![Георгий Розов](/images/articles/2013/Mar/fotokritika_rozova_tam_za_gorizontom_-_liniya_kadrirovaniya/rozov-_portret.jpg)
Я попытался выбрать из фотографий, присланных на редакционный фотоконкурс, достойные восторженных междометий! «Не склалось», как нынче принято говорить! А жаль: фотографии можно объединить сожалениями о не до конца использованных возможностях.
Впрочем, картинки все же привлекли мое внимание и оказались достойны обсуждения. Совсем не плохо, большинство изображений я вообще забываю через секунду. И это происходит не только со мной, а большинством потенциальных зрителей наших снимков. Фотографий стало слишком много. Они назойливо лезут в глаза, и, чтобы кому-то понравиться, они должны чем-то отличаться от большинства других. Фотографу приходится учиться находить кратчайший путь к сердцу зрителя.
Рубрику «Фотокритика» ведет известный фотограф и преподаватель, автор популярных книг по технике и искусству фотографии Георгий Розов. В разборе фотографий участвуют снимки, присланные читателями на фотоконкурс журнала «Фото&Техника», результаты которого опубликованы в № 1 (41) 2012.
![«Серебро зимы» Евгений Булин, 65 лет (пос. Томилино, Московская обл.).](/images/articles/2013/Mar/fotokritika_rozova_tam_za_gorizontom_-_liniya_kadrirovaniya/1_bulin_e_a_serebro_zimy.jpg)
«Серебро зимы» Евгений Булин, 65 лет (пос. Томилино, Московская обл.).
Ближе всего к идеалу, на мой взгляд, приблизился автор этого зимнего пейзажа. У меня вызывает восхищение техническое совершенство изображения. Тут полностью реализован динамический диапазон камеры: все тона от белого до совершенно черного нежно переходят один в другой. И композиционно кадр выстроен безупречно. Я неравнодушен к зимним картинкам, потому что не люблю мерзнуть сам, и технику морозить тоже не люблю. Я очень хорошо знаю, как сложно снимать такие красоты, и потому любая хорошая зимняя фотография вызывает у меня уважительное отношение к автору.
Однако в данном случае мне мешают прямоугольные коробки хрущоб в правой верхней части кадра и выше избушки. Я бы на месте автора их «зашопил». Картинка от этого только выиграла бы. Технически это сделать несложно. Предвидя упреки приверженцев «чистой» фотографии, напомню, что ретушь всегда была обыденным инструментом несобытийной фотографии.
![«Пляжный футбол». Павел Костицын, 46 лет (г. Рыбинск, Ярославская обл.).](/images/articles/2013/Mar/fotokritika_rozova_tam_za_gorizontom_-_liniya_kadrirovaniya/3_plyazhnyj_futbol_kosticyn_p.jpg)
«Пляжный футбол». Павел Костицын, 46 лет (г. Рыбинск, Ярославская обл.).
Мне эта фигурка из морской пены напоминает не футболиста, а крокодила Гену без туловища, но на ножках. Она похожа на слегка усеченный вариант детского рисунка на заданную тему. Картинка вполне может быть интересна какой-то части зрителей. Я бы только удалил пустующее пространство справа от главного героя. Автор совершил обычную для большинства начинающих фотографов ошибку: расположил объект съемки в центре кадра. Скорее всего не потому, что так задумал, а потому, что в центре кадра находится лучший и автоматически включающийся датчик автофокусировки. Такая композиция делает все снимки похожими, а движение в кадре умирает.
![«Про смелость и наглость». Владимир Пальчик, 44 года (Санкт-Петербург).](/images/articles/2013/Mar/fotokritika_rozova_tam_za_gorizontom_-_liniya_kadrirovaniya/4_pal_chik_v_i_pro_smelos.jpg)
«Про смелость и наглость». Владимир Пальчик, 44 года (Санкт-Петербург).
Право же, неплохо подсмотрено! Правда, будь моя воля, я бы с названием поработал. Дело в том, что некоторая профессиональная наглость фотографа видна невооруженным глазом. А вот смелости я не обнаружил. «Космонавты» в масках. Опасаться им нечего: по глазам не опознать. Да и грубить нельзя: получен приказ — терпеть! На мой взгляд, это фотография о конфликте профессионалов. Примерно таком же, как конфликт покупателя и продавца: они по разные стороны прилавка, и в этом суть столкновения.
Разбирая фотографические достоинства изображения, не могу не заметить, что горизонт завален и пространство выше голов «космонавтов» очень агрессивно из-за ритмически повторяющихся темных пятен окон на светлом фоне. Они притягивают взгляд зрителя, отвлекают от главного — столкновения фотографа и полицейских. Ампутация этой зоны снимка делает фотографию более лаконичной и строгой. Информационное и эмоциональное послание прочитывается быстрее.
![«Ледяная пустыня». Леонид Огарков, 22 года (Санкт-Петербург).](/images/articles/2013/Mar/fotokritika_rozova_tam_za_gorizontom_-_liniya_kadrirovaniya/2_ogarkov_ledyanaya_pustynya.jpg)
«Ледяная пустыня». Леонид Огарков, 22 года (Санкт-Петербург).
Снимок понравился сдержанной цветовой гаммой, объемностью освещения, грамотно расставленными акцентами. Словом, хороший пейзаж. Но долго я бы на него не смотрел, потому что мне не хватает чего-то… главного. Все объекты в кадре равнозначно претендуют на внимание зрителя. Я называю такие картинки «ковриками».
Орнаментально и даже красиво, но если все объекты выделены одинаковыми средствами, похожи один на другой, как китайцы (на взгляд европейца), то понять, о чем картинка, очень трудно. Сейчас это всего только визуализация названия — ледяная пустыня. Однако стоит добавить в «коврик» хоть что-то отличающееся от льдин (человека, собаку, медведя, чайку…), как фотография обрастет новыми смыслами и ассоциативными связями.
![«На лавочке». Максим Богданов, 31 год (г. Геленджик, Краснодарский край).](/images/articles/2013/Mar/fotokritika_rozova_tam_za_gorizontom_-_liniya_kadrirovaniya/5_bogdanov_maksim_na_lavochk.jpg)
«На лавочке». Максим Богданов, 31 год (г. Геленджик, Краснодарский край).
Вот уж воистину упущенный сюжет! Многие фотографы включают в кадр много лишнего. В данном случае интересна и даже забавна только та зона снимка, которую я выделил в нижней правой части кадра. Там есть юмористическое сравнение ног юноши и нежных женских пальчиков, похожих чем-то на распустившийся цветок. Недосказанность оставляет зрителям возможность нафантазировать свою историю любви.
Интуитивно автор выхватил из окружающей жизни сюжет, но фотографически грамотно и точно донести до зрителя не смог: идея потерялась в массе второстепенных пятен. Фигуры над лавочкой оказались лишними потому, что человек в кадре всегда главный. Горизонтали досок лавочки — тяжелые, темные — ритмически повторяются и занимают много места. Вертикали стволов деревьев, рвущие на части верхнюю часть кадра, вообще ничего не добавляют к посланию.
Словом, после кадрирования идея обнажается. Работу по выделению главного в кадре надо было бы проделать еще во время съемки. А еще надо было бы поискать точку съемки ближе к ногам героев и ниже. Ближе, потому что в этом случае ноги стали бы крупнее, а фон размылся из-за уменьшения глубины резкости. Низкая точка съемки в данном случае позволила бы привлечь больше внимания именно к нежным ножкам девушки.
Сравните фотографии до и после ретушими
![«Ожидание». Евгений Жернаков, 24 года (г. Днепропетровск, Украина).](/images/articles/2013/Mar/fotokritika_rozova_tam_za_gorizontom_-_liniya_kadrirovaniya/6_evgenij_zhernakov_ozhidanie.jpg)
![«Ожидание». Евгений Жернаков, 24 года (г. Днепропетровск, Украина).](/images/articles/2013/Mar/fotokritika_rozova_tam_za_gorizontom_-_liniya_kadrirovaniya/6a_evgenij_zhernakov_ozhidani.jpg)
«Ожидание». Евгений Жернаков, 24 года (г. Днепропетровск, Украина).
Слева: исходное фото
Справа: после кадрирования и ретуши
Я люблю фотографии, которые цепляют за глаз, заставляют себя рассматривать, додумывать. «Ожидание» как раз такая картинка. Мы ценим собак за преданность и беззаветную любовь к хозяину. И уже поэтому фотография не оставила меня равнодушным. К тому же у этой картинки есть и другие достоинства. Она фотографична! Трехмерный мир превращен в двухмерное изображение довольно грамотно. Иллюзия глубины пространства не утеряна. К сожалению, технически фотография небезупречна. Мне пришлось отретушировать снимок.
Прежде всего я удалил все лишнее. К примеру, с фонарем пришлось расстаться, потому что он оказался очень ярким пятном в кадре и притягивал к себе взгляд зрителя. Кадрирование части переднего плана вытащило собаку на авансцену и сделало действительно главной в кадре.
Затем я слегка высветлил пространство в глубине кадра — там стали читаться силуэты людей. И наконец, я прорисовал контуры собачьего силуэта так, чтобы он стал резким. Дело в том, что вся картинка «шевеленая», то есть нерезкая. Говоря грубо, это брак. Что-то в кадре обязательно должно быть резким. В противном случае (за редкими исключениями) глаз человека отторгает нерезкое изображение.
![«Утро на Байкале». Павел Дедюхин, 30 лет (г. Иркутск).](/images/articles/2013/Mar/fotokritika_rozova_tam_za_gorizontom_-_liniya_kadrirovaniya/7_dedyuhin_p_a_utro_na_baj.jpg)
«Утро на Байкале». Павел Дедюхин, 30 лет (г. Иркутск).
Тут целый букет композиционных и изобразительных ошибок.Предмет в точке пересечения диагоналей или где-то рядом автоматически становится объектом внимания зрителя.
Рыбак гребет, и потому лодочка в центре кадра должна была бы двигаться, но она замерла на месте.
В центре кадра движение обычно замирает, поэтому опытные фотографы располагают здесь спокойные, симметричные, уравновешенные объекты, которым движение противопоказано.
«Передний план всегда главный» — таков один из канонов, выстраданных опытом многих поколений фотографов. В данном случае на передке расположена полоска земли, которая резко отличается от общей тональности снимка. Берег темнее и должен, по замыслу автора, сделать композицию глубже. Автору это удалось, но возник конфликт между лодочкой и передком. Конфликт разрешается в пользу центра, потому что человек всегда главнее. Вот почему я предлагаю ампутировать полоску земли.
Композиция после кадрирования улучшилась, но глубины не потеряла: волны на передке все равно тонально темнее, чем вода в глубине композиции.
Теперь у меня возникло ощущение переизбытка синего неба в верхней части кадра. Я эту синеву располовинил. Картинка стала еще стройнее, но теперь в кадре, вопреки всяким правилам, стал доминировать летающий остров. Я готов поверить, что туман именно так и выглядел в момент съемки, что его яркость и местоположение не менялись в процессе редактирования исходного файла. Однако полоска тумана — самое яркое пятно в кадре, а лодочка выделена по принципу «темное на светлом». У меня возникло желание посоветовать автору чуть-чуть приглушить яркость, чтобы восстановить ощущение связи между островом и водой.
Впрочем, есть и еще одно неплохое решение: переименовать картинку в «Летающий остров».
![«Камыши. Закат». Михаил Мешков, 38 лет (г. Павловский Посад, Московская обл.).](/images/articles/2013/Mar/fotokritika_rozova_tam_za_gorizontom_-_liniya_kadrirovaniya/8_kamyshi_zakat_mihail_me.jpg)
«Камыши. Закат». Михаил Мешков, 38 лет (г. Павловский Посад, Московская обл.).
Сюжет не нов, но каждый фотограф непременно испытывал чувство восторга перед игрой закатного света. Беда в том, что это трудный сюжет. Он контрастен, и передать детали как в тенях, так в светах фотографии в такой ситуации непросто. У автора это получилось.
Вторая проблема, которую ему пришлось решать, — композиционное деление картинки на две: небо и землю. Каждая половинка хороша сама по себе, но вместе они не живут. Решается задачка давно придуманным способом: в кадр вводятся какие-нибудь вертикали, которые объединяют верхнюю и нижнюю половинки кадра. Автор использовал и этот прием. Осталось выбрать, какой из половинок отдать предпочтение.
Линия горизонта делит фотографию пополам и ставит зрителя перед проблемой выбора: что в данном произведении красивее? Такого рода выбор — тяжелая работа, и делать ее надо бы автору, но так как автор самоустранился, выскажу свою точку зрения: внизу красивостей больше. Вот почему я предлагаю кадрировать верхнюю часть небосвода.
Комментарии