Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 4

Продолжаем детальный разговор о пейзажной съемке. Теперь предлагаю перейти к изучению особенностей применения различных комбинаций выдержки и диафрагмы. Одну и ту же величину экспозиции можно получить при помощи самых различных сочетаний экспопараметров, но эффекты, получаемые при этом, будут различными...

Текст: Александр КИЦЕНКО

 

 

Антон Петрусь (Украина). «Разноцветное утро».

Canon EOS 500D,  f/11, 1/13 сек,

Первые осенние заморозки в сочетании с красными листьями — исключительный сюжет для фотографа. Туманная дымка подчеркивает сказочность происходящего.



Приоритет диафрагмы

Я не буду останавливаться на определении таких понятий, как глубина резкости (или глубина резко изображаемого пространства — ГРИП) и гиперфокальное расстояние (ГФР), — они подробно изложены в соответствующей литературе.

Если отталкиваться от необходимости обеспечить в пейзажном снимке как можно большую глубину резкости, то теоретически мы должны установить самое большое диафрагменное число (из всех возможных для данного объектива), рассчитать гиперфокальное расстояние и для усиления эффекта применять широкоугольную оптику.

На практике условия усложняются: во-первых, приходится использовать различные фокусные расстояния, во-вторых, времени для расчета гиперфокального расстояния может просто не оказаться, ну и в-третьих, мы же помним, что при чрезмерном закрытии диафрагмы качество снимка ухудшается.

На первое время оптимальным решением станет предварительный расчет гиперфокального расстояния для наиболее часто использующихся фокусных расстояний и диафрагменных чисел (таблицы для расчета ГФР легко найти в Интернете).

Если уделить некоторое время анализу полученных расчетов ГФР, так сказать уловить закономерность, то со временем необходимость в постоянном использовании расчетов отпадет, а выбор расстояния фокусировки будет происходить навскидку, практически на уровне интуиции.

Совсем другая задача ставится при использовании широкой диафрагмы. Малая глубина ГРИП подчеркивает объем изображения, одновременно с этим выделяя сюжетно важные элементы снимка. В данном случае желательно, чтобы сюжетно важные элементы имели максимально возможные резкость и контраст.

 

Приоритет выдержки

Если диафрагма в первую очередь определяет технические характеристики снимка, то выдержка имеет более сложную природу. От величины выдержки зависит не только количество света, попадающего на светоприемник, но и создание того или иного эффекта на фотографии (к примеру, передача движения), и зачастую — просто возможность получения снимка как такового (например, при съемке с рук при недостаточной освещенности и т. д.).

Я думаю, все сталкивались с трудностями съемки в ветреную погоду при недостаточном освещении, когда для «замораживания» движения ветвей, листьев и травы нужна короткая выдержка, а техническая возможность ее обеспечить просто отсутствует.

Настоящим чудом фотографии является передача движения в статичной картинке. Самый распространенный «движущийся» объект в пейзажной фотографии — вода в различных своих состояниях: течение реки, морское волнение, падение с высоты (водопады, снег, дождь).

В качестве примера рассмотрим быстро текущую воду как наиболее динамичную и эффектную с точки зрения фотографии. Конечно же, съемку начинаем с выбора сюжета и компоновки кадра. После окончательного определения композиции стоит призадуматься над тем, какой эффект необходим.

Если мы хотим передать стремительность, то выдержку желательно подобрать таким образом, чтобы летящие капельки воды превратились в своеобразные полосы и проходили свой путь, имея точки начала и окончания движения (этот прием применяется и для съемки летящего снега).

Длина этого пути, а следовательно и выдержка, определяются экспериментально, ведь мы не можем предсказать или измерить скорость воды. Совсем другой эффект мы получим, если «заморозим» движение, т. е. если каждая капелька застынет на своем месте. Выдержка в этом случае должна быть минимальной, а фраза «остановись, мгновение» будет как нельзя кстати.

Третий вариант времени экспозиции для зрителя наиболее интересен и необычен: при помощи длинной выдержки происходит сказочное превращение движущейся воды в некое подобие молочно-кисельного тумана. Особенность такой съемки — в необходимости применения нейтральных фильтров для достижения того или иного эффекта размытия движущейся воды.

Остановимся чуть более подробно на технических нюансах. В пейзаже в случае использования длинных выдержек применение штатива обязательно. Дополнительно необходимы спусковой тросик (или пульт ДУ) для полного исключения колебаний камеры. При отсутствии возможности применения дистанционного управления камерой воспользуйтесь функцией съемки с задержкой времени с предварительным подъемом зеркала (для уменьшения вибраций при «хлопке» в зеркальных фотоаппаратах).

В ветреную погоду или при очень длинных выдержках на штатив необходимо повесить груз, увеличивающий его устойчивость (сумку с вещами и т. д.). Будьте внимательны при установке штатива на снег или зыбкую поверхность: при большом времени экспозиции не исключено его проседание.

Если съемка ведется в светлое время суток, получить длинную выдержку без использования светофильтров невозможно, поэтому следует использовать нейтральные серые фильтры (мы уже упоминали их в нашей статье, здесь же добавим: не забывайте, что возможно одновременное использование нескольких нейтральных серых фильтров).

Также применяется комбинация из двух поляризационных фильтров (путем настройки степени поляризации можно уменьшить количество света, попадающего на светоприемник, практически до нуля). После определения необходимой величины экспозиции перед съемкой закройте чем-нибудь окошко видоискателя.

Антон Петрусь (Украина). «Туманная звезда».

Canon EOS 500D, f/8, 1/250

Застав плотный туман и восходящее солнце, волей-неволей начинаешь верить в чудеса, глядя на материализовавшиеся солнечные лучи.

 


Александр Киценко (Украина). В зимнем лесу

Canon EOS 350D, EF-S 17–85/4,0–5,6 IS USM, f/10, 1/320 c

В зимнем лесу, оказывается, весь снег совершенно разный: серебристый. белый, покрытый тенью и даже излучающий холодный свет.

 

Леонид Тит (Украина). «Рассвет на Днестре».

Canon EOS 400D, EF 17–40L/4,0 USM

Что может быть приятнее и красивее, чем утренний берег реки и дорога, ведущая к новым красотам!

 

В следующей публикации поговорим о панорамных снимках, о том, какой свет должен быть в пейзажной съемке, и о временах года для фотографа.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Фотопринтеры Olympus
23 июня 2004
Новости

Фотопринтеры Olympus

CAMEDIA P-10 МОДЕЛЬ: цифровой цветной принтер Olympus P-10. ТИП: полноцветная печать методом термопереноса. СИСТЕМА ПЕЧАТИ: сублимационный перенос (желтый/красный/синий и защитное покрытие). РАЗРЕШЕНИЕ: 310 dpi. РАЗМЕР БУМАГИ: 148x100 мм (4х6 дюймов), без полей. ГРАДАЦИИ ЦВЕТОВ: 256 уровней (8 бит) каждого цвета (24 бита), около 16 770 000 цветов.

Фотообзор: галерея Людмилы Таболиной «Съемка — это полет и вдохновение»
25 марта 2013
Обзоры

Фотообзор: галерея Людмилы Таболиной «Съемка — это полет и вдохновение»

Людмила Таболина родилась 2 июня 1941 года в Вышнем Волочке Калининской области. С 1961 года живет в Ленинграде (Петербурге). Окончила Ленинградский технологический институт. По специальности — химик-технолог, кандидат технических наук. В 1970–1980-х была членом фотоклуба при ДК им. Горького и фотоклуба «Зеркало». Член Союза фотохудожников России с 1992 года. Приверженец серебряной фотографии и ручной печати. Любимый рабочий объектив — монокль. Автор 41 персональной выставки и участник более ста групповых проектов.

На российский рынок вышел новый бренд телевизоров KIVI
26 сентября 2018
Новости

На российский рынок вышел новый бренд телевизоров KIVI

Компания KIVI, инновационный европейский бренд телевизоров, открыла свое представительство в России. Выход на российский рынок — одна из стратегических задач по развитию и масштабированию бизнеса KIVI. Миссия компании в России, как и на других рынках присутствия — создавать телевизоры, используя которые, люди извлекают пользу и получают удовольствие, положительно влиять на общество, открывая новые возможности использования телевизора.

Видеопроекторы Vivitek серии D5: меньше двух кг для мобильной презентации
17 августа 2012
Новости

Видеопроекторы Vivitek серии D5: меньше двух кг для мобильной презентации

Компания Vivitek представляет новые модели отлично зарекомендовавшей себя D5-серии — D516, D517, D518 и D519. Созданные специально для современных мультимедийных приложений и мобильных презентаций, эти модели сочетают яркость 3000ANSI лм для превосходного изображения при любом освещении, поддержку 3D и высокоэффективную лампу с большим ресурсом.

Вид из окна на гаражи: верните пейзаж фотоискусству!
4 сентября 2014
Обзоры

Вид из окна на гаражи: верните пейзаж фотоискусству!

Все началось в 1975 году с выставки «Новая топография» в Музее фотографии Джорджа Истмена в Рочестере, штат Нью-Йорк. Участвовали восемь американцев и два европейца (супруги Бехеры). Выставка была небольшая и особого успеха не имела. Более того, по свидетельству одного из участников, она «вызвала ненависть». Но последующие разговоры и отсылки к ней были столь часты (они продолжаются по сей день), что степень ее влияния на мировую арт-фотографию трудно переоценить. Название выставки имело подзаголовок: «Пейзаж, измененный человеком».

Компактные фотоаппараты Panasonic Lumix DMC-FZ45/DMC-FZ100: грустные фотографы, обладатели дорогущих зеркалок, только позавидуют их скорострельности
1 мая 2012
Обзоры

Компактные фотоаппараты Panasonic Lumix DMC-FZ45/DMC-FZ100: грустные фотографы, обладатели дорогущих зеркалок, только позавидуют их скорострельности

Модели серии FZ не относятся к премиум-сегменту, потому стоят дешевле Lumix LX5, хотя обгоняют ее, кажется, по всем возможным параметрам. Это сложная логика, так сразу не разберешься. Вкратце: если вам нужен настоящий фотографический фотоинструмент для фотографа (все три раза можно писать с заглавной «Ф»), то придется раскошелиться на LX5; если же дух и стиль для вас не столь важны, как абсолютная универсальность, функциональность и неограниченная применимость, обратите внимание на ультразумы FZ100 и FZ45.

Смартфон Fly Universe 5.7 (IQ457 Quad) — вселенная в твоих руках
1 ноября 2013
Новости

Смартфон Fly Universe 5.7 (IQ457 Quad) — вселенная в твоих руках

Бренд Fly //www.fly-phone.ru/ представляет на российском рынке новый, самый внушительный по своим габаритам из всей продуктовой линейки смартфон — Fly Universe 5.7 (IQ457 Quad). Это стильная и мощная новинка с большим 5.7 дюймовым экраном и батареей 3200 мА•ч. Модель Fly Universe 5.7 поступила в продажу по рекомендованной розничной цене — 13 990 рублей.

Компактный фотоаппарат Samsung WB150F: вы просто скидываете новые снимки на планшетник с большим экраном
1 мая 2012
Обзоры

Компактный фотоаппарат Samsung WB150F: вы просто скидываете новые снимки на планшетник с большим экраном

Ультразум WB150F — по сути, обновленная версия привлекательной фотокамеры WB750. В тонкий стильный корпус аппарата встроены 18-кратный трансфокатор с оптической стабилизацией, экран с высоким разрешением, умная электроника и множество продвинутых функций по обработке и улучшению изображений. Разница же заключается в том, что вместо скоростной матрицы BSI CMOS уникальной особенностью новинки стал интегрированный беспроводной модуль.

Компактный фотоаппарат Olympus SZ-30MR: интересна функция предварительной и последующей записи видеороликов при съемке фотографии
1 мая 2012
Обзоры

Компактный фотоаппарат Olympus SZ-30MR: интересна функция предварительной и последующей записи видеороликов при съемке фотографии

Современные модели Olympus серии SZ этой фирмы предлагают фотолюбителям достаточно мощное увеличение в небольших, но удобных корпусах с выразительными рукоятями и сравнительно небольшой ценой. А камера SZ-30MR демонстрирует кроме того высокие скоростные показатели и имеет уникальный съемочный функционал. Корпус аппарата действительно невелик: всего 4 см в толщину и 226 граммов. Тем не менее конструкторы за счет тонкого основания сумели сохранить вполне ощутимую рукоять, облегчающую захват и удержание камеры.

Panasonic LUMIX DMC-TZ80 - новый компакт для путешествий с широкоугольным объективом от 24 мм, 30х оптическим зумом, съемкой 4K-видео и функцией 4K Фото
20 февраля 2016
Новости

Panasonic LUMIX DMC-TZ80 - новый компакт для путешествий с широкоугольным объективом от 24 мм, 30х оптическим зумом, съемкой 4K-видео и функцией 4K Фото

Компания Panasonic представляет пополнение линейки цифровых фотокамер для путешествий — LUMIX DMC-TZ80. Этот компактный фотоаппарат оснащен сенсором с разрешением 18,1 Мпикс, 30х оптическим зумом (24—720 мм в эквиваленте 35 мм камеры), а также предлагает поддержку 4K-видео и функцию 4K ФОТО. Широкоугольный объектив LEICA DC VARIO-ELMAR с фокусным расстоянием 24 мм и 30× оптическим зумом прекрасно подойдет для съемки в любых условиях — он соответствует строжайшим стандартам компании Leica и обеспечивает превосходное оптическое качество: потрясающую резкость с минимальными искажениями. А MOS-сенсор с разрешением 18,1 Мпикс и новый процессор изображения Venus Engine позволяют получить изображение прекрасного качества даже на высокой светочувствительности.