Фотокритика Розова: там, за горизонтом, - линия кадрирования...

Георгий Розов

Я попытался выбрать из фотографий, присланных на редакционный фотоконкурс, достойные восторженных междометий! «Не склалось», как нынче принято говорить! А жаль: фотографии можно объединить сожалениями о не до конца использованных возможностях.

Впрочем, картинки все же привлекли мое внимание и оказались достойны обсуждения. Совсем не плохо, большинство изображений я вообще забываю через секунду. И это происходит не только со мной, а большинством потенциальных зрителей наших снимков. Фотографий стало слишком много. Они назойливо лезут в глаза, и, чтобы кому-то понравиться, они должны чем-то отличаться от большинства других. Фотографу приходится учиться находить кратчайший путь к сердцу зрителя.

Рубрику «Фотокритика» ведет известный фотограф и преподаватель, автор популярных книг по технике и искусству фотографии Георгий РозовВ разборе фотографий участвуют снимки, присланные читателями на фотоконкурс журнала «Фото&Техника», результаты которого опубликованы в № 1 (41) 2012.

 

«Серебро зимы» Евгений Булин, 65 лет (пос. Томилино, Московская обл.).

«Серебро зимы» Евгений Булин, 65 лет (пос. Томилино, Московская обл.).

Ближе всего к идеалу, на мой взгляд, приблизился автор этого зимнего пейзажа. У меня вызывает восхищение техническое совершенство изображения. Тут полностью реализован динамический диапазон камеры: все тона от белого до совершенно черного нежно переходят один в другой. И композиционно кадр выстроен безупречно. Я неравнодушен к зимним картинкам, потому что не люблю мерзнуть сам, и технику морозить тоже не люблю. Я очень хорошо знаю, как сложно снимать такие красоты, и потому любая хорошая зимняя фотография вызывает у меня уважительное отношение к автору.

Однако в данном случае мне мешают прямоугольные коробки хрущоб в правой верхней части кадра и выше избушки. Я бы на месте автора их «зашопил». Картинка от этого только выиграла бы. Технически это сделать несложно. Предвидя упреки приверженцев «чистой» фотографии, напомню, что ретушь всегда была обыденным инструментом несобытийной фотографии.

 

«Пляжный футбол». Павел Костицын, 46 лет (г. Рыбинск, Ярославская обл.).

«Пляжный футбол». Павел Костицын, 46 лет (г. Рыбинск, Ярославская обл.).

Мне эта фигурка из морской пены напоминает не футболиста, а крокодила Гену без туловища, но на ножках. Она похожа на слегка усеченный вариант детского рисунка на заданную тему. Картинка вполне может быть интересна какой-то части зрителей. Я бы только удалил пустующее пространство справа от главного героя. Автор совершил обычную для большинства начинающих фотографов ошибку: расположил объект съемки в центре кадра. Скорее всего не потому, что так задумал, а потому, что в центре кадра находится лучший и автоматически включающийся датчик автофокусировки. Такая композиция делает все снимки похожими, а движение в кадре умирает.

 

«Про смелость и наглость». Владимир Пальчик, 44 года (Санкт-Петербург).

«Про смелость и наглость». Владимир Пальчик, 44 года (Санкт-Петербург).

Право же, неплохо подсмотрено! Правда, будь моя воля, я бы с названием поработал. Дело в том, что некоторая профессиональная наглость фотографа видна невооруженным глазом. А вот смелости я не обнаружил. «Космонавты» в масках. Опасаться им нечего: по глазам не опознать. Да и грубить нельзя: получен приказ — терпеть! На мой взгляд, это фотография о конфликте профессионалов. Примерно таком же, как конфликт покупателя и продавца: они по разные стороны прилавка, и в этом суть столкновения.

Разбирая фотографические достоинства изображения, не могу не заметить, что горизонт завален и пространство выше голов «космонавтов» очень агрессивно из-за ритмически повторяющихся темных пятен окон на светлом фоне. Они притягивают взгляд зрителя, отвлекают от главного — столкновения фотографа и полицейских. Ампутация этой зоны снимка делает фотографию более лаконичной и строгой. Информационное и эмоциональное послание прочитывается быстрее.

 

«Ледяная пустыня». Леонид Огарков, 22 года (Санкт-Петербург).

«Ледяная пустыня». Леонид Огарков, 22 года (Санкт-Петербург).

Снимок понравился сдержанной цветовой гаммой, объемностью освещения, грамотно расставленными акцентами. Словом, хороший пейзаж. Но долго я бы на него не смотрел, потому что мне не хватает чего-то… главного. Все объекты в кадре равнозначно претендуют на внимание зрителя. Я называю такие картинки «ковриками».

Орнаментально и даже красиво, но если все объекты выделены одинаковыми средствами, похожи один на другой, как китайцы (на взгляд европейца), то понять, о чем картинка, очень трудно. Сейчас это всего только визуализация названия — ледяная пустыня. Однако стоит добавить в «коврик» хоть что-то отличающееся от льдин (человека, собаку, медведя, чайку…), как фотография обрастет новыми смыслами и ассоциативными связями.

 

«На лавочке». Максим Богданов, 31 год (г. Геленджик, Краснодарский край).

«На лавочке». Максим Богданов, 31 год (г. Геленджик, Краснодарский край).

Вот уж воистину упущенный сюжет! Многие фотографы включают в кадр много лишнего. В данном случае интересна и даже забавна только та зона снимка, которую я выделил в нижней правой части кадра. Там есть юмористическое сравнение ног юноши и нежных женских пальчиков, похожих чем-то на распустившийся цветок. Недосказанность оставляет зрителям возможность нафантазировать свою историю любви.

Интуитивно автор выхватил из окружающей жизни сюжет, но фотографически грамотно и точно донести до зрителя не смог: идея потерялась в массе второстепенных пятен. Фигуры над лавочкой оказались лишними потому, что человек в кадре всегда главный. Горизонтали досок лавочки — тяжелые, темные — ритмически повторяются и занимают много места. Вертикали стволов деревьев, рвущие на части верхнюю часть кадра, вообще ничего не добавляют к посланию.

Словом, после кадрирования идея обнажается. Работу по выделению главного в кадре надо было бы проделать еще во время съемки. А еще надо было бы поискать точку съемки ближе к ногам героев и ниже. Ближе, потому что в этом случае ноги стали бы крупнее, а фон размылся из-за уменьшения глубины резкости. Низкая точка съемки в данном случае позволила бы привлечь больше внимания именно к нежным ножкам девушки.

 

Сравните фотографии до и после ретушими

«Ожидание». Евгений Жернаков, 24 года (г. Днепропетровск, Украина).

«Ожидание». Евгений Жернаков, 24 года (г. Днепропетровск, Украина).

«Ожидание». Евгений Жернаков, 24 года (г. Днепропетровск, Украина).

Слева: исходное фото

Справа: после кадрирования и ретуши

Я люблю фотографии, которые цепляют за глаз, заставляют себя рассматривать, додумывать. «Ожидание» как раз такая картинка. Мы ценим собак за преданность и беззаветную любовь к хозяину. И уже поэтому фотография не оставила меня равнодушным. К тому же у этой картинки есть и другие достоинства. Она фотографична! Трехмерный мир превращен в двухмерное изображение довольно грамотно. Иллюзия глубины пространства не утеряна. К сожалению, технически фотография небезупречна. Мне пришлось отретушировать снимок.

Прежде всего я удалил все лишнее. К примеру, с фонарем пришлось расстаться, потому что он оказался очень ярким пятном в кадре и притягивал к себе взгляд зрителя. Кадрирование части переднего плана вытащило собаку на авансцену и сделало действительно главной в кадре.

Затем я слегка высветлил пространство в глубине кадра — там стали читаться силуэты людей. И наконец, я прорисовал контуры собачьего силуэта так, чтобы он стал резким. Дело в том, что вся картинка «шевеленая», то есть нерезкая. Говоря грубо, это брак. Что-то в кадре обязательно должно быть резким. В противном случае (за редкими исключениями) глаз человека отторгает нерезкое изображение.

 

«Утро на Байкале». Павел Дедюхин, 30 лет (г. Иркутск).

«Утро на Байкале». Павел Дедюхин, 30 лет (г. Иркутск).

Тут целый букет композиционных и изобразительных ошибок.Предмет в точке пересечения диагоналей или где-то рядом автоматически становится объектом внимания зрителя.

Рыбак гребет, и потому лодочка в центре кадра должна была бы двигаться, но она замерла на месте.

В центре кадра движение обычно замирает, поэтому опытные фотографы располагают здесь спокойные, симметричные, уравновешенные объекты, которым движение противопоказано.

«Передний план всегда главный» — таков один из канонов, выстраданных опытом многих поколений фотографов. В данном случае на передке расположена полоска земли, которая резко отличается от общей тональности снимка. Берег темнее и должен, по замыслу автора, сделать композицию глубже. Автору это удалось, но возник конфликт между лодочкой и передком. Конфликт разрешается в пользу центра, потому что человек всегда главнее. Вот почему я предлагаю ампутировать полоску земли.

Композиция после кадрирования улучшилась, но глубины не потеряла: волны на передке все равно тонально темнее, чем вода в глубине композиции.

Теперь у меня возникло ощущение переизбытка синего неба в верхней части кадра. Я эту синеву располовинил. Картинка стала еще стройнее, но теперь в кадре, вопреки всяким правилам, стал доминировать летающий остров. Я готов поверить, что туман именно так и выглядел в момент съемки, что его яркость и местоположение не менялись в процессе редактирования исходного файла. Однако полоска тумана — самое яркое пятно в кадре, а лодочка выделена по принципу «темное на светлом». У меня возникло желание посоветовать автору чуть-чуть приглушить яркость, чтобы восстановить ощущение связи между островом и водой.

Впрочем, есть и еще одно неплохое решение: переименовать картинку в «Летающий остров».

 

«Камыши. Закат». Михаил Мешков, 38 лет (г. Павловский Посад, Московская обл.).

«Камыши. Закат». Михаил Мешков, 38 лет (г. Павловский Посад, Московская обл.).

Сюжет не нов, но каждый фотограф непременно испытывал чувство восторга перед игрой закатного света. Беда в том, что это трудный сюжет. Он контрастен, и передать детали как в тенях, так в светах фотографии в такой ситуации непросто. У автора это получилось.

Вторая проблема, которую ему пришлось решать, — композиционное деление картинки на две: небо и землю. Каждая половинка хороша сама по себе, но вместе они не живут. Решается задачка давно придуманным способом: в кадр вводятся какие-нибудь вертикали, которые объединяют верхнюю и нижнюю половинки кадра. Автор использовал и этот прием. Осталось выбрать, какой из половинок отдать предпочтение.

Линия горизонта делит фотографию пополам и ставит зрителя перед проблемой выбора: что в данном произведении красивее? Такого рода выбор — тяжелая работа, и делать ее надо бы автору, но так как автор самоустранился, выскажу свою точку зрения: внизу красивостей больше. Вот почему я предлагаю кадрировать верхнюю часть небосвода.

 

 

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Компания Sony получила большое количество премий EISA 2019, в том числе впервые в категории «Лучшая фотоинновация»
21 августа 2019
Новости

Компания Sony получила большое количество премий EISA 2019, в том числе впервые в категории «Лучшая фотоинновация»

Компания Sony получила семь премий Европейской ассоциации журналов по аудио- и видеотехнике (EISA) и установила рекорд. Кроме того, компания впервые была удостоена награды в категории «Лучшая фотоинновация». В состав EISA входят 55 изданий из 29 стран. Это получившее международное признание сообщество экспертов в области потребительских технологий. Компания Sony считает честью оказаться в числе получивших премию за инновации и качество в отрасли электроники.

Компания ASUS представляет ASUS ZenFone 3 Laser – смартфон с лазерной автофокусировкой второго поколения
25 октября 2016
Новости

Компания ASUS представляет ASUS ZenFone 3 Laser – смартфон с лазерной автофокусировкой второго поколения

ZenFone 3 Laser (ZC551KL), новый смартфон серии ZenFone 3, работающий на базе операционной системы Android 6.0 (Marshmallow) с пользовательским интерфейсом ZenUI. Новинка выполнена в стильном металлическом корпусе и оснащается высококачественной камерой с системой автоматической лазерной фокусировки второго поколения.

Смартфон OPPO Clover R815: магазин, заказ, музон!
26 августа 2013
Новости

Смартфон OPPO Clover R815: магазин, заказ, музон!

Друзья, мы с радостью сообщаем об обновлении нашего официального сайта //oppo.ru/! Теперь узнавать о наших новинках, делать заказы и получать консультации стало еще удобней и приятней! В интернет-магазине вы можете сделать предзаказ на нашу новую музыкальную модель OPPO Clover R815, с которой ты сможешь окунуться в мир музыки как никогда раньше! Уникальный дизайн интерфейса даст полный контроль над твоей музыкальной коллекцией, а особый дизайн стереодинамиков, двойной усилитель мощности и звуковые эффекты Dolby Digital и Dirac обеспечат максимальный эффект присутствия при прослушивании музыки на смартфоне OPPO Clover R815.

Проектор INFOCUS Play Big IN72
22 мая 2007
Обзоры

Проектор INFOCUS Play Big IN72

[ DLP ] [ 16:9 ] [ 2000:1 ] [ HDMI ] [ 900 ANSI лм ] [ HD Ready ] 27 990 рублей КОМПЛЕКТАЦИЯ • Пульт ДУ с батарейками. • Инструкция на русском языке. • CD с программным обеспечением. • Композитный видеокабель. • Шнур питания. • Переходник M1 — DVI. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ • Данный проектор разработан специально для применения в домашнем кинотеатре и обладает характеристиками, оптимальными при просмотре видеоизображения.

Поддержка форматов 4К и High-Resolution Audio: новые AV-Ресиверы Sony STR-DN1070 и STR-DH770
22 апреля 2016
Новости

Поддержка форматов 4К и High-Resolution Audio: новые AV-Ресиверы Sony STR-DN1070 и STR-DH770

Расширенная линейка компонентов для домашнего кинотеатра компании Sony позволяет использовать все современные варианты: от обычного просмотра телевизора до беспроводных многокомнатных аудиосистем. Во все модели нашей новой линейки ресиверов были интегрированы многие функции, хорошо зарекомендовавших себя в лучших моделях линейки 2015 г., такие как Google Cast™i, Spotify Connect и поддержка беспроводных Multiroom-систем.

ASUS объявила цены и дату начала продаж ZenWatch 2 в России
24 ноября 2015
Новости

ASUS объявила цены и дату начала продаж ZenWatch 2 в России

ASUS ZenWatch 2, работающие под управлением операционной системы Android Wear™, изготавливаются из высококачественных материалов и служат в качестве дополнения к смартфонам на базе Android или iOS, выводя на свой экран актуальную информацию и позволяя их владельцу реагировать на нее с помощью жестовых и голосовых команд. За производительность и низкое энергопотребление отвечает современный процессор Qualcomm® Snapdragon™400.

Компактный фотоаппарат Canon PowerShot SX210 IS: идеально универсальный компакт для путешественника
7 мая 2012
Обзоры

Компактный фотоаппарат Canon PowerShot SX210 IS: идеально универсальный компакт для путешественника

Этой модели Canon следовало бы присвоить название 196 IS — по крайней мере, именно эта цифра получается из формулы «14 Мп умножить на 14-кратный зум», но дело не в этом. Дело в том, что указанные характеристики в модели PowerShot SX210 IS поместились в довольно привлекательный корпус толщиной всего три сантиметра и весом немногим более двухсот граммов. Это ли не идеально универсальный компакт для путешественника?

IV Общероссийский фестиваль природы «Первозданная Россия» унесет далеко от цивилизации
16 января 2017
Новости

IV Общероссийский фестиваль природы «Первозданная Россия» унесет далеко от цивилизации

«Первозданная Россия» – один из самых масштабных и интересных фестивалей столицы – откроется 20 января 2017 года в Центральном Доме художника. Он в четвертый раз соберет всех ценителей красоты родной природы. Открытие фестиваля состоится 20 января в 11.00 в Центральном доме художника на Крымском Валу.

Выбираем фотоаппарат
23 июня 2004
Советы

Выбираем фотоаппарат

Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался о приобретении фотоаппарата. Вы заходите в магазин фототоваров, оставляете там некоторую сумму денег и выходите оттуда... фотохудожником. По крайней мере в душе. Конечно, для того чтобы стать профессиональным фотографом, потребуeтся талант, время и усердие, но доступность и массовость современной фотографии отрицать невозможно.

84-дюймовый 3D-телевизор Ultra HD от LG 84LM960V представлен в «Лотте Плаза»
6 декабря 2012
Новости

84-дюймовый 3D-телевизор Ultra HD от LG 84LM960V представлен в «Лотте Плаза»

Москва, «Лотте Плаза», 6 декабря 2012 г. — Компания LG Electronics (LG) представила 84-дюймовый 3D-телевизор со сверхвысоким разрешением Ultra HD серии 84LM960V на круглом столе для СМИ в фирменном магазине LG, расположенном в торговом центре «Лотте Плаза». Огромный 84-дюймовый экран со сверхчетким изображением, разрешение 2160p, что в 4 раза выше Full HD, и 2.2-канальная звуковая система — это главные инновации нового продукта.