Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Мы привыкли считать, что красивый пейзаж можно и нужно снимать на широкоугольный объектив. 14 мм - отлично, получится сделать «тяжелый» передний план, чтобы вовлечь зрителя. 20 или 24 мм - тоже неплохо. Фокусные расстояния выше 50 мм для пейзажа, как правило, не рассматриваются. Но телеобъектив и даже супертелевик может открыть совершенно новые интересные перспективы для пейзажной съемки.

Текст: Антон Агарков

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/5.6, 1/1600, ISO 250
Взгляните на мир через супер-телеобъектив. Пейзаж станет плоским, но вы увидите множество линий и графику природы. Ищите в своих кадрах эти линии, игру световых пятен и их взаимодействие

Если вы решили попробовать поснимать пейзаж на телевик, вам придется отказаться от всех привычных техник пейзажной съемки. Широкоугольник растягивает пространство, позволяет создать объем благодаря акцентированию линий и четком разделению пейзажа на планы. Телевик работает с точностью до наоборот - сжимает пространство, лишает картинку объема. Поэтому лучше всего отказаться от передачи объема и начать работать с таким пейзажем не как с фотографией, а как с графикой.

Такая работа требует огромной внимательности к деталям, знания законов композиции и психологии восприятия. Для начала вам следует навсегда забыть правило третей - возможно, самое страшное и бесполезное правило, которое годами популяризировали журналы и курсы по фотографии. Размещение объектов на каких-то волшебных линиях или в силовых точках…

Конечно, было очень здорово, если бы наше восприятие было настолько примитивным, чтобы эти законы работали. Но, к сожалению или к счастью, мы устроены гораздо сложнее. Объекты, размещенные где угодно в кадре могут работать только в том случае, если у них будет противовес - явный, но несколько менее контрастный объект в противоположной части кадра. Поборники правила третей в доказательство работы своей теории обычно приводят кадры, в которых этот самый противовес есть. Такой кадр работает и выглядит гармоничным, только вот трети к этой гармонии имеют условное отношение.

Ищите линии, которые станут вашим главным проводником в кадре, они не создадут объем, но придадут кадру динамику. Сетка линий затягивает взгляд зрителя, заставляет его изучать кадр. Но в композиции удачно работают не только диагонали, но и горизонтальные линии, которые вводят в кадр психологические ступени, а также кривые-арабески, за которыми человек следит взглядом вне зависимости от их направления и положения в кадре.

Постарайтесь найти главного героя. Это может быть одинокое желтое дерево среди деревьев с опавшей листвой, домик у подножия гор, одинокий путник на тропе или автомобиль на дороге. В такой съемке герой не всегда обязателен, но он может придать кадру некий новый смысл.

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/5.6, 1/320, ISO 125
Яркие пятна и повторение подобных элементов могут создать в кадре интересный ритм. Очень часто сблизить и вместить в один кадр такие объекты можно только при помощи телевика, который визуально сжимает пространство

Постарайтесь дождаться интересных погодных условий. Низкая облачность и туман вводят в кадр тоновую перспективу, иней создает интересный эффект приглушенных цветов, рваная облачность позволяет ловить световые пятна на горах. Иногда такие причуды погоды создают сюжет там, где в нормальных условиях его вообще нет.

Что касается техники, то для подобной съемки мало умеренного телевика. Объектив с фокусным расстоянием до 200 миллиметров поможет вам выхватить часть пейзажа, но не достаточно малую. А вот фокусные расстояния от 300 до 600 миллиметров позволят вырывать часть картины из контекста. С такими фокусными расстояниями вы можете снимать небольшой кусочек склона горы, находясь на противоположном склоне ущелья, вырывать фрагмент скалы с бегущей по ней рекой или сфотографировать небольшой фрагмент каньона. Подобные абстрактные фотографии отлично подходят для оформления современных интерьеров. Кроме того, вы можете развлечь ваших подписчиков в соцсетях неожиданной угадайкой: показать такой очень крупный план и спросить, что изображено на снимке. Отличный способ активации аудитории.

Как я уже сказал, идеальным для подобной съемки можно считать фокусные расстояния от 300 мм. Однако объективы с такими фокусными тяжелые и громоздкие, тащить их в горы - задача не из легких. Но сегодня в линейке объективов Nikkor есть компромиссный вариант - объектив AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, который заменит на маршруте одновременно стандартный и супертелеобъектив, обладает приемлемым весом и оптическим качеством. Все фотографии в этом разделе фотошколы сняты именно на него.

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/7.1, 1/400, ISO 500
Многие ландшафты изобилуют интересными деталями. На общих планах они кажутся небольшими штришками, но если снимать их на телевик, то вокруг них можно построить интересный кадр

Телеобъективы с таким фокусным расстоянием очень требовательны к вибрациям. Снимать с рук на выдержках длиннее 1/500 сек. на них крайне сложно. Частично помогает встроенный во многие подобные объективы стабилизатор. И все-таки я рекомендую снимать подобные сюжеты со штатива.

Но даже небольшая вибрация от подъема зеркала даст на итоговой картинке явную шевеленку. Поэтому при съемке со штатива на объективы с таким фокусными обязательно зафиксируйте штатив и его головку как можно лучше, установите на штатив не саму камеру, а объектив при помощи штативной лапки, а также установите режим отложенного спуска и отложенного хода затвора. Первый даст время утихнуть вибрациям после нажатия на кнопку спуска, второй - вибрациям от подъема зеркала.

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/9.0, 1/25, ISO 250
Интересный ритм в кадре могут создать в вашем кадре не только диагонали, но и горизонтальные линии. Ищите подобные линии, которые создадут в кадре своеобразную лестницу

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/5.6, 1/1250, ISO 250
Человек в кадре поможет подчеркнуть масштаб ландшафта

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/5.6, 1/2000, ISO 500
Не обязательно всегда закрывать диафрагму, чтобы получить полностью четкий кадр. Иногда размытый задний план может создать интересный эффект. Не забывайте, что глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) зависит не толко от диафрагмы, но и от фокусного расстояния объектива (чем оно больше, тем уже ГРИП), а также от расстояния до объекта, на котором вы фокусируетесь (чем ближе объект, тем уже ГРИП)

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/8.0, 1/3200, ISO 160
Вовсе не обязательно снимать только в режимное время - на рассвете и закате. Иногда интересные кадры можно получить и в то время, которое многие пейзажисты считают совершенно не съемочным. Этот кадр был снят в десять часов утра, когда солнце уже поднялось достаточно высоко. Но именно при таком жестком солнце небо стало пронзительно-синим, а зелень и цветущие маки особенно яркими

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/8.0, 1/2500, ISO 800
Ждите свет. Проблеск солнца сквозь плотные тучи способен изменить пейзаж до неузнаваемости

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/11, 1/1000, ISO 640
Включите в кадр привычные объекты - постройки, машины. Это поможет показать масштаб

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/7.1, 1/500, ISO 200
Ищите одиноко стоящие объекты - кусты, деревья, здания. Они могут придать вашему кадру новый смысл или просто разбавить монотонный сюжет

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/9.0, 1/200, ISO 640
Следите за линиями. Здесь у меня получилось зарифмовать профиль дюны с формой перистых облаков. Добиться подобного получилось благодаря тому, что я снял несколько кадров и потом сшил из них панораму. При съемке панорам очень важно зафиксировать фокус и экспозицию, чтобы они не менялись от кадра к кадру

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/7.1, 1/320, ISO 1000,

съемка со штатива с использованием режима отложенного спуска и отложенного затвора
Внимательно всматривайтесь вдаль. В любую погоду и любое время года. Сюжеты для подобных медитативных картин часто разбросаны где-то на самом горизонте

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Тест зеркального фотоаппарата Sony Alpha 900: как группа Альфа снимала в заповеднике
19 мая 2012
Тесты

Тест зеркального фотоаппарата Sony Alpha 900: как группа Альфа снимала в заповеднике

Наш эксперт Андриан Колотилин, профессиональный фотограф, выехал в двухнедельную экспедицию для съемок в Полистовском заповеднике. Компания SONY для этой экспедиции предоставило обширный комплект фотоаппаратуры. Цифровая профессиональная камера Sony Alpha 900 и набор оптики способны реализовать любые задачи, возникающие перед фотографом дикой природы.

Размер — компактный. Возможности — колоссальные.
8 сентября 2014
Новости

Размер — компактный. Возможности — колоссальные.

Мельзеле, Бельгия, 3 сентября 2014г. Компания Pioneer начинает производство совершенно новых CD-микросистем с расширенными сетевыми функциями. Модели X-HM82 и X-HM72 оснащены множеством полезных возможностей, таких как чтение аудиофайлов высокого разрешения, поддержка Bluetooth, Wi-Fi, AirPlay, Spotify Connect, наличие порта USB и многое другое. Звучат микросистемы поистине бесподобно — что уже ожидаемо от производителя такого уровня.

Главное техношоу страны стартует уже на этой неделе!
11 апреля 2016
Новости

Главное техношоу страны стартует уже на этой неделе!

14 апреля, в этот четверг, откроются главные российские выставки hi-tech новинок — Mobile & Digital Форум, Фотофорум и Hi-Fi & High End Show. Вместе три проекта покажут последние разработки во всех популярных потребительских направлениях — гаджеты, «умные» девайсы, носимую электронику, коптеры и дроны, фотовидеотехнику, технологии печати, аудиовидеоаппаратуру, домашние кинотеатры и многое другое. Помимо этого, проекты представят целое развлекательное шоу для тех, кто увлекается фотографией, музыкой и просто хочет интересно и весело провести выходные.

В фокусе - нерезкость
28 ноября 2005
Обзоры

В фокусе - нерезкость

Вы забрали фотографии из лаборатории (или подключили свою цифровую камеру к компьютеру) и обнаружили, что некоторые снимки получились «нерезкими». Можно ли это исправить, каким образом, и (вот вопрос!) всегда ли нужно это делать? ОБЩАЯ ПРОБЛЕМА РЕЗКОСТИ Фотография является способом получения изображения пространственной сцены на плоскости.

Делаем монокль
31 декабря 2003
Обзоры

Делаем монокль

Монокль, или одиночная положительная линза-объектив, всегда пользовался повышенным интересом у фотографов и продвинутых фотолюбителей. Размытость, «пикториальность» рисунка придает фотографиям, снятым моноклем, особую привлекательность. Монокль делает зримым воздух: изображение как бы повисает в среде света, волнуя воображение своей недосказанностью.

Тест акустических систем Yamaha
27 ноября 2012
Тесты

Тест акустических систем Yamaha

Главной проблемой при организации домашнего кинотеатра в гостиной традиционно выступает эстетический конфликт необходимых приборов с готовым интерьером. Объяснить супруге необходимость пары компонентов под телевизором несложно, а вот установка многочисленных черных ящиков акустических систем и вороха мешающихся под ногами проводов вряд ли найдет должное понимание. С учетом небольшой площади и наличия меблировки задача и вовсе может выглядеть невыполнимой. Поможет только чудо. Но раз на чудеса есть спрос – значит будет и предложение!

45 лет - самый расцвет!
8 декабря 2004
Новости

45 лет - самый расцвет!

2004 год стал юбилейным для датской компании ELTAX. Отмечая свое 45-летие, ELTAX представляет несколько новых линеек акустических систем, а также целый ряд новых домашних кинотеатров «в одной коробке», DVD-плееров и аудиовидеоресиверов. Со дня своего основания в 1959 году основным принципом работы компании является производство высококачественной инновационной акустики по доступной цене.

Элегантные музыканты
25 декабря 2006
Новости

Элегантные музыканты

До появления серии KEF Home Theatre (KHT) история акустических систем развивалась по двум направлениям. Одни компании, забывая о звучании, делали ставку на дизайн, вторые работали исключительно на поприще звука. Компании KEF первой удалось понять, что для большинства конечных покупателей, одинаково важны как дизайн, так и звучание.

Обзор современного российского фотоискусства: изображение – бог, мы все – его рабы
9 февраля 2013
Обзоры

Обзор современного российского фотоискусства: изображение – бог, мы все – его рабы

Я твердо уверена, что будущее фотографии — за независимыми документальными проектами и мультимедийным жанром, проектами на базе Интернета и специально разработанными экспликациями. Это еще — непаханое поле, это сложная и многогранная работа, требующая не только навыков в фотографии, но умения системно мыслить, уделять внимание картинке, звуку, видео, тексту, дизайну и структурной подаче, находить баланс между ними, так же, как между содержанием и визуальным. Я сейчас работаю над этим.

Четкость на высокой скорости: компактная камера Canon EOS M3 обладает молниеносной автофокусировкой по 49 точкам
6 февраля 2015
Новости

Четкость на высокой скорости: компактная камера Canon EOS M3 обладает молниеносной автофокусировкой по 49 точкам

Canon представляет EOS M3, мощную компактную системную камеру для фотолюбителей, которым нужны превосходные результаты. Новая камера в компактном корпусе объединяет традиционное для Canon безупречное качество изображений и возможности управления на уровне зеркальных камер, поэтому позволит запечатлеть мир во всех деталях. EOS M3 — первая камера Canon с 24,2-мегапиксельным датчиком CMOS APS-C. В сочетании с новейшим процессором обработки изображений DIGIC 6 этот датчик обеспечивает высочайшее качество фотографий и Full HD-видео.