Можно смело утверждать, что еще в одной фотокамере началась жизнь. Причем жизнь в самом высоком смысле, она не имеет ничего общего с жизнью растительной или животной. Ожил сенсор! Он деловито зашуршал электронами, размял контакты, отяжелевшие после спячки, и указал нам на то, что зеркальная камера умеет больше, чем считалось…
Самое удивительное, что камеру, управление и дизайн которой приближен к механическим фотоаппаратам, предложила не какая-нибудь старейшая фирма по фототехнике, а один из ведущих «электронных» брендов!
Panasonic появился после зеркальных камер под брендами Sony, а затем Samsung, подход которых, в общем-то, схож… Его появление логично, но созданная компанией камера вызвала в фотографических и журналистских кругах столько споров, сколько не было давно. Попробуем разобраться, почему.
Жизнь в камере
ДИСПЛЕЙ И МАТРИЦА
Пожалуй, самое главное, что вложили создатели в новый фотоаппарат — это живой сенсор Live MOS (7,5 мегапикселя), способный формировать видеоизображение. Это точно такая же конструкция, которую можно встретить в камере Olympus E-330. Тот же байонет, та же система зеркал «Порро» вместо классической пентапризмы, та же матрица. Хорошо это или плохо? Хорошо, в том смысле, что появление новой камеры с поддержкой системы «4/3», выводят эту систему новый уровень. Ведь чем больше производителей поддержит стандарт, тем лучше для покупателя.
Сенсор Live MOS, являющийся основой системы Live View, позволяет выводить изображение сразу на ЖК-дисплей фотокамеры (про это мы уже не раз писали). Зеркало отклоняется вбок, и свет попадает на матрицу, а потом и на дисплей. Что говорить, конечно, это удобно. Во время визирования на дисплей можно вывести линии золотого сечения, эксподанные, а так же увеличить изображение в 4 или 10 раз для соблюдения точной фокусировки. Лучше всего, на наш взгляд, система Live View подходит для неспешной съемки, например пейзажа, натюрморта или архитектуры. Камера тихонько стоит на штативе, и фотографу удобно искать оптимальное сочетание объектов. Кроме того, одной из интересных особенностей Live View является оценка баланса белого не после, а во время съемки.
Съемка же любого динамичного сюжета будет сопряжена с целым рядом трудностей, связанных с фокусировкой. Для автоматической наводки на резкость при активной системе Live View Panasonic должен опустить зеркало, сфокусироваться и снова поднять его — целая жизнь пройдет! Да, разработчики сделали все, чтобы этот процесс был быстрым, но динамику в кадр с таким способом съемки не поймаешь. К тому же постоянные хлопки зеркала не лучшее звуковое сопровождение. Второй матрицы, для того чтобы изображение всегда было на видоискателе, даже при опущенном зеркале, как в Olympus E-330, здесь нет.
От работы с самим дисплеем впечатления только хорошие. Углы обзора вполне позволяют снимать камерой в нестандартных положениях (например, с уровня земли), используя тот же Live View.
ОБЪЕКТИВ
Объектив, который идет в комплекте с камерой Panasonic, заслуживает отдельных слов: это новая разработка легендарной Leica — D Vario-Elmarit 14–50 мм, f/2,8–3,5. Его особенности: близкая к классической конструкция, встроенный стабилизатор изображения Mega O.I.S., достаточно высокая светосила и оптимальный диапазон фокусных расстояний.
У объектива три кольца: кольцо диафрагмы, фокусировки и изменения фокусного расстояния. Первые два лишь имитируют механические, поэтому при выключенной камере нельзя проверить глубину резкости или сфокусироваться.
Фокусировка происходит внутри объектива, и никакие внешние элементы при этом не перемещаются.
Встроенный стабилизатор заявляет о своем существовании легким жужжанием. Если поднести к объективу ухо, станет слышно, как в корпусе работает система, позволяющая сохранять резкость на фотографии даже на длительных выдержках. Со своей работой он справляется без нареканий.
Мы не проводили специальных замеров виньетирования, дисторсии и хроматических аббераций, но по результатам тестовых снимков ясно, что объектив не принадлежит к классу любительских. Его недостатки сведены к минимуму.
Сообщается, что в скором времени объектив можно будет купить отдельно, а это радостная новость для всех обладателей камер с байонетом 4/3.
УПРАВЛЕНИЕ
Ностальгия… Подумать только, сколько времени прошло с тех пор, как был выпущен последний фотоаппарат с диском выбора выдержек! Невыносимо много. Впрочем, если подумать, то в его наличии нет ничего удивительного, как и в диске установки диафрагмы. Но, сразу скажем, что привыкнуть к такому управлению непросто. Уж очень хорошо позабыли мы, как это делалось когда-то: без управляющих дисков, джойстиков и прочих электронных навигаторов…
Итак, первое, на что обращаем внимание, — прямоугольный корпус, практически лишенный характерных для современной зеркалки черт. Многие элементы корпуса магниевые, в нужных местах они «обрезинены». Под правую руку сделан небольшой наплыв, чтобы было удобнее держать камеру.
Вообще, в L1 все непривычно: кнопка спуска лежит на верхней панели корпуса, а не смещена под указательный палец, как в большинстве камер; видоискатель вообще «уехал» влево… К этому нужно привыкать, причем не один день. Но нельзя сказать, что, работая с камерой, испытываешь особый дискомфорт.
Настройка экспозиции осуществляется с помощью диска выдержек на корпусе и кольца диафрагмы на объективе. Оба они имеют положение «A», в котором камера автоматически устанавливает экспозицию. Меняя диафрагму на объективе в то время, как выдержки находятся в положении «А», мы получаем классический приоритет диафрагмы. Аналогичным образом реализуется и режим приоритета выдержки. Все очень логично, а главное, наглядно. Никогда не запутаешься, что и где установлено. Рядом с кнопкой спуска находятся два рычажка. Один устанавливает тип экспозамера, а другой — режим съемки. Там же находятся две кнопки, назначение которых можно выбирать; одной из них, например, удобно назначить переключение в RAW-формат. Под большой палец попадает маленькое колечко для оперативных настроек камеры. Например, большим пальцем нажимаем на кнопку выбора баланса белого (слева от дисплея), а правым — выбираем нужное значение баланса. В целом управлением и настройкой камеры мы остались очень довольны.
Несколько грустных слов можно сказать о видоискателе фотоаппарата. В силу конструктивных особенностей он получился небольшим и темноватым. А ведь это одна из важных деталей цифровой камеры. Например, при съемке в темном помещении или ночью у фотографа возникнут серьезные проблемы с визированием. Правда, в отличие от зеркальной камеры, Panasonic может выводить картинку на ЖК-дисплей, но… в темноте от него тоже будет мало помощи. Кроме того, поскольку у камеры есть только один дисплей, куда выводится вся необходимая информация, то в сумерках, а тем более в темноте, прежде чем поднести камеру к глазам, дисплей приходится выключать. Согласитесь, лучше бы он делал это сам.
Забавно работает «шумодав» фотоаппарата на длинных выдержках. Нет, мы ничего не хотим сказать о качестве его работы — функционирует он чудесно, — но за это приходится платить… временем. Например, кадр сделанный с выдержкой в минуту, будет и обрабатываться столько же, причем камерой в этот момент управлять нельзя.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Когда мы «общались» с этой камерой у нас постоянно возникали вопросы: почему они сделали так-то и так-то, почему нет этого и зачем нужно то?.. Основная загадка — это цена фотоаппарата (более $ 2 000!), не подкрепленная выдающимися техническими данными. Для справки: Canon EOS 5D с полнокадровой матрицей стоит почти столько же!
Одно из преимуществ съемки с использованием дисплея (и ее давно оценили пользователи компактных камер) — невероятные углы съемки. Вы можете снимать с мостовой, держа камеру над головой на вытянутых руках, и при этом видеть получающийся кадр! Да, в Panasonic не помешало бы сделать дисплей поворотным, правда, тогда был бы риск разрушить концепцию классической камеры… Но разве само наличие Live View не делает этого? И подобных противоречий в L1 немало.
Параметры кадра: баланс белого — дневной свет, фокусное расстояние 14 мм, 100 ISO; f8; выдержка 1/60. Понять логику производителя сразу трудно. Затем приходит осознание: Panasonic L1 — это своего рода знак, символ амбиций и возможностей компании, имиджевая модель. Было бы странным считать, что инженеры и маркетологи Panasonic не сумели сделать коммерчески выгодный продукт. Нет, это не так, и многие компактные камеры Panasonic тому подтверждение. Скорее всего, компания ставила другие задачи: всколыхнуть рынок, доказать, что не все так однозначно и прямолинейно в современном мире фотографии. Показать, что сделать новую камеру, — это не просто впихнуть туда новую матрицу и большой дисплей, а попытаться найти иной путь, нестандартное решение.
Можно сказать, что, создав такой спорный фотоаппарат, Panasonic бросил вызов остальным производителям. Его запомнят, а 10 новинок с измененным названием и натянутыми «улучшениями» — нет.
РЕЗЮМЕ
Это очень дорогая камера. Слишком дорогая для большинства фотолюбителей, и хотя не известно, какую долю в ее стоимости занимает «лейковский» объектив, ясно, что и сам корпус производитель оценивает очень высоко. Мы не можем упрекнуть компанию в создании камеры завышенной стоимости. Panasonic DMC-L1 — великолепно собранная и сконструированная вещь. Он уникален как фотоаппарат, и фотоаппарат этот по-настоящему новый, но… мы не знаем, для кого он создан. Эдакое произведение технического искусства, чтобы дивились и восхищались.
Да, камера делает хорошие фотографии, управлять ею несложно и, в отличие от большинства зеркалок, интересно. Да, многие его функции удобны и полезны, как например, стабилизатор в объективе, Live View и прочее, однако L1 все равно остается элитарной камерой, она… не для всех.
ЦЕНА: $2 300 (в комплекте с Leica D Vario-Elmarit 14–50 мм, f/2,8–3,5), дополнительная оптика, например Olympus ZUIKO Digital ED 40–150 мм, f 3,5–4,5 стоит $300, карта памяти SD на 1 Гб обойдется в $ 60.
ПЛЮСЫ: высококачественный объектив Leica со стабилизатором изображения в комплекте. Возможность фокусировки по дисплею, моделирование классической системы управления камерой, продуманное расположение элементов, прочный корпус, встроенная вспышка, умеющая «стрелять» в потолок.
МИНУСЫ: высокая цена, недостаточно яркий маленький видоискатель, соотношение сторон снимка 4:3 при максимальном разрешении, отсутствие датчиков, отключающих дисплей.
Нельзя сказать, что Panasonic DMC-L1 как-то по-особому передает цвет, но нам понравились результаты съемки. Экспозамер ошибается не часто и всегда можно подкорректировать его работу. Детализация снимков, несмотря на небольшое по сегодняшним меркам разрешение, на высоком уровне. Не исключено, что большую роль здесь сыграл новый объектив Leica D Vario-Elmarit, который показал себя с самой лучшей стороны.
Параметры кадра: баланс белого — дневной свет, фокусное расстояние 26 мм, 100 ISO; f8; выдержка 1/80. Сочетание стабилизатора изображения, встроенного в объектив и хорошей системы шумоподавления позволяет фотографу работать с камерой в разных световых условиях. Шумы на 800 ISO, конечно же, заметны, но не критичны. Большие значения, как и в 90% камер лучше не использовать.
Параметры кадра: баланс белого — дневной свет, фокусное расстояние 14 мм, 800 ISO; f2,8; выдержка 1/60. Выражаем искреннюю благодарность московскому представительству компании Panasonic и лично Михаилу Семенову за помощь в подготовке этого материала.
Комментарии