Китайские площадки AliExpress и Tmall начали тестировать в России возможность частичной оплаты заказа во время распродаж: в рамках услуги первый взнос составляет 10% стоимости товара, а оставшиеся 90% должны быть выплачены через несколько недель. Фактически ритейлер соединил уже опробованную на рынке функцию предзаказа и возможность рассрочки в «сильно урезанном» варианте, считают конкуренты. Услуга привлекает покупателей, но повышает риски сбоев в доставке, предупреждают эксперты.
Перед традиционной для китайских ритейлеров распродажей 11 ноября AliExpress и Tmall (входят в Alibaba Group) протестировали программу частичной оплаты товаров, рассказал “Ъ” представитель AliExpress. Покупатели могут внести 10% от стоимости товара, а остаток выплатить во время распродажи спустя несколько недель, уточнил гендиректор AliExpress в России Лю Вэй. Участники программы получат товары в приоритетном порядке, уточнили в компании.
Изначально компания планировала продавать товары с возможностью предоплаты с 20 октября до 10 ноября. Но в связи с большой популярностью услуга стала недоступна уже с 29 октября, рассказал представитель AliExpress. За неделю опцией воспользовалось до 10% всех покупателей Tmall (данные по AliExpress не раскрываются). Наиболее популярной категорией для покупки с предоплатой была бытовая техника и электроника. Результатами теста в AliExpress «очень довольны», у компании есть планы повторить программу во время других крупных распродаж.
AliExpress и Tmall, по сути, тестировали систему предпродаж и платного резервирования товара, отмечает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. AliExpress за счет этого получил возможность бронировать контейнерные отправки и прогнозировать пиковую нагрузку на склады. Для ритейла подобная система будет «очень интересна», уверен господин Бурмистров: «По сути, компания стимулирует продажи, прогнозирует спрос и может лучше управлять ценообразованием, а также бесплатно пополняет оборотный капитал. Однако за это приходится платить более высокой нагрузкой на логистическую систему». Дополнительный разогрев спроса в период распродаж дает «больший риск сбоев на любом уровне», предупреждает эксперт.
AliExpress и Tmall совместили предзаказ и «сильно урезанную рассрочку», которые многие российские ритейлеры, в том числе «М.Видео» и «Эльдорадо», используют уже несколько лет, отметила представитель группы «М.Видео-Эльдорадо». По ее словам, платные предзаказы, как правило, эффективны только для новинок, которые еще недоступны на российском рынке. По сути, речь идет о механике стимулирования спроса перед акцией за счет бесплатной доставки, считает представитель Ozon.ru. «Если объем заказов будет выше планируемого, вопрос — сработает ли обещание приоритетной обработки заказов»,— указывает она.
Крупным российским участникам рынка подобная механика не очень нужна, поскольку «40% жителей России и так могут получить свой заказ от нас в течение 24 часов», добавляет представитель ритейлера. Отчасти предложение AliExpress и Tmall все же уникально, отмечает управляющий партнер интернет-магазина «220 Вольт» Алексей Федоров: «Единственное, что сделано впервые,— это то, что будут заморожены цены, и за те же самые рубли клиент сможет купить товар через какое-то время».
Акция AliExpress и Tmall — обычный маркетинговый ход, скептичен президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. AliExpress — китайская площадка, которая «не подчиняется российскому законодательству», указывает он. «Это в российском праве вам обязаны вернуть предоплату, если товар не отгрузили. В этом случае, как поведет себя продавец, вы не знаете. Вы делаете заказ на свой страх и риск»,— настаивает господин Соколов.
Комментарии