Девушка с веслом начала двигаться… Спортивная фотожурналистика в России. Часть I. Конец XIX - первая половина XX века

В течение последних полутора веков значение спорта в мире растет удивительными темпами — от почти закрытых, элитарных клубов, доступных только высокообразованным и состоятельным людям в XIX веке, до массового увлечения спортом во всех уголках Земного шара. Параллельно с этим активно развивается спортивная журналистика и важная ее составляющая часть — спортивная фотография. Именно в спорте фотография востребована как нигде: визуально показать момент забитого гола, финиш победителя или эмоции ликующих спортсменов и зрителей намного важнее, чем написать несколько абзацев текста об этом.

Текст: Мария ВАЩУК (РИА Новости)

Благодарим группу «РИА Новости»
за предоставленные для публикации фотографии.

 

1. Г. Зельма/РИА Новости. Первые физкультурники. Мальчик выполняет упражнение на самодельном турнике. 1924

 

Спортивная съемка всегда была в авангарде технического развития фотографии. Многие приемы, которые используют фотографы в документальной, коммерческой или арт-фотографии первоначально были открыты, опробованы и использованы в спорте. Часто важные усовершенствования и новации появляются именно у спортивных фотографов и «обкатываются» на спортивных соревнованиях. И сейчас производители профессиональной техники стараются выпускать новые репортажные камеры в преддверии крупных спортивных событий.

 

Спортивная фотография в Российской Империи

В XIX веке появляется такое понятие, как досуг, — свободное времяпрепровождение, не нацеленное на обеспечение собственного существования либо на получение выгоды. Тогда же и появляется интерес к спортивным мероприятиям, и вообще возникает такое понятие, как «спорт». Первоначально заниматься им могли только очень состоятельные люди, поэтому первые виды спорта были очень аристократичны: скачки, гольф, очень популярная в то время борьба, позднее велоспорт, коньки и прочее.

 

>

2. Иван Шагин/РИА Новости. Физкультурный парад на Красной площади. 1932

 

Фотографы того времени были сильно скованы техническими возможностями фотографии: громоздкие камеры, длительные выдержки делали практически невозможной событийную, репортажную съемку. Только ближе к концу века, с появлением первых «переносных» камер, фотографы начинают снимать мероприятия на улицах. Однако запросы и потребность именно в репортажных кадрах ощущались достаточно явно. Например, уже в журнале «Нива» в 1893 году публикуется один из первых иллюстрированных репортажей о прошедших спортивных состязаниях в Санкт Петербурге.

По снимкам того времени еще нельзя говорить о передаче динамики, выразительных фазах движения или о взвешенной композиции — пока оценим сам факт создания «моментального» спортивного снимка, фиксации не постановочного, реального события.

Кстати, фотографии финиширующих спортсменов появились уже тогда. Фотография очень быстро определила себя как отличный документатор происходящего — а это очень важно именно в спорте.

 

4. В. Красинская/РИА Новости. Метательница диска Мария Шаманова. 1928

 

«Лейка» и массовость спорта в СССР

В XX веке отношение к спорту сильно изменилось. Он становится интересен огромной аудитории и постепенно превращается в важное явление общественной жизни. Это было характерно для многих стран того времени: активно развивается международное Олимпийское движение, в Америке в начале века большую популярность приобретает массовый спорт, и буквально расцветает спортивная журналистика.

В СССР же спорт не просто стал одним из вариантов проведения досуга, но и получил важное идеологическое значение: символизировал раскрепощение народных масс, наступление нового времени, изменения общей парадигмы восприятия человека и общества.

«… После революции прорыв людей к спорту был одновременно и социальным освобождением… «Теперь и мы спортсмены!» Тогда особенно любили массовые ритмические шествия, перестроения, групповые пирамиды. Человек раскрепощал себя, свое тело… Спорт носил характер коллективного действия» (Из воспоминаний Варвары Родченко, 1977).

Для создания нового визуального образа мира требовались новые визуальные решения. В это время получает большое распространение объектив-анастигмат, обеспечивающий четкий рисунок без искажений по всей плоскости кадра, роликовая пленка заменяет одиночные пластинки, предоставляя возможность фотографу делать подряд сразу несколько кадров. А изобретение легких дальномерных камер (самая известная из них — Leica) дает фотографу недоступную ранее мобильность.

Все это повлияло на сам способ «видения» фотографов. Фотографы активно выходят на улицы и начинают искать новые варианты уже привычных сюжетов.

 

3. В. Красинская/РИА Новости. Прыгунья с шестом Милица Голдобина. 1928

 

В самой компоновке кадра произошли большие изменения: появились острые ракурсы, придающие динамичность снимкам, более плотная компоновка, распределение сюжетно важных моментов фотографии по всей плоскости кадра.

Одной из самых интересных задач для фотографа того времени — передача на фотографии реального движения. Чаще всего через фрагментарность композиции и максимально возможное приближение к объекту. Это как бы «копировало» отрывочное восприятие человеческим глазом движение объекта. К этому же периоду относятся первые попытки передать движение, экспериментируя со скоростью затвора.

Чуть размазанные из-за длительной выдержки объекты или съемка с проводкой (вдоль движения спортсмена) до сих пор используются в спортивной фотографии, а тогда, по сути, это было единственной возможностью сделать фотографии в наиболее важный момент, когда скорость спортсменов достигает максимального значения.

Важной особенностью спортивной фотографии 1930-х годов была сама организация работы фотографа на соревнованиях. Фотографа почти не ограничивали ни в месте съемки, ни в передвижении по полю. Он мог стоять сразу за воротами, находиться за спинами легкоатлетов во время старта. Если это был футбол или ему подобные виды спорта, то фотограф старался следовать за движением игры, предвидя, с какой точки наиболее выгодно будет снять конкретный сюжет.

Именно поэтому тогда была и совершенно другая техника съемки: спорт снимали объективами со средним фокусным расстоянием, старясь максимально приблизиться к объекту съемки. Использование короткофокусной оптики (телеобъективы в то время не только не были изобретены, но в них даже не чувствовалась необходимость), а порой даже широкоугольной давало совсем другие перспективу и глубину резкости, в связи с чем спортивные фотографии тех лет принципиально отличаются от современных кадров.

 

5. Д. Дебабов/РИА Новости. Братья Знаменские на старте. 1935

 

Таким образом, спортивная фотография начала XX века сделала большой шаг в сторону развития скорости фиксации событий. Фотографу по-прежнему сложно поймать «решающий момент» — яркий визуальный образ события. Но уже есть вполне реальные возможности зафиксировать наиболее важный сюжетный момент соревнований (прыжок атлета, старт лошадей на скачках, забитый гол). Однако это требует от фотографов колоссального напряжения, концентрации, опыта и отточенных технических навыков.

При полностью ручных настройках камеры (резкость, выдержка, диафрагма, перемотка пленки) удачей становится сам факт создания технически качественного (резкого) снимка нужного момента. Но фотограф в это время ограничен в возможностях поиска интересных художественных решений. Поэтому многие спортивные, удачные для своего времени, снимки сегодня нам кажутся недоделанными и немыслимыми в современной периодической печати: отрезанные головы, ноги и руки, пестрый фон, пересечение фигур на втором плане — все это пока не контролируется фотографом при съемке, и чаще всего находится даже вне сферы его внимания.

 

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Компания «Лаборатория «ЛЕКСАНД» выпустила на рынок новую серию кнопочных сотовых телефонов А-серии.
14 марта 2016
Новости

Компания «Лаборатория «ЛЕКСАНД» выпустила на рынок новую серию кнопочных сотовых телефонов А-серии.

«Лаборатория «ЛЕКСАНД» вышла на рынок устройств сотовой связи в 2013 году со смартфонами, а в 2014 представила сотовые мини-телефоны серии LPH, сразу же сформировав тренд этих устройств на российском рынке. В конце 2014 года модель мини-телефона Lexand Mini LPH1 вошла в ТОП-5 по продажам среди всего сегмента рынка GSM (смартфонов и телефонов) в России. Сегодня LEXAND представляет новую линейку полноразмерных мобильных телефонов, отличающихся функциональностью, привлекательным антикризисным соотношением цена/качество, надежностью и лаконичным дизайном.

Philips Smart TV серии 3500: малый экран интернету - не помеха
17 февраля 2012
Новости

Philips Smart TV серии 3500: малый экран интернету - не помеха

Компания Philips представляет новые модели телевизоров серии 3500 с LED-подсветкой экрана, функцией Full HD, широкими возможностями подключения и технологией Smart TV. Таким образом, технология Smart TV от Philips будет представлена во всех ценовых категориях – включая базовые модели телевизоров. Новые модели серии 3500, характеризуемые качественным изображением и звуком, станут доступны в России со второго квартала 2012 года.

Зеркальная камера Sony a77 II всегда в фокусе благодаря 79-точечной системе автофокусировки
5 мая 2014
Новости

Зеркальная камера Sony a77 II всегда в фокусе благодаря 79-точечной системе автофокусировки

От динамичного спортивного сюжета до внезапно вспорхнувшей испуганной птицы: новая камера Sony α77 II всегда держит цель, снимая четко сфокусированные кадры один за другим. Основываясь на наследии весьма популярных фотокамер Sony α77 и α700, модель α77 II предоставляет увлеченным любителям целую вереницу интересных усовершенствований, заключенных в прочный, защищенный от внешних воздействий корпус, который выстоит в любых испытаниях.

Компания Hisense приобрела Gorenje и Toshiba
18 июля 2018
Новости

Компания Hisense приобрела Gorenje и Toshiba

В Москве состоялось пресс-мероприятие с участием председателя Hisense International Ltd доктора Лан Лина. В ходе встречи д-р Лин рассказал о долгосрочной стратегии компании и объявил о двух крупных сделках Hisense: приобретении телевизионного направления Toshiba и производителя бытовой техники Gorenje.

Astell&Kern PSF11 Layla/ Jerry Harvey Audio — музыка в каждой детали!
10 февраля 2015
Новости

Astell&Kern PSF11 Layla/ Jerry Harvey Audio — музыка в каждой детали!

В феврале 2015 года в России поступят в продажу новые уникальные модели соблазнительных вставных арматурных наушников серии «Сирены/Sirens» от известного премиального бренда Astell&Kern. Эта серия стала продолжением успешного сотрудничества Astell&Kern с Jerry Harvey Audio и выпуска лимитированной версии наушников Roxanne для Astell&Kern.

Линейка 3D-проекторов серии SDC пополнилась двумя новыми моделями — Grey Wolf SDC8 и Grey Wolf V4K SDC12!
17 января 2013
Новости

Линейка 3D-проекторов серии SDC пополнилась двумя новыми моделями — Grey Wolf SDC8 и Grey Wolf V4K SDC12!

Целью расширения линейки SDC стала разработка более доступных аналогов существующим моделям SDC10 и SDC15V4K с сохранением очень высоких показателей нативной контрастности — 50 000:1 для SDC8 и 70 000:1 для SDC12.

Зеркальная Камера Nikon DF: функционал, достойный профессионала
6 июля 2014
Обзоры

Зеркальная Камера Nikon DF: функционал, достойный профессионала

В недалеком прошлом компания Nikon создавала фотокамеры с полноразмерной матрицей только для профессиональных репортеров. Размер такой матрицы совпадает с традиционным пленочным кадром 36х24 мм. На камере с полноразмерной матрицей можно с успехом применять светосильную оптику и точно контролировать глубину резко изображаемого пространства, это одно из основных выразительных средств для фотографа.

Fujifilm анонсировала новую компактную камеру XF10 с датчиком APS-C
19 июля 2018
Новости

Fujifilm анонсировала новую компактную камеру XF10 с датчиком APS-C

Корпорация FUJIFILM объявляет о выпуске FUJIFILM XF10 — новой компактной цифровой камеры премиум-класса, оснащенной высококачественным объективом c фиксированным фокусным расстоянием 18,5 мм и диафрагмой F2,8. Камера оснащена матрицей формата APS-C, которая в 14 раз больше матрицы, используемой в стандартных смартфонах. FUJIFILM XF10 имеет все отличительные признаки серии X — простое ручное управление, превосходное качество изображения и универсальные функции.

Смартфоны Moto получат обновление до Android 7.0
13 декабря 2016
Новости

Смартфоны Moto получат обновление до Android 7.0

Москва, 13 декабря 2016 года: Компания Lenovo (HKSE: 992) (ADR: LNVGY) анонсирует обновление смартфонов линейки Moto Z до последней версии Android 7.0 Nougat. Помимо всех нововведений Android 7 улучшены жесты Moto для уменьшения рабочей области при работе одной рукой, а также добавлена поддержка VR-гарнитуры Google Daydream.

Мартин Парр получит награду за выдающийся вклад в области фотографии на церемонии Sony World Photography Awards 2017
17 января 2017
Новости

Мартин Парр получит награду за выдающийся вклад в области фотографии на церемонии Sony World Photography Awards 2017

17 января 2017 г. Всемирная организация фотографии (World Photography Organisation) сегодня объявила о присуждении премии «Выдающийся вклад в области фотографии» (Outstanding Contribution to Photography) британскому фотографу-документалисту Мартину Парру (Martin Parr). Вручение награды произойдет на торжественной церемонии Sony World Photography Awards 2017, которая состоится в Лондоне в четверг 20 апреля.