Формула безопасности

21 июля 2006

Восемьдесят на восемьдесят, восемьдесят на восемьдесят… а если шестьдесят на сто или сто двадцать на сорок? Что-то же вроде еще в школе проходили. Ах да, вспомнил, пропорции! Но работают ли они здесь? Ладно, к черту пропорции, главное, не забыть спустить переднее колесо и попробовать прокатиться по любимому маршруту со змейками, хорошими возможностями для разгона и торможения.

Именно такие мысли отчаянно бились в воспаленном мозгу вашего покорного слуги, когда тот направлялся в Крылатское, для того чтобы забрать на тест автомобиль BMW 118. Если бы в тот момент я поделился с посторонним своими соображениями, то наверняка тестировать пришлось бы белый авто с красной полосой, да и то не в качестве водителя.

Ну что ж, пока идет стандартная процедура оформления документов на авто, силой воли уже почти удалось вернуться к реальности, но менеджер, обслуживавший меня, вежливо осведомившись: «Вам колесо сейчас спустить?» — вогнала в легкий ступор.

Всему вышесказанному есть простое и логичное объяснение, и до него очень легко додуматься, если бы не намеренная ошибка, заключавшаяся в том, что автомобиль был не объектом теста, а агрегатоносителем (ради справедливости необходимо отметить, что аппарат для этих целей более чем достойный). Главным же героем, ради кого все задумывалось, были автомобильные шины Goodyear, на которые и опирался баварец. Покрышки и в самом деле не простые — позволяющие продолжить движение на автомобиле после прокола и благополучно добраться до места ремонта, не меняя колеса.

А те комбинации цифр, что вертелись в моей голове, — всего лишь рекомендации производителя, которые гласят, что на спущенном колесе можно проехать 80 км со скоростью 80 км/час. Именно этот момент и занимал меня, ведь с учетом российских реалий иногда надо проехать и все 120 км до шиномонтажа, и я вполне допускал, что путем легких преобразований сосчитаю скорость, с которой можно проехать нужное расстояние. Но нет, представители компании сразу охладили пыл: не более 80 км со скоростью не более 80 км/час.

Как ни велико было искушение, из автосалона уезжали с накачанными колесами: технологии технологиями, а так надежнее — доберемся до места, где мало «посторонних» автомобилей, и там уж проверим по полной программе, что это за зверь и с чем его едят.

Спускаем колесо

Пши-и-и-и-и-и-к! — ниппель переднего колеса успешно извлечен, давление в шине ноль целых ноль десятых, пора и ехать. Но прежде чем садиться за руль, примечаешь одну интересную особенность — по внешнему виду спущенное колесо почти ничем себя не выдает. Быстрого взгляда абсолютно недостаточно для определения его состояния. Отсюда и первая особенность — все шины, допускающие движение после прокола, можно эксплуатировать только на автомобиле, оснащенном системой контроля давления в шинах. И это не простая прихоть, а обязательная к исполнению мера безопасности. Мы почти уверены: в отсутствие такой системы добрая треть водителей далеко не сразу заметит прокол! Уверены в этом и производители: все автомобили, комплекту-емые на конвейере подобными колесами, в базе оснащаются подобной опцией.

Ключ на старт, поехали. Нет, ну как лукавил технический специалист, что разницу в поведении очень сложно уловить, что она минимальна. Вот шельмец! Где собранность характера? Где острота управления, особенно в повороте, когда вся нагрузка приходится на спущенное колесо? А откуда эти душераздирающие, чавкающие звуки? Мда, вот тебе и не отличишь!

Буквально через несколько минут настроение начинает повышаться, ведь едет! А если 80? Едет! И повороты можно спокойно проходить. Нет, конечно, управляемость изменилась, и машину тянет в ту сторону, с какой спущено колесо. Но ехать можно и даже с комфортом (если сделать музыку погромче)! Немного покатавшись и пообвыкнув, решаем закончить испытания на проверку работоспособности в обычном режиме движения, присудив законную победу в этом раунде шинникам.

Тесты становятся все жестче

Дальше решили немного ужесточить эксперименты, откатав резину по следующей программе: небольшая змейка (30?40 км/час) — остановка — разгон в пол до 80 км/час — резкое торможение. Идея была следующая: змейкой попытаться «расшевелить» боковины и посадочные места шины знакопеременными нагрузками, а затем резким торможением провернуть ее на диске. Смысл такого цикла — проверить, как прочно «сидит» резина на диске и не «сойдет» ли она в нештатной ситуации. Конечно, можно было разогнаться побыстрее, повороты найти пожестче, но цель у нас была просто проверить, а не «снять» резину диска.

В результате змейка и разгон проходили в штатном режиме (с поправкой на некоторую размазанность реакций), видимо, те нагрузки, которые мы предлагали, были намного ниже предела сцепления боковины и колесного диска.

Чтобы не искушать судьбу, экстренное торможение проводили в 4 этапа, начиная с 50 км/час, а затем увеличивали скорость на 10 км вплоть до 80 км/час. И опять ничего, шина мертвой хваткой вцепилась в диск и не желала сдвинуться с него даже на миллиметр! Конечно, здесь свою лепту вносят и диски с увеличенным размером хампа для более точной фиксации покрышки, но зрелище все равно удивительное — колесо-то спущено!

Мысля, пришедшая опосля…

После того как автомобиль был возвращен, осталось ощущение чего-то неправильного, от которого долго не мог отделаться. Но потом вспомнил: у меня даже никто не поинтересовался, какое колесо я спустил и сколько на спущенном проехал. Нет ну, конечно, вопросы были, но следующего плана:

— Ну, как?

— Ошеломисимо!

И все, а где же формула? При том, что резина и на нашем экземпляре была не нова, да и после меня коллега получил этот же авто с теми же шинами. Что же это, чисто российская надежда на авось или режим жесткой экономии? Скорее всего, ни то, ни другое, просто специалисты уверены, что колесо выдержит и намного большие пробеги в спущенном состоянии, но если кричать об этом на каждом шагу, то люди их вообще накачивать перестанут, а там и до беды недалеко.

Ну что, 3:0 — полная победа новых технологий? Не спешите делать выводы. Первые вопросы возникнут у вас, когда вы доберетесь-таки до пресловутой шиномонтажной мастерской. Колесо сняли, разбортировали, прокол нашли, можно клеить? А вот здесь обождите. Вообще почти все производители подобных шин запрещают ремонт своих продуктов после езды без воздуха, и это значит, что, приехав в шиномонтажную мастерскую, вы должны выкинуть проколотое колесо и поставить новое.

Goodyear в этом плане пошел дальше — ремонт все-таки разрешен, но при соблюдении двух условий: если повреждения (прокол, порез) никак не касаются боковой части шины; и если диагностика состояния и ремонт шины будут производиться в специализированном центре, коих в России кот наплакал.

Немалым препятствием для автолюбителей может стать необходимость установки системы контроля давления в шине, причем очень желательно, чтобы эта система брала информацию о давлении с датчика, расположенного непосредственно в колесе. Такие системы работают намного быстрее и точнее, чем штатные автомобильные, определяющие спущенное колесо по датчикам скорости АБС1, в чем мы уже успели убедиться на собственном опыте.

ЧТО В ИТОГЕ?

Конечно, как и все знаковые нововведения, технология RunOnFlat оставила за собой не только бурю восторгов, но и список вопросов, на которые сейчас однозначного ответа нет. Однако если вспомнить, сколько споров вызывал передний привод, системы впрыска топлива и подушки безопасности, то здесь картина вовсе безоблачная.

А если нас кто-нибудь спросит: зачем эти проблемы и затраты? Отвечаем: все эти проблемы и затраты придуманы для того, чтобы вы не смогли прославиться ни в «Дорожном патруле», ни в сводках ГИБДД.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Для обычной покрышки даже небольшой пробег с проколом заканчивается фатально. Происходит это по понятным причинам: конструкция боковин не позволяет поддерживать вес автомобиля, если давление воздуха внутри нее упало до нуля — банально не хватает прочности. Боковина сминается под массой автомобиля и оказывается словно бы в жерновах, с одной стороны которых — асфальт, с другой — острая кромка колесного диска. Достаточно нескольких десятков метров, и шина превращается в лохмотья. Если же резкая потеря давления произошла на высокой скорости, то удержать автомобиль на дороге очень трудно и не многим это удается. Другое дело RunOnFlat — объектом модернизации стала как раз конструкция боковин. Она усилена и не расплющивается, выдерживая вес автомобиля. Конечно, это сказывается на поведении автомобиля, но продолжать движение можно, и о потере управления речь уже не идет: производитель заявляет, что полностью спущенная шина RunOnFlat влияет на поведение автомобиля так же, как и обычная покрышка с давлением, спущенным до 1 атмосферы.

Все шины, допускающие движение после прокола, можно эксплуатировать только на автомобиле, оснащенном системой контроля давления в шинах.

…шина мертвой хваткой вцепилась в диск и не желала сдвинуться с него даже на миллиметр!

Почти все производители запрещают ремонт своих продуктов после езды без воздуха.

1. Принцип действия таких систем достаточно прост: при езде на спущенном колесе у последнего уменьшается радиус качения по сравнению с нормальным, следовательно, частота вращения увеличивается. В результате система подсчитывает разницу частот вращения разных колес, и если эта величина превышает запрограммированную, включается режим тревоги.

21 июля 2006

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Маркетинг или техническое превосходство: данные исследования Mio качества съемки видеорегистратора от чувствительности матрицы
23 марта 2017
Новости

Маркетинг или техническое превосходство: данные исследования Mio качества съемки видеорегистратора от чувствительности матрицы

23 марта 2017 г., Москва. — Компания Mio Technology, ведущий международный разработчик и производитель автомобильной электроники, провела исследование маркетинговой активности участников рынка автомобильной электроники. Его результаты свидетельствуют: многие производители вводят в заблуждение потребителей, оправдывая стоимость своих устройств их характеристиками, которые не оказывают никакого влияния на качество видеосъемки, а то и пагубно влияют на него. Детальный анализ информационных материалов, выпускаемых участниками рынка, позволил выявить несколько основных «маркетинговых уловок».

Интеллектуальный, стильный, разумный
21 июля 2006
Обзоры

Интеллектуальный, стильный, разумный

В 2006 году CLARION обновил свой логотип, изменил его цветовую гамму. Теперь фирменные цвета бренда — это серебристый в сочетании с небесно-васильковым. Маркетологи компании охарактеризовали новую линейку как «интеллектуальную, стильную и разумную». За этими имиджевыми обновлениями кроются обновления технические — модельный ряд расширился, появились новые функции, внедренные ранее стали более доступными.

Как выбрать минимойку высокого давления?
27 апреля 2016
Советы

Как выбрать минимойку высокого давления?

Удалить загрязнения с кузова автомобиля или велосипеда, тротуара, садовой дорожки или фасада дома быстро и экономично поможет минимойка высокого давления. Вместе с Владимиром Штыревым, руководителем направления «Инструменты» сети гипермаркетов Леруа Мерлен, расскажем об основных рабочих параметрах, которые помогут подобрать подходящую бытовую мойку для частного использования.

В поисках индивидуальности
10 июня 2004
Обзоры

В поисках индивидуальности

О тонировке было уже много сказано на страницах нашего журнала, а вот сейчас речь пойдет о том, как затонировать машину и сохранить при этом индивидуальность. Ведь сейчас никого не удивишь глухой тонировкой на какой-нибудь «девятке». Если брать владельцев отечественных автомобилей, то все они тонируют машину примерно одной и той же пленкой, чаще всего в гаражах у местных умельцев, с полной уверенностью, что пленка американская (частенько вместо нее клеят какую-нибудь тайваньскую).

Lexand представляет новый многофункциональный автонавигатор
16 марта 2015
Новости

Lexand представляет новый многофункциональный автонавигатор

Российская компания «Лаборатория «ЛЕКСАНД» (бренд Lexand) снова расширяет свою линейку автомобильных навигаторов: к классическим GPS-навигаторам серии SA5 присоединяется новинка — Lexand SA5 HDR с дополнительной функцией видеорегистратора. Теперь вам не придется отвлекаться на несколько устройств на приборной панели, устанавливать, включать, настраивать и отслеживать множество разных авто-аксессуаров — Lexand SA5 HDR совмещает в себе их все.

Секрет долговечности
22 октября 2003
Новости

Секрет долговечности

Бум развития российского рынка автомобильной химии прошел довольно давно, фирмы, производящие автохимию, успешно преодолели недоверие покупателей, и сейчас в России идет жесткая борьба за покупателя. Война автохимии? Действительно, если взглянуть на прилавки автомагазинов, то от изобилия просто разбегаются глаза.

Gogoro на аккумуляторах Panasonic: смарт-скутер для больших городов
10 января 2015
Новости

Gogoro на аккумуляторах Panasonic: смарт-скутер для больших городов

В 2015 году компания Gogoro из Тайбея (провинция Тайвань, Китай) планирует вывести на рынок инновационную разработку — первый электроскутер, использующий «облачные» технологии. В качестве источников энергии для нового транспортного средства послужат цилиндрические литий-ионные аккумуляторы Panasonic (размер 18650). Аналогичные батареи, кстати, используются в электрокарах Tesla модели S.

Немецкое масло. Немецкое качество. Немецкий стандарт
22 октября 2004
Новости

Немецкое масло. Немецкое качество. Немецкий стандарт

BIZOL Formula 1 Синтетическое моторное масло ЗАЯВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: степень вязкости SAE 0W40; плотность при 15 °С — 0,86 г/мл; вязкость при 40 °С – 78 мм2/с; при 100 °С – 14 мм2/с; индекс вязкости – 185; температура вспышки —222 °С; температура застывания —45 °С; щелочное число – 8,7 мг KOH/г; зольность сульфатная – 1,0 масс %.

Гарантия движения
21 июля 2006
Новости

Гарантия движения

Компания ООО «НПО «Нордикс» — производитель российских моторных масел, специальных автожидкостей, автокосметики и автоаксессуаров «НОРДИКС». Наша марка существует с 1997 года и по праву заслужила репутацию высококачественного и надежного продукта. Наш слоган «ГАРАНТИЯ ДВИЖЕНИЯ» означает, что мы предлагаем потребителю лучшее из того, что существует на сегодня, по разумной цене и с самой надежной защитой от фальсификации и подделок.

Наши читатели всегда побеждают!
10 марта 2004
Советы

Наши читатели всегда побеждают!

Уважаемые читатели! С первых строк хочется поблагодарить всех, кто прислал рассказ о своем автомобиле на наш конкурс. Мы сами не ожидали такого количества писем, которое пришло в наш адрес. На этих страницах мы представляем вам только победителей. Но пусть не огорчаются те, кто не нашел описание своего автомобиля.