Ярмарка фотографии Paris Photo-2006

Десять лет назад молодой голландский издатель Рик Гаделла (Rik Gadella) впервые организовал в Париже ярмарку фотографии Paris Photo. Поверив в его энтузиазм и активность, известный нью-йоркский арт-дилер Гарри Лун (Harry Lunn) привлек к участию в первой фотоярмарке ведущие нью-йоркские галереи. Так родился необыкновенный концепт обзора истории фотографии и ее современного развития через тщательный международный отбор галерей, представляющих фотографию, которые раз в год собираются вместе на родине фотографии в центральном зале Парижа — выставочном зале Карусь де Лувр — вот уже десять лет.

Сегодня как для любителей фотографии, так и для профессионалов — галеристов, дилеров, коллекционеров — международная фотоярмарка Paris Photo является центральным событием года. С каждым годом, как уверяют организаторы, продажи фотографии на стендах галерей растут на 27%. Как видно из данных опроса 30-ти галерей-участниц, в 2005 году уровень продаж на одну галерею в среднем составлял 75 000€, в 2006 году эта сумма возросла до 105 000€. Для продавцов ярмарка остается одной из самых открытых и доступных, ведь в ней нет предварительного строгого отбора и участие в этом событии оправдано. Несмотря на то, что стоимость стенда обходится примерно в $20 000, а цены будут только расти, перспектива развития рынка фотографии очевидна.

Хельмут Ньютон/Helmut Newton, Затянутый торс, 1980

Как всегда, количество участников громких событий с каждым годом увеличивается, так же, как и гостей: 88 галерей и 18 издательств пришли продавать фотографию в самом центре Лувра, более чем 40 800 зрителей пришли на нее посмо­треть и большей частью купить, причем 40% из них — это жители 49 стран, помимо Франции. Показателем успеха событий, проходящих в Европе, является приезд на них американских представителей, ведь именно там, в Америке, сконцентрирован основной объем рынка фотографии, там коллекционеры, миллиардеры, музеи и крупные продажи. Осенью 2006 года более 300 представителей значимых институций, кураторов и собирателей фотографии специально приехали на ярмарку Paris Photo — 2006, среди них были представители Международного центра фотографии в Нью-Йорке, Lacma в Лос-Анджеле и Фонда Apertura. Об освещении самого события в европейских и американских изданиях и говорить не приходится: по отзывам в ведущей мировой прессе французский слет и впрямь является центральной ярмаркой фотоискусства и местом встречи профессионалов.

К счастью, Paris Photo не только просто место (пусть и высококлассное) для купли-продажи фотографии, но и выставочная площадка, объединяющая фотографию разных стран. Каждый год организаторы предлагают программу специальных событий, одним из которых является раздел Statement, в который приглашают разные страны показать самую актуальную нацио­нальную фотографию. В 2006 году приглашенными странами-гостями, а значит и участниками раздела Statement и центральной выставки, стали пять северных стран — Дания, Исландия, Финляндия, Швеция и Норвегия. В разделе Statement восемь галерей и приглашенных стран представили по персональной выставке одного или нескольких фотографов своей страны. Ими стали датский дуэт Трин Зондергард & Николай Ховальт (Trine Sondergaard & Nicolai Howalt) и их коллега Пер Бак Дженсен (Per Bak Jensen); финны Хели Рекула (Heli Rekula) и Алекс Антас (Axel Antas); исландский фотограф Храфнекель Сигардсон (Hrafnkell Sigurdsson); норвежка Эллин Мугас (Eline Mugas) и шведские фотографы Ане Олофссон (Annee Olofsson)и Мария Хэдлунд (Maria Hedlund). В разделе ярмарки «Комната проектов» показывали видео молодых художников и фотографов северных стран под названием «Свингующий, свингующий Север», лучшие видеофильмы отобраны из коллекций организаций, поддерживающих молодых арт-деятелей в странах Северной Европы.

Лоретта Люкс/Loretta Lux, Ожидающая девочка, 2006

Но наиболее престижным для фотографа считается участие в разделе Paris Photo «Центральная Экспозиция». На этот раз в главном выставочном пространстве собрали работы пяти ведущих женщин-фотографов каждой из стран под общим названием Stella Polaris. Свою страну представляли Шарлота Гилленхаммар (Charlotte Gyllenhammar) из Швеции, Юла Йокисало (Ulla Jokisalo) из Финляндии, Астрид Круз Дженсен (Astrid Kruse Jensen) из Дании, Мет Тронвол (Mette Tronvoll) из Норвегии и Рури (Ruri) из Ирландии. В Европе 80-90-х не наблюдалось какого-то одного центра фотографии, то есть страны или региона, яркость таланта фотографов которого затмевала бы общие достижения европейской фотографии. С середины 90-х неожиданно для всего фотосообщества в странах Северной Европы появилось молодое поколение ярких и разных художников, в том числе фотографов, и это явление по праву назвали «Северным чудом». Особое место здесь заняли представители финской школы, в основном это выпускники знаменитого Института искусства и дизайна в Хельсинки. Выставки молодых авторов еще во время их учебы проходят в ведущих центрах фотографии в Европе. Именно свежее и нетипичное для традиционной Европы видение «северных» фотографов и стало центральной идеей выставочных проектов ярмарки Paris Photo, ее не коммерческой, а просветительской части.

В третий раз на ярмарке Paris Photo — 2006 совместно с концерном BMW организаторы вручают международную премию молодому фотографу BMW–Paris Photo Prize, в этом году тема конкурса звучала как «Удовольствие. Очищение». 13 молодых и перспективных фотографов из разных стран, которых номинируют галереи-участ­ницы самой ярмарки, стали претендентами на главный приз. Лучшего выбирает жюри в составе фотографов в лице Сары Мунн, например, представителей ярмарки и автомобильного концерна, кураторов музеев, а работы финалистов демонст­рируются в выставочных пространствах во время работы ярмарки, ведь даже попасть в число номинантов считается очень престижным для молодого фотографа. Приз в 12 000€ в 2006 году получил французский фотограф Мэтью Бернар-Реймонд (Mathieu Bernard-Reymond), представленный парижской галереей Baudoin Lebon.

Гьен Мили/Gjon Mili,
Пабло Пикассо в гончарной мастерской,
Франция, 1949

Подтверждая заявление о том, что Paris Photo — это место для общения и встреч профессионалов арт-рынка и фотографии, организаторы ежегодно делают закрытую программу посещения выставок и других фотособытий, проходящих в Париже, для коллекционеров, кураторов и арт-профессионалов со всего мира. В ноябре 2006 года Париж стал столицей фотографии еще и потому, что десятилетний юбилей ярмарки совпал с проходящим раз в два года фестивалем «Европейский месяц фотографии», поэтому в программу посещений попали крупные выставки немки Кандиды Хёфер (Candida Hofer) в Лувре, выставка исторической фотографии в центре Помпиду, большая экспозиция Ли Фридляндера (Lee Friedlander) в залах Jeu de Paume, «Фотографии Морселя Дени» в Музее д`Орсе и «Regarder Vu: журнальная фотография 1928–1940».

Критики и посетители ярмарки Paris Photo — 2006 отмечают небывалую активность издательского бизнеса: альбомы разных форматов и размеров, коллекционные лимитированные издания, альбомы-портфолио фотографов, винтажные издания книг — всё это было представлено на ярмарке. Каждый день, по заранее определенному расписанию, можно было подписать купленные книжные новинки у самих авторов. По словам очевидцев, очередь за автографом к живому классику Эллиотту Эрвитту (Elliott Erwitt) в его новую книгу Personal Best стояла очень большая! Новинки также вышли у Мартина Пара (Martin Parr), Андерса Петерсена (Anders Petersen), Массимо Витали (Massimo Vitali), Ханса ван дер Миера (Hans van der Meer), Карла Лагерфельда и др., что вселяет очень радужные надежды на развитие книжного бизнеса и его активное обращение к фотографии. Удивляют и цены на книги: за 80 000€ на стенде издания Staidl было продано специальное издание Эда Руша (Ed Ruscha) Then and Now! А комплект из 22 коробок с фотографиями скандалиста Андреаса Серрано (Andres Serrano) были проданы за 12 000€ каждая.

Питер Линдберг/Peter Lindbergh, Кристи Тарлингтон,
Лос-Анжелес, 1988

Рассматривая участников и подводя итоги международных выставочных событий и ярмарок, мы, конечно, задаемся одним вопросом «А были ли в числе участ­ников российские фотографы?». В отношении Paris Photo — 2006 можно сказать, что имена российских авторов не часто, но появлялись на стендах зарубежных галерей. Почему зарубежных? Да потому что ни одна из российских галерей не принимает участие в крупнейшей европейской ярмарке фотоискусства, а значит, отечественные, даже самые известные фотографы лишены и информационной поддер­жки на западном рынке, и возможности прямых продаж. Как показывает опыт западных галерей-участниц, в основном, конечно, каждая из них представляет авторов из своей страны: так, через участие в международных выставках и событиях, активно продвигается и скандинавская фотография, и голландская, и немецкая, и итальянская. Очень немногих российских авторов представляют зарубежные галереи: например, работы уникального петербургского фотографа Бориса Смелова продавала галерея Сержа Плантери (Serge Plantureux), но по большей части оттого, что галерея занимается работами уже ушедших из жизни авторов. Среди других русских имен можно было встретить только имя Ольги Чернышовой на стенде галереи J.J. Heckenhauer и петербургского фотографа Петра Титаренко, которого представляет галерея Camera Obscura.

В Paris Photo впечатляют суммы, за которые продаются фотографии, впечатляет количество галерей-участников и количество посетителей, а значит, ценителей хорошей фотографии. Впечатляют возможности для продвижения авторов — ведь именно для этого и проводятся ярмарки.

Не радует пока только одно — отсутст­вие российских галерей и арт-дилеров, способных издавать альбомы современных авторов и старой фотографии и способных внести современную российскую фотографию в мировой поток. Ведь лучше быть в потоке, огромном, сложном, в котором можно легко затеряться, чем быть вообще вне его. А в конце мая — начале июня организаторы Paris Photo проводят новую ярмарку фотоискусства уже в Лондоне — Photo London, где искусство фотографии будет уже «высажено» на британскую почву.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ЯРМАРКИ PARIS PHOTO

Лэйла Эсседи/Lalla Essaydi, Сходящиеся территории №10, 2003

Фотограф Игорь Мухин, Москва

1. Какие тенденции в современной фотографии можно выявить из представленного на Paris Photo? И какие выделяются тенденции на рынке фотографии: какую фотографию продают, каких авторов продают, каковы цены и т.д.

И. М.: Я был только на 2-х ярмарках, в 2000 и 2006-м. К примеру, Глеб Косоруков, живущий там и посещающий ярмарки постоянно, заметил, что раньше было меньше гламура — как в 50-60-х, так и 2000-х. Ну а цены… от 1000€ до миллиона.

2. Что нужно сделать российским авторам, чтобы быть представленным на Paris Photo?

И. М.: Найти западного продюсера-галериста, всё-таки это не выставка, а прямая продажа; в 2006-м российских авторов было, может быть, 5-6 человек.

3. Что нужно сделать российским галереям, чтобы достойно представлять наших фотографов на Paris Photo?

И. М.: Ну а у нас есть хоть одна фотогалерея в России? До продажи галереи под фонд Картье-Брессона, эту миссию выполняла галерея «Черный квадрат» Морранна-Свибловой, где обычно выставлялись 10-12 авторов из России.

Фотограф Александр Китаев, Санкт-Петербург

А. К. Отвечать на вопросы о тенденциях и о продажах я не в состоянии. Надо было приходить на ярмарку с другими мозгами, по-другому на всё смотреть и о другом думать. Думать о том, что меня не увлекает и по большому счёту не интересует. Мне не интересно наблюдать и тем более анализировать, как то дело, которому я посвятил жизнь, превращается в торжище, на котором зарабатывают деньги все, кто угодно, но в меньшей степени сами творцы. На «Пари фото» представлены не тенденции в фотографии, а тенденции на рынке и в ценообразовании. Эти тенденции ничем не отличаются от рынка по продаже памперсов или стирального порошка. Механизмы вечны, и всё те же.

Участников интересуют деньги, прибыль от вложений и т.д. Для того чтобы российские авторы были представлены на «Пари фото» они должны найти своего галериста, который бы захотел на их картинках зарабатывать. Российским галереям нужно научиться продавать фотографии наших авторов с не меньшим цинизмом, чем это делают те, кто продаёт русских красавиц способным заплатить за товар западным буржуа. Всё это не имеет ровным счётом ничего общего с искусством и тенденциями в нём. Оно, искусство, живёт иными ощущениями окружающего мира и заботится о других ценностях. От того, что становится всё больше и больше продаж фотографий, а суммы, которые за них платят, становятся всё выше и выше, качество художественного высказывания никак не становится лучше. Ни хороших фотографий, ни талантливых авторов не становится больше. «Пари фото» не фестиваль творческих достижений, а большой универмаг, супермаркет и в какой-то степени биржа по продаже всего, что пожелает покупатель, желающий или по­тратить, или вложить деньги.

Комментарии

Марина
13.07.2009
0
Интересные фотографии, выделяющие объекты.

Похожие статьи

EZVIZ представила на российском рынке полнофункциональную систему «умный дом»
23 марта 2017
Новости

EZVIZ представила на российском рынке полнофункциональную систему «умный дом»

23 марта, — компания EZVIZ представила централизованное решение «умный дом» с возможностью масштабирования, а также набор периферийных устройств для него. Главный блок системы «умный дом» представлен полнофункциональным беспроводным центром управления EZVIZ A1, подключение к которому осуществляется по сети Wi-Fi. EZVIZ A1 прост в настройке, не требует от пользователя технических компетенций или помощи специалиста, а вся процедура подключения сводится к обеспечению питанием и простому сопряжению с роутером Wi-Fi. EZVIZ A1 поддерживает до 32 датчиков, которые подключаются по радиоканалу и не требуют прокладки кабелей. Для контроля за помещением и мониторинга состояния датчиков разработчики предусмотрели удобное мобильное приложение с интуитивно понятным интерфейсом.

Синергия высоких технологий и искусства: Samsung презентовал новую линейку телевизоров в Большом театре
16 апреля 2014
Новости

Синергия высоких технологий и искусства: Samsung презентовал новую линейку телевизоров в Большом театре

Москва, 15 апреля 2014 года — компания Samsung Electronics презентовала новинку высшего класса — линейку UHD-телевизоров. Грандиозное мероприятие прошло в самом центре Москвы, в мекке русского балета — Большом театре.

Компания TRENDnet выводит на рынок компактную наружную 1,3-мегапиксельную WiFi камеру
16 апреля 2015
Новости

Компания TRENDnet выводит на рынок компактную наружную 1,3-мегапиксельную WiFi камеру

Москва, 16 апреля 2015 года — Компания TRENDnet, ведущий бренд индустрии проводных и беспроводных технологий, на выставке ISC West 2015 объявила о выходе наружной 1,3-мегапиксельной HD WiFi ИК сетевой камеры, модель TV-IP322WI. Это компактная камера рассчитана на эксплуатацию в экстремальных погодных условиях, имеет возможность записи видео на карту MircoSD (продается отдельно) и предусматривает подключение к беспроводной сети Wireless N с частотой 2,4 ГГц.

Тест зеркального фотоаппарата SONY SLT-A77: дикого лиса я отснял в течение месяца...
5 марта 2012
Тесты

Тест зеркального фотоаппарата SONY SLT-A77: дикого лиса я отснял в течение месяца...

Какой инструмент поможет сделать фотографию из неудобного положения, с нестандартной точки? Как облегчить вес переносимого фотографического снаряжения в путешествии? Компания Sony попробовала дать на все эти вопросы свой ответ, представив на суд зрителей в конце августа 2011 года 4 модели камер со сменной оптикой. Две из них — Sony SLT-A77 и SLT-A65 — это большие камеры традиционного вида.

Как сделать зажим Justin-Сlamp от Manfrotto своими руками
15 июня 2018
Новости

Как сделать зажим Justin-Сlamp от Manfrotto своими руками

Зажим Justin-Сlamp был создан сотрудником Bogen / Manfrotto Джастином Стэйли. Обладая широкой функциональностью, он стал одним из основных аксессуаров, которые можно найти в арсенале большинства фотографов. Единственным его недостатком является цена в $56. Однако Фотограф Джо Эдельман предложил DIY-вариант этого зажима, который обойдётся значительно дешевле.

Как использовать радиомикрофон в качестве антижучка и в качестве устройства для прослушки
7 июля 2012
Советы

Как использовать радиомикрофон в качестве антижучка и в качестве устройства для прослушки

Давайте внимательно посмотрим на беспроводной микрофон MIC-140 или аналогичные модели. Не слишком ли односторонне они используются в нашем быту? И можно ли превратить такой микрофон в устройство для обнаружения "жучков" или еще пуще - сам микрофон превратить в устройство для прослушки, предварительно упаковав его в спичечный коробок?

Тест Full HD-медиаплеера Dune HD Lite 53D
14 июня 2012
Тесты

Тест Full HD-медиаплеера Dune HD Lite 53D

Медиаплеер Dune HD Lite 53D по функциональности и возможностям воспроизведения лишь немного уступает топовой модели Dune HD Max, которая уже завоевала популярность на отечественном рынке. Отличия заключаются в отсутствии привода оптических дисков и более «бюджетном» дизайне. Dune HD Lite 53D можно рекомендовать тем кинолюбителям, кто желает приобрести медиаплеер высокого уровня, но не нуждается в возможности воспроизведения лазерных дисков.

Lufthansa предложит новые возможности для общения и развлечений на борту среднемагистральных рейсов
12 сентября 2013
Новости

Lufthansa предложит новые возможности для общения и развлечений на борту среднемагистральных рейсов

Франкфурт, 12 сентября 2013 г. В ближайшее время Lufthansa предложит пассажирам своих среднемагистральных рейсов еще больший выбор фильмов, сериалов, музыкальных программ, игр и информационных каналов. Развлечения на личных ноутбуках, планшетах и смартфонах доступны через сеть Wi-Fi. Пассажиры также смогут заказать товары онлайн-магазина Lufthansa WorldShop через бесплатный портал прямо со своего кресла с доставкой домой.

Jabra PRO 900 DUO: расширение линейки
2 сентября 2015
Новости

Jabra PRO 900 DUO: расширение линейки

Москва, 2 сентября 2015 г. — Компания Jabra, мировой лидер в области разработки телефонных гарнитур для различных сегментов рынка: call-центров, офисов, мобильной телефонии и развлечений, анонсирует старт продаж в России дополнительных моделей профессиональных гарнитур для офисов и контактных центров PRO 900: модели PRO 920 и PRO 930 теперь доступны в стереокомплектации Duo, с двумя наушниками для большего комфорта.