Девушка с веслом начала двигаться… Спортивная фотожурналистика в России. Часть I. Конец XIX - первая половина XX века

В течение последних полутора веков значение спорта в мире растет удивительными темпами — от почти закрытых, элитарных клубов, доступных только высокообразованным и состоятельным людям в XIX веке, до массового увлечения спортом во всех уголках Земного шара. Параллельно с этим активно развивается спортивная журналистика и важная ее составляющая часть — спортивная фотография. Именно в спорте фотография востребована как нигде: визуально показать момент забитого гола, финиш победителя или эмоции ликующих спортсменов и зрителей намного важнее, чем написать несколько абзацев текста об этом.

Текст: Мария ВАЩУК (РИА Новости)

Благодарим группу «РИА Новости»
за предоставленные для публикации фотографии.

 

1. Г. Зельма/РИА Новости. Первые физкультурники. Мальчик выполняет упражнение на самодельном турнике. 1924

 

Спортивная съемка всегда была в авангарде технического развития фотографии. Многие приемы, которые используют фотографы в документальной, коммерческой или арт-фотографии первоначально были открыты, опробованы и использованы в спорте. Часто важные усовершенствования и новации появляются именно у спортивных фотографов и «обкатываются» на спортивных соревнованиях. И сейчас производители профессиональной техники стараются выпускать новые репортажные камеры в преддверии крупных спортивных событий.

 

Спортивная фотография в Российской Империи

В XIX веке появляется такое понятие, как досуг, — свободное времяпрепровождение, не нацеленное на обеспечение собственного существования либо на получение выгоды. Тогда же и появляется интерес к спортивным мероприятиям, и вообще возникает такое понятие, как «спорт». Первоначально заниматься им могли только очень состоятельные люди, поэтому первые виды спорта были очень аристократичны: скачки, гольф, очень популярная в то время борьба, позднее велоспорт, коньки и прочее.

 

>

2. Иван Шагин/РИА Новости. Физкультурный парад на Красной площади. 1932

 

Фотографы того времени были сильно скованы техническими возможностями фотографии: громоздкие камеры, длительные выдержки делали практически невозможной событийную, репортажную съемку. Только ближе к концу века, с появлением первых «переносных» камер, фотографы начинают снимать мероприятия на улицах. Однако запросы и потребность именно в репортажных кадрах ощущались достаточно явно. Например, уже в журнале «Нива» в 1893 году публикуется один из первых иллюстрированных репортажей о прошедших спортивных состязаниях в Санкт Петербурге.

По снимкам того времени еще нельзя говорить о передаче динамики, выразительных фазах движения или о взвешенной композиции — пока оценим сам факт создания «моментального» спортивного снимка, фиксации не постановочного, реального события.

Кстати, фотографии финиширующих спортсменов появились уже тогда. Фотография очень быстро определила себя как отличный документатор происходящего — а это очень важно именно в спорте.

 

4. В. Красинская/РИА Новости. Метательница диска Мария Шаманова. 1928

 

«Лейка» и массовость спорта в СССР

В XX веке отношение к спорту сильно изменилось. Он становится интересен огромной аудитории и постепенно превращается в важное явление общественной жизни. Это было характерно для многих стран того времени: активно развивается международное Олимпийское движение, в Америке в начале века большую популярность приобретает массовый спорт, и буквально расцветает спортивная журналистика.

В СССР же спорт не просто стал одним из вариантов проведения досуга, но и получил важное идеологическое значение: символизировал раскрепощение народных масс, наступление нового времени, изменения общей парадигмы восприятия человека и общества.

«… После революции прорыв людей к спорту был одновременно и социальным освобождением… «Теперь и мы спортсмены!» Тогда особенно любили массовые ритмические шествия, перестроения, групповые пирамиды. Человек раскрепощал себя, свое тело… Спорт носил характер коллективного действия» (Из воспоминаний Варвары Родченко, 1977).

Для создания нового визуального образа мира требовались новые визуальные решения. В это время получает большое распространение объектив-анастигмат, обеспечивающий четкий рисунок без искажений по всей плоскости кадра, роликовая пленка заменяет одиночные пластинки, предоставляя возможность фотографу делать подряд сразу несколько кадров. А изобретение легких дальномерных камер (самая известная из них — Leica) дает фотографу недоступную ранее мобильность.

Все это повлияло на сам способ «видения» фотографов. Фотографы активно выходят на улицы и начинают искать новые варианты уже привычных сюжетов.

 

3. В. Красинская/РИА Новости. Прыгунья с шестом Милица Голдобина. 1928

 

В самой компоновке кадра произошли большие изменения: появились острые ракурсы, придающие динамичность снимкам, более плотная компоновка, распределение сюжетно важных моментов фотографии по всей плоскости кадра.

Одной из самых интересных задач для фотографа того времени — передача на фотографии реального движения. Чаще всего через фрагментарность композиции и максимально возможное приближение к объекту. Это как бы «копировало» отрывочное восприятие человеческим глазом движение объекта. К этому же периоду относятся первые попытки передать движение, экспериментируя со скоростью затвора.

Чуть размазанные из-за длительной выдержки объекты или съемка с проводкой (вдоль движения спортсмена) до сих пор используются в спортивной фотографии, а тогда, по сути, это было единственной возможностью сделать фотографии в наиболее важный момент, когда скорость спортсменов достигает максимального значения.

Важной особенностью спортивной фотографии 1930-х годов была сама организация работы фотографа на соревнованиях. Фотографа почти не ограничивали ни в месте съемки, ни в передвижении по полю. Он мог стоять сразу за воротами, находиться за спинами легкоатлетов во время старта. Если это был футбол или ему подобные виды спорта, то фотограф старался следовать за движением игры, предвидя, с какой точки наиболее выгодно будет снять конкретный сюжет.

Именно поэтому тогда была и совершенно другая техника съемки: спорт снимали объективами со средним фокусным расстоянием, старясь максимально приблизиться к объекту съемки. Использование короткофокусной оптики (телеобъективы в то время не только не были изобретены, но в них даже не чувствовалась необходимость), а порой даже широкоугольной давало совсем другие перспективу и глубину резкости, в связи с чем спортивные фотографии тех лет принципиально отличаются от современных кадров.

 

5. Д. Дебабов/РИА Новости. Братья Знаменские на старте. 1935

 

Таким образом, спортивная фотография начала XX века сделала большой шаг в сторону развития скорости фиксации событий. Фотографу по-прежнему сложно поймать «решающий момент» — яркий визуальный образ события. Но уже есть вполне реальные возможности зафиксировать наиболее важный сюжетный момент соревнований (прыжок атлета, старт лошадей на скачках, забитый гол). Однако это требует от фотографов колоссального напряжения, концентрации, опыта и отточенных технических навыков.

При полностью ручных настройках камеры (резкость, выдержка, диафрагма, перемотка пленки) удачей становится сам факт создания технически качественного (резкого) снимка нужного момента. Но фотограф в это время ограничен в возможностях поиска интересных художественных решений. Поэтому многие спортивные, удачные для своего времени, снимки сегодня нам кажутся недоделанными и немыслимыми в современной периодической печати: отрезанные головы, ноги и руки, пестрый фон, пересечение фигур на втором плане — все это пока не контролируется фотографом при съемке, и чаще всего находится даже вне сферы его внимания.

 

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Студийные наушники KOSS Pro4S скоро появятся в России
25 сентября 2014
Новости

Студийные наушники KOSS Pro4S скоро появятся в России

Американская компания KOSS спешит порадовать российских меломанов и музыкантов новыми мощными студийными наушниками KOSS Pro4S. Модель отличается хорошей звукоизоляцией, высоким комфортом и легкой конструкцией. Она поступит в продажу в декабре 2014 года.

Популярные LED телевизоры Hitachi серии HX теперь и в России
14 марта 2014
Новости

Популярные LED телевизоры Hitachi серии HX теперь и в России

Москва, 20 декабря 2013 г. — Hitachi Digital Media Group объявляет о запуске LED телевизоров серии HX на российский рынок. Решение было продиктовано стабильно высокими показателями продаж, достигнутыми в результате успешного запуска новых моделей в Великобритании и Европе летом прошлого года. Новые модели, обладающие яркими внешними характеристиками, производятся в Турции с использованием последних технологий. Данные телевизоры полностью отвечают требованиям растущего российского рынка и отражают стремление компании обеспечить успешное возвращение в Россию.

Обзор Nikon D600, часть 2: я буду резкой - с такой-то системой фокусировки
2 марта 2013
Обзоры

Обзор Nikon D600, часть 2: я буду резкой - с такой-то системой фокусировки

Еще несколько лет назад точная фокусировка была слабым местом недорогих фотокамер. Часто всего лишь один центральный датчик был чувствителен к горизонтальным и вертикальным линиям. В Nikon D600 за точную наводку на резкость отвечает система из 39 датчиков фокусировки. Среди датчиков фокусировки - 9 крестообразных, причем, центральная часть датчиков системы замера фокусировки может работать с не очень светосильными объективами. Самая привычная и надежная для нас - одноточечная система фокусировки по центральной зоне кадра. Но если мы хотим, чтобы быстро двигающийся по всему полю кадра объект получился резким – есть возможность включить и остальные датчики...

PlayMemories Camera Apps от Sony: просто загрузите приложение на свою фотокамеру — и творите!
6 марта 2013
Новости

PlayMemories Camera Apps от Sony: просто загрузите приложение на свою фотокамеру — и творите!

Приложение PlayMemories Camera Apps от Sony предлагает новые способы работы с мультимедиа на различных устройствах. PlayMemories — это простой в использовании набор сервисов и приложений, позволяющий насладиться фото- и видеоматериалами на различных устройствах – от камер, смартфонов и планшетных ПК до игровых консолей PLAYSTATION®3 и совместимых телевизоров BRAVIA. Среди сервисов Sony PlayMemories такие службы как PlayMemories Mobile, PlayMemories Home, PlayMemories Studios (система каталогизации с поддержкой календаря и геометок, а также редактирования изображений и видео для PLAYSTATION®3), PlayMemories online и PlayMemories Camera Apps.

Тест ЖК-телевизора Changhong E32F898EB
6 марта 2012
Тесты

Тест ЖК-телевизора Changhong E32F898EB

Достоинства: большой набор различный функций, в том числе связанных с интернет-приложениями. Плавное отображение движения. Недостатки: цветовая палитра при сигнале с компонентного входа местами не очень натуральна.

Обзор цифровой зеркальной фотокамеры Sony Alpha DSLR-A850
29 октября 2012
Обзоры

Обзор цифровой зеркальной фотокамеры Sony Alpha DSLR-A850

Вслед за своей первой полноформатной камерой А900 компания Sony выпустила несколько более простую, но и заметно более дешевую модель.

ZTE представляет флагманский смартфон AXON 7
26 мая 2016
Новости

ZTE представляет флагманский смартфон AXON 7

26 мая 2016 г., Пекин – Компания ZTE, один из крупнейших в мире производителей мобильной электроники, сегодня официально представила свой новый флагман AXON 7 в пекинском отеле Park Hyatt. В ходе презентации также было объявлено, что официальным представителем бренда для серии Hi-End смартфонов ZTE AXON станет всемирно известный пианист Лан Лан.

Компания «Эльдорадо» обновила бренд, рекламную стратегию и формат магазинов
31 октября 2018
Новости

Компания «Эльдорадо» обновила бренд, рекламную стратегию и формат магазинов

Розничная сеть «Эльдорадо» (входит в Группу «М.Видео – Эльдорадо», ПФГ САФМАР Михаила Гуцериева), объявила о ребрендинге в рамках обновления бизнес-стратегии и позиционирования на российском рынке. Изменения затронули корпоративный логотип, рекламную концепцию, сайт eldorado.ru, дизайн и оформление магазинов.

Не отрекаются любя. Наушники Phonak Audeo PFE 232: совершенно комфортный драйв
11 июня 2015
Обзоры

Не отрекаются любя. Наушники Phonak Audeo PFE 232: совершенно комфортный драйв

Разве это возможно остаться без швейцарского шоколада? А без швейцарского сыра или швейцарских часов? Если только сама Швейцария в полном составе возьмет курс на Луну... Вот и швейцарские наушники Phonak, решившие свести счеты с рынком, из того же ряда. Я, конечно, всплакну, продолжая прощальную сагу о продуктах от ведущей Швейцарской компании в области слухопротезирования, но что-то мне подсказывает, что смахивать скупую мужскую слезу придется не всю оставшуюся жизнь. Не отрекаются любя… Сегодня в нашем меню — двухдрайверная модель внутриканальных наушников Phonak Audeo PFE 232. И это совершенно комфортный драйв, который бесследно исчезнуть не может даже на Луне.

Canon представляет компактный PowerShot G3 X с невероятно мощным зумом
19 июня 2015
Новости

Canon представляет компактный PowerShot G3 X с невероятно мощным зумом

Canon расширяет свою знаменитую серию PowerShot G камерой PowerShot G3 X. PowerShot G3 X — первая компактная модель Canon с суперзумом и дюймовым CMOS-датчиком с обратной подсветкой, которая обеспечивает выдающееся качество фотографий и видеороликов и дает творческие возможности, немыслимые для других компактных камер. Благодаря первоклассной оптике Canon, универсальному 25-кратному зуму и контролю на уровне зеркальных камер вы легко сможете приближать в кадре нужные объекты, даже снимая на ходу, например, во время путешествия. PowerShot G3 X прекрасно подходит для съемки природы и спортивных мероприятий и станет незаменимой камерой для профессионалов, которым необходимы безупречные кадры.