Как всегда, в начале года на выставке CES, прошедшей в Лас-Вегасе, крупнейшие производители видеотехники показали общественности новинки наступающего сезона. Всего было представлено около 40 моделей видеокамер. Такой массовый «выброс» дает возможность не столько оценить достижения каждого производителя (поскольку новые модели будут появляться и далее на протяжении всего года), сколько понять, по каким направлениям будет развиваться отрасль в ближайшее время.
Общее впечатление, которое складывается после ознакомления с ассортиментом новых моделей, приводит нас к выводу о том, что эра формата DV подходит к концу. И это несмотря на то, что при равной с камерами других форматов цене miniDV-камеры обеспечивают лучшее качество изображения. Эта ситуация немного напоминает ту, которая существовала лет десять назад, когда формат DV вытеснял с потребительского рынка аналоговые форматы — VHS, S-VHS, Video8 и Hi8. Но тогда DV, будучи самым дорогим из форматов, предлагал и самое лучшее качество изображения. Сегодня же в борьбе форматов побеждают, если не «посредственности», то уж во всяком случае не выдающиеся «личности».
Повсеместное распространение DVD-плееров и домашних компьютеров привело к тому, что удобства камер на DVD- и жестких дисках перевешивают качество и дешевизну кассетных камер формата DV. Основная доля покупателей моделей базового и среднего уровня теперь ориентируется на покупку DVD-камер. Дополнительным стимулом к этому становится снизившаяся цена базовых моделей, уже практически сравнявшаяся с ценой аналогичных камер формата DV.
В средней ценовой категории всё большую долю рынка завоевывают камеры на встроенных жестких дисках. Но при этом высокий спрос существует и на DVD-камеры, и на модели среднего и высшего уровня формата DV. А среди дорогих моделей растет популярность камер, поддерживающих стандарт высокой четкости. Но и здесь существует несколько носителей записи (кассета HDV, DVD, HDD). Ожидается также скорое появление камер на BlueRay Disc (BD). В этой обстановке выбрать правильный формат непросто. И для того чтобы выбор был осознанным, нужно хотя бы в общих чертах знать, что представляют собой новые форматы, новые носители записи и чем они отличаются от формата DV и кассет miniDV.
DV
Этот формат давно исчерпал резервы «роста». Уже несколько лет качество изображения видеокамер этого формата «топчется на месте», не становясь заметно лучше, несмотря на уверения рекламы. Лучшие модели формата DV были созданы много лет назад, и многие из них уже сняты с производства. Одни — по причине малого спроса (качество стоит дорого), другие — для того чтобы освободить ценовую нишу между $1000 и $2000 для камер высокой четкости.
Формат DV основан на внутрикадровом кодировании, поэтому каждый кадр (фрейм) изображения содержит полную информацию и его качество не отличается от соседних кадров. В отличие от DV, форматы семейства MPEG основаны на межкадровом сжатии. У них максимально полную информацию об изображении несут только так называемые опорные кадры, промежутки между которыми занимают кадры, изображение в которых формируется на основании изменений, происходящих в опорном кадре. А поскольку промежуточные кадры «весят» значительно меньше опорных, то и общий объем видео формата MPEG-2 будет значительно меньше. Так, для передачи видео формата DV требуется битрейт 25 Мбит/сек., а для MPEG-2 качества DVD вполне хватает 9 Мбит/сек. На практике это означает, что изображение формата MPEG-2 стандартного разрешения (720х576) почти не отличается по качеству от изображения формата DV только при съемке статичных и малоподвижных объектов. Если же используются динамичные панорамы или в кадре происходит активное действие, то «эмпэговская» картинка становится менее четкой по сравнению с аналогичным изображением формата DV. При использовании сильного сжатия в MPEG-2 на картинке появляются знакомые всем по пиратским копиям фильмов квадратики. Кодеки DV не дают возможности управлять степенью внутрикадрового сжатия, поэтому это изображение нельзя «пережать».
Лучшие из моделей этого формата, выпускающиеся в настоящее время, — это полупрофессиональные трехматричные Canon XL2, Canon XM2 и Sony VX2100, и любительская Panasonic GS500. Среди одноматричных моделей можно выделить Canon MMVX4i и Sony HC96.
Парадоксальность ситуации с форматом DV заключается в том, что ни один другой формат стандартной четкости (SDTV) не смог до сих пор превзойти его по качеству. Тем не менее, все производители видеокамер в последние годы неуклонно уменьшают выпуск miniDV-камер, одновременно наращивая производство моделей, использующих другие носители. И в этом вина не формата записи, а типа носителя. Кассета miniDV, как и любая другая кассета, является устройством последовательного доступа к информации. То есть для того, чтобы найти нужный фрагмент в конце кассеты, нужно почти полностью перемотать ее, затратив на это немало времени. Кроме того, удаление ненужного фрагмента в любом месте кассеты, кроме самого конца, и запись на его место нового фрагмента представляет собой почти невыполнимую задачу. Те же носители, которые пришли на смену кассетам, обеспечивают почти мгновенный доступ к нужному фрагменту и позволяют без труда удалять любые фрагменты (файлы).
DVD (MPEG-2)
Видеокамеры на DVD существуют уже более шести лет, но особенно популярными они стали буквально пару лет назад. Этому способствовало не только снижение цен на них, но и то обстоятельство, что пленочные видеомагнитофоны формата VHS практически вытеснены из нашего быта DVD-плеерами. А значит, каждый владелец DVD-камеры получил возможность просматривать свои записи не только через камеру, но и с помощью домашнего плеера. Благодаря высокой плотности записи на DVD и появлению технологии двухслойной записи на один 8?сантиметровый DVD сейчас можно записать до 108 минут видео стандартного качества. Удобно? Безусловно. Есть, правда, у DVD-камер некоторые недостатки, связанные с тем, что диски с записями должны быть «финализированы», чтобы их можно было просматривать на других устройствах. А эта операция порой занимает 7?8 минут. Но с этим, похоже, большинство потребителей готово смириться, как и с тем, что нужные болванки можно купить далеко не везде.
Нужно также иметь в виду, что поскольку все разновидности MPEG’ов основаны на межкадровом сжатии, при съемке быстродвижущихся объектов и быстрых панорам на изображении могут возникать артефакты (квадратики), которых не бывает на изображении формата DV.
В настоящее время камеры, записывающие видео на DVD в формате MPEG-2, выпускают почти все основные производители видеотехники, кроме JVC.
Самыми лучшими представителями DVD-камер на сегодняшний день являются Sony DVD508 с 6,1?мегапиксельной ClearVid-матрицей, Canon DC50 с 5?мегапиксельной матрицей и трехматричный Panasonic D310. Все эти модели имеют оптические стабилизаторы. Две их них (Canon и Sony) поддерживают запись на двухслойные диски.
КАРТЫ ПАМЯТИ И MICRODRIVE
Компания JVC решила пойти своим путем и три года назад выпустила новую серию устройств Everio под названием «медиакамеры». Эти камеры использовали нетрадиционный по тем временам носитель записи — Microdrive — миниатюрный жесткий диск емкостью 4 Гб, имеющий форм-фактор обычной карты памяти типа CF. Впрочем, использование микродрайва было вызвано тем, что в момент выпуска серии Everio на рынок карты памяти такой емкости были чрезвычайно дороги. Кроме слота для СF-карт, камеры имели также слот для SD-карт. Инженеры JVC сделали хитрый ход, дав потребителям возможность использовать тот носитель, стоимость которого в определенный период времени была меньшей, чем стоимость других.
В качестве формата видеозаписи в камерах Everio первой серии (С) использовался все тот же MPEG-2. Видеозаписи, сделанные на микродрайв, было очень удобно и быстро перекачивать на компьютер. Однако максимальное время записи наилучшего качества составляло примерно один час, а его стоимость и теперь составляет порядка $150, в момент выпуска же была примерно в два раза больше. Притом, что обычная часовая miniDV-кассета стоит примерно $5. Расчет был на то, что быстро развивающаяся технология производства носителей позволит за короткое время снизить цену микродрайвов и карт памяти во много раз. И тогда камеры Everio оказались бы в очень выгодном положении.
Но стоимость карт памяти уменьшалась не так быстро, как это требовалось для того чтобы камеры стали серьезными конкурентами камер на кассетах или DVD. Поэтому, очевидно, второго поколения Everio серии С потребители пока не дождались. Вместо этого JVC предложил новую серию (G) медиакамер, использующих в качестве основного носителя встроенный жесткий диск.
Несмотря на сложности с продвижением камер, использующих карты памяти в качестве основного носителя, идея эта не захирела окончательно и продолжает жить. Камеры на картах памяти выпускает также Panasonic, который, кроме нескольких моделей стандартной четкости (SDTV), выпустил также «карточную» модель высокой четкости (HDTV).
HDV
Первый любительский формат стандарта высокой четкости. Базируется на MPEG-2 с разрешением 1920х1080. Запись осуществляется с постоянным битрейтом 25 Мбит/сек. (таким же, как у формата DV) на кассету формата miniDV. Поэтому на часовой кассете помещается один час видео высокой четкости. Камеры в этом формате выпускают Sony и Canon. Преимущества в качестве изображения HDV, по сравнению с DV, заметны только при просмотре на больших телевизорах, поддерживающих стандарт HDTV. Одной из самых ярких новинок этого сезона обещает стать любительская модель Canon HV20, снимающая «полное» HD-видео с разрешением 1920х1080.
AVCHD
Ранее предполагалось, что основным носителем видеозаписи в стандарте высокой четкости будут BD (BluerayDisk) диски. Однако, что-то не «срослось» пока у производителей с этим носителем. И чтобы это обстоятельство не тормозило развития камер высокой четкости, Sony и Panasonic решили пока приспособить для записи HD-видео стандартные 8?сантиметровые DVD-диски. Для этого им пришлось разработать новый формат записи, который базируется не на привычном MPEG-2, а на MPEG-4, точнее, его версии, которая носит номер AVC H.264. Максимальный битрейт, допускаемый форматом AVCHD, равен 24 Мбит/сек., но в настоящий момент ни одна из моделей, работающих в нем, не имеет битрейт выше 14 Мбит/сек. Первыми моделями, работающими в новом формате, стали Sony HDR-UX1 и Panasonic HDC-DX1.
Sony и Panasonic используют AVCHD не только для записи на DVD, но и на другие носители. Sony выпустила модель на жестком диске (HDR-SR1), а Panasonic — камеру, записывающую видео на карту памяти SD (HDC-SD1).
HDD
Первыми камерами, использующими для записи видео встроенный жесткий диск емкостью 20–30 Гб стали модели семейства Everio производства JVC. Сейчас такие камеры выпускают также Sony и Panasonic. Причем, если первые камеры на HDD работали в стандарте DVD (MPEG-2, 720x576), то теперь JVC и Sony выпустили модели, которые пишут на жесткий диск видео высокой четкости. У Sony это уже упомянутая HDR-SR1 (формат AVCHD), а у JVC — модель GZ-HD7, использующая новую модификацию формата MPEG-2 (1920х1080i, битрейт — до 30 Мбит/сек.).
Жесткий диск в качестве носителя видеозаписи удобен тем, что позволяет увеличить «автономность» камеры. В зависимости от емкости диска и качеств записи на один «винт» может поместиться от 7 до 21 нескольких десятков часов видео. Отправляясь с HDD-камерой в отпуск, можно не беспокоиться о кассетах или DVD-дисках.
Комментарии
номере дать данные о Видеокамерах с Flesh памятью вместо ленты или дисков.
Можно купить журнал в электронном виде
http://www.potrebitel.ru/?action=news_item&news_id=983
Следующий номер ожидается в начале декабря.