Одушевленный портрет

Съемочный процесс со всех сторон. Геннадий Головин

Когда начинаешь размышлять о жанре портрета и загадках создания проникновенного снимка, то невольно задаешься вопросом: что еще можно сказать в фотографическом портрете после Ричарда Аведона, Дианы Арбус, Ирвина Пенна, Арнольда Ньюмана? Точно также: что можно сказать в петербургском портрете после Александра Китаева? Темно-серую, как будто подернутую тленом, стенку его мастерской знают многие знаменитости, чьи портреты сделаны на ее фоне; знают фотографы, не раз сами встававшие напротив нее и превращавшиеся в героев снимков мастера; знают его почитатели и последователи. Сколько таких стенок было заведено в мастерских и студиях молодых фотографов …

Сколько раз знаменитая китаевская стена проявилась в фотографиях, представленных на выставке «Штудии. Одушевленный портрет»? Во многих портретах она стала почти вторым героем после человека — главного героя портрета. Около ста работ, в которых фотографы и модели менялись местами, меняли образы и судьбы, у них менялся характер и взгляд в зависимости от луча света, либо просто освещающего позирующего, либо высвечивающего само его нутро, все самое настоящее.

Десять молодых петербургских фотографов в апреле 2006 года встретились в мастерской Александра Китаева, когда пришли к нему на авторский курс «Одушевленный портрет». Десять запланированных занятий быстро переросли в творческое общение и во внеурочные часы. Сам Китаев описывает это так: «Конечно, мы увлеклись, и удержаться строго в рамках заданной темы «Портрет» ни мне, ни ученикам не удалось. В искусстве нет «больших» и «маленьких». Они учились у меня, я учился у них (и было чему), мы сдружились; академические часы не выдержали объема и азарта… И вот первый, извлеченный мной из всей этой эпопеи урок: все обучаемы».

Портрет фотографа Аси Гордеевой. Владимир Чернецкий

В середине июня результатом этих азартных съемок и стала выставка в выставочном зале библиотеки им. В. В. Маяковского на Невском проспекте, д. 20. Для некоторых из молодых это был первый опыт большой экспозиции, да еще и в огромном зале в центре города. Почти персональная выставка, так как каждый автор показал от пяти до десяти работ. На открытие выставки пришло больше двухсот человек! Возможно, это есть подтверждение давно витающей в воздухе мысли о том, что портретная фотография сейчас является одним из самых популярных и востребованных жанров.

Хотя сам маэстро Китаев выделяет несколько разновидностей современного портрета по их востребованности. Он рассуждает так. Программа авторской мастерской получила название «Одушевленный портрет». И это не случайно. На мой взгляд, сегодня это наименее востребованный жанр искусства, пребывающий в настоящий момент в глубоком кризисе.

И в самом деле, не называть же портретом те протокольные снимки, что требуются населению для всевозможных документов — от удостоверения личности до пропуска за границу? Более или менее можно назвать портретом те изображения, что востребованы некоторыми социальными и асоциальными группами населения вроде политиков и проституток. Однако портреты, востребованные ими по роду занятий, также ограничены определенным регламентом и не оставляют художнику никакой свободы. Чуть лучше дело обстоит с портретами так называемых медийных лиц и лиц свободных профессий: чаще всего приглашаются профессиональные фотографы. Но, несмотря на высокую стоимость услуг в этой сфере, гарантий получения высокохудожественного результата нет никаких. В погоне за клиентом здесь правит бал китч — кривлянье и откровенная пошлость.

Давний прогноз былого наркома просвещения Луначарского, утверждавшего, что в будущем каждый грамотный человек будет владеть фотоаппаратом так же, как авторучкой, осуществился с лихвой. Владеет даже неграмотный. Теперь большинство населения само себе фотограф, и современные домашние собрания снимков на память распухают от разноцветных 10 на 15 карточек с на редкость однообразными и безобразными изображениями типа «Я и памятник» и «Салат» (так в мини-лабах называют снимки застолий). Институт классической профессиональной фотографии, трудами которого заполнялись семейные альбомы на протяжении первых полутора веков истории фотографии, захирел.

«Одушевленный портрет». Николай Буянов

Легкость получения при посредстве современных камер технически грамотного изображения вызывает у большинства людей устойчивую иллюзию, что искусство фотографии может даться без стараний, без обучения. Однако это не так. Говорить на родном языке человек начинает рано и без усилий. А вот говорить письменно надо учиться. Надо не только буквы выучить (этого достаточно только для отправки SMS), но и усвоить по крайней мере грамматику и орфографию. Так и в фотографии. Мало записать визуальную информацию — с этим теперь прекрасно справляется сам фотоаппарат — надо еще и овладеть рядом навыков для придания снимку такой формы, чтобы он был воспринят узким кругом лиц, знакомых с персонажем. Ведь даже цифровая фотография остается светописью, то есть основной рисунок создается именно светом. И многовековые законы изобразительного искусства, придающие ему внятный образный строй, никто не отменял.

И действительно, вспомнив портреты балерин Мариинского театра или друзей, художников, фотографов, снятые Александром Китаевым, понимаешь, что все они построены на светописи, на борьбе границ мира тени и мира света. Его портреты как бы сталкивают друг с другом реального человека и тот внеземной образ, который существует вне истории и вне времени, можно сказать, прообраз, который был всегда и проявляется для нас, живущих и желающих видеть людей, через великие портреты в живописи, скульптуре, рисунке или фотографии. По сути дела, через мастеров мы встречаемся в произведениях искусства с Человеком как целостной сущностью. А если это профессиональная художественная фотография и это наш портрет, то на снимке мы можем встретить себя реального, другого и чистого, освещенного лучом солнечного света.

«Взгляд». Владимир Чернецкий

Солнечный естественный свет и внутренний свет героя портрета, если их умеешь соединить, и позволяют получить настоящий одушевленный портрет. Ведь недаром душа — это светлая часть нас, живущая внутри, наш внутренний свет. Именно поэтому главной целью обучения искусству портрета Александр Китаев ставил получение «реального» портрета героя: «Эта реальность выразилась, во-первых, в том, что я отказался от обучения классической постановке света, принятой в павильонной съемке, то есть постарался показать, как, пользуясь лишь естественным дневным светом, делать портрет, находясь в любом реальном помещении», — так объясняет свой метод обучения сам Китаев.

Что же до выставки «Штудии. Одушевленный портрет», то несмотря на мелькающую во многих снимках китаевскую стенку (а как же иначе, ведь съемки и общение проходили в мастерской фотографа), портреты, снятые каждым из учеников, зажили собственной жизнью, потому что наполнены светом героев и уже почти сложившимся умением молодых авторов. Но стоит помнить важное напутствие Александра Китаева начинающим фотографам: «Не забывайте, что в творчестве часто быстрее приходит успех, чем искусство».

Своими впечатлениями о курсе Александра Китаева «Одушевленный портрет» поделились некоторые участники.

Кому принадлежит эта «паутина сплетающихся мыслей» — фотографу или герою?
Ася Гордеева

Ася Гордеева, фотограф: Если попытаться сформулировать главное ощущение от курса — это щедрость, с какой Китаев раздавал нам себя. Для меня загадка, откуда он берет силы и энергию, находя для каждого внимание, свой подход, слова и особое отношение. Для себя я пыталась понять скорей не технические или композиционные моменты, а то, КАК он это делает: искренний интерес к людям, глубина и в то же время ощущение легкости, постоянная импровизация и витающая в воздухе добрая ирония.

Группа у нас подобралась замечательная — род­ственные души, с которыми не хочется расставаться. Китаевский талант притягивает к себе одаренных людей. Атмосфера творчества, любви, чудесное чувство юмора… В общем, окончание курса явилось полной неожиданностью: казалось, что так должно быть и будет всегда…

Татьяна Король, фотограф: Мастерская Александра Китаева — это особая атмосфера. Как одно мгновение пролетели дни съёмок с захватывающим творческим процессом, где рождались новые мысли, идеи, сюжеты; где сформировался новый, неожиданный, взгляд, казалось бы, на уже привычные вещи. Благодаря Китаеву сложилось более глубокое понимание портрета, когда съёмка даёт возможность уловить настроение, почувствовать того, кто находиться по ту сторону объектива. А если сказать всё сразу: нет сценария, есть игра, в которой присутствует момент неожиданности. Для меня, наверное, это и есть одушевлённый портрет.

«Все те же герои, но в ином образе».
Ася Гордеева.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Новый объектив Zeiss Batis 2/40 CF T* для байонета Sony E
2 октября 2018
Новости

Новый объектив Zeiss Batis 2/40 CF T* для байонета Sony E

Компния Zeiss выпустила новый объектив Batis 2/40 CF, который пополняет серию объективов для полнокадровых камер Sony, расширяя линейку до пяти моделей. Объектив обеспечивает быструю и бесшумную автофокусировку, а также имеет пыле/влагозащитную конструкцию для съёмок при неблагоприятных погодных условиях.

Тест зеркального фотоаппарата Sony Alpha 900: как группа Альфа снимала в заповеднике
19 мая 2012
Тесты

Тест зеркального фотоаппарата Sony Alpha 900: как группа Альфа снимала в заповеднике

Наш эксперт Андриан Колотилин, профессиональный фотограф, выехал в двухнедельную экспедицию для съемок в Полистовском заповеднике. Компания SONY для этой экспедиции предоставило обширный комплект фотоаппаратуры. Цифровая профессиональная камера Sony Alpha 900 и набор оптики способны реализовать любые задачи, возникающие перед фотографом дикой природы.

Тест телевизора BBK LEM3289F
26 января 2013
Тесты

Тест телевизора BBK LEM3289F

Телевизор BBK LEM3289F является доступной моделью с одним из самых востребованных размеров диагонали экрана, имеет достойное качество изображения и неплохое качество звука, – а поэтому, без сомнений, смело может быть рассмотрен в качестве кандидата к покупке.

Обновление прошивки Olympus OM-D E-M1 версии 3.0 обеспечивает работу следящего автофокуса со скоростью до 9 кадров в секунду, а также позволяет удаленно снимать видео с помощью смартфона в режиме Live View
5 февраля 2015
Новости

Обновление прошивки Olympus OM-D E-M1 версии 3.0 обеспечивает работу следящего автофокуса со скоростью до 9 кадров в секунду, а также позволяет удаленно снимать видео с помощью смартфона в режиме Live View

Компания Olympus представила обновление прошивки для камеры OM-D E-M1, которое дополняет обширный набор преимуществ флагманской модели двумя новыми функциями. Последовательный автофокус со скоростью до 9 кадров в секунду расширяет возможности режима Dual Fast AF, при котором камера заново фокусируется на каждом объекте, что позволяет избежать нежелательного размытия и делать снимки исключительной четкости. Кроме того, новая прошивка обеспечивает совместимость E-M1 с последней версией приложения OI.Share (версии 2.5), открывая пользователям доступ к функции Live View - режиму удаленной съемки видео с помощью смартфона, подключенного к Wi-Fi.

7 дней фото!
1 декабря 2006
Обзоры

7 дней фото!

«Осторожно, наш поезд отправляется! Следующая остановка — «Кельн Мессе / Дуйтс» Эту фразу (разумеется, на немецком) я слышал каждое утро в скоростной электричке, доставлявшей меня из Бонна в Кельн. Последний перегон очень короткий — меньше километра. Поезд извивающейся змейкой покидает кельнский вокзал.

Мировой кинотеатр!
31 августа 2003
Новости

Мировой кинотеатр!

Признанный мировой авторитет в производстве электроники — компания JVC — не теряет своих позиций ни на рынке профессиональной аппаратуры, ни в секторе домашних развлекательных систем. В арсенале компании есть широкий спектр техники, способной удовлетворить самые взыскательные потребности. Одним из приоритетных направлений JVC считает производство аппаратуры для домашних кинотеатров самого различного уровня.

15 миллионов покупателей выбрали смартфоны LG Optimus L
18 февраля 2013
Новости

15 миллионов покупателей выбрали смартфоны LG Optimus L

Сеул, 18 февраля 2013 г. ― Компания LG Electronics (LG) сообщила о том, что объём продаж популярной серии смартфонов Optimus L Series превысил 15 млн единиц — в течение прошедших двух месяцев эти гаджеты приобретали со скоростью одно устройство в секунду. С момента их анонсирования на международной выставке Mobile World Congress (MWC) в прошлом году смартфоны L-серии стали олицетворением функциональных устройств с уникальным дизайном...

Fujifilm ананосировала новую беззеркальную камеру X-A5
31 января 2018
Новости

Fujifilm ананосировала новую беззеркальную камеру X-A5

Корпорация FUJIFILM рада объявить о выпуске фотокамеры FUJIFILM X-A5. Она привлекает своим лаконичным дизайном в стиле ретро и предлагает разнообразные возможности, включая наклонный ЖК-дисплей с углом наклона 180 градусов, возможность быстро и легко обмениваться изображениями при помощи новейшей версии технологии Bluetooth® и емкий аккумулятор, которого хватает на 450 снимков.

Обзор компактных фотоаппаратов: цены ниже, качество выше
25 февраля 2013
Обзоры

Обзор компактных фотоаппаратов: цены ниже, качество выше

Дерево лучше всего прячется в лесу. Эту несложную истину в запале подготовки обзоров для свежего номера журнала мы частенько забываем. Увлекшись ультрасовременными характеристиками очередной топовой новинки, легко упустить из виду привычное и обычное окружение. Меж тем рынок беззеркальных фотокамер в целом разительно изменился: незаметно, но целенаправленно компактные системы пробили важные ценовые планки не только в пятнадцать, но уже и в десять тысяч рублей.

Tilt-Shift объективы
30 августа 2018
Советы

Tilt-Shift объективы

Мы привыкли, что оптика различается фокусным расстоянием, светосилой, наличием зума. Но, что же такое тилт-шифт объективы, как они работают, зачем нужны и где применяются? Об этом и многом другом расскажут эксперты: Александр Иванов, Камил Кутушев, Мария Алексеева, Юрий Фёдоров.