Леонид Лазарев: о времени и о себе

«Мне повезло», - говорит Леонид Николаевич Лазарев — талантливый фотохудожник, плодотворно работающий в наши дни. Для многих и многих его имя тесно связано с творчеством легендарных шестидесятников.

«Ровесник мальчишка - сосед по московской коммуналке, - рассказывает Л. Лазарев, - показал фотоаппарат, которым, оказывается, можно снимать девчонок на пляже. Отец и мама - цирковые артисты, озабоченные, казалось бы, лишь одним музыкальным воспитанием сына, подарили фотокамеру, оборудование, рецептурные справочники. И началось…»

Что именно началось? Об этом не трудно догадаться. Музыка и фотография вступили в творческое соревнование. Но за фортепиано Леонид, повзрослев, уже садился, как правило, по возвращении из длительных командировок, которыми молодого фотожурналиста охотно «награждали» руководители фотоотделов «Советской женщины», «Кругозора» и других модных в те годы изданий.

«Зоркий», «Киев», «Ленинград» стимулировали не просто к констатации явления, ситуации, портретного образа, но и к художественным поискам, находкам, открытиям, которые сближали фотографию с художественным творчеством. А для этого нужен был уровень интеллекта, кроме профессиональных навыков. Значит?.. На повестку дня встал кинооператорский факультет ВГИКа - работа и учеба «на полную катушку»!

Д.Шостакович. 1964

Однако, видимо, и для фотографии это особенно важно: кроме практики и образования нужны учителя (!), те самые, которые уже стали широко известными мастерами высокого класса и готовы были поделиться своим опытом с юными, дерзкими последователями. Такими для Леонида Лазарева явились Борис Игнатович, Георгий Зельма и, конечно же, художник журнала «Советская женщина» Кирик Орлов.

На этом можно было бы и закончить творческую предысторию фотомастера, но, пожалуй, тогда это было бы лишь полуправдой. Леонида Лазарева, как и многих его молодых соратников, воспитала сама окружающая среда, события тех лет, рожденные социальной «оттепелью». Именно тогда в отечественную профессиональную фотографию пришли его ровесники, вчерашние фотолюбители. Перечень фамилий (далеко не полный) многое скажет сегодняшним поклонникам творчества шестидесятников и не нуждается в комментариях. Это Ю. Королев, В. Генде-Роте, Н. Рахманов, Г. Копосов, Л. Шерстенников, П. Носов, Е. Кассин, Б. Азаров, В. Песков, Н. Свиридова, О.?Макаров, И. Гневашев, В. Ахломов… Вряд ли хотя бы в одном из изданий или журнальных публикаций той фотоэпохи, можно было обойтись без этих имен, в том числе и имени Л. Лазарева. Но это еще не все. Важно, что фотопроизведения тех, кто, к сожалению, не дожил до наших дней, как и ныне здравствующих, по праву вошли в историю отечественной фотографии, продолжив список имен классиков дореволюционной России 20-30-х годов прошлого века, фотолетописцев Великой Отечественной войны.

Итак, пожалуй, с одного из самых значимых событий конца 50-х годов можно считать и рождение новой эпохи в истории фотографии нашей страны. Это - Фестиваль молодежи и студентов 1957 года. С кем бы из шестидесятников не зашел разговор о рождении этой эпохи, в том числе и с Леонидом Лазаревым, отправной точкой называется Фестиваль и создание Фотосекции Комитета молодежных организаций, которую возглавил Юрий Королев.

Триумф М.Плисецкой

То, что в наши дни воспринимается посетителями фотовыставок и читателями фотоизданий как вполне закономерное и естественное отражение действительности в репортажных кадрах в те годы многими воспринималось как некая дерзость исполнителя, попытка эпатажа в противовес «настоящей» фотографии. Леонид Лазарев не испугался эпатажа и, как и его молодые единомышленники, стремился всеми силами доказать это. В журналах и на стендах появились его снимки, рассказывающие о скачущих лошадях на ипподроме, о мальчишке, убегающем по улице от поливальных машин, о сельском пареньке, который мчится по бескрайнему полю, о парашютисте, спускающемся «как снег на голову» на толпу ошеломленных людей, о Галине Улановой, уставшей на репетиции в Большом театре…

Это была сама жизнь, «без постановки». Но репортерская работа требовала съемки актуальных событий, портретной документальности. И в той же репортажной манере рождались снимки Юрия Гагарина, с восторгом принятого Москвой после его полета в космос, Евгения Евтушенко и Булата Окуджавы в кругу их поэтических соратников…

Именно в те годы, по словам Леонида Лазарева, он понял, что перед ответственной съемкой не стоит, подолгу размышляя, сидеть за домашним столом. Надо идти на съемку, будучи «самим собой», готовым к тому, чтобы Аркадий Райкин или другие звезды эстрады, кино, театра, науки, спорта чувствовали себя комфортно. А для этого надо успеть выработать в себе свое собственное отношение к этому человеку, в какой бы ситуации не пришлось с ним взаимодействовать. Л. Лазарев хорошо помнит, как при съемке Леонида Утесова, командовавшего «Меня надо снимать вот так!», фотограф, пятясь с фотокамерой немного назад, задел кофром за термос, упавший к его ногам. Леонид Осипович успокоил, попросил не волноваться и пригласил фотографа снимать его на репетиции оркестра. Тогда и появился репортаж из пяти кадров «Утесов на репетиции». На снимках жесты, эмоции, мимика, то есть все, как в жизни и творчестве Леонида Утесова.

После парада. 1967

Довелось Л. Лазареву снимать и легендарную поэтессу Ольгу Бергольц. По ее желанию фоторепортеру пришлось сбегать за бутылкой вина. «Но сначала - снимок». Потом была долгая беседа, оставившая память о поэтессе на много-много лет.

Фотограф вспоминает и другой случай, когда ситуация самым неожиданным образом внедрилась в творческий процесс. Шел спектакль в Малом театре. Репортера предупредили, что это последний спектакль, в котором участвует легендарный актер — ветеран театра Игорь Ильинский, уже плохо видящий и плохо слышащий. Съемку нужно было вести из зрительного зала. И вдруг, к всеобщему изумлению, актер громко сказал, обращаясь к суфлерской будке: «Вы плохо суфлируете!». Весь зрительный зал… стоя аплодировал своему кумиру, прощаясь с его многолетней актерской деятельностью. Игоря Ильинского под руки провожали из театра, и репортеру с трудом удалось в этот трогательный момент сфотографировать легендарного актера с супругой на фоне здания Малого театра.

По справедливому утверждению Леонида Лазарева, фотохудожник должен быть образованным не только в области фотографического творчества, но и в таких областях, как литература, живопись, кинематография. Надо сказать, что он сумел претворить в жизнь все эти условия. Несколько авторских кинофильмов были созданы им, широкое знакомство с творчеством русских живописцев, а также Пикассо, Моне, Ренуара в музейных экспозициях и даже… публикации на страницах «Литературной газеты» вместе с Михаилом Жванецким и другими авторами юмористических зарисовок. И все это не только не отвлекало от профессиональной фотографии, а, наоборот, стимулировало к поиску новых и новых решений творческих находок. Эрудиция в самых разных областях культуры и искусства, по мнению Леонида Лазарева, необходима, чтобы профессионально решить ту или иную тему, заданную редакцией журнала или газеты, даже тогда, когда эта тема, что называется, лично ему не по душе и не вызывает положительных эмоций. Такова в его представлении специфика избранной им профессии, наряду с обязательным безупречным владением технологией съемки со всеми ее тонкостями. Иначе фотограф рискует навсегда остаться только техническим исполнителем фотосъемки.

Штрихи детства. 1957

Прошли годы; штатный репортер стал «свободным фотохудожником». Нужно было искать не только способы решения той или иной творческой задачи, но и предлагать собственные идеи, чтобы заинтересовать перспективного потребителя своими проектами и с успехом решить ту или иную творческую задачу, сформулированную заказчиком. Это не менее сложно, по мнению Леонида Лазарева, чем выполнить в установленный срок редакционное задание.

И вот предложение: серия открыток о Малом театре. В объективе выдающиеся актеры, исполняющие роли в спектакле «Царь Федор Иоаннович». Леонид Лазарев - один из зрителей; он пока что без фотокамеры и потрясен мастерством актеров. А потом съемки и съемки. Но впечатления, оставшиеся от спектакля, помогли выйти, пожалуй, на самый высокий творческий уровень. И вот результат: познакомившись лишь с открытками, созданными фотографом с подписями под снимками, японские театральные менеджеры приглашают артистов Малого театра на гастроли в Японию…

А далее еще один, пожалуй, самый грандиозный проект — создание фотокниги о многонациональной Москве. Это была идея Московского книжного союза и его приглашение, на которое Леонид Лазарев откликнулся с энтузиазмом. Работа заняла более двух лет, причем ее сложности превзошли и авторское ожидание, и ожидание заказчика. Надо было войти с фотокамерой в святая святых - учреждения религиозных конфессий Москвы: православные храмы, синагоги, мечети (всего шесть религий), — преодолеть настороженность верующих людей, внушить им чувство доверия и уважения к фотографу и его трудной работе. Фотохудожник справился с этой задачей, и те, кому доведется перелистать страницы великолепно изданной книги, смогут в этом убедиться. По словам Леонида Лазарева, он с необыкновенным увлечением работал над этой темой. Один из кадров, созданных в пасхальные дни был удостоен высокого для фотохудожников звания «кодак-мастер».

Перечислить все призы, дипломы и награды, которые были присуждены Леониду Николаевичу Лазареву за годы профессиональной деятельности очень трудно: так их много. Но завершим это повествование только одним пожеланием: съемки и компьютер, компьютер и съемки. Дай бог и дальше с таким же успехом.

P.S. В наши дни Леонид Лазарев работает над книгой-альбомом «Портреты из прошлого». Всего несколько из многих и многих имен (130 фотографий!) дают представление о диапазоне издания: Гагарин и Окуджава, Моисеев и Плисецкая, Утесов и Маршак, Симонов и Шостакович, Евтушенко и Вознесенский и т. д.

Рядом с Пушкиным. 1957 Фестиваль молдежи и студентов. 1957

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Компания «Мобайл Трейд» представляет на российском рынке собственный бренд GEOZON
19 декабря 2018
Новости

Компания «Мобайл Трейд» представляет на российском рынке собственный бренд GEOZON

Дистрибьюторская компания «Мобайл Трейд» анонсирует выход на российский рынок линейки детских часов под собственным брендом GEOZON. Начав свой путь в 2015 году, «Мобайл Трейд» накопила уникальный опыт работы на рынке портативных устройств и теперь под брендом GEOZON представит россиянам новые интересные мобильные устройства, которые будут отличаться качественной сборкой, стабильной работой ПО и честной ценой.

IFA 2016: Philips презентовала линейку мультирум-акустики
19 сентября 2016
Новости

IFA 2016: Philips презентовала линейку мультирум-акустики

В рамках берлинской выставки IFA 2016 Philips показала четыре новых акустических мультирум-решения, которые позволят транслировать звук в каждой из комнат дома либо квартиры. Устройства работают в общей Bluetooth-сети, не требующей использования маршрутизаторов или специального ПО.

Шикарная вечеринка в любом месте с портативными аудиосистемами Sony серии EXTRA BASS
5 сентября 2017
Новости

Шикарная вечеринка в любом месте с портативными аудиосистемами Sony серии EXTRA BASS

Sony представляет две новые аудиосистемы в линейке EXTRA BASS! Модели GTK-XB60 и GTK-XB90 стали самыми большими и самыми громкими в линейке при этом оставаясь беспроводными и портативными. Благодаря расширенному набору функций вы можете устраивать вечеринки по своему вкусу где угодно на зависть всем друзьям!

Мини-обзор компактных фотокамер Sony Cyber-shot DSC-HX50/HX60V
19 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор компактных фотокамер Sony Cyber-shot DSC-HX50/HX60V

Относясь по всем признаком к классу туристических компактов — достаточно маленьких и при этом универсальных камер, HX50 стоит в нем особняком благодаря весьма развитому функционалу и мощной технической базе.

Обыкновенное чудо?
16 декабря 2005
Новости

Обыкновенное чудо?

Каких-нибудь двадцать лет назад основным критерием при выборе аудио- или видеотехники для дома являлось то, как она справляется со своими прямыми обязанностями, — т. е. качество изображения и звука. Внешний вид аппаратуры при этом мало кого волновал — все равно аппаратура делилась на две основные категории — большую и очень большую.

Накопители Kingston DataTraveler microDuo прошли сертификацию на совместимость со смартфонами Jinga
13 августа 2015
Новости

Накопители Kingston DataTraveler microDuo прошли сертификацию на совместимость со смартфонами Jinga

Москва, Россия — 13 августа 2015. –– Kingston Digital, Inc. совместно с компанией Retentiva Distribution Company, являющейся эксклюзивным дистрибьютором бренда Jinga в России, заявляют о завершении программы тестирования и подтверждают совместимость USB-накопителей Kingston DataTraveler microDuo со смартфонами Jinga. Устройства прошли ряд необходимых сертификационных испытаний, и теперь полностью готовы к совместной работе.

Компания Alef Hi-Fi вошла в состав группы компаний DIGIS
14 июня 2016
Новости

Компания Alef Hi-Fi вошла в состав группы компаний DIGIS

Группа компаний DIGIS, объединяющая компании ведущие свою деятельность в сфере аудио/видео интеграции и дистрибуции широкого спектра профессионального и бытового аудио/видео оборудования и компания Alef Hi-Fi, являющаяся одним из старейших дистрибьюторов Hi-Fi и High End оборудования в России, объявляют о подписании стратегического соглашения о сотрудничестве. В рамках данного соглашения компания Alef Hi-Fi войдет в состав группы компаний DIGIS.

Эксклюзивная новинка от Smart — первый в мире проектор с технологией распознавания касаний руки
21 ноября 2012
Новости

Эксклюзивная новинка от Smart — первый в мире проектор с технологией распознавания касаний руки

Компания SMART — ведущий мировой поставщик решений для образования и бизнеса — анонсировала первый в мире интерактивный проектор с поддержкой распознавания тактильных касаний экрана. Инновация SMART давно ожидаема и актуальна — теперь любой учащийся, например, ученик младших классов, еще не привыкший к стилусу, может решить пример или задачу одним касанием руки. В бизнесе подобная инновация будет также по достоинству оценена, благодаря возможности совмещения устной дискуссии с интерактивными правками в режиме реального времени.

Медиаплеер 3Q F344HC: если вы хотите «остановить» футбол, нажимаете на паузу, и матч запишется на жесткий диск
1 сентября 2013
Тесты

Медиаплеер 3Q F344HC: если вы хотите «остановить» футбол, нажимаете на паузу, и матч запишется на жесткий диск

В нашу редакцию приехал новый медиаплеер 3Q F344HC. Это не первый гость компании 3Q в нашей редакции, поэтому особых сюрпризов никто не ждал. Плееры 3Q неплохи, модельный ряд обширен, поэтому не было опасений, что что-то будет у новинки «не очень», - а соответственно, и не возникнет частой проблемы журналистов: как бы написать так, чтобы производитель одобрил и было правдиво, - очень часто эти вещи, мягко говоря, слабо сочетаются. При тестировании выяснилось, что медиаплеер действительно «не очень». После чего мы заглянули в инструкцию и узнали, что это и не медиаплеер вовсе.

Обзор фотовыставки «Люди в дороге»
22 февраля 2013
Обзоры

Обзор фотовыставки «Люди в дороге»

Нет ничего банальнее, чем Дорога как метафора Жизни. Это сравнение кажется уж очень затасканным и очевидным. Впрочем, ничего точнее все равно нет. Жизнь — это действительно Дорога. Путь. Трасса… У одних прямая, у других извилистая. У кого-то замкнутая в кольцо, закрученная в спираль, завернутая в символ бесконечности. Все, в общем-то, зависит от точки зрения.