Фотообзор: Александр Абаза — фотограф и человек

В фотографии его всегда привлекали эмоция, рисунок, линии, графика, художественные приемы. Работы Абазы «вываливались» из общего ряда советских фотографий: они были наполнены воздухом и светом, неповторимым стилем, хотя снимал он обычные для газетчиков его времени сюжеты: стройки, заводы, фабрики, парады.

 

Александр Абаза. Фото: А. Земляниченко

Александр Абаза. Фото: А. Земляниченко

 Олимпийские автобусы. Москва. 1980, июль. Фото: Александр Абаза.

Олимпийские автобусы. Москва. 1980, июль. Фото: Александр Абаза.

Александр Земляниченко

С Сашей Абазой я познакомился, придя в «Комсомолку» еще в 1980-м году, хотя с его работой в газете был знаком давно. Он как-то отличался от многих, и, конечно, его необычность бросилась мне в глаза, даже его своеобразная походка. Саша рассказывал, что в юности занимался гимнастикой, и действительно, я не помню его согнувшегося. Саша всегда ходил ровно, но в этом никогда не чувствовалось какой-то гордыни.

Работая вместе в штате «Комсомолки», мы часто засиживались допоздна, а то и за полночь. Мне было очень приятно и интересно всматриваться, как Саша работает, как отбирает материал, как кадрирует при печати свои фотографии, как старательно возится с каждым кадром, доводя композицию до совершенства. Многие Сашины фотографии по стилю исполнения были очень графичными и легко вставали в полосу газеты, будучи легко читаемыми и одновременно художественными. Саша почти всегда договаривался с верстальщиками, чтобы не рубить фотографию, а, подгоняя ее под газетную полосу, сохранить такой, какой он, Абаза ее видел.

Саша всегда был готов помочь и сам принимал мои советы, когда мы обсуждали ту или иную фотографию. Вспоминая с Сережей Кузнецовым те годы, мы называли время, проведенное в совместной с Сашей работе, «школой Абазы», давшей хороший толчок для собственного творчества.

Критиковать других Саша не любил, как-то уходил от этого, находя подходящие слова, чтобы не обидеть коллегу. Казалось, что Саша многое делал медленно. Как с теплым юмором называл наш коллега по «Комсомолке» Женя Успенский (ныне, увы уже покойный), Саша работал со скоростью «одна Абаза в час». Но это была скорость достоинства и чести, так называемого «качества Абазы». По-другому Саша не мог, даже если это было самой банальной фотографией. Его эстетство в работе фотографа заражало. Саша выделялся совершенно естественно, это было не напоказ. И это было прекрасной школой для меня.

Саша был свободен в своем творчестве, даже работая в ежедневной газете, и за это его многие ценили как профессионала.

Когда я ушел из «Комсомолки» в журнал «Советский Союз», у меня появилась возможность время от времени ездить вместе с Сашей в командировки (по заданию наших редакций). И это было просто здорово, это были его мастер-классы, как теперь это называют, для меня. День за днем мы работали с полной отдачей, соревнуясь в подаче идей. Помню, мы были с Сашей на БАМе (так называлась стройка Байкало-Амурской магистрали). Саша знакомил меня со своими, уже знакомыми ему героями стройки, и мы начинали жить вместе с этими людьми. Это были не только съемки, мы просто были вместе с этими прекрасными парнями, снимали их во время работы, делили досуг и вновь работали. Я видел, как тепло эти люди относились к Саше, а значит и ко мне, это было просто здорово!

Помню, как, когда моя жена была в роддоме, а я решил поклеить новые обои, Саша сказал: «Я помогу», — и пришел ко мне помочь. Конечно же, мы выпили, сын ведь родился, но дело сделали как-то легко и просто, без малейшего напряжения. А когда у моей жены умерла мама, Саша сказал, что его жена Зоя (Зося, как Саша ее называл) придет и поможет — так и случилось. Саша и Зоя были рядом. Конечно, часто ходить друг к другу в гости фотографам некогда, но все же иногда получалось, и мы с Ларисой бывали у Саши дома, и Саша с Зоей приходили к нам.

Ловлю себя на том, что пишу все в прошедшем времени… Да время — оно летит. Пролетает просто и быстро, но память человека, к счастью для нас, людей, хранит все, что происходило с нами, прекрасных людей, которые были рядом, которых нельзя забыть. К горлу комок подкатывает… Нельзя забыть, как Саша обычно представлялся, звоня по телефону: «Саня, это Саша Абаза», — хотя не узнать его голос было невозможно… И еще одна фраза, которую я очень люблю, сказанную как-то далеко за полночь однажды, когда мы засиделись на работе, когда я уже собрался уходить и уже готовился попрощаться: «Саня! (это Саша ко мне обращался) А поговорить?», — и, конечно же, мы просидели за разговором о профессии, о любимой фотографии еще долго.

Вскоре после похорон Саши я снимал показ моды в Москве. Сидели рядом с Димой, сыном Саши. Он во многом напоминает мне Сашу, хотя внешне трудно сказать, на кого он похож больше: на Сашу или на Зою, да и так ли это важно, Абаза- то продолжается!

Владимир Богданов

Саша был красив во всем!

В этом году исполнилось ровно 40 лет нашему знакомству с Сашей Абазой. Постепенно это многолетнее знакомство переросло в тесную дружбу, которой я очень дорожил и дорожу сегодня.

Вспоминаются несколько эпизодов, которые красноречиво говорят, каким другом был Абаза, да и просто красивым человеком во всем.

Я не помню точно, в каком году случилась эта новогодняя история…

31 декабря. Самый любимый из всех праздников. А тут — семейные неурядицы (мягко говоря), нелады на работе… Настроение убийственное. Сижу дома один, никому не нужный, и от жалости к себе, любимому, едва не рыдаю. Вдруг телефон — звонит Абаза, поздравляет с наступающим, понимает, что я пребываю далеко не в самом новогоднем настроении, и приказывает (точнее слова не подобрать) плюнуть на все, быстро собраться и ехать к нему. До Нового года оставались считанные минуты, а ехать на метро предстояло от Чистых прудов до Юго-Западной, да еще с пересадкой на автобус. Ровно в полночь поезд останавливается, машинист поздравляет своих пассажиров с наступившим Новым годом, и мы едем дальше.

В конце концов, я доехал. Сашино семейство: жена Зоя, сын Димка, дочка Машенька и фоксик Кузя — встретило меня так радушно, что я моментально забыл свою беспросветную тоску. И хорошее настроение не покинуло меня в эту подаренную Абазой новогоднюю ночь.

Еще раз повторюсь: Саша был красив во всем. В нем безошибочно угадывалась порода, его врожденный аристократизм меня всегда поражал. Помню, как первый раз он пришел ко мне домой. Я не знаю, откуда у нас появилась эта азиатская привычка — приходя в гости, разуваться в прихожей. Женщины, как правило, приносили с собой модельные туфельки, а мужики, находясь при «полном параде», надевали хозяйские шлепанцы или оставались в одних носках. Так и танцевали, если на вечеринках дело доходило до танцев.

В этот его первый визит я было приготовил для него тапки, но, к счастью, Зоя успела потихоньку меня предупредить, что Саша никогда не разувается, приходя в гости. И гостеприимным хозяевам своих паркетов и ковров приходилось великодушно прощать Абазе этот его «грех».

А еще Саша был доверчив, как маленький ребенок. Часто это качество хорошо характеризует взрослых людей.

Однажды я зашел к Абазе в «Комсомолку». Ему нужно было срочно проявить пленку, и мы закрылись в кабинке. А пока горел свет, я машинально прочел какой-то заголовок из «Огонька», который открытым лежал на увеличителе. Потом Саша выключил свет, чтобы зарядить пленку в бачок, а я также машинально произнес вслух то, что прочел при свете. Позже, когда завершились все манипуляции с пленкой в темной комнате, Саша снова включил свет, и я показал ему этот заголовок в «Огоньке». По-моему, он до последнего был уверен, что я был способен читать в кромешной темноте.

Особенно тесно мы сблизились с Сашей в последний год. Сблизили нас еще больше наши несчастья. Саша похоронил свою любимую жену, перенес эту утрату очень тяжело. Да и не перенес вовсе… И его, и меня ощутимо подкосило здоровье, но оба мы старались по возможности не расслабляться — ходили на выставки, даже участвовали в них иногда.

И этот снимок последний, где мы вместе на одной из выставок в галерее им. братьев Люмьер.

 

Наталья Ударцева

Двадцатый век забирает своих героев.

В марте тихо ушел из жизни прекрасный светлый человек, фотожурналист Александр Борисович Абаза.

Он родился в Ленинграде в 1934 году. После смерти матери был вывезен в 1942 году из блокадного Ленинграда в село Гагино Горьковской области. В 1948 году вместе с воспитывавшей его тетей переехал в Ригу. Окончил Рижский политехнический техникум, отслужил четыре года на флоте, работал инженером-конструктором на Рижском электромашиностроительном заводе и внештатным фотокорреспондентом газет «Советская Латвия» и «Советская молодежь». Участвовал в ежегодных выставках народной фотостудии «Рига». За снимок «Ожерелье реки» получил диплом III степени.

В 1969 году Абаза переехал в Москву и начал работать в газете «Советская культура», снимал представителей культуры, делал репортажи значимых культурных событий. В московской фотографической среде у него появился неформальный статус интеллектуального фотографа.

Через два года его пригласили в «Комсомольскую правду», в которой он проработает четверть века — до 1996 года.

В фотографии его всегда привлекали эмоция, рисунок, линии, графика, художественные приемы. Работы Абазы «вываливались» из общего ряда советских фотографий: они были наполнены воздухом и светом, неповторимым стилем, хотя снимал он обычные для газетчиков его времени сюжеты: стройки, заводы, фабрики, парады.

Владимир Левашов, историк фотографии, в рецензии к выставке Абазы написал: «Зачастую снимки Александра Абазы выглядят так, будто знаешь их с детства. Даже если на самом деле никогда не видел. Есть в них что-то архетипическое, какая-то непрерывная формула стиля. До слез ностальгического, романтика которого родом из светлых 60-х, даже если конкретные изображения возникли десятилетиями позже. Профессиональная карьера Абазы начиналась именно в те годы, с работы для рижских газет «Советская Латвия» и «Советская молодежь». И печать стиля эпохи осталась в его снимках уже навсегда».

В 2001 году Александр Абаза стал обладателем Гран-при конкурса «Серебряная камера» (номинация «Архитектура»). В 2005 году в рамках программы «Классики российской фотографии» состоялась его персональная выставка в Московском доме фотографии.

В последние годы он старался не пропускать ни одного значимого фотографического события в Москве. Я часто видела его на выставках, поскольку знала его фотографии с детства. Он был добр ко мне и всегда откликался на мои просьбы. Подарил книгу своих фотографий. Но я не успела взять у него интервью. Все откладывала. Мне казалось, что он всегда будет…

 

Благодарим Дмитрия Абазу, который подготовил и предоставил фотографии Александра Абазы для публикации

 

 Гимнастки. Олимпиада-80. Фото: Александр Абаза.

Гимнастки. Олимпиада-80. Фото: Александр Абаза.

 Ново-Липецкий металлургический завод. 1973. Фото: Александр Абаза.

Ново-Липецкий металлургический завод. 1973 . Фото: Александр Абаза.

 Устремленные к небу. Март 1994. Фото: Александр Абаза.

 

Устремленные к небу. Март 1994. Фото: Александр Абаза.


Александр Абаза и Владимир Богданов. 2010 г.

Александр Абаза и Владимир Богданов. 2010 г.

 «Птичка». Ферма вантового моста. Рига 1992. Фото: Александр Абаза.

«Птичка». Ферма вантового моста. Рига 1992. Фото: Александр Абаза.

Луис Корвалан на Московской земле. Москва, Внуково-2. Декабрь 1976. Фото: Александр Абаза.

Луис Корвалан на Московской земле. Москва, Внуково-2. Декабрь 1976. Фото: Александр Абаза.

 

Строительство завода «Азовсталь». Жданов. Март 1973. Фото: Александр Абаза.

 

Строительство завода «Азовсталь». Жданов. Март 1973. Фото: Александр Абаза.

Рельсы «Азовстали». 1972. Фото: Александр Абаза.

Рельсы «Азовстали». 1972. Фото: Александр Абаза.

Стрела шагающего экскаватора. Рудник «Северный» Тургайского рудоуправления. Казахская ССР. Фото: Александр Абаза.

Стрела шагающего экскаватора. Рудник «Северный» Тургайского рудоуправления. Казахская ССР. Фото: Александр Абаза.

Гимнастки: Ольга Корбут, Любовь Бурда, Эльвира Саади и Любовь Богданова. 1973. Фото: Александр Абаза.

Гимнастки: Ольга Корбут, Любовь Бурда, Эльвира Саади и Любовь Богданова. 1973. Фото: Александр Абаза.

Орнамент. 1993г. Фото: Александр Абаза.

Орнамент. 1993г. Фото: Александр Абаза.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Компактный и лёгкий штатив Gitzo Mini Treveler
1 октября 2018
Новости

Компактный и лёгкий штатив Gitzo Mini Treveler

Компания Gitzo представила новый компактный штатив Mini Treveler, который выдерживает установку оборудования общим весом до 3 кг. Ноги штатива выполнены из углеродного волокна по технологии Gitzo Carbon eXact и имеют резиновые наконечники, повышающие устойчивость.

Fujifilm выпустила обновление встроенного ПО для камер X-E3, X-100F и X-H1
26 апреля 2018
Новости

Fujifilm выпустила обновление встроенного ПО для камер X-E3, X-100F и X-H1

Fujifilm выпустила первые, из анонсированных ранее, обновления встроенного ПО для камер X-E3, X-100F, а также промежуточное обновление для камеры X-H1, которое исправляет ошибку перезаписи файлов. Основное обновление для X-H1 запланировано на май месяц.

Для тех, кто ценит качество — новые беспроводные Bluetooth-гарнитуры Sven AP-B350MV и AP-B450MV
22 декабря 2014
Новости

Для тех, кто ценит качество — новые беспроводные Bluetooth-гарнитуры Sven AP-B350MV и AP-B450MV

Компания Sven подготовила сюрприз для настоящих меломанов и любителей стильных, качественных, современных аксессуаров. В декабре 2014 года линейка беспроводных Bluetooth-гарнитур Sven пополнилась двумя новыми моделями: AP-B350MV и AP-B450MV.

Арматурные наушники-вкладыши Sony XBA-C10: комфортное прослушивание музыки на ходу
25 марта 2013
Новости

Арматурные наушники-вкладыши Sony XBA-C10: комфортное прослушивание музыки на ходу

Новый дизайн: комфортная и надёжная фиксация в ушном канале. Миниатюрные динамики с технологией уравновешенного якоря: четкий и чистый звук на всем диапазоне частот. Минимальная утечка звука и высокий уровень шумоизоляции: прослушиванию музыки не мешают внешние шумы, а окружающие не слышат вашу музыку. Цвет: черный или белый.

Seagate примет участие в международной выставке Фотофорум-2018
3 апреля 2018
Новости

Seagate примет участие в международной выставке Фотофорум-2018

C 12 по 14 апреля в Москве пройдет ежегодная выставка фото- и видеооборудования Фотофорум. В этом году выставка изменила свой формат, расширив программу мастер-классов и семинаров, экспозицию фототехники, печатного оборудования и аксессуаров. В рамках выставки ФОТОФОРУМ-2018 компания Seagate Technology и ее премиальный бренд LaCie представят свои решения для профессионалов, работающих в сфере фото и видео.

Samsung Galaxy Studio — новый интерактивный формат продаж и развлечений от Samsung Mobile
5 сентября 2016
Новости

Samsung Galaxy Studio — новый интерактивный формат продаж и развлечений от Samsung Mobile

Москва, 30 августа 2016 г. — Компания Samsung Electronics открыла в Москве и Санкт-Петербурге Galaxy Studio — интерактивные пространства нового формата. Концепция, уже реализованная в Москве и других крупнейших городах мира, приобрела огромный успех у пользователей, в связи с чем компания решила запустить ее и в Северной столице. Посетители новых Samsung Galaxy Studio, разделенных на салон продаж и зону интерактивных развлечений, смогут оценить передовые разработки Samsung: преимущества флагманских смартфонов Samsung Galaxy S7 и даже еще не представленного в продаже Samsung Galaxy Note7. Многогранность возможностей смартфонов демонстрирует и их широкая экосистема — носимые устройства, камера Gear 360, аксессуары.

Серии интерактивных досок ViewSonic SWB55 и SWB65
11 июля 2013
Новости

Серии интерактивных досок ViewSonic SWB55 и SWB65

Серия интерактивных досок SWB55 и SWB65 разработана для образовательных учреждений, корпоративных переговорных комнат и залов для заседаний; они позволяют проводить интерактивные презентации и коллективное обучение.

FUJIFILM X70 - самая маленькая и легкая модель в серии Х с матрицей формата APS-C
17 января 2016
Новости

FUJIFILM X70 - самая маленькая и легкая модель в серии Х с матрицей формата APS-C

Корпорация FUJIFILM с гордостью объявляет о выпуске FUJIFILM X70, компактной цифровой камеры премиум-класса, оснащенной новым объективом FUJINON 18,5 мм*1F2,8,матрицей Trans CMOS II формата APS-C и процессором EXR II . Фоттокамера имеет все отличительные признаки серии, сочетая простое ручное управление с превосходным качеством изображения и универсальными съемочными функциями. X70 — это первая модель в серии Х, имеющая сенсорный дисплей, вращающийся на 180 градусов, что позволяет пользователям делать снимки из любого положения, а также делать селфи.

Компактная фотокамера PowerShot S110: новый сенсорный экран упрощает фокусировку при съемке фото и Full HD-видео
18 сентября 2012
Новости

Компактная фотокамера PowerShot S110: новый сенсорный экран упрощает фокусировку при съемке фото и Full HD-видео

17 сентября 2012 г. — Canon представила два связанных между собой продукта: камеру PowerShot S110 и фотопринтер SELPHY CP900. PowerShot S110 — это новейшая модель в знаменитой серии PowerShot S. PowerShot S110 предоставляет полный контроль над процессом съемки и позволяет получать высококачественные изображения; это компактная, мощная камера с поддержкой Wi-Fi для моментальной отправки фотографий...

Defender представляет ультракомпактные наушники с микрофоном Unit HN-561 и Unit HN-568
15 апреля 2013
Новости

Defender представляет ультракомпактные наушники с микрофоном Unit HN-561 и Unit HN-568

Москва, 10 апреля 2013 г. — Defender, один из лидеров рынка периферии и аксессуаров для персональных компьютеров, представляет сверхкомпактные гарнитуры Unit HN-561 и Unit HN-568. Это недорогие проводные наушники, которые подойдут для комфортной работы вне офиса или путешествий с ноутбуком, а также для сотрудников колл-центров, проводящих у телефонов по 8 и более часов.