Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Мы привыкли считать, что красивый пейзаж можно и нужно снимать на широкоугольный объектив. 14 мм - отлично, получится сделать «тяжелый» передний план, чтобы вовлечь зрителя. 20 или 24 мм - тоже неплохо. Фокусные расстояния выше 50 мм для пейзажа, как правило, не рассматриваются. Но телеобъектив и даже супертелевик может открыть совершенно новые интересные перспективы для пейзажной съемки.

Текст: Антон Агарков

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/5.6, 1/1600, ISO 250
Взгляните на мир через супер-телеобъектив. Пейзаж станет плоским, но вы увидите множество линий и графику природы. Ищите в своих кадрах эти линии, игру световых пятен и их взаимодействие

Если вы решили попробовать поснимать пейзаж на телевик, вам придется отказаться от всех привычных техник пейзажной съемки. Широкоугольник растягивает пространство, позволяет создать объем благодаря акцентированию линий и четком разделению пейзажа на планы. Телевик работает с точностью до наоборот - сжимает пространство, лишает картинку объема. Поэтому лучше всего отказаться от передачи объема и начать работать с таким пейзажем не как с фотографией, а как с графикой.

Такая работа требует огромной внимательности к деталям, знания законов композиции и психологии восприятия. Для начала вам следует навсегда забыть правило третей - возможно, самое страшное и бесполезное правило, которое годами популяризировали журналы и курсы по фотографии. Размещение объектов на каких-то волшебных линиях или в силовых точках…

Конечно, было очень здорово, если бы наше восприятие было настолько примитивным, чтобы эти законы работали. Но, к сожалению или к счастью, мы устроены гораздо сложнее. Объекты, размещенные где угодно в кадре могут работать только в том случае, если у них будет противовес - явный, но несколько менее контрастный объект в противоположной части кадра. Поборники правила третей в доказательство работы своей теории обычно приводят кадры, в которых этот самый противовес есть. Такой кадр работает и выглядит гармоничным, только вот трети к этой гармонии имеют условное отношение.

Ищите линии, которые станут вашим главным проводником в кадре, они не создадут объем, но придадут кадру динамику. Сетка линий затягивает взгляд зрителя, заставляет его изучать кадр. Но в композиции удачно работают не только диагонали, но и горизонтальные линии, которые вводят в кадр психологические ступени, а также кривые-арабески, за которыми человек следит взглядом вне зависимости от их направления и положения в кадре.

Постарайтесь найти главного героя. Это может быть одинокое желтое дерево среди деревьев с опавшей листвой, домик у подножия гор, одинокий путник на тропе или автомобиль на дороге. В такой съемке герой не всегда обязателен, но он может придать кадру некий новый смысл.

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/5.6, 1/320, ISO 125
Яркие пятна и повторение подобных элементов могут создать в кадре интересный ритм. Очень часто сблизить и вместить в один кадр такие объекты можно только при помощи телевика, который визуально сжимает пространство

Постарайтесь дождаться интересных погодных условий. Низкая облачность и туман вводят в кадр тоновую перспективу, иней создает интересный эффект приглушенных цветов, рваная облачность позволяет ловить световые пятна на горах. Иногда такие причуды погоды создают сюжет там, где в нормальных условиях его вообще нет.

Что касается техники, то для подобной съемки мало умеренного телевика. Объектив с фокусным расстоянием до 200 миллиметров поможет вам выхватить часть пейзажа, но не достаточно малую. А вот фокусные расстояния от 300 до 600 миллиметров позволят вырывать часть картины из контекста. С такими фокусными расстояниями вы можете снимать небольшой кусочек склона горы, находясь на противоположном склоне ущелья, вырывать фрагмент скалы с бегущей по ней рекой или сфотографировать небольшой фрагмент каньона. Подобные абстрактные фотографии отлично подходят для оформления современных интерьеров. Кроме того, вы можете развлечь ваших подписчиков в соцсетях неожиданной угадайкой: показать такой очень крупный план и спросить, что изображено на снимке. Отличный способ активации аудитории.

Как я уже сказал, идеальным для подобной съемки можно считать фокусные расстояния от 300 мм. Однако объективы с такими фокусными тяжелые и громоздкие, тащить их в горы - задача не из легких. Но сегодня в линейке объективов Nikkor есть компромиссный вариант - объектив AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, который заменит на маршруте одновременно стандартный и супертелеобъектив, обладает приемлемым весом и оптическим качеством. Все фотографии в этом разделе фотошколы сняты именно на него.

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/7.1, 1/400, ISO 500
Многие ландшафты изобилуют интересными деталями. На общих планах они кажутся небольшими штришками, но если снимать их на телевик, то вокруг них можно построить интересный кадр

Телеобъективы с таким фокусным расстоянием очень требовательны к вибрациям. Снимать с рук на выдержках длиннее 1/500 сек. на них крайне сложно. Частично помогает встроенный во многие подобные объективы стабилизатор. И все-таки я рекомендую снимать подобные сюжеты со штатива.

Но даже небольшая вибрация от подъема зеркала даст на итоговой картинке явную шевеленку. Поэтому при съемке со штатива на объективы с таким фокусными обязательно зафиксируйте штатив и его головку как можно лучше, установите на штатив не саму камеру, а объектив при помощи штативной лапки, а также установите режим отложенного спуска и отложенного хода затвора. Первый даст время утихнуть вибрациям после нажатия на кнопку спуска, второй - вибрациям от подъема зеркала.

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/9.0, 1/25, ISO 250
Интересный ритм в кадре могут создать в вашем кадре не только диагонали, но и горизонтальные линии. Ищите подобные линии, которые создадут в кадре своеобразную лестницу

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/5.6, 1/1250, ISO 250
Человек в кадре поможет подчеркнуть масштаб ландшафта

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/5.6, 1/2000, ISO 500
Не обязательно всегда закрывать диафрагму, чтобы получить полностью четкий кадр. Иногда размытый задний план может создать интересный эффект. Не забывайте, что глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) зависит не толко от диафрагмы, но и от фокусного расстояния объектива (чем оно больше, тем уже ГРИП), а также от расстояния до объекта, на котором вы фокусируетесь (чем ближе объект, тем уже ГРИП)

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/8.0, 1/3200, ISO 160
Вовсе не обязательно снимать только в режимное время - на рассвете и закате. Иногда интересные кадры можно получить и в то время, которое многие пейзажисты считают совершенно не съемочным. Этот кадр был снят в десять часов утра, когда солнце уже поднялось достаточно высоко. Но именно при таком жестком солнце небо стало пронзительно-синим, а зелень и цветущие маки особенно яркими

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/8.0, 1/2500, ISO 800
Ждите свет. Проблеск солнца сквозь плотные тучи способен изменить пейзаж до неузнаваемости

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/11, 1/1000, ISO 640
Включите в кадр привычные объекты - постройки, машины. Это поможет показать масштаб

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/7.1, 1/500, ISO 200
Ищите одиноко стоящие объекты - кусты, деревья, здания. Они могут придать вашему кадру новый смысл или просто разбавить монотонный сюжет

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/9.0, 1/200, ISO 640
Следите за линиями. Здесь у меня получилось зарифмовать профиль дюны с формой перистых облаков. Добиться подобного получилось благодаря тому, что я снял несколько кадров и потом сшил из них панораму. При съемке панорам очень важно зафиксировать фокус и экспозицию, чтобы они не менялись от кадра к кадру

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/7.1, 1/320, ISO 1000,

съемка со штатива с использованием режима отложенного спуска и отложенного затвора
Внимательно всматривайтесь вдаль. В любую погоду и любое время года. Сюжеты для подобных медитативных картин часто разбросаны где-то на самом горизонте

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Департамент информационных технологий Москвы и компания LG Electronics открыли госуслуги в Smart TV
15 мая 2013
Новости

Департамент информационных технологий Москвы и компания LG Electronics открыли госуслуги в Smart TV

Москва, 15 мая, 2013 г. ― Департамент информационных технологий Москвы и компания LG Electronics (LG) запустили приложение «Госуслуги г. Москвы», с помощью которого жители столицы смогут пользоваться различными госуслугами через экран телевизора.

Галерея Классической Фотографии представляет выставку Алекса Перрэ «Перекрестки миров»
15 октября 2018
Новости

Галерея Классической Фотографии представляет выставку Алекса Перрэ «Перекрестки миров»

С 7 ноября 2018 по 13 января 2019 в Галерее Классической Фотографии пройдёт выставка работ восходящей звезды французской фотографии Алекса Перрэ (Alex Perret). В Большом зале галереи будет представлено несколько серий работ, созданных автором с 2011 по 2018 годы. Из колоссального объёма материала автор отобрал 70 лучших снимков, которые и представит на суд зрителей.

Уверенный прием
25 декабря 2006
Новости

Уверенный прием

ODEON — дочерний брэнд всемирно известного китайского производителя DVD техники SHINCO, уже успевший заработать популярность и авторитет на просторах Отечества. Секрет успеха молодых и энергичных менеджеров заключается в неповторимом сочетании качеств поставляемой техники. В поистине необъятном разнообразии марок и моделей российский потребитель без труда может узнать модели DVD-проигрывателей ODEON.

Искусственный интеллект выводит съёмку при низком освещении на новый уровень
10 мая 2018
Новости

Искусственный интеллект выводит съёмку при низком освещении на новый уровень

При съёмке на цифровые камеры в условиях низкой освещённости можно идти двумя путями – использовать длинную выдержку с минимально-возможным ISO, либо короткую выдержку с высоким значением ISO. В первом случае изображения могут получаться смазанными, во втором страдать от низкого качества и повышенных шумов. На помощь в решении этих проблем теперь приходит ИИ.

NECVOX - всем покажет!
28 апреля 2003
Новости

NECVOX - всем покажет!

Мониторы, мониторы и еще раз мониторы — вот основная специализация компании NECVOX. Наконец-то продукты под этой торговой маркой мы сможем увидеть и на отечественном рынке. Приступим и сначала скажем несколько слов о классификации, принятой в компании. Владея ею, вы всегда сможете понять основные характеристики аппарата NECVOX, не заглядывая в каталоги.

Тест LED-телевизора Sharp LC-46LE925RU
15 апреля 2012
Тесты

Тест LED-телевизора Sharp LC-46LE925RU

Достоинства: качественное плавное отображение движение, практически без заметных цифровых артефактов, богатый набор возможностей. Недостатки: отметим довольно высокую стоимость аппарата по сравнению с аналогами, поддерживающими 3D.

Manfrotto выпустила три новые шаровые головки
10 октября 2018
Новости

Manfrotto выпустила три новые шаровые головки

Компания Manfrotto расширила свою серию шаровых головок тремя новыми моделями 490, 492 и 492LCD. Все головки выполнены из алюминия и поддерживают установку оборудования общим весом до4 кг.

Yota включает опцию «Безлимитные мобильные приложения»
18 января 2017
Новости

Yota включает опцию «Безлимитные мобильные приложения»

Москва, 18 января. Федеральный мобильный оператор Yota анонсирует новые условия оказания услуг для смартфона. Старт продаж инновационной линейки назначен на 25 января 2017 года.

Компактный фотоаппарат Casio Exilim EX-ZR100 имеет серийную съемку со скоростью до 40 кадров в секунду
1 мая 2012
Обзоры

Компактный фотоаппарат Casio Exilim EX-ZR100 имеет серийную съемку со скоростью до 40 кадров в секунду

Весьма загадочна логика, по которой типично «туристический» компакт с приличным зумом, отнесенный в компании к семейству высокоскоростных камер Exilim F, получает индекс третьего уже семейства Exilim Zoom, не предполагающего как раз ни особо дальнобойного зума, ни выдающихся скоростных характеристик. Впрочем, создателей камеры понять можно: EX-ZR100 настолько универсальна, что легко может быть отнесена к любому существующему классу. Кроме разве что защищенных фотокамер.

Обзор телеобъективов Sigma
20 июля 2012
Обзоры

Обзор телеобъективов Sigma

Компания Sigma — основной независимый производитель оптики. В отличие от многих других фирм, она не отказалась от производства объективов с постоянным фокусом - в сегодняшнем обзоре есть и такие модели. Можно также отметить очень низкую цену для объективов такого класса цена, имеющих весьма привлекательную конструкцию. А супертелеобъектив Sigma, хотя и несколько больше по размеру других моделей, но для этого класса размеры и вес имеют вторичное значение, так как заменить их все равно нечем...