Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 4

Продолжаем детальный разговор о пейзажной съемке. Теперь предлагаю перейти к изучению особенностей применения различных комбинаций выдержки и диафрагмы. Одну и ту же величину экспозиции можно получить при помощи самых различных сочетаний экспопараметров, но эффекты, получаемые при этом, будут различными...

Текст: Александр КИЦЕНКО

 

 

Антон Петрусь (Украина). «Разноцветное утро».

Canon EOS 500D,  f/11, 1/13 сек,

Первые осенние заморозки в сочетании с красными листьями — исключительный сюжет для фотографа. Туманная дымка подчеркивает сказочность происходящего.



Приоритет диафрагмы

Я не буду останавливаться на определении таких понятий, как глубина резкости (или глубина резко изображаемого пространства — ГРИП) и гиперфокальное расстояние (ГФР), — они подробно изложены в соответствующей литературе.

Если отталкиваться от необходимости обеспечить в пейзажном снимке как можно большую глубину резкости, то теоретически мы должны установить самое большое диафрагменное число (из всех возможных для данного объектива), рассчитать гиперфокальное расстояние и для усиления эффекта применять широкоугольную оптику.

На практике условия усложняются: во-первых, приходится использовать различные фокусные расстояния, во-вторых, времени для расчета гиперфокального расстояния может просто не оказаться, ну и в-третьих, мы же помним, что при чрезмерном закрытии диафрагмы качество снимка ухудшается.

На первое время оптимальным решением станет предварительный расчет гиперфокального расстояния для наиболее часто использующихся фокусных расстояний и диафрагменных чисел (таблицы для расчета ГФР легко найти в Интернете).

Если уделить некоторое время анализу полученных расчетов ГФР, так сказать уловить закономерность, то со временем необходимость в постоянном использовании расчетов отпадет, а выбор расстояния фокусировки будет происходить навскидку, практически на уровне интуиции.

Совсем другая задача ставится при использовании широкой диафрагмы. Малая глубина ГРИП подчеркивает объем изображения, одновременно с этим выделяя сюжетно важные элементы снимка. В данном случае желательно, чтобы сюжетно важные элементы имели максимально возможные резкость и контраст.

 

Приоритет выдержки

Если диафрагма в первую очередь определяет технические характеристики снимка, то выдержка имеет более сложную природу. От величины выдержки зависит не только количество света, попадающего на светоприемник, но и создание того или иного эффекта на фотографии (к примеру, передача движения), и зачастую — просто возможность получения снимка как такового (например, при съемке с рук при недостаточной освещенности и т. д.).

Я думаю, все сталкивались с трудностями съемки в ветреную погоду при недостаточном освещении, когда для «замораживания» движения ветвей, листьев и травы нужна короткая выдержка, а техническая возможность ее обеспечить просто отсутствует.

Настоящим чудом фотографии является передача движения в статичной картинке. Самый распространенный «движущийся» объект в пейзажной фотографии — вода в различных своих состояниях: течение реки, морское волнение, падение с высоты (водопады, снег, дождь).

В качестве примера рассмотрим быстро текущую воду как наиболее динамичную и эффектную с точки зрения фотографии. Конечно же, съемку начинаем с выбора сюжета и компоновки кадра. После окончательного определения композиции стоит призадуматься над тем, какой эффект необходим.

Если мы хотим передать стремительность, то выдержку желательно подобрать таким образом, чтобы летящие капельки воды превратились в своеобразные полосы и проходили свой путь, имея точки начала и окончания движения (этот прием применяется и для съемки летящего снега).

Длина этого пути, а следовательно и выдержка, определяются экспериментально, ведь мы не можем предсказать или измерить скорость воды. Совсем другой эффект мы получим, если «заморозим» движение, т. е. если каждая капелька застынет на своем месте. Выдержка в этом случае должна быть минимальной, а фраза «остановись, мгновение» будет как нельзя кстати.

Третий вариант времени экспозиции для зрителя наиболее интересен и необычен: при помощи длинной выдержки происходит сказочное превращение движущейся воды в некое подобие молочно-кисельного тумана. Особенность такой съемки — в необходимости применения нейтральных фильтров для достижения того или иного эффекта размытия движущейся воды.

Остановимся чуть более подробно на технических нюансах. В пейзаже в случае использования длинных выдержек применение штатива обязательно. Дополнительно необходимы спусковой тросик (или пульт ДУ) для полного исключения колебаний камеры. При отсутствии возможности применения дистанционного управления камерой воспользуйтесь функцией съемки с задержкой времени с предварительным подъемом зеркала (для уменьшения вибраций при «хлопке» в зеркальных фотоаппаратах).

В ветреную погоду или при очень длинных выдержках на штатив необходимо повесить груз, увеличивающий его устойчивость (сумку с вещами и т. д.). Будьте внимательны при установке штатива на снег или зыбкую поверхность: при большом времени экспозиции не исключено его проседание.

Если съемка ведется в светлое время суток, получить длинную выдержку без использования светофильтров невозможно, поэтому следует использовать нейтральные серые фильтры (мы уже упоминали их в нашей статье, здесь же добавим: не забывайте, что возможно одновременное использование нескольких нейтральных серых фильтров).

Также применяется комбинация из двух поляризационных фильтров (путем настройки степени поляризации можно уменьшить количество света, попадающего на светоприемник, практически до нуля). После определения необходимой величины экспозиции перед съемкой закройте чем-нибудь окошко видоискателя.

Антон Петрусь (Украина). «Туманная звезда».

Canon EOS 500D, f/8, 1/250

Застав плотный туман и восходящее солнце, волей-неволей начинаешь верить в чудеса, глядя на материализовавшиеся солнечные лучи.

 


Александр Киценко (Украина). В зимнем лесу

Canon EOS 350D, EF-S 17–85/4,0–5,6 IS USM, f/10, 1/320 c

В зимнем лесу, оказывается, весь снег совершенно разный: серебристый. белый, покрытый тенью и даже излучающий холодный свет.

 

Леонид Тит (Украина). «Рассвет на Днестре».

Canon EOS 400D, EF 17–40L/4,0 USM

Что может быть приятнее и красивее, чем утренний берег реки и дорога, ведущая к новым красотам!

 

В следующей публикации поговорим о панорамных снимках, о том, какой свет должен быть в пейзажной съемке, и о временах года для фотографа.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму
28 сентября 2016
Советы

Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Вам когда-нибудь казалось, что фотографии со стандартным для зеркалок соотношением сторон 2:3 какие-то тесные, так хочется заглянуть за их край, перевести взгляд за границу кадра, узнать, что там происходит. А все дело в том, что мы видим гораздо шире, воспринимаем мир панорамно. Так давайте попробуем такие панорамы снять, чтобы затем заглянуть за все края разом.

Акустические системы Phase Technology: живите с новой скоростью!
19 июля 2012
Обзоры

Акустические системы Phase Technology: живите с новой скоростью!

Среди многочисленных американских изготовителей акустических систем компания Phase Technology является одной из немногих обладателей вертикальной структуры производства, то есть тех, кто проводит весь цикл — от разработки и тестирования исходных идей до выпуска готовой продукции — собственными силами.

Nikon выиграла четыре награды TIPA Awards 2017
28 апреля 2017
Новости

Nikon выиграла четыре награды TIPA Awards 2017

Четыре продукта компании Nikon получили престижную премию TIPA Awards 2017. Учредителем премии является Technical Image Press Association (TIPA), мировой авторитет в индустрии фотографии и обработки изображений. Камера Nikon D5600 была отмечена в номинации «Лучший цифровой зеркальный фотоаппарат начального уровня», COOLPIX W100 – «Самая крепкая камера», объектив PC NIKKOR 19mm f/4E ED стал «Лучшим профессиональным объективом», а KeyMission 360 получила награду в качестве «Лучшей камеры 360°».

Nikon Plaza: на любой вопрос - подробный ответ. В Москве открылось многофункциональное пространство для любителей и профессионалов фотографии
4 октября 2016
Новости

Nikon Plaza: на любой вопрос - подробный ответ. В Москве открылось многофункциональное пространство для любителей и профессионалов фотографии

Компания Nikon представляет Nikon Plaza – первый в России многофункциональный центр, объединяющий под одной крышей все продукты и услуги компании, которые будут интересны как профессиональным фотографам, так и всем поклонникам бренда. Официальное открытие центра и экскурсия для представителей СМИ состоялось 28 сентября, а открытое мероприятие для всех любителей фотографии пройдет 1 октября 2016 года.

Первый смартфон с четырехъядерным процессором от LG приходит в Россию
13 июля 2012
Новости

Первый смартфон с четырехъядерным процессором от LG приходит в Россию

Компания LG представляет на российском рынке свой первый смартфон с четырехъядерным процессором Optimus 4X HD. Смартфон обладает боль-шим дисплеем 4.7” TRUE HD IPS, мощной батареей и расширенным муль-тимедийным функционалом MEDIA PLEX.

Компания Sony показала свой самый большой BRAVIA OLED на выставке IFA 2017
5 сентября 2017
Новости

Компания Sony показала свой самый большой BRAVIA OLED на выставке IFA 2017

Посетители стенда компании Sony на крупнейшей международной выставке электроники IFA 2017 смогли увидеть самый большой OLED-телевизор BRAVIA – KD-77A1. Размер диагонали экрана этой модели составляет 77 дюймов (195 см).

Новый объектив AF-P DX NIKKOR 70-300mm f/4.5-6.3G ED
18 августа 2016
Новости

Новый объектив AF-P DX NIKKOR 70-300mm f/4.5-6.3G ED

С этим зум-объективом формата DX вы будете готовы к увлекательным приключениям в мире супертелефотосъемки. Благодаря универсальному диапазону фокусных расстояний 70–300 мм и легкой конструкции этот телеобъектив станет идеальным решением для фотографов, которые хотят овладеть секретами телефотосъемки. Хотите запечатлевать происходящие вдалеке события, сохранять на великолепных снимках неповторимые моменты путешествий или попробовать себя в съемке дикой природы? Высокое качество результатов и превосходная резкость гарантированы в любых ситуациях.

Компактные фотокамеры Casio EXILIM EXZR400 и EXZR700 безукоризненно ловят скоротечные моменты жизни
15 марта 2013
Новости

Компактные фотокамеры Casio EXILIM EXZR400 и EXZR700 безукоризненно ловят скоротечные моменты жизни

Компания Casio Computer Co., Ltd., объявила о выпуске двух новых моделей в линейке скоростных цифровых камер EXILIM. Модель EX-ZR700 оснащена 25-мм*1 широкоугольным объективом с 18-кратным оптическим зумом, в то время как для модели EXZR400 продлено время работы аккумулятора, что позволяет делать до 515 снимков*2 при полном заряде батареи - максимальное число снимков для моделей данной линейки. Скоростные камеры EXILIM обладают столь популярными у пользователей характеристиками высокочувствительных камер, такими как максимальная скорость включения, скоростной автофокус, а также межкадровый интервал, составляющий доли секунды.

Для тех, кто ценит качество — новые беспроводные Bluetooth-гарнитуры Sven AP-B350MV и AP-B450MV
22 декабря 2014
Новости

Для тех, кто ценит качество — новые беспроводные Bluetooth-гарнитуры Sven AP-B350MV и AP-B450MV

Компания Sven подготовила сюрприз для настоящих меломанов и любителей стильных, качественных, современных аксессуаров. В декабре 2014 года линейка беспроводных Bluetooth-гарнитур Sven пополнилась двумя новыми моделями: AP-B350MV и AP-B450MV.

Объявлен состав жюри конкурса Sony World Photography Awards 2019
3 октября 2018
Новости

Объявлен состав жюри конкурса Sony World Photography Awards 2019

Всемирная организация фотографии рада представить членов жюри самого разностороннего конкурса фотографии в мире Sony World Photography Awards 2019. В честь этого события опубликована подборка работ, поданных для участия в Открытом конкурсе, и председатель экспертной комиссии дал полезные советы потенциальным участникам.