Подумать только, всего каких-нибудь десять — пятнадцать лет назад найти хорошего преподавателя по иностранному языку было непросто. Они были нарасхват, и курсов-то особенно не было: раз-два и обчелся. Сегодня тебе, пожалуйста: и репетиторы из престижных вузов, и преподаватели — носители языка, и образовательные центры на любой вкус, с различными методиками и ценами. Да и языки можно учить самые разные — хоть китайский, хоть венгерский, хоть норвежский, вплоть до наречий.
Между тем поначалу, когда такие возможности только хлынули на рынок, в основном все как один кинулись на английский. Сегодня наши люди уже не торопятся, задумываются о перспективах, выбирают, какой язык взять себе для изучения, какой — сыну или дочери. Обычно стереотипы сомнений стоящих перед выбором россиян таковы: английский уже в зубах навяз, немецкий не благозвучен, японский слишком экзотичен...
Интересно, какие языки предпочитают в других странах? Социологические исследования 25 стран Евросоюза, Исландии, Лихтенштейна, Норвегии, Румынии и Болгарии показали, что первым иностранным языком, на котором говорят большинство европейцев, остается английский (как и следовало ожидать!). За ним следует французский, который знают в основном в Южной Европе и немецкоязычных странах. На третьем месте идет немецкий язык, распространенный в Северной, Восточной и Центральной Европе. Затем испанский (в основном в Португалии, Италии и Франции).
Говорят, с языком можно покорить и берег турецкий, и скандинавский, и американский. Но с чего начать? Курсов так много, а времени и денег в обрез, как водится.
Сначала нужно определиться, для каких целей нужен язык: для работы, отдыха или самообразования? Хотите «поставить» произношение, читать периодику и художественную литературу, переписываться, «слышать» чужую речь, общаться?
Для этого предлагаются различные программы. Взгляните на приведенную таблицу. В графе «Предлагаемые курсы» указан и язык «разговорный», и «для бизнеса», и «для подготовки к международным экзаменам», и «для туризма». Существуют специально разработанные программы для индивидуального или кооперативного обучения, English Club по субботам (предложения от Denis’School).
Обычно занятия проходят поэтапно, на каждый отводится два и более месяца. Для тех, у кого поджимают сроки, предназначен интенсивный курс обучения — по четыре академических часа почти каждый день. Это непросто, поэтому на уроках происходит постоянная смена деятельности. Вы общаетесь, читаете, пишете эссе, выполняете упражнения, занимаетесь аудированием. Система себя оправдывает, когда нужно быстро восстановить знания либо начать говорить на иностранном языке, понимать чужую речь на слух. «Интенсив» обычно основан на коммуникативном подходе.
Коммуникативная, или разговорная, методика не предполагает фундаментального изучения грамматических правил или сложных лексических конструкций. Есть и комплексная система обучения, сочетающая традиционную и коммуникативную методики. Грамматика, аудирование, устная речь, письмо и чтение даются в равных пропорциях. Например, в знаменитом Центре английского языка при Британском совете на разговорную практику и грамматику предусмотрено одно и то же количество часов.
Основная задача разговорного курса — преодоление языкового барьера, чтобы вы заговорили на чужом языке. В Denis’s School, центрах Big Ben, ВКС и других школах акцент делают именно на развитие разговорных навыков. В Denis’s School используют для обучения свои «фирменные» методики, которые сочетают достижения в области лингвистики и психологии обучения.
На первом этапе обучения по эмоционально-смысловому методу профессора И.Ю.Шехтера нет грамматики и заданий на запоминание (грамматика изучается в процессе общения на языке). Вы учитесь разговаривать, а не воспроизводить заученное, и говорите так, как вам свойственно, в соответствии с вашим жизненным опытом и настроением в момент речи.
Суть знаменитого метода Г. А. Китайгородской — использование при обучении скрытых психических резервов личности. Занятия тоже проходят в виде ролевых игр. В игре-обучении каждый ученик время от времени получает «главную роль», так что отмолчаться на занятиях не удастся. Домашние задания здесь обязательны, хотя большая часть материала усваивается на уроках.
Многие предпочитают занятия с носителями языка. Ведь они знают современный, а не книжный язык, у них правильное произношение, верные интонации. Однако случается, что носители не обладают талантом педагога, поэтому толку от такого общения мало. Сторонники «наших», отечественных, преподавателей находят свои доводы в пользу последних: только «наши» учителя могут объяснить грамматику по-русски и остановиться именно на тех трудностях, которые возникают у русскоговорящих, носитель же не может эти трудности знать по определению. На форумах в Интернете встречаются даже такие умозаключения: «Какой носитель языка тебе скажет, что артикль «a» соответствует русскому «типа», а «the» — «конкретно»...».
С этих точек зрения оптимальный вариант — часть занятий проводить с носителем языка, с которым можно разговаривать, погружаясь в языковую среду, а часть — с русскоязычным, который «разжует» тебе грамматические нюансы и ответит на все вопросы. Denis’ School, Big Ben, Language Link и некоторые другие центры предлагают изучать язык под руководством тех и других преподавателей.
В любом случае, каким бы педагогам вы ни отдали предпочтение, будь то российские или зарубежные, они должны быть квалифицированными. Это, пожалуй, самое важное. Узнайте наверняка, работают ли на выбранных вами курсах выпускники престижных лингвистических вузов, специалисты, имеющие международные сертификаты — IHC, СELTA, DELTA, CEELT.
Но прежде всего поинтересуйтесь, имеет ли лицензию на преподавание сама организация и сколько ей лет. Понятно, что «новички» на рынке образования однозначно проигрывают курсам «со стажем».
Что касается стоимости курсов, то цена обучения за академический час — от $3. Причем далеко не всегда цена гарантирует качество. С другой стороны, полезно выяснить, входит ли в стоимость обучения комплект учебных пособий и лингафонный курс или за это придется раскошеливаться отдельно. На цену влияют и другие факторы: удаленность от метро, численность группы; преподаватели — носители языка (всегда обходятся дороже) или русскоязычные. Кстати, практика показывает, что в процессе занятий по разным причинам отсутствуют или даже «отсеиваются» несколько человек. Поэтому, рассматривая критерий «число человек в группе», сразу мысленно вычитайте двух-четырех.
До начала занятий вас бесплатно протестируют, чтобы определить уровень знаний для включения в ту или иную группу. Обычно тестирование состоит из двух этапов: письменного задания по грамматике и собеседования. Кроме этого, многие курсы предлагают пробный урок, который тоже не надо оплачивать. Советуем просмотреть таким образом несколько языковых центров: пробные занятия дадут окончательное представление о том, какие курсы выбрать.
СРАВНЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ КУРСОВ (ТАБЛИЦА) >>>
Комментарии