«Мне повезло», - говорит Леонид Николаевич Лазарев — талантливый фотохудожник, плодотворно работающий в наши дни. Для многих и многих его имя тесно связано с творчеством легендарных шестидесятников.
«Ровесник мальчишка - сосед по московской коммуналке, - рассказывает Л. Лазарев, - показал фотоаппарат, которым, оказывается, можно снимать девчонок на пляже. Отец и мама - цирковые артисты, озабоченные, казалось бы, лишь одним музыкальным воспитанием сына, подарили фотокамеру, оборудование, рецептурные справочники. И началось…»
Что именно началось? Об этом не трудно догадаться. Музыка и фотография вступили в творческое соревнование. Но за фортепиано Леонид, повзрослев, уже садился, как правило, по возвращении из длительных командировок, которыми молодого фотожурналиста охотно «награждали» руководители фотоотделов «Советской женщины», «Кругозора» и других модных в те годы изданий.
«Зоркий», «Киев», «Ленинград» стимулировали не просто к констатации явления, ситуации, портретного образа, но и к художественным поискам, находкам, открытиям, которые сближали фотографию с художественным творчеством. А для этого нужен был уровень интеллекта, кроме профессиональных навыков. Значит?.. На повестку дня встал кинооператорский факультет ВГИКа - работа и учеба «на полную катушку»!
Д.Шостакович. 1964 Однако, видимо, и для фотографии это особенно важно: кроме практики и образования нужны учителя (!), те самые, которые уже стали широко известными мастерами высокого класса и готовы были поделиться своим опытом с юными, дерзкими последователями. Такими для Леонида Лазарева явились Борис Игнатович, Георгий Зельма и, конечно же, художник журнала «Советская женщина» Кирик Орлов.
На этом можно было бы и закончить творческую предысторию фотомастера, но, пожалуй, тогда это было бы лишь полуправдой. Леонида Лазарева, как и многих его молодых соратников, воспитала сама окружающая среда, события тех лет, рожденные социальной «оттепелью». Именно тогда в отечественную профессиональную фотографию пришли его ровесники, вчерашние фотолюбители. Перечень фамилий (далеко не полный) многое скажет сегодняшним поклонникам творчества шестидесятников и не нуждается в комментариях. Это Ю. Королев, В. Генде-Роте, Н. Рахманов, Г. Копосов, Л. Шерстенников, П. Носов, Е. Кассин, Б. Азаров, В. Песков, Н. Свиридова, О.?Макаров, И. Гневашев, В. Ахломов… Вряд ли хотя бы в одном из изданий или журнальных публикаций той фотоэпохи, можно было обойтись без этих имен, в том числе и имени Л. Лазарева. Но это еще не все. Важно, что фотопроизведения тех, кто, к сожалению, не дожил до наших дней, как и ныне здравствующих, по праву вошли в историю отечественной фотографии, продолжив список имен классиков дореволюционной России 20-30-х годов прошлого века, фотолетописцев Великой Отечественной войны.
Итак, пожалуй, с одного из самых значимых событий конца 50-х годов можно считать и рождение новой эпохи в истории фотографии нашей страны. Это - Фестиваль молодежи и студентов 1957 года. С кем бы из шестидесятников не зашел разговор о рождении этой эпохи, в том числе и с Леонидом Лазаревым, отправной точкой называется Фестиваль и создание Фотосекции Комитета молодежных организаций, которую возглавил Юрий Королев.
Триумф М.Плисецкой То, что в наши дни воспринимается посетителями фотовыставок и читателями фотоизданий как вполне закономерное и естественное отражение действительности в репортажных кадрах в те годы многими воспринималось как некая дерзость исполнителя, попытка эпатажа в противовес «настоящей» фотографии. Леонид Лазарев не испугался эпатажа и, как и его молодые единомышленники, стремился всеми силами доказать это. В журналах и на стендах появились его снимки, рассказывающие о скачущих лошадях на ипподроме, о мальчишке, убегающем по улице от поливальных машин, о сельском пареньке, который мчится по бескрайнему полю, о парашютисте, спускающемся «как снег на голову» на толпу ошеломленных людей, о Галине Улановой, уставшей на репетиции в Большом театре…
Это была сама жизнь, «без постановки». Но репортерская работа требовала съемки актуальных событий, портретной документальности. И в той же репортажной манере рождались снимки Юрия Гагарина, с восторгом принятого Москвой после его полета в космос, Евгения Евтушенко и Булата Окуджавы в кругу их поэтических соратников…
Именно в те годы, по словам Леонида Лазарева, он понял, что перед ответственной съемкой не стоит, подолгу размышляя, сидеть за домашним столом. Надо идти на съемку, будучи «самим собой», готовым к тому, чтобы Аркадий Райкин или другие звезды эстрады, кино, театра, науки, спорта чувствовали себя комфортно. А для этого надо успеть выработать в себе свое собственное отношение к этому человеку, в какой бы ситуации не пришлось с ним взаимодействовать. Л. Лазарев хорошо помнит, как при съемке Леонида Утесова, командовавшего «Меня надо снимать вот так!», фотограф, пятясь с фотокамерой немного назад, задел кофром за термос, упавший к его ногам. Леонид Осипович успокоил, попросил не волноваться и пригласил фотографа снимать его на репетиции оркестра. Тогда и появился репортаж из пяти кадров «Утесов на репетиции». На снимках жесты, эмоции, мимика, то есть все, как в жизни и творчестве Леонида Утесова.
После парада. 1967 Довелось Л. Лазареву снимать и легендарную поэтессу Ольгу Бергольц. По ее желанию фоторепортеру пришлось сбегать за бутылкой вина. «Но сначала - снимок». Потом была долгая беседа, оставившая память о поэтессе на много-много лет.
Фотограф вспоминает и другой случай, когда ситуация самым неожиданным образом внедрилась в творческий процесс. Шел спектакль в Малом театре. Репортера предупредили, что это последний спектакль, в котором участвует легендарный актер — ветеран театра Игорь Ильинский, уже плохо видящий и плохо слышащий. Съемку нужно было вести из зрительного зала. И вдруг, к всеобщему изумлению, актер громко сказал, обращаясь к суфлерской будке: «Вы плохо суфлируете!». Весь зрительный зал… стоя аплодировал своему кумиру, прощаясь с его многолетней актерской деятельностью. Игоря Ильинского под руки провожали из театра, и репортеру с трудом удалось в этот трогательный момент сфотографировать легендарного актера с супругой на фоне здания Малого театра.
По справедливому утверждению Леонида Лазарева, фотохудожник должен быть образованным не только в области фотографического творчества, но и в таких областях, как литература, живопись, кинематография. Надо сказать, что он сумел претворить в жизнь все эти условия. Несколько авторских кинофильмов были созданы им, широкое знакомство с творчеством русских живописцев, а также Пикассо, Моне, Ренуара в музейных экспозициях и даже… публикации на страницах «Литературной газеты» вместе с Михаилом Жванецким и другими авторами юмористических зарисовок. И все это не только не отвлекало от профессиональной фотографии, а, наоборот, стимулировало к поиску новых и новых решений творческих находок. Эрудиция в самых разных областях культуры и искусства, по мнению Леонида Лазарева, необходима, чтобы профессионально решить ту или иную тему, заданную редакцией журнала или газеты, даже тогда, когда эта тема, что называется, лично ему не по душе и не вызывает положительных эмоций. Такова в его представлении специфика избранной им профессии, наряду с обязательным безупречным владением технологией съемки со всеми ее тонкостями. Иначе фотограф рискует навсегда остаться только техническим исполнителем фотосъемки.
Штрихи детства. 1957 Прошли годы; штатный репортер стал «свободным фотохудожником». Нужно было искать не только способы решения той или иной творческой задачи, но и предлагать собственные идеи, чтобы заинтересовать перспективного потребителя своими проектами и с успехом решить ту или иную творческую задачу, сформулированную заказчиком. Это не менее сложно, по мнению Леонида Лазарева, чем выполнить в установленный срок редакционное задание.
И вот предложение: серия открыток о Малом театре. В объективе выдающиеся актеры, исполняющие роли в спектакле «Царь Федор Иоаннович». Леонид Лазарев - один из зрителей; он пока что без фотокамеры и потрясен мастерством актеров. А потом съемки и съемки. Но впечатления, оставшиеся от спектакля, помогли выйти, пожалуй, на самый высокий творческий уровень. И вот результат: познакомившись лишь с открытками, созданными фотографом с подписями под снимками, японские театральные менеджеры приглашают артистов Малого театра на гастроли в Японию…
А далее еще один, пожалуй, самый грандиозный проект — создание фотокниги о многонациональной Москве. Это была идея Московского книжного союза и его приглашение, на которое Леонид Лазарев откликнулся с энтузиазмом. Работа заняла более двух лет, причем ее сложности превзошли и авторское ожидание, и ожидание заказчика. Надо было войти с фотокамерой в святая святых - учреждения религиозных конфессий Москвы: православные храмы, синагоги, мечети (всего шесть религий), — преодолеть настороженность верующих людей, внушить им чувство доверия и уважения к фотографу и его трудной работе. Фотохудожник справился с этой задачей, и те, кому доведется перелистать страницы великолепно изданной книги, смогут в этом убедиться. По словам Леонида Лазарева, он с необыкновенным увлечением работал над этой темой. Один из кадров, созданных в пасхальные дни был удостоен высокого для фотохудожников звания «кодак-мастер».
Перечислить все призы, дипломы и награды, которые были присуждены Леониду Николаевичу Лазареву за годы профессиональной деятельности очень трудно: так их много. Но завершим это повествование только одним пожеланием: съемки и компьютер, компьютер и съемки. Дай бог и дальше с таким же успехом.
P.S. В наши дни Леонид Лазарев работает над книгой-альбомом «Портреты из прошлого». Всего несколько из многих и многих имен (130 фотографий!) дают представление о диапазоне издания: Гагарин и Окуджава, Моисеев и Плисецкая, Утесов и Маршак, Симонов и Шостакович, Евтушенко и Вознесенский и т. д.
Рядом с Пушкиным. 1957 Фестиваль молдежи и студентов. 1957
Комментарии