Гений места. Классика литовской фотографии

В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер в начале 2014 года  демонстрировался масштабный выставочный проект «Гений места. Классика литовской фотографии». В экспозицию вошло более двухсот работ пятнадцати знаковых литовских фотографов второй половины XX века.

1. Виргилиус Шонта. Полет. 1978

Фотографические координаты Литвы шестидесятых уникальны. Находясь в широтах советской идеологии, она была достаточно удалена от центра, чтобы впитать общеевропейские фотографические тенденции, предпринимать успешные попытки диалога с мировым фотографическим сообществом.

У многих авторов были доступ к западным изданиям и возможность отправлять свои работы на международные конкурсы и выставки. Литву заслуженно называли «фотографической республикой»: в 1969 году здесь было организовано первое официальное и единственное на многие годы во всем Советском Союзе Общество фотохудожников.

В том же году в Центральном доме журналиста в Москве показали легендарную выставку «9 литовских фотографов», которая стала определяющим событием в формировании школы.

Работы литовских авторов отличались свободным подходом к выбору художественных приемов (резкие ракурсы, крупные планы, жесткая графичность, широкая оптика) и в то же время ярко выраженными национальной эстетикой и тематикой.

Это удивительным образом соседствовало с самобытностью стиля каждого автора. И каждый, оставаясь в рамках своего стиля или жанра, был проводником и визуально воплощал genius loci (лат. гений места), был хранителем особого духа, присущего только литовской земле и литовской культуре.

В отличие от остального советского репортажа, в фотографиях литовских авторов никогда не было возвеличивания «героя», нарочитой парадности жизни — а только ее естественная, искренняя сторона и стремление показать общность и целостность литовского народа.

Гений места способен проявить себя в тысяче разных образов: в наполненных красотой и чистотой «Цветах среди цветов» Р. Дихавичюса, в неповторимых облаках над пригородом Вильнюса А. Кунчюса, в искренней духовной жизни глубинки, запечатленной в серии «Паломничества/Сельские праздники» Р. Пожерскисом, в беззаботном летнем «Пляже» А. Мацияускаса.

2. Ромуальдас Пожерскис. Гора крестов. 1989

3. Антанас Суткус. Песенный фестиваль. День Танцев. Вильнюс. 1975

Дух места — в пронзительных взглядах детей из цикла «Люди Литвы» А. Суткуса и в почти пикториальных актах А. Межанскаса, где женская красота растворяется в красоте леса, в поэтичном «Цветении» Р. Ракаускаса, в минималистичных дюнах А. Завадскиса и мистических лесных пейзажах Й. Кальвялиса.

В очень личной, экзистенциальной, фотографии В. Шонты и оптимистичных фотоочерках М. Баранаускаса, жанровых зарисовках Р. Аугнуса и эстетских коллажах В. Бутырина. Наконец, в знаменитых пронзительных портретах В. Луцкуса. Сложно представить, чтобы эти снимки были сделаны где-то еще, кроме Литвы. На них, несомненно, читается Место. Место имеет значение. Это не просто географический или национальный маркер, но ключ к объединению разных авторов; позиция, заявленная либо открыто, либо глубинно, между строк.

В Белом зале Центра фотографии были представлены работы Вацловаса Страукаса, который в ноябре 2013 года отпраздновал свое 90-летие. Творчество этого лирического реалиста от фотографии неразрывно связано с родной приморской Клайпедой и ее людьми.

В экспозицию, которая была подготовлена совместно с Антанасом Суткусом, вошли три знаковых цикла, каждый из которых отсылает к определенному периоду в жизни автора: детству («Дюны»), юности («Молодая Клайпеда») и зрелому возрасту, времени работы учителем литературы («Последний звонок»).

В 2009 году Центр фотографии открыл серию проектов «Классики литовской фотографии» ретроспективой Александраса Мацияускаса, спустя год была показана большая выставка «Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР». Настоящий проект — продолжение серии и следующий этап в исследовании уникального феномена литовской школы фотографии.

4. Ромуальдас Ракаускас. Вильнюс.

5. Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Литовские паломничества», город Кроже. 1974

6. Антанас Суткус. Первые литовские байкеры. Клайпеда. 1974

7. Александрас Мацияускас. Лето. 1982

8. Антанас Суткус. С отцовским велосипедом. 1969

Благодарим Ольгу Коровкину за помощь в подготовке материала.

Благодарим Центр фотографии имени братьев Люмьер за предоставленные для публикации фотографии.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Cresyn C590H — гарнитура для жизни
4 сентября 2013
Новости

Cresyn C590H — гарнитура для жизни

Москва, 30 августа 2013 г. ООО «Дистрибуторская компания Графитек» — в России стартовали продажи «вечной» аудиогарнитуры для прослушивания музыки и разговоров по телефону Cresyn C590H, которая только что получила самые лестные отзывы ведущих немецких IT-изданий: MacLife и Gamezoom. Бренд эксклюзивно представлен компанией «Графитек», дистрибутором игровых компьютерных аксессуаров, периферии для ПК, консолей, потребительской электроники из Европы, Азии и США.

Геннадий Копосов: на взлете талант никому не подражает
4 сентября 2014
Обзоры

Геннадий Копосов: на взлете талант никому не подражает

В Библии сказано: «вначале было слово»… Не цитирую дальше, поскольку было не слово, а слова. Словами этими обменивались завсегдатаи фотомагазина на Невском. Это были солидные дядьки в возрасте лет за 40 и за 50: инженеры, сотрудники НИИ, простые работяги — публика разная, но горящая одной страстью — как бы сказали в Одессе — «поговорить за фотографию». Вначале советовались друг с другом, какой купить «вираж-фиксаж», потом стали приносить свои фотографические перлы. Дальше — больше...

Видеопутешествие по Северной Осетии-Алании с Александром Железняком
20 января 2016
Видео

Видеопутешествие по Северной Осетии-Алании с Александром Железняком

Александр Железняк — фотограф, амбассадор Nikon в России, главный редактор National Geographic Traveler. Вместе с Александром мы отправимся в Осетию. - Александр, почему вы выбрали Осетию для фильма Nikon о том, как снимать нашу страну? - Осетия у меня связана с детскими воспоминаниями. Был такой журнал «Советское фото» — однажды я увидел там репортаж из Северной Осетии: черно-белые фотографии, на которых полуразрушенные башни, горы, ущелья… Пять лет назад я ездил на съемки в Дигорское ущелье — и там было очень интересно и красиво. Это фактура, о которой у нас мало знают.

Стильный и мощный саундбар Sony HT-CT370
29 июля 2014
Новости

Стильный и мощный саундбар Sony HT-CT370

Виртуальный объемный звук с мощными басами создает полный эффект присутствия. Технологии Bluetooth® и NFCпозволяют воспроизвести музыку одним касанием с планшета и смартфона . Управление звуком с мобильного устройства с помощью бесплатного приложения SongPalTM для iOS/Android™. Стильный дизайн и удобство управления

Обзор телеобъективов Sigma
20 июля 2012
Обзоры

Обзор телеобъективов Sigma

Компания Sigma — основной независимый производитель оптики. В отличие от многих других фирм, она не отказалась от производства объективов с постоянным фокусом - в сегодняшнем обзоре есть и такие модели. Можно также отметить очень низкую цену для объективов такого класса цена, имеющих весьма привлекательную конструкцию. А супертелеобъектив Sigma, хотя и несколько больше по размеру других моделей, но для этого класса размеры и вес имеют вторичное значение, так как заменить их все равно нечем...

Представляем арт-бота Энди
27 декабря 2017
Новости

Представляем арт-бота Энди

Meitu Inc., издатель всемирно известного мобильного приложения для редактирования фотографий Meitu, находится в непрестанном поиске красоты по всему миру. На протяжении вот уже почти 10 лет Meitu создавала инновационные мобильные приложения, которые генерировали 6 миллиардов фотографий в месяц. Сегодня Meitu расширяет спектр своих решений, представляя своего первого робота-художника, построенного с использованием технологии искусственного интеллекта — арт-бота Энди (ArtBot Andy).

ViewSonic PLED-W600: компактный и легкий светодиодный проектор
9 апреля 2015
Обзоры

ViewSonic PLED-W600: компактный и легкий светодиодный проектор

В начале этого года компания ViewSonic представила новый ультрапортативный светодиодный проектор PLED-W600 на базе технологии LED с разрешением WXGA. Новое устройство предлагает высокую яркость, обладает небольшим весом, компактными размерами (высота всего 5 см) и оснащено интерфейсом HDMI с поддержкой MHL для подключения мобильных устройств, - отличное и недорогое универсальное решение. Подробнее о новинке ViewSonic в этом обзоре.

Международный фотоконкурс Sony World Photography Awards 2013: прием работ завершается, теперь очередь - за победителем
6 декабря 2012
Новости

Международный фотоконкурс Sony World Photography Awards 2013: прием работ завершается, теперь очередь - за победителем

Завершается прием работ для участия в международном фотоконкурсе Sony World Photography Awards 2013. Sony World Photography Awards (SWPA) признан одним из главных международных событий года в области фотоиндустрии. В прошлом году на конкурс было прислано свыше 112 000 снимков, сделанных участниками из 171 страны.

Тест полочных акустических систем 2.0: стерео не умрет никогда
6 июля 2012
Тесты

Тест полочных акустических систем 2.0: стерео не умрет никогда

В нашем небольшом групповом тесте мы расскажем о шести моделях полочных громкоговорителей, и еще два выступят как гости рубрики. По традиции почти все АС в обзоре имеют 2-полосную конфигурацию излучателей, кроме JBL LS40, которые оборудованы тремя динамиками. Однако и в этих моделях 3-я полоса отведена не под отдельный басовик, а под гипертвитер. Разброс цен на колонки в обзоре колеблется от 30 до 52 тысяч рублей, причем большинство АС стоят около 40 тысяч...

Классика для жизни
23 мая 2006
Новости

Классика для жизни

HYUNDAI H-TV2107PF/H-TV1407 ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА Компания HYUNDAI Electronics представляет российским телезрителям две модели новых кинескопных телевизоров — аппараты с диагоналями экранов 14 и 21 дюйм. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: оба новых телевизора выполнены в традиционной компоновке с динамиками по бокам экрана.