Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Мы привыкли считать, что красивый пейзаж можно и нужно снимать на широкоугольный объектив. 14 мм - отлично, получится сделать «тяжелый» передний план, чтобы вовлечь зрителя. 20 или 24 мм - тоже неплохо. Фокусные расстояния выше 50 мм для пейзажа, как правило, не рассматриваются. Но телеобъектив и даже супертелевик может открыть совершенно новые интересные перспективы для пейзажной съемки.

Текст: Антон Агарков

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/5.6, 1/1600, ISO 250
Взгляните на мир через супер-телеобъектив. Пейзаж станет плоским, но вы увидите множество линий и графику природы. Ищите в своих кадрах эти линии, игру световых пятен и их взаимодействие

Если вы решили попробовать поснимать пейзаж на телевик, вам придется отказаться от всех привычных техник пейзажной съемки. Широкоугольник растягивает пространство, позволяет создать объем благодаря акцентированию линий и четком разделению пейзажа на планы. Телевик работает с точностью до наоборот - сжимает пространство, лишает картинку объема. Поэтому лучше всего отказаться от передачи объема и начать работать с таким пейзажем не как с фотографией, а как с графикой.

Такая работа требует огромной внимательности к деталям, знания законов композиции и психологии восприятия. Для начала вам следует навсегда забыть правило третей - возможно, самое страшное и бесполезное правило, которое годами популяризировали журналы и курсы по фотографии. Размещение объектов на каких-то волшебных линиях или в силовых точках…

Конечно, было очень здорово, если бы наше восприятие было настолько примитивным, чтобы эти законы работали. Но, к сожалению или к счастью, мы устроены гораздо сложнее. Объекты, размещенные где угодно в кадре могут работать только в том случае, если у них будет противовес - явный, но несколько менее контрастный объект в противоположной части кадра. Поборники правила третей в доказательство работы своей теории обычно приводят кадры, в которых этот самый противовес есть. Такой кадр работает и выглядит гармоничным, только вот трети к этой гармонии имеют условное отношение.

Ищите линии, которые станут вашим главным проводником в кадре, они не создадут объем, но придадут кадру динамику. Сетка линий затягивает взгляд зрителя, заставляет его изучать кадр. Но в композиции удачно работают не только диагонали, но и горизонтальные линии, которые вводят в кадр психологические ступени, а также кривые-арабески, за которыми человек следит взглядом вне зависимости от их направления и положения в кадре.

Постарайтесь найти главного героя. Это может быть одинокое желтое дерево среди деревьев с опавшей листвой, домик у подножия гор, одинокий путник на тропе или автомобиль на дороге. В такой съемке герой не всегда обязателен, но он может придать кадру некий новый смысл.

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/5.6, 1/320, ISO 125
Яркие пятна и повторение подобных элементов могут создать в кадре интересный ритм. Очень часто сблизить и вместить в один кадр такие объекты можно только при помощи телевика, который визуально сжимает пространство

Постарайтесь дождаться интересных погодных условий. Низкая облачность и туман вводят в кадр тоновую перспективу, иней создает интересный эффект приглушенных цветов, рваная облачность позволяет ловить световые пятна на горах. Иногда такие причуды погоды создают сюжет там, где в нормальных условиях его вообще нет.

Что касается техники, то для подобной съемки мало умеренного телевика. Объектив с фокусным расстоянием до 200 миллиметров поможет вам выхватить часть пейзажа, но не достаточно малую. А вот фокусные расстояния от 300 до 600 миллиметров позволят вырывать часть картины из контекста. С такими фокусными расстояниями вы можете снимать небольшой кусочек склона горы, находясь на противоположном склоне ущелья, вырывать фрагмент скалы с бегущей по ней рекой или сфотографировать небольшой фрагмент каньона. Подобные абстрактные фотографии отлично подходят для оформления современных интерьеров. Кроме того, вы можете развлечь ваших подписчиков в соцсетях неожиданной угадайкой: показать такой очень крупный план и спросить, что изображено на снимке. Отличный способ активации аудитории.

Как я уже сказал, идеальным для подобной съемки можно считать фокусные расстояния от 300 мм. Однако объективы с такими фокусными тяжелые и громоздкие, тащить их в горы - задача не из легких. Но сегодня в линейке объективов Nikkor есть компромиссный вариант - объектив AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, который заменит на маршруте одновременно стандартный и супертелеобъектив, обладает приемлемым весом и оптическим качеством. Все фотографии в этом разделе фотошколы сняты именно на него.

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/7.1, 1/400, ISO 500
Многие ландшафты изобилуют интересными деталями. На общих планах они кажутся небольшими штришками, но если снимать их на телевик, то вокруг них можно построить интересный кадр

Телеобъективы с таким фокусным расстоянием очень требовательны к вибрациям. Снимать с рук на выдержках длиннее 1/500 сек. на них крайне сложно. Частично помогает встроенный во многие подобные объективы стабилизатор. И все-таки я рекомендую снимать подобные сюжеты со штатива.

Но даже небольшая вибрация от подъема зеркала даст на итоговой картинке явную шевеленку. Поэтому при съемке со штатива на объективы с таким фокусными обязательно зафиксируйте штатив и его головку как можно лучше, установите на штатив не саму камеру, а объектив при помощи штативной лапки, а также установите режим отложенного спуска и отложенного хода затвора. Первый даст время утихнуть вибрациям после нажатия на кнопку спуска, второй - вибрациям от подъема зеркала.

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/9.0, 1/25, ISO 250
Интересный ритм в кадре могут создать в вашем кадре не только диагонали, но и горизонтальные линии. Ищите подобные линии, которые создадут в кадре своеобразную лестницу

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/5.6, 1/1250, ISO 250
Человек в кадре поможет подчеркнуть масштаб ландшафта

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/5.6, 1/2000, ISO 500
Не обязательно всегда закрывать диафрагму, чтобы получить полностью четкий кадр. Иногда размытый задний план может создать интересный эффект. Не забывайте, что глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) зависит не толко от диафрагмы, но и от фокусного расстояния объектива (чем оно больше, тем уже ГРИП), а также от расстояния до объекта, на котором вы фокусируетесь (чем ближе объект, тем уже ГРИП)

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/8.0, 1/3200, ISO 160
Вовсе не обязательно снимать только в режимное время - на рассвете и закате. Иногда интересные кадры можно получить и в то время, которое многие пейзажисты считают совершенно не съемочным. Этот кадр был снят в десять часов утра, когда солнце уже поднялось достаточно высоко. Но именно при таком жестком солнце небо стало пронзительно-синим, а зелень и цветущие маки особенно яркими

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/8.0, 1/2500, ISO 800
Ждите свет. Проблеск солнца сквозь плотные тучи способен изменить пейзаж до неузнаваемости

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/11, 1/1000, ISO 640
Включите в кадр привычные объекты - постройки, машины. Это поможет показать масштаб

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/7.1, 1/500, ISO 200
Ищите одиноко стоящие объекты - кусты, деревья, здания. Они могут придать вашему кадру новый смысл или просто разбавить монотонный сюжет

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/9.0, 1/200, ISO 640
Следите за линиями. Здесь у меня получилось зарифмовать профиль дюны с формой перистых облаков. Добиться подобного получилось благодаря тому, что я снял несколько кадров и потом сшил из них панораму. При съемке панорам очень важно зафиксировать фокус и экспозицию, чтобы они не менялись от кадра к кадру

AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/7.1, 1/320, ISO 1000,

съемка со штатива с использованием режима отложенного спуска и отложенного затвора
Внимательно всматривайтесь вдаль. В любую погоду и любое время года. Сюжеты для подобных медитативных картин часто разбросаны где-то на самом горизонте

 

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Внутриканальные наушники AAW Q IN-CANAL MONITOR: церковный бас в Рождество поражает скоростью и напором
7 января 2017
Обзоры

Внутриканальные наушники AAW Q IN-CANAL MONITOR: церковный бас в Рождество поражает скоростью и напором

Продолжаем знакомство с сингапурским брендом Advanced AcousticWerkes. На очереди - миниатюрная моделька наушников AAW Q IN-CANAL MONITOR. Как мы уже выяснили в предыдущем обзоре (читать здесь), бренд AAW специализируется на внутриканальных мониторах по индивидуальному слепку уха, то есть – на CIEM (CUSTOM IN-EAR MONITOR). Как правило, такие наушники построены по гибридной технологии: с одновременным применением динамического и арматурного излучателя. Но сегодня мы будем слушать универсальную модель AAW Q с одним микро динамическим излучателем.

Компания Hercules будет удостоена двух наград за инновации на международной выставке CES — 2015
27 декабря 2014
Новости

Компания Hercules будет удостоена двух наград за инновации на международной выставке CES — 2015

Москва, 26 декабря 2014 г - компания Hercules сообщает, что в январе 2015 г. на международной выставке CES два новых продукта компании станут обладателями премии CES Innovation Awards Honoree — 2015 в номинации бытовых аудио-/видеопринадлежностей.

Обзор и тестирование объектива Canon EF 35mm f/2.0
1 января 2017
Тесты

Обзор и тестирование объектива Canon EF 35mm f/2.0

Мне по душе фокусное 35 мм: умеренно шире привычного 50 мм, но без присущих настоящим «ультра-ширикам» излишней искаженности – как раз для неторопливой пейзажной съемки. Я с опаской брался за тестирование Canon EF 35/2 по смешной, но немаловажной причине: не хотелось, потратив немалые деньги на Canon EF 35/1.4L USM, задаться вопросом «А стоило платить за «Эльку» в 4 с лишним раза больше?»

Компания ASUS представила новые устройства на выставке CES 2016
2 февраля 2016
Новости

Компания ASUS представила новые устройства на выставке CES 2016

На международной выставке Consumer Electronics Show 2016 в Лас-Вегасе компания ASUS представила новые модели мониторов, портативных проекторов, роутеров, сетевых адаптеров, а также компактных ПК.

JVC: Классика не стареет!
28 апреля 2003
Новости

JVC: Классика не стареет!

JVC GR-FX16E/GR-FXM40E/GR-FXM404E Аналоговые видеокамеры формата VHS ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМАТ: Compact VHS-C. СИСТЕМА ЦВЕТНОСТИ: PAL. ОПТИКА: фокусное расстояние f = 2,7 — 43,2 мм, 16х трансфокатор. F1,6, диаметр фильтра 40,5 мм. ЭЛЕКТРОННАЯ ЧАСТЬ: CCD 1/6 дюйма (320000 пикселей). Цифровое увеличение х700.

Смартфон Le Eco Pro 3: слоу-моушн видео 2
5 марта 2017
Видео

Смартфон Le Eco Pro 3: слоу-моушн видео 2

Обратите внимание, на небо, оно стало зернистым, а изображение - размытым. В общем, качество картинки падает существенно. Тут придется выбрать: либо обогатиться прикольными эффектами, либо – четким снимком. Впрочем, многие конкуренты подобных функций вообще не предлагают.

Новая версия UC Browser 10.1 для iOS с обновленным интерфейсом позволяет сжимать трафик и блокировать рекламу
26 августа 2015
Новости

Новая версия UC Browser 10.1 для iOS с обновленным интерфейсом позволяет сжимать трафик и блокировать рекламу

Москва, 25 августа 2015 г. — Компания UCWeb, один из лидирующих производителей на рынке мобильных браузеров (по данным StatCounter рыночная доля в мире составляет 14,53%), представила обновленную версию UC Browser для iOS, призванную укрепить продуктовый портфель компании. С новой версией UC Browser на еще один шаг приблизился к воплощению своей идеи — предлагать пользователям более удобный веб-серфинг вне зависимости от того, когда, где и какое устройство они используют.

Жилет-разгрузка для видеооператора Raylab Kino получил награду «Продукт года»
18 апреля 2013
Новости

Жилет-разгрузка для видеооператора Raylab Kino получил награду «Продукт года»

11 апреля 2013 года состоялось торжественное награждение победителей ежегодной национальной премии потребительской электроники и бытовой техники «ПРОДУКТ ГОДА». В номинации «Оборудование для видеосъемки камерой» лучшим был признан жилет-разгрузка Raylab Kino.

Беззеркальная камера Nikon 1 V3: первая фотокамера линейки Nikon 1, оснащенная сверхчувствительным поворотным сенсорным монитором
13 марта 2014
Новости

Беззеркальная камера Nikon 1 V3: первая фотокамера линейки Nikon 1, оснащенная сверхчувствительным поворотным сенсорным монитором

Компания Nikon добавила к линейке революционных системных фотокамер Nikon 1 совершенно новую модель — Nikon 1 V3. Эта скоростная системная фотокамера профессионального класса в небольшом прочном корпусе, обладающая высокой производительностью, всегда поможет поймать нужный кадр. Nikon 1 V3 — отличная модель для тех, кто желает приобрести фотокамеру более высокого класса или вторую фотокамеру. Она создана для серьезных фотографов, желающих путешествовать налегке и предъявляющих высокие требования к скорости, мощности и надежности фотокамеры.

Ritmix выпустил две новые модели пауэрбенков
24 июля 2017
Новости

Ritmix выпустил две новые модели пауэрбенков

В конце июля компания Ritmix пополнит свой ассортимент сразу двумя новыми моделями мобильных зарядных устройств (power bank): RITMIX RPB-10977PQC и RPB-12077P.