Девушка с веслом начала двигаться… Спортивная фотожурналистика в России. Часть I. Конец XIX - первая половина XX века

В течение последних полутора веков значение спорта в мире растет удивительными темпами — от почти закрытых, элитарных клубов, доступных только высокообразованным и состоятельным людям в XIX веке, до массового увлечения спортом во всех уголках Земного шара. Параллельно с этим активно развивается спортивная журналистика и важная ее составляющая часть — спортивная фотография. Именно в спорте фотография востребована как нигде: визуально показать момент забитого гола, финиш победителя или эмоции ликующих спортсменов и зрителей намного важнее, чем написать несколько абзацев текста об этом.

Текст: Мария ВАЩУК (РИА Новости)

Благодарим группу «РИА Новости»
за предоставленные для публикации фотографии.

 

1. Г. Зельма/РИА Новости. Первые физкультурники. Мальчик выполняет упражнение на самодельном турнике. 1924

 

Спортивная съемка всегда была в авангарде технического развития фотографии. Многие приемы, которые используют фотографы в документальной, коммерческой или арт-фотографии первоначально были открыты, опробованы и использованы в спорте. Часто важные усовершенствования и новации появляются именно у спортивных фотографов и «обкатываются» на спортивных соревнованиях. И сейчас производители профессиональной техники стараются выпускать новые репортажные камеры в преддверии крупных спортивных событий.

 

Спортивная фотография в Российской Империи

В XIX веке появляется такое понятие, как досуг, — свободное времяпрепровождение, не нацеленное на обеспечение собственного существования либо на получение выгоды. Тогда же и появляется интерес к спортивным мероприятиям, и вообще возникает такое понятие, как «спорт». Первоначально заниматься им могли только очень состоятельные люди, поэтому первые виды спорта были очень аристократичны: скачки, гольф, очень популярная в то время борьба, позднее велоспорт, коньки и прочее.

 

>

2. Иван Шагин/РИА Новости. Физкультурный парад на Красной площади. 1932

 

Фотографы того времени были сильно скованы техническими возможностями фотографии: громоздкие камеры, длительные выдержки делали практически невозможной событийную, репортажную съемку. Только ближе к концу века, с появлением первых «переносных» камер, фотографы начинают снимать мероприятия на улицах. Однако запросы и потребность именно в репортажных кадрах ощущались достаточно явно. Например, уже в журнале «Нива» в 1893 году публикуется один из первых иллюстрированных репортажей о прошедших спортивных состязаниях в Санкт Петербурге.

По снимкам того времени еще нельзя говорить о передаче динамики, выразительных фазах движения или о взвешенной композиции — пока оценим сам факт создания «моментального» спортивного снимка, фиксации не постановочного, реального события.

Кстати, фотографии финиширующих спортсменов появились уже тогда. Фотография очень быстро определила себя как отличный документатор происходящего — а это очень важно именно в спорте.

 

4. В. Красинская/РИА Новости. Метательница диска Мария Шаманова. 1928

 

«Лейка» и массовость спорта в СССР

В XX веке отношение к спорту сильно изменилось. Он становится интересен огромной аудитории и постепенно превращается в важное явление общественной жизни. Это было характерно для многих стран того времени: активно развивается международное Олимпийское движение, в Америке в начале века большую популярность приобретает массовый спорт, и буквально расцветает спортивная журналистика.

В СССР же спорт не просто стал одним из вариантов проведения досуга, но и получил важное идеологическое значение: символизировал раскрепощение народных масс, наступление нового времени, изменения общей парадигмы восприятия человека и общества.

«… После революции прорыв людей к спорту был одновременно и социальным освобождением… «Теперь и мы спортсмены!» Тогда особенно любили массовые ритмические шествия, перестроения, групповые пирамиды. Человек раскрепощал себя, свое тело… Спорт носил характер коллективного действия» (Из воспоминаний Варвары Родченко, 1977).

Для создания нового визуального образа мира требовались новые визуальные решения. В это время получает большое распространение объектив-анастигмат, обеспечивающий четкий рисунок без искажений по всей плоскости кадра, роликовая пленка заменяет одиночные пластинки, предоставляя возможность фотографу делать подряд сразу несколько кадров. А изобретение легких дальномерных камер (самая известная из них — Leica) дает фотографу недоступную ранее мобильность.

Все это повлияло на сам способ «видения» фотографов. Фотографы активно выходят на улицы и начинают искать новые варианты уже привычных сюжетов.

 

3. В. Красинская/РИА Новости. Прыгунья с шестом Милица Голдобина. 1928

 

В самой компоновке кадра произошли большие изменения: появились острые ракурсы, придающие динамичность снимкам, более плотная компоновка, распределение сюжетно важных моментов фотографии по всей плоскости кадра.

Одной из самых интересных задач для фотографа того времени — передача на фотографии реального движения. Чаще всего через фрагментарность композиции и максимально возможное приближение к объекту. Это как бы «копировало» отрывочное восприятие человеческим глазом движение объекта. К этому же периоду относятся первые попытки передать движение, экспериментируя со скоростью затвора.

Чуть размазанные из-за длительной выдержки объекты или съемка с проводкой (вдоль движения спортсмена) до сих пор используются в спортивной фотографии, а тогда, по сути, это было единственной возможностью сделать фотографии в наиболее важный момент, когда скорость спортсменов достигает максимального значения.

Важной особенностью спортивной фотографии 1930-х годов была сама организация работы фотографа на соревнованиях. Фотографа почти не ограничивали ни в месте съемки, ни в передвижении по полю. Он мог стоять сразу за воротами, находиться за спинами легкоатлетов во время старта. Если это был футбол или ему подобные виды спорта, то фотограф старался следовать за движением игры, предвидя, с какой точки наиболее выгодно будет снять конкретный сюжет.

Именно поэтому тогда была и совершенно другая техника съемки: спорт снимали объективами со средним фокусным расстоянием, старясь максимально приблизиться к объекту съемки. Использование короткофокусной оптики (телеобъективы в то время не только не были изобретены, но в них даже не чувствовалась необходимость), а порой даже широкоугольной давало совсем другие перспективу и глубину резкости, в связи с чем спортивные фотографии тех лет принципиально отличаются от современных кадров.

 

5. Д. Дебабов/РИА Новости. Братья Знаменские на старте. 1935

 

Таким образом, спортивная фотография начала XX века сделала большой шаг в сторону развития скорости фиксации событий. Фотографу по-прежнему сложно поймать «решающий момент» — яркий визуальный образ события. Но уже есть вполне реальные возможности зафиксировать наиболее важный сюжетный момент соревнований (прыжок атлета, старт лошадей на скачках, забитый гол). Однако это требует от фотографов колоссального напряжения, концентрации, опыта и отточенных технических навыков.

При полностью ручных настройках камеры (резкость, выдержка, диафрагма, перемотка пленки) удачей становится сам факт создания технически качественного (резкого) снимка нужного момента. Но фотограф в это время ограничен в возможностях поиска интересных художественных решений. Поэтому многие спортивные, удачные для своего времени, снимки сегодня нам кажутся недоделанными и немыслимыми в современной периодической печати: отрезанные головы, ноги и руки, пестрый фон, пересечение фигур на втором плане — все это пока не контролируется фотографом при съемке, и чаще всего находится даже вне сферы его внимания.

 

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Российские эксперты назвали лучшие продукты рынка потребительской электроники 2013 года
15 апреля 2013
Новости

Российские эксперты назвали лучшие продукты рынка потребительской электроники 2013 года

Оргкомитет Национальной Премии «ПРОДУКТ ГОДА» назвал лучшие продукты в 2013 году по версии профессионального жюри в категориях «Аудио-видео техника», «Фототехника, оборудование и материалы», «Мобильные и цифровые устройства», «Бытовая техника». Торжественная церемония награждения состоялась 11 апреля в Крокус Сити в рамках главного события на рынке потребительской электроники в России и странах СНГ — выставки Consumer Electronics & Photo Expo 2013.

Тест телевизора Changhong 3DP58F938EC
29 февраля 2012
Тесты

Тест телевизора Changhong 3DP58F938EC

Full HD-плазменный телевизор 3D Net TV. Достоинства: хорошая четкость изображения, стильный дизайн телевизора, богатый набор различных функций, включая различные интернет-сервисы. Недостатки: Немного заметна гребенка на движущихся наклонных линиях. Цвета немного перенасыщены отдельными оттенками.

Фотовыставка «Эллиотт Эрвитт. Ретроспектива»
1 октября 2015
Новости

Фотовыставка «Эллиотт Эрвитт. Ретроспектива»

Российско-итальянское агентство BZ совместно с крупнейшим международным фотоагентством Magnum Photos® представляют персональную выставку одного из самых известных современных авторов репортажной фотографии Эллиотта Эрвитта.

Смартфоны ARCHOS Platinum: добавь цвета в осенние будни
26 сентября 2014
Новости

Смартфоны ARCHOS Platinum: добавь цвета в осенние будни

Модели ARCHOS45cPlatinumи ARCHOS50bPlatinumпоражают плавностью работы операционной системы Android KitKat, потрясающей производительностью четырехъядерных процессоров MediaTek и яркими IPS-дисплеями при весьма умеренной цене. Каждый смартфон поставляется в комплекте с тремя разноцветными задними панелями. Новые ARCHOS Platinum привнесут частичку цвета в серые осенние будни: большие экраны IPS приятно удивят сочными живыми цветами и отличными углами обзора, а три сменные панели на заднюю крышку позволят выбирать настроение дня...

Беззеркальная камера Olympus OM-D E-M10: камеру, созданную целиком из металла, можно считать торжеством дизайна и инженерной мысли
5 февраля 2014
Новости

Беззеркальная камера Olympus OM-D E-M10: камеру, созданную целиком из металла, можно считать торжеством дизайна и инженерной мысли

Линейка Olympus OM-D, получившая множество наград и признание ведущих экспертов, пополнилась еще одной горячей новинкой. Камера E-M10 гарантирует высочайшее качество снимков, скорость фокусировки E-M5 и мощность флагмана E-M1 и все это в компактном и элегантном металлическом корпусе. Но это еще не все, чем может похвастаться E-M10: камера получила высокоскоростной электронный видоискатель с разрешением 1,44 млн. точек, 3-дюймовый откидной ЖК-дисплей, 3-х осевой стабилизатор изображения, ультрабыстрый автофокус и встроенную вспышку. Специалисты Olympus не забыли и о комфорте пользователей, эргономичный дизайн и компактные размеры позволяют удобно держать камеру в руке.

SoFIA — новое семейство решений Intel для смартфонов и планшетов
21 января 2015
Новости

SoFIA — новое семейство решений Intel для смартфонов и планшетов

Первая продукция — двухъядерная 3G-микросхема(SoFIA LTE), поставки которой уже начались, — будет предлагаться в виде «комплекта микросхем» стоимостью всего несколько долларов. Здесь используются разработки модема 7260 LTE ( защищенные правами интеллектуальной собственности) объединенные с 4 ядрами на базе архитектуры Intel. Новинка предназначена для недорогих смартфонов.

Новые флагманы Huawei P10 и P10 Plus – персональная фотостудия
27 марта 2017
Новости

Новые флагманы Huawei P10 и P10 Plus – персональная фотостудия

Huawei Consumer Business Group объявляет о старте продаж новых смартфонов флагманской серии: Huawei P10 и P10 Plus. Долгожданные новинки, впервые представленные на Всемирном мобильном конгрессе в Барселоне в феврале этого года, стали воплощением самых актуальных инноваций в области технологий и программного обеспечения. Главной изюминкой серии P10 стала двойная камера Leica второго поколения, оснащенная светосильными объективами и множеством настроек портретной съемки, а также фронтальная камера Leica, которая умеет автоматически увеличивать угол обзора при съемке одиночных или групповых автопортретов.

Canon поддерживает байонет RF выпуском шести объективов для системы EOS R
14 февраля 2019
Новости

Canon поддерживает байонет RF выпуском шести объективов для системы EOS R

Компания Canon , мировой лидер в области производства объективов, в очередной раз подтверждает свои серьезные намерения в отношении недавно запущенной системы EOS R и байонета RF, анонсируя разработку шести полнокадровых объективов, которые будут выпущены в 2019 году в честь знаменательного рубежа — производства 140 миллионов объективов EF и RFⁱ. Инновационная система Canon EOS R и широкое портфолио объективов RF открывают новые горизонты фотографии и видеосъемки — пользователи получают инструменты для оттачивания навыков и безграничного творчества.

Fujifilm обновляет план выпуска объективов для байонета X mount
10 февраля 2015
Новости

Fujifilm обновляет план выпуска объективов для байонета X mount

Корпорация Fujifilm выпустила обновление дорожной карты сменных объективов Fujinon для байонета X mount. Линейка уникальных объективов, которые ценят за высочайшее качество изображения, высокую разрешающую способность и качество сборки, теперь пополнится тремя новинками.

Фотоконкурс Кофейная рапсодия
1 мая 2017
Видео

Фотоконкурс Кофейная рапсодия

Друзья, у меня для вас очень интересная новость! Буквально на днях открылся прием работ на Фотоконкурс рекламной фотографии «Кофейная рапсодия»! Это полностью открытый конкурс - для всех желающих и абсолютно бесплатный. При этом есть самые настоящие призы от компаний спонсоров. Все подробности рассказал на видео.