Полевой тест Nikon DF: новая классика в дикой природе

 

ОБЗОР *  СПЕЦПРОЕКТ * ФОТОКОНКУРС

 

Отправляясь в длительную экспедицию по исследованию природы за много тысяч километров от дома надо доверять своей аппаратуре. Потому что оказавшись в труднодоступной местности, обратиться в сервис или попросить замену будет невозможно. Бесконечно наращивать количество камер и объективов тоже нельзя, вес багажа, перевозимый самолетом, лодкой и носимый в рюкзаке, имеет свои ограничения. Для создания фотографической истории о природе желательно использовать весь диапазон объективов, от широкоугольников до супертелевиков. Такой набор любезно предоставило московское представительство фирмы Nikon. Относительная компактность камеры помогла мне упаковать абсолютно весь комплект в один рюкзак LowePro Rower AW II, размеры которого не очень велики.

Текст: Андриан КОЛОТИЛИН

 

Новая классика - Зеркальная камера Nikon DF

 

Фотосъемка дикой природы 

Самая ответственная часть природной съемки – наблюдения за живыми объектами. Поведение их часто непредсказуемо, поэтому скорость и точность работы следящего автофокуса очень важна. Нерестящиеся караси движутся под водой и на секунду выныривают на поверхность, производя шум, вспенивая воду. Я применил длиннофокусный объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G в сочетании с конвертором TC 17EII.

Благодаря этому удалось получить необходимое приближение к объекту, минимальная дистанция фокусировки получилась чуть более 3 метров. В камере выберем следящий режим автоматической фокусировки AF-C. Заранее мысленно произведем компоновку кадра и выберем не центральную, а смещенную влево точку фокуса, но не самую крайнюю. Крайняя фокусировочная точка всегда отличается пониженной точностью и быстродействием и в данном случае это необходимо учесть.

Поскольку объект находится в воде, нам надо установить камеру как можно ниже к урезу воды, на штативе. Штативную головку не фиксируем, а фотоаппарат всегда удерживаем руками от непроизвольного падения. Скорость работы затвора должна быть достаточно высока, чтобы заморозить воду, а съемка производится серией, со скоростью 5,5 кадров в секунду короткими очередями, длительностью по 2-4 кадра. Так стоит делать для того, чтобы потом выбрать наилучшую фазу движения объекта, но при этом не переполнять буфер памяти, чтобы камера всегда была готова к новому прыжку рыбы.

Фото 1. ISO 1600, выдержка 1/2000 s, диафрагма f/11 для увеличения глубины резкости. (AND_0497.jpg)

Принципиально иная ситуация по использованию автоматической фокусировки складывается при съемке пугливых объектов из укрытия. Дальневосточный аист – исчезающая птица, находящаяся под международной охраной и ее фотосъемка происходит под обязательным контролем ученых. Беспокойство на гнездовании должно быть полностью исключено.

Съемка велась через частокол веток на переднем плане, из специальной заранее установленной палатки. Камера оставалась в палатке на природе несколько дней, фотограф заходил и уходил из укрытия под покровом ночи.  Фотоаппарат и оптика испытала на себе суточные перепады температуры почти в 30 градусов и естественное выпадение росы.

В таких условиях автоматическая фокусировка невозможна или неточна. Качественно навестись на резкость по глазам птицы, помогла система Live View с полным увеличением участка изображения. Съемка опять велась короткой серией, чтобы устранить смазывание на столь большом фокусном расстоянии. При отборе выбирался не первый, а второй или третий кадр в серии.

Фото 2. ISO 400, выдержка 1/500 s, диафрагма f/16. (AND_4843.jpg)

 

Съемку насекомых ранее рекомендовалось производить при невысокой чувствительности, чтобы сохранить мельчайшие детали. Это налагало определенные сложности, приходилось снимать пугливые объекты рано утром, со штатива, когда бабочки находятся в подобии анабиоза. Теперь качество изображения на высокой чувствительности столь высоко, что можно производить съемку на любой чувствительности, но выбирать стоит наименьшую из возможных.

Для того, чтобы исключить вибрации, желательно применить штатив, но это может вспугнуть редкую бабочку. Поэтому, если объектив имеет возможность оптической стабилизации, надо ее обязательно применить. А съемку делать серией, ненадолго задержав дыхание. Затем, на компьютере выбрать тот снимок, где чешуйки крыльев получились без двойного контура.

Фото 3. ISO 640, выдержка 1/125 s, диафрагма f/5.6. (AND_6688.jpg)

Для проведения ландшафтной съемки русла Амура с высоты, необходимо было подняться на полуразрушенную геодезическую вышку рано утром, пока воздух еще прозрачен и потоки испарений от водного пространства не искажают дальние планы. Главным фактором была компактность и небольшой вес оборудования. Длиннофокусный объектив позволил сжать расстояния и уместить в кадр предгорья Сихотэ-Алиня, Амур и устье реки Горин.

Фото 4. ISO 400, выдержка 1/200 s, диафрагма f/11. (AND_2113.jpg)

В камере Nikon Df не предусмотрена автоматическая возможность съемки и сшивки панорамы. Но такая необходимость при съемке природных ландшафтов возникает очень часто, а результаты высокого разрешения востребованы для полиграфии и электронных путеводителей, виртуальных гидов. Отключив автоматическую фокусировку и установив ручной способ экспозиции, я сделал серию кадров. При помощи графического редактора панорама была собрана из пяти исходных кадров.

Фото 5. ISO 400, выдержка 1/320 s, диафрагма f/9. (AND_2084.jpg)

Съемку в полной темноте, в заброшенной штольне времен ГУЛАГа, которую я обнаружил в тайге,  мне пришлось проводить, освещая подземелье при помощи двух налобных фонариков, один из которых я разместил за поворотом каменного подземелья. По этому главному источнику я опытным путем определил экспозицию. Рекордно длительную выдержку мне удалось получить, применив простой механический тросик управления кнопкой спуска. Руки в подземелье при этом оставались свободными, я рисовал вторым фонариком, как кистью, обеспечив необходимую проработку переднего плана.

Фото 6. ISO 400, выдержка 130 s, диафрагма f/22 для увеличения глубины резкости, снижение контраста при помощи графического редактора. (AND_2679.jpg)

Фотографирование мелких птиц с близкого расстояния длиннофокусной оптикой имеет свои особенности. Глубина резкости в данной ситуации столь мала, что если просто наводится по центральной зоне, снимок будет испорчен. Перья крыльев окажутся резкими, а глаз получится в зоне нерезкости.  Приходится немного перемещать камеру, фокусируясь именно по глазам и чуть закрывать диафрагму.

Фото 7. ISO 1000, выдержка 1/320 s, диафрагма f/11 для увеличения глубины резкости. (AND_2048.jpg)

Съемка на Nikon Df при разной чуствительности на закате

  


Съемка на Nikon Df при разной чуствительности в помещении

* * *

Часть файлов была обработана в программе Adobe Lightroom. Не секрет, что модуль ACR имеет огромное количество возможностей по тонкой настройке изображения, но применение простых установок по умолчанию может привести к перенасыщенным, неестественным изображениям. Результаты такой конвертации часто можно увидеть в сети. Мне же больше понравилась работа в собственной программе конвертации Capture NX 2 ver. 2.4.6, она более проста и наглядна для пользователя с обычным, не профессиональным опытом работы в программах конвертации. 

 

Выводы

Попробуем просуммировать чисто фотографические итоги полевого теста. 

Матрица камеры позволяет получать отличные фотографии и при необходимости серьезно редактировать полученное изображение. Матрица позволяет работать на любой чувствительности. Камера требует при съемке точного кадрирования, сделать значительный кроп без потери качества не позволит разрешение сенсора. Именно точность кадрирования при съемке отличает опытного фотографа. Качество преобразования сигнала в формат JPG позволяет во многих случаях не использовать долгий и ресурсоемкий процесс конвертации из формата RAW на персональном компьютере.

Камера в силу особенностей конструкции органов управления требует внимательности при использовании. Камера прекрасно приспособлена для съемки в студии, в путешествии, в темных помещениях и полностью раскрывает свой потенциал при использовании светосильной сменной оптики. Отсутствие автоматизированных программ, встроенной вспышки и некоторые особенности конструкции предполагают, на мой взгляд, следующее – основным потребителем такой камеры может стать практикующий фотограф с уверенными знаниями о технике фотографирования.

 

ОБЗОР РЕПОРТАЖ В ОГНЕ * ДНЕВНАЯ СЪЕМКАСЪЕМКА НА ФУРШЕТЕ

 

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Лесные «снайперы» меняют свою камеру на Nikon D750. Почему?
1 января 2015
Обзоры

Лесные «снайперы» меняют свою камеру на Nikon D750. Почему?

В середине 2014 года компания Nikon выпустила новую камеру Nikon D750, полностью удовлетворяющую запросы большинства фотографов, от любителей до профессионалов, и вобравшую в себя все достоинства и удачные технологические решения предшественников. Основные преимущества Nikon D750 – полнокадровая матрица, отличное качество изображения на всех значениях чувствительности, профессиональная система автоматической фокусировки, высокая скорость серийной съемки и контроль над всеми параметрами камеры без маркетинговых ограничений.

Камера Game Boy и объектив Canon EF 70-200 мм
7 июня 2018
Новости

Камера Game Boy и объектив Canon EF 70-200 мм

Уже не первый раз фотографы экспериментируют с камерой Game Boy, используя её для съёмки луны совместно с телескопом или захватывая кадры с гоночного трека Формулы-1. На этот раз фотограф Бастиан Экелер решил установить на камеру игрового устройства полноценный объектив Canon EF 70-200 мм.

Тонких ценителей фотографии становится всё больше
6 сентября 2018
Новости

Тонких ценителей фотографии становится всё больше

29 сентября, в субботу, в 12.00 в Галерее Классической Фотографии пройдёт Ярмарка Клуба коллекционеров фотографии. Ярмарка будет интересна как коллекционерам, так и всем, кто хочет продать, обменять или приобрести фотоснимок в коллекцию или же просто интересуется историей фотографии.

Миссис Кэмерон: без суетливой повседневности
12 января 2015
Обзоры

Миссис Кэмерон: без суетливой повседневности

В московском Мультимедиа Арт музее демонстрируется выставка фотографий легендарной Джулии Маргарет Кэмерон. Имя английской леди-фотографа известно любому, кто хотя бы поверхностно знаком с историей фотографии. Кэмерон не была профессионалом, то есть человеком, работавшим в студии с клиентами, или сотрудничавшим с государственными проектами, или каким-либо еще способом зарабатывавшим себе на жизнь фотографией. Это можно объяснить многими причинами. Во-первых, в силу социального положения, Джулии не нужно было работать. Во-вторых, если бы такая необходимость все же возникла, вряд ли она, женщина XIX века, выбрала бы фотографию в качестве средства заработка...

Фото стало еще более четким: Sony α5100 – самая маленькая в мире камера со сменными объективами
25 сентября 2014
Новости

Фото стало еще более четким: Sony α5100 – самая маленькая в мире камера со сменными объективами

Четкие, резкие снимки объектов в движении и эмоциональные портреты. Плавное, кинематографическое Full HD видео. Более качественные селфи. Все это вы можете снять с помощью Sony α5100 – умной маленькой камерой, оснащенной мощными средствами обработки изображения.

Компактный фотоаппарат PENTAX X-5 делает захватывающие снимки миниатюрных предметов крупным планом
23 августа 2012
Новости

Компактный фотоаппарат PENTAX X-5 делает захватывающие снимки миниатюрных предметов крупным планом

PENTAX RICOH IMAGING COMPANY сообщает о выпуске цифровой камеры PENTAX X-5. Новинка появится в России в октябре 2012 года. Новая модель снабжена 26х объективом с диапазоном зуммирования от сверхширокоугольного до супер-телефото. Поэтому Х-5 смело можно назвать универсальной камерой, которая позволит легко и просто делать красивые и качественные фотографии в самых разнообразных жанрах, а также снимать высококачественные видеоролики.

Сборка HDR-панорамы в Adobe Camera RAW
30 ноября 2018
Советы

Сборка HDR-панорамы в Adobe Camera RAW

Собрать одну фотографию с расширенным динамическим диапазоном из нескольких - непростая задача. Но что если надо собрать панораму, каждая отдельная фотография которой выполнена в технике HDR? На словах кажется довольно сложным испытанием. Но на самом деле звучит это куда сложнее, чем делается.

Лекции, творческие беседы, воркшопы – чем порадует образовательная программа Фотофорума’2019
27 марта 2019
Новости

Лекции, творческие беседы, воркшопы – чем порадует образовательная программа Фотофорума’2019

Раскрыть свой потенциал, получить советы от настоящих профессионалов в области фотографии, приобрести знания и полезные навыки можно будет в рамках практических занятий-воркшопов на Фотофоруме’2019, который пройдет в Москве в МВК «Крокус Экспо» с 11 по 13 апреля. Такой формат обучения заинтересует как любителей, так и фотографов с большим опытом – воркшопы отличаются, прежде всего, активным взаимодействием участников с разным уровнем подготовки.

Мировая премьера нового стильного смартфона LG Optimus L5
19 июня 2012
Новости

Мировая премьера нового стильного смартфона LG Optimus L5

В этом месяце LG Optimus L5, один из самых стильных смартфонов линейки L-style от LG, дебютирует на ключевых европейских рынках. Смартфон поступит в продажу сначала в Великобритании, Германии и Франции, затем в странах СНГ, Ближнего Востока и Азии и, наконец, пересечет океан в направлении Центральной и Южной Америки.

Умные часы HUAWEI Watch GT
27 марта 2019
Новости

Умные часы HUAWEI Watch GT

Компания HUAWEI представила в Париже две новые версии умных часов HUAWEI WATCH GT: Active Edition и Elegant Edition. Модель Active Edition получила циферблат размером 46-мм, как в предыдущих моделях серии. HUAWEI WATCH GT Elegant Edition представлены в новом 42-мм дизайне с керамическим безелем. Новые часы оснащены цветными сенсорными AMOLED HD экранами с высокой чёткостью. В модели HUAWEI WATCH GT Active Edition установлен 1,39-дюймовый дисплей с разрешением 454 x 454 пикселей, а в Elegant Edition —1,2-дюймовый с разрешением 390 x 390 пикселей.