Фотообзор: галерея Джейсона Хоува — «Очень тяжело слышать плач матери»

Фотограф-самоучка, родился в 1971 году в местечке Ипсвич (Великобритания). Его страсть к фотографии началась в школе и не исчезла за десять лет работы в магазине фототехники. За это время Джейсон получил технические знания по фотографии и сделал свои первые поездки по Латинской Америке. За десять лет работы почти во всех странах этого континента он совершил множество поездок продолжительностью от пары недель до года.

Текст: Марина Ахмедова.

Фото: Джейсон Хоув.


Джейсон Хоув

Джейсон Хоув: «Очень тяжело слышать плач матери»

 


В 2001 году Джейсон решил сосредоточиться на репортажной и документальной фотографии. Через год его приглашает в штат агентство World Picture News, и с декабря 2003 года он проводит 13 месяцев в Ираке, ежедневно фотографируя все, что происходит в стране.

В 2006 году Джейсон снимает войну в Ливане, позже совершает поездки в Афганистан, в частности в терзаемую насилием провинцию Гельманд. В настоящее время Джейсон работает по заказу редакций мировых изданий на Ближнем и Дальнем Востоке, а также в Азии, по 6 месяцев живет в Кабуле, а остальное время проводит где-то между Европой и Азией. Джейсон — один из лучших военных фотожурналистов экстра-класса, его фотографии печатаются в лучших изданиях мира. Фотографии Джейсона Хоува можно смотреть на его сайте www.conflictpics.com.

Конфликт в Колумбии. Взрыв бомбы в автобусе

Конфликт в Колумбии. Взрыв бомбы в автобусе

— Вы видите много общего между Второй Мировой войной и войной в Афганистане?

— Я вижу большую разницу. В афганской войне предпринимаются огромные усилия для того, чтобы минимизировать потери среди гражданского населения. Вчера, например, таксист спросил меня, почему Америка просто не разбомбит всю территорию талибов? Я ответил: они этого не могут сделать, потому что пострадает мирное население. Но если говорить о Второй Мировой, то тогда погибло огромное количество мирного населения, включая женщин и детей. В основном женщины и дети. Сегодня мы не можем просто так взять и бомбить людей. И в этом я вижу огромную разницу.

— А в чем причина? В чем отличие тех от этих? Мы стали более цивилизованными?

— Это из-за давления, которое оказывается на них прессой. Из-за того, что на любой войне сейчас присутствует большое количество журналистов. Вы видели, во что превратился Грозный во время войны в Чечне…

— Но там тоже было немало журналистов…

— Да… Может, русские просто не очень беспокоились о том, что там происходит. Когда я в последний раз был в Афганистане и погибли гражданские лица, из-за этого подняли огромный шум, и американцам пришлось извиняться. Сейчас очень сложно спрятать смерть гражданского населения.

— Ну а если американцы так озабочены чужим мнением, то почему начинают все новые и новые войны?

— Наверное, этот вопрос лучше задать аналитику.

— Безусловно, но мне хочется задать его человеку, который в отличие от аналитиков, видит эту войну изнутри.

— Да-да. Моя работа заключается в том, чтобы показывать этим аналитикам фотографии с войны, а они будут анализировать и находить решения. Не моя роль анализировать причины конфликта, но я стараюсь находить их и объяснять. Честно, я не знаю, почему Америка начинает новые войны. Я не знаю, имеются ли финансовые причины. Всем известно, что война — хороший бизнес. Не знаю, является ли причиной стабильность в данном регионе, желание остановить возрастающие влияние Пакистана или Ирана на Афганистан. Причин много, но мне не обязательно их знать для того, чтобы работать.

— За последние годы профессия военного репортера вошла в моду. О ней пишут книги, снимают фильмы. А сильно ли Вы расстроитесь, если, начиная с этого дня, в мире прекратятся все войны?

— Не очень. Потому что когда я начинал работу, у меня для этого была неплохая причина. Я не хотел изменить мир.

— А все хотят!..

— А я не хотел! Но работа с новостями очень привлекала меня. Я хотел проверить себя. Я хотел быть первым в освещении новостей.

— Зачем?

— Я не знаю.

— Когда произошел теракт в Домодедово, в «Твиттере» через две минуты появилась информация об этом. Но никто так и не смог ответить на вопрос: зачем узнавать об этом раньше остальных?

— Да-а-а… Но если мы узнаем раньше, значит, раньше можем что-то изменить. Если ты хочешь что-то изменить, то очень важна полученная быстро информация. Важно не терять время. Но если ты этим занимаешься только ради своего собственного опыта, то ты эгоист. Тебе страшно, значит ты все еще жив. Я тоже проверял себя экстримом. Но и это эгоизм. Нам был нужен опыт предыдущих войн. Не было бы Второй Мировой, и мы не знали бы, как ужасно выглядят города после бомбежки. Не знали бы, что остается после атомных бомб. Но сохранились фотографии. Ты можешь на них посмотреть и спросить себя: зачем ты едешь на войну? Хочешь ли ты что-то изменить? Или ты хочешь проверить себя? Фотографии действительно меняют мир. Я знаю фотографов, которые снимают войну десятки лет, и с каждым годом они все больше сходят с ума, их семьи рушатся. Ради чего? Чтобы остаться без семьи? Чтобы переживать посттравматический шок?

— А Вы сами начали пить?

— Я пил раньше. Потому что когда мы возвращаемся в обычную жизнь, там ничто не задевает нерв так, как его задевало сражение. Если я решу завтра остановиться и создать семью, то смогу сделать это. Я могу найти нормальную работу, могу завести детей, могу вести нормальную жизнь. Но сейчас я не могу позволить себе семью, это невозможно. Но это — мое решение. Я сам решил следовать за своей мечтой, отказавшись от нормальных вещей.

— Ну, хорошо… Какой процент своих эмоций, которые Вы испытываете, когда снимаете трупы, вы можете передать зрителям, рассматривающим Ваши фотографии?

— Я не верю в абсолютную объективность! Потому что тогда тебе придется думать о том, что смерть этих людей — чья-то ошибка, чье-то решение, кто-то заплатил за оружие, из которого их убили. Но если ты не сопереживаешь, если ты безучастен, то твои фотографии и это отразят. И люди, которые будут рассматривать твои фотографии где-нибудь в Лондоне, не смогут почувствовать запаха трупов, услышать плач матери, потерявшей своего ребенка, не будет в этих фотографиях никаких эмоций. Поэтому тебе необходимо быть эмоциональным — не настолько эмоциональным, конечно, чтобы плакать и болеть чужими смертями. Надо найти баланс. Ты не можешь смотреть на трупы и ничего не чувствовать. Надо на время уходить, заниматься чем-то другим. Однажды в Ливане я видел более тридцати трупов детей, и мой коллега, который был со мной, заболел ими. Нельзя позволять наносить себе слишком большой эмоциональный урон.

— Когда Вы говорили о запахе фотографии, не преувеличивали?

— Нет. Если фотография трогает, то она и пахнет. Когда вы смотрите на фото, где стреляют, конечно, вы не слышите автоматных очередей. Некоторые вообще никогда не слышали стрельбы. Но иногда удается так снять (хотя это очень трудно сделать), что зритель, глядя на фото, услышит то же самое, что слышал ты, когда снимал. Конечно, ты не можешь заставить фотографию трупа пахнуть, но если ты снимешь тело правильно, то, может быть, зритель почувствует какой-то неприятный запах. Многое еще зависит и от воображения.

— Но не все, как Вы говорите, знают запах войны.

— Да, люди ходят в кино, смотрят фильмы про войну. Правда, в реальности война совсем другая. Короткий щелчок — и уже труп. Солдаты не воюют, как это показано в кино. Девяносто процентов их времени уходит на то, что они сидят где-то, курят, рассказывают друг другу истории.

— Ну да, сидят и ждут, когда что-нибудь случится… Как и военные фотографы, впрочем.

— Но в нашей работе сложно знать, когда что-то случится. Можно только ждать. Есть большая разница между ожиданием землетрясения и ожиданием военных действий. Люди умирают. Правительства не любят показывать миру смерть своих солдат, смерть мирного населения. И они предпочли бы, чтобы все думали, что, например, в Афганистане ничего не происходит. И тебе приходится документировать все смерти, которые видишь. Люди покупают газеты не для того, чтобы узнать, что происходит в Афганистане, а для того, чтобы прочесть о свадьбе наследного принца.

— А есть у Вас какие-нибудь серьезные грехи?

— Например?

— Ну, самый большой грех написан на Вашем лице. Депрессия.

— А Вы умеете читать по лицам!

— Нет, если это не столь очевидно.

— Я не прошу прощения ни за что. Есть люди, которые сидят в парламентах, которые учат детей в школах. У которых есть жены и дети. Перед смертью я спрошу себя только одно: сделал ли ты все, что хотел сделать в своей жизни? И если бы я ответил «нет, нет, я никогда не путешествовал по миру, не делал то, что задевает нерв, то есть я хотел это сделать, но делал что-то другое»… Если я хочу вернуться в Афганистан, я не поеду в другое место, а поеду в Афганистан. Если бы я не хотел стать фотографом, я бы выбрал для себя другую профессию. Я тот, кем хотел стать. Не думаю, что я буду жалеть о том, что у меня нет детей, я не буду жалеть о том, что не женился.

— Не будете?

— Нет, не буду!

— Вы слишком часто об этом говорите. Вы уже жалеете!

— Я правду говорю!

— Или не жалеете потому, что у Вас еще много времени, и все это может у Вас быть?

— Да, точно, именно поэтому. Я только хочу сказать, что я успел сделать много из того, что считаю самым важным в своей жизни. Но если бы мне кто-то сказал: у тебя остается всего год для того, чтобы жениться и родить ребенка, потому что через год ты умрешь, — я бы этого не стал делать. Потому что когда у тебя остается год, это уже не важно. Сейчас я очень рад тому, что сумел опубликовать свою книгу.

— Ну да, к тому же нечестно жениться, зная, что тебе остается всего лишь год…

— Да-а-а… Но если бы кто-то сказал мне: у тебя остается десять лет жизни, и ты еще можешь иметь красавицу-жену и замечательных детей, но тебе придется отказаться от фотографии, ты больше не поедешь ни в Колумбию, ни в Афганистан, и ты не будешь больше делать новости, тебе придется отказаться от всего, чем жил раньше, — я отвечу: ни за что!

— То есть у Вас со временем свои взаимоотношения?

— Да, точно, я уже думал об этом. Я смотрю на свои первые фотографии из Колумбии, это мой первый опыт, но кажется, что между мной и ними не пролегают десять лет. Мне кажется, что я снял их только вчера. То есть время постоянно сжимается и расширяется. Идешь за солдатами. Через секунду сделаешь шаг не в ту сторону — и тебе оторвет ногу. Или голову. И ты — труп. Вы идете метр за метром, отсчитывая каждые десять секунд. Эти десять секунд расширяются…

— А вообще на войне, даже когда курите и ждете, время растягивается или сокращается?

— М-м-м… По-разному. Это зависит от того, что происходит. Секунда может показаться двумя часами.

— А когда Вас бросают девушки, что происходит со временем?

— Я расстался со своей девушкой год назад, но кажется, что только вчера. Кажется, что некоторые события из нашей жизни случились только на прошлой неделе, и это очень болезненно. (Кашляет.)

— Ну, девушкам легче понять солдата, чем военного фотографа. Или Вами совсем не гордились?

— Многие фотографы в Колумбии и Афганистане часто делают ту же работу, что и солдаты. Моя последняя девушка изучала китайскую медицину, она не имела никакого отношения к моей профессии, она не интересовалась войной, не читала новостей, и она гордилась мной, но наши отношения разрушили три месяца, проведенные мной в Афганистане. Может быть, я вернусь, а может, нет, — никогда не знаешь. И каждый реагирует на это по-своему. Но я думаю, дело в том, что она меня не любила. Когда человек любит, он ждет. Когда не любит — нет… Но я должен был делать свою работу. Я не мог отказаться от своей работы.

— Если бы Вам ради любви пришлось отказываться от своей работы, Вы бы очень скоро разлюбили свою девушку?

— Точно! Да. Я бы пожалел об этом. Но… Вот почему у фотографов такие проблемы в отношениях.

— Соломон сказал: «все проходит».

— Да, я верю во время. Первые дни после разрыва ужасны. И даже месяцы — три, четыре. Но потом проходит. Ты не можешь избавиться от боли за неделю. Мне нужно ехать в Ливию. Некоторые фотографы зарабатывают на этом, не беспокоясь о самих ливийцах. Я предпочитаю концентрироваться на одной истории и доводить ее до конца, даже если она не приносит денег.

— У Вас, как у любого военного репортера, есть свои первые трупы?

— Да, я видел их в Колумбии, в морге. Они были порезаны, расстреляны. Для меня они были словно животные, я не верил, что они когда-то были людьми. Они пахли, они разлагались. Это были мертвые животные, думал я. И только во второй раз я почувствовал, что это — люди и что перед смертью они очень страдали. Это было для меня трудно. Трудно уезжать откуда-то, возвращаться через несколько дней или часов и видеть, что от живых остались только трупы. Очень тяжело слышать плач матери.

Благодарим сайт //www.planetpics.ru за предоставленные для публикации фотографии.

Конфликт в Колумбии. Взрыв бомбы в автобусе

Афганистан. Операция «Южный зверь»

Афганистан. Разведывательная бригада

Афганистан. Разведывательная бригада

Афганистан. Разведывательная бригада

Афганистан. Разведывательная бригада

Афганистан. Бой британских и афганских солдат с Талибаном.

Афганистан. Бой британских и афганских солдат с Талибаном.

Афганистан. Бой британских и афганских солдат с Талибаном.

Афганистан. Разведывательная бригада

Военная операция в Колумбии

Военная операция в Колумбии

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Nikon D7500
4 сентября 2017
Мастер-классы

Nikon D7500

По набору своих функций Nikon D7500 - камера для амбициозных любителей, которые уже понимают, что именно им нужно, и хотят увидеть в своей камере набор профессиональных функций за адекватные деньги. Это камера для путешественника, которая при своем малом весе позволит отработать подавляющее большинство сюжетов, которые могут попасться вам в далеких странах. Она вполне может приглянуться профессионалам, которые хотят дополнить свой рабочий комплект второй камерой, которая могла бы закрыть недостатки основной.

Nikon приглашает принять участие в фотоконкурсе Nikon 2019
2 апреля 2019
Новости

Nikon приглашает принять участие в фотоконкурсе Nikon 2019

Компания Nikon объявила о запуске ежегодного Фотоконкурса Nikon 2019. Как профессиональные фотографы, так и любители смогут представить свои работы в одной серийной и восьми одиночных номинациях. Авторы самых интересных и необычных кадров смогут выиграть ценные призы, среди которых – актуальные флагманы компании.

Philips Smart TV серии 8000: видео-по-запросу и вслед-за-эфиром
17 февраля 2012
Новости

Philips Smart TV серии 8000: видео-по-запросу и вслед-за-эфиром

Philips представляет три новые серии ЖК-телевизоров, обладающих широким функционалом Smart TV, превосходным качеством изображения как в формате 2D, так и в 3D, и простым управлением. Богатый набор приложений Philips Smart TV дает широкие возможности для развлечений на любой вкус, а привлекательный дизайн телевизоров понравится многим. Все три новые серии станут доступны в России со второго квартала 2012 года.

Тест акустической системы JBL TL260 LE
15 мая 2013
Тесты

Тест акустической системы JBL TL260 LE

JBL TL260 LE — акустические системы с динамичным звуком и очень глубоким басом. Нам очень понравилось, с каким задором и драйвом они воспроизводили поп- и рок-музыку, отлично справлялись американки и с танцевальными ритмами. Колонки будут прекрасной фронтальной парой в хорошем домашнем кинотеатре.

Все на конкурс! Открыт прием работ на фотоконкурс Nikon «Я | В СЕРДЦЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ».
22 января 2016
Новости

Все на конкурс! Открыт прием работ на фотоконкурс Nikon «Я | В СЕРДЦЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ».

На протяжении многих лет компания Nikon помогает профессиональным фотографам и любителям фиксировать прекрасные и уникальные моменты жизни. Репортаж, пейзажная или свадебная съемка, анималистка, спорт или фэшн – фотографы всех жанров знают, что техника Nikon поможет раскрыть красоту самого важного момента. Цель конкурса «Я | В СЕРДЦЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ» - открывать новые таланты, дать российским фотографам возможность показать свои работы, услышать оценку профессионалов, получить заслуженное признание.

Новинки аудио Sony EXTRA BASS
9 июля 2018
Новости

Новинки аудио Sony EXTRA BASS

4 июля в Москве прошла презентация аудионовинок Sony линейки EXTRA BASS. Мощные моноблочные аудиосистемы были собраны в большую стену с яркой светодиодной подсветкой и несколькими киловаттами звука.

Мини-обзор компактной фотокамеры Panasonic Lumix DMC–LF1
18 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор компактной фотокамеры Panasonic Lumix DMC–LF1

Lumix LF1 — попытка Panasonic вписаться в сегмент небольших камер старшего уровня. Входной билет — относительно малые габариты, качественные электронные компоненты, крупный сенсор и широкие возможности управления.

G Master™ - новый бренд Sony для сменных объективов
15 февраля 2016
Новости

G Master™ - новый бренд Sony для сменных объективов

Компания Sony представила свой флагманский бренд сменных объективов G Master™. Новый бренд включает три топовых полнокадровых объектива с байонетом E, в том числе стандартный зум-объектив 24-70мм с постоянной светосилой F2.8, портретный объектив с фиксированным фокусным расстоянием 85мм F1.4 и телефото зум-объектив 70-200мм с постоянной светосилой F2.8. Новые объективы, сочетающие высочайшее разрешение и прекрасное боке, отличает использование инновационных оптических технологий Sony, дизайн и калибровка. Это позволяет им создавать фото и видео изображение с таким уровнем детализации и экспрессии, какой никогда еще не был возможен.

Тест AV-ресиверов: усиление по всем фронтам!
26 июня 2012
Тесты

Тест AV-ресиверов: усиление по всем фронтам!

Массовый переход с DVD на Blu-ray пару лет назад вызвал небывалый всплеск продаж новых ресиверов. Выпускавшие некогда одну-две модели в год производители перешли к ежегодным обновлениям всей линейки, спрос обеспечивал большие тиражи каждой модификации. Но все когда-нибудь кончается...

SVEN MS-2051 – мощная многофункциональная новинка 2.1
24 мая 2017
Новости

SVEN MS-2051 – мощная многофункциональная новинка 2.1

Новой акустике от SVEN удаются музыкальные композиции самых разных жанров. Благодаря широкому частотному диапазону она детально и реалистично воспроизводит как классические, так и современные композиции. Крупный 5.5-дюймовый динамик сабвуфера обеспечивает глубокий и насыщенный бас, а двухполосные сателлиты четко и звонко обыгрывают все нюансы средних и высоких частот.