На улице плюсовая температура, вовсю светит солнце. Для лыжных туристов конец сезона, зато от зимней спячки пробуждаются куда более многочисленные водники. Весеннее половодье для них самый лакомый кусок года. «Водников» среди русских туристов довольно много. Может быть, это связано с тем, что природа обделила Россию высокими горами: на Западе поход — это прежде всего поход по горам. А вот рек и лесов у нас много. Но в лес выбираются обычно на денек — другой. Лишь немногие могут оценить многодневный переход по лесам и болотам, когда взгляду негде разбежаться, и кажется что перед глазами все время одни и те же надоевшие деревья и буреломы. И даже законченный фанат лесов согласится, что самое красивое место в лесу — на берегу реки, озера или хотя бы ручья. Вот водники и ходят исключительно по этим «самым красивым» местам.
HOMO AQUATICUS, ОПИСАНИЕ ВИДА
Водники бывают разные. Отличие между теми, кто получает «фан» от игры с белой водой на сложных порогах, и любителями дальних автономных водно-пеших походов не меньше, чем между альпинистами и спелеологами.
Первые получают удовольствие от мастерского управления судном и понимания структуры водных потоков. Это позволяет им преодолевать сложные пороги и водопады. Для них река без порогов неинтересна. Когда порожистый участок пройден, они загружаются в машину поддержки — «родео-бас» и едут на другую реку или возвращаются, чтобы пройти участок еще раз.
Для такого сплава требуется максимально маневренное и надежное судно. Причем одноместное, так как в сложных порогах работать скоординировано практически невозможно. Идеальный выбор — короткий жесткий полиэтиленовый каяк. Прохождение сложных порогов возможно и на катамаранах, и на надувных плотах разных типов, но это уже не так интересно. Большое судно «давит» валы и бочки (правда, ему сложнее увернуться от камней) — на нем не требуется от каждого такого высокого уровня техники. Поэтому каякеры пренебрежительно относятся к такому сплаву.
Одни из самых живописных маршрутов обычно проходят по гористой местности, и здесь порогов не избежать. Часто маршрут проходит не «колесами в воду», а начинается с длительной пешки, иногда через категорийный перевал или с подъемом бечевой вверх по течению с последующим волоком через водораздел в другую реку. Оптимальное судно для таких путешествий — катамаран. Он надежен, устойчив и сохраняет плавучесть и управляемость даже при перевороте. Катамаран уступает каяку в управляемости, а байдарке в скорости, но имеет огромное преимущество для пеше-водных походов: большой кат-четверка (четырехместный) весит всего 20 кг и в сложенном виде помещается в один рюкзак. (Можно и разделить на четыре маленьких упаковки!) Главный недостаток катамарана — его большие габариты. Там, где байдарка пройдет легко, кат может не пролезть по ширине. Его также тяжело поднимать бечевой против течения. Так что на некоторых маршрутах байдарки предпочтительнее. А многие самые сложные и протяженные автономки были совершены на разборных каркасно-надувных каякаях.
HOMO AQUATICUS, СРЕДА ОБИТАНИЯ
Самые простые и массовые — путешествия по равнинным рекам. По судоходным рекам надо передвигаться на моторном или парусном судне, но их берега заселены и для туристов неинтересны. А вот узкие лесные речушки — совсем другое дело. Лучше судно для них — байдарка или длинный каяк. Короткий white-water каяк слишком тихоходен, а катамаран слишком широк и может просто не пройти в узких проходах в завалах. А завалы из упавших деревьев и нависшие над водой кусты — самые сложные препятствия на таких реках, которые надо стараться обходить.
Серьезные пороги на таких реках встречаются редко, а быстрины, песчаные мели и перекаты не особо опасны для байдарки. Отдельные надводные и подводные камни не так уж сложно объехать. Подводный камень обнаруживается по кругам над ним, если он сидит глубоко, или по впадине и буруну ниже камня. Камень, близкий к поверхности, образует ниже бурун — вершину треугольника с расходящейся струей потока. Несложные пороги надо проходить по основной струе, центру слива. Слив имеет форму треугольника, обращенного вершиной вниз. Боковые стороны треугольника — это струи от камней. По средней линии треугольника русло чище и глубина больше. Здесь же, на главной части потока, образуются стоячие валы, а на более мощных порогах образуются противотоки — «бочки». Чтобы вода не залилась в кокпит байдарки, она должна иметь закрытую деку или задраена фартуком.
Гораздо большую опасность на равнинных реках представляют препятствия, связанные с человеческой деятельностью: действующие и разрушенные плотины, низкие или понтонные мосты, заколы (изгороди из деревянных кольев для ловли рыбы), утонувшая сельхозтехника, мусор и т.д. Так что чем дальше от населенных пунктов, тем безопаснее.
Зато в глухих местах до сих пор можно увидеть диких зверей и птиц. Водоемы притягивают не только людей. Особенно густо населены заросли камышей по берегам тихих плесов и озер. При приближении лодки в камышах как будто что-то взрывается, и утки, с характерным свистом рассекая воздух, скрываются за поворотом. А если подплывать осторожно, то часто можно увидеть цапель. А белая водяная лилия! Многие ее видели только на картинках, обзывают ее лотосом и думают, что у нас она не растет. Да, лотос у нас не растет. А вот на некоторых речках, чтобы подойти к берегу, приходится проплывать через целые заросли прекрасных лилий.
На узких и быстрых речках водоплавающих птиц меньше, но сами берега интереснее: можно застать зверей, вышедших на водопой, например лося или даже медведя. Но чаще всего водники сталкиваются с бобрами. Даже если вы не увидите самого бобра, то обязательно наткнетесь на следы его деятельности. Самые сложные завалы — дело их зубов. Все слышали о тяге бобров к гидромелиоративной деятельности, в первую очередь к строительству плотин. Но аккуратная плотина — не самое неприятное, что устраивают бобры. Масштабы лесоповальной и лесосплавной деятельности бобров явно превосходят потребности в стройматериалах для плотины. Завалят бобры огромное дерево, которое не смогут целиком утащить, и оно валяется поперек основной струи. Лодку затягивает под ветви и переворачивает. И не только лодку — все, что плывет по реке, задерживается его ветвями. Полежит такое дерево пару недель, а если в половодье, то достаточно и часов, и вот завал готов.
В ближайшем Подмосковье диких мест мало. И большинство таких рек столь малы, что проходимы только весной по большой воде. А весенний сплав уже требует более серьезного снаряжения и навыков.
Если отъехать от Москвы километров на триста, например в Тверскую область, то там ненаселенных мест побольше, и можно выбрать более полноводную и длинную реку, которую не проплывешь за один день. Тут можно составить маршрут на несколько дней. А где-нибудь в Архангельской области можно плыть неделю и никого не встретить.
Но самое популярное место для водных походов — Карелия. Быстрые порожистые реки проносят суда мимо красивейших лесных берегов, иногда заболоченных, а иногда скалистых. Появление скал — верный признак порогов и перекатов. Встречаются в Карелии и водопады. Характерная особенность карельских речек — чередование «плес — порог»: за коротким порожистым участком идет длинный спокойный участок, причем порог всегда можно обнести. Поэтому Карелия подойдет как начинающим любителям дальних походов, так и любителям сплава по бурной воде. Не менее интересны реки Урала. А вот кавказские реки вряд ли подойдут автономщикам, зато любителям белой воды там есть где порезвиться. К востоку от Урала водники облюбовали реки Алтая и Восточных Саян, где можно выбрать маршрут любой протяженности и сложности. Тут находится и знаменитый Карагемский прорыв на реке Аргут — сплошной порог длиной более километра с падением уровня воды на сто метров! Пройти его смогли только на «бублике». По сравнению с другими сибирскими реками заброска в эти районы не так сложна. Близко железная дорога, много городов с аэропортами, вполне проходимые автомобильные дороги. В Забайкалье с заброской похуже: нужно или организовывать вертолетную заброску и сброску, или закладывать маршрут продолжительностью в месяц, причем в завершении маршрута вам предстоит проплыть пару сотен километров по реке вполне судоходных размеров.
Ну а если захотелось совсем полного одиночества, чтобы «вперед пятьсот, назад пятьсот» кроме вас никого, то вам в Якутию или на Чукотку. Только там месяца может не хватить и с транспортом просто никак. Постарайтесь выяснить ситуацию в месте предполагаемого финиша на этот год: а то аэродром может оказаться закрытым, пароход только в следующем году, или вообще поселок уже десять лет как нежилой.
HOMO AQUATICUS, СЕЗОН
Самый пик сезона у водников — весеннее половодье. В это время реки наиболее бурные и стремительные, а значит, сплав будет интересным. Кроме того, многие маленькие реки проходимы только весной по большой воде.
Какие же особенности весеннего сплава? Прежде всего весной вода холодная, а за пару часов яркое солнце может сменить снегопад. Гидрокостюм обязателен: или мокрого типа с одетым сверху драйтопом, или хороший сухого типа с одетой поверх него защитой. В паводок вода иногда поднимается на несколько метров, река выходит из берегов, скорость течения многократно возрастает. И вот мутный поток несет вас уже не по руслу реки, а по затопленному берегу прямо на кусты, деревья или под завалы. Не счесть, сколько байдарок под управлением неопытных экипажей закончили свою жизнь в завалах. Хорошо, если пострадала только байдарка — почти каждый год весной бывают несчастные случаи. Из-под завала выбраться очень тяжело — может не хватить силы рук, чтобы сопротивляться течению. Мой первый поход на байдарке был в апреле, то есть в самое половодье. До этого я ходил на катамаране по горным рекам, и что такое завалы, мало себе представлял. Подмосковная речка Волгуша и в более низкую воду довольно интересная, а тут оказалась слишком сложна для нашего экипажа. И вот когда после крутого поворота основная струя понесла нас на завал, мы не успели вовремя среагировать и уйти от него. Байдарку лагом навалило на завал, верхний по течению борт сразу притопило. «Прыгай!» — крикнул капитан. И мы прыгнули. Только он на завал, а я в воду. Чтобы не дать байдарке уйти под завал, я попытался поднять закушенный борт из воды. Не тут-то было! Меня развернуло и, несмотря на довольно большой спасжилет, утащило вниз под байдарку и прижало спиной к бревнам завала. С большим трудом я развернулся и, упираясь в завал ногами и руками, вылез наверх. Только навыки пловца-подводника позволили мне эффективно работать под водой в течение более двух минут и не перепутать направление. Мой капитан уже и не чаял увидеть меня в живых. Не надо было лезть под завал — байдарка не стоит такого риска! У меня тогда все обошлось, а вот в этом году уже утонул водник, который пытался вытолкнуть свою лодку из бочки.
OLD SCHOOL & NEW SCHOOL
Как и в других видах активного отдыха, в водном туризме происходит разделение на старую и новую школы.
Старая школа — это продолжительные путешествия, многоместные суда (байдарки, катамараны, плоты). Судном управляет опытный капитан, а новичок, сидя на месте матроса, постепенно, от похода к походу, набирается опыта. Немногочисленные каяки (КНК) раньше погоды не делали, обычно каякеры, прежде чем сесть в каяк, матросили на байдарке.
С появлением новой техники и нового темпа жизни старая школа утрачивает свои позиции. Жизнь ускорилась, уже мало кто может позволить себе поход на месяц, а впечатлений от короткого сплава хочется получить не меньше. Сплав должен быть очень техничным, с прохождением все более сложных препятствий. А для этого нужно нарабатывать технику. И хочется не за пять — десять лет, а побыстрее. Появились полиэтиленовые каяки — это очень жесткое и прочное судно, оно отлично управляется, мгновенно чувствует любое движение каякера. Его практически невозможно сломать. Оно позволяет проходить такие препятствия, о которых на байдарке нельзя было и мечтать. А чтобы быстрее научиться управлять каяком и не растерять в межсезонье мастерство, каякеры круглый год тренируются в бассейне. На реальную воду каякеры выезжают довольно часто — обычно на «родео-басе», встают около порога и там катаются. А вот в походы обычно ходят редко, некоторые не ходят вообще. Но new school не является препятствием для больших походов, некоторые каякеры успешно ходят в длительные автономные походы. Хотя в этом случае желательна вертолетная заброска.
Тому, кто хочет научиться сплавляться, надо пойти в один из многочисленных клубов водных туристов. Клубы регулярно проводят школы НТП (начальной туристской подготовки). Турклубы есть почти при каждом вузе, бывают также городские и районные турклубы, хоть их сейчас мало. Адреса можно найти в Интернете, а также узнать в библиотеке МГЦКТ (Московского городского центрального клуба туристов), в которой все клубы вывешивают объявления о школах. Адрес библиотеки: ул. Большая Коммунистическая, д. 17, 2-й этаж (пять минут пешком от м. «Таганская», пн. — чт. 16.00-18.00).
Каякерских клубов сейчас довольно много, они есть во многих крупных городах от Калининграда до Владивостока. Среди московских можно отметить «Октопус» (http://www.kayak.ru) и «Академию Белой Воды» (http://www.abvclub.ru), они регулярно проводят наборы новичков.
СЛОВАРЬ ВОДНОГО ТУРИСТА
Антистапель — разборка судна, а также место, где производится этот процесс.
Байдарка — узкая длинная лодка, в которой гребут двухлопастным веслом. Экипаж от одного до четырех человек. Одноместную байдарку обычно называют каяком. Туристские байдарки обычно разборные, разделяются на следующие виды: 1) Каркасные — имеют разборный каркас, на который натягивается «шкура» (оболочка из прочной ткани с водонепроницаемым покрытием (резина, ПВХ); 2) Каркасно-надувные — имеют облегченный каркас, дополнительную жесткость придают встроенные надувные элементы; 3) Надувные — держат форму исключительно за счет надувных элементов.
Белая вода (white-water) — бурные порожистые реки, белые от пены.
Бочка — водоворот с горизонтальной осью вращения. Образуется, когда после слива поток по инерции ныряет вниз, а навстречу ему идет противоток. Если судно не прошло бочку с ходу, то его останавливает и сносит назад к месту слияния слива и противотока. Там его или киляет через корму, или разворачивает лагом и киляет, либо оно просто долго не может выбраться из бочки.
Бублик — разновидность плота, состоит из двух надувных «колес», соединенных рамой. Движется бублик не по направлению качения колес, а вдоль оси, их соединяющей. Внутри каждого колеса сидит человек, который гребет однолопастным веслом поперек потока, смещая бублик вправо или влево. То есть бублик хода относительно воды не имеет, а управляется как плот. Впрочем, если между порогами оказался плес, то бублик можно развернуть боком и грести вперед, но толку от этого мало.
Волок — перетаскивание судна из одной реки в другую, также место, где осуществляется этот процесс.
Герма — герметично закрываемый мешок из прорезиненной (или ПВХ) ткани для хранения вещей и продуктов.
Гидра — гидрокостюм. Бывает мокрая (мокрого типа) и сухая (сухого типа). Мокрая представляет собой костюм из пористой резины (неопрена). Вода, однажды проникнув под него, согревается от тела и больше не обновляется. Сухая гидра полностью изолирует тело от воды, под нее можно одеть теплую сухую одежду. В ней теплее, она легче. Но сухая гидра очень ненадежна, так как боится проколов и заливания воды через неплотно прилегающие манжеты и капюшон.
Дека — палуба байдарки.
Драйтоп — ветро- и водонепроницаемая штормовка, одеваемая поверх мокрой гидры, чтобы человек не замерз от дождя и ветра.
Заброска — дорога до начала маршрута. Например «поезд до Черкесска, автобус до Курджиново и 20 км на лесовозе».
Комментарии