Обзор фотовыставки: XXI. Мой Тихий океан

Есть выставки и выставки. Некоторые из них и после закрытия продолжают активно обсуждаться фотографическим сообществом. В этом и есть признак События. Таким событием нынешней осени стала выставка «XXI. Мой Тихий Океан» в Третьяковской галерее на Крымском валу. Проект был придуман и осуществлен кураторами «FotoFond — территория фотографии» (группа РИА «Новости») Кириллом Василенко и Анастасией Давыдовой

1. Сергей Максимишин. Индонезия1. Сергей Максимишин. Индонезия

В проекте «FotoFond — территория фотографии» собрался «золотой» состав участников, среди которых единственная российская женщина, удостоенная «Золотого глаза» (высшей награды World Press Photo); обладатель гранта Юджина Смита (одного из самых престижных в мире грантов в области фотографии); единственный русский фотограф знаменитого французского агентства Magnum Photos; лауреаты российских и международных фотоконкурсов, чьи работы хранятся в крупнейших российских и зарубежных музейных собраниях, галереях и частных коллекциях и публикуются в ведущих мировых изданиях. Все разные, каждый со своим видением, почерком и приемами. Отсюда многообразие авторских работ на выставке: черно-белые и цветные, снятые цифровыми и пленочными камерами, широкоугольными, длиннофокусными объективами и моноклем — они показывают основные направления современной фотографии.

Проект идеально вписался в непростое пространство Третьяковской галереи на Крымском валу и произвел сильное впечатление по архитектуре, освещению и современной подаче материала. Кроме хорошо напечатанных работ, автономного представления каждого автора, можно было посмотреть слайд-шоу о стране в цифровых рамках и отдельный, хорошо выполненный мультимедийный проект, дающий представление о грандиозном замысле его организаторов.

Андрей Безукладников, основатель и руководитель интернет-портала Photographer.ru:

— Получил удовольствие от того, как освоено сложное пространство. Бывает, приходишь на выставку и идешь, будто вдоль длинного забора, на котором монотонно висят фотографии, и атмосфера вокруг усыпляющая. А здесь жизнь, жизнь пульсирующая. Пространство освоено великолепно. Мне сразу стало нескучно. Я испытал состояние приключения. Ты не знаешь, что за углом. И каждый раз за углом что-то новое. Многое неожиданно и непривычно — и в оформлении работ, и в том, что они разные по размеру, и выделены цветом рамок и паспарту, и как подсвечены. Разнообразно и сбалансированно выглядит экспозиция. Даже не вглядываясь в фотографии, получаешь удовольствие от того, насколько интересно, красиво и деликатно они поданы. Очень современно. Мне было интересно!

Удалось собрать такую мощную бригаду разных фотографов, которые делают такую яркую фотографию, и видно, что они не уставшие, что им самим интересно, что они хотят быть первооткрывателями. Считаю, очень удачный проект. Кого-то отметить, особо выделить пока не могу: я сначала прошел эту выставку как лес, сейчас рассматриваю деревья. Из того, что успел заметить, понравился Сергей Трапезин, сделавший работы моноклем. Монокль — это же банально, а у него получилось не банально. Его работы — как картины, у которых хочется медитировать. Пинхасов, как всегда, меня взбудоражил. Очень понравились работы Наташи Беркутовой про папуасов. Козырев очень понравился — такая простая фотография, какую я люблю. Такой минимализм, и при этом все сказано. Чисто, прозрачно, как воздух, который ты вдыхаешь и выдыхаешь…

Алексей Мякишев, участник проекта:

— Мне достался Тайвань. Я первый раз был в Азии. Это как на другую планету попасть. Все то же самое, только все другое. Другая культура, другой менталитет, другие краски, другое состояние. Вернулся домой и неделю не мог понять, в какой я реальности. Часть работ я снимал на цифровую камеру и на черно-белую пленку. У меня получилось около 30 роликов пленки и более 5000 цветных изображений. Я сдал весь материал. Сделал свой отбор, у меня получилось около 200 цветных и около 70 черно-белых. Потом кураторы посмотрели и сделали свой отбор: для сайта одни, для слайд-шоу другие, для мультимедиа третьи…

Тайвань — остров со своим политическим устройством. Больше всего запомнились люди, как устроена их жизнь, их менталитет. Поразило метро. Я, не зная иероглифов, легко ориентировался в нем. Восточный рынок — это потрясает, это взрыв: масса мелких лавочек, где можно все попробовать, необыкновенные и необычные на вкус продукты. Меня интересовали взаимоотношения людей и океана. Моя задача была снять людей через океан, но я снимал шире, старался передать свои ощущения от места, от страны.

Там все по-другому, другая цивилизация. Для меня это был хороший, полезный опыт. Масштабный проект. Такие проекты крайне необходимы. Они стимулируют фотографа поехать в другую страну, сделать историю, передать свои ощущения — это всегда стимул к дальнейшему росту и развитию.

Дмитрий Моргулис, участник проекта:

— Мне досталась Новая Зеландия — самая отдаленная точка этого проекта. Новозеландцы — очень интересные люди, очень вежливые, чрезвычайно радующиеся жизни. Они не похожи на американцев. Ехал в состоянии страха, потому что задача сложная. Очень длинный перелет с двумя пересадками. Тяжело было сразу включиться: разница во времени, другой климат — антипод нашего, у них зима, у нас лето. Доволен ли я отбором? Да, хотя я представил бы другие работы. Например, для меня было неожиданно, что выбрали пейзажные работы. Но в целом тем, что отобрано и как это подано публике, я доволен. Я надеюсь, что кураторы проекта пойдут нам навстречу и дадут возможность показать эту выставку и в других городах. Например, я был бы рад, чтобы она состоялась у нас в Хабаровске. Это первый масштабный фотопроект в России. Наверное, потом будет второй и третий. Но мы были первыми. Мы — первые!

Михаил Дашевский, фотограф, участник проекта:

— Я был в Китае, в Шанхае. Представьте: вы приехали в Москву из другой страны, вы никогда здесь не были и не понимаете русского языка — и вы поймете мое состояние. Лучшее, на что бы вас хватило — поехать снимать всем известные «московские» достопримечательности. Меня Бог миловал. Я хотел снять настроенческие картинки. Я их снял. Три дня у меня был переводчик, потом я работал сам.

Как готовился к поездке? Купил карту и путеводитель. Попросил моего переводчика Сашу показать мне трущобы Шанхая и не встретил с его стороны никаких возражений. Он отвел меня в трущобы, я там побродил. Было лишь два «нельзя снимать» за всю поездку. Считаю, что это ничтожно мало для коммунистической страны. 38 градусов жары, и я — свободно снимающий на улицах Шанхая. Почему не снял Тихий океан? Туда надо было ехать, я подумал, что лучше Шанхая я ничего не сниму, и не стал распыляться. Сами подумайте: что мне, городскому человеку, снимать на побережье? Сто тридцать пятую сеть, как ее штопают и закидывают в океан?

Игорь Гаврилов, руководитель отдела российской фотографии фотоагентства EAST NEWS:

— Странно, что из 21 автора ни у кого нет хорошей фотографии океана. А океан — это самое мощное существо, живущее на нашей планете. Океан — это то, из чего мы вышли и куда уйдем. Ни один автор не озадачился осмыслением того, что такое океан…

Виктория Ивлева, участник проекта, фотожурналист:

— Самое приятное в этом проекте — он получился именно таким, каким и был задуман. Все, что кураторами было задумано, им удалось осуществить. Это с проектами бывает далеко не всегда. Я лично побывала в Брунее, очень закрытой стране, и это само по себе было интересно. Бруней оказался местом не очень фотографическим, поэтому тут был и дополнительный профессиональный вызов. Основная сложность, как мне кажется, возникла на этапе отбора картинок, поскольку большинство из нас привыкло заниматься отбором вместе с куратором, а FOTOFOND взял все в свои руки, и мы были лишены этого удовольствия. Сейчас с нетерпением ждем выхода альбома «ХХI. Мой Тихий океан» с нашими фотографиями.

Владимир Богданов, фотожурналист:

— Прекрасная выставка. Хорошая тема. Но это скорее выставка документальной фотографии, а она позиционируется как выставка художественной фотографии. Против этого у меня внутренний протест.

Кирилл Василенко и Анастасия Давыдова (авторы оригинальной идеи, кураторы проекта):

— По каким критериям вы отбирали авторов в проект?

— Мы были в числе главных организаторов Первого международного портфолио-ревю для российских фотографов, которое прошло в Москве в августе-сентябре 2011 года. Взаимодействие с фотографом, как вы знаете, на портфолио-ревю только зарождается, это такая нулевая отметка на старте, который к чему-то непременно должен привести в случае, если интересные авторы вам встречаются. Нам встретились. Некоторых их них очень хотелось показать. Некоторые из них, как мы поняли уже в результате созданного проекта, стали открытием не только для наших зрителей, но и для людей искушенных и профессиональных.

Так вот, нам хотелось объединить фотографов в рамках какого-нибудь одного проекта. Поэтому больше половины фотографов в экспедиции — участники московского международного портфолио-ревю. С Людмилой Кецлах мы познакомились на портфолио в рамках хьюстонского «Фотофеста 2012» и также пригласили ее в проект. В окончательном нашем списке, из которого мы выбирали участников, было не то 87, не то 89 авторов. Разных. Совершенно. Сознательно и намеренно мы изначально хотели, чтобы в проекте встретились репортеры, документалисты и художники, чьи имена ассоциируются с арт-направлением в фотографии. Мы хотели собрать Авторов с большой буквы, способных фотографически осмысливать природу, сущность, контекст увиденного пространства, в котором они окажутся (в основном впервые), и линзой вытащат из него то, что их зацепило. Отсюда — «МОЙ» в названии проекта, слово ключевое и определяющее. Нам было важно собрать авторов, не примыкающих к тому или иному фотографическому клану, чтобы на нашем примере из 21 автора выкристаллизовался некий срез отечественной современной фотографии со всей ее неоднозначностью (например, знание и чутье мировых тенденций в каких-то случаях и тотальное выпадение из мирового контекста в других; умение проектно мыслить и работать и полное непонимание того, что делать с собственным материалом), которая также была предсказуема сразу и изначально нами подразумевалась.

— Как выбиралась страна для каждого автора?

— Страны были распределены между авторами в результате жеребьевки, которая состоялась 5 июня 2012 года в Международном мультимедийном пресс-центре РИА «Новости»: из мнимого Тихого океана (аквариума) фотографы вытягивали бутылки, в которых находились свитки с указанием той страны, куда на неделю отправится фотограф.

— Обсуждали ли вы с авторами, что вы хотите получить в результате, давали ли им какие-то установки, рекомендации, советы, пожелания, или они действительно были свободны в выборе тем, техник и приемов съемки?

— Обсуждали — нестандартный авторский взгляд в ситуации, когда даже профессиональный фотограф подвержен влиянию туристических красот и видов, авторский взгляд, вскрывающий поверхностное впечатление и достающий линзой значительно глубже стандартной туристической картинки. Просили не снимать что-либо, напоминающее рекламу Bounty. В выборе тем, техник и приемов съемки — да, действительно, авторы были свободны. Поскольку мы приглашали в проект состоявшихся авторов, способных выкадрировать из действительности свою историю-идею и фотографически осмыслить увиденное.

— Предлагали ли вы сделать авторам предварительный отбор съемки и учитывали ли их мнения при формировании выставки (хотя вряд ли все понимают, что выставка такого количества авторов и столь разных не равна персональной выставке каждого из них)?

— Да, предлагали и рассматривали предложения. Но это не синоним «рассматриваем — значит включаем в выставку». Так не делается нигде в профессиональном мире в подобных проектах. Особенно в коллективных, где необходим проектный подход, формирование целостной картины и экспозиции, где не может быть речи о натягивании одеяла на свое субъективное и порой консервативное восприятие себя. К тому же не все фотографы умеют и хотят мыслить проектно. Кто-то смог предложить проект. И в этом случае мы делали отбор, либо полностью, либо частично основываясь на отборе, предложенном автором. Кто-то предложил то, что называется аргументированной позицией автора, основываясь на которой принимали те или иные решения. А было и то, что называется лексикой каприза: «Мне не нравится!». И все — точка, профессиональная позиция выражена. Для нас «аргумент» слабый, говорящий об отсутствии культуры профессионального взаимодействия. Что касается обещаний, что отбор авторов — в случае, если он вообще предложен, — совпадет с выставочным отбором, — никто никому не давал ни в письменной, ни в устной форме.

— Как вы сами оцениваете результат: все ли удалось реализовать из того, что вы планировали, какие были сложности при формировании экспозиции?

— Про сложности… А их, в общем, не было. Было важно создать единое пространство, гармонично дышащее, живое. Пара десятков бессонных ночей — и, вроде, получилось. Если серьезно, то дело скорее не в сложности, а в неоднозначности, неровности полученного материала, о чем мы сказали выше: язык прогрессивной мировой фотографии в одном случае и, в общем, некая «просторечность» фотографического высказывания, утратившая силу и актуальность — в другом. Но это все решалось при создании экспозиции.

— Пожалуйста, отметьте работу тех, кто помогал вам в создании сложной, многослойной и современной экспозиции.

— Над проектом в целом (организация экспедиции, отбор материала, продакшн-постпродакшн, фотовыставка во Владивостоке, фотомузыкальное представление во Владивостоке, выставка в Третьяковской галерее, книга, фильм о фотомузыкальном представлении во Владивостоке, который появится в начале декабря) работала серьезная команда людей, больших профессионалов — примерно 80 человек. Логотип проекта, например, разработал художник, скульптор, профессор Королевской академии художеств Сергей Мирош (Мирошниченко).

Что касается экспозиции в Третьяковской галерее (дизайн, архитектура пространства, элементы мультимедиа, концепция оформления работ, формирование авторских блоков), то она была создана Анастасией Давыдовой и Кириллом Василенко при участии коллег из проекта «FotoFond — территория фотографии».

— Будете ли в дальнейшем продолжать такие масштабные тематические проекты? Поделитесь ближайшими планами, пожалуйста.

— Проще всего было бы сказать — конечно, планируем и будем продолжать! Но ТАКИЕ проекты слишком многодельны и очень затратны на всех этапах — от разработки до реализации. Поэтому правильнее всего будет сказать так: у нас есть новая идея, которую мы вынашивали не один месяц. Эта идея сформирована и продумана, ее масштабность сопоставима с «Моим Тихим океаном», она предполагает участие не одного десятка фотографов. И не только. Нам, конечно же, хотелось бы реализовать еще не один подобный проект, но… загадывать не будем, от «разговоры разговаривать» тоже, пожалуй, воздержимся. Хотим сделать. Возможно, предложим какой-то новый формат, потому что это работает.

На этапе создания фотомузыкального представления разные «доброжелатели»-коллеги из фотографического сообщества говорили нам (и не нам), что это чушь, что никто и ни за что не придет смотреть фотографию на площадь, где выступают обычно для народа всякие-разные поп-звезды. В результате на берегу Амурского залива на Спортивной набережной во Владивостоке во время этого самого представления работы фотографов-участников проекта стояли и смотрели 1,5 часа более 5000 человек. Иными словами, фотовыставку, представленную в оригинальном формате, посмотрели за полтора часа 5000 человек, многие из которых говорили потом, что это «мероприятие для думающих людей». Мы довольны этим результатом. И впечатлениями зрителей, которые посмотрели нашу выставку в Третьяковской галерее. Нам было интересно пригласить совершенно разных авторов, которых вряд ли когда-либо еще собрали бы в одном проекте, и показать их работы зрителю. Нам это удалось!

Вопросы задавала Наталья Ударцева.

Есть выставки и выставки. Некоторые из них и после закрытия продолжают активно обсуждаться фотографическим сообществом. В этом и есть признак События. Таким событием нынешней осени стала выставка «XXI. Мой Тихий Океан» в Третьяковской галерее на Крымском валу. Проект был придуман и осуществлен кураторами «FotoFond — территория фотографии» (группа РИА «Новости») Кириллом Василенко и Анастасией Давыдовой

НА ФОТО:

2. Артем Житенев. Корея

2. Артем Житенев. Корея

3. Андрей Шапран. Сингапур

3. Андрей Шапран. Сингапур

4. Михаил Дашевский. Китай

4. Михаил Дашевский. Китай

5. Владимир Семин. Перу

5. Владимир Семин. Перу

6. Виктория Ивлева. Бруней-Даруссалам

6. Виктория Ивлева. Бруней-Даруссалам

7. Игорь Михалев. Вьетнам

7. Игорь Михалев. Вьетнам

8. Юрий Козырев. Россия, Камчатка, 2012

8. Юрий Козырев. Россия, Камчатка, 2012

9. Георгий Пинхасов. Мексика

9. Георгий Пинхасов. Мексика

10. Эмиль Гатауллин. Австралия

10. Эмиль Гатауллин. Австралия

11. Алексей Мякишев. Китайский Тайбэй

11. Алексей Мякишев. Китайский Тайбэй

12. Сергей Трапезин. Малайзия

12. Сергей Трапезин. Малайзия

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

В путь с камерой. Тревел-фотография
28 сентября 2016
Советы

В путь с камерой. Тревел-фотография

Путешествие. Есть что-то магическое в этом слове. Огромный мир за дверью дома. Невероятные пейзажи, неожиданные встречи, чья-то непривычная культура, еда, города, полные самых разных звуков и запахов. Сегодня мир открыт, путешествовать стало гораздо проще. Проложи маршрут, собери рюкзак - и в путь. И все больше людей добавляют в свой набор путешественника камеру. И получается, что они уже не просто путешественники, а тревел-фотографы. Но что же такое на самом деле тревел-фотография?

Макрообъектив Panasonic Lumix 30 мм / F2.8 для системы Micro 4/3
26 сентября 2014
Новости

Макрообъектив Panasonic Lumix 30 мм / F2.8 для системы Micro 4/3

Компания Panasonic анонсирует новый макрообъектив с фиксированным фокусным расстоянием для системы Micro 4/3 — 30 мм/F2.8*. Благодаря универсальном фокусному расстоянию 60 мм (в эквиваленте 35 камеры), с его помощью можно снимать даже пейзажи, при этом объектив отличается высокой точностью фокусировки — он поддерживает системы фокусировки, работающие на скорости до 240 кадров/сек, и оснащен встроенной оптической стабилизацией изображения. Металлический корпус нового объектива отличается элегантным внешним видом.

Leica анонсировала объектив Super-Vario-Elmar-SL 16-35mm F3.5-4.5 ASPH для системы SL
10 апреля 2018
Новости

Leica анонсировала объектив Super-Vario-Elmar-SL 16-35mm F3.5-4.5 ASPH для системы SL

С выходом Super-Vario-Elmar-SL 16-35mm F3.5-4.5 ASPH общий диапазон фокусных расстояний в линейке зум - объективов для системы Leica SL существенно расширился и теперь составляет значения от 16 до 280 мм. По словам компании, универсальность нового объектива позволяет снимать не только пейзажи и архитектуру, но и делает его идеальным инструментом для документальной и репортажной фотографии, а также для съёмки свадеб и концертов.

Тест компактного фотоаппарата Nikon Coolpix S9100
11 апреля 2012
Тесты

Тест компактного фотоаппарата Nikon Coolpix S9100

Флагманская модель Nikon серии Coolpix S9100 — это достаточно функциональная и стильная камера. Благодаря компактности ее можно носить с собой постоянно. Новый 18-кратный зум-объектив обеспечит съемку практически любого сюжета, а удобство управления позволяет легко реагировать на изменившиеся условия съемки.

100 Мбит/c за 500 рублей в месяц — новый тариф от ОнЛайм
25 ноября 2014
Новости

100 Мбит/c за 500 рублей в месяц — новый тариф от ОнЛайм

Компания «Ростелеком», предоставляющая в Москве услуги доступа в Интернет, Цифрового ТВ и IP-телефонии под брендом ОнЛайм, запустила новый скоростной тарифный план. Подключившись к нему, абоненты смогут всего за 500 рублей в месяц получить безлимитный доступ в Интернет на скорости до 100 Мбит/с.

Стабильность в массы! Обзор бюджетных объективов с системой оптической стабилизации.
2 сентября 2014
Обзоры

Стабильность в массы! Обзор бюджетных объективов с системой оптической стабилизации.

Любое усовершенствование фотографической оптики — это прекрасно, и за последние десятилетия мы видели немало технологических прорывов. Но в ряду самых впечатляющих достижений стоит особняком изобретение системы оптической стабилизации изображения, давшей фотографу невиданные ранее возможности. Лишь один пример: злые языки утверждают, что великий Картье-Брессон бросил фотографию и перешел на живопись не в последнюю очередь из-за тремора рук, возникшего в пожилом возрасте (для рисования это было не так проблематично).

Портативная Bluetooth колонка LG PH1: звук повсюду
14 ноября 2016
Новости

Портативная Bluetooth колонка LG PH1: звук повсюду

МОСКВА, 14 ноября 2016 г. — Компания LG Electronics (LG) представляет на российском рынке портативную компактную Bluetooth колонку PH1. Отличительными особенностями колонки являются объемное звучание 360°, встроенный аккумулятор, малый вес (0,19 кг) и атмосферная подсветка.

Nikon Day впервые пройдет в Санкт-Петербурге
24 октября 2017
Новости

Nikon Day впервые пройдет в Санкт-Петербурге

Москва, Россия, 24 октября 2017 г. — Компания Nikon, которая в этом году отмечает свое столетие, продолжает серию масштабных праздников для любителей фотографии Nikon Day. На этот раз он пройдет 28 октября в Санкт-Петербурге в креативном пространстве «ТКАЧИ» (Набережная обводного канала, 60). Мероприятие посвящено выходу новой камеры D850: гости смогут бесплатно протестировать новинку в разных съемочных зонах, в чем им помогут профессиональные модели. На празднике состоятся 4 увлекательных мастер-класса от профессиональных фотографов — амбассадоров Nikon.

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 4
13 сентября 2014
Советы

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 4

Продолжаем детальный разговор о пейзажной съемке. Теперь предлагаю перейти к изучению особенностей применения различных комбинаций выдержки и диафрагмы. Одну и ту же величину экспозиции можно получить при помощи самых различных сочетаний экспопараметров, но эффекты, получаемые при этом, будут различными... Например, думаю, все сталкивались с трудностями съемки в ветреную погоду при недостаточном освещении, когда для «замораживания» движения ветвей, листьев и травы нужна короткая выдержка, а техническая возможность ее обеспечить просто отсутствует.

Обзор AV-ресивера Sherwood R-972
3 июня 2013
Обзоры

Обзор AV-ресивера Sherwood R-972

AV-ресивер Sherwood R-972 относится к линейке элитной аппаратуры Newcastle. Данный ресивер является ультрасовременным аппаратом, который полностью совместим со всеми последними аудио-видеоформатами высокого разрешения. SherwoodR-972 обеспечивает декодирование таких наиболее «продвинутых» звуковых форматов, как Dolby True HD, Dolby Digital Plus и DTS HD Master Audio, кроме того, он поддерживает воспроизведение звука в форматах Dolby Digital EX, Dolby Digital, DTS-ES, DTS 96/24 и DTS.