Леонид Лазарев: о времени и о себе

«Мне повезло», - говорит Леонид Николаевич Лазарев — талантливый фотохудожник, плодотворно работающий в наши дни. Для многих и многих его имя тесно связано с творчеством легендарных шестидесятников.

«Ровесник мальчишка - сосед по московской коммуналке, - рассказывает Л. Лазарев, - показал фотоаппарат, которым, оказывается, можно снимать девчонок на пляже. Отец и мама - цирковые артисты, озабоченные, казалось бы, лишь одним музыкальным воспитанием сына, подарили фотокамеру, оборудование, рецептурные справочники. И началось…»

Что именно началось? Об этом не трудно догадаться. Музыка и фотография вступили в творческое соревнование. Но за фортепиано Леонид, повзрослев, уже садился, как правило, по возвращении из длительных командировок, которыми молодого фотожурналиста охотно «награждали» руководители фотоотделов «Советской женщины», «Кругозора» и других модных в те годы изданий.

«Зоркий», «Киев», «Ленинград» стимулировали не просто к констатации явления, ситуации, портретного образа, но и к художественным поискам, находкам, открытиям, которые сближали фотографию с художественным творчеством. А для этого нужен был уровень интеллекта, кроме профессиональных навыков. Значит?.. На повестку дня встал кинооператорский факультет ВГИКа - работа и учеба «на полную катушку»!

Д.Шостакович. 1964

Однако, видимо, и для фотографии это особенно важно: кроме практики и образования нужны учителя (!), те самые, которые уже стали широко известными мастерами высокого класса и готовы были поделиться своим опытом с юными, дерзкими последователями. Такими для Леонида Лазарева явились Борис Игнатович, Георгий Зельма и, конечно же, художник журнала «Советская женщина» Кирик Орлов.

На этом можно было бы и закончить творческую предысторию фотомастера, но, пожалуй, тогда это было бы лишь полуправдой. Леонида Лазарева, как и многих его молодых соратников, воспитала сама окружающая среда, события тех лет, рожденные социальной «оттепелью». Именно тогда в отечественную профессиональную фотографию пришли его ровесники, вчерашние фотолюбители. Перечень фамилий (далеко не полный) многое скажет сегодняшним поклонникам творчества шестидесятников и не нуждается в комментариях. Это Ю. Королев, В. Генде-Роте, Н. Рахманов, Г. Копосов, Л. Шерстенников, П. Носов, Е. Кассин, Б. Азаров, В. Песков, Н. Свиридова, О.?Макаров, И. Гневашев, В. Ахломов… Вряд ли хотя бы в одном из изданий или журнальных публикаций той фотоэпохи, можно было обойтись без этих имен, в том числе и имени Л. Лазарева. Но это еще не все. Важно, что фотопроизведения тех, кто, к сожалению, не дожил до наших дней, как и ныне здравствующих, по праву вошли в историю отечественной фотографии, продолжив список имен классиков дореволюционной России 20-30-х годов прошлого века, фотолетописцев Великой Отечественной войны.

Итак, пожалуй, с одного из самых значимых событий конца 50-х годов можно считать и рождение новой эпохи в истории фотографии нашей страны. Это - Фестиваль молодежи и студентов 1957 года. С кем бы из шестидесятников не зашел разговор о рождении этой эпохи, в том числе и с Леонидом Лазаревым, отправной точкой называется Фестиваль и создание Фотосекции Комитета молодежных организаций, которую возглавил Юрий Королев.

Триумф М.Плисецкой

То, что в наши дни воспринимается посетителями фотовыставок и читателями фотоизданий как вполне закономерное и естественное отражение действительности в репортажных кадрах в те годы многими воспринималось как некая дерзость исполнителя, попытка эпатажа в противовес «настоящей» фотографии. Леонид Лазарев не испугался эпатажа и, как и его молодые единомышленники, стремился всеми силами доказать это. В журналах и на стендах появились его снимки, рассказывающие о скачущих лошадях на ипподроме, о мальчишке, убегающем по улице от поливальных машин, о сельском пареньке, который мчится по бескрайнему полю, о парашютисте, спускающемся «как снег на голову» на толпу ошеломленных людей, о Галине Улановой, уставшей на репетиции в Большом театре…

Это была сама жизнь, «без постановки». Но репортерская работа требовала съемки актуальных событий, портретной документальности. И в той же репортажной манере рождались снимки Юрия Гагарина, с восторгом принятого Москвой после его полета в космос, Евгения Евтушенко и Булата Окуджавы в кругу их поэтических соратников…

Именно в те годы, по словам Леонида Лазарева, он понял, что перед ответственной съемкой не стоит, подолгу размышляя, сидеть за домашним столом. Надо идти на съемку, будучи «самим собой», готовым к тому, чтобы Аркадий Райкин или другие звезды эстрады, кино, театра, науки, спорта чувствовали себя комфортно. А для этого надо успеть выработать в себе свое собственное отношение к этому человеку, в какой бы ситуации не пришлось с ним взаимодействовать. Л. Лазарев хорошо помнит, как при съемке Леонида Утесова, командовавшего «Меня надо снимать вот так!», фотограф, пятясь с фотокамерой немного назад, задел кофром за термос, упавший к его ногам. Леонид Осипович успокоил, попросил не волноваться и пригласил фотографа снимать его на репетиции оркестра. Тогда и появился репортаж из пяти кадров «Утесов на репетиции». На снимках жесты, эмоции, мимика, то есть все, как в жизни и творчестве Леонида Утесова.

После парада. 1967

Довелось Л. Лазареву снимать и легендарную поэтессу Ольгу Бергольц. По ее желанию фоторепортеру пришлось сбегать за бутылкой вина. «Но сначала - снимок». Потом была долгая беседа, оставившая память о поэтессе на много-много лет.

Фотограф вспоминает и другой случай, когда ситуация самым неожиданным образом внедрилась в творческий процесс. Шел спектакль в Малом театре. Репортера предупредили, что это последний спектакль, в котором участвует легендарный актер — ветеран театра Игорь Ильинский, уже плохо видящий и плохо слышащий. Съемку нужно было вести из зрительного зала. И вдруг, к всеобщему изумлению, актер громко сказал, обращаясь к суфлерской будке: «Вы плохо суфлируете!». Весь зрительный зал… стоя аплодировал своему кумиру, прощаясь с его многолетней актерской деятельностью. Игоря Ильинского под руки провожали из театра, и репортеру с трудом удалось в этот трогательный момент сфотографировать легендарного актера с супругой на фоне здания Малого театра.

По справедливому утверждению Леонида Лазарева, фотохудожник должен быть образованным не только в области фотографического творчества, но и в таких областях, как литература, живопись, кинематография. Надо сказать, что он сумел претворить в жизнь все эти условия. Несколько авторских кинофильмов были созданы им, широкое знакомство с творчеством русских живописцев, а также Пикассо, Моне, Ренуара в музейных экспозициях и даже… публикации на страницах «Литературной газеты» вместе с Михаилом Жванецким и другими авторами юмористических зарисовок. И все это не только не отвлекало от профессиональной фотографии, а, наоборот, стимулировало к поиску новых и новых решений творческих находок. Эрудиция в самых разных областях культуры и искусства, по мнению Леонида Лазарева, необходима, чтобы профессионально решить ту или иную тему, заданную редакцией журнала или газеты, даже тогда, когда эта тема, что называется, лично ему не по душе и не вызывает положительных эмоций. Такова в его представлении специфика избранной им профессии, наряду с обязательным безупречным владением технологией съемки со всеми ее тонкостями. Иначе фотограф рискует навсегда остаться только техническим исполнителем фотосъемки.

Штрихи детства. 1957

Прошли годы; штатный репортер стал «свободным фотохудожником». Нужно было искать не только способы решения той или иной творческой задачи, но и предлагать собственные идеи, чтобы заинтересовать перспективного потребителя своими проектами и с успехом решить ту или иную творческую задачу, сформулированную заказчиком. Это не менее сложно, по мнению Леонида Лазарева, чем выполнить в установленный срок редакционное задание.

И вот предложение: серия открыток о Малом театре. В объективе выдающиеся актеры, исполняющие роли в спектакле «Царь Федор Иоаннович». Леонид Лазарев - один из зрителей; он пока что без фотокамеры и потрясен мастерством актеров. А потом съемки и съемки. Но впечатления, оставшиеся от спектакля, помогли выйти, пожалуй, на самый высокий творческий уровень. И вот результат: познакомившись лишь с открытками, созданными фотографом с подписями под снимками, японские театральные менеджеры приглашают артистов Малого театра на гастроли в Японию…

А далее еще один, пожалуй, самый грандиозный проект — создание фотокниги о многонациональной Москве. Это была идея Московского книжного союза и его приглашение, на которое Леонид Лазарев откликнулся с энтузиазмом. Работа заняла более двух лет, причем ее сложности превзошли и авторское ожидание, и ожидание заказчика. Надо было войти с фотокамерой в святая святых - учреждения религиозных конфессий Москвы: православные храмы, синагоги, мечети (всего шесть религий), — преодолеть настороженность верующих людей, внушить им чувство доверия и уважения к фотографу и его трудной работе. Фотохудожник справился с этой задачей, и те, кому доведется перелистать страницы великолепно изданной книги, смогут в этом убедиться. По словам Леонида Лазарева, он с необыкновенным увлечением работал над этой темой. Один из кадров, созданных в пасхальные дни был удостоен высокого для фотохудожников звания «кодак-мастер».

Перечислить все призы, дипломы и награды, которые были присуждены Леониду Николаевичу Лазареву за годы профессиональной деятельности очень трудно: так их много. Но завершим это повествование только одним пожеланием: съемки и компьютер, компьютер и съемки. Дай бог и дальше с таким же успехом.

P.S. В наши дни Леонид Лазарев работает над книгой-альбомом «Портреты из прошлого». Всего несколько из многих и многих имен (130 фотографий!) дают представление о диапазоне издания: Гагарин и Окуджава, Моисеев и Плисецкая, Утесов и Маршак, Симонов и Шостакович, Евтушенко и Вознесенский и т. д.

Рядом с Пушкиным. 1957 Фестиваль молдежи и студентов. 1957

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Ночь в большом городе
3 июля 2014
Видео

Ночь в большом городе

Ночью большой город похож на муравейник. Все куда-то снуют и слепят фарами. Промелькнули и тут же исчезли на крыльях ночи... А я люблю по ночам возвращаться в свою ячейку общества, чем выше скорость, тем ближе до рассвета. И кажется, что жизнь уже совсем не давит и не гложет долгами, как днем, будто бы специально ждала полуночи, чтобы приоткрыть в глубине души момент истины. В одной из этих иномарок, мчащихся по мокрому асфальту, я могу увидеть самого себя и помахать рукой - держись, парень...

Sony выпустила 0.5-дюймовый OLED дисплей с разрешением UXGA и высокой частотой кадров.
30 мая 2018
Новости

Sony выпустила 0.5-дюймовый OLED дисплей с разрешением UXGA и высокой частотой кадров.

Sony выпустила новый микро-дисплей под обозначением ECX339A, который имеет OLED матрицу с диагональю 0.5 дюйма и разрешение 5,67 Мп (1600х1200). Имея относительно небольшое энергопотребление, дисплей обеспечивает работу с максимальной частотой 240 к/с.

Микросистема Philips MCM1055: музыкальные фестивали с доставкой на дом
29 мая 2012
Новости

Микросистема Philips MCM1055: музыкальные фестивали с доставкой на дом

Компания Philips, производитель микросистем №1 в России и Европе, представляет новую модель MCM1055, выполненную в актуальном белом цвете. Теперь любители стильных вещей смогут наслаждаться не только прекрасным качеством звучания, но и эффектным дизайном новой микросистемы.

Смартфон LG G3 s появится в России в начале августа
1 августа 2014
Новости

Смартфон LG G3 s появится в России в начале августа

МОСКВА, 1 августа 2014г.— Компания LG Electronics (LG) сообщила о выходе смартфона LG G3 s в России. Новая модель представляет собой вариацию популярного LG G3 в среднем ценовом сегменте. LG G3 s предлагает похожие пользовательские функции, а также изысканный дизайн дугообразной формы с эффектом металлизированной текстуры задней крышки и технологией быстрого лазерного автофокуса в более компактной форме с 5-дюймовым экраном с тонкими рамками, что ставит его на несколько ступеней выше аналогичных моделей в своей категории.

Аудиоплеер Iriver T9: льется музыка прямо из флешки...
25 июля 2012
Обзоры

Аудиоплеер Iriver T9: льется музыка прямо из флешки...

С любой позиции аудиоплеер iriver T9 выглядит безупречно. Он прост, хорошо воспроизводит музыкальные файлы, и у него крепкий корпус. Помимо всего этого, он еще умеет подсчитывать калории, сжигаемые во время занятий спортом и снабжен шагомером. При необходимости плеер можно повесить на шею или носить в кармане, кому как удобней.

Победители фотоконкурса NIKON PHOTO CONTEST 2018–2019
5 августа 2019
Новости

Победители фотоконкурса NIKON PHOTO CONTEST 2018–2019

Компания Nikon рада объявить победителей фотоконкурса Nikon Photo Contest 2018–2019. В этом году фотоконкурс Nikon Photo Contest, впервые проведенный в 1969 году, отмечает пятидесятую годовщину. Это один из крупнейших фотоконкурсов в мире: так, в конкурсе 2018–2019 года было подано рекордное число работ (97 369) от 33 000 участников из 170 стран и регионов. Принимались работы в трех категориях: открытая тематика, новое поколение и короткометражный фильм.

Сhristie исследует пространство на выставке ISE-2017
10 марта 2017
Новости

Сhristie исследует пространство на выставке ISE-2017

В этом году на выставке ISE-2017 Christie представляет две экспозиции. Компания продолжает демонстрировать новинки из своего широкого ассортимента дисплейных решений. Но главной темой центральной экспозиции Christie стало изучение пространства между изображением и зрителями.

Звуковая панель Panasonic SC-HTE80: чистейший звук с упругим басом
24 марта 2014
Обзоры

Звуковая панель Panasonic SC-HTE80: чистейший звук с упругим басом

Когда-то давно, в молодости, я мечтал о шикарных напольных колонках с чистым звуком. Прошли годы, материальное положение поменялось, и я стал счастливым обладателем домашнего кинотеатра с огромными напольными колонками. Чистейший звук, упругий бас – слушай и наслаждайся! Но, с появлением этого счастья, появились и проблемы – жена возненавидела этот аппарат. Колонки мешали уборке, сдвинуть их хрупкой женщине нереально, шипы портят пол, сабвуфер весит под 40 кг и пыль под ним протереть проблематично, провода мешаются под ногами и ребенок постоянно спотыкается.

Тест цифрового медиатюнера NAD C446
19 июня 2012
Тесты

Тест цифрового медиатюнера NAD C446

Для оптимального построения домашней медиасети нужно хорошо представлять, что Вы от нее хотите, или хотя бы чему будет уделено больше внимания, — кино или музыке. Во втором варианте хорошим способом достичь нужного результата будет интеграция в домашний медиакомплекс сетевого аудиопроигрывателя. Их пока не очень много на рынке, о некоторых представителях этого семейства мы уже писали в прошлом номере. Учитывая задачу построения бюджетной медиасети, более экономичным вариантом будет использование цифрового медиатюнера NAD C446.

Смартфоны LG серии L: 10 миллионов счастливых пользователей
10 декабря 2012
Новости

Смартфоны LG серии L: 10 миллионов счастливых пользователей

Компания LG Electronics (LG) объявляет о том, что объем продаж смартфо-нов Optimus серии L превысил 10 миллионов единиц, что стало очередным этапом для LG и ее подразделения мобильных устройств. Успех L-серии, преодолевшей восьмизначный рубеж продаж, стал доказательством того, что многие потребители хотят привлекательный смартфон, подчеркивающий индивидуальность владельца.