Новогодняя ностальгия

Даже если в период «начальной компьютеризации», на границе 80-х и 90-х, вы уже вышли из детского возраста, очень возможно, тогда вас настиг еще один «приступ детства». Взрослые и солидные дяди и тети часами «рубились» в первые примитивные компьютерные игры или просаживали 15-копеечные монеты, а то и 50-копеечные жетоны, в доселе невиданных игровых автоматах с поразительными анимированными персонажами, участвовавшими в автогонках или рукопашных боях.

То время давно ушло, но герои прошлых игровых баталий до сих пор ностальгически улыбаются, когда кто-нибудь вспоминает Digger или River Raid, Xonix и Street Fighter...

Новый год — время, когда смотрят в будущее и вспоминают прошлое. Ностальгическое настроение создают старые добрые кинофильмы, обзоры праздничных программ прошлых лет, традиционные яства на столе... В этот ряд прекрасно ложатся старые игры, давно пройденные вдоль и поперек, ужасно некрасивые по современным стандартам, но такие же милые, как старый плюшевый мишка, с которым спал в детстве. В них хочется немного поиграть.

Как правило, игры эти давно и надежно похоронены — игровые автоматы демонтированы, да и сами залы давно переоборудованы в казино, игровые приставки пылятся где-нибудь на антресолях, а компьютерные игрушки в свое время стали жертвой Windows 95... Поэтому, даже имея в своем арсенале новейший и мощнейший компьютер, который может все, в прошлое, казалось бы, не вернуться. Спешим утешить — это не так. «Волшебная палочка», или, если угодно, «машина времени», есть. И мы ее покажем.


КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

С учетом того, что за последние 10 лет микропроцессорная техника заметно продвинулась вперед, для современного домашнего компьютера и правда не составит проблемы выполнить вычислительные задачи, для решения которых тогда требовалась специализированная и дорогостоящая начинка игрового автомата или игровой приставки. И уж тем более не должно возникать проблем с играми для того же компьютера, только менее совершенного, десятилетнего. Тем не менее проблемы возникают.

Когда речь идет об игровых приставках или игровых автоматах (по сути это одно и то же), главная проблема — несовместимость архитектуры. Приставка является узкоспециализированным устройством, архитектура которого оптимизирована именно для игр. У нее сильно урезана система ввода-вывода, а классическая приставочная архитектура подразумевает использование трех тесно связанных процессоров — центрального, отвечающего за игровую логику, координирование ввода-вывода и загрузку данных; графического, отрисовывающего картинку; и звукового, генерирующего музыку и спецэффекты. При этом система команд каждого их них разительно отличается от принятой на современных компьютерах. Ну а игровые данные хранятся на экзотических носителях (специальных картриджах) в оригинальных, неизвестных на компьютере форматах. Поэтому, даже ухитрившись скопировать игру на винчестер, запустить вы ее не сможете.

Со старыми играми для ПК таких проблем нет, зато есть другие. Дело в том, что они рассчитаны на гораздо более слабое оборудование и другую рабочую среду. Если инициализировать современный видеоадаптер в старом режиме еще удастся, то разогнать системный таймер, стандартно «тикающий» с частотой 18,5 Гц в секунду до 100 или 10 000 Гц, как это порой делали раньше для разнообразных задач, нет — не позволит Windows. Другая часто встречающаяся проблема — слишком маленькие циклы задержки в старых играх. Новые процессоры за счет оптимизации «прощелкивают» холостые циклы за тысячные доли секунды вместо планируемых автором десятых долей, в результате игровое действие идет в 10-100 раз быстрее, чем хотелось бы. Ну а проблема-чемпион по распространенности — это, конечно, невозможность программы «осознать» 512 Мб памяти вместо привычных двух или жесткий диск на 100 Гб вместо 40 Мб. Иногда проблема проявляется интересным образом — вам заявляют, что... не хватает памяти! Речь, заметим, идет о «нижней» памяти, специфику которой благодаря Windows все уже успели подзабыть, поэтому о ее количестве давно не заботятся.


ЧУДО ЭМУЛЯЦИИ

Несмотря на то, что описанные проблемы серьезны, многие из них решаются по мановению волшебной палочки. Называется эта «волшебная палочка» эмулятором. Не вдаваясь в точное научное определение, скажем, что эмулятор — это программа, позволяющая запускать и отлаживать программы, созданные для оборудования, отличного от стандартного ПК. Эмуляторы чаще всего используются не для развлечений, а для вполне серьезных задач. Согласитесь, разрабатывать игры для приставки на самой приставке невозможно, для этого нет никаких средств. Между тем для отладки игр нужна именно приставка, на ней они и должны работать. На выручку приходит эмулятор, который создает для игры полностью виртуальную аппаратную среду, пригодную для запуска. Средствами эмулятора создаются виртуальные процессоры и телевизоры, джойстики и динамики. По мере необходимости эмулятор транслирует данные, выводимые программой, на реально имеющееся оборудование, а программе «скармливает» пользовательский ввод. Таким образом, внутри вашего компьютера можно запустить одну или несколько «виртуальных машин», которые разительно отличаются по аппаратным характеристикам.

Естественно, программная эмуляция процессора, памяти и прочего оборудования — достаточно сложная задача. Эмулятор должен успевать «транслировать» команды из одной системы (эмулируемой) в другую (настоящую), обновлять память, в общем, решать много различных задач одновременно. Поэтому эмуляция выполнения программы на компьютере занимает в 3-20 раз больше процессорного времени, чем запуск программы на реальном устройстве. По счастью, современные компьютеры достаточно мощны, чтобы покрывать своим быстродействием эту чудовищную разницу.

Чтобы упростить задачу и снизить нагрузку на процессор, в эмулятор зачастую встраиваются элементы симуляции. В этом случае виртуализация становится не такой полной, зато более быстрой. Например, можно просто заменить инструкции эмулируемого процессора на инструкции настоящего, имеющегося, внести некоторые поправки в программу и запустить ее на настоящем процессоре, без эмуляции. В этом случае эмулятору останется только отрабатывать вызовы к системе ввода-вывода на имеющемся оборудовании вместо эмулируемого. Это позволяет почти полностью избавиться от временных потерь при эмуляции/симуляции.

«Чистых» эмуляторов имеется совсем немного, они годятся разве что для стареньких машинок и приставок с процессором, тактовая частота которого лежит в интервале от 1 до 30 МГц. Для более мощного оборудования элементы симуляции необходимы. Впрочем, в дальнейшем мы не будем делить программы на эмуляторы и симуляторы, для пользователя эта разница важна редко. Назовем их все эмуляторами.

Практически все старые компьютеры и игровые приставки можно эмулировать на ПК, была бы соответствующая программа. И такие есть!


НЕОБХОДИМЫЕ ВЕЩИ

Для того чтобы насладиться старыми играми, нужно потратить некоторое количество времени, загружая все необходимое из Интернета. Найти нужные программы и данные на дисках на Горбушке проблематично, поэтому надеяться нужно только на себя. К счастью, нужно не так много.

1. Программа-эмулятор. Обычно их несколько, и загружать, как правило, рекомендуется не одну. Дело в том, что не все эмуляторы воспроизводят старое оборудование в точности, поэтому возможно, что какие-то игры на эмуляторе не запустятся или будут работать не вполне корректно. Эмулятор другого автора в таком случае может прийти на выручку. Кроме того, нужно попробовать, насколько стабильно тот или иной эмулятор будет работать в вашей системе. Самый стабильный и удобный годится на роль эмулятора № 1, остальные могут быть вспомогательными, для сложных случаев.

2. Дополнения к эмулятору. Этот пункт требуется далеко не для всех эмуляторов, но необходимость в дополнительных файлах порой все же возникает. Чаще всего это содержимое BIOS, распространение которого ограничено законодательством об авторском праве. Легитимный способ получения копии — скачивание BIOS со своей приставки/компьютера при помощи особых программ. Но если приставка ваша давно лежит на помойке, искомое довольно легко найти в Интернете. Кроме того, некоторые эмуляторы требуют подключения к ним модулей ввода-вывода.

3. Собственно игры. Их можно с помощью разных ухищрений копировать с оригинальных носителей, но легче опять-таки поискать в Интернете. Большая часть старых изданий занимает сотни килобайт или единицы мегабайт, поэтому загрузка не составит большой проблемы.


Sega Genesis/MegaDrive

Одна из старейших 16-битных приставок имела в нашей стране (да и во всем мире) огромную популярность, поскольку для своего времени предлагала исключительно качественные игры. Характеристики этой машинки (два процессора на 7,5 и 3,5 МГц, палитра из 512 цветов и 64 кб памяти) вызывают сегодня умиление, но самое интересное, что многие игры до сих пор выглядят привлекательно и вполне играбельны. Да, мегагерцы — не главное, хотя о 3D на этой приставке можно забыть. Эмуляторы Sega универсальны (позволяют эмулировать до 5 приставок этого семейства), но для старших моделей вроде Sega CD требуется загрузка BIOS. Игры (ROM) для младших моделей работают и без этого.


Gens

http://gens.consolemul.com

Объем: 390 кб.
Полнота поставки: 5/5.
Скорость работы: 4/5.
Стабильность работы: 4/5.

Один из самых известных эмуляторов недавно «дорос» до версии 2 и теперь умеет эмулировать 5 разных типов приставки Sega. Впрочем, это неудивительно, поскольку их разница кроется в основном в периферийных устройствах, а ядро у них схожее.

Пока не загружена игра, эмулятор развлекает пользователя пестрой картинкой, немного напоминающей волны на воде. В это время можно сделать необходимые настройки эмулятора, что, впрочем, необязательно, можно сразу загружать образы игровых картриджей, файлы с расширением BIN и объемом 1-4 Мб. Единственная действительно необходимая настройка — установка графического режима. Наш тест проходил в оконном режиме, и следует признать, что режимов отображения картинки у Gens очень много — на любой вкус. В принципе, они предназначены для оптимизации сочетания качество — производительность, но на современных ПК компромиссы не нужны — наиболее качественное изображение достижимо в режимах Interpolated и 2xSAI. Частота кадров остается стабильно высокой — 50 и 60 FPS в режимах PAL и NTSC соответственно. Однако в NTSC играх часто возникает неприятный эффект в виде смазанной полосы в середине экрана, то есть в этом месте становится заметна смена кадров. Почему этот эффект не «побороли» — непонятно, все возможности для этого есть. Тем не менее он портит иногда впечатление от игры, и не помогает даже опция Vsync (ожидание обратного хода луча кинескопа), которая должна бы по идее решать эту проблему. В режиме 2xSAI эффект не проявляется, вместо него изредка «моргает» весь экран.

Стабильность работы эмулятора очень хорошая, он не «капризничает» и нормально эмулирует все картриджи. Оценка была снижена за зависание в режиме конфигурирования геймпадов. Секрет в том, что определять клавиши виртуального геймпада надо быстро. Пара секунд промедления перед очередной клавишей — и эмулятор зависает.


Kega Lazarus SE

http://www.megagames.com/news/html/emulators/kegalazarusse.shtml

Объем: 250 кб.
Полнота поставки: 5/5.
Скорость работы: 4/5.
Стабильность работы: 5/5.

Достаточно новый эмулятор, основная линия развития которого — более аккуратная эмуляция Sega CD — тем не менее отлично эмулирует работу MegaDrive и Genesis. По сравнению с Gens обладает меньшим количеством опций, но зато прост в настройке.

Собственно, единственная настройка, которую необходимо сделать, — это режим отображения видео. Их всего четыре плюс опция Vsync. Описанная проблема с полосой посреди экрана присутствует, но стоит не так остро, как в Gens, здесь неприятный спецэффект заметен реже. С другой стороны, столь аккуратного сглаживания, как режим 2xSAI, просто нет. В остальном производительность отличная, видео отображается с номинальной скоростью 50/60 FPS в зависимости от режима.

В меню File отдельными пунктами присутствует загрузка и сохранение всех типов ROM и прочих носителей, подключаемых к SEGA, поэтому запутаться просто. Лучше запомнить комбинации «быстрых клавиш», так будет быстрее.

Также к достоинствам Kega Lazarus относится стабильность — за время теста не было ни едной претензии ни к работе игр, ни к работе эмулятора.

Резюме простое — по качеству картинки предпочтителен Gens, но если что-то с ним не так, Kega Lazarus станет отличной заменой.


Super Nintendo (SNES)

Приставка Nintendo была одной из самых популярных в конце 80-х и начале 90-х, имела ряд клонов, в т.ч. известную в России приставку Dendy. Более мощная версия приставки называлась Super Nintendo Entertainment System, или просто SNES.

Эмуляторов для SNES очень много, но среди них масса недоделанных, заброшенных и т.п. По мнению компетентных игроманов, для обеспечения максимального комфорта и совместимости нужно использовать в паре эмуляторы Zsnes и Snes9x.


Snes9x 1.4

http://www.snes9x.com/

Объем: 1 Мб.
Полнота поставки: 5/5.
Скорость работы: 5/5.
Стабильность работы: 5/5.

Удивительный случай — оценка за скорость чуть было не была снижена за слишком высокую скорость. Как ни странно, на нашем тестовом стенде самая свежая версия эмулятора повела себя неадекватно. Музыка воспроизводилась примерно в два — два с половиной раза быстрее, чем нужно, а игровой процесс был ускорен на 70-100%. Чтобы вернуться к нормальной скорости, пришлось включить FRAME LIMITER. Ползунок не имеет градуировки, но его пришлось установить в положение, близкое к минимальному. Счетчик кадров на экране всегда показывает 60 FPS, поэтому реальную частоту кадров узнать затруднительно, но она явно очень высока.

Стабильность этого демона скорости не вызывает ни малейших нареканий. Отлично работает в оконном и полноэкранном режиме с любыми вариантами опций. Вариантов, кстати, немало — одних режимов интерполяции 8 штук, включая Super2xSAI.

Очень наглядно сделана настройка геймпада, поддерживаются различные устройства ввода и даже игра по сети. Также вызывает интерес встроенная система жульничества — файлы, описывающие, как модифицировать игру в памяти, чтобы, например, обрести вечную жизнь, легко найти в сети.

Меню и настройки эмулятора всегда остаются доступны, а эффект от их применения виден сразу. Просто и со вкусом.


Hedgehog">

Zsnes 1.36

http://www.zsnes.com

Объем: 450 кб.
Полнота поставки: 5/5.
Скорость работы: 5/5.
Стабильность работы: 4/5.

ATARI (несколько моделей) — очень популярные на Западе, но менее известные у нас бытовые компьютеры. http://atari.kolaland.ru/news.php

NeoGeo — игровая приставка, спрятанная во многих старых игровых автоматах. http://neo.cgn.ru/?op=main

GameBoy — портативная игровая консоль, позволяющая развлекаться всегда и везде, предок бурно рекламируемой N-Gage. http://emulators.wallst.ru/ gameboy.htm


ЛЕГКИЙ ПУТЬ

Чтобы насладиться очень популярной игрой из «старья» или «вечной классики», необязательно ставить эмулятор. Скорее всего, старую идею реализовали на новом оборудовании и реализовали многократно. Поэтому римейков Арканоида, Тетриса и десятков других игр — хоть пруд пруди. Один программисты заботливо сохраняют музыку и графику оригинала, другие, напротив, используют всю мощь современной техники, вдыхая в старые игры новую жизнь, но в любом случае, результатом воспользоваться совсем несложно — без всякой эмуляции. Посмотреть, есть ли римейки для вашей любимой игры, можно на сайте www.remakes.org.



Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Геймерские наушники SVEN AP-G886MV – у врага нет шансов!
11 апреля 2017
Новости

Геймерские наушники SVEN AP-G886MV – у врага нет шансов!

Компания SVEN приглашает фанатов компьютерных игр в магазины «М.Видео». В апреле там появятся новые геймерские наушники – AP-G886MV. Новинка получилась интересной: звук, оптимизированный для профессионального гейминга, продуманная конструкция, привлекательная внешность – и все это за разумные деньги.

Tripsta запускает приложение для бронирования авиабилетов на iPhone
28 июля 2014
Новости

Tripsta запускает приложение для бронирования авиабилетов на iPhone

С помощью приложения, созданного специально для iPhone, пользователи смогут быстро и легко найти авиабилеты на любое направление. Скорость работы, простота и инновационность характеризуют новое приложение от Tripsta, которое теперь доступно в международном магазине AppStore на 9 языках – английском, русском, немецком, французском, итальянском, испанском, турецком, польском и румынском.

Logitech представляет коллекцию ярких мышей Play Collection 2015
19 июня 2015
Новости

Logitech представляет коллекцию ярких мышей Play Collection 2015

Ньюарк, Калифорния, — 18 июня 2015. Компания Logitech (SIX: LOGN) (NASDAQ: LOGI), мировой лидер на рынке компьютерных мышей, представляет свою седьмую ежегодную дизайнерскую коллекцию 2015 Logitech Play Collection.

Мультимедийный проектор Vivitek Qumi Q7 Plus: мы и в кризис останемся с плюсом!
20 марта 2015
Обзоры

Мультимедийный проектор Vivitek Qumi Q7 Plus: мы и в кризис останемся с плюсом!

Весна идет — проекторам дорогу! Так уже получается, что компания Vivitek к началу весны имеет обыкновение выпускать на наш рынок примечательные новинки. В прошлом году появились портативные проекторы Qumi Q7 и Qumi Q5, а в этом году им на смену пришли не менее интересные модификации Qumi Q7 Plus и Qumi Q7 Lite, а так же карманная модель Qumi Q4. Учитывая наехавший на страну экономический кризис, хочется понять, насколько актуальные и доступные окажутся новинки лично мне и моему ближнему кругу.

NEC выпускает новое беспроводное решение для презентаций
19 сентября 2016
Новости

NEC выпускает новое беспроводное решение для презентаций

Москва, 16 сентября 2016 г. – Компания NEC Display Solutions представляет MultiPresenter® Stick MP10RX – беспроводное решение для презентаций, предназначенное для использования с проекторами и широкоформатными дисплеями NEC, не оснащенными функциями для групповых презентаций. Устройство присоединяется к порту HDMI, дополняя проекторы или дисплеи поддержкой беспроводных презентаций.

Выгодная покупка — проводная мышь Sven RX-112 USB
17 февраля 2015
Новости

Выгодная покупка — проводная мышь Sven RX-112 USB

Компания Sven представляет новую проводную мышь RX-112 USB. Благодаря точному оптическому сенсору мышь RX-112 USB стабильно работает на любых поверхностях. Дополнительное удобство в использовании обеспечивает прорезиненное не скользящее колесо прокрутки.

RGBLink в России — теперь эксклюзивно в DIGIS
23 января 2017
Новости

RGBLink в России — теперь эксклюзивно в DIGIS

С января 2017 ГК DIGIS становится эксклюзивным дистрибьютором RGBLink в России и будет обеспечивать надёжную защиту проектов, а также всестороннюю поддержку своих партнёров на всех этапах работы.

Мелочи офисной жизни
17 сентября 2003
Обзоры

Мелочи офисной жизни

Удобная мебель, современная оргтехника, качественная канцелярия — вот три параметра, в первую очередь влияющие на эффективность работы сотрудников офиса и позволяющие произвести впечатление на партнеров. «Глобальное» переоборудование или создание нового рабочего места происходит редко. Гораздо чаще приобретают «расходные материалы» — канцелярию.

Комфорт в каждом клике: беспроводная мышь Defender Hashiru MS-135
21 января 2015
Новости

Комфорт в каждом клике: беспроводная мышь Defender Hashiru MS-135

Москва, 21 января 2015 г. — Defender, надежный поставщик технологичных решений для работы и жизни, представляет беспроводную лазерную мышку Defender Hashiru MS-135 — небольшого, но очень ответственного помощника в удобном симметричном корпусе.

Безопасность прежде всего!
1 ноября 2006
Новости

Безопасность прежде всего!

Нарушение безопасности при обработке и хранении данных может привести к утрате интеллектуальной собственности, потере доверия со стороны ваших инвесторов и партнеров, а также к возникновению проблем с законом о нераспространении конфиденциальной информации. Даже компании, уделяющие особое внимание этим вопросам, часто сталкиваются с угрозами «рассекречивания».