Фотограф Вадим Ковригин. Путешествие длиною в жизнь

Судьба обычного человека глубоко наполнена временем и изломами города, страны, эпохи, общества, человечества … Судьба художника не только вплетена в полотно истории, но и отражает, преломляет, а иногда даже влияет на действительность, параллельную творческой личности. Но порой творец в лучших своих произведениях, если они не исчезают волею судьбы и обстоятельств, оказывается вне времен и социумов.

Фотограф Вадим Ковригин, почти забытый, почти уничтоженный несправедливым равнодушием, вновь обретает свое заслуженное место в истории отечественного искусства.

Вадим Ковригин родился в начале XX века, в 1901 году, в дворянской семье на Донбассе. Семья будущего фотографа переехала в Иркутск, после того как его отец, крупный горный инженер, получил должность управляющего золотодобычей Дальневосточного края. Там Вадим окончил Нер­чинское реальное училище и три курса Иркутского государственного университета. Революция застала Вадима Ковригина во Владивостоке, попытка отправиться в Париж, чтобы стать художником, окончилась неудачей.

Из автобиографии: «вступил в местный отряд красной гвардии для борьбы с контрреволюционным казачеством. После свержения советской власти в Сибири (колчаковщина) сидел вместе с родителями в Нерчинской и Читинской тюрьме. В начале 1919 года бежал вместе с ними в Иркутск, чтобы избежать мобилизации, поступил в школу прапорщиков, оттуда ушел добровольцем на флот (матросом), затем убежал в партизанский отряд Андреева под Никольском-Уссурийским.

После свержения колчаковцев служил на Красном флоте. В конце 1920 г. перебрался в образовавшуюся советскую республику в Благовещенск, где вступил в ряды РККА. В 1921 году вступил в ВКП(б). В Красной Армии служил до 1925 года, работал главным образом преподавателем в военных школах Читы и Иркутска. Демобилизовавшись, работал журналистом в Иркутских газетах до 1929 года». Во время Гражданской войны Вадим Ковригин прошел и через экзекуцию шомполами, и через тяжелейшее пулевое ранение легкого, но выжил и нашел себя в новой гражданской жизни.

В 1930 году Вадим Ковригин перебрался в Москву, повторив путь многих известных советских представителей искусства: из провинции в столицу, где жизнь бурлит и наполнена творческим общением, где самореализация и внутренний рост несоизмеримы с прежними возможностями.

Устроился в «Вечернюю Москву» очеркистом и фоторепортером. Женился третьим браком на Евгении Константиновне Черемных. Молодая семья поселилась в Трехпрудном переулке, недалеко от Патриарших прудов, в квартире, полученной К. М. Черемных, работавшим в «Гудке», и корректором в 16-й типографии. Брат Е. К. Черемных, Михаил Михайлович Черемных, был известным художником, соратником Маяковского по «Окнам РОСТа». Там периодически бывали Маяковский, Малевич, Игнатовичи, Родченко и другие. В начале 30-х годов Казимир Малевич написал портрет Ковригина, выставлявшийся на последней прижизненной выставке художника. Е. К. Черемных была актрисой у Мейерхольда, страстно любила театр и заразила этим увлечением Вадима Ковригина на всю жизнь. Ковригин, несмотря на отсутствие художественного образования, очень быстро стал «своим» в культурной среде того времени, очевидно, этому способствовал высокий уровень общего образования, творческая одаренность, замечательная восприимчивость и самое главное — высокая техническая тщательность всего, за что брался фотохудожник.

По заданию редакции Ковригин много путешествует. География его поездок и сюжеты съемки весьма разнообразны: Карелия и Молдавия, Одесская область и Магнитогорск, сельская жизнь и индустриализация, передовики производства и частная, «домашняя съемка». Работа в газете создает определенный ритм жизни и имеет особую специфику: читателю необходимо представить факт, «красивость» же зачастую имеет второстепенное значение. Однако мастеру удалось удивительным образом сохранить и наполнить художественным содержанием, казалось бы, репортажные снимки. Ковригин создал свой особый фотографический почерк. Крайне требовательный к себе, он не стеснялся и не стыдился учиться у коллег-фотографов. Его знакомство с Александром Родченко в 1934 году, переработка опыта пикториальной фотографии, применение достижений живописи, умение переосмыслить под себя и мастеровитость определили дальнейшую судьбу мастера.

В 1933–1936 годах Ковригин работал фоторедактором газеты на канале «Москва-Волга». Как и многие советские люди, он искренне верил многим лозунгам того времени, «перековке», «перевоспитанию» заключенных трудом, превращению их в «строителей социализма»

В 1937 году вернулся в Москву, продолжил работу в «Вечерней Москве», заведовал редакцией ВСХВ и Нью-Йоркской выставкой «Союзфото».

В особом ряду находится серия его фотографий розлива и прокатки стали на «Азовстали», которую Ковригин осуществил одновременно с Борисом Игнатовичем. Монументальность и экспрессия, динамика и ощущение физической мощи превращают фотографии в художественное произведение надвременной категории.

В этот же период времени выполнен и портрет Бориса Игнатовича. Автору, по нашему мнению, удалось не только передать личность близкого товарища, его характер, настроение, профессию, но и творческое кредо коллеги по цеху.

Встреча с Верой Мухиной в конце 30-х годов и последующая работа со скульптором показывают, насколько Ковригин вживается в образ снимаемой модели и ее творчества. Фотографу удается не только передать авторское виденье скульптуры, но и наполнить ее своим, ковригинским смыслом. Зритель вначале через фрагмент воспринимает некую сущность всего художественного произведения, а потом вдруг оказывается в атмосфере самой эпохи величия и катастроф, где судьба и свобода воли отдельной личности ничтожна и бессмысленна. Однако мастер в своей работе использует еще один очень важный элемент — дорогу. И это неожиданно полностью меняет смысл фотографии — надежда, движение и … бренность всего сущего — смешение жанров и настроений … пейзаж и натюрморт, предметность и абстракция …

В начале Второй мировой Вадим Владимирович был призван в армию, служил в мотострелковом полку НКВД СССР, демобилизовался по состоянию здоровья в 1942 году, а в начале 1943 года стал специальным фотокорреспондентом на Северном флоте.

Одна из самых известных фотографических съемок — репортаж с подводной лодки капитана Фисановича. По рассказам, в момент экстренного погружения, занятый съемкой, Ковригин пропустил момент объявления тревоги. Кто-то из матросов заметил увлекшегося фотографа и успел втащить его в задраивающийся люк …

В 1944 году Ковригин возвращается в Москву и совместно с Александром Родченко и Варварой Степановой предлагает издать альбом «Оборона Москвы». Книга с фотографиями, увы, показалась слишком дорогой затеей местному начальству, и издание не состоялось…

Начав работать в ТАСС в конце 30-х годов, в конце 40-х Вадим Ковригин активно стал привлекаться для съемки официальных мероприятий, включая и съемку Иосифа Сталина. Некоторые из его снимков, по слухам, очень нравились Вождю всех времен и народов.

Будучи невысокого роста, Ковригин проявил необычайную изобретательность: он придумал и сконструировал необычайный штатив-лестницу, которую сделал из обычного киноштатива. Когда требовали обстоятельства, находчивый репортер взбирался по штативу, как по лестнице, и мог свободно снимать, не опасаясь, что кадр заслонит кто-то из коллег, охраны или участников мероприятия.

В 1950 году во время официальной съемки Сталина на Всенародных выборах в Верховный Совет СССР тень от козырька фуражки упала на лицо Генерального секретаря. Фотография оказалась испорченной. Ковригин сделал фотомонтаж, использовав другую фотографию, что нередко практиковалось тогда в издательском деле. После пересъемки и ретуши получили удачный снимок, но лаборанты перепутали негативы и отослали в пресс-агентство изображение со следами монтажа — эту фотографию и напечатали в журнале Life с соответствующими комментариями.

4 апреля 1950 года Вадим Ковригин был арестован. Фотографа били, требовали признаться в заговоре против вождя. От расстрела спас случай и везение — в кабинете у следователя висела фотография Сталина, сделанная Ковригиным. Когда допрашиваемый сообщил об этом пытавшему его, тот не поверил и позвонил в фотохронику ТАСС, и коллега, несмотря на возможные печальные последствия, подтвердил авторство. Ссылка в Казахстан, в Джамбул, закончилась через два года.

Арест и последовавшие за ним события серьезным образом повлияли на Вадима Владимировича: он замкнулся и сократил круг своего общения, несмотря на заманчивые впоследствии перспективы, всячески избегал близких отношений с властью.

Из тех, кто всегда был дорог фотографу в течение всей его яркой жизни, можно назвать А. Родченко (Родча), В. В. Топоркова (Котик), С. М. Третьякова, Бориса и Ольгу Игнатович, В. Карнаухова (Черномор), мужа сестры Ольги, семью Черемных и, конечно, его детей и жен.

К счастью, как фотохудожник, он не потерял себя. Стал штатным фотографом ВСХВ, а в 1956 году был реабилитирован и восстановлен на работе в хронике ТАСС.

Еще в 30-е годы Вадим Ковригин начинает снимать Москву и Подмосковье, после войны и ссылки — это одна из любимых тем фотографа. Он любит и чувствует пространство. Для Ковригина Москва — это город, в котором существуют две равноценные составляющие — люди и архитектура. Иногда они пересекаются и взаимодействуют, а иногда живут в своих параллельных мирах. В 1957 году выходит альбом с его фотографиями «Москва», который замечательным образом перекликается с «Москвой» Картье-Брессона. На склоне жизни судьба подарила фотографу поездки в Париж и Лондон.

С детских лет Ковригина увлекали лодки, и не просто увлекали — он их строил и путешествовал на них. Не зря фотограф, по рассказам домашних, часто ходил в тельняшке и курил трубку. В 1962 году мастер отправился в свое последнее путешествие — он умер в лодке построенной им самим. Похоронен Вадим Владимирович в Донском монастыре.

Автор выражает глубокую благодарность семье Вадима Ковригина, А.  Лаврентьеву и Н. Киселеву за предоставленные материалы и помощь в работе над данной статьей.

Комментарии

Ольга
09.03.2009
0
Очень интересно. Спасибо

Похожие статьи

Роскачество проверило приложения мобильных операторов
8 августа 2019
Обзоры

Роскачество проверило приложения мобильных операторов

Центр цифровой экспертизы Роскачества продолжает просвещать потребителей в вопросах цифровой грамотности и выбора качественных и безопасных цифровых продуктов путем проведения детальных, независимых и полезных для потребителей исследований. На данный момент Роскачество уже выпустило 14 исследований мобильных приложений, в том числе категорий «Турагентства», «Интернет-магазины», «Английский язык», «Фитнес», «Менеджеры задач», «Бронирование отелей» и др. На этот раз Роскачество оценило мобильные приложения категории «операторы связи».

Стали известны победители конкурса Sony World Photography Awards 2019 года
19 апреля 2019
Новости

Стали известны победители конкурса Sony World Photography Awards 2019 года

17 апреля в Лондоне на торжественной церемонии представители Всемирной организации фотографии (WPO) огласили список победителей престижного фотоконкурса Sony World Photography Awards 2019 года.

LG и Google представляют смартфон Google Nexus 5
7 ноября 2013
Новости

LG и Google представляют смартфон Google Nexus 5

Сеул, 1 ноября 2013 г. — После успешного релиза смартфона Nexus 4 компании LG и Google вновь объединили усилия и анонсировали первый смартфон на осно-ве самой свежей версии ОС Android — Android 4.4, KitKat. Получивший новые характеристики смартфон Nexus 5 является самой тонкой и быстрой моделью в линейке устройств Google Nexus на сегодняшний день. Смартфон уже доступен для интернет-заказа в некоторых странах.

Загадочный пейзаж...
15 марта 2004
Советы

Загадочный пейзаж...

Что это такое — пейзаж, до сих пор не знает никто. В целом, что это портрет Природы, знают все, а вот в частностях... Японцы запечатлевают каменные сады, олицетворяющие Вечность, и гору Фудзияма. Это — пейзаж! Кто-то снимает поле и старинную церковь, а кто-то — завалившиеся заборы и ряды безликих коробок-домов, опутанных проводами, — тоже пейзаж.

Беззеркальный фотоаппарат Olympus E-PM1: вполне функциональная модель с приятной ценой
1 мая 2012
Обзоры

Беззеркальный фотоаппарат Olympus E-PM1: вполне функциональная модель с приятной ценой

Pen Mini, или Olympus E-PM1, — самая маленькая представительница семейства камер Pen. Ее целевая аудитория — любители, решившие сменить компактную фотокамеру на устройство столь же портативное, но с гораздо более высоким качеством съемки. Последнее, в общем, подразумевается: хотя сенсоры стандарта 4/3 не самые крупные в классе, они значительно больше крохотных матриц компактных фотоаппаратов.

Зеркальная фотокамера Sony A3000 удобно лежит в руке и снабжена множеством кнопок для творческой съемки
27 августа 2013
Новости

Зеркальная фотокамера Sony A3000 удобно лежит в руке и снабжена множеством кнопок для творческой съемки

Sony представляет фотокамеру α3000 с усовершенствованными функциями съемки, превосходным качеством изображения и сменными объективами. Простая в обращении фотокамера предоставляет качество изображения, ручное управление и возможности художественной съемки цифровой зеркальной фотокамеры. Камера α3000, которая удобно лежит в руке и снабжена множеством кнопок управления для творческой съемки, как по виду, так и по ощущению именно та камера, которая нужна тому, кто хочет снимать безупречные фото. В ней есть четкий электронный видоискатель, который помогает уверенно кадрировать снимки, а также рукоятка новой конструкции, благодаря которой Вы держите камеру еще комфортнее, надежнее и устойчивей.

Мобильный телефон teXet TM-D300 — самый, самый телефончик в мире для классных девочек
25 января 2014
Новости

Мобильный телефон teXet TM-D300 — самый, самый телефончик в мире для классных девочек

Российская марка портативной электроники teXet воплощает мечту всех романтичных мечтательниц, которые любят трогательные и умилительные вещи — начинаются продажи самого мимимишного и няшного телефончика в мире! Урааа! Новинка называется teXet TM-D300 и умеет светиться как ёлочка, фоткать как мыльничка и играть музычку как айподик. Телефончик моментально привлекает внимание и показывает окружающим, кто является настоящей хозяйкой этой жизни и самой романтичной натурой!

Заявление компании Garmin относительно смены номера недели WNRO
3 апреля 2019
Новости

Заявление компании Garmin относительно смены номера недели WNRO

Компания Garmin сообщает, что некоторые устройства, оборудованные GPS, в апреле 2019 года могут столкнуться с проблемой смена номера недели - Week Number Rollover (WNRO).

Портативные аудио-видео плееры
31 августа 2003
Новости

Портативные аудио-видео плееры

Компания «ВВК Electronics» постоянно стремится быть ближе к любителям кино и музыки. С недавних пор компания приступила к активному созданию персональной аудио- и видеотехники. Появилась целая линейка CD-плееров и портативных DVD-проигрывателей с откидывающимся экраном. Такую технику хорошо взять с собой в дорогу или на загородную прогулку.

Выставка Сергея Максимишина: «Дело Ленина-Сталина» открывается 1 ноября в 19.00 в выставочном зале Сахаровского центра
28 октября 2013
Новости

Выставка Сергея Максимишина: «Дело Ленина-Сталина» открывается 1 ноября в 19.00 в выставочном зале Сахаровского центра

“Дело Ленина-Сталина” – выставка о сегодняшнем наследии вождей. Кто они для нас, как мы их воспринимаем? Автор разбил выставку на три раздела, исследуя три составных части современного культурного и социального феномена “Ленинизма-Сталинизма”.