Фотокритика Розова: там, за горизонтом, - линия кадрирования...

Георгий Розов

Я попытался выбрать из фотографий, присланных на редакционный фотоконкурс, достойные восторженных междометий! «Не склалось», как нынче принято говорить! А жаль: фотографии можно объединить сожалениями о не до конца использованных возможностях.

Впрочем, картинки все же привлекли мое внимание и оказались достойны обсуждения. Совсем не плохо, большинство изображений я вообще забываю через секунду. И это происходит не только со мной, а большинством потенциальных зрителей наших снимков. Фотографий стало слишком много. Они назойливо лезут в глаза, и, чтобы кому-то понравиться, они должны чем-то отличаться от большинства других. Фотографу приходится учиться находить кратчайший путь к сердцу зрителя.

Рубрику «Фотокритика» ведет известный фотограф и преподаватель, автор популярных книг по технике и искусству фотографии Георгий РозовВ разборе фотографий участвуют снимки, присланные читателями на фотоконкурс журнала «Фото&Техника», результаты которого опубликованы в № 1 (41) 2012.

 

«Серебро зимы» Евгений Булин, 65 лет (пос. Томилино, Московская обл.).

«Серебро зимы» Евгений Булин, 65 лет (пос. Томилино, Московская обл.).

Ближе всего к идеалу, на мой взгляд, приблизился автор этого зимнего пейзажа. У меня вызывает восхищение техническое совершенство изображения. Тут полностью реализован динамический диапазон камеры: все тона от белого до совершенно черного нежно переходят один в другой. И композиционно кадр выстроен безупречно. Я неравнодушен к зимним картинкам, потому что не люблю мерзнуть сам, и технику морозить тоже не люблю. Я очень хорошо знаю, как сложно снимать такие красоты, и потому любая хорошая зимняя фотография вызывает у меня уважительное отношение к автору.

Однако в данном случае мне мешают прямоугольные коробки хрущоб в правой верхней части кадра и выше избушки. Я бы на месте автора их «зашопил». Картинка от этого только выиграла бы. Технически это сделать несложно. Предвидя упреки приверженцев «чистой» фотографии, напомню, что ретушь всегда была обыденным инструментом несобытийной фотографии.

 

«Пляжный футбол». Павел Костицын, 46 лет (г. Рыбинск, Ярославская обл.).

«Пляжный футбол». Павел Костицын, 46 лет (г. Рыбинск, Ярославская обл.).

Мне эта фигурка из морской пены напоминает не футболиста, а крокодила Гену без туловища, но на ножках. Она похожа на слегка усеченный вариант детского рисунка на заданную тему. Картинка вполне может быть интересна какой-то части зрителей. Я бы только удалил пустующее пространство справа от главного героя. Автор совершил обычную для большинства начинающих фотографов ошибку: расположил объект съемки в центре кадра. Скорее всего не потому, что так задумал, а потому, что в центре кадра находится лучший и автоматически включающийся датчик автофокусировки. Такая композиция делает все снимки похожими, а движение в кадре умирает.

 

«Про смелость и наглость». Владимир Пальчик, 44 года (Санкт-Петербург).

«Про смелость и наглость». Владимир Пальчик, 44 года (Санкт-Петербург).

Право же, неплохо подсмотрено! Правда, будь моя воля, я бы с названием поработал. Дело в том, что некоторая профессиональная наглость фотографа видна невооруженным глазом. А вот смелости я не обнаружил. «Космонавты» в масках. Опасаться им нечего: по глазам не опознать. Да и грубить нельзя: получен приказ — терпеть! На мой взгляд, это фотография о конфликте профессионалов. Примерно таком же, как конфликт покупателя и продавца: они по разные стороны прилавка, и в этом суть столкновения.

Разбирая фотографические достоинства изображения, не могу не заметить, что горизонт завален и пространство выше голов «космонавтов» очень агрессивно из-за ритмически повторяющихся темных пятен окон на светлом фоне. Они притягивают взгляд зрителя, отвлекают от главного — столкновения фотографа и полицейских. Ампутация этой зоны снимка делает фотографию более лаконичной и строгой. Информационное и эмоциональное послание прочитывается быстрее.

 

«Ледяная пустыня». Леонид Огарков, 22 года (Санкт-Петербург).

«Ледяная пустыня». Леонид Огарков, 22 года (Санкт-Петербург).

Снимок понравился сдержанной цветовой гаммой, объемностью освещения, грамотно расставленными акцентами. Словом, хороший пейзаж. Но долго я бы на него не смотрел, потому что мне не хватает чего-то… главного. Все объекты в кадре равнозначно претендуют на внимание зрителя. Я называю такие картинки «ковриками».

Орнаментально и даже красиво, но если все объекты выделены одинаковыми средствами, похожи один на другой, как китайцы (на взгляд европейца), то понять, о чем картинка, очень трудно. Сейчас это всего только визуализация названия — ледяная пустыня. Однако стоит добавить в «коврик» хоть что-то отличающееся от льдин (человека, собаку, медведя, чайку…), как фотография обрастет новыми смыслами и ассоциативными связями.

 

«На лавочке». Максим Богданов, 31 год (г. Геленджик, Краснодарский край).

«На лавочке». Максим Богданов, 31 год (г. Геленджик, Краснодарский край).

Вот уж воистину упущенный сюжет! Многие фотографы включают в кадр много лишнего. В данном случае интересна и даже забавна только та зона снимка, которую я выделил в нижней правой части кадра. Там есть юмористическое сравнение ног юноши и нежных женских пальчиков, похожих чем-то на распустившийся цветок. Недосказанность оставляет зрителям возможность нафантазировать свою историю любви.

Интуитивно автор выхватил из окружающей жизни сюжет, но фотографически грамотно и точно донести до зрителя не смог: идея потерялась в массе второстепенных пятен. Фигуры над лавочкой оказались лишними потому, что человек в кадре всегда главный. Горизонтали досок лавочки — тяжелые, темные — ритмически повторяются и занимают много места. Вертикали стволов деревьев, рвущие на части верхнюю часть кадра, вообще ничего не добавляют к посланию.

Словом, после кадрирования идея обнажается. Работу по выделению главного в кадре надо было бы проделать еще во время съемки. А еще надо было бы поискать точку съемки ближе к ногам героев и ниже. Ближе, потому что в этом случае ноги стали бы крупнее, а фон размылся из-за уменьшения глубины резкости. Низкая точка съемки в данном случае позволила бы привлечь больше внимания именно к нежным ножкам девушки.

 

Сравните фотографии до и после ретушими

«Ожидание». Евгений Жернаков, 24 года (г. Днепропетровск, Украина).

«Ожидание». Евгений Жернаков, 24 года (г. Днепропетровск, Украина).

«Ожидание». Евгений Жернаков, 24 года (г. Днепропетровск, Украина).

Слева: исходное фото

Справа: после кадрирования и ретуши

Я люблю фотографии, которые цепляют за глаз, заставляют себя рассматривать, додумывать. «Ожидание» как раз такая картинка. Мы ценим собак за преданность и беззаветную любовь к хозяину. И уже поэтому фотография не оставила меня равнодушным. К тому же у этой картинки есть и другие достоинства. Она фотографична! Трехмерный мир превращен в двухмерное изображение довольно грамотно. Иллюзия глубины пространства не утеряна. К сожалению, технически фотография небезупречна. Мне пришлось отретушировать снимок.

Прежде всего я удалил все лишнее. К примеру, с фонарем пришлось расстаться, потому что он оказался очень ярким пятном в кадре и притягивал к себе взгляд зрителя. Кадрирование части переднего плана вытащило собаку на авансцену и сделало действительно главной в кадре.

Затем я слегка высветлил пространство в глубине кадра — там стали читаться силуэты людей. И наконец, я прорисовал контуры собачьего силуэта так, чтобы он стал резким. Дело в том, что вся картинка «шевеленая», то есть нерезкая. Говоря грубо, это брак. Что-то в кадре обязательно должно быть резким. В противном случае (за редкими исключениями) глаз человека отторгает нерезкое изображение.

 

«Утро на Байкале». Павел Дедюхин, 30 лет (г. Иркутск).

«Утро на Байкале». Павел Дедюхин, 30 лет (г. Иркутск).

Тут целый букет композиционных и изобразительных ошибок.Предмет в точке пересечения диагоналей или где-то рядом автоматически становится объектом внимания зрителя.

Рыбак гребет, и потому лодочка в центре кадра должна была бы двигаться, но она замерла на месте.

В центре кадра движение обычно замирает, поэтому опытные фотографы располагают здесь спокойные, симметричные, уравновешенные объекты, которым движение противопоказано.

«Передний план всегда главный» — таков один из канонов, выстраданных опытом многих поколений фотографов. В данном случае на передке расположена полоска земли, которая резко отличается от общей тональности снимка. Берег темнее и должен, по замыслу автора, сделать композицию глубже. Автору это удалось, но возник конфликт между лодочкой и передком. Конфликт разрешается в пользу центра, потому что человек всегда главнее. Вот почему я предлагаю ампутировать полоску земли.

Композиция после кадрирования улучшилась, но глубины не потеряла: волны на передке все равно тонально темнее, чем вода в глубине композиции.

Теперь у меня возникло ощущение переизбытка синего неба в верхней части кадра. Я эту синеву располовинил. Картинка стала еще стройнее, но теперь в кадре, вопреки всяким правилам, стал доминировать летающий остров. Я готов поверить, что туман именно так и выглядел в момент съемки, что его яркость и местоположение не менялись в процессе редактирования исходного файла. Однако полоска тумана — самое яркое пятно в кадре, а лодочка выделена по принципу «темное на светлом». У меня возникло желание посоветовать автору чуть-чуть приглушить яркость, чтобы восстановить ощущение связи между островом и водой.

Впрочем, есть и еще одно неплохое решение: переименовать картинку в «Летающий остров».

 

«Камыши. Закат». Михаил Мешков, 38 лет (г. Павловский Посад, Московская обл.).

«Камыши. Закат». Михаил Мешков, 38 лет (г. Павловский Посад, Московская обл.).

Сюжет не нов, но каждый фотограф непременно испытывал чувство восторга перед игрой закатного света. Беда в том, что это трудный сюжет. Он контрастен, и передать детали как в тенях, так в светах фотографии в такой ситуации непросто. У автора это получилось.

Вторая проблема, которую ему пришлось решать, — композиционное деление картинки на две: небо и землю. Каждая половинка хороша сама по себе, но вместе они не живут. Решается задачка давно придуманным способом: в кадр вводятся какие-нибудь вертикали, которые объединяют верхнюю и нижнюю половинки кадра. Автор использовал и этот прием. Осталось выбрать, какой из половинок отдать предпочтение.

Линия горизонта делит фотографию пополам и ставит зрителя перед проблемой выбора: что в данном произведении красивее? Такого рода выбор — тяжелая работа, и делать ее надо бы автору, но так как автор самоустранился, выскажу свою точку зрения: внизу красивостей больше. Вот почему я предлагаю кадрировать верхнюю часть небосвода.

 

 

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Президент Honor Джордж Чжао выступил перед молодыми предпринимателями на TEDx
26 октября 2018
Новости

Президент Honor Джордж Чжао выступил перед молодыми предпринимателями на TEDx

Президент Honor Джордж Чжао выступил в качестве спикера на конференции TEDx в шанхайском технопарке Caohejing Park. Он рассказал слушателям о своём видении будущего технологических инноваций и основах успеха, которого добился бренд Honor за последние четыре года на рынке.

Обзор DJ-система Pioneer XDJ-R1
21 ноября 2013
Обзоры

Обзор DJ-система Pioneer XDJ-R1

DJ-система Pioneer XDJ-R1 воплощает мечты об устройстве “все в одном”: объединяет в себе CD/USB плееры, контроль ПО, первоклассный микшер, мощный набор функций для выступлений и – впервые в индустрии – интуитивный беспроводной контроль через iPad, iPhone и iPod touch.

Новое мультизарядное устройство Nobby Expert NBE-TC-999
19 сентября 2019
Новости

Новое мультизарядное устройство Nobby Expert NBE-TC-999

Производитель смартфонов и аксессуаров Nobby решил глобально усовершенствовать рынок зарядных устройств. Разъёмов для зарядки существует очень много, и это повод собрать их в одном приборе! Поэтому Nobby уже разрабатывает мультизарядное устройство нового типа. Оно будет универсальным, с поддержкой увеличенных токов и высоким уровнем электробезопасности — то, о чём мы мечтали, но боялись признаться!

Бери валюту, езжай в Россию! Мировые продажи новых смартфонов ZTE Blade V7 и Blade V7 Lite начнутся с нашей страны
26 февраля 2016
Новости

Бери валюту, езжай в Россию! Мировые продажи новых смартфонов ZTE Blade V7 и Blade V7 Lite начнутся с нашей страны

омпания ZTE, ведущий международный производитель мобильных устройств, сегодня представила на Mobile World Congress 2016 продолжение популярной линейки Blade – смартфоны Blade V7 и Blade V7 Lite. Новинки можно увидеть на стенде № 3F30 в зале 3 наряду с другими инновационными устройствами ZTE для комфортной жизни будущего. Мировые продажи новинок начнутся с ограниченного числа стран, при этом модель Blade V7 Lite сперва будет доступна только российским покупателям.

PNY Technologies выпускает новую серию мобильных аккумуляторов Power Pack
26 февраля 2013
Новости

PNY Technologies выпускает новую серию мобильных аккумуляторов Power Pack

Бордо, Франция — 25 февраля 2013 года — PNY Technologies — ведущий производитель и поставщик профессиональных и игровых графических ускорителей, представляет новую серию мобильных аккумуляторов PowerPack, которые выпускаются в трех версиях, имеющих различную емкость: 7800 мА•ч, 5200 мА•ч и 2600 мА•ч.

Звучание нового TEMPO
31 декабря 2003
Новости

Звучание нового TEMPO

Усилители серии Tempo относятся к бюджетному классу. Для продукции ORIS Electronics это означает в первую очередь доступную цену при хороших технических параметрах и большой функциональности. Например, двухканальный усилитель TP-240 с номинальной мощностью 40 Вт на канал стоит около $65, что совсем не много для усилителя, который обеспечивает ощутимую прибавку мощности аудиосистемы.

Huawei P10 lite — уже в России!
12 апреля 2017
Новости

Huawei P10 lite — уже в России!

Вслед за презентацией в феврале на Всемирном мобильном конгрессе (MWC) новой флагманской модели Р10 компания Huawei представляет в России смартфон Huawei P10 lite. Разработанная специально для молодых и активных пользователей, быстро принимающих решения и формирующих моду сегодняшнего дня, новая модель наследует минималистичный дизайн, утонченную эстетику и удобство легендарной серии P.

Anker Soundcore Liberty Air 2 — небесный звук с алмазами
19 декабря 2019
Новости

Anker Soundcore Liberty Air 2 — небесный звук с алмазами

Компания Anker продолжает развивать новую линейку персональных аудиосистем и представляет миру утончённые Soundcore Liberty Air 2. Сердце новых беспроводных наушников — динамический драйвер с алмазным напылением. Он увеличивает диапазон частот на 15% и даёт в два раза более глубокий бас.

Обыкновенное чудо?
16 декабря 2005
Новости

Обыкновенное чудо?

Каких-нибудь двадцать лет назад основным критерием при выборе аудио- или видеотехники для дома являлось то, как она справляется со своими прямыми обязанностями, — т. е. качество изображения и звука. Внешний вид аппаратуры при этом мало кого волновал — все равно аппаратура делилась на две основные категории — большую и очень большую.

Компания Canon представила первые два из анонсированной трио объективов RF F2.8L
28 августа 2019
Новости

Компания Canon представила первые два из анонсированной трио объективов RF F2.8L

Компания Canon, мировой лидер в области производства объективов, в очередной раз подтвердила свое намерение развивать модельный ряд объективов RF, выпустив две новинки — RF 15–35mm F2.8L IS USM и RF 24–70mm F2.8L IS USM. Рекомендацию этим объективам дает Улла Ломанн (Ulla Lohmann) — амбассадор Canon, обладательница различных наград, фотограф, специализирующаяся на документальной съемке и экспедициях. Вместе с еще одной новинкой, RF 70–200mm F2.8L IS USM, который будет выпущен позднее в этом году, они составят трио моделей Canon F2.8L для байонета RF.