Александр Абаза: фотограф и человек

Александр Абаза.
Фото: А. Земляниченко

С Сашей Абазой я познакомился, придя в «Комсомолку» еще в 1980-м году, хотя с его работой в газете был знаком давно. Он как-то отличался от многих, и, конечно, его необычность бросилась мне в глаза, даже его своеобразная походка. Саша рассказывал, что в юности занимался гимнастикой, и действительно, я не помню его согнувшегося. Саша всегда ходил ровно, но в этом никогда не чувствовалось какой-то гордыни.
Работая вместе в штате «Комсомолки», мы часто засиживались допоздна, а то и за полночь. Мне было очень приятно и интересно всматриваться, как Саша работает, как отбирает материал, как кадрирует при печати свои фотографии, как старательно возится с каждым кадром, доводя композицию до совершенства. Многие Сашины фотографии по стилю исполнения были очень графичными и легко вставали в полосу газеты, будучи легко читаемыми и одновременно художественными. Саша почти всегда договаривался с верстальщиками, чтобы не рубить фотографию, а, подгоняя ее под газетную полосу, сохранить такой, какой он, Абаза ее видел.
Саша всегда был готов помочь и сам принимал мои советы, когда мы обсуждали ту или иную фотографию. Вспоминая с Сережей Кузнецовым те годы, мы называли время, проведенное в совместной с Сашей работе, «школой Абазы», давшей хороший толчок для собственного творчества.

Олимпийские автобусы. Москва. 1980, июль.
Фото: Александр Абаза.

Гимнастки. Олимпиада 80.
Фото: Александр Абаза.


Устремленные к небу.
Март 1994.
Фото: Александр Абаза.

Критиковать других Саша не любил, как-то уходил от этого, находя подходящие слова, чтобы не обидеть коллегу. Казалось, что Саша многое делал медленно. Как с теплым юмором называл наш коллега по «Комсомолке» Женя Успенский (ныне, увы уже покойный), Саша работал со скоростью «одна Абаза в час». Но это была скорость достоинства и чести, так называемого «качества Абазы». По-другому Саша не мог, даже если это было самой банальной фотографией. Его эстетство в работе фотографа заражало. Саша выделялся совершенно естественно, это было не напоказ. И это было прекрасной школой для меня.

Саша был свободен в своем творчестве, даже работая в ежедневной газете, и за это его многие ценили как профессионала.
Когда я ушел из «Комсомолки» в журнал «Советский Союз», у меня появилась возможность время от времени ездить вместе с Сашей в командировки (по заданию наших редакций). И это было просто здорово, это были его мастер-классы, как теперь это называют, для меня. День за днем мы работали с полной отдачей, соревнуясь в подаче идей. Помню, мы были с Сашей на БАМе (так называлась стройка Байкало-Амурской магистрали). Саша знакомил меня со своими, уже знакомыми ему героями стройки, и мы начинали жить вместе с этими людьми. Это были не только съемки, мы просто были вместе с этими прекрасными парнями, снимали их во время работы, делили досуг и вновь работали. Я видел, как тепло эти люди относились к Саше, а значит и ко мне, это было просто здорово!


Помню, как, когда моя жена была в роддоме, а я решил поклеить новые обои, Саша сказал: «Я помогу», — и пришел ко мне помочь. Конечно же, мы выпили, сын ведь родился, но дело сделали как-то легко и просто, без малейшего напряжения. А когда у моей жены умерла мама, Саша сказал, что его жена Зоя (Зося, как Саша ее называл) придет и поможет — так и случилось. Саша и Зоя были рядом. Конечно, часто ходить друг к другу в гости фотографам некогда, но все же иногда получалось, и мы с Ларисой бывали у Саши дома, и Саша с Зоей приходили к нам.

Ново-Липецкий металлургический завод. 1973 . Фото: Александр Абаза.

Ловлю себя на том, что пишу все в прошедшем времени… Да время — оно летит. Пролетает просто и быстро, но память человека, к счастью для нас, людей, хранит все, что происходило с нами, прекрасных людей, которые были рядом, которых нельзя забыть. К горлу комок подкатывает… Нельзя забыть, как Саша обычно представлялся, звоня по телефону: «Саня, это Саша Абаза», — хотя не узнать его голос было невозможно… И еще одна фраза, которую я очень люблю, сказанную как-то далеко за полночь однажды, когда мы засиделись на работе, когда я уже собрался уходить и уже готовился попрощаться: «Саня! (это Саша ко мне обращался) А поговорить?», — и, конечно же, мы просидели за разговором о профессии, о любимой фотографии еще долго.
Вскоре после похорон Саши я снимал показ моды в Москве. Сидели рядом с Димой, сыном Саши. Он во многом напоминает мне Сашу, хотя внешне трудно сказать, на кого он похож больше: на Сашу или на Зою, да и так ли это важно, Абаза- то продолжается!

Александр ЗЕМЛЯНИЧЕНКО

Александр Абаза и Владимир Богданов. 2010 г.

Саша был красив во всем!
В этом году исполнилось ровно 40 лет нашему знакомству с Сашей Абазой. Постепенно это многолетнее знакомство переросло в тесную дружбу, которой я очень дорожил и дорожу сегодня.
Вспоминаются несколько эпизодов, которые красноречиво говорят, каким другом был Абаза, да и просто красивым человеком во всем.
Я не помню точно, в каком году случилась эта новогодняя история…
31 декабря. Самый любимый из всех праздников. А тут — семейные неурядицы (мягко говоря), нелады на работе… Настроение убийственное. Сижу дома один, никому не нужный, и от жалости к себе, любимому, едва не рыдаю. Вдруг телефон — звонит Абаза, поздравляет с наступающим, понимает, что я пребываю далеко не в самом новогоднем настроении, и приказывает (точнее слова не подобрать) плюнуть на все, быстро собраться и ехать к нему.

«Птичка». Ферма вантового моста. Рига 1992.
Фото: Александр Абаза.

До Нового года оставались считанные минуты, а ехать на метро предстояло от Чистых прудов до Юго-Западной, да еще с пересадкой на автобус. Ровно в полночь поезд останавливается, машинист поздравляет своих пассажиров с наступившим Новым годом, и мы едем дальше.


В конце концов, я доехал. Сашино семейство: жена Зоя, сын Димка, дочка Машенька и фоксик Кузя — встретило меня так радушно, что я моментально забыл свою беспросветную тоску. И хорошее настроение не покинуло меня в эту подаренную Абазой новогоднюю ночь.


Еще раз повторюсь: Саша был красив во всем. В нем безошибочно угадывалась порода, его врожденный аристократизм меня всегда поражал. Помню, как первый раз он пришел ко мне домой. Я не знаю, откуда у нас появилась эта азиатская привычка — приходя в гости, разуваться в прихожей. Женщины, как правило, приносили с собой модельные туфельки, а мужики, находясь при «полном параде», надевали хозяйские шлепанцы или оставались в одних носках. Так и танцевали, если на вечеринках дело доходило до танцев.


В этот его первый визит я было приготовил для него тапки, но, к счастью, Зоя успела потихоньку меня предупредить, что Саша никогда не разувается, приходя в гости. И гостеприимным хозяевам своих паркетов и ковров приходилось великодушно прощать Абазе этот его «грех».
А еще Саша был доверчив, как маленький ребенок. Часто это качество хорошо характеризует взрослых людей.


Однажды я зашел к Абазе в «Комсомолку». Ему нужно было срочно проявить пленку, и мы закрылись в кабинке. А пока горел свет, я машинально прочел какой-то заголовок

Луис Корвалан на Московской земле. Москва, Внуково-2. Декабрь 1976.
Фото: Александр Абаза.

из «Огонька», который открытым лежал на увеличителе. Потом Саша выключил свет, чтобы зарядить пленку в бачок, а я также машинально произнес вслух то, что прочел при свете. Позже, когда завершились все манипуляции с пленкой в темной комнате, Саша снова включил свет, и я показал ему этот заголовок в «Огоньке». По-моему, он до последнего был уверен, что я был способен читать в кромешной темноте.
Особенно тесно мы сблизились с Сашей в последний год. Сблизили нас еще больше наши несчастья. Саша похоронил свою любимую жену, перенес эту утрату очень тяжело. Да и не перенес вовсе… И его, и меня ощутимо подкосило здоровье, но оба мы старались по возможности не расслабляться — ходили на выставки, даже участвовали в них иногда.
И этот снимок последний, где мы вместе на одной из выставок в галерее им. братьев Люмьер.

Владимир БОГДАНОВ

Рельсы «Азовстали». 1972 .
Фото: Александр Абаза. Двадцатый век забирает своих героев.
В марте тихо ушел из жизни прекрасный светлый человек, фотожурналист Александр Борисович Абаза.
Он родился в Ленинграде в 1934 году. После смерти матери был вывезен в 1942 году из блокадного Ленинграда в село Гагино Горьковской области. В 1948 году вместе с воспитывавшей его тетей переехал в Ригу. Окончил Рижский политехнический техникум, отслужил четыре года на флоте, работал инженером-конструктором на Рижском электромашиностроительном заводе и внештатным фотокорреспондентом газет «Советская Латвия» и «Советская молодежь». Участвовал в ежегодных выставках народной фотостудии «Рига». За снимок «Ожерелье реки» получил диплом III степени.
В 1969 году Абаза переехал в Москву и начал работать в газете «Советская культура», снимал представителей культуры, делал репортажи значимых культурных событий. В московской фотографической среде у него появился неформальный статус интеллектуального фотографа.
Через два года его пригласили в «Комсомольскую правду», в которой он проработает четверть века — до 1996 года.
В фотографии его всегда привлекали эмоция, рисунок, линии, графика, художественные приемы. Работы Абазы «вываливались» из общего ряда советских фотографий: они были наполнены воздухом и светом, неповторимым стилем, хотя снимал он обычные для газетчиков его времени сюжеты: стройки, заводы, фабрики, парады.
Владимир Левашов, историк фотографии, в рецензии к выставке Абазы написал: «Зачастую снимки Александра Абазы выглядят так, будто знаешь их с детства. Даже если на самом деле никогда не видел. Есть в них что-то архетипическое, какая-то непрерывная формула стиля. До слез ностальгического, романтика которого родом из светлых 60-х, даже если конкретные изображения возникли десятилетиями позже. Профессиональная карьера Абазы начиналась именно в те годы, с работы для рижских газет «Советская Латвия» и «Советская молодежь». И печать стиля эпохи осталась в его снимках уже навсегда».
В 2001 году Александр Абаза стал обладателем Гран-при конкурса «Серебряная камера» (номинация «Архитектура»). В 2005 году в рамках программы «Классики российской фотографии» состоялась его персональная выставка в Московском доме фотографии.
В последние годы он старался не пропускать ни одного значимого фотографического события в Москве. Я часто видела его на выставках, поскольку знала его фотографии с детства. Он был добр ко мне и всегда откликался на мои просьбы. Подарил книгу своих фотографий. Но я не успела взять у него интервью. Все откладывала. Мне казалось, что он всегда будет…

Благодарим Дмитрия Абазу, который подготовил и предоставил фотографии Александра Абазы для публикации

Строительство завода «Азовсталь». Жданов. Март 1973.
Фото: Александр Абаза.

Гимнастки Ольга Корбут, Любовь Бурда, Эльвира Саади
и Любовь Богданова. 1973
Фото: Александр Абаза.

Стрела шагающего экскаватора.
Рудник «Северный» Тургайского рудоуправления. Казахская ССР.
Фото: Александр Абаза. Орнамент. 1993
Фото: Александр Абаза.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Николай Никифоров: «Масштабного увеличения стоимости подписки на печатные СМИ не будет»
6 марта 2014
Новости

Николай Никифоров: «Масштабного увеличения стоимости подписки на печатные СМИ не будет»

Москва, 6 марта 2014 года. — Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров провел встречу с издательским сообществом по вопросу установления тарифов на подписку печатных СМИ. По словам главы Минкомсвязи России, несмотря на прекращение субсидирования подписки, повышение ее стоимости для граждан не будет масштабным и в среднем по стране составит не более 25%. В то же время представители отрасли ожидали, что она может вырасти в три и более раз.

Максимум развлечений
22 мая 2007
Новости

Максимум развлечений

Жидкокристаллические телевизоры уже давно вышли из категории «люксовых» товаров. Перестав быть экзотикой, они стремительно набирают популярность и вытесняют плазменные панели — в первую очередь это обеспечено возрастающим качеством и все более низкой ценой, в отличие от плазмы. Так что, похоже, в борьбе «ЖК vs Плазма» последняя окончательно сдает свои позиции.

Defender Smart Call HD2 - новая жизнь телевизора
22 апреля 2014
Новости

Defender Smart Call HD2 - новая жизнь телевизора

Москва, 22 апреля 2014 г. — Defender, надежный поставщик технологичных решений для работы и жизни, представляет Смарт-ТВ приставку Smart Call HD2 на базе Android. Легким движением руки обычный телевизор превращается в мультифункциональное устройство – практически полноценный компьютер с большим экраном.

Тест домашнего кинотеатра Sony DAV-DZ870M
21 сентября 2013
Тесты

Тест домашнего кинотеатра Sony DAV-DZ870M

Достоинства: хорошее звучание, в том числе и при воспроизведении партий акустических инструментов, стильный дизайн, отличная функциональность. Недостатки: не всегда четкая локализация при воспроизведении диалогов.

Смартфон Nexus 4 от google и LG появился в России
24 января 2013
Новости

Смартфон Nexus 4 от google и LG появился в России

Москва, 24 января 2013 г. — Компании LG Electronics (LG), Google и «Связной» сообщают о том, что смартфон Nexus 4 появился в России 24 января 2013 года. Новинка доступна только в интернет-магазине и электронном каталоге «Связной» по цене 19 990 рублей. Предзаказ, открытый 15 января, продемонстрировал большой спрос на Nexus 4, что ещё раз подчёркивает его популярность.

Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть I
10 сентября 2014
Советы

Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть I

Удивительная все-таки вещь — свадебная фотография! Кипение страстей, которое разворачивается вокруг этого жанра, не свойственно, пожалуй, никакому другому направлению фотосъемки. Диапазон переживаний — от негодования до восторга: «Халтура! — Нет, искусство! — Нет, просто кормушка для циничных негодяев! — Да нет же, это бизнес! — А я честный фотограф и много денег не беру!», и так далее, с разной степенью пафосности… Свадебная Фотография — блестящая королевна и затюканная падчерица одновременно: ее презирают матерые фоторепортеры за конформизм, но при этом она фантастически прекрасна у действительных мастеров своего жанра.

Обзор Nikon D600, часть 6. Объективы. В слове Мы – сто тысяч Я: совместимость с огромным семейством FX и DX.
3 марта 2013
Обзоры

Обзор Nikon D600, часть 6. Объективы. В слове Мы – сто тысяч Я: совместимость с огромным семейством FX и DX.

Байонет F, при помощи которого объектив прикрепляется к камере, был разработан компанией Nikon еще в 1959 году. С некоторыми доработками он сохранился до наших дней. Сегодня система камер с этим креплением обладает самым большим в мире парком объективов. Среди всего этого разнообразия есть автофокусные, специальные, теле, широкоугольные, даже раритетные российские объективы с ручной фокусировкой, переходники к микроскопам, телескопам.

Huawei представляет беспроводной монопод для селфи с подсветкой Moonlight Selfie Stick
11 сентября 2018
Новости

Huawei представляет беспроводной монопод для селфи с подсветкой Moonlight Selfie Stick

Компания Huawei представляет новый монопод для селфи Moonlight Selfie Stick со встроенной вспышкой, Bluetooth и стильным дизайном. Устройство удобно носить с собой: в сложенном виде его длина составляет 185 мм, а вес – всего 120 грамм.

Canon представляет свои первые зум-объективы для вещательных 8K-камер
7 ноября 2019
Новости

Canon представляет свои первые зум-объективы для вещательных 8K-камер

Компания Canon представляет два новых объектива для вещательных 8K-камерⁱ с датчиками формата 1,25 дюйма: внестудийный зум-объектив UHD DIGISUPER 51 и портативный зум-объектив 7x10.7 KAS S. Новые зум-объективы ярко демонстрируют весь опыт Canon в разработке лучших оптических технологий.

Создание «планеты» из обычной фотографии
7 апреля 2013
Советы

Создание «планеты» из обычной фотографии

Наверное, многие из читателей видели в Сети вот такие симпатичные фотографии-планеты. Одна из них была опубликована на обложке предыдущего номера «Фото&Техника». Такие планеты обычно делают из полноценных сферических панорам с охватом пространства 360×180 градусов. Однако снять такую панораму непросто, и мы сейчас покажем, как сделать почти настоящую «планету» из обычной фотографии, которая есть у каждого.