Девушка с веслом начала двигаться… Спортивная фотожурналистика в России. Часть I. Конец XIX - первая половина XX века

В течение последних полутора веков значение спорта в мире растет удивительными темпами — от почти закрытых, элитарных клубов, доступных только высокообразованным и состоятельным людям в XIX веке, до массового увлечения спортом во всех уголках Земного шара. Параллельно с этим активно развивается спортивная журналистика и важная ее составляющая часть — спортивная фотография. Именно в спорте фотография востребована как нигде: визуально показать момент забитого гола, финиш победителя или эмоции ликующих спортсменов и зрителей намного важнее, чем написать несколько абзацев текста об этом.

Текст: Мария ВАЩУК (РИА Новости)

Благодарим группу «РИА Новости»
за предоставленные для публикации фотографии.

 

1. Г. Зельма/РИА Новости. Первые физкультурники. Мальчик выполняет упражнение на самодельном турнике. 1924

 

Спортивная съемка всегда была в авангарде технического развития фотографии. Многие приемы, которые используют фотографы в документальной, коммерческой или арт-фотографии первоначально были открыты, опробованы и использованы в спорте. Часто важные усовершенствования и новации появляются именно у спортивных фотографов и «обкатываются» на спортивных соревнованиях. И сейчас производители профессиональной техники стараются выпускать новые репортажные камеры в преддверии крупных спортивных событий.

 

Спортивная фотография в Российской Империи

В XIX веке появляется такое понятие, как досуг, — свободное времяпрепровождение, не нацеленное на обеспечение собственного существования либо на получение выгоды. Тогда же и появляется интерес к спортивным мероприятиям, и вообще возникает такое понятие, как «спорт». Первоначально заниматься им могли только очень состоятельные люди, поэтому первые виды спорта были очень аристократичны: скачки, гольф, очень популярная в то время борьба, позднее велоспорт, коньки и прочее.

 

>

2. Иван Шагин/РИА Новости. Физкультурный парад на Красной площади. 1932

 

Фотографы того времени были сильно скованы техническими возможностями фотографии: громоздкие камеры, длительные выдержки делали практически невозможной событийную, репортажную съемку. Только ближе к концу века, с появлением первых «переносных» камер, фотографы начинают снимать мероприятия на улицах. Однако запросы и потребность именно в репортажных кадрах ощущались достаточно явно. Например, уже в журнале «Нива» в 1893 году публикуется один из первых иллюстрированных репортажей о прошедших спортивных состязаниях в Санкт Петербурге.

По снимкам того времени еще нельзя говорить о передаче динамики, выразительных фазах движения или о взвешенной композиции — пока оценим сам факт создания «моментального» спортивного снимка, фиксации не постановочного, реального события.

Кстати, фотографии финиширующих спортсменов появились уже тогда. Фотография очень быстро определила себя как отличный документатор происходящего — а это очень важно именно в спорте.

 

4. В. Красинская/РИА Новости. Метательница диска Мария Шаманова. 1928

 

«Лейка» и массовость спорта в СССР

В XX веке отношение к спорту сильно изменилось. Он становится интересен огромной аудитории и постепенно превращается в важное явление общественной жизни. Это было характерно для многих стран того времени: активно развивается международное Олимпийское движение, в Америке в начале века большую популярность приобретает массовый спорт, и буквально расцветает спортивная журналистика.

В СССР же спорт не просто стал одним из вариантов проведения досуга, но и получил важное идеологическое значение: символизировал раскрепощение народных масс, наступление нового времени, изменения общей парадигмы восприятия человека и общества.

«… После революции прорыв людей к спорту был одновременно и социальным освобождением… «Теперь и мы спортсмены!» Тогда особенно любили массовые ритмические шествия, перестроения, групповые пирамиды. Человек раскрепощал себя, свое тело… Спорт носил характер коллективного действия» (Из воспоминаний Варвары Родченко, 1977).

Для создания нового визуального образа мира требовались новые визуальные решения. В это время получает большое распространение объектив-анастигмат, обеспечивающий четкий рисунок без искажений по всей плоскости кадра, роликовая пленка заменяет одиночные пластинки, предоставляя возможность фотографу делать подряд сразу несколько кадров. А изобретение легких дальномерных камер (самая известная из них — Leica) дает фотографу недоступную ранее мобильность.

Все это повлияло на сам способ «видения» фотографов. Фотографы активно выходят на улицы и начинают искать новые варианты уже привычных сюжетов.

 

3. В. Красинская/РИА Новости. Прыгунья с шестом Милица Голдобина. 1928

 

В самой компоновке кадра произошли большие изменения: появились острые ракурсы, придающие динамичность снимкам, более плотная компоновка, распределение сюжетно важных моментов фотографии по всей плоскости кадра.

Одной из самых интересных задач для фотографа того времени — передача на фотографии реального движения. Чаще всего через фрагментарность композиции и максимально возможное приближение к объекту. Это как бы «копировало» отрывочное восприятие человеческим глазом движение объекта. К этому же периоду относятся первые попытки передать движение, экспериментируя со скоростью затвора.

Чуть размазанные из-за длительной выдержки объекты или съемка с проводкой (вдоль движения спортсмена) до сих пор используются в спортивной фотографии, а тогда, по сути, это было единственной возможностью сделать фотографии в наиболее важный момент, когда скорость спортсменов достигает максимального значения.

Важной особенностью спортивной фотографии 1930-х годов была сама организация работы фотографа на соревнованиях. Фотографа почти не ограничивали ни в месте съемки, ни в передвижении по полю. Он мог стоять сразу за воротами, находиться за спинами легкоатлетов во время старта. Если это был футбол или ему подобные виды спорта, то фотограф старался следовать за движением игры, предвидя, с какой точки наиболее выгодно будет снять конкретный сюжет.

Именно поэтому тогда была и совершенно другая техника съемки: спорт снимали объективами со средним фокусным расстоянием, старясь максимально приблизиться к объекту съемки. Использование короткофокусной оптики (телеобъективы в то время не только не были изобретены, но в них даже не чувствовалась необходимость), а порой даже широкоугольной давало совсем другие перспективу и глубину резкости, в связи с чем спортивные фотографии тех лет принципиально отличаются от современных кадров.

 

5. Д. Дебабов/РИА Новости. Братья Знаменские на старте. 1935

 

Таким образом, спортивная фотография начала XX века сделала большой шаг в сторону развития скорости фиксации событий. Фотографу по-прежнему сложно поймать «решающий момент» — яркий визуальный образ события. Но уже есть вполне реальные возможности зафиксировать наиболее важный сюжетный момент соревнований (прыжок атлета, старт лошадей на скачках, забитый гол). Однако это требует от фотографов колоссального напряжения, концентрации, опыта и отточенных технических навыков.

При полностью ручных настройках камеры (резкость, выдержка, диафрагма, перемотка пленки) удачей становится сам факт создания технически качественного (резкого) снимка нужного момента. Но фотограф в это время ограничен в возможностях поиска интересных художественных решений. Поэтому многие спортивные, удачные для своего времени, снимки сегодня нам кажутся недоделанными и немыслимыми в современной периодической печати: отрезанные головы, ноги и руки, пестрый фон, пересечение фигур на втором плане — все это пока не контролируется фотографом при съемке, и чаще всего находится даже вне сферы его внимания.

 

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Улыбнись, солнышко!
23 июня 2004
Обзоры

Улыбнись, солнышко!

Каждый из нас хотя бы раз в жизни обращал внимание на закат, уходящие лучи солнца, последний привет перед наступлением ночи... А рассвет, наверное, у многих пробуждает воспоминания о школьной жизни — помните, как встречали солнце с одноклассниками на выпускном балу? Рассвет — это новые надежды, новый день.

Классика для жизни
23 мая 2006
Новости

Классика для жизни

HYUNDAI H-TV2107PF/H-TV1407 ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА Компания HYUNDAI Electronics представляет российским телезрителям две модели новых кинескопных телевизоров — аппараты с диагоналями экранов 14 и 21 дюйм. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: оба новых телевизора выполнены в традиционной компоновке с динамиками по бокам экрана.

Зеркальная фотокамера Nikon D7100 точно для вас, если вы любите снимать дикую природу
21 февраля 2013
Новости

Зеркальная фотокамера Nikon D7100 точно для вас, если вы любите снимать дикую природу

21 февраля 2013 г. Компания Nikon представляет новую 24,1-мегапиксельную фотокамеру Nikon D7100 формата DX, которая позволит создавать незабываемые и динамичные фотографии. Эта многофункциональная, чрезвычайно легкая и компактная фотокамера, которая позволяет расширить возможности фотосъемки. Благодаря 51-точечной системе АФ фотокамеры Nikon D7100 вы можете воплощать в жизнь свое творческое видение на профессиональном уровне и при этом получать превосходные фотографии с высоким уровнем детализации, а также видеоролики в формате Full HD.

Компания LG Electronics представила флагманский смартфон LG G2 в России
19 сентября 2013
Новости

Компания LG Electronics представила флагманский смартфон LG G2 в России

Москва, 18 сентября 2013 г. ― Компания LG Electronics (LG) провела в клубе Fabrique презентацию своего премиум-смартфона LG G2 (D802). Мероприятие вёл известный телеведущий Игорь Лантратов.

Компактная камера Olympus Stylus SH-1: феноменальная 5-ти осевая система стабилизации делает новинку лидером в своей категории
31 марта 2014
Новости

Компактная камера Olympus Stylus SH-1: феноменальная 5-ти осевая система стабилизации делает новинку лидером в своей категории

Olympus SH-1 способна создать «wow-эффект» и моментально привлечь внимание. Благодаря передовым технологиям, заключенным в ее стильном корпусе, новинка отлично снимает даже в движении. Это единственная* в мире компактная цифровая камера с 5-осевой оптической ** системой стабилизации изображения для создания четких снимков и записи высокоскоростного HD-видео. Когда Вы фотографируете на ходу или снимаете видео с 24х-кратным увеличением, система стабилизации позволяет добиться отличного результата с первого раза. Камера SH-1 будет представлена в трех классических цветах – серебристом, черном и белом, приобрести новинку можно будет уже в середине апреля 2014 года, по цене 18 999 рублей.

Olympus представляет самый компактный супертелеобъектив в мире M.ZUIKO PRO 300 мм.
11 января 2016
Новости

Olympus представляет самый компактный супертелеобъектив в мире M.ZUIKO PRO 300 мм.

Для профессионалов и путешественников: самый компактный супертелеобъектив в мире с фокусным расстоянием 300мм (экв. 600 мм) и постоянной светосилой. Профессиональные фотографы, отдающие предпочтение компактным системным камерам стандарта Микро 4/3 (MFT) скоро получат возможность вести съемку с рук на больших дистанциях в любых условиях освещения после появления в продаже нового профессионального телеобъектива Olympus с фокусным расстоянием 300мм стандарта Микро 4/3: M.ZUIKO DIGITAL ED 300mm 1:4.0 IS PRO (600 мм в 35-мм эквиваленте).

Акустические системы JBL Cinema 300/500
19 июля 2012
Обзоры

Акустические системы JBL Cinema 300/500

Запоминающийся «плетеный» дизайн (Weave Design) оформления акустических систем, рожденный необычным сочетанием матерчатых фигурных грилей с профилем лицевых панелей, был впервые представлен JBL в прошлом году в линейке Studio One. Те, кто заметил и оценил экстерьер Studio One, но не мог по каким-то причинам позволить себе полноразмерные громкоговорители, например, из-за того, что для больших колонок в доме просто не хватает места, будут рады узнать, что американская компания подготовила к выходу сразу два комплекта — Cinema 300 и Cinema 500.

Обзор усилителя для наушников iFI Pro iCAN: "три тенора" в одном устройстве!
14 марта 2018
Обзоры

Обзор усилителя для наушников iFI Pro iCAN: "три тенора" в одном устройстве!

«Хочу женщину, хочу...!» - помните эту сцену из фильма Феллини? Брата забрали на пикник из дурдома, а брат сиганул на верхушку дерева и отсигналил на всю округу… Кстати, я бы сейчас эту яркую фразу перевел так, чтобы всем было понятно: «Весна — идет! Весне — дорогу!». По крайней мере, с началом весны на обзор прибыли два устройства от британского бренда iFI – это стационарный усилитель для наушников iFI Pro iCAN и мелкий ЦАП с приличными важностями, iFi Nano iOne. Сегодня послушаем и поговорим об усилителе iFI Pro iCAN.

Бизнес-проекторы Epson EB-1751-1776W компактнее, чем ноутбуки
11 сентября 2012
Новости

Бизнес-проекторы Epson EB-1751-1776W компактнее, чем ноутбуки

Компания Epson представляет новые ультрапортативные бизнес-проекторы: Epson EB-1751/1761W/1771W/1776W. Новая серия сочетает в себе яркость и высокое качество изображения, малый вес и удивительно компактный дизайн. Самые легкие и тонкие за всю историю создания проекторов Epson, новые модели разработаны специально для бизнес-профессионалов, регулярно проводящих выездные презентации.

Компания Nikon приглашает на Nikon Day в Краснодаре
14 ноября 2017
Новости

Компания Nikon приглашает на Nikon Day в Краснодаре

Москва, Россия, 14 ноября 2017 г. — Компания Nikon, которая в этом году отмечает свое столетие, устроит в Краснодаре масштабный праздник для любителей фотографии — Nikon Day. 18 ноября в ГК Екатерининский выступят амбассадоры Nikon и другие звезды фотоиндустрии c увлекательными лекциями и мастер-классами. Также любой желающий на мероприятии сможет попробовать в деле новую камеру D850, в зоне тест-драйва будут доступны более 30 моделей объективов, а также несколько небольших студий с профессиональными моделями! Праздники Nikon Day уже прошли в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, объединили свыше 1500 гостей — настала очередь фотографов из Краснодара!