Девушка с веслом начала двигаться… Спортивная фотожурналистика в России. Часть I. Конец XIX - первая половина XX века

В течение последних полутора веков значение спорта в мире растет удивительными темпами — от почти закрытых, элитарных клубов, доступных только высокообразованным и состоятельным людям в XIX веке, до массового увлечения спортом во всех уголках Земного шара. Параллельно с этим активно развивается спортивная журналистика и важная ее составляющая часть — спортивная фотография. Именно в спорте фотография востребована как нигде: визуально показать момент забитого гола, финиш победителя или эмоции ликующих спортсменов и зрителей намного важнее, чем написать несколько абзацев текста об этом.

Текст: Мария ВАЩУК (РИА Новости)

Благодарим группу «РИА Новости»
за предоставленные для публикации фотографии.

 

1. Г. Зельма/РИА Новости. Первые физкультурники. Мальчик выполняет упражнение на самодельном турнике. 1924

 

Спортивная съемка всегда была в авангарде технического развития фотографии. Многие приемы, которые используют фотографы в документальной, коммерческой или арт-фотографии первоначально были открыты, опробованы и использованы в спорте. Часто важные усовершенствования и новации появляются именно у спортивных фотографов и «обкатываются» на спортивных соревнованиях. И сейчас производители профессиональной техники стараются выпускать новые репортажные камеры в преддверии крупных спортивных событий.

 

Спортивная фотография в Российской Империи

В XIX веке появляется такое понятие, как досуг, — свободное времяпрепровождение, не нацеленное на обеспечение собственного существования либо на получение выгоды. Тогда же и появляется интерес к спортивным мероприятиям, и вообще возникает такое понятие, как «спорт». Первоначально заниматься им могли только очень состоятельные люди, поэтому первые виды спорта были очень аристократичны: скачки, гольф, очень популярная в то время борьба, позднее велоспорт, коньки и прочее.

 

>

2. Иван Шагин/РИА Новости. Физкультурный парад на Красной площади. 1932

 

Фотографы того времени были сильно скованы техническими возможностями фотографии: громоздкие камеры, длительные выдержки делали практически невозможной событийную, репортажную съемку. Только ближе к концу века, с появлением первых «переносных» камер, фотографы начинают снимать мероприятия на улицах. Однако запросы и потребность именно в репортажных кадрах ощущались достаточно явно. Например, уже в журнале «Нива» в 1893 году публикуется один из первых иллюстрированных репортажей о прошедших спортивных состязаниях в Санкт Петербурге.

По снимкам того времени еще нельзя говорить о передаче динамики, выразительных фазах движения или о взвешенной композиции — пока оценим сам факт создания «моментального» спортивного снимка, фиксации не постановочного, реального события.

Кстати, фотографии финиширующих спортсменов появились уже тогда. Фотография очень быстро определила себя как отличный документатор происходящего — а это очень важно именно в спорте.

 

4. В. Красинская/РИА Новости. Метательница диска Мария Шаманова. 1928

 

«Лейка» и массовость спорта в СССР

В XX веке отношение к спорту сильно изменилось. Он становится интересен огромной аудитории и постепенно превращается в важное явление общественной жизни. Это было характерно для многих стран того времени: активно развивается международное Олимпийское движение, в Америке в начале века большую популярность приобретает массовый спорт, и буквально расцветает спортивная журналистика.

В СССР же спорт не просто стал одним из вариантов проведения досуга, но и получил важное идеологическое значение: символизировал раскрепощение народных масс, наступление нового времени, изменения общей парадигмы восприятия человека и общества.

«… После революции прорыв людей к спорту был одновременно и социальным освобождением… «Теперь и мы спортсмены!» Тогда особенно любили массовые ритмические шествия, перестроения, групповые пирамиды. Человек раскрепощал себя, свое тело… Спорт носил характер коллективного действия» (Из воспоминаний Варвары Родченко, 1977).

Для создания нового визуального образа мира требовались новые визуальные решения. В это время получает большое распространение объектив-анастигмат, обеспечивающий четкий рисунок без искажений по всей плоскости кадра, роликовая пленка заменяет одиночные пластинки, предоставляя возможность фотографу делать подряд сразу несколько кадров. А изобретение легких дальномерных камер (самая известная из них — Leica) дает фотографу недоступную ранее мобильность.

Все это повлияло на сам способ «видения» фотографов. Фотографы активно выходят на улицы и начинают искать новые варианты уже привычных сюжетов.

 

3. В. Красинская/РИА Новости. Прыгунья с шестом Милица Голдобина. 1928

 

В самой компоновке кадра произошли большие изменения: появились острые ракурсы, придающие динамичность снимкам, более плотная компоновка, распределение сюжетно важных моментов фотографии по всей плоскости кадра.

Одной из самых интересных задач для фотографа того времени — передача на фотографии реального движения. Чаще всего через фрагментарность композиции и максимально возможное приближение к объекту. Это как бы «копировало» отрывочное восприятие человеческим глазом движение объекта. К этому же периоду относятся первые попытки передать движение, экспериментируя со скоростью затвора.

Чуть размазанные из-за длительной выдержки объекты или съемка с проводкой (вдоль движения спортсмена) до сих пор используются в спортивной фотографии, а тогда, по сути, это было единственной возможностью сделать фотографии в наиболее важный момент, когда скорость спортсменов достигает максимального значения.

Важной особенностью спортивной фотографии 1930-х годов была сама организация работы фотографа на соревнованиях. Фотографа почти не ограничивали ни в месте съемки, ни в передвижении по полю. Он мог стоять сразу за воротами, находиться за спинами легкоатлетов во время старта. Если это был футбол или ему подобные виды спорта, то фотограф старался следовать за движением игры, предвидя, с какой точки наиболее выгодно будет снять конкретный сюжет.

Именно поэтому тогда была и совершенно другая техника съемки: спорт снимали объективами со средним фокусным расстоянием, старясь максимально приблизиться к объекту съемки. Использование короткофокусной оптики (телеобъективы в то время не только не были изобретены, но в них даже не чувствовалась необходимость), а порой даже широкоугольной давало совсем другие перспективу и глубину резкости, в связи с чем спортивные фотографии тех лет принципиально отличаются от современных кадров.

 

5. Д. Дебабов/РИА Новости. Братья Знаменские на старте. 1935

 

Таким образом, спортивная фотография начала XX века сделала большой шаг в сторону развития скорости фиксации событий. Фотографу по-прежнему сложно поймать «решающий момент» — яркий визуальный образ события. Но уже есть вполне реальные возможности зафиксировать наиболее важный сюжетный момент соревнований (прыжок атлета, старт лошадей на скачках, забитый гол). Однако это требует от фотографов колоссального напряжения, концентрации, опыта и отточенных технических навыков.

При полностью ручных настройках камеры (резкость, выдержка, диафрагма, перемотка пленки) удачей становится сам факт создания технически качественного (резкого) снимка нужного момента. Но фотограф в это время ограничен в возможностях поиска интересных художественных решений. Поэтому многие спортивные, удачные для своего времени, снимки сегодня нам кажутся недоделанными и немыслимыми в современной периодической печати: отрезанные головы, ноги и руки, пестрый фон, пересечение фигур на втором плане — все это пока не контролируется фотографом при съемке, и чаще всего находится даже вне сферы его внимания.

 

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Календари Пирелли
27 июня 2005
Обзоры

Календари Пирелли

Норман Паркинсон Ноябрь, 1985 Итальянская фирма Pirelli — производитель автомобильных шин. Она единственная, пожалуй, так хорошо известна фотографам и ценителям высокого искусства по всему миру: раз в год Pirelli устраивает очередную презентацию своего легендарного календаря. Все календари Pirelli уникальны: с момента появления в 1964 году их материалы каждый год перепечатывает вся мировая пресса.

Полный кадр от «дюймовочки». Компактная камера Sony RX1R II получила матрицу 42,4 Mп, улучшенную фокусировку и первый в мире оптический НЧ-фильтр
20 октября 2015
Новости

Полный кадр от «дюймовочки». Компактная камера Sony RX1R II получила матрицу 42,4 Mп, улучшенную фокусировку и первый в мире оптический НЧ-фильтр

Новая Sony RX1R II с полнокадровой матрицей 42,4 Mп, улучшенной фокусировкой и первым в мире настраиваемым оптическим НЧ-фильтром. Новейшая супер компактная фотокамера Sony оснащена полнокадровой матрицей с обратной подсветкой, 35 мм объективом ZEISS® Sonnar T* F2, быстрой автофокусировкой, складным XGA OLED-видоискателем и первым в мире настраиваемым оптическим НЧ-фильтром[i] с возможностью брекетинга. Компания Sony расширяет свою знаменитую линейку компактных камер Cyber-shot RX, представив полнокадровую RX1R II (модель DSC-RX1RM2).

Тест акустической системы XAVIAN Duetto
15 мая 2013
Тесты

Тест акустической системы XAVIAN Duetto

Дебют чешской акустики XAVIAN в нашем журнале можно считать успешным. Акустические системы Duetto приглянулись не только качеством сборки, отделкой и стильным дизайном, звучание колонок порадовало ровной и натуральной передачей СЧ/НЧ диапазона. До идеала им бы еще подтянуть аккуратность воспроизведения дискантов.

Премиум-класс по сходной цене: LG представила новую линейку смартфонов средней ценовой категории
24 февраля 2015
Новости

Премиум-класс по сходной цене: LG представила новую линейку смартфонов средней ценовой категории

СЕУЛ, 24 февраля 2015 г. — Компания LG Electronics (LG) представит на выставке Mobile World Congress (MWC) новую линейку смартфонов средней ценовой категории, модели которой отличаются уникальным дизайном и функциями, встречающимися в смартфонах LG премиум-класса. Четыре новых смартфона LG — Magna, Spirit, Leon и Joy — созданы на основе общих принципов применяемых в дизайне, производительности, комфорте использования устройств LG.

Интернет-магазин «Закажи» меняет систему доставки заказов
28 мая 2013
Новости

Интернет-магазин «Закажи» меняет систему доставки заказов

С апреля текущего года популярный интернет-магазин «Закажи» (www.zakazi24.ru) полностью меняет систему доставки заказов покупателям. Электронный гипермаркет «Закажи» продолжает реализацию новой политики развития в составе холдинга «Симтекс». На момент покупки в апреле прошлого года гипермаркет «Закажи» имел сеть из 16 пунктов выдачи заказов в … городах. После тщательного аудита была разработана новая программа развития проекта, направленная на оптимизацию затрат, повышения эффективности работы.

Птицы из Angry Birds и робот Android оживают и поют у вас на столе
21 мая 2012
Новости

Птицы из Angry Birds и робот Android оживают и поют у вас на столе

Компания xDevice начинает продажи портативных аудиосистем серии MagicSound, выполненных в стиле самых популярных символов IT-рынках последних лет — злых птиц и зеленых свиней из игры Angry Birds (на сегодняшний день ее загрузили более 700 миллионов раз), а также зеленого робота — логотипа Android (в мире продано более 300 миллионов устройств на базе этой платформы).

Обзор фотографического фестиваля: Фотобиеннале 2012
14 февраля 2013
Обзоры

Обзор фотографического фестиваля: Фотобиеннале 2012

Фотобиеннале — крупнейший из российских фотографических фестивалей. Он проводится раз в два года, чередуясь с «Модой и стилем в фотографии» Мультимедиа Арт Музеем (бывший Московский дом фотографии). В 2012 году Фотобиеннале прошел в 9-й раз; зрителям показали более 60 выставок. Все они, по замыслу организаторов, должны были «нанизываться» на две темы: основную — «Фокус — США» (2012-й объявлен годом США в России и России в США), а также «Кинорежиссеры-фотографы и фотографы-кинорежиссеры».

Lumix DC-LX100 II – новая компактная камера от Panasonic
6 сентября 2018
Новости

Lumix DC-LX100 II – новая компактная камера от Panasonic

Компания Panasonic выпустила компактную камеру Lumix DC-LX100 II, которая приходит на смену модели LX100. Основным изменением в камере стал новый CMOS сенсор размером 4/3 дюйма с общим разрешением 21,7 Мп и эффективным разрешение 17 Мп при соотношении сторон 4:3. Кроме того, Lumix DC-LX100 II поддерживает видеосъемку в формате 4К (3840х2160) с частотой 30 к/с, имеет встроенные модули Bluetooth и Wi-Fi, а также множество аналоговых элементов управления на корпусе, упрощающих работу с камерой.

Новинки LaCie на выставке IBC
10 сентября 2019
Новости

Новинки LaCie на выставке IBC

В преддверии выставки IBC 2019 компания LaCie, премиальный бренд Seagate Technology, представила три новых системы хранения данных для специалистов креативной индустрии, а также работников отрасли СМИ и развлечений: LaCie Rugged SSD Pro, LaCie Rugged SSD и LaCie Rugged® BOSS SSD. Новинки позволят легко управлять ценным контентом, обеспечивая постоянную защиту и доступность данных в любом месте в любое время.

Fujifilm представляет фотовыставку Shoot.Print.Share @ Inspire Printing, проводимую в рамках Photokina 2018
4 мая 2018
Новости

Fujifilm представляет фотовыставку Shoot.Print.Share @ Inspire Printing, проводимую в рамках Photokina 2018

FUJIFILM снова примет участие в Photokina 2018, ведущей выставке фото-, видеотехники и обработки изображений в Кельне, которая в этом году пройдет с 26 по 29 сентября. В этом году, руководствуясь лозунгом «Каждое фото достойно быть напечатанным», Fujifilm приглашает всех европейских фотоэнтузиастов загрузить с 1 мая по 31 июля по одной фотографии, которая по результатам отбора может попасть в состав экспозиции.