Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 4

Продолжаем детальный разговор о пейзажной съемке. Теперь предлагаю перейти к изучению особенностей применения различных комбинаций выдержки и диафрагмы. Одну и ту же величину экспозиции можно получить при помощи самых различных сочетаний экспопараметров, но эффекты, получаемые при этом, будут различными...

Текст: Александр КИЦЕНКО

 

 

Антон Петрусь (Украина). «Разноцветное утро».

Canon EOS 500D,  f/11, 1/13 сек,

Первые осенние заморозки в сочетании с красными листьями — исключительный сюжет для фотографа. Туманная дымка подчеркивает сказочность происходящего.



Приоритет диафрагмы

Я не буду останавливаться на определении таких понятий, как глубина резкости (или глубина резко изображаемого пространства — ГРИП) и гиперфокальное расстояние (ГФР), — они подробно изложены в соответствующей литературе.

Если отталкиваться от необходимости обеспечить в пейзажном снимке как можно большую глубину резкости, то теоретически мы должны установить самое большое диафрагменное число (из всех возможных для данного объектива), рассчитать гиперфокальное расстояние и для усиления эффекта применять широкоугольную оптику.

На практике условия усложняются: во-первых, приходится использовать различные фокусные расстояния, во-вторых, времени для расчета гиперфокального расстояния может просто не оказаться, ну и в-третьих, мы же помним, что при чрезмерном закрытии диафрагмы качество снимка ухудшается.

На первое время оптимальным решением станет предварительный расчет гиперфокального расстояния для наиболее часто использующихся фокусных расстояний и диафрагменных чисел (таблицы для расчета ГФР легко найти в Интернете).

Если уделить некоторое время анализу полученных расчетов ГФР, так сказать уловить закономерность, то со временем необходимость в постоянном использовании расчетов отпадет, а выбор расстояния фокусировки будет происходить навскидку, практически на уровне интуиции.

Совсем другая задача ставится при использовании широкой диафрагмы. Малая глубина ГРИП подчеркивает объем изображения, одновременно с этим выделяя сюжетно важные элементы снимка. В данном случае желательно, чтобы сюжетно важные элементы имели максимально возможные резкость и контраст.

 

Приоритет выдержки

Если диафрагма в первую очередь определяет технические характеристики снимка, то выдержка имеет более сложную природу. От величины выдержки зависит не только количество света, попадающего на светоприемник, но и создание того или иного эффекта на фотографии (к примеру, передача движения), и зачастую — просто возможность получения снимка как такового (например, при съемке с рук при недостаточной освещенности и т. д.).

Я думаю, все сталкивались с трудностями съемки в ветреную погоду при недостаточном освещении, когда для «замораживания» движения ветвей, листьев и травы нужна короткая выдержка, а техническая возможность ее обеспечить просто отсутствует.

Настоящим чудом фотографии является передача движения в статичной картинке. Самый распространенный «движущийся» объект в пейзажной фотографии — вода в различных своих состояниях: течение реки, морское волнение, падение с высоты (водопады, снег, дождь).

В качестве примера рассмотрим быстро текущую воду как наиболее динамичную и эффектную с точки зрения фотографии. Конечно же, съемку начинаем с выбора сюжета и компоновки кадра. После окончательного определения композиции стоит призадуматься над тем, какой эффект необходим.

Если мы хотим передать стремительность, то выдержку желательно подобрать таким образом, чтобы летящие капельки воды превратились в своеобразные полосы и проходили свой путь, имея точки начала и окончания движения (этот прием применяется и для съемки летящего снега).

Длина этого пути, а следовательно и выдержка, определяются экспериментально, ведь мы не можем предсказать или измерить скорость воды. Совсем другой эффект мы получим, если «заморозим» движение, т. е. если каждая капелька застынет на своем месте. Выдержка в этом случае должна быть минимальной, а фраза «остановись, мгновение» будет как нельзя кстати.

Третий вариант времени экспозиции для зрителя наиболее интересен и необычен: при помощи длинной выдержки происходит сказочное превращение движущейся воды в некое подобие молочно-кисельного тумана. Особенность такой съемки — в необходимости применения нейтральных фильтров для достижения того или иного эффекта размытия движущейся воды.

Остановимся чуть более подробно на технических нюансах. В пейзаже в случае использования длинных выдержек применение штатива обязательно. Дополнительно необходимы спусковой тросик (или пульт ДУ) для полного исключения колебаний камеры. При отсутствии возможности применения дистанционного управления камерой воспользуйтесь функцией съемки с задержкой времени с предварительным подъемом зеркала (для уменьшения вибраций при «хлопке» в зеркальных фотоаппаратах).

В ветреную погоду или при очень длинных выдержках на штатив необходимо повесить груз, увеличивающий его устойчивость (сумку с вещами и т. д.). Будьте внимательны при установке штатива на снег или зыбкую поверхность: при большом времени экспозиции не исключено его проседание.

Если съемка ведется в светлое время суток, получить длинную выдержку без использования светофильтров невозможно, поэтому следует использовать нейтральные серые фильтры (мы уже упоминали их в нашей статье, здесь же добавим: не забывайте, что возможно одновременное использование нескольких нейтральных серых фильтров).

Также применяется комбинация из двух поляризационных фильтров (путем настройки степени поляризации можно уменьшить количество света, попадающего на светоприемник, практически до нуля). После определения необходимой величины экспозиции перед съемкой закройте чем-нибудь окошко видоискателя.

Антон Петрусь (Украина). «Туманная звезда».

Canon EOS 500D, f/8, 1/250

Застав плотный туман и восходящее солнце, волей-неволей начинаешь верить в чудеса, глядя на материализовавшиеся солнечные лучи.

 


Александр Киценко (Украина). В зимнем лесу

Canon EOS 350D, EF-S 17–85/4,0–5,6 IS USM, f/10, 1/320 c

В зимнем лесу, оказывается, весь снег совершенно разный: серебристый. белый, покрытый тенью и даже излучающий холодный свет.

 

Леонид Тит (Украина). «Рассвет на Днестре».

Canon EOS 400D, EF 17–40L/4,0 USM

Что может быть приятнее и красивее, чем утренний берег реки и дорога, ведущая к новым красотам!

 

В следующей публикации поговорим о панорамных снимках, о том, какой свет должен быть в пейзажной съемке, и о временах года для фотографа.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Обзор компактной фотокамеры Olympus Tough TG-1 iHS
30 ноября 2012
Обзоры

Обзор компактной фотокамеры Olympus Tough TG-1 iHS

Дискриминация фотографов по признаку любви к экстремальным приключениям, похоже, уходит в историю. Новейшие защищенные фотокамеры все чаще получают не только прочные корпуса, но и высокоразвитый функционал, ранее свойственный разве что старшим «премиальным» моделям. Olympus Tough TG-1 iHS — отличный пример и, возможно, лучшая защищенная компактная камера из всех представленных на рынке.

Olympus анонсирует камеру E-PL9 синего цвета
15 мая 2018
Новости

Olympus анонсирует камеру E-PL9 синего цвета

Компания Olympus анонсирует ограниченную серию камеры E-PL9 в синем цвете. В таком цвете камера превосходно сочетается с нарядами из джинсовой ткани и денима, а высочайшее качество сборки расширит творческие возможности пользователей. Pen E-PL9 в ультрамодном синем цвете станет настоящим поводом для зависти.

Розыгрыш билетов на выставку «Клайд Батчер. Эффект присутствия»
30 марта 2017
Новости

Розыгрыш билетов на выставку «Клайд Батчер. Эффект присутствия»

Галерея Классической Фотографии в социальной сети Facebook разыгрывает десять билетов на выставку «Клайд Батчер. Эффект присутствия».

CES 2013. LG расширяет семейство телевизоров Ultra HD
11 января 2013
Новости

CES 2013. LG расширяет семейство телевизоров Ultra HD

Компания LG Electronics (LG) представляет линейку новых телевизоров с разрешением Ultra HD на выставке CES 2013 в Лас-Вегасе. В дополнение к ранее продемонстрированному 84-дюймовому телевизору с разрешением Ultra HD TV будут показаны 55- и 65-дюймовые модели. Новые модели имеют то же сверхвысокое разрешение и обеспечивают тот же эффект погружения, как и 84-дюймовый телевизор LG Ultra HD, награжденный за лучшие инновации («Best of Innovations») в категории видеодисплеев на конкурсе 2013 International CES Innovations Awards.

Фотограф Вивиан дель Рио: я - режиссер собственного мира
14 сентября 2014
Обзоры

Фотограф Вивиан дель Рио: я - режиссер собственного мира

Фотография для меня — возможность наблюдать и удивляться, но, по большому счету, возможность смириться с этим миром, найти в нем какие-то привлекательные моменты и сложить из них свою мозаику. Каждый раз удивительно, что кому-то созданный мною мир близок, что люди находят в нем что-то созвучное их мыслям и чувствам, и это не может не радовать.

Обзор «системных» фотоаппаратов Olympus
20 декабря 2014
Обзоры

Обзор «системных» фотоаппаратов Olympus

Хорошо сбалансированный магниевый корпус камеры с крупной рукояткой снабжен усиленной защитой от проникновения пыли и влаги. Камера оснащена одним из лучших электронных видоискателей с большим полем зрения и высоким разрешением. Сенсорный дисплей обеспечивает дополнительный уровень взаимодействия с мощной программной начинкой аппарата, дополняя большое количество внешних аппаратных органов управления, компактно, но удобно размещенных на небольшом корпусе.

Canon усовершенствует систему охлаждения зеркальных камер
17 декабря 2017
Новости

Canon усовершенствует систему охлаждения зеркальных камер

Согласно данным патента, представленного Canon, блок радиатора новой системы охлаждения будет расположен внутри рукоятки. Это позволит более эффективно отводить тепло через корпус камеры, избегая её перегрева. Планируется, что новая система охлаждения будет использована в предстоящих камерах Canon 1DX Mark III или Canon 5D Mark V.

Sony получила 9 наград премии «Продукт года 2012»
18 апреля 2012
Новости

Sony получила 9 наград премии «Продукт года 2012»

В этом году продукция компании Sony была удостоена большого количества наград престижной премии «Продукт года»: лучшими были признаны ЖК-телевизор KDL-65HX920, 3D-проектор W95, электронная книга PRS-T1, компактная системная фотокамера NEX-7, видеокамера HDR-CX740VE, персональный 3D-дисплей HMZ-T1 и другие.

ASUS представляет ZenWatch 2
18 июня 2015
Новости

ASUS представляет ZenWatch 2

Компания ASUS представляет ZenWatch 2 – «умные» часы, работающие под управлением операционной системы Android Wear и выпускаемые в партнерстве с компанией Google. Часы ZenWatch 2 изготавливаются из высококачественных материалов и служат в качестве дополнения к Android-смартфонам, выводя на свой экран актуальную информацию и позволяя пользователю реагировать на нее с помощью жестовых и голосовых команд.

Объектив AF-S DX NIKKOR 18–300мм f/3.5–6.3G ED VR позволяет снимать в любом положении — от широкоугольного до супертелескопического
14 апреля 2014
Новости

Объектив AF-S DX NIKKOR 18–300мм f/3.5–6.3G ED VR позволяет снимать в любом положении — от широкоугольного до супертелескопического

Компания Nikon представляет мощный и невероятно компактный зум-объектив с 16,7-кратным увеличением AF-S DX NIKKOR 18–300мм f/3.5–6.3G ED VR, который позволяет вести съемку в любом положении — от широкоугольного до супертелескопического. Если вы ищете объектив, который можно было бы использовать в любой ситуации и который при этом имел бы небольшой вес, то этот объектив — именно то, что вам нужно. Он поддерживает тот же диапазон фокусных расстояний, что и популярная модель AF-S DX NIKKOR 18–300 мм f/3.5–5.6G ED VR от компании Nikon, но отличается более компактным размером.