Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Мы привыкли считать, что красивый пейзаж можно и нужно снимать на широкоугольный объектив. 14 мм - отлично, получится сделать «тяжелый» передний план, чтобы вовлечь зрителя. 20 или 24 мм - тоже неплохо. Фокусные расстояния выше 50 мм для пейзажа, как правило, не рассматриваются. Но телеобъектив и даже супертелевик может открыть совершенно новые интересные перспективы для пейзажной съемки.

Текст: Антон Агарков

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/5.6, 1/1600, ISO 250
Взгляните на мир через супер-телеобъектив. Пейзаж станет плоским, но вы увидите множество линий и графику природы. Ищите в своих кадрах эти линии, игру световых пятен и их взаимодействие

Если вы решили попробовать поснимать пейзаж на телевик, вам придется отказаться от всех привычных техник пейзажной съемки. Широкоугольник растягивает пространство, позволяет создать объем благодаря акцентированию линий и четком разделению пейзажа на планы. Телевик работает с точностью до наоборот - сжимает пространство, лишает картинку объема. Поэтому лучше всего отказаться от передачи объема и начать работать с таким пейзажем не как с фотографией, а как с графикой.

Такая работа требует огромной внимательности к деталям, знания законов композиции и психологии восприятия. Для начала вам следует навсегда забыть правило третей - возможно, самое страшное и бесполезное правило, которое годами популяризировали журналы и курсы по фотографии. Размещение объектов на каких-то волшебных линиях или в силовых точках…

Конечно, было очень здорово, если бы наше восприятие было настолько примитивным, чтобы эти законы работали. Но, к сожалению или к счастью, мы устроены гораздо сложнее. Объекты, размещенные где угодно в кадре могут работать только в том случае, если у них будет противовес - явный, но несколько менее контрастный объект в противоположной части кадра. Поборники правила третей в доказательство работы своей теории обычно приводят кадры, в которых этот самый противовес есть. Такой кадр работает и выглядит гармоничным, только вот трети к этой гармонии имеют условное отношение.

Ищите линии, которые станут вашим главным проводником в кадре, они не создадут объем, но придадут кадру динамику. Сетка линий затягивает взгляд зрителя, заставляет его изучать кадр. Но в композиции удачно работают не только диагонали, но и горизонтальные линии, которые вводят в кадр психологические ступени, а также кривые-арабески, за которыми человек следит взглядом вне зависимости от их направления и положения в кадре.

Постарайтесь найти главного героя. Это может быть одинокое желтое дерево среди деревьев с опавшей листвой, домик у подножия гор, одинокий путник на тропе или автомобиль на дороге. В такой съемке герой не всегда обязателен, но он может придать кадру некий новый смысл.

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/5.6, 1/320, ISO 125
Яркие пятна и повторение подобных элементов могут создать в кадре интересный ритм. Очень часто сблизить и вместить в один кадр такие объекты можно только при помощи телевика, который визуально сжимает пространство

Постарайтесь дождаться интересных погодных условий. Низкая облачность и туман вводят в кадр тоновую перспективу, иней создает интересный эффект приглушенных цветов, рваная облачность позволяет ловить световые пятна на горах. Иногда такие причуды погоды создают сюжет там, где в нормальных условиях его вообще нет.

Что касается техники, то для подобной съемки мало умеренного телевика. Объектив с фокусным расстоянием до 200 миллиметров поможет вам выхватить часть пейзажа, но не достаточно малую. А вот фокусные расстояния от 300 до 600 миллиметров позволят вырывать часть картины из контекста. С такими фокусными расстояниями вы можете снимать небольшой кусочек склона горы, находясь на противоположном склоне ущелья, вырывать фрагмент скалы с бегущей по ней рекой или сфотографировать небольшой фрагмент каньона. Подобные абстрактные фотографии отлично подходят для оформления современных интерьеров. Кроме того, вы можете развлечь ваших подписчиков в соцсетях неожиданной угадайкой: показать такой очень крупный план и спросить, что изображено на снимке. Отличный способ активации аудитории.

Как я уже сказал, идеальным для подобной съемки можно считать фокусные расстояния от 300 мм. Однако объективы с такими фокусными тяжелые и громоздкие, тащить их в горы - задача не из легких. Но сегодня в линейке объективов Nikkor есть компромиссный вариант - объектив AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, который заменит на маршруте одновременно стандартный и супертелеобъектив, обладает приемлемым весом и оптическим качеством. Все фотографии в этом разделе фотошколы сняты именно на него.

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/7.1, 1/400, ISO 500
Многие ландшафты изобилуют интересными деталями. На общих планах они кажутся небольшими штришками, но если снимать их на телевик, то вокруг них можно построить интересный кадр

Телеобъективы с таким фокусным расстоянием очень требовательны к вибрациям. Снимать с рук на выдержках длиннее 1/500 сек. на них крайне сложно. Частично помогает встроенный во многие подобные объективы стабилизатор. И все-таки я рекомендую снимать подобные сюжеты со штатива.

Но даже небольшая вибрация от подъема зеркала даст на итоговой картинке явную шевеленку. Поэтому при съемке со штатива на объективы с таким фокусными обязательно зафиксируйте штатив и его головку как можно лучше, установите на штатив не саму камеру, а объектив при помощи штативной лапки, а также установите режим отложенного спуска и отложенного хода затвора. Первый даст время утихнуть вибрациям после нажатия на кнопку спуска, второй - вибрациям от подъема зеркала.

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/9.0, 1/25, ISO 250
Интересный ритм в кадре могут создать в вашем кадре не только диагонали, но и горизонтальные линии. Ищите подобные линии, которые создадут в кадре своеобразную лестницу

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/5.6, 1/1250, ISO 250
Человек в кадре поможет подчеркнуть масштаб ландшафта

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/5.6, 1/2000, ISO 500
Не обязательно всегда закрывать диафрагму, чтобы получить полностью четкий кадр. Иногда размытый задний план может создать интересный эффект. Не забывайте, что глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) зависит не толко от диафрагмы, но и от фокусного расстояния объектива (чем оно больше, тем уже ГРИП), а также от расстояния до объекта, на котором вы фокусируетесь (чем ближе объект, тем уже ГРИП)

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/8.0, 1/3200, ISO 160
Вовсе не обязательно снимать только в режимное время - на рассвете и закате. Иногда интересные кадры можно получить и в то время, которое многие пейзажисты считают совершенно не съемочным. Этот кадр был снят в десять часов утра, когда солнце уже поднялось достаточно высоко. Но именно при таком жестком солнце небо стало пронзительно-синим, а зелень и цветущие маки особенно яркими

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/8.0, 1/2500, ISO 800
Ждите свет. Проблеск солнца сквозь плотные тучи способен изменить пейзаж до неузнаваемости

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/11, 1/1000, ISO 640
Включите в кадр привычные объекты - постройки, машины. Это поможет показать масштаб

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/7.1, 1/500, ISO 200
Ищите одиноко стоящие объекты - кусты, деревья, здания. Они могут придать вашему кадру новый смысл или просто разбавить монотонный сюжет

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/9.0, 1/200, ISO 640
Следите за линиями. Здесь у меня получилось зарифмовать профиль дюны с формой перистых облаков. Добиться подобного получилось благодаря тому, что я снял несколько кадров и потом сшил из них панораму. При съемке панорам очень важно зафиксировать фокус и экспозицию, чтобы они не менялись от кадра к кадру

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/7.1, 1/320, ISO 1000,

съемка со штатива с использованием режима отложенного спуска и отложенного затвора
Внимательно всматривайтесь вдаль. В любую погоду и любое время года. Сюжеты для подобных медитативных картин часто разбросаны где-то на самом горизонте

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Фотороман с Владимиром Вяткиным
27 декабря 2014
Обзоры

Фотороман с Владимиром Вяткиным

Мой фотороман с Володей Вяткиным начался давно. Еще в ту пору, когда я заведовала фотослужбой в журнале «Огонек». Но до сих пор я не могу сказать, что перелопатила и отсмотрела всего Вяткина. Он по-прежнему остается для меня фигурой загадочной и интригующей. Определения, которые рождаются в моей голове при просмотре его новых работ, всегда начинаются с «не». Непостижимый, непредсказуемый, невозможный, необъятный, неисчерпаемый, неугомонный, неуловимый…

Defender Mobile Master — беспроводной геймпад простые правила трансформации
2 декабря 2013
Новости

Defender Mobile Master — беспроводной геймпад простые правила трансформации

Москва, 25 ноября 2013 г. — Defender, один из лидеров рынка периферии и аксессуаров для персональных компьютеров, предлагает простейший способ превратить смартфон в полноценную игровую систему. Беспроводной геймпад для смартфонов Defender Mobile Master станет постоянным спутником геймера в дороге — и позволит вести полноценные виртуальные сражения на любом современном мобильном устройстве iOS или Android.

Обзор беззеркальных камеры Nikon 1 S1/S2
26 августа 2014
Обзоры

Обзор беззеркальных камеры Nikon 1 S1/S2

Самой младшей камере Nikon 1 S1 и одновременно одному из самых доступных «системных» фотоаппаратов вообще пришла смена. Цена на S2 на момент подготовки материала еще не была объявлена, но вряд ли она сможет побить планку в 10 000 руб., как ее предшественница. S1, разменявшая год с небольшим на рынке, выступает в одном ценовом сегменте с компактами среднего уровня. Впрочем, и по размерам не очень от них отличается. Новичок, выполненный в том же форм-факторе, обладает значительно более продвинутой начинкой. Так что ожидать невероятно низкого ценника не стоит.

Сколько нужно потратить времени на идеальный кадр?
30 июня 2018
Новости

Сколько нужно потратить времени на идеальный кадр?

Удостоенный многочисленных наград, голландский фотограф Альберт Дрос делится своим опытом получения идеального кадра, рассказывая о фотографиях, на которые ему пришлось потратить много времени и усилий. Многие из его работ были опубликованы на страницах таких крупных изданий, как TIME, The Huffington Post, The Daily Mail и National Geographic.

Участие в проекте Ouya Everywhere сделает консоль Mad Catz M.O.J.O еще интереснее. И доступнее.
24 апреля 2014
Новости

Участие в проекте Ouya Everywhere сделает консоль Mad Catz M.O.J.O еще интереснее. И доступнее.

Москва, 23 апреля 2014 года — Компания Mad Catz, производитель периферии и аксессуаров для любителей цифровых развлечений, объявляет о скором расширении спектра игр, поддерживаемых игровой консолью Mad Catz M.O.J.O. В ближайшее время он пополнится разработками для консоли Ouya.

EVGO. Так мало нужно для свободы ...
31 декабря 2003
Новости

EVGO. Так мало нужно для свободы ...

Так мало нужно для свободы... Бытовая электроника "ЕВГО" - незаменимый спутник жизни любого современного человека. Она помогает вам не только в работе, но и украшает ваш отдых. Создатели "ЕВГО" внимательно изучают и воплощают в жизнь не только требования, но и пожелания покупателей.

Альянс L-Mount: стратегическое сотрудничество между Leica Camera, Panasonic и Sigma
26 сентября 2018
Новости

Альянс L-Mount: стратегическое сотрудничество между Leica Camera, Panasonic и Sigma

В ходе пресс-конференции, состоявшейся до открытия Photokina 2018, Leica Camera AG, Panasonic и Sigma объявили о стратегическом партнерстве. «L-Mount Alliance» - это ранее беспрецедентная форма сотрудничества, которая особенно пригодится клиентам всех трех партнеров. Сотрудничество позволяет Panasonic и Sigma использовать стандарт L-Mount, разработанный Leica для собственных устройств, и предлагать как камеры, так и объективы с использованием этого крепления. В качестве совместного усилия всех трех партнеров альянс еще больше повысит важность технологии L-Mount для мира фотографии.

Портативные телевизоры Rolsen уже в продаже!
18 ноября 2015
Новости

Портативные телевизоры Rolsen уже в продаже!

Компания Rolsen представляет новинку — портативные телевизоры RTV-1000 с диагональю экрана 10 дюймов, RTV-900 (9 дюймов) и RTV-700 (7 дюймов).

На длинном конце зума
23 марта 2007
Обзоры

На длинном конце зума

Фотографическая оптика была известна задолго до изобретения фотографии и использовалась художниками в качестве вспомогательного инструмента для точного изображения пейзажей. Впервые оптическая схема из двух собирающих линз была описана Кеплером (Kepler) в 1611 году, но была забыта и заново изо­бретена Барлоу (Barlow) в 1834 году, а в 1891 году такой объектив был использован Даллмейером (Dallmeyer) в фотографических целях.

Техника для нашей жизни
31 декабря 2003
Новости

Техника для нашей жизни

VITEK VT-3623 CD/mp3-ресивер ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСИЛИТЕЛЬ: максимальная выходная мощность — 40 Вт х4.ТЮНЕР: память на 24 станции (18 FM/6 AM). Автоматическое занесение станций в память. Система радиоданных RDS.ПРОИГРЫВАТЕЛЬ CD: поддержка форматов CD/ mp3 и воспроизведение CD-R/RW дисков.СЕРВИСНЫЕ ФУНКЦИИ: воспроизведение ID3 тегов.