Одушевленный портрет

Съемочный процесс со всех сторон. Геннадий Головин

Когда начинаешь размышлять о жанре портрета и загадках создания проникновенного снимка, то невольно задаешься вопросом: что еще можно сказать в фотографическом портрете после Ричарда Аведона, Дианы Арбус, Ирвина Пенна, Арнольда Ньюмана? Точно также: что можно сказать в петербургском портрете после Александра Китаева? Темно-серую, как будто подернутую тленом, стенку его мастерской знают многие знаменитости, чьи портреты сделаны на ее фоне; знают фотографы, не раз сами встававшие напротив нее и превращавшиеся в героев снимков мастера; знают его почитатели и последователи. Сколько таких стенок было заведено в мастерских и студиях молодых фотографов …

Сколько раз знаменитая китаевская стена проявилась в фотографиях, представленных на выставке «Штудии. Одушевленный портрет»? Во многих портретах она стала почти вторым героем после человека — главного героя портрета. Около ста работ, в которых фотографы и модели менялись местами, меняли образы и судьбы, у них менялся характер и взгляд в зависимости от луча света, либо просто освещающего позирующего, либо высвечивающего само его нутро, все самое настоящее.

Десять молодых петербургских фотографов в апреле 2006 года встретились в мастерской Александра Китаева, когда пришли к нему на авторский курс «Одушевленный портрет». Десять запланированных занятий быстро переросли в творческое общение и во внеурочные часы. Сам Китаев описывает это так: «Конечно, мы увлеклись, и удержаться строго в рамках заданной темы «Портрет» ни мне, ни ученикам не удалось. В искусстве нет «больших» и «маленьких». Они учились у меня, я учился у них (и было чему), мы сдружились; академические часы не выдержали объема и азарта… И вот первый, извлеченный мной из всей этой эпопеи урок: все обучаемы».

Портрет фотографа Аси Гордеевой. Владимир Чернецкий

В середине июня результатом этих азартных съемок и стала выставка в выставочном зале библиотеки им. В. В. Маяковского на Невском проспекте, д. 20. Для некоторых из молодых это был первый опыт большой экспозиции, да еще и в огромном зале в центре города. Почти персональная выставка, так как каждый автор показал от пяти до десяти работ. На открытие выставки пришло больше двухсот человек! Возможно, это есть подтверждение давно витающей в воздухе мысли о том, что портретная фотография сейчас является одним из самых популярных и востребованных жанров.

Хотя сам маэстро Китаев выделяет несколько разновидностей современного портрета по их востребованности. Он рассуждает так. Программа авторской мастерской получила название «Одушевленный портрет». И это не случайно. На мой взгляд, сегодня это наименее востребованный жанр искусства, пребывающий в настоящий момент в глубоком кризисе.

И в самом деле, не называть же портретом те протокольные снимки, что требуются населению для всевозможных документов — от удостоверения личности до пропуска за границу? Более или менее можно назвать портретом те изображения, что востребованы некоторыми социальными и асоциальными группами населения вроде политиков и проституток. Однако портреты, востребованные ими по роду занятий, также ограничены определенным регламентом и не оставляют художнику никакой свободы. Чуть лучше дело обстоит с портретами так называемых медийных лиц и лиц свободных профессий: чаще всего приглашаются профессиональные фотографы. Но, несмотря на высокую стоимость услуг в этой сфере, гарантий получения высокохудожественного результата нет никаких. В погоне за клиентом здесь правит бал китч — кривлянье и откровенная пошлость.

Давний прогноз былого наркома просвещения Луначарского, утверждавшего, что в будущем каждый грамотный человек будет владеть фотоаппаратом так же, как авторучкой, осуществился с лихвой. Владеет даже неграмотный. Теперь большинство населения само себе фотограф, и современные домашние собрания снимков на память распухают от разноцветных 10 на 15 карточек с на редкость однообразными и безобразными изображениями типа «Я и памятник» и «Салат» (так в мини-лабах называют снимки застолий). Институт классической профессиональной фотографии, трудами которого заполнялись семейные альбомы на протяжении первых полутора веков истории фотографии, захирел.

«Одушевленный портрет». Николай Буянов

Легкость получения при посредстве современных камер технически грамотного изображения вызывает у большинства людей устойчивую иллюзию, что искусство фотографии может даться без стараний, без обучения. Однако это не так. Говорить на родном языке человек начинает рано и без усилий. А вот говорить письменно надо учиться. Надо не только буквы выучить (этого достаточно только для отправки SMS), но и усвоить по крайней мере грамматику и орфографию. Так и в фотографии. Мало записать визуальную информацию — с этим теперь прекрасно справляется сам фотоаппарат — надо еще и овладеть рядом навыков для придания снимку такой формы, чтобы он был воспринят узким кругом лиц, знакомых с персонажем. Ведь даже цифровая фотография остается светописью, то есть основной рисунок создается именно светом. И многовековые законы изобразительного искусства, придающие ему внятный образный строй, никто не отменял.

И действительно, вспомнив портреты балерин Мариинского театра или друзей, художников, фотографов, снятые Александром Китаевым, понимаешь, что все они построены на светописи, на борьбе границ мира тени и мира света. Его портреты как бы сталкивают друг с другом реального человека и тот внеземной образ, который существует вне истории и вне времени, можно сказать, прообраз, который был всегда и проявляется для нас, живущих и желающих видеть людей, через великие портреты в живописи, скульптуре, рисунке или фотографии. По сути дела, через мастеров мы встречаемся в произведениях искусства с Человеком как целостной сущностью. А если это профессиональная художественная фотография и это наш портрет, то на снимке мы можем встретить себя реального, другого и чистого, освещенного лучом солнечного света.

«Взгляд». Владимир Чернецкий

Солнечный естественный свет и внутренний свет героя портрета, если их умеешь соединить, и позволяют получить настоящий одушевленный портрет. Ведь недаром душа — это светлая часть нас, живущая внутри, наш внутренний свет. Именно поэтому главной целью обучения искусству портрета Александр Китаев ставил получение «реального» портрета героя: «Эта реальность выразилась, во-первых, в том, что я отказался от обучения классической постановке света, принятой в павильонной съемке, то есть постарался показать, как, пользуясь лишь естественным дневным светом, делать портрет, находясь в любом реальном помещении», — так объясняет свой метод обучения сам Китаев.

Что же до выставки «Штудии. Одушевленный портрет», то несмотря на мелькающую во многих снимках китаевскую стенку (а как же иначе, ведь съемки и общение проходили в мастерской фотографа), портреты, снятые каждым из учеников, зажили собственной жизнью, потому что наполнены светом героев и уже почти сложившимся умением молодых авторов. Но стоит помнить важное напутствие Александра Китаева начинающим фотографам: «Не забывайте, что в творчестве часто быстрее приходит успех, чем искусство».

Своими впечатлениями о курсе Александра Китаева «Одушевленный портрет» поделились некоторые участники.

Кому принадлежит эта «паутина сплетающихся мыслей» — фотографу или герою?
Ася Гордеева

Ася Гордеева, фотограф: Если попытаться сформулировать главное ощущение от курса — это щедрость, с какой Китаев раздавал нам себя. Для меня загадка, откуда он берет силы и энергию, находя для каждого внимание, свой подход, слова и особое отношение. Для себя я пыталась понять скорей не технические или композиционные моменты, а то, КАК он это делает: искренний интерес к людям, глубина и в то же время ощущение легкости, постоянная импровизация и витающая в воздухе добрая ирония.

Группа у нас подобралась замечательная — род­ственные души, с которыми не хочется расставаться. Китаевский талант притягивает к себе одаренных людей. Атмосфера творчества, любви, чудесное чувство юмора… В общем, окончание курса явилось полной неожиданностью: казалось, что так должно быть и будет всегда…

Татьяна Король, фотограф: Мастерская Александра Китаева — это особая атмосфера. Как одно мгновение пролетели дни съёмок с захватывающим творческим процессом, где рождались новые мысли, идеи, сюжеты; где сформировался новый, неожиданный, взгляд, казалось бы, на уже привычные вещи. Благодаря Китаеву сложилось более глубокое понимание портрета, когда съёмка даёт возможность уловить настроение, почувствовать того, кто находиться по ту сторону объектива. А если сказать всё сразу: нет сценария, есть игра, в которой присутствует момент неожиданности. Для меня, наверное, это и есть одушевлённый портрет.

«Все те же герои, но в ином образе».
Ася Гордеева.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

ONYX BOOX Robinson Crusoe – премиальный букридер с защитой от влаги
15 июня 2017
Новости

ONYX BOOX Robinson Crusoe – премиальный букридер с защитой от влаги

Компания МакЦентр, эксклюзивный дистрибьютор продукции ONYX International на территории России, Украины, Беларуси и США, представляет новую модель ONYX BOOX Robinson Crusoe, продолжающую линейку премиальных устройств для чтения электронных книг, первым в которой стал букридер ONYX BOOX Monte Cristo.Главным отличием новой модели является использование технологии компании HZO, обеспечивающей его защиту от случайно попавшей влаги.

Борис Смелов
1 декабря 2006
Обзоры

Борис Смелов

Его фотографии завораживают. Магическая игра света и тени и точность композиции мгновенно увлекают зрителя во внутреннее пространство фотоснимка, и на выставках отойти от любой из работ Бориса Смелова было всегда непросто. Он оставил нам свое видение города, свой, cмеловский, Петербург, которого не было до и не будет после него.

Pioneer дарит покупателям AV-ресиверов серии SC-LX подарки к Новому году!
6 декабря 2013
Новости

Pioneer дарит покупателям AV-ресиверов серии SC-LX подарки к Новому году!

Москва, Россия, 2 декабря 2013 г. — Компания Pioneer объявляет о начале специальной предновогодней акции в магазинах своих партнеров. В течение месяца, до 31 декабря 2013 года, при покупке AV-ресивера SC-LX серии, вы получаете микросистему в подарок. SC-LX серия является флагманским модельным рядом AV-ресиверов Pioneer. Модели из этой линейки поддерживают сигнал 4K Ultra HD, читают аудиофайлы высокого разрешения, поддерживают режим воспроизведения без пауз и работают на несколько зон. К большинству моделей можно подключить видеокамеру, ноутбук, iPod или iPhone, а также проигрыватели формата VHS, DVD- и Blu-Ray-дисков.

Смартфоны Moto получат обновление до Android 7.0
13 декабря 2016
Новости

Смартфоны Moto получат обновление до Android 7.0

Москва, 13 декабря 2016 года: Компания Lenovo (HKSE: 992) (ADR: LNVGY) анонсирует обновление смартфонов линейки Moto Z до последней версии Android 7.0 Nougat. Помимо всех нововведений Android 7 улучшены жесты Moto для уменьшения рабочей области при работе одной рукой, а также добавлена поддержка VR-гарнитуры Google Daydream.

Компактная фотокамера Canon PowerShot N100 оснащена сразу двумя объективами - на передней и обратной сторонах камеры
7 января 2014
Новости

Компактная фотокамера Canon PowerShot N100 оснащена сразу двумя объективами - на передней и обратной сторонах камеры

Компания Canon представляет совершенно новую концепцию фотокамеры — Canon PowerShot N100. В этой камере реализовано множество новых технологий, которые помогут вам без труда превращать свои фотографии и видеоролики в незабываемые истории. PowerShot N100 — первая компактная камера Canon, оснащенная сразу двумя объективами, расположенными на передней и обратной сторонах камеры. Это значит, что при спуске затвора вы можете одновременно запечатлеть и саму сцену, и свою реакцию на происходящее, показав событие с обеих сторон. В камере использованы те же оптические технологии, которые применяются в знаменитой серии PowerShot S, что обеспечивает великолепное качество снимков.

Ушла в интернет, буду не скоро. Целую, бабушка
27 февраля 2012
Новости

Ушла в интернет, буду не скоро. Целую, бабушка

г. Москва, 27 февраля 2012 г. — корпорация Intel совместно с Ассоциацией ветеранов, инвалидов и пенсионеров, при поддержке объединения профсоюзов России «СОЦПРОФ», ОАО «Ростелеком», региональных органов власти и местного самоуправления начала реализацию национальной социальной программы повышения компьютерной грамотности людей пожилого возраста «Бабушка-онлайн» — «Дедушка-онлайн» в регионах страны.

Компактный фотоаппарат Sony Cyber-shot DSC-WX10: оптимальный выбор, если захочется минимизировать вес и сохранить максимум качества
1 мая 2012
Обзоры

Компактный фотоаппарат Sony Cyber-shot DSC-WX10: оптимальный выбор, если захочется минимизировать вес и сохранить максимум качества

WX10 сложно отнести к категории «стильных» компактов (за красоту у Sony отвечает линейка Cyber-shot T), однако выглядит камера, по крайней мере с передней стороны корпуса, элегантно и приятно. Ее главное достоинство — толщина, не превышающая 17 мм, да и весит WX10 всего 126 г. Это оптимальный выбор для фотографов, которым хотелось бы минимизировать вес техники и в то же время сохранить максимум качества, передовых технологий и полезных функций.

Canon PowerShot G7 X: надежная стабилизация и быстрая реакция
27 ноября 2014
Видео

Canon PowerShot G7 X: надежная стабилизация и быстрая реакция

Камера записывает видео без рывков даже при проводке и зуммировании. Автоматика быстро подстраивает фокусировку и экспозицию.

Обзор компактных цифровых фотокамер: компакты или смартфоны?
5 февраля 2013
Обзоры

Обзор компактных цифровых фотокамер: компакты или смартфоны?

Последние несколько месяцев разработчики фототехники всеми силами пытаются порадовать опытных фотолюбителей. Главный тренд года — вместо отдельных крутых функций выпускать цельные гармоничные системы для пользователей, как минимум знающих про экспозицию и баланс белого. А возможно и имеющих собственные выраженные претензии и предпочтения — вроде миниатюрных габаритов с широким углом для жанра и стрит-фотографии или светосильной оптики для портретной съемки. Теперь вместо пары устаревших «кирпичиков» покупателю открывается выбор из дюжины новинок с разнообразными и крайне любопытными свойствами.

Pentax представляет полнокадровую DSLR-камеру K-1 вместе с новыми объективами 15-30 mm и 28-105 mm
29 марта 2016
Новости

Pentax представляет полнокадровую DSLR-камеру K-1 вместе с новыми объективами 15-30 mm и 28-105 mm

Компания Ricoh Imaging после продолжительной паузы наконец-то анонсировали новую камеру из линейки Pentax – полнокадровую DSLR K-1. Судя по техническим характеристикам, устройство вполне может стать флагманским. Как обычно, в новом устройстве Ricoh изменили дизайн. Поэтому камера выглядит скорее как среднеформатная или APS-C. Однако внутри у неё все равно полнокадровый сенсор с разрешением 36.5 мегапикселей. Корпус устройства выполнен из магниевого сплава и предлагает влагонепроницаемую и морозостойкую конструкцию.