Леонид Лазарев: о времени и о себе

«Мне повезло», - говорит Леонид Николаевич Лазарев — талантливый фотохудожник, плодотворно работающий в наши дни. Для многих и многих его имя тесно связано с творчеством легендарных шестидесятников.

«Ровесник мальчишка - сосед по московской коммуналке, - рассказывает Л. Лазарев, - показал фотоаппарат, которым, оказывается, можно снимать девчонок на пляже. Отец и мама - цирковые артисты, озабоченные, казалось бы, лишь одним музыкальным воспитанием сына, подарили фотокамеру, оборудование, рецептурные справочники. И началось…»

Что именно началось? Об этом не трудно догадаться. Музыка и фотография вступили в творческое соревнование. Но за фортепиано Леонид, повзрослев, уже садился, как правило, по возвращении из длительных командировок, которыми молодого фотожурналиста охотно «награждали» руководители фотоотделов «Советской женщины», «Кругозора» и других модных в те годы изданий.

«Зоркий», «Киев», «Ленинград» стимулировали не просто к констатации явления, ситуации, портретного образа, но и к художественным поискам, находкам, открытиям, которые сближали фотографию с художественным творчеством. А для этого нужен был уровень интеллекта, кроме профессиональных навыков. Значит?.. На повестку дня встал кинооператорский факультет ВГИКа - работа и учеба «на полную катушку»!

Д.Шостакович. 1964

Однако, видимо, и для фотографии это особенно важно: кроме практики и образования нужны учителя (!), те самые, которые уже стали широко известными мастерами высокого класса и готовы были поделиться своим опытом с юными, дерзкими последователями. Такими для Леонида Лазарева явились Борис Игнатович, Георгий Зельма и, конечно же, художник журнала «Советская женщина» Кирик Орлов.

На этом можно было бы и закончить творческую предысторию фотомастера, но, пожалуй, тогда это было бы лишь полуправдой. Леонида Лазарева, как и многих его молодых соратников, воспитала сама окружающая среда, события тех лет, рожденные социальной «оттепелью». Именно тогда в отечественную профессиональную фотографию пришли его ровесники, вчерашние фотолюбители. Перечень фамилий (далеко не полный) многое скажет сегодняшним поклонникам творчества шестидесятников и не нуждается в комментариях. Это Ю. Королев, В. Генде-Роте, Н. Рахманов, Г. Копосов, Л. Шерстенников, П. Носов, Е. Кассин, Б. Азаров, В. Песков, Н. Свиридова, О.?Макаров, И. Гневашев, В. Ахломов… Вряд ли хотя бы в одном из изданий или журнальных публикаций той фотоэпохи, можно было обойтись без этих имен, в том числе и имени Л. Лазарева. Но это еще не все. Важно, что фотопроизведения тех, кто, к сожалению, не дожил до наших дней, как и ныне здравствующих, по праву вошли в историю отечественной фотографии, продолжив список имен классиков дореволюционной России 20-30-х годов прошлого века, фотолетописцев Великой Отечественной войны.

Итак, пожалуй, с одного из самых значимых событий конца 50-х годов можно считать и рождение новой эпохи в истории фотографии нашей страны. Это - Фестиваль молодежи и студентов 1957 года. С кем бы из шестидесятников не зашел разговор о рождении этой эпохи, в том числе и с Леонидом Лазаревым, отправной точкой называется Фестиваль и создание Фотосекции Комитета молодежных организаций, которую возглавил Юрий Королев.

Триумф М.Плисецкой

То, что в наши дни воспринимается посетителями фотовыставок и читателями фотоизданий как вполне закономерное и естественное отражение действительности в репортажных кадрах в те годы многими воспринималось как некая дерзость исполнителя, попытка эпатажа в противовес «настоящей» фотографии. Леонид Лазарев не испугался эпатажа и, как и его молодые единомышленники, стремился всеми силами доказать это. В журналах и на стендах появились его снимки, рассказывающие о скачущих лошадях на ипподроме, о мальчишке, убегающем по улице от поливальных машин, о сельском пареньке, который мчится по бескрайнему полю, о парашютисте, спускающемся «как снег на голову» на толпу ошеломленных людей, о Галине Улановой, уставшей на репетиции в Большом театре…

Это была сама жизнь, «без постановки». Но репортерская работа требовала съемки актуальных событий, портретной документальности. И в той же репортажной манере рождались снимки Юрия Гагарина, с восторгом принятого Москвой после его полета в космос, Евгения Евтушенко и Булата Окуджавы в кругу их поэтических соратников…

Именно в те годы, по словам Леонида Лазарева, он понял, что перед ответственной съемкой не стоит, подолгу размышляя, сидеть за домашним столом. Надо идти на съемку, будучи «самим собой», готовым к тому, чтобы Аркадий Райкин или другие звезды эстрады, кино, театра, науки, спорта чувствовали себя комфортно. А для этого надо успеть выработать в себе свое собственное отношение к этому человеку, в какой бы ситуации не пришлось с ним взаимодействовать. Л. Лазарев хорошо помнит, как при съемке Леонида Утесова, командовавшего «Меня надо снимать вот так!», фотограф, пятясь с фотокамерой немного назад, задел кофром за термос, упавший к его ногам. Леонид Осипович успокоил, попросил не волноваться и пригласил фотографа снимать его на репетиции оркестра. Тогда и появился репортаж из пяти кадров «Утесов на репетиции». На снимках жесты, эмоции, мимика, то есть все, как в жизни и творчестве Леонида Утесова.

После парада. 1967

Довелось Л. Лазареву снимать и легендарную поэтессу Ольгу Бергольц. По ее желанию фоторепортеру пришлось сбегать за бутылкой вина. «Но сначала - снимок». Потом была долгая беседа, оставившая память о поэтессе на много-много лет.

Фотограф вспоминает и другой случай, когда ситуация самым неожиданным образом внедрилась в творческий процесс. Шел спектакль в Малом театре. Репортера предупредили, что это последний спектакль, в котором участвует легендарный актер — ветеран театра Игорь Ильинский, уже плохо видящий и плохо слышащий. Съемку нужно было вести из зрительного зала. И вдруг, к всеобщему изумлению, актер громко сказал, обращаясь к суфлерской будке: «Вы плохо суфлируете!». Весь зрительный зал… стоя аплодировал своему кумиру, прощаясь с его многолетней актерской деятельностью. Игоря Ильинского под руки провожали из театра, и репортеру с трудом удалось в этот трогательный момент сфотографировать легендарного актера с супругой на фоне здания Малого театра.

По справедливому утверждению Леонида Лазарева, фотохудожник должен быть образованным не только в области фотографического творчества, но и в таких областях, как литература, живопись, кинематография. Надо сказать, что он сумел претворить в жизнь все эти условия. Несколько авторских кинофильмов были созданы им, широкое знакомство с творчеством русских живописцев, а также Пикассо, Моне, Ренуара в музейных экспозициях и даже… публикации на страницах «Литературной газеты» вместе с Михаилом Жванецким и другими авторами юмористических зарисовок. И все это не только не отвлекало от профессиональной фотографии, а, наоборот, стимулировало к поиску новых и новых решений творческих находок. Эрудиция в самых разных областях культуры и искусства, по мнению Леонида Лазарева, необходима, чтобы профессионально решить ту или иную тему, заданную редакцией журнала или газеты, даже тогда, когда эта тема, что называется, лично ему не по душе и не вызывает положительных эмоций. Такова в его представлении специфика избранной им профессии, наряду с обязательным безупречным владением технологией съемки со всеми ее тонкостями. Иначе фотограф рискует навсегда остаться только техническим исполнителем фотосъемки.

Штрихи детства. 1957

Прошли годы; штатный репортер стал «свободным фотохудожником». Нужно было искать не только способы решения той или иной творческой задачи, но и предлагать собственные идеи, чтобы заинтересовать перспективного потребителя своими проектами и с успехом решить ту или иную творческую задачу, сформулированную заказчиком. Это не менее сложно, по мнению Леонида Лазарева, чем выполнить в установленный срок редакционное задание.

И вот предложение: серия открыток о Малом театре. В объективе выдающиеся актеры, исполняющие роли в спектакле «Царь Федор Иоаннович». Леонид Лазарев - один из зрителей; он пока что без фотокамеры и потрясен мастерством актеров. А потом съемки и съемки. Но впечатления, оставшиеся от спектакля, помогли выйти, пожалуй, на самый высокий творческий уровень. И вот результат: познакомившись лишь с открытками, созданными фотографом с подписями под снимками, японские театральные менеджеры приглашают артистов Малого театра на гастроли в Японию…

А далее еще один, пожалуй, самый грандиозный проект — создание фотокниги о многонациональной Москве. Это была идея Московского книжного союза и его приглашение, на которое Леонид Лазарев откликнулся с энтузиазмом. Работа заняла более двух лет, причем ее сложности превзошли и авторское ожидание, и ожидание заказчика. Надо было войти с фотокамерой в святая святых - учреждения религиозных конфессий Москвы: православные храмы, синагоги, мечети (всего шесть религий), — преодолеть настороженность верующих людей, внушить им чувство доверия и уважения к фотографу и его трудной работе. Фотохудожник справился с этой задачей, и те, кому доведется перелистать страницы великолепно изданной книги, смогут в этом убедиться. По словам Леонида Лазарева, он с необыкновенным увлечением работал над этой темой. Один из кадров, созданных в пасхальные дни был удостоен высокого для фотохудожников звания «кодак-мастер».

Перечислить все призы, дипломы и награды, которые были присуждены Леониду Николаевичу Лазареву за годы профессиональной деятельности очень трудно: так их много. Но завершим это повествование только одним пожеланием: съемки и компьютер, компьютер и съемки. Дай бог и дальше с таким же успехом.

P.S. В наши дни Леонид Лазарев работает над книгой-альбомом «Портреты из прошлого». Всего несколько из многих и многих имен (130 фотографий!) дают представление о диапазоне издания: Гагарин и Окуджава, Моисеев и Плисецкая, Утесов и Маршак, Симонов и Шостакович, Евтушенко и Вознесенский и т. д.

Рядом с Пушкиным. 1957 Фестиваль молдежи и студентов. 1957

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Компания Epson представляет новый фотопринтер Epson L805 с возможностью беспроводного подключения по Wi-Fi.
27 января 2016
Новости

Компания Epson представляет новый фотопринтер Epson L805 с возможностью беспроводного подключения по Wi-Fi.

Epson L805 — это первый шестицветный принтер серии «Фабрика печати Epson» с возможностью беспроводного подключения по Wi-Fi. Он разработан специально для печати фотографий с рекордно низкой себестоимостью. Принтер идеально подойдет не только для домашнего использования, но и для фотолабораторий, рекламных агентств и других учреждений, где необходима быстрая и бюджетная печать качественных фотографий. Так фотографию формата 10х15 без полей Epson L805 распечатает всего за 12 секунд. А печатать документы принтер может со скоростью до 38 страниц в минуту.

Блокбастер формата 8К и другие шедевры от JVC
30 августа 2018
Новости

Блокбастер формата 8К и другие шедевры от JVC

Компания JVC представила миру грандиозное обновление своей кинотеатральной линейки! Проекторы DLA-N5, DLA-N7 и DLA-NX9, получившие новейшую 4К-матрицу D-ILA и обновленную технологию e-shift, поступят в продажу на главных мировых рынках уже в конце октября.

Зум-объективы LUMIX G X VARIO отличается высочайшей контрастностью и разрешением по всему полю кадра
21 мая 2012
Новости

Зум-объективы LUMIX G X VARIO отличается высочайшей контрастностью и разрешением по всему полю кадра

Компания Panasonic представляет зум-объектив LUMIX G X VARIO 12—35 мм / F2.8 ASPH. / POWER O.I.S. (H-HS12035) (24—70 мм в эквиваленте 35 мм камеры). Этот объектив предназначен для фотоаппаратов семейства LUMIX G Micro System, соответствующих стандарту Micro Four Thirds. Объективы линейки X вобрали в себя все лучшие достижения компании Panasonic, что позволило добиться превосходной передачи текстуры...

Обзор компактного фотоаппарата Samsung EX2F
22 января 2013
Обзоры

Обзор компактного фотоаппарата Samsung EX2F

Фотографы, давно и хорошо разбирающиеся в технике, редко рассматривают Samsung в качестве «серьезного» производителя фотоаппаратов. «Доступные мыльницы, не более того» — услышите вы в ответ на вопрос о продукции этой фирмы. У новой EX2F есть все шансы изменить отношение фотолюбителей. Конечно, десятилетий опыта лидирующих разработчиков вроде Canon и Nikon у компании вдруг не прибавилось. Но инновации и технологии многое компенсируют.

Chief удостоилась премии «Sales Support Award»
26 мая 2014
Новости

Chief удостоилась премии «Sales Support Award»

Компания CHIEF, лидер мирового рынка профессиональных решений для монтажа АВ оборудования, удостоилась премии «Sales Support You Can Believe In», что можно перевести на русский как «Поддержка продаж которой вы можете доверять». Премия учреждена популярным порталом System Contractor News, способствующим заказчикам в поиске компаний интеграторов и в работе над собственными АВ проектами.

Тест акустических систем BBK DK2711 HD
27 ноября 2012
Тесты

Тест акустических систем BBK DK2711 HD

Достоинства: видеопроцессор с 12-битным разрешением. Высококачественное изображение. Функция масштабирования видеосигнала до качества, сравнимого с HD. Возможность воспроизведения DVD-Audio. Функция караоке. Микрофон и диск с песнями для исполнения караоке в комплекте. Наличие интерфейса HDMI. Недостатки: возможности штатного комплекта акустики ограничены несмотря на широкие возможности воспроизведения аудиоформатов проигрывателя.

Зеркальная камера Nikon D750: когда придет вдохновение, оно долго не уйдет назад
13 сентября 2014
Новости

Зеркальная камера Nikon D750: когда придет вдохновение, оно долго не уйдет назад

Компания Nikon представила универсальную фотокамеру D750 с гибкими настройками и высокой скоростью съемки. Сочетая технологии профессионального уровня и эргономичную компактную конструкцию, эта фотокамера открывает перед фотографами безграничные возможности для самовыражения. Фотокамера Nikon D750 расширяет возможности съемки, позволяя фотографу уделять больше внимания творчеству, и создает превосходные полнокадровые изображения в любом месте и при любых условиях. Новая конструкция матрицы формата FX обеспечивает исключительное качество изображения и как никогда четкие результаты при больших значениях чувствительности ISO...

Китайские бренды убили Bowens
29 июля 2017
Новости

Китайские бренды убили Bowens

В сети уже проскочила информация о закрытии Bowens, но только сейчас появилась официальное подтверждение: Bowens мёртв. Известный бренд, занимающийся производством осветительного оборудования с 94-летней историей официально подтвердил, что он прекратил работу, и один из главных факторов в его гибели — это развитие рынка дешёвых китайских товаров.

Zeiss анонсировала полнокадровую компактную камеру ZX1
29 сентября 2018
Новости

Zeiss анонсировала полнокадровую компактную камеру ZX1

Компания Zeiss представила свою первую полнокадровую компактную камеру ZX1. В её основе датчик с разрешением 37 Мп и автофокусный объектив Distagon 35 мм F2 с оптической схемой из 8 элементов в 5 группах и минимальной дистанцией фокусировки 30 см. Как датчик, так и объектив были разработаны с нуля самой Zeiss и, по словам компании, «обеспечивают первоклассное качество изображения».

Обзор зеркальной фотокамеры Sony SLT-A57 / A37
18 декабря 2012
Обзоры

Обзор зеркальной фотокамеры Sony SLT-A57 / A37

Камеры с электронно-оптическим видоискателем типа SLT используют неподвижное полупрозрачное зеркало только для работы автофокуса и формально к зеркалкам не относятся из-за отсутствия зеркального видоискателя.