Гений места. Классика литовской фотографии

В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер в начале 2014 года  демонстрировался масштабный выставочный проект «Гений места. Классика литовской фотографии». В экспозицию вошло более двухсот работ пятнадцати знаковых литовских фотографов второй половины XX века.

1. Виргилиус Шонта. Полет. 1978

Фотографические координаты Литвы шестидесятых уникальны. Находясь в широтах советской идеологии, она была достаточно удалена от центра, чтобы впитать общеевропейские фотографические тенденции, предпринимать успешные попытки диалога с мировым фотографическим сообществом.

У многих авторов были доступ к западным изданиям и возможность отправлять свои работы на международные конкурсы и выставки. Литву заслуженно называли «фотографической республикой»: в 1969 году здесь было организовано первое официальное и единственное на многие годы во всем Советском Союзе Общество фотохудожников.

В том же году в Центральном доме журналиста в Москве показали легендарную выставку «9 литовских фотографов», которая стала определяющим событием в формировании школы.

Работы литовских авторов отличались свободным подходом к выбору художественных приемов (резкие ракурсы, крупные планы, жесткая графичность, широкая оптика) и в то же время ярко выраженными национальной эстетикой и тематикой.

Это удивительным образом соседствовало с самобытностью стиля каждого автора. И каждый, оставаясь в рамках своего стиля или жанра, был проводником и визуально воплощал genius loci (лат. гений места), был хранителем особого духа, присущего только литовской земле и литовской культуре.

В отличие от остального советского репортажа, в фотографиях литовских авторов никогда не было возвеличивания «героя», нарочитой парадности жизни — а только ее естественная, искренняя сторона и стремление показать общность и целостность литовского народа.

Гений места способен проявить себя в тысяче разных образов: в наполненных красотой и чистотой «Цветах среди цветов» Р. Дихавичюса, в неповторимых облаках над пригородом Вильнюса А. Кунчюса, в искренней духовной жизни глубинки, запечатленной в серии «Паломничества/Сельские праздники» Р. Пожерскисом, в беззаботном летнем «Пляже» А. Мацияускаса.

2. Ромуальдас Пожерскис. Гора крестов. 1989

3. Антанас Суткус. Песенный фестиваль. День Танцев. Вильнюс. 1975

Дух места — в пронзительных взглядах детей из цикла «Люди Литвы» А. Суткуса и в почти пикториальных актах А. Межанскаса, где женская красота растворяется в красоте леса, в поэтичном «Цветении» Р. Ракаускаса, в минималистичных дюнах А. Завадскиса и мистических лесных пейзажах Й. Кальвялиса.

В очень личной, экзистенциальной, фотографии В. Шонты и оптимистичных фотоочерках М. Баранаускаса, жанровых зарисовках Р. Аугнуса и эстетских коллажах В. Бутырина. Наконец, в знаменитых пронзительных портретах В. Луцкуса. Сложно представить, чтобы эти снимки были сделаны где-то еще, кроме Литвы. На них, несомненно, читается Место. Место имеет значение. Это не просто географический или национальный маркер, но ключ к объединению разных авторов; позиция, заявленная либо открыто, либо глубинно, между строк.

В Белом зале Центра фотографии были представлены работы Вацловаса Страукаса, который в ноябре 2013 года отпраздновал свое 90-летие. Творчество этого лирического реалиста от фотографии неразрывно связано с родной приморской Клайпедой и ее людьми.

В экспозицию, которая была подготовлена совместно с Антанасом Суткусом, вошли три знаковых цикла, каждый из которых отсылает к определенному периоду в жизни автора: детству («Дюны»), юности («Молодая Клайпеда») и зрелому возрасту, времени работы учителем литературы («Последний звонок»).

В 2009 году Центр фотографии открыл серию проектов «Классики литовской фотографии» ретроспективой Александраса Мацияускаса, спустя год была показана большая выставка «Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР». Настоящий проект — продолжение серии и следующий этап в исследовании уникального феномена литовской школы фотографии.

4. Ромуальдас Ракаускас. Вильнюс.

5. Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Литовские паломничества», город Кроже. 1974

6. Антанас Суткус. Первые литовские байкеры. Клайпеда. 1974

7. Александрас Мацияускас. Лето. 1982

8. Антанас Суткус. С отцовским велосипедом. 1969

Благодарим Ольгу Коровкину за помощь в подготовке материала.

Благодарим Центр фотографии имени братьев Люмьер за предоставленные для публикации фотографии.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Canon запускает в России портал PartnerNet для партнеров
12 февраля 2013
Новости

Canon запускает в России портал PartnerNet для партнеров

Москва, 12 февраля 2013 г. — ООО Канон Ру, российское подразделение корпорации Canon, представляет новый портал для официальных партнеров — PartnerNet. Интуитивно понятная платформа коммуникаций, разработанная на базе веб-технологий, предоставляет все инструменты, которые могут понадобиться партнерам при продаже продуктов или решений Canon — от маркетинговых материалов и документов до сервисных инструментов и информации по поддержке...

Samyang анонсировала объектив XP 50mm F1.2
20 февраля 2018
Новости

Samyang анонсировала объектив XP 50mm F1.2

Компания Samyang анонсировала новый объектив XP 50mm F1.2 для полнокадровых зеркальных камер с байонетом Canon EF. XP 50mm F1.2 - это третий объектив из премиальной серии XP, созданный под девизом «Excellence in Performance». Обеспечивая высокое качество изображения, XP 50mm F1.2 призван укрепить позиции компании на рынке объективов премиум класса.

Тест акустической системы ASW Cantius 504
13 мая 2013
Тесты

Тест акустической системы ASW Cantius 504

ASW Cantius 504 — акустические системы с высоким музыкальным потенциалом, отличающиеся ровным тональным балансом и детальностью звука. В то же время им не всегда хватает динамичности баса. Акустические системы Cantius 504 представляют «среднюю» линейку из модельного ряда немецкой компании ASW, позиционируемую между сериями Opus и Genius. Напольные «башни» имеют современный дизайн с зауженными лицевыми панелями и скругленными краями фасадов. Фасад колонок декорирован вертикальной алюминиевой полоской — семейной чертой всех АС Cantius.

Тест Full HD ЖК-телевизора Panasonic Viera TX-LR32U20
1 июня 2012
Тесты

Тест Full HD ЖК-телевизора Panasonic Viera TX-LR32U20

Достоинства: краски на экране не меняются при изменении угла просмотра. Относительно невысокая цена телевизора. Недостатки: при отображении движущихся предметов на сигнале высокой четкости детали несколько смазываются.

Panasonic получила две награды Ассоциации издателей журналов по фотографии
19 апреля 2012
Новости

Panasonic получила две награды Ассоциации издателей журналов по фотографии

Компания Panasonic с радостью объявляет, что два наших продукта были отмечены наградами TIPA 2012, это одни из самых престижных мировых наград в области фотографии и цифровых изображений. Фотоаппарат Panasonic Lumix DMC-GX1 был назван «Лучшим компактным системным фотоаппаратом среднего уровня», а объектив Lumix G X Vario PZ 14-42 мм заслужил звание «Лучшего полупрофессионального объектива для компактных системных фотоаппаратов».

Обзор ЖК-телевизора с LED-подсветкой со встроенным DVD-проигрывателем BBK LED2475F
22 января 2013
Обзоры

Обзор ЖК-телевизора с LED-подсветкой со встроенным DVD-проигрывателем BBK LED2475F

Достоинства: наличие HD-медиаплеера с поддержкой mkv, гарантия от битых пикселей Zero Pixel, симпатичное экранное меню. Недостатки: границы белых предметов на ярком фоне чуть «отдают» в зелень.

PowerShot G1X Mark II: ночью видеосъемки удаются особенно
9 ноября 2014
Видео

PowerShot G1X Mark II: ночью видеосъемки удаются особенно

По краткому ролику можно отлично понять, на что способна камера PowerShot G1X Mark II во время ночной видеосъемки. Правильная передача цветов, точная экспозиция, отсутствие мерцания ночных огней - вот лишь некоторые выводы.

Видеотест 6 Canon EOS R: съемка в режиме Full HD
19 января 2019
Видео

Видеотест 6 Canon EOS R: съемка в режиме Full HD

В режиме Full HD камера отлично удерживает следящий фокус. Хотя в EOS R нет высокоскоростной съемки, она предлагает фотографам расширенные возможности для видео.

Система Sony A 100
1 декабря 2006
Тесты

Система Sony A 100

Сначала была реклама! 19 июля 2005 года компании Sony и Konica Minolta объявили об объединении усилий для создания новых цифровых зеркальных камер. Ровно девять месяцев спустя, 19 апреля 2006 года, была анонсирована система Sony Alpha, а 6 июня увидел свет пресс-релиз модели DSLR-A100, пока единственного представителя линейки.

Новые смартфоны ARCHOS на MWC 2017
24 февраля 2017
Новости

Новые смартфоны ARCHOS на MWC 2017

Компания ARCHOS, европейский производитель мобильных устройств и «умных» гаджетов представляет смартфоны ARCHOS 50 и 55 Graphite. Новинки поддерживают самые современные технологии и оснащены по последнему слову техники: основная камера 13 МП с дополнительным объективом 2 МП и фронтальная камера 5 МП, сканер отпечатков пальцев, разъём USB Type-C, а также новая ОС Android Nougat.