — исцарапанным беспорядочными штрихами стеклом или за стеклом, которое намазано воском, за тканью. Такие наложения фактур друг на друга делают изображение более подвижным. На глазах у зрителя оно вибрирует, волнуется и живет. Фотография, такая правдивая и достоверная, вдруг как будто сталкивает нас с другой реальностью. «Меня всегда привлекал мотив текучести, изменчивости жизни — и как философская категория, и как изобразительная тема. Именно это и стало основой моего творчества: искажение, изменение предмета и пространства. Под этот лейтмотив я и подбирал свои художественные приемы».

Фотографические технологии сегодня меняются очень быстро. В сознание фотографа ежедневно впрессовывается мысль: быстрее, быстрее, быстрее. И вот уже камера обскура, а вслед за ней и зеркалка, становятся антиквариатом. Их вытесняют новая техника, новые способы печати, новые компьютерные программы, способные совершать чудеса. Олег не боится быть несовременным: «Сделанное на скорую руку устаревает быстро. То же, что делается долго, вбирает в себя время». Он снимает на аналоговые камеры большого и среднего формата, на слайдовую плёнку или пластины. Компьютер использует, когда нужно почистить фотографии от пыли или провести цветоделение, подготовить снимки для полиграфической печати. В этом смысле всё его творчество — «чистая фотография»: компьютерного вмешательства в само изображение не допускается.

Натюрморты Олега Каплана живут на стенах галерей и бизнес-центров, во многих домах Москвы и Петербурга, в рекламных альбомах. Они не навязывают зрителю агрессивной точки зрения автора, позволяя смотрящему самому совершить открытие, посмотреть новым взором на привычные вещи. И если возникнет желание — подстроить свои душевные обертоны под тональность фотографа.

www.kaplanfo.narod.ru

Комментарии

Вика Алферонок
14.04.2008
0
Спасибо за увлекательную статью, очень интересный художник, получила новый импульс к творчеству!

Похожие статьи

UMIDIGI Z Pro – флагман на MediaTek Helio X27 с двойной камерой и оптическим зумом на MWC 2017
17 февраля 2017
Новости

UMIDIGI Z Pro – флагман на MediaTek Helio X27 с двойной камерой и оптическим зумом на MWC 2017

Компания UMIDIGI представляет свой первый смартфон после ребрендинга. Дебютантом стал флагман UMIDIGI Z Pro – воплощение передовых технологий и дизайна. Особенностью новинки стала двойная 13-Мп камера Sony IMX258. Такая система способна значительно расширить пользовательский опыт мобильной фотографии путем создания различных эффектов фокусировки, а также благодаря функции 3D Photo и двойному оптическому зуму.

Ваш звуковой инстинкт
16 декабря 2005
Новости

Ваш звуковой инстинкт

Компоненты компании NAD уже давным-давно завоевали устойчивую популярность у всех любителей хорошего звука. Усилители прежде всего своими качественными характеристиками, что с успехом позволяет им работать с любыми акустическими системами. А источники сигнала славятся нейтральным характером звучания.

Sony World Photography Awards 2011
30 июня 2011
Обзоры

Sony World Photography Awards 2011

Победитель профессионального конкурса. Фотожурналистика и документальная фотография. Категория «Актуальные события». Javier Arcenillas, Spain. Citizens of despair. Хавьер Арсенильяс, Испания. Жители отчаяния. © Javier Arcenillas/Galeria ARANAPOVEDA courtesy Sony World Photography Awards 2011 27 апреля в центре Лондона, в кинотеатре Odeon на площади Лейчестер, прошла торжественная церемония награждения победителей всемирного конкурса фотографии Sony World Photography Awards 2011.

Смартфоны LG K8 2017 и К7 2017 стали доступны для предзаказа
3 марта 2017
Новости

Смартфоны LG K8 2017 и К7 2017 стали доступны для предзаказа

Компания LG Electronics (LG) сообщает об открытии предзаказа на новые смартфоны К-серии 2017 — модели LG K8 20171 и LG K7 2017. Новинки оснащены передовыми технологиями камеры и удобными пользовательскими функциями. Дизайн устройств порадует ценителей стиля сочетанием различных материалов и тонким корпусом. Палитра цветовых решений, несомненно, универсальна и гарантирует удачную интеграцию смартфона в образ современного пользователя мобильных гаджетов.

Объявлен состав жюри конкурса Sony World Photography Awards 2018
27 сентября 2017
Новости

Объявлен состав жюри конкурса Sony World Photography Awards 2018

World Photography Organisation объявила состав жюри Sony World Photography Awards 2018 года — одного из крупнейших в мире конкурсов фотографии. В связи с этим была опубликована подборка работ Открытого конкурса, а члены нового состава жюри дали советы тем, кто подаёт свои работы на конкурс.

Верность принципам
11 октября 2006
Новости

Верность принципам

Линейка акустических систем Avant 900i английской компании MORDAUNT-SHORT включает в себя все необходимые компоненты для построения на ее основе стереосистемы или домашнего кинотеатра любого класса. Секрет успеха английской компании базируется на нескольких основополагающих принципах. Во-первых, каждая деталь акустических систем, до последнего винтика, спроектирована непосредственно в Англии, в лондонском дизайн-бюро компании.

Добавь драйва!
8 декабря 2004
Новости

Добавь драйва!

JVC KD-SHX701/KD-SHX701T CD/mp3/WMA-ресивер ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСИЛИТЕЛЬ: 50 Вт х4 (RMS: 19 Вт х4). ТЮНЕР: память на 24 станции. Автоматическое занесение станций в память. Возможность переключения дальний/местный прием и стерео/моно. ПРОИГРЫВАТЕЛЬ CD: отношение сигнал/шум — 102 дБ. Диапазон воспроизводимых частот 5 Гц — 20 кГц.

Transcend представляет портативный твердотельный накопитель ESD250C с интерфейсом Type-C
27 декабря 2018
Новости

Transcend представляет портативный твердотельный накопитель ESD250C с интерфейсом Type-C

Компания Transcend Information, Inc., мировой лидер среди производителей мультимедиа и накопителей, представляет портативный твердотельный накопитель ESD250C в стильном корпусе, выполненном из алюминиевого сплава. Оснащенный высокоскоростным интерфейсом Type-C, этот тонкий и легкий накопитель соединяет в себе стильный дизайн и самые современные технологии.

Бог любит троицу: стартует третий ежегодный конкурс домашних кинотеатров с проекторами JVC
20 октября 2015
Новости

Бог любит троицу: стартует третий ежегодный конкурс домашних кинотеатров с проекторами JVC

Компания JVC Kenwood и ГК DIGIS запускают третий ежегодный конкурс готовых проектов домашних кинотеатров в которых применяются проекторы JVC. Конкурс пройдет с 15 октября 2015 года по 10 марта 2016-ого, а победители будут награждены на выставке Hi-Fi & High End Show 2016. Сайт конкурса — jvc.digis.ru.

Тест батареек АА и ААА: дороже — не значит лучше!
18 ноября 2015
Тесты

Тест батареек АА и ААА: дороже — не значит лучше!

Вот вопрос на засыпку: а какие батарейки вы купите? Почти наверняка — именно тех брендов, которые на слуху и хорошо знакомы благодаря рекламе. То есть — самые дорогие. Думаю, не для кого не секрет, что расходы на рекламу производители обычно закладывают в цену своей продукции… Сейчас на рынке батареек представлено огромное количество торговых марок и почти все они заявляют на упаковке повышенную работоспособность и надежность. Но так ли велика разница между всевозможными образцами на самом деле? И разумно ли переплачивать за то, что больше всего рекламируют?