Анни Лейбовитц (Annie Leibovitz, родилась в 1949 году), безусловно, один из наиболее известных современных фотографов-портретистов. Ей подвластно всё: портреты актеров, музыкантов, политиков, звезд шоу-бизнеса, представителей всех высоких искусств и поп-культуры, интеллектуалов и одновременно многобюджетные постановочные fashion-съемки, вроде серии по мотивам сказки «Алиса в стране чудес», снятой специально для журнала Vogue, с участием плеяды лучших модельеров мира и русской модели Натальи Водяновой в главной роли.
Ее блестящие репортажи уже как фотожурналиста и, конечно, портреты печатают New York Times, Vanity Fair, The New Yorker, Rolling Stone и многие другие мировые издания. Для последнего начиная с 70-х годов она снимала самых знаменитых музыкантов: Боба Дилана, «Битлз», Боба Марли, Патти Смит, Кита Ричардца и Мика Джаггера — и конечно, знаменитый цветной портрет обнаженных Джона Леннона и Йоко Оно, попавший в 1981 году на обложку журнала Rolling Stone. Именно эта обложка в 2005 году была объявлена Американским союзом издателей журналов лучшей журнальной обложкой за последние сорок лет. В дополнение к работе с журналами Лейбовитц снимала рекламные кампании для всемирно известных брендов, таких как American Express, Gap, Givenchy, The Sopranos, Milk Board и др.
Annie Leibovitz. Mikhail Baryshnikov and Rob Besserer, Cumberland Island, Georgia, 1990. Photograph © Annie Leibovitz Михаил Барышников и Роб Бессерер, Остров Cumberland, Джорджия, 1990.
Photograph © Annie Leibovitz
Внутренний мир Анни Лейбовитц — это черно-белая фотография, двухцветное восприятие и понимание мира. «Я приучала себя к цвету в фотографии», — призналась она в 1992 году в интервью Artnews. Смятение перед цветом у Лейбовитц было в начале 80-х, но ей давно уже удалось с ним справиться и даже сродниться. Единение проходило в течение 13 лет в качестве главного фотографа американского Rolling Stone. Но по полной разгуляться в портретном жанре ей удалось в журнале Vanity Fair — площадке самых блестящих звезд. Недаром после десятилетий съемок и тысяч узнаваемых портретов критики по праву называют ее «глаз поколения».
Но помимо того, что Лейбовитц — выдающийся фотограф, она еще и обычный человек — мать, дочь, сестра, любимая — с частной жизнью, которая все эти годы находилась в тени блестящей карьеры фотографа. Жизнь повседневная с любовью и горестями, путешествиями с друзьями и отдыхом с родными. Если спросить сейчас Анни Лейбовитц о лучших, на ее взгляд, кадрах, снятых в 1990-е годы, то она выберет несколько сотен из тысяч портретов президентов, звезд и музыкантов и добавит к ним очень личные снимки — портреты ее троих детей, ее родителей, друзей и ее подруги жизни, Сьюзан Зонтаг, критика и писателя, умершей в 2004 году. «Мне кажется, что портреты родных — это самые сильные работы, потому что это люди, которые знают тебя, мирятся с тобой и твоим фотоаппаратом и позволяют тебе войти в их жизнь, это люди, которых ты знаешь дольше всех. Отсюда хорошие работы, отсюда и блестящие работы», — говорит Лейбовитц в предвыставочном интервью New York Times.
Annie Leibovitz. My parents with my sisters Paula and Barbara and Paula’s son Ross, Peter’s Pond Beach, Wainscott, Long Island, 1992. Photograph © Annie Leibovitz Мои родители и мои сестры, Паула и Барбара, и сын Паулы, Росс, Peter’s Pond Пляж, Висконсин, Лонг Айленд, 1992.
Photograph © Annie Leibovitz
Именно смешение профессиональных и личных фотографий Анни Лейбовитц стало основной идеей масштабной выставки «Анни Лейбовитц: Жизнь фотографа, 1996–2005», которая, побывав в Бруклинском музее в Нью-Йорке, с 10 февраля открыта для посетителей в залах Музея искусств в Сан-Диего и далее больше года будет путешествовать по музеям Америки и Европы. В экспозицию вошли более 200 фотографий, причем уже самим ее построением четко обозначено деление на частную и публичную жизнь фотографа: самые известные портреты звезд, последние десятилетия украшавшие полосы ведущих мировых изданий, представлены на выставке отпечатками большого формата, а кадры жизни самого фотографа и ее ближний круг напечатаны очень небольшим форматом, чтобы передать тем самым ощущение просмотра домашнего альбома. К выставке выпущена одноименная книга, в которую впервые, как и в экспозицию, вошли кадры, которые никогда раньше не показывались широкой публике.
Выстроенная в хронологическом порядке экспозиция позволяет зрителям увидеть две стороны жизни знаменитого фотографа. Завораживающие форматные портреты звезд: здесь и развалившийся на красном диване Бред Питт, и музыкант Крис Рок с разрисованным белым лицом, и незабываемый снимок беременной актрисы Дэми Мур, в свое время ставший обложкой Vanity Fair, и портрет президента Буша в его кабинете, и актриса Николь Кидман в белоснежном платье, и режиссер Майкл Мур со съемочной командой и многие-многие другие. Но гораздо непривычна для серьезных выставок серьезных мастеров фотографии, а отсюда и более значима для зрителя, возможность увидеть моменты другой стороны жизни мастера: вот черно-белая фотография, где вся ее семья отдыхает на пляже, вот ее старшая дочь, будучи еще ребенком, убегает от направленной на нее фотокамеры, тут же близнецы Анни Лейбовитц почти сразу после их рождения. И конечно, портреты недавно ушедших от фотографа близких ей людей: портрет отца в последние несколько месяцев жизни и портреты Сьюзан Зонтаг в разные периоды борьбы с раком — изъедающей ее болезнью
Чувство того, что две стороны жизни — творческая, профессиональная и личная — неотделимы в одном человеке, к самой Анни Лейбовитц пришла именно после личных потерь последних лет; переживания вылились в прекрасные масштабные портреты Михаила Барышникова, Анджелины Джоли, самых красивых актеров и актрис Голливуда, лучших fashion-моделей — всё для обложек Vanity Fair — и работу над выставкой «Анни Лейбовитц: Жизнь фотографа, 1990–2005», которая, путешествуя по Европе, будем надеяться, доедет и до нашей страны.
Annie Leibovitz. Nicole Kidman, New York, 2003.
Photograph © Annie Leibovitz Николь Кидман, Нью-Йорк, 2003. Photograph © Annie Leibovitz
Комментарии