Сергей Борисов в творческом полете

Над кучевыми облаками. 2003 г.

Журнальные и альбомные публикации, комментирующие произведения фотоискусства, обычно начинаются с творческих биографий авторов снимков. И это закономерно, поскольку, как показывает практика, специфические особенности авторского почерка во многих случаях узнаваемы, даже когда автор анонимен.

Сергей Борисов, пожалуй, никогда не выступал под псевдонимом, и если бы вдруг решился на это, усилия автора оказались бы бесполезными. Он, что называется, «виден издалека», в каждой публикации, на каждом из выставочных стендов. И, что характерно, не только в масштабах отечественных изданий и экспозиций, но и в дальнем, ближнем и многих других «зарубежьях».

С чего все это началось? На этот вопрос автор снимков ответит потом, а начнем с некоторых эпизодов последних лет.

Не боясь удивить читателя, сообщаем, что на аукционе в Швейцарии фотография Сергея Борисова «Полет» была куплена за 3000 долларов. В иных случаях такой суммы удостаивались произведения классиков отечественной фотографии: Евгения Халдея, Ивана Шагина, Дмитрия Бальтерманца... Перечень знаковых имен в данном контексте весьма скромен, хотя эта отечественная «ретроспектива», разумеется, лишь пополняет список мастеров тридцатых годов прошлого века: Александр Родченко, Борис Игнатович, Аркадий Шайхет...

Но это — наше заслуженное прошлое, речь же идет о нынешней эпохе, о творчестве фотомастера, работающего в наши дни.

Пройти мимо, не заметить и не удивиться успеху снимков Сергея Борисова, пожалуй, нельзя. Конечно, лишь единицам из россиян удалось посетить галерею Александра Шлезингера в Цюрихе. Но, по свидетельству самого автора, количество зрителей, удостоивших своим вниманием фотоэкспозицию, напоминало залы Эрмитажа, привлекающие поклонников живописи.

Столь же успешно «засветились» работы фотохудожника в Нью-Йорке на выставке в Колумбийском университете, где рядом с Родченко, Игнатовичем, М. Гринбергом были удостоены чести соседствовать произведения Ахломова, Лаврентьева, Голициной, Лапина... А вот и Амстердам, где Борисов уже в компании с Агафоновым, Слюсаревым, Мохоревым, Щеколдиным...

Канал им. Москвы. 2003 г.

Однако это там, за рубежом. А какова востребованность работ фотохудожника отечественным зрителем, покупателем, коллекционером? К сожалению, пока еще не в тех масштабах, но перспектива есть. Доказательство тому — активная деятельность одной из весьма перспективных фотогалерей «им. Братьев Люмьер», удостоившихся едва ли не самого престижного места в московском Центральном доме художника. Именно здесь желающие не только увидеть, но и приобрести в целях украшения квартир, офисов, пополнения фотоколлекций произведения самых талантливых фотографов прошлого и наших дней получили эту возможность.

Сергей Борисов одним из первых предоставил галерее свои работы, а рядом с ним в экспозициях галереи появились и такие имена, как Саша Мановцева, Галина Москалева, Наташа и Валерий Черкашины, Катя Голицина и многие другие, чьи имена в последние годы на слуху у тех, кто любит, знает и в силах оценить творчество талантливых фотографов. И это несмотря на то, что сегодняшним талантам в галерее не так уж вольготно, имея в виду серьезных конкурентов из эпохи тридцатых годов и военных лет Великой Отечественной.

Работы сегодняшних достойны внимания и уважения. Почему? На этот вопрос и отвечают в числе других работы Сергея Борисова, о которых и пойдет речь. Кстати, одна из его работ была недавно реализована в галерее «им. Братьев Люмьер», что, по свидетельству автора, привыкшего к зарубежным сюрпризам, его искренне порадовало. И не только в связи с личным коммерческим успехом, но и как свидетельство несомненно возросшего в последние годы интереса к искусству фотографии, которое в иных случаях не уступает привычному интересу к произведениям живописи и графики.

Полет. 1988 г.

Итак — творческая биография Сергея Борисова в кратком изложении. Фотокружок Московского дома пионеров, участие в археологических экспедициях с фотокамерой в руках, увлечение поэзией, фотографирование в бытовых ателье и для прессы, содружество с художниками его молодости Ильей Кабаковым, Эдуардом Штейнбергом, Анатолием Зверевым, персональные выставки «Портреты художников», «Студия 50А» (художественная мастерская Сергея Борисова). Заметное место в московском андерграунде. Очевидные достижения мастера в рекламной фотографии, многочисленные публикации в престижных изданиях за рубежом: «Актуэль», «Мисс Вог», «Фэйс» и многих других. И, как уже говорилось, участие в самых престижных аукционах, в том числе «Сотбис», «Кристи», где его работы получили весьма высокое «коммерческое признание», в том числе работы «Полет», «Супрематическая игра». Что касается отечественных и зарубежных выставок, плюс персональные экспозиции, то их перечень занял бы многие страницы, как, впрочем, и перечень работ, украсивших музейные и частные коллекции.

Героями его портретных и жанровых снимков стали известные художники, артисты, звезды шоу-бизнеса, фотомодели. Но едва ли имя автора стало бы столь популярным, а его снимки столь узнаваемыми без «летающих» женщин и мужчин на фоне московского неба и легко узнаваемых высотных зданий. Во многих случаях даже опытные фотографы и знатоки фототехники не могут ответить на вопрос, как это сделано, каким образом Сергею Борисову удается в одном кадре совместить сюрреалистический прыжок на фоне неба с абсолютно достоверным реалистическим столичным пейзажем. Можно лишь с полным основанием утверждать, что очаровательные «объекты съемок» абсолютно профессиональны в своем желании помочь автору успешно решить творческую задачу.

Объяснение. 1993 г.

Перечень столь необычных по своим художественным достоинствам работ весьма велик. Но ими отнюдь не ограничивается тематический диапазон автора. Жанровые снимки из разряда чисто репортажных, равно как и снимки ситуаций, созданных авторским воображением, впечатляют изысканностью исполнения. В большинстве случаев это достигнуто не только удачным композиционным решением, но и очень высоким уровнем светотеневых достоинств каждого черно-белого кадра. Именно такое не часто встречающееся в современном фотоискусстве сочетание придает снимкам Сергея Борисова особый шарм. Зритель как бы глазами автора, а не своим зрением, видит жизненные эпизоды, мимо которых он часто проходит, не останавливая на них своего внимания. Не в этом ли и есть особая заслуга фотохудожника, в совершенстве овладевшего искусством съемки!?

Уже почти семнадцать лет прошло с тех пор, как увидел свет получивший широкое признание фотокадр «Дефиле». В пору его появления снимок ассоциировался с волновавшей молодежь модой, экстравагантностью молодых живописцев, любителей рок-н-ролла, бодибилдинга, а также с несомненным интересом знатоков фотоискусства, впервые получивших возможность побывать в Москве. Сергей Борисов оказался в центре внимания, ему стали подражать многие молодые фотографы. Снимок «Дефиле» вошел в архивы известных коллекционеров, был передан в дар московскому Музею современного искусства. Интерес к этому кадру не угасает и по сей день, хотя ему трудно конкурировать со снимками «Прикосновение», «Диалог», опубликованными во многих иллюстрированных изданиях и, естественно, в монографии автора, увидевшей свет в 1993 году.

Открывать секреты творчества Сергея Борисова — задача бесперспективная, но можно с уверенностью говорить о том, что решающую роль в его творческом успехе сыграло сочетание высокого интеллекта с профессиональным мастерством, тесное общение с друзьями и соратниками, успешно работающими в самых разных областях художественного творчества.



Пасмурный день. 1995 г.


Дефиле. 1987 г.


Северный ветер. 1995 г.


Прощание. 1995 г.


Маша на трубе. 2003 г.



Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Panasonic Lumix DC-TS7/FT7 – компактная камера для экстремальных условий с электронным видеоискателем.
22 мая 2018
Новости

Panasonic Lumix DC-TS7/FT7 – компактная камера для экстремальных условий с электронным видеоискателем.

Компания Panasonic выпустила компактную камеру DC-TS7/FT7 с защитным корпусом, особенностью которой является встроенный электронный видеоискатель. Камера не боится сильных ударов и падений с высоты, защищена от попадания грязи, воды и пыли, а также способна работать в условиях низких температур.

Беззеркальный фотоаппарат Olympus E-PM1: вполне функциональная модель с приятной ценой
1 мая 2012
Обзоры

Беззеркальный фотоаппарат Olympus E-PM1: вполне функциональная модель с приятной ценой

Pen Mini, или Olympus E-PM1, — самая маленькая представительница семейства камер Pen. Ее целевая аудитория — любители, решившие сменить компактную фотокамеру на устройство столь же портативное, но с гораздо более высоким качеством съемки. Последнее, в общем, подразумевается: хотя сенсоры стандарта 4/3 не самые крупные в классе, они значительно больше крохотных матриц компактных фотоаппаратов.

ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ФОТОГРАФИИ 31 DAYS FOTOFEST
23 апреля 2015
Новости

ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ФОТОГРАФИИ 31 DAYS FOTOFEST

Москва, 15 мая - 13 июня 2015 года. Фестиваль Современной Фотографии 31 DAYS FOTOFEST пройдет с 15 мая по 13 июня 2015 года в Москве, в Центре дизайна Artplay и на других площадках. Задача Фестиваля – представить российскому зрителю главные тенденции развития современной мировой фотографии. В программе Фестиваля: · уникальная путешествующая выставка двухсот работ победителей главного мирового конкурса фотожурналистики World Press Photo 2015 (Нидерланды), · выставка старейшего конкурса документальной фотографии Picture of the Year International 2015 (США),

Sony выпустила новую серию внешних SSD
20 мая 2018
Новости

Sony выпустила новую серию внешних SSD

Sony расширяет линейку внешних твердотельных накопителей выпуском новой серии SL-E. Диски имеют размеры чуть меньше чем кредитная карта и легко помещаются в карман. Несмотря на это, они легко справятся с хранением и обработкой больших объёмов данных, таких как цифровые изображения или видео.

Leica выпускает новую камеру M10-P
22 августа 2018
Новости

Leica выпускает новую камеру M10-P

Компания Leica Camera AG анонсировала выпуск новой камеры Leica M10-P. Разработанная на основе модели Leica M10, новая M10-P обладает всеми техническими преимуществами и характерными ключевыми особенностями дальномерных камер, которые особенно ценятся приверженцами системы Leica M.

Зеркальная камера Sony a77 II всегда в фокусе благодаря 79-точечной системе автофокусировки
5 мая 2014
Новости

Зеркальная камера Sony a77 II всегда в фокусе благодаря 79-точечной системе автофокусировки

От динамичного спортивного сюжета до внезапно вспорхнувшей испуганной птицы: новая камера Sony α77 II всегда держит цель, снимая четко сфокусированные кадры один за другим. Основываясь на наследии весьма популярных фотокамер Sony α77 и α700, модель α77 II предоставляет увлеченным любителям целую вереницу интересных усовершенствований, заключенных в прочный, защищенный от внешних воздействий корпус, который выстоит в любых испытаниях.

Первый смартфон с четырехъядерным процессором от LG приходит в Россию
13 июля 2012
Новости

Первый смартфон с четырехъядерным процессором от LG приходит в Россию

Компания LG представляет на российском рынке свой первый смартфон с четырехъядерным процессором Optimus 4X HD. Смартфон обладает боль-шим дисплеем 4.7” TRUE HD IPS, мощной батареей и расширенным муль-тимедийным функционалом MEDIA PLEX.

45 лет - самый расцвет!
8 декабря 2004
Новости

45 лет - самый расцвет!

2004 год стал юбилейным для датской компании ELTAX. Отмечая свое 45-летие, ELTAX представляет несколько новых линеек акустических систем, а также целый ряд новых домашних кинотеатров «в одной коробке», DVD-плееров и аудиовидеоресиверов. Со дня своего основания в 1959 году основным принципом работы компании является производство высококачественной инновационной акустики по доступной цене.

Компактные фотоаппараты Nikon COOLPIX S9500, COOLPIX S5200 и COOLPIX S9400: все три камеры гарантированно снимают лучше смартфонов
29 января 2013
Новости

Компактные фотоаппараты Nikon COOLPIX S9500, COOLPIX S5200 и COOLPIX S9400: все три камеры гарантированно снимают лучше смартфонов

29 января 2013 г. европейское подразделение компании Nikon объявило о выпуске трех новых компактных фотокамер линии COOLPIX, включая две модели с большим зумом и две модели со встроенным беспроводным интерфейсом для мгновенной загрузки изображений на совместимые мобильные устройства. 18-мегапиксельная фотокамера Nikon COOLPIX S9500 с поддержкой Wi-Fi отличается невероятным 22-кратным оптическим зумом, монитором ОСИД (OLED) размером 7,5 см (3,0 дюйма) и наличием модуля GPS.

Звуковая панель Panasonic SC-HTE80: чистейший звук с упругим басом
24 марта 2014
Обзоры

Звуковая панель Panasonic SC-HTE80: чистейший звук с упругим басом

Когда-то давно, в молодости, я мечтал о шикарных напольных колонках с чистым звуком. Прошли годы, материальное положение поменялось, и я стал счастливым обладателем домашнего кинотеатра с огромными напольными колонками. Чистейший звук, упругий бас – слушай и наслаждайся! Но, с появлением этого счастья, появились и проблемы – жена возненавидела этот аппарат. Колонки мешали уборке, сдвинуть их хрупкой женщине нереально, шипы портят пол, сабвуфер весит под 40 кг и пыль под ним протереть проблематично, провода мешаются под ногами и ребенок постоянно спотыкается.