Фотограф Вадим Ковригин. Путешествие длиною в жизнь

Судьба обычного человека глубоко наполнена временем и изломами города, страны, эпохи, общества, человечества … Судьба художника не только вплетена в полотно истории, но и отражает, преломляет, а иногда даже влияет на действительность, параллельную творческой личности. Но порой творец в лучших своих произведениях, если они не исчезают волею судьбы и обстоятельств, оказывается вне времен и социумов.

Фотограф Вадим Ковригин, почти забытый, почти уничтоженный несправедливым равнодушием, вновь обретает свое заслуженное место в истории отечественного искусства.

Вадим Ковригин родился в начале XX века, в 1901 году, в дворянской семье на Донбассе. Семья будущего фотографа переехала в Иркутск, после того как его отец, крупный горный инженер, получил должность управляющего золотодобычей Дальневосточного края. Там Вадим окончил Нер­чинское реальное училище и три курса Иркутского государственного университета. Революция застала Вадима Ковригина во Владивостоке, попытка отправиться в Париж, чтобы стать художником, окончилась неудачей.

Из автобиографии: «вступил в местный отряд красной гвардии для борьбы с контрреволюционным казачеством. После свержения советской власти в Сибири (колчаковщина) сидел вместе с родителями в Нерчинской и Читинской тюрьме. В начале 1919 года бежал вместе с ними в Иркутск, чтобы избежать мобилизации, поступил в школу прапорщиков, оттуда ушел добровольцем на флот (матросом), затем убежал в партизанский отряд Андреева под Никольском-Уссурийским.

После свержения колчаковцев служил на Красном флоте. В конце 1920 г. перебрался в образовавшуюся советскую республику в Благовещенск, где вступил в ряды РККА. В 1921 году вступил в ВКП(б). В Красной Армии служил до 1925 года, работал главным образом преподавателем в военных школах Читы и Иркутска. Демобилизовавшись, работал журналистом в Иркутских газетах до 1929 года». Во время Гражданской войны Вадим Ковригин прошел и через экзекуцию шомполами, и через тяжелейшее пулевое ранение легкого, но выжил и нашел себя в новой гражданской жизни.

В 1930 году Вадим Ковригин перебрался в Москву, повторив путь многих известных советских представителей искусства: из провинции в столицу, где жизнь бурлит и наполнена творческим общением, где самореализация и внутренний рост несоизмеримы с прежними возможностями.

Устроился в «Вечернюю Москву» очеркистом и фоторепортером. Женился третьим браком на Евгении Константиновне Черемных. Молодая семья поселилась в Трехпрудном переулке, недалеко от Патриарших прудов, в квартире, полученной К. М. Черемных, работавшим в «Гудке», и корректором в 16-й типографии. Брат Е. К. Черемных, Михаил Михайлович Черемных, был известным художником, соратником Маяковского по «Окнам РОСТа». Там периодически бывали Маяковский, Малевич, Игнатовичи, Родченко и другие. В начале 30-х годов Казимир Малевич написал портрет Ковригина, выставлявшийся на последней прижизненной выставке художника. Е. К. Черемных была актрисой у Мейерхольда, страстно любила театр и заразила этим увлечением Вадима Ковригина на всю жизнь. Ковригин, несмотря на отсутствие художественного образования, очень быстро стал «своим» в культурной среде того времени, очевидно, этому способствовал высокий уровень общего образования, творческая одаренность, замечательная восприимчивость и самое главное — высокая техническая тщательность всего, за что брался фотохудожник.

По заданию редакции Ковригин много путешествует. География его поездок и сюжеты съемки весьма разнообразны: Карелия и Молдавия, Одесская область и Магнитогорск, сельская жизнь и индустриализация, передовики производства и частная, «домашняя съемка». Работа в газете создает определенный ритм жизни и имеет особую специфику: читателю необходимо представить факт, «красивость» же зачастую имеет второстепенное значение. Однако мастеру удалось удивительным образом сохранить и наполнить художественным содержанием, казалось бы, репортажные снимки. Ковригин создал свой особый фотографический почерк. Крайне требовательный к себе, он не стеснялся и не стыдился учиться у коллег-фотографов. Его знакомство с Александром Родченко в 1934 году, переработка опыта пикториальной фотографии, применение достижений живописи, умение переосмыслить под себя и мастеровитость определили дальнейшую судьбу мастера.

В 1933–1936 годах Ковригин работал фоторедактором газеты на канале «Москва-Волга». Как и многие советские люди, он искренне верил многим лозунгам того времени, «перековке», «перевоспитанию» заключенных трудом, превращению их в «строителей социализма»

В 1937 году вернулся в Москву, продолжил работу в «Вечерней Москве», заведовал редакцией ВСХВ и Нью-Йоркской выставкой «Союзфото».

В особом ряду находится серия его фотографий розлива и прокатки стали на «Азовстали», которую Ковригин осуществил одновременно с Борисом Игнатовичем. Монументальность и экспрессия, динамика и ощущение физической мощи превращают фотографии в художественное произведение надвременной категории.

В этот же период времени выполнен и портрет Бориса Игнатовича. Автору, по нашему мнению, удалось не только передать личность близкого товарища, его характер, настроение, профессию, но и творческое кредо коллеги по цеху.

Встреча с Верой Мухиной в конце 30-х годов и последующая работа со скульптором показывают, насколько Ковригин вживается в образ снимаемой модели и ее творчества. Фотографу удается не только передать авторское виденье скульптуры, но и наполнить ее своим, ковригинским смыслом. Зритель вначале через фрагмент воспринимает некую сущность всего художественного произведения, а потом вдруг оказывается в атмосфере самой эпохи величия и катастроф, где судьба и свобода воли отдельной личности ничтожна и бессмысленна. Однако мастер в своей работе использует еще один очень важный элемент — дорогу. И это неожиданно полностью меняет смысл фотографии — надежда, движение и … бренность всего сущего — смешение жанров и настроений … пейзаж и натюрморт, предметность и абстракция …

В начале Второй мировой Вадим Владимирович был призван в армию, служил в мотострелковом полку НКВД СССР, демобилизовался по состоянию здоровья в 1942 году, а в начале 1943 года стал специальным фотокорреспондентом на Северном флоте.

Одна из самых известных фотографических съемок — репортаж с подводной лодки капитана Фисановича. По рассказам, в момент экстренного погружения, занятый съемкой, Ковригин пропустил момент объявления тревоги. Кто-то из матросов заметил увлекшегося фотографа и успел втащить его в задраивающийся люк …

В 1944 году Ковригин возвращается в Москву и совместно с Александром Родченко и Варварой Степановой предлагает издать альбом «Оборона Москвы». Книга с фотографиями, увы, показалась слишком дорогой затеей местному начальству, и издание не состоялось…

Начав работать в ТАСС в конце 30-х годов, в конце 40-х Вадим Ковригин активно стал привлекаться для съемки официальных мероприятий, включая и съемку Иосифа Сталина. Некоторые из его снимков, по слухам, очень нравились Вождю всех времен и народов.

Будучи невысокого роста, Ковригин проявил необычайную изобретательность: он придумал и сконструировал необычайный штатив-лестницу, которую сделал из обычного киноштатива. Когда требовали обстоятельства, находчивый репортер взбирался по штативу, как по лестнице, и мог свободно снимать, не опасаясь, что кадр заслонит кто-то из коллег, охраны или участников мероприятия.

В 1950 году во время официальной съемки Сталина на Всенародных выборах в Верховный Совет СССР тень от козырька фуражки упала на лицо Генерального секретаря. Фотография оказалась испорченной. Ковригин сделал фотомонтаж, использовав другую фотографию, что нередко практиковалось тогда в издательском деле. После пересъемки и ретуши получили удачный снимок, но лаборанты перепутали негативы и отослали в пресс-агентство изображение со следами монтажа — эту фотографию и напечатали в журнале Life с соответствующими комментариями.

4 апреля 1950 года Вадим Ковригин был арестован. Фотографа били, требовали признаться в заговоре против вождя. От расстрела спас случай и везение — в кабинете у следователя висела фотография Сталина, сделанная Ковригиным. Когда допрашиваемый сообщил об этом пытавшему его, тот не поверил и позвонил в фотохронику ТАСС, и коллега, несмотря на возможные печальные последствия, подтвердил авторство. Ссылка в Казахстан, в Джамбул, закончилась через два года.

Арест и последовавшие за ним события серьезным образом повлияли на Вадима Владимировича: он замкнулся и сократил круг своего общения, несмотря на заманчивые впоследствии перспективы, всячески избегал близких отношений с властью.

Из тех, кто всегда был дорог фотографу в течение всей его яркой жизни, можно назвать А. Родченко (Родча), В. В. Топоркова (Котик), С. М. Третьякова, Бориса и Ольгу Игнатович, В. Карнаухова (Черномор), мужа сестры Ольги, семью Черемных и, конечно, его детей и жен.

К счастью, как фотохудожник, он не потерял себя. Стал штатным фотографом ВСХВ, а в 1956 году был реабилитирован и восстановлен на работе в хронике ТАСС.

Еще в 30-е годы Вадим Ковригин начинает снимать Москву и Подмосковье, после войны и ссылки — это одна из любимых тем фотографа. Он любит и чувствует пространство. Для Ковригина Москва — это город, в котором существуют две равноценные составляющие — люди и архитектура. Иногда они пересекаются и взаимодействуют, а иногда живут в своих параллельных мирах. В 1957 году выходит альбом с его фотографиями «Москва», который замечательным образом перекликается с «Москвой» Картье-Брессона. На склоне жизни судьба подарила фотографу поездки в Париж и Лондон.

С детских лет Ковригина увлекали лодки, и не просто увлекали — он их строил и путешествовал на них. Не зря фотограф, по рассказам домашних, часто ходил в тельняшке и курил трубку. В 1962 году мастер отправился в свое последнее путешествие — он умер в лодке построенной им самим. Похоронен Вадим Владимирович в Донском монастыре.

Автор выражает глубокую благодарность семье Вадима Ковригина, А.  Лаврентьеву и Н. Киселеву за предоставленные материалы и помощь в работе над данной статьей.

Комментарии

Ольга
09.03.2009
0
Очень интересно. Спасибо

Похожие статьи

Людмила Таболина: съемка — это полет и вдохновение
30 июня 2011
Обзоры

Людмила Таболина: съемка — это полет и вдохновение

В государственном литературно-мемориальном музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка Людмилы Таболиной «Паломничество по литературным местам». Это ее сорок первая персональная выставка. В экспозиции представлено 100 работ, и каждая из них притягивает своим очарованием и глубиной.

Поддержка форматов 4К и High-Resolution Audio: новые AV-Ресиверы Sony STR-DN1070 и STR-DH770
22 апреля 2016
Новости

Поддержка форматов 4К и High-Resolution Audio: новые AV-Ресиверы Sony STR-DN1070 и STR-DH770

Расширенная линейка компонентов для домашнего кинотеатра компании Sony позволяет использовать все современные варианты: от обычного просмотра телевизора до беспроводных многокомнатных аудиосистем. Во все модели нашей новой линейки ресиверов были интегрированы многие функции, хорошо зарекомендовавших себя в лучших моделях линейки 2015 г., такие как Google Cast™i, Spotify Connect и поддержка беспроводных Multiroom-систем.

2000-2010: необратимые изменения вашего телевизора
10 октября 2012
Обзоры

2000-2010: необратимые изменения вашего телевизора

Что было десять лет назад? В это трудно поверить, но всего десять лет назад рынок бытовых телевизоров был совершенно не похож на сегодняшний: основу его составляли кинескопные аппараты. Более того, в 2000-2001 годах даже телевизоры с разверткой 100 Гц были «писком моды» — ударной новинкой, которая должна была перевернуть тогдашний рынок телевизоров. Кстати, для справки: средняя цена кинескопного телевизора с диагональю около 30 дюймов (из топовой серии) составляла около 2000 долларов США. Помните? Тогда даже в магазинах активно использовались ценники в долларах.

Лекция «Импрессионисты и фотография» в музее русского импрессионизма
29 октября 2019
Новости

Лекция «Импрессионисты и фотография» в музее русского импрессионизма

Есть стереотип о том, что фотография и её «мгновенная» эстетика влияла на импрессионистов – певцов момента. Но на самом деле все гораздо сложнее. В импрессионизме было многое, о чем фотографы могли только мечтать в XIX веке. Но и в фотографии были особенности, которые сначала вообще не считались художественными. Сложные отношения импрессионистов и фотографии – тема этой лекции.

Самая большая камера в мире, построенная для съёмки поезда в 1900 году
9 октября 2018
Новости

Самая большая камера в мире, построенная для съёмки поезда в 1900 году

Эта камера была создана для одной единственной цели – съёмки поезда «The Alton Limited», который был введен в эксплуатацию в 1899 году, в Пульмане, штат Иллинойс. Поезд являлся флагманом железнодорожной компании Chicago & Alton (C&A) и курсировал между городами Чикаго и Сент-Луисом. Его особенность состояла в необычном дизайне, который значительно отличался от большинства поездов, выпускавшихся в то время.

Компания Nikon выиграла судебное дело против Zeiss и AMS
4 марта 2019
Новости

Компания Nikon выиграла судебное дело против Zeiss и AMS

После почти двух лет юридической борьбы Nikon, ASML и Carl Zeiss подписали Меморандум о взаимопонимании, в котором будут урегулированы все судебные разбирательства в отношении патентов на литографическое оборудование и цифровые камеры.

Объявлены победители конкурса микрофотографии Nikon Small World
23 октября 2018
Новости

Объявлены победители конкурса микрофотографии Nikon Small World

Завершился 44-й международный конкурс микрофотографии Nikon Small World. Его цель – показать необычную красоту микромира, объединив достижения современной науки, технологий и фотоискусства. Ежегодно в конкурсе участвуют фотоизображения, сделанные при помощи оптического микроскопа любого бренда.

Новая Земля в крупноформатном кадре
3 ноября 2016
Новости

Новая Земля в крупноформатном кадре

В субботу, 5 ноября, с 15.00 до 17.00 в Галерее Классической Фотографии В рамках выставки «Новая Земля. От Ледника Розе до залива Абросимова» пройдет семинар по съемке пейзажа крупноформатными камерами.

Российские фотографы в списке финалистов крупнейшего в мире конкурса фотографии — Sony World Photography Awards
1 марта 2017
Новости

Российские фотографы в списке финалистов крупнейшего в мире конкурса фотографии — Sony World Photography Awards

28 февраля жюри международного конкурса фотографии Sony World Photography Awards 2017 отметило работы 11 российских фотографов, включив их в шорт-листы (топ-10) в Профессиональном, Открытом и Юношеском конкурсах. Из 49 стран, представленных в финальной части соревнования, Россия занимает пятое место по количеству фотографов, включенных в шорт-листы.

LG Optimus G в Корее: высокая производительность флагманского смартфона на скорости 4G LTE
6 февраля 2013
Новости

LG Optimus G в Корее: высокая производительность флагманского смартфона на скорости 4G LTE

Москва, 5 февраля 2013 г. — С целью демонстрации широких возможностей флагманского смартфона LG Optimus G с 26 января по 1 февраля 2013 года подразделение Mobile Communications (Мобильных коммуникаций) LG Electronics организовало пресс-тур российских СМИ в Южную Корею. Чтобы познакомиться подробнее с флагманским смартфоном компании — LG Optimus G, 12 журналистов посетили головной офис компании в Сеуле, дизайн-центр, LG Science Hall, Best Shop и фабрику по производству дисплеев для различной техники, в том числе и для смартфонов в г. Куми (Gumi).