Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 4

Продолжаем детальный разговор о пейзажной съемке. Теперь предлагаю перейти к изучению особенностей применения различных комбинаций выдержки и диафрагмы. Одну и ту же величину экспозиции можно получить при помощи самых различных сочетаний экспопараметров, но эффекты, получаемые при этом, будут различными...

Текст: Александр КИЦЕНКО

 

 

Антон Петрусь (Украина). «Разноцветное утро».

Canon EOS 500D,  f/11, 1/13 сек,

Первые осенние заморозки в сочетании с красными листьями — исключительный сюжет для фотографа. Туманная дымка подчеркивает сказочность происходящего.



Приоритет диафрагмы

Я не буду останавливаться на определении таких понятий, как глубина резкости (или глубина резко изображаемого пространства — ГРИП) и гиперфокальное расстояние (ГФР), — они подробно изложены в соответствующей литературе.

Если отталкиваться от необходимости обеспечить в пейзажном снимке как можно большую глубину резкости, то теоретически мы должны установить самое большое диафрагменное число (из всех возможных для данного объектива), рассчитать гиперфокальное расстояние и для усиления эффекта применять широкоугольную оптику.

На практике условия усложняются: во-первых, приходится использовать различные фокусные расстояния, во-вторых, времени для расчета гиперфокального расстояния может просто не оказаться, ну и в-третьих, мы же помним, что при чрезмерном закрытии диафрагмы качество снимка ухудшается.

На первое время оптимальным решением станет предварительный расчет гиперфокального расстояния для наиболее часто использующихся фокусных расстояний и диафрагменных чисел (таблицы для расчета ГФР легко найти в Интернете).

Если уделить некоторое время анализу полученных расчетов ГФР, так сказать уловить закономерность, то со временем необходимость в постоянном использовании расчетов отпадет, а выбор расстояния фокусировки будет происходить навскидку, практически на уровне интуиции.

Совсем другая задача ставится при использовании широкой диафрагмы. Малая глубина ГРИП подчеркивает объем изображения, одновременно с этим выделяя сюжетно важные элементы снимка. В данном случае желательно, чтобы сюжетно важные элементы имели максимально возможные резкость и контраст.

 

Приоритет выдержки

Если диафрагма в первую очередь определяет технические характеристики снимка, то выдержка имеет более сложную природу. От величины выдержки зависит не только количество света, попадающего на светоприемник, но и создание того или иного эффекта на фотографии (к примеру, передача движения), и зачастую — просто возможность получения снимка как такового (например, при съемке с рук при недостаточной освещенности и т. д.).

Я думаю, все сталкивались с трудностями съемки в ветреную погоду при недостаточном освещении, когда для «замораживания» движения ветвей, листьев и травы нужна короткая выдержка, а техническая возможность ее обеспечить просто отсутствует.

Настоящим чудом фотографии является передача движения в статичной картинке. Самый распространенный «движущийся» объект в пейзажной фотографии — вода в различных своих состояниях: течение реки, морское волнение, падение с высоты (водопады, снег, дождь).

В качестве примера рассмотрим быстро текущую воду как наиболее динамичную и эффектную с точки зрения фотографии. Конечно же, съемку начинаем с выбора сюжета и компоновки кадра. После окончательного определения композиции стоит призадуматься над тем, какой эффект необходим.

Если мы хотим передать стремительность, то выдержку желательно подобрать таким образом, чтобы летящие капельки воды превратились в своеобразные полосы и проходили свой путь, имея точки начала и окончания движения (этот прием применяется и для съемки летящего снега).

Длина этого пути, а следовательно и выдержка, определяются экспериментально, ведь мы не можем предсказать или измерить скорость воды. Совсем другой эффект мы получим, если «заморозим» движение, т. е. если каждая капелька застынет на своем месте. Выдержка в этом случае должна быть минимальной, а фраза «остановись, мгновение» будет как нельзя кстати.

Третий вариант времени экспозиции для зрителя наиболее интересен и необычен: при помощи длинной выдержки происходит сказочное превращение движущейся воды в некое подобие молочно-кисельного тумана. Особенность такой съемки — в необходимости применения нейтральных фильтров для достижения того или иного эффекта размытия движущейся воды.

Остановимся чуть более подробно на технических нюансах. В пейзаже в случае использования длинных выдержек применение штатива обязательно. Дополнительно необходимы спусковой тросик (или пульт ДУ) для полного исключения колебаний камеры. При отсутствии возможности применения дистанционного управления камерой воспользуйтесь функцией съемки с задержкой времени с предварительным подъемом зеркала (для уменьшения вибраций при «хлопке» в зеркальных фотоаппаратах).

В ветреную погоду или при очень длинных выдержках на штатив необходимо повесить груз, увеличивающий его устойчивость (сумку с вещами и т. д.). Будьте внимательны при установке штатива на снег или зыбкую поверхность: при большом времени экспозиции не исключено его проседание.

Если съемка ведется в светлое время суток, получить длинную выдержку без использования светофильтров невозможно, поэтому следует использовать нейтральные серые фильтры (мы уже упоминали их в нашей статье, здесь же добавим: не забывайте, что возможно одновременное использование нескольких нейтральных серых фильтров).

Также применяется комбинация из двух поляризационных фильтров (путем настройки степени поляризации можно уменьшить количество света, попадающего на светоприемник, практически до нуля). После определения необходимой величины экспозиции перед съемкой закройте чем-нибудь окошко видоискателя.

Антон Петрусь (Украина). «Туманная звезда».

Canon EOS 500D, f/8, 1/250

Застав плотный туман и восходящее солнце, волей-неволей начинаешь верить в чудеса, глядя на материализовавшиеся солнечные лучи.

 


Александр Киценко (Украина). В зимнем лесу

Canon EOS 350D, EF-S 17–85/4,0–5,6 IS USM, f/10, 1/320 c

В зимнем лесу, оказывается, весь снег совершенно разный: серебристый. белый, покрытый тенью и даже излучающий холодный свет.

 

Леонид Тит (Украина). «Рассвет на Днестре».

Canon EOS 400D, EF 17–40L/4,0 USM

Что может быть приятнее и красивее, чем утренний берег реки и дорога, ведущая к новым красотам!

 

В следующей публикации поговорим о панорамных снимках, о том, какой свет должен быть в пейзажной съемке, и о временах года для фотографа.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

SVEN MS-304 – энергия звука
31 августа 2017
Новости

SVEN MS-304 – энергия звука

Компания SVEN представляет новую игровую акустическую систему с напористым звуком, богатым функционалом и агрессивным дизайном. Модель MS-304 – больше, чем просто акустика. Это настоящий центр развлечений.

Обзор компактной фотокамеры Sony Cyber-shot DSC-HX20V
25 сентября 2012
Обзоры

Обзор компактной фотокамеры Sony Cyber-shot DSC-HX20V

Покупателю, который умеренность и адекватность ценит выше хвастливых первых мест, Sony готова предложить исключительно привлекательный универсальный компакт HX20V. Аппарат всего лишь оборудовали менее мощным зумом и лишили откидного дисплея, однако это позволило снизить стоимость устройства на 20%, а вес уменьшить вдвое.

Sony представляет новую камеру Handycam FDR-AX700
24 октября 2017
Новости

Sony представляет новую камеру Handycam FDR-AX700

Камера оснащена разработанной Sony потрясающей системой быстрой гибридной автофокусировки, адаптированную для съемки фото и видео, с многослойной CMOS матрицей Exmor RS с диагональю 1.0”, которая обеспечивает потрясающую четкость изображения в разнообразных съемочных ситуациях. HDR-AX700 поддерживает HDR-съемку (съемка с широким динамическим диапазоном), что дает пользователям возможность снимать потрясающий контент с высокой детализацией и без потери цвета даже в сложных условиях освещения.

CES 2013. Polaroid: новые снимки на андроидный лад
12 января 2013
Новости

CES 2013. Polaroid: новые снимки на андроидный лад

То, что Polaroid собиралась представить камеру со сменной оптикой на базе операционной системы Android, для нас уже не новость. Однако нельзя не отметить оригинальность подхода компании - вместо традиционной беззеркальной системы в анонсированных новинках применяется модуль "объектив-матрица". Напомним, что преимущества и недостатки такого подхода обсуждались в обзоре Ricoh GXR. В этой камере сочетаются преимущества качественной оптики и широких возможностей мобильной платформы Android 4.1 Jelly Bean...

Обзор фотокамеры Nikon 1 J2
6 февраля 2013
Обзоры

Обзор фотокамеры Nikon 1 J2

J2, обновленный младший «системный» компакт Nikon, в полной мере оправдывает прирост в индексе увеличенным вдвое разрешением дисплея и обновленной системой управления. В остальном новинка практически не отличается от прошлогодней Nikon J1. Зато доступна в новой задорном окрасе и по более низкой цене.

Самый «живучий» Android-фон в мире — новая начинка с поддержкой ГЛОНАСС: Highscreen Boost 2 SE
10 февраля 2014
Новости

Самый «живучий» Android-фон в мире — новая начинка с поддержкой ГЛОНАСС: Highscreen Boost 2 SE

Российский бренд необычных смартфонов Highscreen объявляет о начале продаж обновленной версии своей поистине революционной модели Boost 2. Вышедший в октябре 2013 года Highscreen Boost 2 стал первым в мире смартфоном, который работает без подзарядки до ДВУХ недель. Теперь он получил своё продолжение — Boost 2 SE (Second Edition). Внешне это тот же Boost 2, но с совершенно другой «начинкой». Новая версия получила в полтора раза более мощный процессор от американской Qualcomm, удвоенный объем оперативной памяти (2 Гб вместо 1), улучшенную камеру (13 мегапикселей вместо 8), свежую версию операционной системы Android (4.3 вместо 4.1) и полноценную поддержку российской навигационной системы ГЛОНАСС. Суммарное время автономной работы от двух батареей емкостью 3000 и 6000 мА•ч не уменьшилось: Highscreen Boost 2 SE требуется подсоединять к розетке в среднем раз в ДВЕ недели!

Обзор цифровой зеркальной фотокамеры Sony Alpha DSLR-A850
29 октября 2012
Обзоры

Обзор цифровой зеркальной фотокамеры Sony Alpha DSLR-A850

Вслед за своей первой полноформатной камерой А900 компания Sony выпустила несколько более простую, но и заметно более дешевую модель.

Тест радионяни Philips-Avent SBC 470 на озере и в бассейне, с папой и мамой
21 июля 2012
Тесты

Тест радионяни Philips-Avent SBC 470 на озере и в бассейне, с папой и мамой

Как на самом деле радионяня помогает присматривать за малышом, может показать только реальная родительская практика. А потому я решил провести домашний эксперимент с популярной моделью - Philips-Avent SBC 470, измерив максимальную дальнобойность радионяни и ее способность обходить препятствия в виде стен, не теряя свои радиоволны. Попутно возникли дополнительные идеи, как можно еще использовать радионяню.

Philips LightVibes — зрелищная светодиодная система для кинотеатров
27 января 2016
Новости

Philips LightVibes — зрелищная светодиодная система для кинотеатров

Эйндховен, Нидерланды — Компания Philips, лидер в области светотехники, представила инновационную систему для кинотеатров Philips LightVibes. Новое решение позволит сделать просмотр фильмов по-настоящему захватывающим. Уникальная светодиодная система, задействующая периферийное зрение, выводит восприятие художественных фильмов и рекламных роликов на новый уровень.

Компания Garmin выяснила основную причину агрессии
19 февраля 2019
Новости

Компания Garmin выяснила основную причину агрессии

Российское подразделение Garmin (компания «Навиком») провело исследование сна среди добровольцев из числа своих сотрудников. Главный вывод эксперимента: ежедневный недосып не только уменьшает способность адаптации человека к различным ситуациям, но и делает его агрессивнее.