Сергей Борисов в творческом полете

Над кучевыми облаками. 2003 г.

Журнальные и альбомные публикации, комментирующие произведения фотоискусства, обычно начинаются с творческих биографий авторов снимков. И это закономерно, поскольку, как показывает практика, специфические особенности авторского почерка во многих случаях узнаваемы, даже когда автор анонимен.

Сергей Борисов, пожалуй, никогда не выступал под псевдонимом, и если бы вдруг решился на это, усилия автора оказались бы бесполезными. Он, что называется, «виден издалека», в каждой публикации, на каждом из выставочных стендов. И, что характерно, не только в масштабах отечественных изданий и экспозиций, но и в дальнем, ближнем и многих других «зарубежьях».

С чего все это началось? На этот вопрос автор снимков ответит потом, а начнем с некоторых эпизодов последних лет.

Не боясь удивить читателя, сообщаем, что на аукционе в Швейцарии фотография Сергея Борисова «Полет» была куплена за 3000 долларов. В иных случаях такой суммы удостаивались произведения классиков отечественной фотографии: Евгения Халдея, Ивана Шагина, Дмитрия Бальтерманца... Перечень знаковых имен в данном контексте весьма скромен, хотя эта отечественная «ретроспектива», разумеется, лишь пополняет список мастеров тридцатых годов прошлого века: Александр Родченко, Борис Игнатович, Аркадий Шайхет...

Но это — наше заслуженное прошлое, речь же идет о нынешней эпохе, о творчестве фотомастера, работающего в наши дни.

Пройти мимо, не заметить и не удивиться успеху снимков Сергея Борисова, пожалуй, нельзя. Конечно, лишь единицам из россиян удалось посетить галерею Александра Шлезингера в Цюрихе. Но, по свидетельству самого автора, количество зрителей, удостоивших своим вниманием фотоэкспозицию, напоминало залы Эрмитажа, привлекающие поклонников живописи.

Столь же успешно «засветились» работы фотохудожника в Нью-Йорке на выставке в Колумбийском университете, где рядом с Родченко, Игнатовичем, М. Гринбергом были удостоены чести соседствовать произведения Ахломова, Лаврентьева, Голициной, Лапина... А вот и Амстердам, где Борисов уже в компании с Агафоновым, Слюсаревым, Мохоревым, Щеколдиным...

Канал им. Москвы. 2003 г.

Однако это там, за рубежом. А какова востребованность работ фотохудожника отечественным зрителем, покупателем, коллекционером? К сожалению, пока еще не в тех масштабах, но перспектива есть. Доказательство тому — активная деятельность одной из весьма перспективных фотогалерей «им. Братьев Люмьер», удостоившихся едва ли не самого престижного места в московском Центральном доме художника. Именно здесь желающие не только увидеть, но и приобрести в целях украшения квартир, офисов, пополнения фотоколлекций произведения самых талантливых фотографов прошлого и наших дней получили эту возможность.

Сергей Борисов одним из первых предоставил галерее свои работы, а рядом с ним в экспозициях галереи появились и такие имена, как Саша Мановцева, Галина Москалева, Наташа и Валерий Черкашины, Катя Голицина и многие другие, чьи имена в последние годы на слуху у тех, кто любит, знает и в силах оценить творчество талантливых фотографов. И это несмотря на то, что сегодняшним талантам в галерее не так уж вольготно, имея в виду серьезных конкурентов из эпохи тридцатых годов и военных лет Великой Отечественной.

Работы сегодняшних достойны внимания и уважения. Почему? На этот вопрос и отвечают в числе других работы Сергея Борисова, о которых и пойдет речь. Кстати, одна из его работ была недавно реализована в галерее «им. Братьев Люмьер», что, по свидетельству автора, привыкшего к зарубежным сюрпризам, его искренне порадовало. И не только в связи с личным коммерческим успехом, но и как свидетельство несомненно возросшего в последние годы интереса к искусству фотографии, которое в иных случаях не уступает привычному интересу к произведениям живописи и графики.

Полет. 1988 г.

Итак — творческая биография Сергея Борисова в кратком изложении. Фотокружок Московского дома пионеров, участие в археологических экспедициях с фотокамерой в руках, увлечение поэзией, фотографирование в бытовых ателье и для прессы, содружество с художниками его молодости Ильей Кабаковым, Эдуардом Штейнбергом, Анатолием Зверевым, персональные выставки «Портреты художников», «Студия 50А» (художественная мастерская Сергея Борисова). Заметное место в московском андерграунде. Очевидные достижения мастера в рекламной фотографии, многочисленные публикации в престижных изданиях за рубежом: «Актуэль», «Мисс Вог», «Фэйс» и многих других. И, как уже говорилось, участие в самых престижных аукционах, в том числе «Сотбис», «Кристи», где его работы получили весьма высокое «коммерческое признание», в том числе работы «Полет», «Супрематическая игра». Что касается отечественных и зарубежных выставок, плюс персональные экспозиции, то их перечень занял бы многие страницы, как, впрочем, и перечень работ, украсивших музейные и частные коллекции.

Героями его портретных и жанровых снимков стали известные художники, артисты, звезды шоу-бизнеса, фотомодели. Но едва ли имя автора стало бы столь популярным, а его снимки столь узнаваемыми без «летающих» женщин и мужчин на фоне московского неба и легко узнаваемых высотных зданий. Во многих случаях даже опытные фотографы и знатоки фототехники не могут ответить на вопрос, как это сделано, каким образом Сергею Борисову удается в одном кадре совместить сюрреалистический прыжок на фоне неба с абсолютно достоверным реалистическим столичным пейзажем. Можно лишь с полным основанием утверждать, что очаровательные «объекты съемок» абсолютно профессиональны в своем желании помочь автору успешно решить творческую задачу.

Объяснение. 1993 г.

Перечень столь необычных по своим художественным достоинствам работ весьма велик. Но ими отнюдь не ограничивается тематический диапазон автора. Жанровые снимки из разряда чисто репортажных, равно как и снимки ситуаций, созданных авторским воображением, впечатляют изысканностью исполнения. В большинстве случаев это достигнуто не только удачным композиционным решением, но и очень высоким уровнем светотеневых достоинств каждого черно-белого кадра. Именно такое не часто встречающееся в современном фотоискусстве сочетание придает снимкам Сергея Борисова особый шарм. Зритель как бы глазами автора, а не своим зрением, видит жизненные эпизоды, мимо которых он часто проходит, не останавливая на них своего внимания. Не в этом ли и есть особая заслуга фотохудожника, в совершенстве овладевшего искусством съемки!?

Уже почти семнадцать лет прошло с тех пор, как увидел свет получивший широкое признание фотокадр «Дефиле». В пору его появления снимок ассоциировался с волновавшей молодежь модой, экстравагантностью молодых живописцев, любителей рок-н-ролла, бодибилдинга, а также с несомненным интересом знатоков фотоискусства, впервые получивших возможность побывать в Москве. Сергей Борисов оказался в центре внимания, ему стали подражать многие молодые фотографы. Снимок «Дефиле» вошел в архивы известных коллекционеров, был передан в дар московскому Музею современного искусства. Интерес к этому кадру не угасает и по сей день, хотя ему трудно конкурировать со снимками «Прикосновение», «Диалог», опубликованными во многих иллюстрированных изданиях и, естественно, в монографии автора, увидевшей свет в 1993 году.

Открывать секреты творчества Сергея Борисова — задача бесперспективная, но можно с уверенностью говорить о том, что решающую роль в его творческом успехе сыграло сочетание высокого интеллекта с профессиональным мастерством, тесное общение с друзьями и соратниками, успешно работающими в самых разных областях художественного творчества.



Пасмурный день. 1995 г.


Дефиле. 1987 г.


Северный ветер. 1995 г.


Прощание. 1995 г.


Маша на трубе. 2003 г.



Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Мультимедиа наступает
16 декабря 2005
Советы

Мультимедиа наступает

Мультимедиа — модное, несколько странноватое и для многих непонятное словцо. Уж что-что, а до совсем недавнего времени оно ну никак не ассоциировалось с автомобилем и тем более уж с Car Audio. Разберемся? Начальная часть сложного слова «мульти» указывает на множественность, неоднократность каких-либо действий или предметов.

Фотоконкурс: Дай лапу, друг!
20 ноября 2017
Новости

Фотоконкурс: Дай лапу, друг!

Союз фотохудожников России и Школа визуальных искусств при поддержке Государственного Российского Дома народного творчества, Музея русского искусства и Продюсерского центра «ПРОЛАБ» объявляют Всероссийский конкурс фотографии «ГОД СОБАКИ».

Nikon выиграла четыре награды TIPA Awards 2017
28 апреля 2017
Новости

Nikon выиграла четыре награды TIPA Awards 2017

Четыре продукта компании Nikon получили престижную премию TIPA Awards 2017. Учредителем премии является Technical Image Press Association (TIPA), мировой авторитет в индустрии фотографии и обработки изображений. Камера Nikon D5600 была отмечена в номинации «Лучший цифровой зеркальный фотоаппарат начального уровня», COOLPIX W100 – «Самая крепкая камера», объектив PC NIKKOR 19mm f/4E ED стал «Лучшим профессиональным объективом», а KeyMission 360 получила награду в качестве «Лучшей камеры 360°».

Philips Smart TV серии 8000: видео-по-запросу и вслед-за-эфиром
17 февраля 2012
Новости

Philips Smart TV серии 8000: видео-по-запросу и вслед-за-эфиром

Philips представляет три новые серии ЖК-телевизоров, обладающих широким функционалом Smart TV, превосходным качеством изображения как в формате 2D, так и в 3D, и простым управлением. Богатый набор приложений Philips Smart TV дает широкие возможности для развлечений на любой вкус, а привлекательный дизайн телевизоров понравится многим. Все три новые серии станут доступны в России со второго квартала 2012 года.

Новый проектор для iPhone — Aiptek i20 Mobile Cinema
2 апреля 2013
Новости

Новый проектор для iPhone — Aiptek i20 Mobile Cinema

2 апреля 2013, компания Aiptek, тайваньский производитель компактных видеокамер, медиаустройств и пико-проекторов, представляет компактный проектор для iPhone ‒ Aiptek i20 MobileCinema. Новинка превратит любой iPhone в кинопроектор. Также устройство открывает пользователям новые возможности для работы в ctnb Интернет, позволяя вывести изображение web-сайта на любую стену.

Идеальные пространства Юлиана Фаульхабера
22 января 2018
Новости

Идеальные пространства Юлиана Фаульхабера

С 31 января по 15 апреля в Центре фотографии имени братьев Люмьер пройдет первая в России выставка молодого немецкого фотографа Юлиана Фаульхабера.

Мини-обзор компактной фотокамеры Nikon Coolpix P600
18 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор компактной фотокамеры Nikon Coolpix P600

Именно P600, а не P530 стоит рассматривать в качестве продолжения и развития старшего ультразума прошлого года Coolpix P520. Здесь есть и поворотный экран, и Wi-Fi, вернулась функция ручной фокусировки, усовершенствованная за счет технологии подсветки контрастных границ в процессе компоновки кадра.

Ведущие производители телевизоров организовали альянс Smart TV
21 июня 2012
Новости

Ведущие производители телевизоров организовали альянс Smart TV

20 июня 2012 г. — члены-учредители LG Electronics и TP Vision (производитель телевизоров Philips) официально объявили о создании Альянса Smart TV, к которому вскоре присоединятся и японские производители телевизоров. Альянс станет основой сотрудничества, направленного на расширение возможностей Smart TV путем создания открытой экосистемы, которая позволит разработчикам приложений создавать привлекательные продукты, независимые от аппаратной платформы.

PowerShot G1X Mark II: салют, ребята! Камера ловит все россыпи огней
9 ноября 2014
Видео

PowerShot G1X Mark II: салют, ребята! Камера ловит все россыпи огней

Видеосъемка ночного салюта абсолютно все расставила по местам. Камера PowerShot G1X Mark II естественно реагирует на калейдоскопичную смену вспышек и россыпей огней, при этом быстро подстраивается под резкую смену яркости ночного неба.

Лекция о фототуризме от фотографа Алеси Осадчей
27 ноября 2017
Новости

Лекция о фототуризме от фотографа Алеси Осадчей

2 декабря в 13.00 в Галерее Классической Фотографии состоится лекция фотографа и travel-блогера Алеси Осадчей на тему «Что такое фототур и в чём особенности его проведения».