Универсальных камер не бывает. Для всякой фотографической специальной работы есть наиболее подходящая камера. Примерно так, как стамесок у всякого приличного краснодеревщика не один десяток. Осознание этого должно заставить покупателя разобраться в свойствах товара, прежде чем идти в магазин. Главное отличие одного цифрового фотоаппарата от другого надо искать в размере матрицы. Именно отсюда растут важные для покупателя последствия.
Текст: ГЕОРГИЙ РОЗОВ
Четыре правила про матрицу: размер имеет значение
-
Чем больше матрица, тем дороже камера (см. фото 1 и 2);
-
Чем больше матрица, тем выше значения чувствительности, которые могут конструкторы выжать из фотоаппарата. Иначе говоря, чем больше матрица, тем больше возможностей у владельца снимать в темноте, получая качественные картинки (см. фото 1);
-
Чем больше матрица, тем качественнее картинка. Причем все компоненты: детализация — выше, шумы — ниже, способность справляться с большими перепадами яркостей в кадре — лучше, цветопередача — натуральней (см. фото 1 и 2).
-
Чем меньше матрица, тем больше глубина резко изображаемого пространства любого фотоаппарата. И наоборот: больше матрица — глубина резкости меньше.
Рис. 1. Размеры матриц распространенных цифровых фотоаппаратов:
1. Full Frame, FX — полноразмерная матрица пленочного стандарта, размер кадра 24×36 мм. Такими матрицами снабжаются профессиональные репортерские и студийные зеркальные камеры.
2. APS-C — кропнутые, то есть обрезанные матрицы любительских зеркальных камер с размером кадра 23,7×15,6 мм или 22,7×15,1 мм. Коэффициент уменьшения 1,53–1,59.
3. 4/3’’ — матрицы любительских камер с размером кадра 18×13,5 мм. Коэффициент уменьшения 1,92.
4. 2/3’’ — матрицы любительских цифрокомпактов (мыльниц) с размером кадра 8,8×6,6 мм. Коэффициент уменьшения 3,94.
5. 1,8’’ — матрицы любительских цифрокомпактов (мыльниц) с размером кадра 7,2×5,3 мм. Коэффициент уменьшения 4,85.
6. 2,5’’ — матрицы любительских цифрокомпактов (мыльниц) с размером кадра 5,8×4,3 мм. Коэффициент уменьшения 6,03.
7. 2,7’’ — матрицы любительских цифрокомпактов (мыльниц) с размером кадра 5,4×4 мм. Коэффициент уменьшения 6,44.
8. 3,2’’ — матрицы любительских цифрокомпактов (мыльниц) с размером кадра 4,5×3,4 мм. Коэффициент уменьшения 7,62.
Чтобы выбрать, надо утонуть в деталях
За этой, вроде бы, совершенно технической зависимостью - между размером матрицы и глубиной резкости, прячется чуть ли не самое важное свойство фотографического изображения — живописность. Не осознав этого, очень трудно сделать правильный выбор фотоаппарата.
Глубина резко изображаемого пространства, для краткости — просто глубина резкости (ГРИП), — свойство любого объектива. Оптика не может одинаково резко рисовать предметы и на переднем плане, и на среднем, и в зоне бесконечности где-то далеко на горизонте. Всегда на каком-то расстоянии от камеры предметы вдруг становятся вполне резкими, а потом где-то подальше снова расплываются. Это и есть зона ГРИП.
Зрачок человеческого глаза — примитивный однолинзовый объектив — тоже не может рисовать резко все вокруг, но он по командам мозга постоянно перефокусируется на те объекты, которые интересуют в данный момент хозяина. Вот почему нам кажется, что все в окружающем мире резкое. Фотография как вид визуального искусства выработала свой, только ей присущий условный язык.
Нерезкость — один из основных иероглифов этого языка. Она используется для разделения планов и подчеркивания глубины пространства, для выделения главного объекта в кадре, для создания атмосферности и воздушности пейзажа, для того, чтобы скрыть дефекты кожи в крупноплановых портретах, для получения эффекта живописности всей фотографии в целом.
Словом, у нерезкости в фотографии множество значений, и без нее фотография потеряла бы половину обаяния. Хорошо, что совершенно резкие фотографии на всю глубину кадра — только частный случай. Норма — картинка с обязательным присутствием одной или двух зон нерезкости — боке (см. фото 2).
Если резкость навести на передний план, зона боке образуется в глубине кадра и фон окажется размытым. Если резкость навести на объект в середине шкалы расстояний объектива, можно получить и переднее боке перед резким объектом, и заднее — после резкого объекта, в глубине кадра, где может раствориться фон.
Окинув даже беглым взглядом рис. 1, можно понять, как разительно (буквально в разы) отличаются размеры матрицы полноформатной зеркалки от матрицы дешевой мыльницы. Примерно так же отличается и глубина резкости на картинке, полученной с помощью цифрокомпакта, от фотографии, снятой полноразмерной зеркалкой (см. фото 3 и 4).
Есть на прилавках специализированных магазинов фотоаппараты с матрицами еще большего размера — cреднеформатные камеры (Medium Format Cameras). Cегодня в них используют матрицы двух размеров, близких к старым стандартам пленочного среднеформатного кадра: квадратного 6×6 см и 6×4,5 см. Это в среднем в полтора раза больше, чем матрица полноформатной зеркалки. Но разница в глубине резкости и живописности рисунка отличается не в полтора раза. У этих камер совсем другие взаимоотношения с пространством именно из-за глубины резкости (см. фото 5 а, 5 б и 6).
От величины матрицы зависит еще одна важная ее характеристика фотоаппарата — шумность его картинок. Шумят все матрицы, но маленькие матрицы шумят больше. Я уже упомянул об этом в начале статьи, но, на мой взгляд, чтобы стало понятно, насколько важно получать чистые картинки, я приведу фрагмент одного изначально очень шумного кадра и ту же картинку после подавления шумов (см. фото 7 а и 7 б).
Теперь, когда мы знаем, чего ждать от матриц, нужно разобраться в том, что такое «китовая» (т. е. комплектная) оптика. Производители предлагают вместе с «тушкой» камеры купить еще и универсальный объектив на все случаи жизни. За последние годы произошли почти революционное улучшения свойств оптики из-за применения афокальных линз, нанопросветлений и прочих технологических достижений. Все «китовые» объективы стали рисовать резко, избавились от букета искажений, которые были всегда присущи дешевым объективам, но даже это не изменило главного: у них осталась прежняя глубина резкости.
Все объективы, которые продаются в довесок к камере, как бы со скидкой, не светосильны и потому не могут размыть зону нерезкости так же красиво, как это делают «породистые» светосильные объективы. Фон фотографий, сделанных «китовой» оптикой, обречен быть всегда резким, а это отвлекает внимание зрителя от главного объекта в кадре и лишает фотографию пространственной глубины. «Китовые» картинки всегда плоские.
Вместе с тем некоторым покупателям, совершенно не озабоченным «художественностью» изображений, должно быть все равно, с какой степенью резкости нарисована Эйфелева башня, на фоне которой он снимается. Зато очень важно, сколько килограммов давит на шею и пережимает сонную артерию. Во время похода в горы туристам трудно нести на плечах три килограммовых светосильных объектива, вместо одного полукилограммового
У каждого фотографа свои приоритеты и возможности. Одним важнее всего детализация и резкость, и для достижения цели они ничего не пожалеют. Другим важно стать совершенно незаметными на улице, среди людей, чтобы получать абсолютно правдивые жанровые фотографии. Они покупают только что появившиеся в продаже беззеркальные камеры — маленькие, не привлекающие к себе внимания камеры со сменной оптикой и размером матрицы кропнутой зеркалки.
У кого-то не хватает денег на покупку топовых моделей зеркалок, и тогда приходится искать что-то подходящее среди младших в линейке зеркальных камер. Но большинство покупателей вполне устраивает то, что могут дать самые простые цифрокомпакты (мыльницы). Они умеют делать все то же самое, что и самые дорогие фотоаппараты, только медленнее, не так резко, а выдаваемую ими картинку нельзя увеличить и повесить на стенку. Такую игрушку можно сунуть в дамскую сумочку, не жалко забыть в ресторане или утопить в морском прибое, ибо стоит она совсем недорого.
Выбор камеры всегда результат достижения компромисса между желаниями и возможностями. Если бы мне лично сегодня предстояло сделать выбор и покупать фотоаппараты (а в хозяйстве профессионала всегда несколько камер), я бы купил Nikon D4 — лучшую на сегодня репортерскую зеркалку и Sony NEX 7 — новейшую беззеркальную камеру со сменной оптикой. Это с учетом того, что я не начинаю жизнь с чистого листа, у меня есть и другие аппараты и много отличной оптики. Однако стоит ли грустить оттого, что прямо сегодня вам не доступен какой-то аппарат? На мой взгляд, это не повод для огорчения.
Снимает не камера — снимает фотограф.
Талантливому, творческому человеку ничто не может помешать даже самым простым фотоаппаратом снимать так интересно, что никому просто дела не будет до того, чем именно сделаны столь замечательные снимки!
P. S. Размеры отведенной журнальной площади заставили меня исключить из этого текста множество важных для понимания проблемы деталей. В издательстве «Астрель» вышла в свет первая книга моей новой серии учебников «Библиотека фотографа». Книга называется «Какую камеру купить» и может ответить на все вопросы, которые, возможно, возникли у вас после прочтения статьи.
1. Нос белой кошки. Из экономии места на полосе я скадрировал снимок так, чтобы его можно было увеличить как можно больше — иначе трудно разглядеть важные детали. Обратите внимание: нос и волосики вокруг идеально резкие. Глаза уже слегка размыты, а все, что за резкими усами, растворяется в зоне боке, превращаясь в обобщенный фон. Такая детализация доступна сейчас только одной камере — Nikon D800 с полнофоматной матрицей. И снимал я одним из лучших объективов этой фирмы.
Камера Nikon D800. Матрица 24×36 мм, 36 Мпикс. Зум AF-S Nikkor 24–70/2,8 G ED IF. Чувствительность 400 ISO. Выдержка 1/400 сек. Диафрагма f/6,3. Фокусное расстояние 70 мм.
2. «Желтый зонтик» из серии «Репетиция парада». Дождь в ночном городе волшебно превращает серые мостовые в подобие зеркала. Все вокруг двоится, приобретает сочность и цвет. Высокая чувствительность камеры — абсолютно необходимое условие для съемки столь динамичных сюжетов ночью, да еще и без штатива, с рук.
Камера Nikon D3. Зум AF-S Nikkor 14–24/2,8 G ED N. Чувствительность 8000 IS. Выдержка 1/250 сек. Диафрагма f/3,5. Фокусное расстояние 24 мм.
3. «Птероголуби» из серии «Птицы в большом городе». Компактные камеры с маленькой матрицей обладают очень большой глубиной резкости. В данном случае я использовал это для того, чтобы все голуби в кадре и фон были максимально резкими. Камерой с большой матрицей мне было бы трудно добиться подобного результата. Должен признаться, что, открыв впервые кадры этой съемки на экране компьютера, я сделал для себя шокирующее открытие. Голуби, оказывается, действительно произошли от динозавров! Их хищные физиономии не сулят ничего хорошего.
Камера Sony Cyber-shot DSC F828. Матрица 2/3» — 8,8×6,6 мм). Встроенный восьмикратный зум. Чувствительность 64 ISO. Выдержка 1/200 сек. Диафрагма f/4,5. Экспокоррекция экспокоррекция +0,7 EV. Фокусное расстояние 28 мм (пленочного стандарта ЭФР).
4. Свадебный портрет из серии «Свадьба — это маленькая жизнь». Резкость и пластичность — отличительные особенности этого замечательного объектива. На травинках переднего плана можно различить продольные полосочки, на волосах невесты при увеличении на 200% видна пудра! Даже контровой свет и глубокое диафрагмирование не помешали красиво размыть травинки в глубине кадра и живописно разделить передний и задний планы. В зоне боке нет двойных контуров. Такого эффекта не получить, снимая камерами с кропнутыми матрицами.
Камера Nikon D3. Матрица (FX, 24×36 мм). Зум Nikkor AF-S 24–70/2,8 ED. Чувствительность 200 ISO. Выдержка 1/400 сек. Диафрагма f/8. Экспокоррекция экспокоррекция –0,33 EV. Фокусное расстояние 34 мм. Фото 5 а и 5 б. «Тюльпан».
5а и 5б. «Тюльпан». Мизерная глубина резкости. Эти слова ничего не объясняют, пока не увидишь своими глазами, как это выглядит на картинке. В данном случае привычный объект поменял облик. Реальная резкость присутствует только на части кончика пестика цветка, всего два миллиметра в глубину. Все остальное нерезко, но это особенная нерезкость, которая позволяет узнать объект, рассмотреть и даже восхититься его красотой. При этом у меня даже мысли не возникает, что с картинкой что-то не так, — полное ощущение, что иначе и быть не может. Камера Mamiya 645 AFD III. Матрица Leaf Aptus-II 6, размером 6×4,5 см. Объектив Mamiya Sekor AF 80/2,8. Чувствительность 50 ISO. Выдержка 1/55 сек. Диафрагма f/8. Макросъемка с удлинительным кольцом. Расстояние от передней линзы объектива до пестика 10 см. Съемка со штатива.
6. Портрет девочки. Среднеформатные камеры тяжелы, затворы некоторых сильно бьют. То есть снимать приходится в основном со штатива, что сильно замедляет съемку. Но в студии, в сочетании с импульсным светом среднеформатки становятся очень удобным инструментом. Исчезает проблема шевеленки. Возможность управления резкостью и детализацией в студии реализуется легче. Зоны резкости плавно переходят в области нерезкости. Правый глаз девочки абсолютно резко нарисован, а левый слегка плывет, но так, что все равно воспринимается как достаточно отчетливое изображение. Кожа нарисована местами отчетливо до натуралистичности, а местами обобщенно. Все вместе создает ощущение почти трехмерного объема. Портрет живописен, правдив и почти осязаем. Для освещения в качестве источника заполняющего света я использовал одну вспышку с небольшим софтбоксом и лайт-диск.
Камера Mamiya 645 AFD III. Матрица Leaf Aptus-II 6 размером 6×4,5 см. Объектив Mamiya Sekor 150/3,5. Чувствительность 50 ISO. Выдержка 1/100 сек. Диафрагма f/3,6. Экспокоррекция –0,33 EV. Фокусное расстояние 70 мм.
7а и 7б. «Красные зонтики» из серии «Наводнение в Венеции». Фрагмент.
Ночь. Венеция. Зима. Холодный, нудный, нескончаемый ливень с порывистым ветром — злостный враг фотографа. Чувствительность 2000 ISO для моего тогдашнего Nikon D3 — на грани добра и зла. Поднимать чувствительность было бы глупо: в кадре много темных зон, где обычно возникают зерно и цветной шум. Шумы разделяют на два типа: цветной и яркостный. Первый выглядит яркими синими или красными точками на ровном фоне, второй — яркими бесцветными точками. На этом фрагменте необработанного файла ясно видны и цветной, и яркостный шумы. На обработанном конечном варианте фотографии шумы почти полностью подавлены при конвертации с помощью программы Lightroom, однако при этом утеряна часть деталей изображения.
Камера Nikon D3. Зум AF-S Nikkor 24–70/2,8 G ED IF. Чувствительность 2000 ISO. Выдержка 1/25 сек. Диафрагма f/3,5. Экспокоррекция +0,33 EV.
Комментарии