Фотограф Ман Рэй: дадаист, сюрреалист и модный портретист

Модернистский художник Эммануэль Радницкий, более известный как Ман Рэй, родился в Филадельфии (США) в 1890 году. Его работы в живописи, скульптуре, кино и фотографии помогли существенно расширить определение «авангардное искусство ХХ века». Выставка «Ман Рэй. Портреты» открыта этой осенью в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Она является первой крупной ретроспективой Ман Рэя в России и сосредотачивается исключительно на портретной фотографии. Работы на выставке представлены хронологически, в соответствии с основными этапами творчества художника: «Нью-Йорк», «Париж», «Голливуд».

Текст: Ольга Аверьянова,  
руководитель отдела искусства фотографии ГМИИ им. А. С. Пушкина.

 

Фото: Ман Рэй

1. МанРэй. АндреДерен, 1927 
Man Ray Trust 

Andre Derain, 1927 by Man Ray
Man Ray Trust

 

 Америка — родина Ман Рэя, здесь он решил стать художником и всерьез увлекся дадаизмом, здесь он сделал свои первые кадры, в том числе ассамбляжный «Автопортрет» (1916) и абсурдистские портреты Марселя Дюшана. Именно его живописные работы Рэй впервые снимал как фотограф. «Это было достижением», — позднее напишет Дюшан о своем друге, — «относиться к камере так же, как он относился к кисти, как к инструментам на службе идей». В автобиографическом эссе Рэй выразился иначе: «Картина появляется из сердца через глаза, фотография обращена через глаза к разуму. Но желание и любовь к предмету руководит обеими сферами. Одна не может быть заменена другой».

Париж 1921–1937 годов: здесь в 1924 году родилась знаменитая «Скрипка Энгра», в 1926 — «Черное и белое». В этот первый «французский период» произошло знакомство с сюрреализмом и двумя женщинам, ставшими не только его моделями, но и возлюбленными: Кики Монпарнас и Ли Миллер. Здесь были «изобретены» соляризация и рейография. Здесь, во Франции, он открыл свое фотоателье, начал работать с модой, сотрудничать с журналами и снимать портреты на заказ.

А потом десять лет в Америке: творчество в Голливуде с 1940 по 1950 год, встреча с будущей женой — танцовщицей Джульет Браунер. И, наконец, снова любимый Париж послевоенной эпохи (1951–1976), когда Ман Рэй на четверть века поселился в студии на 2 bis rue Férou, продолжая творить и преподавать.

Портреты. Парные и групповые, в интерьере и студии, на улице, в кафе, на пляже. Ведущие сюрреалисты с чередующимся черно-белым фоном, помещенные рядом друг с другом, демонстрируют безупречный стиль 1930-х годов. Сценографические приметы времени. Архитектор Ле Корбюзье в своих фирменных круглых очках и галстуке-бабочке. Безукоризненно модный, образцово-артистичный Сергей Эйзенштейн. Вот Робер Делоне, выходя из своего дома, случайно позирует с трубой. Андре Дерен сидит за рулем своего Bugatti 43. Фотографироваться у Ман Рэя стало модно.

Находить общий язык с мужчинами было сложнее, чем с женщинами. По словам фотографа, они были «не столь определенными». Матисс в консервативном твидовом костюме, с аккуратно подстриженной бородой и отчаянно проницательными глазами. Олдос Хаксли, английский писатель-интеллектуал и мистик, — держится в тени. Синклер Льюис, американский писатель и лауреат Нобелевской премии, будто придавлен славой, а огромный деревянный «болт» задвинул его фигуру к нижнему краю композиции. Льюис погружен в себя, он прячется в воротник. Молодой Дали, мистически освещенный снизу.

Количество известных и знаменитых потрясает: Джеймс Джойс, Тристран Тцара (беззастенчиво демонстрирует свой синяк на камеру), Жан Кокто, Луи Арагон и Андре Бретон, Гертруда Стайн и Эльза Скиапарелли, герцогиня Виндзорская и Маргарет Оппенгейм, Игорь Стравинский и Эрик Сати, цвет французских певцов — Жюльетт Греко и Ив Монтан, сонм голливудских звезд. Все это наряду с десятками портретов известных художников и скульпторов того времени.

Два портрета Пабло Пикассо 1922 и 1933 годов демонстрируют эволюцию фотографических взглядов Ман Рэя. Хотя уже в 20-е годы Пикассо был одним из самых значительных французских авангардистов, Рэй сфотографировал художника совершенно не как представителя артистических кругов. Одетый как скромный банковский клерк, спрятавший руки в карманах, человек на снимке будто не уверен в себе. В качестве фона фотограф выбирает стену, завешанную работами Пикассо, словно стремясь придать «твердости» его позиции, консервативный костюм противостоит радикальности живописи на заднем плане. Десять лет спустя Рэй сумел изобразить Пикассо, оперируя категориями его творчества. На снимке мятежный, ищущий, постоянно экспериментирующий художник. Крупный план, жесткий уверенный профиль, «немой» фон.

 

2. Ман Рэй. Ава Гарднер в костюме 
к фильму Альберта Левина «Пандора и Летучий Голландец», 1950
Man Ray Trust
  Man Ray Trust/ADAGP/DACS

Ava Gardner in costume 
for Albert Lewin’s Pandora and the Flying Dutchman, 1950 by Man Ray 
Man Ray Trust 
  Man Ray Trust/ADAGP/DACS

 

Многие работы фотографа были сняты для публикации или рекламы в популярных журналах — таких, как Vogue, Vanity Fair, Harper’s Bazaar. Он никому не льстил, но и не хулил своих коллег и друзей. Ман Рэй хорошо понимал, как они хотели выглядеть и каковы они на самом деле.

Кажется, Рэй, как и все сюрреалисты, был одержим женской обнаженностью. На выставке представлено множество примеров вполне традиционной трактовки тела наряду с сюрреалистическими интерпретациями темы. Кики, знаменитая модель с Монпарнаса, с которой художник познакомился в 1921 году только что переехав в Париж; его талантливая ученица, американский фотограф и журналист Ли Миллер, с ней фотограф жил и работал с 1929 по 1932 г.; очередная большая любовь — молодая танцовщица Эди Фиделин и, наконец, Джульетта Браунер, ставшая впоследствии его женой и остававшаяся с ним до самой его смерти.

Le d’Ingres Violon — «Скрипка Энгра» — произведение, ставшее знаковым для Ман Рэя. Сидящая в тюрбане Кики снята сзади, на обнаженную спину наложены эфы (резонаторные отверстия в корпусе скрипки). «Омаж Энгру» стал его образцовым ню и символом его любви к инструменту. Дадаистская игра во «французскую классику», как у Дюшана с великим Леонардо да Винчи, подрисовавшего шаловливые усики Джоконде.

Женские портреты. Вирджиния Вульф, чья фотография стала обложкой The Saturday Review (1937). Рука писательницы приподнята, она то ли растеряна, то ли удивлена. Образ, который создал Рэй, очень точен: интеллект и детская доверчивость. Художница Мари Лоренсен под стать героиням ее многочисленных женских и детских портретов, названных однажды «созданиями страны фей», — они неизменно очаровательны, так же, как и их автор. Нэнси Кунард — «ультрамодная» молодая парижанка 1920-х — стройная, элегантная, богатая и стильная. Волосы коротко острижены «под мальчика», браслеты из слоновой кости, платье из шкуры леопарда… Ее копировали: все девушки хотели быть «тощими и эмансипированными». Ава Гарднер — ярчайшая звезда Голливуда, можно с точностью описать, как актриса пришла к фотографу, собранная, профессиональная, строгая, определенно зная, чего она стоит.

Экспозиция в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина включает серию автопортретов Ман Рэя. Самый ранний относится к 1916 году, соляризированный «Автопортрет с камерой» 1930 года, портреты с Джульет 1950-х, 1970-х годов. Попытки самоидентификации, репрезентации себя: от молодого дадаиста до маэстро, убеленного сединами, рядом с его божественной музой. Художник нередко изображал себя за работой в лаборатории. Он всегда любил таинство манипуляций в темной комнате, чем-то походивших на священнодействие. Позерствуя, Рэй обыкновенно отрицал, что был художником, объявляя себя photometrographe: «Мои работы чисто фотометрические». Безусловно, он был великим творцом.

Выставка охватывает пять десятилетий и представляет сотни произведений одного из крупнейших фотографов модернизма. Ман Рэй со всеми его каламбурами, экспериментами с фотопроцессом, шутливыми сопоставлениями людей и предметов, оставался глубочайшим фотографом-портретистом.

Отпечатки, демонстрирующиеся на выставке, представлены собранием Национальной портретной галереи (Лондон), Центром Жоржа Помпиду (Париж), Музеем Иерусалима (Израиль), Музеем Виктории и Альберта (Лондон), Man Ray Trust (Нью-Йорк), частными коллекционерами.

После вторжения немецких войск во Францию летом 1940 года Ман Рэй уезжает в Америку, в Лос-Анджелес, и обосновывается в Голливуде. По совету сестры знакомится с Джульет Браунер, 28-летней танцовщицей и моделью, которая за год до этого переехала в Калифорнию и которая будет его музой, женой и даже партнером по шахматам (интерес к этой игре, вероятно, возник у него под влиянием заядлого шахматиста Марселя Дюшана) в течение следующих тридцати шести лет. Джульетта Браунер был родом из Бронкса, здесь она закончила среднюю школу Джеймс Монро, где изучала танец у Марты Грэм, но вскоре стала моделью. Ее отец, Генри Браунер, эмигрировавший из Румынии, был фармацевтом. Пара сочеталась браком в 1946 году, это была двойная свадьба, где второй парой были художница Доротея Таннинг и сюрреалист Макс Эрнст. Ман Рэй снимет сотню портретов Джульет. Она напишет в своих воспоминаниях: «Когда я не нужна была для его работы, он просил меня остаться рядом. Он хотел, чтобы я была с ним, пока он работал. Мы не говорили. Он просто хотел чувствовать мое присутствие». В 1951 году Джульет и Ман Рэй вернулся в Париж, где они будут жить до самой смерти Ман Рэя — до 1976 года.

 3. МанРэй. Джульет, 1947
Коллекция Тимоти Баума, Нью-Йорк
  Man Ray Trust/Artists Rights Society (ARS), New York/ADAGP/DACS

Juliet, 1947 by Man Ray 
Collection Timothy Baum, New York 
  Man Ray Trust/Artists Rights Society (ARS), New York/ADAGP/DACS

 

В начале 1950-х Ман Рэй хотел выпустить в дань уважения и любви к Джульетте книгу «50 версий Джульет», которые он описал как пятьдесят ее душ. Он тщетно искал издателя в Париже, но в конце концов сдался. Арт-дилер Джорджо Маркони наткнулся на эти фотографии, Ман Рэй сказал, что он не продает их, но продаст тому, кто сможет опубликовать их в виде книги. В 1981 году, после его смерти, Маркони издал книгу «Пятьдесят лиц Джульет». Джульет сдержала обещание Рэя и продала Маркони эти фотографии.

Джульет умерла в Париже в 1991 году в возрасте 79 лет от сердечного приступа.

На фотографии американская актриса Ава Гарднер (1922–1990) изображена в историческом костюме из фильма «Пандора и «Летучий Голландец» (1951). Другу Ман Рэя, американскому продюсеру и режиссеру Альберту Левину для кинокартины потребовались два портрета Гарднер. Их поручили сделать Ман Рэю. В своей автобиографии Рэй описывал Гарднер как «абсолютно восхитительную», продолжив, что «в качестве модели никто из профессиональных манекенщиц не мог превзойти ее. Она позировала для фотографии, будто играла перед кинокамерой».

 

4. Ман Рэй. Портрет Ли Миллер, соляризация, 1929
Коллекция Пенроуза
  Man Ray Trust/ADAGP, Paris and DACS, London 2013, с разрешения Коллекции Пенроуза. Фотография: Архив Ли Миллер

Solarised Portrait of Lee Miller, c.1929 by Man Ray 
The Penrose Collection 
  Man Ray Trust/ADAGP, Paris and DACS, London 2013, courtesy The Penrose Collection. Image courtesy the Lee Miller Archives

 

Фотограф и фотокорреспондент американского происхождения, Ли Миллер (1907–1977) начала свою карьеру в качестве модели в Нью-Йорке, появившись на рисованной Жоржем Лепапом обложке американской версии журнала Vogue 15 марта 1927 года. В 1929 году она приехала в Париж, чтобы стать помощницей Ман Рэя. Девушка подсела к нему в кафе и объявила: «Меня зовут Ли Миллер, и я — Ваш новый студент». Она стала ученицей и возлюбленной художника. Рэй сделал множество портретов Миллер. Вместе они экспериментировали с техникой соляризации.

Когда роман закончился, в 1932 году Миллер открыла свою студию в Нью-Йорке. Она встретила британского живописца-сюрреалиста Роланда Пенроуза в 1937 году и в 1939 переехала с ним в Лондон. В 1940 она стала первой женщиной — военным корреспондентом британского Vogue, документируя освобождение концентрационного лагеря Бухенвальд. В 1937 году Миллер возобновила свою дружбу с Ман Рэем, которая продолжалась до конца жизни фотографа.

 

5. Ман Рэй. Скрипка Энгра (Кики с Монпарнаса), 1924
(Воспроизведение оригинальной фотогравюры, напечатанной компанией Braun et Cie и опубликованной в книге Daniel Masclet presente: Nus, La beaute de la femme — Album du premier salon international du Nu Photographique, Париж, 1933)
Частная коллекция

Le Violon d’Ingres (Kiki de Montparnasse), 1924 by Man Ray 
(Original photogravure reproduction by Braun et Cie of Paris published in Daniel Masclet presente: Nus, La beaute de la femme — Album du premier salon international du Nu Photographique, Paris 1933) Private Collection 
  Man Ray Trust/ADAGP/DACS

 

Модель Кики де Монпарнас была любовницей и музой Ман Рэя в 1920-х и объектом многих из его самых знаковых фотографий. На снимке «Скрипка Энгра» она позирует со спины, руки скрыты, на бедрах драпировка, чтобы выглядеть в точности как безрукий мраморный торс Венеры Милосской. «Жертвой классики» стало ее лицо, всегда улыбающееся в жизни. Но все оказалось не настолько серьезно.

В ХХ веке вдруг все тщательно построенные барьеры, которые на протяжении веков стояли между высоким классическим идеалом и жизнью, рухнули. Ман Рэй с удовольствием играет словами и образами: оммаж Энгру (в переводе с французского — «посвящение»). Эротическая тема на снимке Ман Рэя потеряла всякий смысл.

Кики в тюрбане становится одной из одалисок Энгра, но из-за прикрепленных на спине скрипичных эфов в изгибах ее тела начинает угадываться музыкальный инструмент, который напоминает как о любви живописца к этому инструменту, так и о французском выражении, означающем «любимое времяпрепровождение». В этом смысле как женщина Кики (и вообще женщины для мужчин) была своего рода «игрушкой». Однако Ман Рэй иронизирует и над собой. Энгр всегда считал, что его скрипка важнее, чем его картины, а Ман Рэй думал, что его картины более важны, чем его фотографии.

Этот отпечаток стал, пожалуй, наиболее тиражируемой работой Рэя. Ее неоднократно демонстрировали на многочисленных фотографических выставках, например, на большой ретроспективе в Национальной библиотеке Франции в 1962 году. Но не только фотографических: в 1977 году она была представлена на выставке «Турецкие бани» Энгра в Лувре. Вместе с работами «MCMXIV» и «Подарок», «Скрипка Энгра» была опубликована вместе с некрологом Ман Рэю на следующее утро после его смерти на первой полосе New York Times.

 

6. Ман Рэй. Катрин Денёв, 1968
Частный владелец
  Man Ray Trust/ARS-ADAGP/DACS

Catherine Deneuve, 1968 by Man Ray
Private Lender 
  Man Ray Trust ARS-ADAGP/DACS

 

Катрин Денев (род. 1943) — французская актриса. Из ранних фильмов, где она снималась, были «Шербургские зонтики» (1964) Жака Деми и «Дневная красавица» (1967) Луиса Бунюэля. Ман Рэй фотографировал ее для журнала Sunday Times во время съемок фильма «Смятение» (1968). Тогда Денев была замужем за известным английским фотографом Дэвидом Бейли.

На фотографии, опубликованной в качестве темы номера с текстом Фрэнсиса Уиндхэма в июне 1968 года под названием «Таинственное искусство Катрин Денев», актриса изображена в студии Ман Рэя на rue Ferou перед картиной «Двадцать дней и ночей Джульет» (1952), написанной на ширме, в окружении предметов, изготовленных Ман Рэем, в том числе шахматной доски, и «Золотых уст» — шкатулки в форме книги.

На актрисе позолоченные бронзовые серьги в форме спирали, которые под названием Pendants Pending в 1970 г. были частью «любимых объектов» автора («Objects of my Affection»). Спиральная форма была впервые использована Ман Рэем на дебютной выставке «Анонимного общества» в Париже. К этой форме он возвращался на протяжении всего своего творчества.

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Hähnel представляет вспышку Modus 600RT для Micro Four Thirds
21 мая 2018
Новости

Hähnel представляет вспышку Modus 600RT для Micro Four Thirds

Производитель аккумуляторов и аксессуаров Hähnel расширил диапазон радиоуправляемых вспышек Modus 600RT моделью для камер Micro Four Thirds. Устройство может быть установлено в горячий башмак и использоваться как отдельная вспышка или работать в группе вспышек в качестве ведущей или ведомой, используя радио или оптическую связь для управления.

Фотовыставка - Николай Андреев. Серпухов. Россия.
8 сентября 2016
Новости

Фотовыставка - Николай Андреев. Серпухов. Россия.

Галерея Классической Фотографии совместно с Серпуховским Историко-художественным музеем представляет выставку лучших работ одного из лидеров пикторальной фотографии первой половины ХХ века в России – Николая Андреева. В 1906 году, когда Николай Андреев только начинал снимать, в фотоискусстве преобладало живописное направление. Съемка была лишь началом большого художественного процесса создания фотографии. Фотографы-пикториалисты в своём творчестве использовали так называемую «облагораживающую технику» позитивной печати – масляный процесс, бромойль с переносом, гуммиарабик.

Defender FreeMotion B801 - стереогарнитура-чемпион по скорости подключения
29 июля 2014
Новости

Defender FreeMotion B801 - стереогарнитура-чемпион по скорости подключения

Москва, 29 июля 2014 г. — Компания Defender, надежный поставщик технологичных решений для работы и жизни, представляет беспроводную стереогарнитуру FreeMotion B801 – чемпиона по скорости подключения. Этому гаджету достаточно одного касания, чтобы установить соединение с телефоном, поддерживающим технологию NFC.

Съемка на рок-сцене
31 декабря 2003
Обзоры

Съемка на рок-сцене

Я знал, что будет громко, но не думал, что вот так! Жан Сагадеев Фото №1. Алексей Бурков, гр. "Оргия праведников" Тем, кто опасается за состояние своей фототехники, одежды и здоровья, лучше отказаться от данного вида фотосъемки, ну а все остальные — «вперед на мины»! В данной статье речь пойдет о том, как должен вести себя на сцене фотограф, чтобы избежать массы неприятностей и остаться довольным результатом своей деятельности.

Техника для жизни
25 декабря 2006
Новости

Техника для жизни

ДОМАШНИЙ КИНОТЕАТР VITEK VT-4058 Домашний кинотеатр без излишеств и изъянов имеет традиционный серебристый цвет всей системы — от пульта ДУ до громкоговорителей окружающего звука. Головной аппарат представляет собой тонкий прибор как в прямом, так и в переносном смысле. Узкая передняя панель несет на себе лоток привода дисков, дополненный дисплеем, ручку-манипулятор, управляющую громкостью, кнопку «Выкл», а также два гнезда для подключения микрофонов караоке — для вас и вашей любимой.

Мини-обзор мультимедийного LED-микропроектора 3M MP410
31 марта 2013
Обзоры

Мини-обзор мультимедийного LED-микропроектора 3M MP410

Компания 3M уже давно известна инновационными разработками в области микропроекторов. Линейка карманных моделей из года в год пополняется всё новыми образцами — с каждым разом всё более мощными и функциональными. Новинка 2012 года — проектор MP410 — на данный момент самая яркая модель серии. Её световой поток 300 ANSI–Lm, а источником света служат светодиоды, ресурс которых достигает 20 000 часов работы без замены.

Звезды кино и известные дизайнеры познакомились с новой линейкой QLED ТВ Samsung
23 апреля 2017
Новости

Звезды кино и известные дизайнеры познакомились с новой линейкой QLED ТВ Samsung

19 апреля 2017 года в кинотеатре «Москва» именитые гости вместе с представителями прессы познакомились с новыми премиальными QLED телевизорами Samsung. Гостями мероприятия стали известные российские дизайнеры и звезды кино и шоу-бизнеса, среди которых: Елена Летучая, Мария Миногарова, Валерия и Иосиф Пригожин.

Да здравствует Trophy!
8 декабря 2004
Новости

Да здравствует Trophy!

Как не переплатить и при этом купить самое лучшее за свою цену? Это настоящая головная боль при выборе практически любого предмета, а когда речь заходит о качестве звучания, понятии хоть и каждодневном, но одновременно достаточно эфемерном, то вопрос встает еще острее. Понимая основную суть этой дилеммы, российские разработчики усилителей ORIS постарались создать такой продукт, который бы был одновременно доступным и при этом музыкальным.

LG Electronics наградила лучших участников Селигера-2012 смартфонами LG Optimus
15 июля 2012
Новости

LG Electronics наградила лучших участников Селигера-2012 смартфонами LG Optimus

Компания LG Electronics (LG) в третий раз принимает участие во Всероссийском молодежном форуме «Селигер», где поддерживает участников при помощи современных технологий. LG организовала на Форуме ряд образовательных мастер-классов, на одном из которых участники узнали о новейших тенденциях в области умных телефонов, а также познакомились с новыми смартфонами из серии L-style от LG – LG Optimus L5 и LG Optimus L7.

Новый флагман Huawei P10 – слияние технологий и дизайна
28 февраля 2017
Новости

Новый флагман Huawei P10 – слияние технологий и дизайна

Huawei Consumer Business Group открывает Всемирный мобильный конгресс (MWC) запуском новых флагманских смартфонов P10 и P10 Plus. Долгожданные новинки серии P вобрали в себя самые актуальные инновации в сфере аппаратного и программного обеспечения. Более того, смартфоны получили новые яркие цвета и варианты отделки корпуса, двойную основную камеру Leica поколения 2.0 с самыми передовыми функциями портретной съемки и фронтальную камеру Leica для выразительных автопортретов.