Александр Абаза: фотограф и человек

Александр Абаза.
Фото: А. Земляниченко

С Сашей Абазой я познакомился, придя в «Комсомолку» еще в 1980-м году, хотя с его работой в газете был знаком давно. Он как-то отличался от многих, и, конечно, его необычность бросилась мне в глаза, даже его своеобразная походка. Саша рассказывал, что в юности занимался гимнастикой, и действительно, я не помню его согнувшегося. Саша всегда ходил ровно, но в этом никогда не чувствовалось какой-то гордыни.
Работая вместе в штате «Комсомолки», мы часто засиживались допоздна, а то и за полночь. Мне было очень приятно и интересно всматриваться, как Саша работает, как отбирает материал, как кадрирует при печати свои фотографии, как старательно возится с каждым кадром, доводя композицию до совершенства. Многие Сашины фотографии по стилю исполнения были очень графичными и легко вставали в полосу газеты, будучи легко читаемыми и одновременно художественными. Саша почти всегда договаривался с верстальщиками, чтобы не рубить фотографию, а, подгоняя ее под газетную полосу, сохранить такой, какой он, Абаза ее видел.
Саша всегда был готов помочь и сам принимал мои советы, когда мы обсуждали ту или иную фотографию. Вспоминая с Сережей Кузнецовым те годы, мы называли время, проведенное в совместной с Сашей работе, «школой Абазы», давшей хороший толчок для собственного творчества.

Олимпийские автобусы. Москва. 1980, июль.
Фото: Александр Абаза.

Гимнастки. Олимпиада 80.
Фото: Александр Абаза.


Устремленные к небу.
Март 1994.
Фото: Александр Абаза.

Критиковать других Саша не любил, как-то уходил от этого, находя подходящие слова, чтобы не обидеть коллегу. Казалось, что Саша многое делал медленно. Как с теплым юмором называл наш коллега по «Комсомолке» Женя Успенский (ныне, увы уже покойный), Саша работал со скоростью «одна Абаза в час». Но это была скорость достоинства и чести, так называемого «качества Абазы». По-другому Саша не мог, даже если это было самой банальной фотографией. Его эстетство в работе фотографа заражало. Саша выделялся совершенно естественно, это было не напоказ. И это было прекрасной школой для меня.

Саша был свободен в своем творчестве, даже работая в ежедневной газете, и за это его многие ценили как профессионала.
Когда я ушел из «Комсомолки» в журнал «Советский Союз», у меня появилась возможность время от времени ездить вместе с Сашей в командировки (по заданию наших редакций). И это было просто здорово, это были его мастер-классы, как теперь это называют, для меня. День за днем мы работали с полной отдачей, соревнуясь в подаче идей. Помню, мы были с Сашей на БАМе (так называлась стройка Байкало-Амурской магистрали). Саша знакомил меня со своими, уже знакомыми ему героями стройки, и мы начинали жить вместе с этими людьми. Это были не только съемки, мы просто были вместе с этими прекрасными парнями, снимали их во время работы, делили досуг и вновь работали. Я видел, как тепло эти люди относились к Саше, а значит и ко мне, это было просто здорово!


Помню, как, когда моя жена была в роддоме, а я решил поклеить новые обои, Саша сказал: «Я помогу», — и пришел ко мне помочь. Конечно же, мы выпили, сын ведь родился, но дело сделали как-то легко и просто, без малейшего напряжения. А когда у моей жены умерла мама, Саша сказал, что его жена Зоя (Зося, как Саша ее называл) придет и поможет — так и случилось. Саша и Зоя были рядом. Конечно, часто ходить друг к другу в гости фотографам некогда, но все же иногда получалось, и мы с Ларисой бывали у Саши дома, и Саша с Зоей приходили к нам.

Ново-Липецкий металлургический завод. 1973 . Фото: Александр Абаза.

Ловлю себя на том, что пишу все в прошедшем времени… Да время — оно летит. Пролетает просто и быстро, но память человека, к счастью для нас, людей, хранит все, что происходило с нами, прекрасных людей, которые были рядом, которых нельзя забыть. К горлу комок подкатывает… Нельзя забыть, как Саша обычно представлялся, звоня по телефону: «Саня, это Саша Абаза», — хотя не узнать его голос было невозможно… И еще одна фраза, которую я очень люблю, сказанную как-то далеко за полночь однажды, когда мы засиделись на работе, когда я уже собрался уходить и уже готовился попрощаться: «Саня! (это Саша ко мне обращался) А поговорить?», — и, конечно же, мы просидели за разговором о профессии, о любимой фотографии еще долго.
Вскоре после похорон Саши я снимал показ моды в Москве. Сидели рядом с Димой, сыном Саши. Он во многом напоминает мне Сашу, хотя внешне трудно сказать, на кого он похож больше: на Сашу или на Зою, да и так ли это важно, Абаза- то продолжается!

Александр ЗЕМЛЯНИЧЕНКО

Александр Абаза и Владимир Богданов. 2010 г.

Саша был красив во всем!
В этом году исполнилось ровно 40 лет нашему знакомству с Сашей Абазой. Постепенно это многолетнее знакомство переросло в тесную дружбу, которой я очень дорожил и дорожу сегодня.
Вспоминаются несколько эпизодов, которые красноречиво говорят, каким другом был Абаза, да и просто красивым человеком во всем.
Я не помню точно, в каком году случилась эта новогодняя история…
31 декабря. Самый любимый из всех праздников. А тут — семейные неурядицы (мягко говоря), нелады на работе… Настроение убийственное. Сижу дома один, никому не нужный, и от жалости к себе, любимому, едва не рыдаю. Вдруг телефон — звонит Абаза, поздравляет с наступающим, понимает, что я пребываю далеко не в самом новогоднем настроении, и приказывает (точнее слова не подобрать) плюнуть на все, быстро собраться и ехать к нему.

«Птичка». Ферма вантового моста. Рига 1992.
Фото: Александр Абаза.

До Нового года оставались считанные минуты, а ехать на метро предстояло от Чистых прудов до Юго-Западной, да еще с пересадкой на автобус. Ровно в полночь поезд останавливается, машинист поздравляет своих пассажиров с наступившим Новым годом, и мы едем дальше.


В конце концов, я доехал. Сашино семейство: жена Зоя, сын Димка, дочка Машенька и фоксик Кузя — встретило меня так радушно, что я моментально забыл свою беспросветную тоску. И хорошее настроение не покинуло меня в эту подаренную Абазой новогоднюю ночь.


Еще раз повторюсь: Саша был красив во всем. В нем безошибочно угадывалась порода, его врожденный аристократизм меня всегда поражал. Помню, как первый раз он пришел ко мне домой. Я не знаю, откуда у нас появилась эта азиатская привычка — приходя в гости, разуваться в прихожей. Женщины, как правило, приносили с собой модельные туфельки, а мужики, находясь при «полном параде», надевали хозяйские шлепанцы или оставались в одних носках. Так и танцевали, если на вечеринках дело доходило до танцев.


В этот его первый визит я было приготовил для него тапки, но, к счастью, Зоя успела потихоньку меня предупредить, что Саша никогда не разувается, приходя в гости. И гостеприимным хозяевам своих паркетов и ковров приходилось великодушно прощать Абазе этот его «грех».
А еще Саша был доверчив, как маленький ребенок. Часто это качество хорошо характеризует взрослых людей.


Однажды я зашел к Абазе в «Комсомолку». Ему нужно было срочно проявить пленку, и мы закрылись в кабинке. А пока горел свет, я машинально прочел какой-то заголовок

Луис Корвалан на Московской земле. Москва, Внуково-2. Декабрь 1976.
Фото: Александр Абаза.

из «Огонька», который открытым лежал на увеличителе. Потом Саша выключил свет, чтобы зарядить пленку в бачок, а я также машинально произнес вслух то, что прочел при свете. Позже, когда завершились все манипуляции с пленкой в темной комнате, Саша снова включил свет, и я показал ему этот заголовок в «Огоньке». По-моему, он до последнего был уверен, что я был способен читать в кромешной темноте.
Особенно тесно мы сблизились с Сашей в последний год. Сблизили нас еще больше наши несчастья. Саша похоронил свою любимую жену, перенес эту утрату очень тяжело. Да и не перенес вовсе… И его, и меня ощутимо подкосило здоровье, но оба мы старались по возможности не расслабляться — ходили на выставки, даже участвовали в них иногда.
И этот снимок последний, где мы вместе на одной из выставок в галерее им. братьев Люмьер.

Владимир БОГДАНОВ

Рельсы «Азовстали». 1972 .
Фото: Александр Абаза. Двадцатый век забирает своих героев.
В марте тихо ушел из жизни прекрасный светлый человек, фотожурналист Александр Борисович Абаза.
Он родился в Ленинграде в 1934 году. После смерти матери был вывезен в 1942 году из блокадного Ленинграда в село Гагино Горьковской области. В 1948 году вместе с воспитывавшей его тетей переехал в Ригу. Окончил Рижский политехнический техникум, отслужил четыре года на флоте, работал инженером-конструктором на Рижском электромашиностроительном заводе и внештатным фотокорреспондентом газет «Советская Латвия» и «Советская молодежь». Участвовал в ежегодных выставках народной фотостудии «Рига». За снимок «Ожерелье реки» получил диплом III степени.
В 1969 году Абаза переехал в Москву и начал работать в газете «Советская культура», снимал представителей культуры, делал репортажи значимых культурных событий. В московской фотографической среде у него появился неформальный статус интеллектуального фотографа.
Через два года его пригласили в «Комсомольскую правду», в которой он проработает четверть века — до 1996 года.
В фотографии его всегда привлекали эмоция, рисунок, линии, графика, художественные приемы. Работы Абазы «вываливались» из общего ряда советских фотографий: они были наполнены воздухом и светом, неповторимым стилем, хотя снимал он обычные для газетчиков его времени сюжеты: стройки, заводы, фабрики, парады.
Владимир Левашов, историк фотографии, в рецензии к выставке Абазы написал: «Зачастую снимки Александра Абазы выглядят так, будто знаешь их с детства. Даже если на самом деле никогда не видел. Есть в них что-то архетипическое, какая-то непрерывная формула стиля. До слез ностальгического, романтика которого родом из светлых 60-х, даже если конкретные изображения возникли десятилетиями позже. Профессиональная карьера Абазы начиналась именно в те годы, с работы для рижских газет «Советская Латвия» и «Советская молодежь». И печать стиля эпохи осталась в его снимках уже навсегда».
В 2001 году Александр Абаза стал обладателем Гран-при конкурса «Серебряная камера» (номинация «Архитектура»). В 2005 году в рамках программы «Классики российской фотографии» состоялась его персональная выставка в Московском доме фотографии.
В последние годы он старался не пропускать ни одного значимого фотографического события в Москве. Я часто видела его на выставках, поскольку знала его фотографии с детства. Он был добр ко мне и всегда откликался на мои просьбы. Подарил книгу своих фотографий. Но я не успела взять у него интервью. Все откладывала. Мне казалось, что он всегда будет…

Благодарим Дмитрия Абазу, который подготовил и предоставил фотографии Александра Абазы для публикации

Строительство завода «Азовсталь». Жданов. Март 1973.
Фото: Александр Абаза.

Гимнастки Ольга Корбут, Любовь Бурда, Эльвира Саади
и Любовь Богданова. 1973
Фото: Александр Абаза.

Стрела шагающего экскаватора.
Рудник «Северный» Тургайского рудоуправления. Казахская ССР.
Фото: Александр Абаза. Орнамент. 1993
Фото: Александр Абаза.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Восемь ядер для России: смартфон Huawei Honor 6 уже у нас
18 октября 2014
Новости

Восемь ядер для России: смартфон Huawei Honor 6 уже у нас

16 октября 2014 г. Компания Huawei объявляет о старте продаж в России первого в мире 8-ядерного смартфона стандарта LTE Cat6 Huawei Honor 6 со скоростью приема данных до 300 Мбит/с. 8-ядерный интеллектуальный процессор смартфона Honor 6 HiSilicon Kirin 920 состоит из четырех больших чипсетов A15 1.7 ГГц и четырех малых чипсетов A7 1.3 ГГц, что обеспечивает стабильную длительную работу даже при самом активном режиме использования.

Обзор Nikon D600, часть 4: видео на полчаса высокой четкости
3 марта 2013
Обзоры

Обзор Nikon D600, часть 4: видео на полчаса высокой четкости

Режим видеосъемки с высоким разрешением HD в последнее время имеет особую популярность у любителей фототехники. Nikon D600 позволяет вести непрерывную запись HD видеофайлов длиной до 30 минут. Но более всего режим видеосъемки при помощи фотокамеры подойдет для создания коротких роликов по определенному сценарию со штатива или стедикама. Съемка видео производится в формате *.MOV и для его редактирования необходимо воспользоваться идущим в комплекте с камерой программным обеспечением NikonViewNX2 или обратиться к известным сторонним конверторам и видеоредакторам с возможностью монтажа.

Объективы Tamron удостоены престижных премий TIPA Awards 2018 в двух номинациях
15 мая 2018
Новости

Объективы Tamron удостоены престижных премий TIPA Awards 2018 в двух номинациях

Компания Tamron, ведущий производитель оптической продукции для различных сфер применения, сообщает о том, что Ассоциация TIPA объявила о присуждении награды TIPA 2018 двум объективам Tamron: 70-210mm F/4 Di VC USD (Модель A034) в еноминации "Лучший телезум-объектив для цифровых зеркальных камер” и 18-400mm F/3.5-6.3 Di II VC HLD (Модель B028) в номинации "Лучший суперзум-объектив для цифровых зеркальных камер".

Возвращение в Алоль
1 декабря 2006
Обзоры

Возвращение в Алоль

В каждом из нас постоянно живет ощущение одного или нескольких мест на земле, которые особенно дороги нашей памяти. В радостные или грустные периоды жизни мысленно возвращаемся к ним, словно ищем поддержку. По возможности стараемся еще раз приехать туда, где волею судьбы нам бывает как-то особенно хорошо.

Тест зеркального фотоаппарата Nikon D7100: в целом камера определенно понравилась и внушила уважение
22 июля 2013
Тесты

Тест зеркального фотоаппарата Nikon D7100: в целом камера определенно понравилась и внушила уважение

20 февраля 2013 года Никон анонсировал новую модель зеркального цифрового фотоаппарата – Nikon D7100. Новинка, пришедшая на замену заслуженно популярному Nikon D7000, на протяжении двух с половиной лет служившему верой и правдой увлеченным фотолюбителям, стала третьей моделью компании, оборудованной датчиком изображения формата APS-C (DX) с разрешением 24 миллиона пикселей (после D3200 и D5200, вышедших на рынок в 2012 году).

Я | В СЕРДЦЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ: стартовал 6-ой ежегодный фотоконкурс NIKON
3 февраля 2018
Новости

Я | В СЕРДЦЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ: стартовал 6-ой ежегодный фотоконкурс NIKON

На протяжении многих лет компания Nikon помогает всем, кто увлекается фотографией, создавать прекрасные и уникальные кадры. И помощь Nikon заключается не только в предоставлении техники высокого качества, но также в поддержке профессионалов, постоянном поиске новых талантов среди любителей и, конечно, вдохновении.

Fujifilm откатывает прошивку 4.0 для X-T2 к старой версии и откладывает обновления для GFX 50S, X-H1 и X-Pro2
17 мая 2018
Новости

Fujifilm откатывает прошивку 4.0 для X-T2 к старой версии и откладывает обновления для GFX 50S, X-H1 и X-Pro2

В последнем крупном обновлении прошивки 4.00, выпущенном для Fujifilm X-T2 было обнаружено довольно много ошибок и, очевидно, Fujifilm потребуется некоторое время для их устранения. В качестве временного решения компания выпустила прошивку 4.01, которая возвращает функционал камеры на уровень предыдущей версии 3.0

Как купить зеркалку до $200
17 ноября 2003
Советы

Как купить зеркалку до $200

Что делать, если имеющаяся недорогая «мыльница» уже перестала устраивать не только качеством получаемых фотографий, но и полным отсутствием возможности по управлению процессом съемки? Или если доставшийся по наследству потрепанный «Зенит-Е» снова вышел из строя, испортив попутно самые интересные кадры? Значит и для вас пришло время заменить имеющуюся аппаратуру более совершенной, которая бы не только гарантировала получение качественных изображений, но и была более надежна и удобна в обращении.

Вне моды
28 ноября 2005
Обзоры

Вне моды

В мае 2005 г. в Фотогалерее имени братьев Люмьер проходила выставка Уильяма Кляйна «In Fashion». Выставка состояла из 26 работ, отобранных кураторами галереи из его альбома «In & out of fashion». Эти работы впервые были продемонстрированы в Москве и были изготовлены автором специально для этой выставки.

SMART Bridgit Server: каждый из 10 участников удаленной конференции может править файлы друг друга
4 декабря 2013
Новости

SMART Bridgit Server: каждый из 10 участников удаленной конференции может править файлы друг друга

ГК DIGIS и SMART Technologies представляют SMART Bridgit Server BSS-10 - простое и удобное в установке и обслуживании ПО, позволяющее не только проводить сессии удаленной аудио-видео связи с 10 пользователями одновременно и вносить правки в транслируемый контент. SMART Bridgit Server на 10 подключений позволяет проводить удаленные аудио- и видеоконференции с возможностью взаимодействия с удаленным рабочим столом до десяти человек одновременно. SMART Bridgit Server на 10 подключений позволяет проводить удаленные аудио- и видеоконференции с возможностью взаимодействия с удаленным рабочим столом до десяти человек одновременно.