Фотограф Вадим Ковригин. Путешествие длиною в жизнь

Судьба обычного человека глубоко наполнена временем и изломами города, страны, эпохи, общества, человечества … Судьба художника не только вплетена в полотно истории, но и отражает, преломляет, а иногда даже влияет на действительность, параллельную творческой личности. Но порой творец в лучших своих произведениях, если они не исчезают волею судьбы и обстоятельств, оказывается вне времен и социумов.

Фотограф Вадим Ковригин, почти забытый, почти уничтоженный несправедливым равнодушием, вновь обретает свое заслуженное место в истории отечественного искусства.

Вадим Ковригин родился в начале XX века, в 1901 году, в дворянской семье на Донбассе. Семья будущего фотографа переехала в Иркутск, после того как его отец, крупный горный инженер, получил должность управляющего золотодобычей Дальневосточного края. Там Вадим окончил Нер­чинское реальное училище и три курса Иркутского государственного университета. Революция застала Вадима Ковригина во Владивостоке, попытка отправиться в Париж, чтобы стать художником, окончилась неудачей.

Из автобиографии: «вступил в местный отряд красной гвардии для борьбы с контрреволюционным казачеством. После свержения советской власти в Сибири (колчаковщина) сидел вместе с родителями в Нерчинской и Читинской тюрьме. В начале 1919 года бежал вместе с ними в Иркутск, чтобы избежать мобилизации, поступил в школу прапорщиков, оттуда ушел добровольцем на флот (матросом), затем убежал в партизанский отряд Андреева под Никольском-Уссурийским.

После свержения колчаковцев служил на Красном флоте. В конце 1920 г. перебрался в образовавшуюся советскую республику в Благовещенск, где вступил в ряды РККА. В 1921 году вступил в ВКП(б). В Красной Армии служил до 1925 года, работал главным образом преподавателем в военных школах Читы и Иркутска. Демобилизовавшись, работал журналистом в Иркутских газетах до 1929 года». Во время Гражданской войны Вадим Ковригин прошел и через экзекуцию шомполами, и через тяжелейшее пулевое ранение легкого, но выжил и нашел себя в новой гражданской жизни.

В 1930 году Вадим Ковригин перебрался в Москву, повторив путь многих известных советских представителей искусства: из провинции в столицу, где жизнь бурлит и наполнена творческим общением, где самореализация и внутренний рост несоизмеримы с прежними возможностями.

Устроился в «Вечернюю Москву» очеркистом и фоторепортером. Женился третьим браком на Евгении Константиновне Черемных. Молодая семья поселилась в Трехпрудном переулке, недалеко от Патриарших прудов, в квартире, полученной К. М. Черемных, работавшим в «Гудке», и корректором в 16-й типографии. Брат Е. К. Черемных, Михаил Михайлович Черемных, был известным художником, соратником Маяковского по «Окнам РОСТа». Там периодически бывали Маяковский, Малевич, Игнатовичи, Родченко и другие. В начале 30-х годов Казимир Малевич написал портрет Ковригина, выставлявшийся на последней прижизненной выставке художника. Е. К. Черемных была актрисой у Мейерхольда, страстно любила театр и заразила этим увлечением Вадима Ковригина на всю жизнь. Ковригин, несмотря на отсутствие художественного образования, очень быстро стал «своим» в культурной среде того времени, очевидно, этому способствовал высокий уровень общего образования, творческая одаренность, замечательная восприимчивость и самое главное — высокая техническая тщательность всего, за что брался фотохудожник.

По заданию редакции Ковригин много путешествует. География его поездок и сюжеты съемки весьма разнообразны: Карелия и Молдавия, Одесская область и Магнитогорск, сельская жизнь и индустриализация, передовики производства и частная, «домашняя съемка». Работа в газете создает определенный ритм жизни и имеет особую специфику: читателю необходимо представить факт, «красивость» же зачастую имеет второстепенное значение. Однако мастеру удалось удивительным образом сохранить и наполнить художественным содержанием, казалось бы, репортажные снимки. Ковригин создал свой особый фотографический почерк. Крайне требовательный к себе, он не стеснялся и не стыдился учиться у коллег-фотографов. Его знакомство с Александром Родченко в 1934 году, переработка опыта пикториальной фотографии, применение достижений живописи, умение переосмыслить под себя и мастеровитость определили дальнейшую судьбу мастера.

В 1933–1936 годах Ковригин работал фоторедактором газеты на канале «Москва-Волга». Как и многие советские люди, он искренне верил многим лозунгам того времени, «перековке», «перевоспитанию» заключенных трудом, превращению их в «строителей социализма»

В 1937 году вернулся в Москву, продолжил работу в «Вечерней Москве», заведовал редакцией ВСХВ и Нью-Йоркской выставкой «Союзфото».

В особом ряду находится серия его фотографий розлива и прокатки стали на «Азовстали», которую Ковригин осуществил одновременно с Борисом Игнатовичем. Монументальность и экспрессия, динамика и ощущение физической мощи превращают фотографии в художественное произведение надвременной категории.

В этот же период времени выполнен и портрет Бориса Игнатовича. Автору, по нашему мнению, удалось не только передать личность близкого товарища, его характер, настроение, профессию, но и творческое кредо коллеги по цеху.

Встреча с Верой Мухиной в конце 30-х годов и последующая работа со скульптором показывают, насколько Ковригин вживается в образ снимаемой модели и ее творчества. Фотографу удается не только передать авторское виденье скульптуры, но и наполнить ее своим, ковригинским смыслом. Зритель вначале через фрагмент воспринимает некую сущность всего художественного произведения, а потом вдруг оказывается в атмосфере самой эпохи величия и катастроф, где судьба и свобода воли отдельной личности ничтожна и бессмысленна. Однако мастер в своей работе использует еще один очень важный элемент — дорогу. И это неожиданно полностью меняет смысл фотографии — надежда, движение и … бренность всего сущего — смешение жанров и настроений … пейзаж и натюрморт, предметность и абстракция …

В начале Второй мировой Вадим Владимирович был призван в армию, служил в мотострелковом полку НКВД СССР, демобилизовался по состоянию здоровья в 1942 году, а в начале 1943 года стал специальным фотокорреспондентом на Северном флоте.

Одна из самых известных фотографических съемок — репортаж с подводной лодки капитана Фисановича. По рассказам, в момент экстренного погружения, занятый съемкой, Ковригин пропустил момент объявления тревоги. Кто-то из матросов заметил увлекшегося фотографа и успел втащить его в задраивающийся люк …

В 1944 году Ковригин возвращается в Москву и совместно с Александром Родченко и Варварой Степановой предлагает издать альбом «Оборона Москвы». Книга с фотографиями, увы, показалась слишком дорогой затеей местному начальству, и издание не состоялось…

Начав работать в ТАСС в конце 30-х годов, в конце 40-х Вадим Ковригин активно стал привлекаться для съемки официальных мероприятий, включая и съемку Иосифа Сталина. Некоторые из его снимков, по слухам, очень нравились Вождю всех времен и народов.

Будучи невысокого роста, Ковригин проявил необычайную изобретательность: он придумал и сконструировал необычайный штатив-лестницу, которую сделал из обычного киноштатива. Когда требовали обстоятельства, находчивый репортер взбирался по штативу, как по лестнице, и мог свободно снимать, не опасаясь, что кадр заслонит кто-то из коллег, охраны или участников мероприятия.

В 1950 году во время официальной съемки Сталина на Всенародных выборах в Верховный Совет СССР тень от козырька фуражки упала на лицо Генерального секретаря. Фотография оказалась испорченной. Ковригин сделал фотомонтаж, использовав другую фотографию, что нередко практиковалось тогда в издательском деле. После пересъемки и ретуши получили удачный снимок, но лаборанты перепутали негативы и отослали в пресс-агентство изображение со следами монтажа — эту фотографию и напечатали в журнале Life с соответствующими комментариями.

4 апреля 1950 года Вадим Ковригин был арестован. Фотографа били, требовали признаться в заговоре против вождя. От расстрела спас случай и везение — в кабинете у следователя висела фотография Сталина, сделанная Ковригиным. Когда допрашиваемый сообщил об этом пытавшему его, тот не поверил и позвонил в фотохронику ТАСС, и коллега, несмотря на возможные печальные последствия, подтвердил авторство. Ссылка в Казахстан, в Джамбул, закончилась через два года.

Арест и последовавшие за ним события серьезным образом повлияли на Вадима Владимировича: он замкнулся и сократил круг своего общения, несмотря на заманчивые впоследствии перспективы, всячески избегал близких отношений с властью.

Из тех, кто всегда был дорог фотографу в течение всей его яркой жизни, можно назвать А. Родченко (Родча), В. В. Топоркова (Котик), С. М. Третьякова, Бориса и Ольгу Игнатович, В. Карнаухова (Черномор), мужа сестры Ольги, семью Черемных и, конечно, его детей и жен.

К счастью, как фотохудожник, он не потерял себя. Стал штатным фотографом ВСХВ, а в 1956 году был реабилитирован и восстановлен на работе в хронике ТАСС.

Еще в 30-е годы Вадим Ковригин начинает снимать Москву и Подмосковье, после войны и ссылки — это одна из любимых тем фотографа. Он любит и чувствует пространство. Для Ковригина Москва — это город, в котором существуют две равноценные составляющие — люди и архитектура. Иногда они пересекаются и взаимодействуют, а иногда живут в своих параллельных мирах. В 1957 году выходит альбом с его фотографиями «Москва», который замечательным образом перекликается с «Москвой» Картье-Брессона. На склоне жизни судьба подарила фотографу поездки в Париж и Лондон.

С детских лет Ковригина увлекали лодки, и не просто увлекали — он их строил и путешествовал на них. Не зря фотограф, по рассказам домашних, часто ходил в тельняшке и курил трубку. В 1962 году мастер отправился в свое последнее путешествие — он умер в лодке построенной им самим. Похоронен Вадим Владимирович в Донском монастыре.

Автор выражает глубокую благодарность семье Вадима Ковригина, А.  Лаврентьеву и Н. Киселеву за предоставленные материалы и помощь в работе над данной статьей.

Комментарии

Ольга
09.03.2009
0
Очень интересно. Спасибо

Похожие статьи

Обзор компактной фотокамеры Panasonic Lumix DMC-SZ7
21 ноября 2012
Обзоры

Обзор компактной фотокамеры Panasonic Lumix DMC-SZ7

Управление камерой сугубо автоматическое, но умная электроника Panasonic вряд ли разочарует даже опытных фотолюбителей. Оставлены на волю пользователя и занятные эффекты, а также специальные режимы вроде склейки панорам или создания HDR-изображений.

Портативный DVD-плеер BBK PL948TG с игровым джойстиком уже в продаже
24 июня 2014
Новости

Портативный DVD-плеер BBK PL948TG с игровым джойстиком уже в продаже

Москва, 24 июня 2014 г. Компания BBK представляет новый портативный DVD-плеер PL948TG с поворотным дисплеем (9”). Новинка оснащена LED-подсветкой экрана, встроенным ТВ-тюнером и внешней антенной, благодаря чему PL948TG можно использовать как портативный телевизор и смотреть эфирные ТВ-передачи в любом месте, где есть телесигнал, например в дороге или на даче.

Пульт в комплектации «премиум» — Hercules DJConsole Rmx2 Premium TR
6 декабря 2013
Новости

Пульт в комплектации «премиум» — Hercules DJConsole Rmx2 Premium TR

Москва, 6 декабря 2013 г. — Компания Hercules, лидер в производстве портативных микшерных пультов, расширяет свою линейку. Новый DJConsole Rmx2 Premium TR — пульт в комплектации «премиум», в состав которого входят набор аудиокабелей для эффективного использования аудиоинтерфейса и набор для изменения внешнего вида пульта.

Nikon обновила прошивку для D500
14 марта 2018
Новости

Nikon обновила прошивку для D500

Nikon выпустилапрошивку версии 1.14 для зекркальной фотокамеры D500. Новая прошивка устраняет проблему, возникавшую при копировании изображений.

Снимаем видео на Nikon D500: Автофокус и 4К
27 сентября 2016
Видео

Снимаем видео на Nikon D500: Автофокус и 4К

Съемка в режиме 4K. В Nikon D500 сняты все ограничения на съемку видео повышенной четкости. Вы можете записать непрерывный ролик длиной до 30 минут

Обзор компактной фотокамеры Panasonic Lumix DMC-GF5
25 декабря 2012
Обзоры

Обзор компактной фотокамеры Panasonic Lumix DMC-GF5

По характеристикам обновленная GF5 из «стильной» серии фотокамер Lumix мало чем отличается от выпущенной год назад предшественницы GF3. То же разрешение матрицы, такой же размер экрана, те же габариты и вес, да и в части функционала улучшения не очевидны. Камера, тем не менее, во многом стала лучше и привлекательнее. Только привлекает она теперь не столько ценителей дизайна, сколько простых обывателей, решивших заменить «системным» аппаратом старый компакт.

Фотография с раскадровкой: умножаем байкера на пять
17 июня 2016
Советы

Фотография с раскадровкой: умножаем байкера на пять

Спортивная фотография с эффектом раскадровки, когда в кадре видно сразу несколько фаз движения спортсмена, поможет показать динамику события и раскроет процесс развития трюка. В конце-концов, такие фотографии эффектно смотрятся и отлично дополняют галерею снимков с любого спортивного мероприятия. Так давайте разберемся, как реализовать этот эффект на своих снимках.

Долгий путь к успеху!
16 декабря 2005
Новости

Долгий путь к успеху!

Главной технической «изюминкой» новых акустических систем JVC являются диффузоры динамиков, изготовленные из дерева. На разработку технологии массового изготовления деревянного диффузора конструкторам JVC потребовалось около двадцати лет. Основная проблема, с которой столкнулись инженеры компании, это хрупкость тончайшего листа березового шпона, из которого изготавливают диафрагмы.

Audio-Technica представила новую версию наушников ATH-CK313M — ATH-CK323М
24 октября 2013
Новости

Audio-Technica представила новую версию наушников ATH-CK313M — ATH-CK323М

Новая версия модели ATH-CK313M — ATH-CK323М — отличается оригинальным дизайном чашек и отличной звукоизоляцией. В октябре японская компания Audio-Technica представила новые наушники ATH-CK323М, которые представляют собой апгрейд модели ATH-CK313M. Наушники выполнены в форме вкладышей и продаются в белом цветовом исполнении.

Новая победа
16 декабря 2005
Новости

Новая победа

В 1999 году компания SAMSUNG, осваивая рынки плазменных и жидкокристаллических дисплеев, решила возглавить ренессанс кинескопных телевизоров. К проекту были привлечены десятки ведущих экспертов корпорации SAMSUNG из самых разных подразделений. Благодаря координации их усилий были созданы тысячи прототипов и одновременно внедрено оригинальное производство ключевых компонентов революционных кинескопов.