Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 6

Сколько раз, не будучи экстремальным фотографом, я попадал в ситуации, когда не то что фотографировать, но и нос высунуть на улицу страшно. Но тяга к искусству практически всегда побеждает над разумом, и вот ты еле стоишь под ураганным ветром и пытаешься подобрать выдержку для очередной метели.

Текст: Александр КИЦЕНКО

 

 

Данил Коржонов (Россия, Шатура). «Коралл»

Nikon D80, Tamron 17–55/2,8, f/13

Озеро Святое. Самое красивое зимнее зрелище — иней — чудесно дополнен причудливой геометрией дерева и фактурой прибрежных камней.

 

У природы нет плохой погоды. Для фотографа.

Для себя я давно уже переиначил известное высказывание «Что русскому хорошо, то…» в пословицу «Что фотографу хорошо, то другим… не очень».

 Самые яркие, эмоциональные и запоминающиеся фотографии получаются именно в «плохую» погоду, будь то туман, заморозки, снегопад, мороз за минус 20, сильный ветер.

Или более типичная ситуация: приходится бродить несколько часов по жуткой холодине под моросящим дождем, утешаясь единственной мыслью, что не всегда же должно везти с погодой.

Летом, попадая на съемку в периоды сильных гроз, имейте в виду, что до и после грозы небо бывает удивительно красивым и эффектным.

Конечно же, не всегда приходится снимать в таких сложных погодных условиях. Я до сих пор остаюсь под громадным впечатлением от пасхального утра на заливном лугу, когда сквозь туман доносились перезвоны церквей, а солнечные лучи, пробивающиеся сквозь молодую листву, можно было потрогать руками.

Можно еще вспомнить тихие майские вечера, закатный свет, нежно обволакивающий окружающий ландшафт, — наверное, прекраснее и комфортнее погоды для фотосъемки и не придумаешь.

По моим многолетним наблюдениям, для пейзажной фотосъемки наиболее подходят периоды резкой смены погоды, но, к сожалению, они очень скоротечны.

Устоявшиеся состояния обычно более скучны и банальны — к примеру, летние безоблачные деньки или затянувшаяся пасмурная погода.

Запомните, что одним из самых главных рецептов получения хорошего снимка является наличие красивого небосвода (или эффектного света для кадров, не включающих в себя неба).

 

Немного о цвете

Наравне, а, может, и в большей степени, нежели композиция, на восприятие зрителя оказывает влияние цвет. Условно каждому цвету приписывают ряд свойств: успокаивающее, возбуждающее, тонизирующее и многие другие.

В зависимости от преобладания одной из цветовых гамм фотография как бы принимает определенный характер. Помимо этого, цвета также можно охарактеризовать по цветовой температуре: теплые, холодные, нейтральные.

Так как фотограф, в отличие от художника, сам не создает цвет на снимке, то его основная задача — умение увидеть то сочетание цветов, которое создала сама природа, выделить наиболее гармоничные сюжеты, или наоборот — обыграть цветовые контрасты.

К примеру, поразительно красиво выглядит фотография с желтыми теплыми листьями берез и покрытой холодным инеем травой. Более подробно о цвете было написано в одном из прошлых выпусков журнала, поэтому предлагаю рассмотреть его полное отсутствие.

 

Черно-белое волшебство

В настоящее время большинство пейзажных фотографий создается и публикуется в цветном исполнении. Но цветная фотография редко бывает так лаконична и в то же время красноречива, как черно-белая.

 Если цвет может хоть как-то завуалировать изъяны композиции, отвлечь на себя внимание, то черно-белый снимок сразу представляет нам все свои сильные и слабые стороны. Поэтому для создания хорошего черно-белого пейзажа надо уметь видеть мир без красок и приложить максимум усилий для создания идеальной композиции.

Мир разноцветных оттенков уступает место игре света и тени, призрачным образам или, наоборот, высококонтрастной выразительности. Для черно-белого пейзажа очень важно наличие в кадре различных форм и текстур, к примеру, особенно красиво выглядит небо, покрытое фактурными облаками.

Зачастую черно-белые фотографии несут в себе в большей мере философскую составляющую, нежели художественную или документальную. 

 

Городские и сельские виды

Человек зачастую любит то, что создает сам, что запомнил и впитал в себя с самого детства. Конечно же, я имею в виду родные места, где в основном и проходит наша жизнь: города, села, деревни.

Городские парки, площади, архитектурные ансамбли, околицы деревень, поселковые улицы — все может послужить материалом для создания урбанизированных пейзажных снимков.

Даже заводские окраины и индустриальные гиганты могут служить источником вдохновения для фотографа. И несмотря на огромные различия по сравнению с природным, городской пейзаж (равно как и другие его подвиды) подчиняется тем же законам построения снимка.

Одной из самых больших сложностей при съемке населенных мест является все возрастающее количество транспорта и прохожих, так и норовящих «влезть» и разрушить с трудом найденный кадр.

 

Итак, как же сделать пейзажный снимок ?

Итак, мы подошли к концу нашего повествования о пейзажной съемке. Конечно, осталось много всего, что хотелось бы еще рассказать, чем я мог бы еще поделиться. Материала хватило бы на целую книгу!

Ловлю себя на мысли, что я даже представить не мог, насколько сложно пытаться буквально «впихивать» красоту и душу в эти строчки. Более глубокое изучение теории практически ни на шаг не приблизило меня к природе, и я очень благодарен авторам фотографий за чудесные пейзажи, разбавившие пресный текст песнями и сказками.

«А как же тогда сделать пейзажный снимок?» — спросите вы? Рецепт хорошего пейзажа довольно прост: нужно взять как можно больше любви к природе, смешать с поэзией, живописью и музыкой, взглянуть на это все глазами ребенка — и сфотографировать.

 

 

Данил Ромодин (Россия, Южный Урал). «Золото Большой Сатки».

Canon EOS 50D, EF 17–40L/4,0 USMб, f/6,3, 1/150 c

Незамерзающее место на реке Большая Сатка, и, конечно же, сопутствующие минус 35 — что еще нужно для отличного пейзажного снимка?

 

 

Данил Коржонов (Россия, Алтай). «Шавлинское озеро». 

Nikon D80, Tamron 17–55/2,8, f/13 

Снимок сделан при самых «благоприятных» условиях для пейзажного фотографа: гроза, дождь, под ногами — скользкий камень.

 

Андрей Шумилин (Россия, Сибирь). «Под звездами». 

Nikon D200, Nikkor 12–24/2,8 

Четыре кадра с разной экспозицией. Помимо великолепного чарующего зрелища этот снимок сочетает в себе титанический труд и умение автора. Если не верите — попробуйте повторить.

 

P.S.

Надеюсь, этот обзор о пейзажной съемке поможет начинающим фотографам собрать и систематизировать тот нужный материал, без которого довольно тяжело делать первые шаги в пейзажной фотографии. 

На прощание пожелаю всем успехов в творчестве и как можно чаще оказываться в нужное время в нужном месте.

Искренне ваш, Александр Киценко.

 

Огромное спасибо за предоставленные снимки:

Данилу Коржонову, Антону Петрусю, Данилу Ромодину, Андрею Шумилину, Леониду Титу.

 

 

Вернуться к первой публикации о пейзажной съемке 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Следуй за лидером
28 апреля 2003
Новости

Следуй за лидером

DVD-проигрыватель Pioneer DV-668 Универсальный DVD-проигрыватель Pioneer DV-668AV является одной из последних разработок фирмы. Он совместим с дисками Super Audio CD, DVD Audio, DVD Video, CD Audio, Video CD, Super Video CD, МР3, читает диски CD-R/RW, DVD-R/RW. Универсал имеет мощные видео и звуковые процессоры, позволяющие ему воспроизводить любую запись в соответствии с самыми высокими требованиями.

Компания Panasonic представила на выставке Consumer Electronics Show 2012 самый тонкий Blu-ray-плеер DMP-BDT320
30 марта 2012
Новости

Компания Panasonic представила на выставке Consumer Electronics Show 2012 самый тонкий Blu-ray-плеер DMP-BDT320

США, Лас-Вегас, Consumer Electronics Show 2012 — Blu-ray-плеер Panasonic DMP-BDT320 был признан лучшим инновационным продуктом 2012 года в категории «Видеокомпоненты». Он не только стал лауреатом престижной премии, но и получил единогласное одобрение представительного жюри, которое посчитало, что Panasonic DMP-BDT320 соединяет в себе самые современные и продвинутые технологии в этой категории плееров.

Батарейный блок Meike для Sony a9 и a7R
19 января 2018
Новости

Батарейный блок Meike для Sony a9 и a7R

Производитель аксессуаров Meike выпустил новой батарейный блок для беззеркальных камер Sony a9 и a7R . Новый блок получил название MK-A9 Pro и оснащён двойным отсеком для установки батарей, а также поддерживает функцию дистанционного управления.

Умелые руки
23 июня 2004
Обзоры

Умелые руки

Фотографу, освоившему семейную съемку, становится тесно в бытовых рамках. В визире своего фотоаппарата он видит, что мир предметен, разнообразен в своих проявлениях: причудлив, красив и безобразен, сер и цветист. Ах, как начинает хотеться художественной натуре запечатлеть эту землю, это небо, этот пейзаж, эту благостность и хаос, оставить на память себе и потомкам сегодняшний день, ведь завтра окружающий мир уже будет другим.

Тест зеркального фотоаппарата NIKON D4: прозрачная, чистая и хорошо проработанная картинка
21 апреля 2012
Тесты

Тест зеркального фотоаппарата NIKON D4: прозрачная, чистая и хорошо проработанная картинка

О том, что новая топовая репортажная камера Nikon должна выйти вот-вот, буквально на днях, инсайдеры говорили еще прошлой осенью, но печальные мартовские события в Японии, а также небывалое наводнение в Таиланде внесли свои коррективы. Поэтому официально о существовании нового флагмана мы узнали только в начале января этого года. На несколько дней камера попала мне в руки, в результате чего и родился этот текст — ощущения профессионального репортера от новой камеры.

Проектор Vivitek D7180HD — ноль метров до экрана
17 октября 2012
Новости

Проектор Vivitek D7180HD — ноль метров до экрана

Проектор Vivitek D7180HD — ноль метров до экрана, Full HD картинка, 97" изображения и все, что нужно для бизнеса и образования!

Наушники для диджеев Ultrasone Signature DJ: мощь, эмоциональность и страсть
16 октября 2012
Новости

Наушники для диджеев Ultrasone Signature DJ: мощь, эмоциональность и страсть

При создании этой модели роскошных наушников для диджеев мы обращались к опыту многих из них по всему миру. И вот, что мы выяснили — все диджеи жаждут превосходных наушников, созданных специально для них. Наушники Ultrasone DJ — результат этих знаний, многих лет нашего опыта в профессиональном музыкальном бизнесе, и нашей страсти к высококачественным продуктам.

Тест CD-ресивера NAD C715
23 сентября 2013
Тесты

Тест CD-ресивера NAD C715

Аппарат интересен тем, что он одновременно является и CD-проигрывателем, и двухканальным усилителем, и тюнером FM/AM радиодиапазонов. Достаточно добавить пару колонок, чтобы создать довольно мощную музыкальную систему. Чисто звуковые характеристики с учетом невысокой стоимости аппарата также находятся на высоте. Наиболее интересно проигрыватель интерпретирует джазовые и, чуть в меньшей степени, рок-композиции. Для безукоризненной передачи классической музыки не хватает разрешения во всем диапазоне.

Вспышка для творческой съемки — Canon представляет SPEEDLITE 430EX III
1 июля 2015
Новости

Вспышка для творческой съемки — Canon представляет SPEEDLITE 430EX III

Canon расширяет систему EOS вспышкой SPEEDLITE 430EX III. Новая вспышка создана, чтобы дополнительно расширить возможности съемки, и в модельном ряду приходит на смену Speedlite 430EX II. Она имеет ряд улучшенных функций, включая встроенное радиоуправление, открывающее целый мир творческих световых решений как увлеченным любителям, так и профессиональным фотографам, работающим с системой EOS.

Смартфон LG G6 отвечает cамым высоким стандартам надежности
28 февраля 2017
Тесты

Смартфон LG G6 отвечает cамым высоким стандартам надежности

Флагманский смартфон LG G6 компании LG Electronics (LG) задает новые стандарты надежности. Компания провела ряд сложных испытаний (более жестких, чем традиционно применяемые ускоренные испытания) для оценки работоспособности изделия в самых неблагоприятных условиях.