Для меня фланирующий человек неотделим от современного города. Трудно сказать, что в момент съемки я задумывалась об этом. Погода была жуткой, промозглый ветер, дождь. Поздно. Надо было каким-то образом себя развлечь по пути к дому. Я начала снимать практически все, что попадало под «глаз». Всего несколько минут, и я почувствовала себя втянутой в ситуацию, которую снимаю. Это чувство достаточно приятно. Вдохновение? Нет. Я бы назвала это вливанием, вживанием в пространство. Я была частью этой толпы.
Англичане все уже давно вымерли, по крайней мере те, о ком у меня было хоть малейшее представление и воображение. Вначале поездки была идея фикс: запечатлеть образ «настоящего» англичанина, в клеточку, со шляпой и зонтом. В первый же день поездки я повстречала подобного человека преклонного возраста. Подумав, что такого «добра» здесь хватает, я не стала смущать и без того подозрительно на меня смотревшего джентльмена. Больше ничего подобного я так и не увидела за 10 дней моего пребывания в Англии. Жаль. Что же такое сегодняшний man? Как-то я остановилась на одном из лондонских мостов с камерой. С периодичностью в полторы-две минуты, практически не меняя точки съемки, я «ловила» англичан. Задача оказалась более чем простой. Все как один похожие друг на друга, твердой походкой, с кейсами в руках проходили мимо english men.
Отличаются ли они от остальных европейцев? Пожалуй, теперь уже нет.
Задача фотографа... У каждого своя. Зависит от ситуации. Хотя, скорее всего, я склонна к передаче чувства, нежели истории. Репортаж — не мой жанр. Если это история, то, как правило, выдуманная. Даже при съемке реальных событий мир видится другим. Это ощущения.
Не могу себя представить вкалывающей с утра до вечера анестезию пациентам, сгорбившись от работы, а не от старости. Как-то, несколько лет тому назад, выдался тот самый, редкий для работающего в муниципальной поликлинике стоматолога 15-минутный перерыв. Подвернулась под руку рекламная газета, где я прочла о наборе студентов на новую программу либерального образования на базе СПбГУ. Повезло не только с довольно разносторонней программой обучения, но и с преподавателями, благодаря которым мир открылся для меня совершенно по-новому. Новый взгляд, новые ощущения. В какой-то момент возникает потребность передать «свой» мир, показать возможность его существования. Я не считаю себя настоящим профессиональным фотографом, у меня нет серьезного технического образования. Я всего лишь трансформирую и передаю увиденное. При этом инструмент передачи для меня принципиально не важен: аналоговый фотоаппарат, цифровая камера или видео. Насколько наглядно мне удается передать именно то, что я задумала, сказать трудно. Иногда приходится (как, впрочем, того требует сложившаяся ситуация в Contemporary Art) «объяснять» зрителю некоторые моменты. Они не всегда очевидны. В то же время я не стремлюсь, чтобы «доходило» до каждого. Приятно то, что практически всегда находится тот самый, пусть и единственный, зритель, способный понять и почувствовать без объяснений.
В настоящий момент, будучи студенткой Института современного искусства ПРО АРТЕ, занимаюсь не только фотографией. Пробую делать видеоработы и инсталляции для музеев города.
![](/images/articles/2004/Jun/yuliya_grebneva/p200b.jpg)
Комментарии