Несмотря на переживаемые объективные сложности, слухи о преждевременной смерти российского автопрома сильно преувеличены. В особенности это касается сегмента отечественного авторынка, связанного с производством оборудования для грузоперевозок и прицепов. После резкого сокращения производства в середине 90-х годов с конца десятилетия объемы выпуска увеличиваются уверенными темпами. Так, только за период с 1999 по 2003 гг. рост составил 2,5 раза (по данным журнала "Основные средства", 10/2004 г.)!
Это очевидная тенденция: возрождение экономики требует значительного количества грузовых перевозок, осуществляемых автомобилями с прицепами самого разного назначения. Понятно, что зарубежная техника, несмотря на качество и ассортимент, практически недоступна среднему и малому бизнесу. Неудивительно, что на помощь коллегам пришли сравнительно небольшие, но амбициозные компании, делающие все, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос.
В ряду относительно небольших компаний, уверенно лидирующих на этом рынке, давней известностью пользуется ООО МЗ "Тонар" (Орехово-Зуево). Хорошо зарекомендовавшие себя торговые фургоны этой фирмы известны большинству жителей крупных городов Европейской части России, став уже нарицательным названием. Тем не менее, компания в прошлом году вышла на рынок грузовых автоприцепов большой грузоподъемности. Несмотря на конкуренцию, тентованный полуприцеп общего назначения Тонар-97461 грузоподъемностью 26,65 т и одноосный полуприцеп 97673 грузоподъемностью 5 т для перевозки легковесных грузов пользуются достаточной популярностью.
Среди предприятий с совместным капиталом узнаваемость и хорошую репутацию на рынке завоевала фирма "Новтрак" (В. Новгород). Заметим, что фирма работает уже более 10 лет - она была учреждена еще в 1993 году немецкой компанией SOMMER Fahrzeugbau. Несмотря на трудности тех лет, компания сумела выжить и добиться успеха. "Новтрак" специализируется на изготовлении стальных и тентованных кузовов, а также большегрузных полуприцепов типа SW240/SG-GF240. Продукция компании имеет устойчивый спрос благодаря традиционному качеству. Основные покупатели прицепов - отечественные фирмы, специализирующиеся на международных перевозках. Это естественно: прицепы "Новтрак" соответствуют всем европейским нормам безопасности, при этом существенно дешевле импортных, не имеют таможенных проблем и сертифицированы в России. Впрочем, 40% продукции "Новтрак" уходит на экспорт.
Из небольших предприятий, занимающихся выпуском прицепов, интересный опыт производства имеет компания "Трейлер" из подмосковного г. Ступино. Ориентируясь в основном на автолюбителя (приоритет отдан выпуску "дачных" прицепов к легковым авто), фирма выпускает и небольшие автовозы, которые также может транспортировать легковой или полугрузовой автомобиль. По мнению экспертов, этот двухосный прицеп не уступает зарубежным "коллегам" ни в чем, кроме цены.
Уверенно чувствуют себя и ветераны отечественного производства. Несмотря на тяжелые годы, большинство из них выжили и теперь активно наверстывают упущенное. При этом заметно, что лучше всего развиваются дочерние предприятия крупных автопроизводителей.
Хорошо зарекомендовала себя у покупателей продукция ставропольского завода ОАО "Автоприцеп-КАМАЗ", более известного как СЗАП (Ставропольский Завод Автомобильных Прицепов). Одна из самых продаваемых моделей - это трехосный тентованный прицеп СЗАП-8305 грузоподъемностью 13,5 т с передней стенкой и задними воротами, предназначенный для перевозки самых разных грузов. Его главное преимущество - относительно невысокая цена и возможность работы с тягачами разных марок - как отечественных, так и зарубежных. При этом прицепы этой фирмы имеют достаточно хорошее техническое оснащение - барабанные тормоза с пневмоприводом, выполненным по двухпроводной схеме, оснащены устройством автоматической регулировки зазора и АБС. В перспективе предприятия - наращивание выпуска, поскольку собственные мощности дают возможность производить более 20 тыс. ед. техники в год (на сегодня выпускается около 3500 ед.).
Челябинский машиностроительный завод автомобильных и тракторных прицепов (бывший ЧМЗАП), а ныне ОАО "Уралавтоприцеп", был создан в разгар Великой Отечественной войны, в 1943 г. Большую часть своей истории это было закрытое предприятие, работающее на "оборонку". Этот завод знаменит, прежде всего, выпуском уникальной техники для перевозки сверхтяжелых и сверхгабаритных грузов. Например, в 1986 г. именно на этом заводе был создан прицеп для перевозки по территории космодрома космического корабля многоразового использования "Буран".
Как и для многих других предприятий, тяжелые времена начались для завода в середине 90 гг. Предприятие было на грани банкротства. Однако в 1997 году завод выпустил прицеп-тяжеловоз модульной конструкции грузоподъемностью до 600 тонн. В 1998 году был спроектирован и собран прицеп-тяжеловоз грузоподъемностью уже 1300 тонн, через год создано целое семейство прицепов-тяжеловозов особо большой грузоподъемности на модульной основе. Сегодня компания уверенно занимает нишу уникальных разработок для спецтехники. Несмотря на малосерийность, это позволяет предприятию уверенно чувствовать себя на рынке и лидировать в этом непростом сегменте.
Похожую историю имеет и ЗАО "Завод автофургонов "Энергия" (г. Санкт-Петербург). Пережив банкротство в начале 90-х годов, завод по ремонту автодвигателей был приватизирован и перепрофилирован. Санация пошла на пользу; и уже в 1995 году выпускается первая партия из 10 изотермических автофургонов для Черкизовского мясоперерабатывающего завода. Со временем предприятие освоило производство уникальной техники. Так, совсем недавно на "Энергии" по заказу компании "Хенкель" (владелец популярных в России торговых марок "MAKROFLEX ", "CERESIT ", "МОМЕНТ ") был построен "Хенкель Инфомобиль". Этот чудо-автомобиль превышает по размерам и характеристикам американский "шоу-кар" компании "Microsoft". "Хенкель Инфомобиль" состоит из американского тягача Фрейтлайнер (Freightliner) и прицепа санкт-петербургского производства. С помощью специальных автоматических модулей и гидравлических систем площадь фургона способна всего за 20 минут увеличиться с 35 м? до 62 м?! Заказчик уверен, что благодаря использованию передовых технологических разработок "Хенкель Инфомобиль" позволит проводить широкий комплекс рекламно-информационных мероприятий даже в полевых условиях. В ближайшее время этот "суперфургон" будет курсировать по выставочным площадкам крупнейших российских городов, в нем станут проводиться экспозиции и обучающие семинары.
Таким образом, даже при поверхностном взгляде на ситуацию на рынке оборудования для грузоперевозок очевиден его рост. Причем отрадно, что эта тенденция наблюдается не только в центральных районах России, но и в регионах. Это дополнительно свидетельствует о том, что российская экономика все же сумела преодолеть кризис и находится на подъеме. Можно надеяться, что это, в свою очередь, приведет к росту инвестиций в отрасль и послужит на благо России.
По материалам компании Henkel
Комментарии