Формула безопасности

21 июля 2006

Восемьдесят на восемьдесят, восемьдесят на восемьдесят… а если шестьдесят на сто или сто двадцать на сорок? Что-то же вроде еще в школе проходили. Ах да, вспомнил, пропорции! Но работают ли они здесь? Ладно, к черту пропорции, главное, не забыть спустить переднее колесо и попробовать прокатиться по любимому маршруту со змейками, хорошими возможностями для разгона и торможения.

Именно такие мысли отчаянно бились в воспаленном мозгу вашего покорного слуги, когда тот направлялся в Крылатское, для того чтобы забрать на тест автомобиль BMW 118. Если бы в тот момент я поделился с посторонним своими соображениями, то наверняка тестировать пришлось бы белый авто с красной полосой, да и то не в качестве водителя.

Ну что ж, пока идет стандартная процедура оформления документов на авто, силой воли уже почти удалось вернуться к реальности, но менеджер, обслуживавший меня, вежливо осведомившись: «Вам колесо сейчас спустить?» — вогнала в легкий ступор.

Всему вышесказанному есть простое и логичное объяснение, и до него очень легко додуматься, если бы не намеренная ошибка, заключавшаяся в том, что автомобиль был не объектом теста, а агрегатоносителем (ради справедливости необходимо отметить, что аппарат для этих целей более чем достойный). Главным же героем, ради кого все задумывалось, были автомобильные шины Goodyear, на которые и опирался баварец. Покрышки и в самом деле не простые — позволяющие продолжить движение на автомобиле после прокола и благополучно добраться до места ремонта, не меняя колеса.

А те комбинации цифр, что вертелись в моей голове, — всего лишь рекомендации производителя, которые гласят, что на спущенном колесе можно проехать 80 км со скоростью 80 км/час. Именно этот момент и занимал меня, ведь с учетом российских реалий иногда надо проехать и все 120 км до шиномонтажа, и я вполне допускал, что путем легких преобразований сосчитаю скорость, с которой можно проехать нужное расстояние. Но нет, представители компании сразу охладили пыл: не более 80 км со скоростью не более 80 км/час.

Как ни велико было искушение, из автосалона уезжали с накачанными колесами: технологии технологиями, а так надежнее — доберемся до места, где мало «посторонних» автомобилей, и там уж проверим по полной программе, что это за зверь и с чем его едят.

Спускаем колесо

Пши-и-и-и-и-и-к! — ниппель переднего колеса успешно извлечен, давление в шине ноль целых ноль десятых, пора и ехать. Но прежде чем садиться за руль, примечаешь одну интересную особенность — по внешнему виду спущенное колесо почти ничем себя не выдает. Быстрого взгляда абсолютно недостаточно для определения его состояния. Отсюда и первая особенность — все шины, допускающие движение после прокола, можно эксплуатировать только на автомобиле, оснащенном системой контроля давления в шинах. И это не простая прихоть, а обязательная к исполнению мера безопасности. Мы почти уверены: в отсутствие такой системы добрая треть водителей далеко не сразу заметит прокол! Уверены в этом и производители: все автомобили, комплекту-емые на конвейере подобными колесами, в базе оснащаются подобной опцией.

Ключ на старт, поехали. Нет, ну как лукавил технический специалист, что разницу в поведении очень сложно уловить, что она минимальна. Вот шельмец! Где собранность характера? Где острота управления, особенно в повороте, когда вся нагрузка приходится на спущенное колесо? А откуда эти душераздирающие, чавкающие звуки? Мда, вот тебе и не отличишь!

Буквально через несколько минут настроение начинает повышаться, ведь едет! А если 80? Едет! И повороты можно спокойно проходить. Нет, конечно, управляемость изменилась, и машину тянет в ту сторону, с какой спущено колесо. Но ехать можно и даже с комфортом (если сделать музыку погромче)! Немного покатавшись и пообвыкнув, решаем закончить испытания на проверку работоспособности в обычном режиме движения, присудив законную победу в этом раунде шинникам.

Тесты становятся все жестче

Дальше решили немного ужесточить эксперименты, откатав резину по следующей программе: небольшая змейка (30?40 км/час) — остановка — разгон в пол до 80 км/час — резкое торможение. Идея была следующая: змейкой попытаться «расшевелить» боковины и посадочные места шины знакопеременными нагрузками, а затем резким торможением провернуть ее на диске. Смысл такого цикла — проверить, как прочно «сидит» резина на диске и не «сойдет» ли она в нештатной ситуации. Конечно, можно было разогнаться побыстрее, повороты найти пожестче, но цель у нас была просто проверить, а не «снять» резину диска.

В результате змейка и разгон проходили в штатном режиме (с поправкой на некоторую размазанность реакций), видимо, те нагрузки, которые мы предлагали, были намного ниже предела сцепления боковины и колесного диска.

Чтобы не искушать судьбу, экстренное торможение проводили в 4 этапа, начиная с 50 км/час, а затем увеличивали скорость на 10 км вплоть до 80 км/час. И опять ничего, шина мертвой хваткой вцепилась в диск и не желала сдвинуться с него даже на миллиметр! Конечно, здесь свою лепту вносят и диски с увеличенным размером хампа для более точной фиксации покрышки, но зрелище все равно удивительное — колесо-то спущено!

Мысля, пришедшая опосля…

После того как автомобиль был возвращен, осталось ощущение чего-то неправильного, от которого долго не мог отделаться. Но потом вспомнил: у меня даже никто не поинтересовался, какое колесо я спустил и сколько на спущенном проехал. Нет ну, конечно, вопросы были, но следующего плана:

— Ну, как?

— Ошеломисимо!

И все, а где же формула? При том, что резина и на нашем экземпляре была не нова, да и после меня коллега получил этот же авто с теми же шинами. Что же это, чисто российская надежда на авось или режим жесткой экономии? Скорее всего, ни то, ни другое, просто специалисты уверены, что колесо выдержит и намного большие пробеги в спущенном состоянии, но если кричать об этом на каждом шагу, то люди их вообще накачивать перестанут, а там и до беды недалеко.

Ну что, 3:0 — полная победа новых технологий? Не спешите делать выводы. Первые вопросы возникнут у вас, когда вы доберетесь-таки до пресловутой шиномонтажной мастерской. Колесо сняли, разбортировали, прокол нашли, можно клеить? А вот здесь обождите. Вообще почти все производители подобных шин запрещают ремонт своих продуктов после езды без воздуха, и это значит, что, приехав в шиномонтажную мастерскую, вы должны выкинуть проколотое колесо и поставить новое.

Goodyear в этом плане пошел дальше — ремонт все-таки разрешен, но при соблюдении двух условий: если повреждения (прокол, порез) никак не касаются боковой части шины; и если диагностика состояния и ремонт шины будут производиться в специализированном центре, коих в России кот наплакал.

Немалым препятствием для автолюбителей может стать необходимость установки системы контроля давления в шине, причем очень желательно, чтобы эта система брала информацию о давлении с датчика, расположенного непосредственно в колесе. Такие системы работают намного быстрее и точнее, чем штатные автомобильные, определяющие спущенное колесо по датчикам скорости АБС1, в чем мы уже успели убедиться на собственном опыте.

ЧТО В ИТОГЕ?

Конечно, как и все знаковые нововведения, технология RunOnFlat оставила за собой не только бурю восторгов, но и список вопросов, на которые сейчас однозначного ответа нет. Однако если вспомнить, сколько споров вызывал передний привод, системы впрыска топлива и подушки безопасности, то здесь картина вовсе безоблачная.

А если нас кто-нибудь спросит: зачем эти проблемы и затраты? Отвечаем: все эти проблемы и затраты придуманы для того, чтобы вы не смогли прославиться ни в «Дорожном патруле», ни в сводках ГИБДД.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Для обычной покрышки даже небольшой пробег с проколом заканчивается фатально. Происходит это по понятным причинам: конструкция боковин не позволяет поддерживать вес автомобиля, если давление воздуха внутри нее упало до нуля — банально не хватает прочности. Боковина сминается под массой автомобиля и оказывается словно бы в жерновах, с одной стороны которых — асфальт, с другой — острая кромка колесного диска. Достаточно нескольких десятков метров, и шина превращается в лохмотья. Если же резкая потеря давления произошла на высокой скорости, то удержать автомобиль на дороге очень трудно и не многим это удается. Другое дело RunOnFlat — объектом модернизации стала как раз конструкция боковин. Она усилена и не расплющивается, выдерживая вес автомобиля. Конечно, это сказывается на поведении автомобиля, но продолжать движение можно, и о потере управления речь уже не идет: производитель заявляет, что полностью спущенная шина RunOnFlat влияет на поведение автомобиля так же, как и обычная покрышка с давлением, спущенным до 1 атмосферы.

Все шины, допускающие движение после прокола, можно эксплуатировать только на автомобиле, оснащенном системой контроля давления в шинах.

…шина мертвой хваткой вцепилась в диск и не желала сдвинуться с него даже на миллиметр!

Почти все производители запрещают ремонт своих продуктов после езды без воздуха.

1. Принцип действия таких систем достаточно прост: при езде на спущенном колесе у последнего уменьшается радиус качения по сравнению с нормальным, следовательно, частота вращения увеличивается. В результате система подсчитывает разницу частот вращения разных колес, и если эта величина превышает запрограммированную, включается режим тревоги.

21 июля 2006

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Стабильность от YSDECO
22 октября 2003
Обзоры

Стабильность от YSDECO

Качество запасных частей и автомобильных аксессуаров, выпускаемых российскими производителями, зачастую может колебаться от минус до плюс бесконечности. Поэтому автолюбитель, покупая деталь взамен неисправной, не может представить, сколько она будет работать исправно. Это связано в первую очередь с тем, что на многих отечественных предприятиях культура производства до сих пор оставляет желать лучшего, а оборудование давно устарело и не соответствует современным технологическим нормам.

Защити кузов!
22 октября 2003
Советы

Защити кузов!

К сожалению, железо, которое так широко применяется в автомобилестроении, имеет свойство окисляться. Коррозия не оставляет металл ни на миг, окисляется железо и во время выплавки, и при транспортировке, продолжается все это безобразие до полного разрушения и превращения толщи металла в оксид железа — в ржавчину.

25 лет вместе: Bosch инвестирует в Россию
22 мая 2018
Новости

25 лет вместе: Bosch инвестирует в Россию

Продукция Bosch появилась на российском рынке еще в 1904 году, однако российская региональная организация начала работу в 1993 г. Сегодня Bosch отметил свое 25-летие работы в России. Примечательно, что компания за это время построила в РФ несколько заводов, производящих самую разную технику.

Зимняя депрессия
8 октября 2003
Советы

Зимняя депрессия

Если для человека депрессия — это одна из форм легкого психического расстройства, то для дизельного двигателя депрессия — это суровая необходимость, особенно в зимний период. Если обратиться к переводу слова depression, то оно означает «подавление». В случае с человеком подавляется его психика, а в случае с дизтопливом подавляется рост больших кристаллов парафина, образующихся в солярке при минусовых температурах.

Для королей автосервиса
10 марта 2004
Новости

Для королей автосервиса

Сегодня мало кого удивишь профессиональным высококачественным инструментом. Множество производителей предлагают обратить внимание на свою марку. Однако, несмотря на невероятное разнообразие, не все еще оценили преимущество такого инструмента в силу его дороговизны. Действительно, сложно найти инструмент, сочетающий в себе качество и невысокую цену.

Ты езжай, они присмотрят! Mio представляет новые видеорегистраторы MiVue и устройства «4-в-1» Combo с навигацией
4 июня 2015
Новости

Ты езжай, они присмотрят! Mio представляет новые видеорегистраторы MiVue и устройства «4-в-1» Combo с навигацией

Компания Mio Technology, разработчик и производитель автомобильной электроники, представляет на выставке Computex-2015 широкую линейку новых продуктов: видеорегистраторы серии MiVue, устройства «4-в-1» серии Combo со встроенной системой навигации, приспособления для контроля давления в шинах MiTIRE и радар-детекторы. Также компания демонстрирует велосипедные навигаторы Mio Cyclo и обновлённые профессиональные планшеты для использования в медицине, торговле и службах такси.

Комфорт и практичность
10 июня 2004
Новости

Комфорт и практичность

Тонировка уже давно перестала быть роскошью. Сейчас тонировка — это тюнинг, доступный всем. Тонировка улучшает внешний облик автомобиля, укрепляет стекла, препятствует нагреву салона, скрывает пространство салона от слишком любопытных глаз. Как вы видите, тонированный автомобиль обладает рядом преимуществ перед нетонированным.

Обзор предпусковых подогревателей
8 октября 2003
Обзоры

Обзор предпусковых подогревателей

На оленях, пусть даже утром и даже ранним, не очень комфортно в тридцатиградусный мороз. То ли дело в теплом салоне автомобиля... Что, что? Уже при —18 не заводится? И отопитель не греет? А как же тогда быть? Что бы ни писали в пресс-релизах производители автомобилей, обещая запуск и в –25, а очередную суровую русскую зиму водители по-прежнему встречают с опаской.

Mio представляет видеорегистратор MiVue 765
22 сентября 2017
Новости

Mio представляет видеорегистратор MiVue 765

Компания Mio Technology, ведущий международный разработчик и производитель автомобильной электроники, представляет видеорегистратор Mio MiVue 765 с сенсорным экраном, поддержкой записи в разрешении Full HD и системой уведомлений о камерах контроля скорости.

Ritmix представляет видеорегистратор AVR-697T cо встроенным FM-трансмиттером и съемным экраном
3 октября 2013
Новости

Ritmix представляет видеорегистратор AVR-697T cо встроенным FM-трансмиттером и съемным экраном

Представляет вам первую октябрьскую новинку Ritmix — уникальный регистратор AVR-697T со встроенным FM-трансмиттером и съемным экраном. Корейская разработка отличается суперкомпактной конструкцией и необычным способом крепления.