Как снять звездочку на небе?

Видели когда-нибудь фотографии звездного неба с миллионом звезд и млечным путем через всю фотографию? Хотите научиться снимать так же? Пришло время освоить азы астрофотографии. Для начала давайте разберемся, что нам нужно, чтобы получить хорошую фотографию. Для начала стоит понять, чего же мы хотим. В астрофотографии существует множество сюжетов и вариантов съемки. Можно снимать исключительно звездное небо, получить треки звезд или снять классический пейзаж с небом, усеянным звездами-точками. В рамках этой статьи мы разберем только один сюжет - звезды-точки.

Текст и фото: Антон Агарков

 

Nikon D850 AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED f/2.8, 30 sec, ISO 6400.

Млечный путь над заброшенной часовней в деревне Немята в Кенозерском нацпарке, Архангельская область

 

Итак, что же нам нужно сделать, чтобы получить эффектную фотографию звездного неба? Для начала подготовиться. Причем, в первую очередь технически. К сожалению, астрофотография, в отличие от обычного дневного пейзажа, предъявляет высокие требования к технике. Так лучше всего идти на охоту за звездным небом с полнокадровой зеркальной камерой, такой как Nikon D850. В пару к камере вам понадобится светосильный широкоугольный объектив, такой как AF-S Nikkor 14-24 f/2.8. Для меня это основной объектив для всех ночных пейзажей, и все фотографии в этой статье сняты именно им.

Почему именно такая комбинация. Давайте разбираться. Нам хочется запечатлеть свет звезд. Очень блеклый, надо сказать, свет. Поэтому мы будем настраивать камеру так, чтобы захватить максимум света. Начнем со светосилы ISO. Этот параметр нужно установить на 3200 или даже выше. Некоторые свои ночные пейзажи я снимал на 6400 и даже более высокие значения, чтобы потом при постобработке специальными методами подавить шум. Именно для этого нам потребуется камера, которая дает приемлемое соотношение сигнал-шум, с этой задачей лучше всего справляются именно полнокадровые камеры.

Следующий “источник” света - диафрагма. Чем шире мы ее откроем, тем больше звезд появится на нашей фотографии. И именно здесь нам потребуется светосильный объектив, который будет давать отличное качество картинки даже на максимальной открытой диафрагме.

Ну и последнее слагаемое - выдержка. Казалось бы, зачем мучиться с высокими ISO и светосильной оптикой, если можно просто поставить выдержку побольше. Но здесь нас поджидает сюрприз - наша Земля не стоит на месте. Для нас это значит, что все звезды на небе медленно вращаются вокруг Полярной звезды. Так что если мы поставим выдержку подлиннее, то вместо звезд-точек мы получим звездные треки. Растянутые на достаточную длину, они могут дать интересный эффект, но короткие черточки вместо точек будут смотреться не очень. Так что придется ограничивать выдержку. Сколько именно выставлять? Для этого надо запомнить простое правило шестисот. Чтобы получить выдержку в секундах, при которой звезды не смажутся в треки, нужно поделить 600 на фокусное расстояние объектива. Не ищите физического смысла в этой формуле - его нет. Просто примите его как данность. Итак, что у нас получается по этому правилу? Предположим, мы снимаем наш астропейзаж на 14-мм объектив. Тогда получаем 600/14=42 секунды. А что если мы будем снимать ту же самую сцену на светосильный полтинник? 600/50=12 секунд. Вам нужен будет очень светосильный объектив, чтобы получить красивые фотографии звездного неба.

Впрочем, правило это очень условное, и чем дальше мы отворачиваемся от Полярной звезды, тем сильнее звезды будут расплываться в треки. Плюс отработать выдержку в 40 секунд без специального пульта будет довольно проблематично. Поэтому я все свои ночные пейзажи снимаю на 14 мм с выдержкой в 30 секунд, на ISO не темнее 3200 и диафрагме 2,8. Очевидно, что для съемки с такими параметрами вам потребуется устойчивый штатив.

С настройками разобрались, но этого пока недостаточно для хорошего ночного пейзажа. Вам нужно быть в нужном месте в нужное время. Для начала разберемся с местом. Вы замечали, что в мегаполисе можно увидеть разве что только самые яркие звезды. Все дело в световом загрязнении. Город настолько яркий, что просто забивает своим светом блеклый свет звезд. Поэтому для того, чтобы получить хорошую фотографию, постарайтесь уехать как можно дальше от больших городов, городков и даже поселков. Так чтобы снять часовню в селе Вершинино в Кенозерском нацпарке, я попросил администрацию парка выключить архитектурную подсветку на часовне, так как мощнейшие прожектора начисто забивали звездное небо. Если вы хотите снять какой-то объект с подсветкой, то возьмите с собой фонарик, который дает узкий пучок света и используйте его как световую кисть. 

 

Nikon D850 AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED f/2.8, 30 sec, ISO 3200.

Огни поселка Вершинино подсвечивают часовню в Кенозерском нацпарке, Архангельская область

 

Но не только города могут создавать нежелательную засветку. При организации ночных съемок внимательно следите за фазой луны. Полная луна или луна, освещенная больше половины, будет висеть на небе почти всю ночь и давать мощную засветку. Идеальное время для ночных съемок - полностью безлунная ночь. Впрочем, фаза меньше половины тоже подойдет - луна будет подсвечивать пейзаж интересным светом, а еще вы сможете снять восход или закат луны, когда и свет есть, и звезды видно.

И вот вы вооружились техникой, дождались безлунной и, что не менее важно, безоблачной ночи. Что дальше? Конечно же, разведка места. Для начала стоит пройтись по съемочной локации днем - присмотреться, поискать передний план, продумать свой будущий кадр. Ночью делать это все будет крайне проблематично. Я, например, выбираю съемочную точку и отмечаю ее на карте в бесплатной программе MapsME - это помогает не шарахаться по кустам ночью. Не забывайте также про Млечный путь. Идеально, если он будет в кадре, ведь само по себе звездное небо может выглядеть скучновато. Млечный путь вращается вместе со всеми звездами, так что неплохо было бы спрогнозировать, когда он выйдет на нужное место. Для этого я использую программу PhotoPills. Программа прямо на изображении с камерой показывает Млечный путь в конкретное время. Точно так же она может показать время восхода и заката солнца и луны. Программа существует для iOS и Android и я считаю ее одной из лучших программа для фотографа.

Вы нашли свой будущий кадр, вернулись на присмотренное место, разложили штатив, выставили камеру. Но как же в такой кромешной темноте сфокусироваться? Очень просто. Возьмите свой телефон, включите на нем фонарик, отнесите метров на семь от себя и подсветите какой-нибудь камень. По получившемуся яркому пятну можно легко сфокусироваться при помощи автофокуса. Теперь автофокус нужно отключить. Полностью. Вообще. Более того, кольцо фокусировки камеры лучше заклеить кусочком изоленты, чтобы случайно его не сдвинуть. Теперь у вас есть фокусировка на звезды на всю оставшуюся ночь. Телефон из кадра можно убрать. Кстати, если вы снимаете не один, то вы можете попросить своего друга отойти на 7-8 метрови подсветить фонариком себя и сфокусироваться по нему. После фокусировки всю вспомогательную иллюминацию можно выключить.

 

Nikon D850 AF-SNIKKOR 14-24 mm f/2.8G ED, f/2.8, 30 sec, ISO 3200.

Огни поселка Вершинино подсвечивают часовню в Кенозерском нацпарке, Архангельская область

 

Но как же выстроить кадр в кромешной темноте? Я советую выключить камеру, чтобы из видоискателя пропала яркая служебная информация - ночью она будет вас сильно слепить. После этого нужно начать всматриваться в видоискатель, и постепенно ваше зрение адаптируется к темноте и вы начнете видеть отдельные контуры, а потом и всю картину. Как только ваше зрение привыкло к темноте, выставьте кадр. Теперь камеру можно включить, выставить нужные параметры и сделать пробный кадр. Не исключено, что вам придется немного перестроить кадр, поправить горизонт или поменять композицию, но это уже детали. Удачных ночных съемок! И еще один дружеский совет - не забудьте сразу после съемки вернуть ISO обратно на 64. А то вдруг случится феерический рассвет, а у вас ISO 3200.

 

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Перерождение: Pioneer DJ выпускает PLX-1000 - Профессиональный проигрыватель винила с прямым приводом.
18 июля 2014
Новости

Перерождение: Pioneer DJ выпускает PLX-1000 - Профессиональный проигрыватель винила с прямым приводом.

17 июля 2014: Pioneer отмечает 20 лет в ди-джей индустрии запуском современной классики - профессиональной вертушки PLX-1000. Она разработана специально для ди-джеев с учетом полувекового опыта Pioneer в производстве высококачественных виниловых проигрывателей. В результате чего был создан знакомый всем прибор с инновационными функциями: прямым приводом с быстрым стартом, переключением диапазона питча, профессиональным качеством звука и сборки, отсоединяемыми кабелями.

LG выпускает топовые игры для телевизоров Cinema 3D Smart TV
9 января 2013
Новости

LG выпускает топовые игры для телевизоров Cinema 3D Smart TV

Компания LG Electronics (LG) объявляет о выпуске нескольких новых игр для своих телевизоров CINEMA 3D Smart TV. Среди них лучшие интерак-тивные семейные игры, давно ставшие популярными на смартфонах и планшетах: Where’s My Water, The SimsTM FreePlay, Air Penguin, Mini Motor Racing и многие другие. В каждую игру можно играть с помощью усовершен-ствованного пульта ДУ Magic Remote, чувствительного к движению.

50 лет первому объективу Canon с линзами из синтетического флюорита
7 ноября 2019
Новости

50 лет первому объективу Canon с линзами из синтетического флюорита

Компания Canon Inc. и Canon Optron, Inc сообщают о том, что первому в мире сменному объективу с линзами из флюорита FL F300mm f/5.6 сегодня исполнилось 50 лет — он был впервые выпущен в продажу в мае 1969 года. Синтетический флюорит используется не только в объективах Canon для фотокамер, но и в других продуктах компании, включая объективы для вещательных камер и телескопов.

Новые роскошные цвета камеры Instax mini 70 от компании FUJIFILM
12 октября 2016
Новости

Новые роскошные цвета камеры Instax mini 70 от компании FUJIFILM

В сентябре 2016 года компания FUJIFILM представит поклонникам линейки моментальной печати Instax три новых изысканных цвета Instax mini 70, камеры для успешных и активных жителей мегаполиса.

Стартует глобальное обновление линейки смартфонов Highscreen
24 января 2013
Новости

Стартует глобальное обновление линейки смартфонов Highscreen

Компания «Вобис Компьютер», владелец бренда Highscreen, объявляет о выпуске трех новых смартфонов среднего класса – Highscreen Yummy, Strike и Blast. Две последние новинки построены на базе двухъядерных процессоров Qualcomm и работают под управлением Android 4.0. Вместе с тем Highscreen представляет обновленную версию модели Yummy Duo. Этот аппарат, выпущенный весной 2012 года, разошелся тиражом около 100 тысяч штук. Yummy образца 2013 года получил новый дизайн, более быстрый процессор и ОС Android 4.0.

Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 60D
14 марта 2012
Тесты

Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 60D

Еще 26 августа 2010 года компания Canon обновила свой модельный ряд, представив камеру Canon EOS 60D. Не секрет, что в России огромная масса фотографов использует аппараты этой серии именно в профессиональных целях. Сейчас в модельном ряду производителя есть несколько фотокамер, близких друг к другу по ключевым характеристикам и прежде всего по разрешению. Камера Canon EOS 60D занимает верхнюю позицию в линейке любительских зеркальных цифровых фотоаппаратов компании Canon.

Обзор DJ-система Pioneer XDJ-R1
21 ноября 2013
Обзоры

Обзор DJ-система Pioneer XDJ-R1

DJ-система Pioneer XDJ-R1 воплощает мечты об устройстве “все в одном”: объединяет в себе CD/USB плееры, контроль ПО, первоклассный микшер, мощный набор функций для выступлений и – впервые в индустрии – интуитивный беспроводной контроль через iPad, iPhone и iPod touch.

Оглашен шорт-лист работ Профессионального конкурса Sony World Photography Awards 2019 года
27 марта 2019
Новости

Оглашен шорт-лист работ Профессионального конкурса Sony World Photography Awards 2019 года

Всемирная организация фотографии опубликовала список финалистов Профессионального конкурса Sony World Photography Awards 2019 года, в рамках которого лучшие фотографы со всего мира представляют свои самые яркие серии снимков.

Sony выпускает три объектива с байонетом А и новые аксессуары для камер с байонетами A и E
22 февраля 2013
Новости

Sony выпускает три объектива с байонетом А и новые аксессуары для камер с байонетами A и E

Полнокадровый телефото зум-объектив G Lens 70-400 мм; полнокадровый объектив Carl Zeiss Planar 50 мм F1,4; стандартный зум-объектив DT 18-55 мм F3,5-5,6; компактная внешняя вспышка и проводной пульт ДУ. Следуя пожеланиям фотографов, Sony дополняет серию сменных объективов с байонетом А (A-mount) тремя новыми моделями. Объективы 70-400 мм F4-5,6 G SSM II и Carl Zeiss Planar T* 50 мм F1,4 ZA SSM расширяют впечатляющие возможности создания изображения для полнокадровой фотокамеры Sony α99 с технологией полупрозрачного зеркала. Легкий и компактный 3х зум-объектив DT 18-55 мм F3,5-5,6 SAM II служит идеальным спутником для камер с байонетом А (A-mount) и матрицей APS-C.

Преимущества B2B маркетинга в интернете на примере digital-кейса компании Garmin
14 июня 2019
Обзоры

Преимущества B2B маркетинга в интернете на примере digital-кейса компании Garmin

Интернет-маркетинг для B2B-рынка в последнее время динамично набирает обороты. Пренебрегать продвижением в глобальной сети невозможно, поэтому и предложения услуг для бизнеса, включая франшизу, можно встретить все чаще. У этого направления имеются свои особенности, если их учесть, получится добиться значительного роста продаж и как следствие повышения прибыли. И если B2C (клиентский) маркетинг изучен достаточно широко, то B2B в русском сегменте Интернета лишь сейчас стал упоминаться.