Выставка «Портреты», 4 ноября 2005 — 26 февраля 2006, The Stedelijk Museum, Amsterdam Vondelpark, 10 juni 2005 В начале 90-х на мировой арене арт-фотографии появляется новая генерация молодых фотографов, которая по-новому, на современном визуальном языке говорит о своих современниках. Они следуют традиции «прямой фотографии» (straight photography), начатой еще в Германии начала ХХ-го века Августом Зандером (August Sander) и продолженной в середине века Дианой Арбус (Diana Arbus), отразившей в своих работах групповой портрет американцев своего времени. Молодых волнуют новые темы, не просто человек, живущий сейчас, но изменения, происходящие с ним, восприятие этих мимолетных, происходящих ежеминутно изменений. И еще тот зазор, который возникает между состоянием, когда человек играет, надевая эмоциональную или социальную «маску», которую дает униформа или особые служебные обязанности, особая ответственность, и состоянием естественности. Еще больше молодым интересно наблюдать за процессом взросления, поэтому часто героями визуальных исследований фотографов становятся дети и тинэйджеры.
Голландский фотограф Ринеке Дикстра одной из первых ворвалась в частное пространство обычных людей, предоставляя фотокамере стать магическим охотником за состоянием, когда человек меняет свои роли, а значит еле уловимым состоянием правдивости. После окончания Академии искусств в Амстердаме (Gerrit Rietveld Academy) она начала свою фотографическую карьеру как независимый фотограф, публикуя работы в журналах Quote, Elle, Avenue и Elegance.
Olivier Своей первой же арт-серией под названием «Пляжный проект», снятой в 1992 году, Ринеке Дикстра обозначила свою позицию по отношению к героям портретов: она не ставит никакой преграды между камерой и подростками, которых снимает, нет никаких украшений, никаких ширм, есть только модель наедине с автором, а через него со зрителем. Пляжный проект получил очень широкий международный отклик. До сих пор, по прошествии уже почти пятнадцати лет после его создания, фотографии стоящих на берегу моря беззащитных молодых людей и девушек включаются в сборные выставки, производя незабываемое впечатление и сегодня. После этой серии фотограф Ринеке Дикстра получила мировое признание.
Аскетичные, без лишних деталей, снятые фронтально портреты подростков, которых Дикстра снимала на пляжах Америки, Голландии, Бельгии, Польши, Габона и Украины. В этой серии она сконцентрировалась на моменте, когда герои только начинают принимать позу для съемки или перестают позировать. Отправной точкой этих портретов стало состояние сомнения, колебания и нерешительности, отражающееся в глазах героев, и отношение одиночества, экзистенциально присущее молодости. Бескрайняя даль слияния моря и неба, лишь ограниченная рамками изображения, ракурс съемки немного снизу и заполняющая вспышка, выхватывающая модель из окружающего пространства, усиливают монументальный характер созданных фотографом образов.
Визуальный язык Ринеке Дикстра порой кажется очень простым. Ее цветные портреты необыкновенно классические по форме, глубоко психологичны и строго концептуальны. Посредством прямой фотографии и собственного приема, когда фотограф безжалостен, но в то же время отдален, а значит, почтителен по отношению к герою, Дикстра как бы с помощью моста соединяет разрыв между персональным и универсальным в человеке. В то же самое время она ставит вопрос о границах портрета. Имена людей, которых фотографировала Ринеке Дикстра, зачастую включены ею в название работ, ее герои носят имя, но в равной степени они представляют определенную группу — социальную, возрастную, профессиональную. Одновременно сила, которая исходит от героя снимка, исключительно индивидуальна. Так, новый для 90?х фотографический прием, обозначенный Ринеке Дикстра, в равной степени наследует традиции Дианы Арбус с ее строгим фронтальным портретом, раскрывающим образ человека, и Августа Зандера, который каталогизировал типы германского общества межвоенного периода.
В нескольких следующих сериях, снятых в середине 90?х, Ринеке Дикстра начинает сосредотачивать свое внимание на визуализации сильных эмоциональных состояний. Она фотографирует только что родивших женщин сразу же после родов, прижимающих у груди свое дитя, раскрывая и развивая образ материнской любви, которая отодвигает сладкие ассоциации, связанные с материнством далеко за пределы радужных представлений о нем. Она снимает матадоров в Португалии, ей важна их внешность и то состояние, которое они испытывают сразу после возвращения с арены — они усталые, великолепные, удовлетворенные и порой раненые. Фотографу важно мгновение на границе между боем и миром. В Англии она портретирует студентов и молодых девушек, сексуально настроенных и одновременно беззащитных, готовящихся к вечернему выходу в клуб.
Shany Одной из важных тем в работах Ринеке Дикстра становится наблюдении за изменениями, происходящими с людьми с течением времени. Начиная с 1994 года, она на протяжении нескольких лет снимает Алмерису, девушку, боснийку по происхождению, которая на глазах у зрителя преображается из испуганной «птички» в аккуратном платье в самоуверенную модно одетую женщину. Иной метод Дикстра избирает для серии портретов, снятых в районе Берлина под названием Тиергартен. В этот раз в меньшей степени была важна поза, нежели жесты героя. Атмосфера этой серии очень театральна, и этот эффект еще усиливается тенью деревьев, в окружении которых позируют герои.
Ее активному участию в мировом фотографическом процессе исполнилось чуть более пятнадцати лет. Ринеке Дикстра молода, но уже влиятельна, ее фотографии в персональных и сборных выставках демонстрировались в ведущих музеях мира и на фестивалях, среди которых Музей современного искусства (Чикаго), Музей Виктории и Альберта (Лондон), Фотомузей в Роттердаме, Музей Гуггенхайм (Нью-Йорк). Неоднократно ее работы были представлены в Стеделик Музее (Stedelijk Museum, Амстердам), а в конце 2005 года (4.11.05 — 26.02.06) в его стенах прошла персональная экспозиция «Ринеке Дикстра — Портреты». Семьдесят фотографий были отобраны из самых известных проектов фотографа, которые она снимала с 1992 по 2003 годы, в том числе пляжные портреты, новоиспеченные мамы и их младенцы, тореадоры, берлинские тинэйджеры, французские солдаты из Иностранного легиона, портреты из серии про израильских солдат, а также портреты вне серий и видеоработы. Выставка претендует практически на полный обзор творчества Ринеке Дикстра, пусть и не полностью представлены работы всех серий. У творческого человека дело за малым — окончить один этап и начать новые фотографические исследования. Дело зрителя, который смотрит фотографии голландки Ринеке Дикстра, — увидеть за простотой изображения сложность работы с героем портрета, слияние с ним, одновременно почти любовное наблюдение, всматривание. Ведь портрет не что иное, как напоминание о человеке, в изображение которого мы всматриваемся и смотрим, как в зеркало.
Комментарии