Яркие впечатления

Нет никаких сомнений, что проектор, как в свое время мобильный телефон, становится все ближе и ближе к «массам». Уже не приходится объяснять, что это за диковина и для чего она нужна: многие на опыте убедились в удобстве данного прибора, а некоторые стали активными его пользователями. Однако мы, россияне, по традиции не торопимся внедрять любую западную инновацию, подолгу присматриваясь к технике, проверяя ее временем и решая: стоит ли «игрушка» своих денег. При текущих темпах продвижения средств на отечественный рынок этой стильной «коробочкой» еще долго можно будет удивлять своих бизнес-партнеров. Но чтобы проектор не стал лишь элементом имиджа, а приносил реальные дивиденды, подскажем, где он удобен, а где и вовсе незаменим.

Удобен:

— в деловых поездках, когда вы не знаете ни сценария предстоящих встреч, ни технической базы принимающей стороны;

— дома, где он станет заменой и телеэкрану, и монитору компьютера.

Незаменим:

— в переговорной комнате, где вам некогда рисовать на доске графики (которые к тому же намного привлекательнее смотрятся в виде компьютерных диаграмм);

— в коференц-зале, где реально отобразить сложные графические данные, которые не нарисуешь от руки (конечно, если вы не художник). Кроме того, легко тут же подтвердить приведенные сведения фото- или видеоаргументами («вести с полей», отчет о посещении производства, показ рекламного ролика и т.д.);

— в лекционной аудитории, где вам не придется тратить время на изображение рисунка в таком масштабе, чтобы даже лентяи с последних рядов разглядели подробности. Да и руки теперь не надо пачкать ни мелом, ни цветными маркерами.

LCD-ПРОЕКТОР

Внутри такого устройства — три жидкокристаллические матрицы (по одной для каждого базового цвета RGB), работающие на просвет. Свет лампы, разделенный на три луча, «окрашенных» в базовые цвета, проходит через сформированные на матрицах изображения и после этого собирается в итоговый световой луч, через объектив попадающий на экран. За создание «слайда» на каждой из трех панелей отвечает микропроцессор.

Под управлением отдельного тонкопленочного транзистора (TFT — Thin Film Transistor) любой пиксель матриц находится в одном из двух состояний — прозрачен или непрозрачен. Эффект изменения светопропускающей способности под воздействием электрического тока — свойство ЖК-панелей, отсюда и название — Liquid Crystal Display.

DLP-ПРОЕКТОР

Если речь идет не о дорогостоящих стационарных трехчиповых аппаратах, то в устройствах, действующих по этой технологии, стоит один элемент (чип), формирующий изображение. Это матрица микрозеркал, каждое из которых, являясь по сути пикселем (от pixel — picture element), под управлением процессора принимает состояние «включен» (свет передается на объектив) или «выключен» (луч отражается в светопоглотитель).

На пути от лампы к матрице луч проходит через вращающееся колесо светофильтра, состоящее из трех секторов базовых цветов (часто они дополнены четвертым — прозрачным — сектором для усиления яркости изображения). При этом состояние зеркального массива соответственно цвету подаваемого в данный момент луча «настраивает» процессор.

Таким образом, проектор очень быстро меняет на экране три (или четыре — при наличии четвертого сектора) картинки разного цвета, а глаз, «суммируя» видимое, получает итоговую информацию. Состояние пикселя изменяется поворотом микрозеркала на заданный угол; управление формированием изображения на зеркальной матрице дало имя технологии (Digital Light Processing) и чипу (DMD — Digital Micromirror Device).

ANSI-Lm

Единица, введенная в 1992 году Американским Институтом Национальных Стандартов (ANSI). Отличие от обычного измерения яркости (она же световой поток) в люменах состоит в том, что введенная методика строго оговаривает площадь контрольного экрана (диагональ — 40 дюймов) и фокусное расстояние проектора (должно быть минимальным). Она позволяет дать среднюю оценку яркости аппарата: значения замеряют в девяти контрольных точках и усредняют.

Проблема равномерности засветки сейчас не так актуальна, как раньше, но узнать эту величину (приводится в процентах) всегда можно из технической документации.

В СФЕРЕ ВНИМАНИЯ

Чтобы с высоты теоретических рассуждений нырнуть прямо в глубины практической деятельности, мы взяли два мобильных проектора мультимедиа и вообразили себя активными презентаторами, для кого такое оборудование — основное «средство производства». Особо в технические подробности не вдавались, все интересы были продиктованы запросами повседневной жизни.

Про подбор моделей скажем отдельно. Сегодня в классе мобильных проекторов тесновато. Обилие всяческих новинок делает маркетинговые термины неинформативными. Например, ознакомившись с инструкциями от двух аппаратов, вы с удивлением обнаруживаете, что «ультрапортативный» проектор может оказаться тяжелее «портативного». Но, вникнув в подробности, понимаете, что большая яркость устройства, пожалуй, стоит полукилограммовой прибавки в весе. Однако сомнение остается: «портативный» и «компактный» — это синонимы? Нам было проще. Оба аппарата, участвующие в «полевых испытаниях», относятся к классу мобильных. Это устройства, спроектированные без «привязки» к ПМЖ, для путешествий со своим хозяином. Значит, главные требования к ним — легкость и компактность при достаточной яркости.

Одну из моделей — Panasonic PT-LC80E — можно назвать «типичной» мобильной (справедливости ради подчеркнем нетипичные для такого класса яркость и некоторые функции), а другую — InFocus LP120 — сверхкомпактной (пока она — рекордсмен по размерам). Сопоставление таких аппаратов — дело непростое: решаемые ими задачи и условия работы не всегда совпадают (много ли общего у гоночных автомобиля и мотоцикла?). По результатам работы мы хотели выяснить и на себе прочувствовать отдельные преимущества каждого прибора, попутно поискав ответы на «классические» вопросы: «Что выгоднее, LCD- или DLP-технология?», «1000 или 2000 ANSI-Lm достаточно для реальной жизни?», «Сколько коммутационных разъемов должно быть у мобильного проектора?» и, конечно: «Сколько платим и что получаем?».

ДОСМОТР С ПРИСТРАСТИЕМ

Чтобы понять, насколько сильно отличаются друг от друга эти два проектора, достаточно изучить их «краткие характеристики» (см. таблицу 1). Однако цифры не впечатлят так, как «живое знакомство» с аппаратами.

ГАБАРИТЫ

Panasonic PT-LC80E попал к нам в руки первым и успел удивить своей компактностью. Это чувство сохранялось до тех пор, пока мы не распаковали коробку с InFocus LP120. Тот, кто работает с проекционной техникой не первый год, поймет, какой восторг вызывает проектор, умещающийся на двух ладонях, и сумочка для его переноски, напоминающая дамскую косметичку. В данном случае за словами «рекордно малые размеры» стоит уменьшение корпуса в несколько раз, а не на несколько миллиметров. Объемы аппаратов отличаются в 3,7 раза (кто не верит, умножьте три линейных размера и сравните объемы двух аппаратов в кубических сантиметрах). «Рукой» различия по весу ощутимы, но не так ярко.

ДИЗАЙН

Оценивая «экстерьер» аппаратов, высший балл хочется поставить обеим дизайнерским группам. Но это равенство не есть одинаковость: модели воплотили два принципиально разных подхода.

Корпус Panasonic PT-LC80E выполнен в духе минимализма — серебристая «коробочка» со скругленными гранями. На лицевой стороне никаких выступающих частей, объектив с защитной крышкой — вровень с поверхностью. Все соединительные разъемы вынесены на заднюю плоскость и спрятаны под защитной панелью под цвет корпуса, под нею отведено также место для миниатюрного пульта управления. Сверху проектора — лишь три кнопки: «Включение»/«Переход в режим ожидания», «Выбор источника сигнала» и «Автоматическая первичная настройка параметров». Рядом — четыре индикатора. Главный из них объединен с клавишей «Power», он работает всегда и сообщает о состоянии проектора (прогрев, работа и т.д.). Из трех других два (Lamp и Temp) — «проблемные» (один «следит» за лампой, другой — за температурой), а третий (RGB Input) напоминает о типе принимаемого сигнала.

«Внешность» InFocus LP120 скромной не назовешь — сверху он пестрит управляющими клавишами (12 штук). Все они снабжены наглядными пиктограммами и при включении питания подсвечиваются изнутри мягким светом. Нашлось здесь место и для небольшой ЖК-панели, сообщающей пользователю обо всем, о чем, по мнению конструкторов, ему положено знать. Так что индикатор здесь всего один («Работа» или «Режим ожидания»). Боковые грани украшены «ребрами жесткости» — дизайн получился современным, с кибернетическими мотивами.

КОММУТАЦИЯ

Имидж — это важно, но еще важнее — проверить, как же проектор работает? Мы постарались представить себя в роли человека, в первый раз имеющего дело с подобным прибором. На наш взгляд, меньше волнений неопытному пользователю доставит модель от Panasonic. Разъемов хоть и много, но попадаются знакомые и над каждым — крупная маркировка, совпадающая с применяемой и на компьютерах, и на аудиовидеоаппаратуре. Рядом со штекером питания расположен «главный» тумблер («0/I»).

С InFocus тоже проблем не будет. Тем не менее, лишь покрутив в руках соединительный кабель, понимаешь, что на непривычный разъем «Computer in» можно подавать обыкновенный сигнал с RGB-выхода видеокарты. Не найти здесь и знакомых «тюльпанов» для ввода композитного видео или звука. Оба этих сигнала проектор «понимает», но узнаешь об этом, либо изучив прилагаемый набор переходников-адаптеров, либо проштудировав инструкцию. Тюльпан, «несущий» картинку, через переходник передает ее на вход S-video, а звук через адаптер «заводят» в «мини-джек» (иначе, компьютерный звуковой разъем). Питание аппарата в режиме «Standby» («Ожидание») включается сразу после подсоединения к розетке — проектор начинает потихоньку «шуршать» (на порядок тише, чем в рабочем состоянии). К слову, у Panasonic это происходит только после нажатия клавиши «Power» при уже включенном тумблере электропитания. Таким образом, окончательно выключить, скажем, на ночь, LP120 можно, только вынув шнур из розетки.

Длина кабеля электропитания у обеих моделей — примерно 3 м, то есть в небольших комнатах удлинитель не понадобится. У Panasonic такой же протяженности и VGA-кабель, а у InFocus он на метр короче, что говорит о более «близких» отношениях этого проектора с компьютером. У PT-LC80E на обоих концах шнура — разъемы HDB15. При желании его легко «удлинить» (предел работы качественного кабеля без усилителя — 15 м), нужно лишь сходить в компьютерный магазин. У LP120 шнур — специальный, и утрата его грозит потерей времени на поездку в офис компании. Кстати, кабели InFocus (и сетевой, и компьютерный) снабжены липучим соединением, которое удобно при транспортировке и к тому же помогает собрать в пучок свободный участок.

Разобравшись во всем и подключив источник сигнала к уже включенному и прогретому проектору, обладателям InFocus LP120 не придется нажимать ни одну клавишу, чтобы увидеть картинку (о подстройке резкости — ниже): «умная» машина сама распознает сигнал и выберет для его отображения одну из трех предустановок (с оптимальными, на взгляд конструкторов, яркостью, контрастностью, цветовой температурой и другими параметрами). Всплывающее на экране меню сообщит и о «понятом» типе сигнала, и о выбранном режиме показа (например, «видео» или «компьютерное изображение»).

Владельцам PT-LC80E для настройки на требуемый источник надо будет нажимать клавишу «In» на верхней панели (на пульте ей соответствуют «RGB» или «Video») до тех пор, пока на экране не появится картинка. Зато в случае необходимости дальнейшей подстройки все сводится к нажатию кнопки «Auto setup» — даже вертикальные трапецеидальные искажения будут автоматически откорректированы на основании показаний внутренних датчиков проектора (наша практика подтвердила их точность). В InFocus LP120 «трапецию» придется «убирать» вручную, но сделать это несложно — соответствующие клавиши (их две) вынесены на верхнюю панель.

Приятная особенность PT-LC80E — наличие коррекции горизонтальной «трапеции». Так что если вас «загнали в угол» и нет никакой возможности расположиться прямо напротив экрана или развернуть его в свою сторону, не стоит беспокоиться (хотя понятно, что у такого смещения есть свои пределы).

Работа с несколькими источниками легко осуществляется в обеих моделях, отличается только «валентность» аппаратов: LP120 одновременно способен принимать один видео- и один компьютерный сигнал, в то время как PT-LC80E — по два. Переключение между входами сводится к нажатию одной клавиши. Времени для «адаптации» аппаратам нужно немного: Panasonic в наших опытах (ноутбук и видеомагнитофон) потребовалось 2 секунды, тогда как у InFocus 4 секунды ушло на переход с компьютерного сигнала на «видео» и 10 — на возврат к XGA-картинке.

АКУСТИКА

Оба проектора снабжены встроенным динамиком. Заявленные технические параметры отличаются в два раза: 2 Вт — для Panasonic и 1 Вт — для InFocus. Видимо, где-то между этими цифрами лежит предел безболезненного уменьшения размеров динамика. PT-LC80E позволяет и просмотреть видеофильм, и провести презентацию со звуком даже в объемном помещении, по громкости соперничая с пятнадцатидюймовым телевизором. Конечно, для полноценного домашнего кинотеатра такой звук не подойдет, но музыка и диалоги героев разборчивы и, еще не выходя за пределы качественного звучания, становятся очень громкими в комнате площадью 20 квадратных метров.

А вот для LP120 слово «громкоговоритель» приходится брать в кавычки: или звук с хрипом, и динамик захлебывается, или трудно расслышать речь. Хотя вентилятор «малютки» потише, чем у PT-LC80E, но даже он мешает расслышать диалоги, а со стоящим рядом «старшим братом» это сделать еще сложнее. Возможно, встроенные колонки современного ноутбука окажутся эффективнее.

Отметим, что оба проектора никак не ассоциируют звук на входе с источником изображения, так что, даже переключившись на показ компьютерной графики, вы будете слышать звуковую дорожку с подключенного DVD-плейера. Поэтому при переключении между источниками понадобится еще и регулировать звук. На пульте Panasonic для данных целей есть удобная клавиша «Mute» («Отключение звука») и две кнопки регулировки громкости. У LP120 звуковой «микшер», подобно корректировке «трапеции», состоит из двух клавиш на верхней панели проектора.

УСТАНОВКА ПРОЕКТОРА

Напомним, что мы имели дело с мобильными аппаратами, а работа с ними чаще всего проходит по принципу: «поставил, подключил, работаю». Второй этап мы рассмотрели подробно, теперь несколько слов о первом.

Сложностей здесь никаких — была бы устойчивая поверхность без большого наклона (в 99% случаев — банальный стол). Если экран расположен выше данной плоскости, надо «задрать нос» аппарату.

У PT-LC80E для этого по бокам предусмотрены две ножки, у LP120 — одна по центру. Устройство их одинаково: пока нажат блокиратор (у Panasonic — прямо над ножками, у InFocus — на верхней панели), штырьки свободно ходят в пазах вверх-вниз. Нажали на клавишу и, глядя на экран, «подняли» до нужной высоты картинку, после чего отпустили блокираторы.

Остается только подкорректировать вертикальную «трапецию» и повернуть экран (если он мобильный) или сам проектор для устранения горизонтальных искажений.

Ясно, что в миниатюрном корпусе LP120 сложно найти место для двух ножек, и конструкторы ограничились одной, но более широкой. Если необходимо приподнять только один край проектора (скажем, стол совсем уж «кривой»), придется подложить журнал или виток сетевого кабеля.

МАСШТАБ И РЕЗКОСТЬ

Вы установили аппарат на требуемом расстоянии прямо напротив экрана, но вас не устраивает, как расположилась на нем картинка (допустим, ее хочется чуть увеличить, чтобы задействовать все полотно). Предлагаемые действия: самое неудобное — отодвинуть экран, более простое — немного удалить от него сам аппарат.

Оказывается, есть и третий способ — воспользоваться трансфокатором — специальным механизмом, позволяющим растягивать или сжимать картинку. Пределы таких изменений служат характеристикой оптической системы аппарата, их приводят в технических данных как «1:Х», где вместо «Х» указывают, насколько диагональ максимально «растянутой» картинки больше диагонали максимально «сжатой». Установите рычаг трансфокатора в среднее положение, и время, затрачиваемое на первичную настройку, существенно сократится. Кроме того, за счет уменьшения размеров можно «схитрить» и чуть увеличить яркость изображения, ведь тогда тот же световой поток будет падать на меньшую площадь. Вторая оптическая характеристика, корректировка которой возложена на пользователя, — резкость.

В мобильных моделях и трансфокация, и подстройка резкости чаще всего проводятся вручную (так получается более оперативно). Регуляторы могут отличаться по форме, но всегда выполнены в виде колец, расположенных на объективе. Верной будет аналогия с объективом фотоаппарата с двумя кольцами — масштабирования и настройки резкости.

Так как объектив PT-LC80E заметно больше, то и регулировочные кольца получились более широкими, особенно у трансфокатора. В LP120 кольцо фокусировки вращается удобно и точно, а вот к миниатюрному рычажку масштабирования поначалу боязно подступиться. Диапазон «удобных» положений регулятора резкости у InFocus оказался шире, у PT-LC80E поворот детали на минимальный угол уже вызывал изменение четкости картинки, и подстраивать ее приходилось очень тщательно.

ПРОЕКЦИОННОЕ РАССТОЯНИЕ

С масштабом все понятно, но как далеко от экрана надо поставить аппарат, чтобы получить световое пятно «нормальных» размеров? Проекционное расстояние определит запросы и к метражу гостиной, где вы собрались наслаждаться просмотром видео, и к объему переговорной комнаты.

Не мудрствуя лукаво, мы установили технику на расстоянии полтора мет-ра от экрана (вероятно, именно так чаще всего работают портативные аппараты) и измерили ширину и высоту минимальной и максимальной картинки (даже опытному пользователю сложно составить мнение по такому параметру, как диагональ). Потом те же операции провели, увеличив удаление от полотна до двух метров.

Перед замерами добились точной «центровки» аппаратов и отключили коррекцию «трапеции», ведь она ведется пересчетом картинки и «отрезанием» разницы между длинным и коротким основаниями трапеции, то есть с потерей полезной площади матрицы (не участвуют крайние пиксели). Кроме того, мы подстраивали резкость изображения, что тоже вносило небольшие изменения в размеры. Замеры велись при проецировании сигнала с компьютера (соотношение сторон — 4:3). Результаты для удобства свели в таблицу 2.

Несколько комментариев к таблице. Во-первых, она наглядно объясняет термины «длиннофокусный» и «короткофокусный». Видно, что с одного и того же расстояния Panasonic выдает картинку в 1,25 раза (то есть на четверть) больше, чем InFocus. Это означает, что для создания такой же «зоны засветки» второй проектор придется отнести подальше от экрана. Хорошо, если речь идет о длинном столе в переговорной, и вы ничем не ограничены. А если это пространство за просветным экраном или небольшая комната? Оптика, работающая с меньшей удаленностью от экрана при том же «размахе» картинки, называется короткофокусной, и она удобнее в случае мобильных аппаратов. Кстати, во сколько раз вы увеличите проекционное расстояние, во столько «вырастет» и картинка.

Во-вторых, из таблицы 2 видно, что такое «кратность объектива 1:1,2». Именно в 1,2 раза увеличиваются размеры засвечиваемой площади при вращении кольца трансфокатора неподвижного проектора.

Еще одно различие моделей показалось нам интересным. Установленные на одинаковой поверхности на расстоянии 1,5 метра от экрана проекторы по-разному поднимали картинку относительно плоскости стола, и разница эта составила целых 17 см (выше располагалось изображение, выдаваемое InFocus).

УПРАВЛЕНИЕ

В смысле настроек и изменения режимов работы модели схожи программно, но разнятся технически, причем неодинаковые подходы к компоновке корпусов определили и принципиально иной вид пультов дистанционного управления. О каждом аппарате расскажем отдельно.

У Panasonic PT-LC80E органы управления — кнопка «Menu» и джойстик — «переехали» на заднюю панель. Последний, помимо четырех команд («Вверх»/«Вниз» и «Вправо»/«Влево»), нажатием задает еще и «Enter» («Ввод» или выбор данной операции). Управлять столь миниатюрным джойстиком несподручно, и при неснятой задней панели (отделяется она, кстати, очень легко) управление становится настоящей проверкой на ловкость пальцев. Но вряд ли данными клавишами придется пользоваться часто, ведь «копия» джойстика — более крупная и удобная — есть на пульте ДУ.

Помимо этих органов управления, достаточных для того, чтобы через меню и подменю «добраться» до любой команды, под отдельные, часто используемые настройки на «ленивке» отведены специальные кнопки. Доступные с их помощью эффекты — отключение звука, «Пустой экран», «Заморозка экрана» (фиксирует то, что в данный момент отображается, звук при этом продолжает воспроизводиться), индексное окно (о нем мы подробно расскажем ниже), цифровое увеличение картинки и изменение громкости динамика.

Есть также кнопки, дублирующие управление с верхней панели проектора (выбор источника сигнала и автоматическая подстройка изображения), одна — приводящая все измененные настройки аппарата к заводским, а также клавиша «Power». Так что, подсоединив все провода и включив тумблер питания, вы можете больше вообще не прикасаться к прибору.

В InFocus LP120 все наоборот: управление сконцентрировано на верхней панели. Джойстиков нет, только нажимаемые клавиши. Из них четыре — для путешествия по меню настроек и выбора требуемых пунктов, а остальные — дублирующие отдельные пункты меню (настройка громкости, коррекция трапецеидальных искажений, выбор источника, предустановки параметров показа). Контроль осуществляется лишь «в контакте» с проектором, на пульт ИКДУ вынесены только «презентационные» клавиши. Всего их четыре: две для перелистывания страниц презентации (подробнее ниже), одна, настраиваемая пользователем, и лазерная указка. Эффект, воспроизводимый при нажатии на «гибкую» кнопку, выбирается из предлагаемого перечня команд в специальном пункте меню. Мы для удобства сделали ее включателем/ выключателем «пустого экрана» (а цвет заставки с синего по умолчанию поменяли на черный).

Какое-то время поработав обеими моделями, сделали вывод, что удобнее «бесконтактное» управление проектором — даже более увесистый Panasonic от нажатий на джойстик, расположенный на корпусе, скользил по поверхности стола, и после путешествий по меню его часто приходилось поворачивать, возвращая картинку на «свое место» и заново подстраивая резкость. У InFocus же каждый контакт с кнопкой, естественно, сопровождается «дрожанием» изображения на экране (тем более что на одной ножке-подставке он менее устойчив). К тому же его небольшие пункты меню при активном ознакомлении читать трудновато. Хорошо, что настройки занимают лишь малую часть работы. Возможно, будь мы презентаторами, а не техническими обозревателями, то со временем отдали бы предпочтение именно неперегруженному управлением пульту ДУ LP120.

Теперь понятно, почему для крепления под потолком InFocus не предназначен. Даже если бы и была в нем предусмотрена вертикальная инверсия (к слову, у Panasonic PT-LC80E она есть), вставать на стул, дотягиваясь до кнопок расположенного на высоте аппарата, мало кому понравится. Горизонтальная же инверсия для установки прибора за просветным экраном наличествует у обоих проекторов.

МЕНЮ

«Серьезно» настроить проектор, чтобы он работал с полной отдачей, можно, только основательно разобравшись во всех пунктах меню. Трудно будет лишь поначалу. В общем же эта процедура не требует сверхинтеллектуальных усилий, поскольку и InFocus LP120, а с недавнего времени и Panasonic PT-LC80E знают русский язык.

«Общение» с LP120 проходит изящно и просто — напротив каждого пункта находится наглядная пиктограмма, помогающая понять значение незнакомого слова. Всплывающие меню настроек появляются в верхнем левом углу экрана, а небольшие информационные сообщения — на подменю слева внизу. Поля серого цвета и внешним видом, и организацией напоминают всплывающие списки команд офисных программ ОС Windows.

У Panasonic PT-LC80E информация появляется в серых прозрачных «боксах» по центру экрана. Вид у нее более примитивный (продолжая компьютерную аналогию, эти списки команд ближе к интерфейсам первых ПК). Однако управлять аппаратом не менее удобно. Пиктограммки, кстати, тоже в наличии. Ползунки регулировок громкости и корректировки положения появляются внизу экрана, а сервисная информация об источнике сигнала — в правом верхнем углу.

Приятное отличие LP120 в том, что вы можете «сберечь» до трех пользовательских настроек, в каждой из которых будут сохранены внесенные корректировки яркости, цветовых компонентов и т.д. А вот PT-LC80E «помнит» только последние изменения. Привести настройки к заводским легко в обоих аппаратах, для этого предусмотрен отдельный пункт меню.

У Panasonic есть несколько оригинальных функций. Начнем с «Индексного окна» — во время показа любого изображения, нажав на кнопку пульта или вызвав команду через меню, вы разбиваете весь экран на две части. Левая половина фиксирует состояние (действует на манер функции «Заморозка», которая, кстати, есть только у PT-LC80E). Правая работает по-прежнему, отображая все изменения. Так продолжается до повторного нажатия функциональной клавиши или до какой-либо команды (смена источника, вызов меню и т.д.). Пропорции изображений, конечно, далеки от истинных, но порой наличие возможности сравнения двух картинок важнее точности передачи.

Вторая «необычная» функция PT-LC80E — режим «Доска». Он позволяет определенным образом подстроить цветопередачу и хоть с худшим качеством, но отразить сигнал на темной классной доске, когда «под рукой» нет не только экрана, но и белой стены.

Из достоинств PT-LC80E упомянем и защиту паролем, настраиваемую через специальный пункт меню. Цифровых клавиш на пульте, естественно, нет, поэтому комбинация задается нажатием управляющих клавиш «Вверх»/«Вниз» и «Вправо»/«Влево» — проектор включается только после введения правильной последовательности. Кроме того, ничто не мешает запрограммировать текстовую строку. Она исчезнет с нижней части экрана только при вводе пароля, а уж что там будет написано — Интернет-адрес фирмы-владельца проектора или обычная рекламная строка — дело хозяина аппарата.

Не лишним для Panasonic с его высокой яркостью (а следовательно, и с большей мощностью) является наличие контроля за интенсивностью работы вентилятора. Если вы оказались в «тяжелых» условиях — например, на большой высоте над уровнем моря или в тесном помещении без должной вентиляции (примитивный проекционный короб) — предусмотрен режим «High»: аппарат шумит сильнее, но охлаждается интенсивнее.

Настройки, общие не только для «наших» проекторов, но и для большинства подобных устройств, перечислим, не вдаваясь в подробности: регулировки яркости, контрастности, цветовой температуры, баланса белого (отдельная корректировка трех базовых цветов); переключение между режимами показа 16:9 и 4:3 (видеостандарт и компьютерные пропорции); режим экономичной работы лампы; коррекция вертикальных трапецеидальных искажений (в некоторых моделях есть и горизонтальная коррекция); корректировка положения картинки в «зоне засветки»; выбор цвета пустого экрана; настройки специальных параметров для преодоления возможных проблем распознавания сигнала и т.д.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПК

Соединительный шнур LP120 на «компьютерном» конце разветвляется на два: на одном — стандартный разъем HDB15, на другом — USB. Именно с его помощью с пульта ДУ на компьютер передают команды смены слайдов презентации («предыдущий»/«следующий»).

А вот PT-LC80E «общается» с ПК только через серийный порт (кабель приобретают отдельно). Подобное соединение нереально в «горячем» режиме, то есть его нельзя осуществить на работающем компьютере. Такая связь позволяет пересылать на проектор ряд простейших управляющих команд. А если заменить прилагаемый пульт ДУ опционным (с расширенными возможностями), то ПК воспримет аппарат как собственную мышь, и для управления презентацией не надо будет подходить к клавиатуре или к манипулятору.

У Panasonic отметим вывод картинки на внешний монитор — через меню перенастраивают разъем «RGB IN 2». Вряд ли такой режим понадобится LP120, ведь у его «верного друга» — ноутбука — всегда есть и встроенный дисплей, и вывод на внешний. А вот PT-LC80E случается работать и с настольным ПК, у которого на видеоплате часто присутствует лишь один выход — куда же тогда подключить монитор? Компьютерная картинка проходит через проектор «насквозь» без каких бы то ни было воздействий, и на контрольном экране вы увидите графику, даже если в этот момент PT-LC80E будет «заниматься» отображением видео. «Пропускающая» способность сохраняется, пока не выключен тумблер питания.

ЯРКОСТЬ, КОНТРАСТНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ ОТОБРАЖЕНИЯ

После ознакомления с имеющимися функциями остается прояснить еще два главных момента: яркость картинки и ее качество.

В небольшой комнате (15 кв.м) с хорошим освещением (лампа накаливания под потолком мощностью 100 Вт плюс две аналогичные лампы за рабочими столами по углам помещения), позволяющим и читать, и конспектировать, мы вывели на «качественный» экран и наложили друг на друга две одинаковые картинки шириной по 1 м. После чего, поочередно «отключая» то один, то другой проектор (помещая перед объективом импровизированную заслонку), мы получили возможность сравнить. Сопоставляли и качество передачи «сложного» видеосигнала (фильм в стиле «фэнтэзи» со множеством динамических сцен и яркой цветовой гаммой), и точность воспроизведения компьютерного изображения (сначала набор фотографий со множеством тончайших оттенков, а потом яркие и контрастные слайды презентаций).

LP120 на тип сигнала настраивался сам, Panasonic PT-LC80E приходилось подстраивать, меняя режим отображения (Dynamic, Natural или Standard). Специальных настроек светового клина не проводили, полагаясь на заводские настройки (так поступает большинство пользователей).

Начав просмотр видео при таких условиях, мы поняли, что ни один проектор в данных обстоятельствах не справится с качественной передачей темных оттенков. Только после того, как мы выключили верхний свет и создали тем самым приглушенное освещение (но читать и конспектировать было по-прежнему нетрудно), качество картинки у обеих моделей значительно улучшилось (конечно же, более яркий Panasonic заметно отличался показателями). Все окончательно прояснилось, когда изображение поставили на «паузу» и изучили при минимальном свете и при полном затемнении. Увидев, каким впечатляющим может быть просмотр в полной темноте, вряд ли захочется включать даже ночник!

Основной вывод по результатам экспериментов с видео таков: если вы видеоман, то каким бы ярким ни был ваш проектор, подумайте об эффективном затемнении. В этом случае реально без потери качества работать и с большими масштабами, тогда как прямая засветка экрана внешними источниками «съест» глубокие тона даже при близком проецировании небольшого изображения. Яркие цвета при внешней засветке передаются отлично, но когда темно-синий свитер и черная «водолазка» главного героя кажутся одноцветными, понимаешь, что не способен оценить все эстетические усилия режиссера и оператора. Посмотреть же телепрограмму или любительский видеорепортаж получится и при ярком освещении.

Ощутимой разницы между моделями в качестве передачи видео при столь несложном исследовании мы не обнаружили. Пытаясь оценить цветопередачу и другие параметры, моментально проваливаешься в события, происходящие на экране, ничто не отвлекает, а это — главный показатель. Высокая контрастность LP120 «против» завидной яркости PT-LC80E приводит к такой небольшой разнице, что сказать о чьем-то преимуществе в «киносфере» сложно.

Однако нашим аппаратам, вероятнее всего, придется работать в паре с компьютером. Начали мы со сложных задач. Включив вновь все лампы, просматривали «сложные» фото, попутно наблюдая, как меняется информативность картинки (передача деталей в полутонах) при изменении освещенности. Вот здесь и начинают проявляться различия в световом потоке. Напомним, мы работали с картинкой, имеющей «в размахе» метр.

При показе сложной графики Panasonic «смущал» лишь при переходе от мягкого освещения к яркому — пропадали самые глубокие оттенки темных цветов. Но если дело будет происходить не на художественном совете, а в переговорной комнате, то эту потерю критической не назовешь.

У LP120, понятно, пределы ниже, и максимум, который прибор способен «вытерпеть» при желании пользователя отобразить графику с «глубокими» цветами, — мягкий свет.

Разобравшись с графикой, мы перешли к «хлебу» мобильных проекторов — простым, контрастным и ярким слайдам с сочными однотонными цветами и довольно крупными деталями. Вот здесь-то яркий свет оказался не страшен обеим моделям, и даже направив обе настольные лампы прямо в экран, мы не смогли «испортить» изображение. Отметим, что в таких условиях для InFocus LP120 картинка метровой ширины, пожалуй, и будет пределом комфортного просмотра презентаций. Panasonic PT-LC80E здесь чувствует себя как рыба в воде: чтобы при данной засветке довести его до неспособности передавать простые оттенки, нам не хватило ширины экрана (160 см). Такое положение дел неудивительно, ведь яркость аппаратов отличается почти в два раза, и именно за этот показатель боролись конструкторы, снабдив прибор микролинзовым растром. Так что ему «по штату» положено работать «с размахом».

Заметим, что рассматривать «полотна» комфортно с расстояния, сравнимого с проекционным. DLP-технология позволяет подойти поближе при просмотре видео, но при показе компьютерной графики все определяется разрешением видеоплаты ПК, а она, как и у матриц современных LCD-аппаратов, чаще всего XGA.

При демонстрации точной графики картинка «от LP120» показалась нам чуть четче (все-таки что-то да значит высокая контрастность DLP-модели). Но есть у данной технологии и свой «минус» — редко, но замечали мы краем глаза, пробегая взглядом по экрану, составные цвета (красный, синий, зеленый). Чаще всего это происходило при показе с пониженной яркостью статичного изображения, содержащего большие белые поля. В спецлитературе подобный эффект назван «эффектом радуги» — дает о себе знать технология цветообразования. Похоже, даже при большой скорости вращения цветофильтров DLP-проекторы не всегда «обманывают» глаз.

В целом же работа обоих аппаратов достойна похвал — со своими задачами они справились отлично.

ВЫВОДЫ

Основной вывод, к которому, наверное, и вы уже пришли, изучив все комментарии, — это два концептуально разных проектора. Утверждение сие напрашивалось и после первичного осмотра, мы же лишь подтвердили его практикой и подробной экспертизой. Субъективные резюме сначала выдадим по каждой модели отдельно.

InFocus LP120 — стильная модель для активного презентатора. Чаще всего встречается в переговорных комнатах средних размеров. Работает проектор в паре с ноутбуком. Домашний просмотр видео — для него редкое событие, однако к нему он вполне готов. Аппарат проектировался для проведения презентаций, подтверждение тому — пульт ДУ с лазерной указкой и кнопками прокрутки слайдов. Владелец LP120 оценит малый вес прибора — не тяжелее томика любимого писателя — и экономию места в багаже (способен разместиться в одной сумке с ноутбуком). В офисе ваших партнеров, сраженных наповал уже только размерами этой «штучки», свою порцию вздохов восхищения вызовет свечение в полумраке клавиш и ЖК-панели. Добавьте к этому впечатление от русскоязычного (а значит, понятного всем присутствующим) меню, появляющегося на экране. Стиль и неординарность — главные достоинства InFocus LP120 — выделяют его хозяина из ряда «обычных» презентаторов, и за это, пожалуй, можно пойти на дополнительные расходы при выборе проектора. Технически же аппарат исполнен «на уровне», но не более. Необходимый минимум источников к нему подключить легко, к освещению переговорной комнаты жестких требований нет, хотя приглушенный свет лучше, чем яркий.

Panasonic PT-LC80E — рациональная мощная модель с отличной «мобильностью». Рассчитана на работу преимущественно на выезде, о чем говорят малые для LCD-аппарата вес и габариты. Однако он также чувствует себя почти «полноправным» стационарным проектором (как в офисе, так и дома). Дизайн, стильный и «умеренный» одновременно, впишется в любой контекст, будь то учебная аудитория, домашний кинотеатр или переговорная комната солидной компании. Выбирая PT-LC80E, вы платите деньги за универсальность, которая определяется и высокими техническими характеристиками, и отличной функциональной оснащенностью. При этом по компактности прибор соперничает с DLP-аппаратами. Модель не лишена оригинальности и продумана до мелочей, но не претендует на изысканность — меню и индикация довольно простые. Зато впечатляет яркостью, а следовательно, и «размахом» работы. Функциональность, технические возможности и практичность — вот главные козыри Panasonic PT-LC80E.

Поняв, что общего у этих моделей не так уж и много, выдавать сравнительные оценки сложно. Сопоставимы ли три разницы (в габаритах, в цене и в яркости)? По большому счету можно сказать: «да». А вот на вопрос: «В чью же сторону будет перевес после этого сопоставления?», видимо, отвечать придется в каждом случае отдельно.

Опираясь на полученный опыт, можно ответить и на более отвлеченные вопросы.

По результатам сравнения «наших» моделей сказать, какая технология (LCD или DLP) «победила», нельзя. Изображения, выдаваемые на экран, заметно отличались, но оба заслуживали высокой оценки. На наш взгляд, при выборе презентационной модели этот параметр не должен быть основным.

Различие в 900 ANSI-Lm, как и следовало ожидать, на практике оказалось заметно ощутимым, меняющим направленность аппарата («камерный» или «масштабный»). Однако при разнице этого параметра почти в два раза изображение средних размеров у менее яркого LP120 не было «в два раза хуже»: для нормальной работы в помещениях с умеренным освещением и 1100 ANSI-Lm достаточно. Нехватка светового потока дает о себе знать на больших пространствах. Вывод: при выборе проектора «на все случаи жизни» лучше «запастись» яркостью; если же аппарат не будет «выходить» за пределы переговорной, то высокие цифры не обязательны.


Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Ослепительные «пульсары»: новые СЖО AeroCool Pulse L120 и Pulse L240
25 апреля 2019
Новости

Ослепительные «пульсары»: новые СЖО AeroCool Pulse L120 и Pulse L240

Компания AeroCool Advanced Technologies (AAT), один из ведущих мировых производителей корпусов, блоков питания, аксессуаров и периферии для компьютеров, анонсирует появление на российском рынке двух новых моделей систем жидкостного охлаждения AeroCool Pulse. Обе модели прекрасно охлаждают процессор, а также радуют глаз фирменной подсветкой. Начальная модель Pulse L120 практически бесшумна и полностью удовлетворит владельца геймерского компьютера. Более продвинутая Pulse L240 с ее улучшенным теплоотводом предназначена для самых топовых сборок ПК и рассчитана на максимальные нагрузки.

Ноутбук Gigabyte P2542G — мультимедийный и игровой центр
5 июня 2012
Новости

Ноутбук Gigabyte P2542G — мультимедийный и игровой центр

Gigabyte P2542G — это мощный мультимедийный и игровой 15,6" ноутбук, стилизованный под эксклюзивный спортивный автомобиль. Он способен справиться с наиболее сложными многозадачными приложениями и играми благодаря производительному тандему четырехядерного процессора 3-го поколения Intel Core i7-3610QM и видеоускорителя NVIDIA GeForce GTX 660M...

В центре общения
24 февраля 2004
Советы

В центре общения

НОВОЕ СЛОВО В ТЕЛЕФОНИИ В нашу повседневную речь уже прочно вошли «обрусевшие» иностранные слова, в основном из сфер высоких технологий, — все эти провайдеры, сайты, браузеры... С недавних пор среди них появился новый лингвистический «уродец» — call-центр. (Да-да, именно так его изображают на письме — первая часть слова никак не поддается русификации.

Тончайшие рамки, профессиональные функции: AOC анонсирует новую серию бизнес-мониторов с «безрамочным» дизайном
27 июня 2017
Новости

Тончайшие рамки, профессиональные функции: AOC анонсирует новую серию бизнес-мониторов с «безрамочным» дизайном

AOC, один из ведущих мировых брендов на рынке мониторов, представляет серию 90 – пять новых профессиональных дисплеев Pro-line. Модели диагональю 24–27 дюймов с качественной IPS-матрицей и широкой цветовой гаммой созданы для деловых людей и профессионалов с высокими требованиями. Изящный корпус без рамок с трех сторон позволяет объединять несколько дисплеев в единую систему. Функции для защиты зрения, разработанные AOC, уменьшают дискомфорт при долгой работе за компьютером, а высокая энергоэффективность позволяет устройствам экономить ресурсы и минимизировать влияние на экологию. В комплекте с тремя моделями идет специальная эргономичная стойка.

Везде будет своим: новый проектор от Vivitek
7 октября 2016
Новости

Везде будет своим: новый проектор от Vivitek

Vivitek представляет новый проектор H5098, профессиональную модель для настоящих киноманов, которым одновременно нужны безупречное качество и гибкость настроек.Качество изображения обеспечивается за счёт full HD разрешения и коэффициента контрастности 50 000:1. В модели используются технологии DLP и BrilliantColor для точной цветопередачи, а также источник света повышенной эффективности для создания исключительно широкой цветовой гаммы, включающей более 1 млрд цветовых оттенков.

Стартовал фотоконкурс «Волшебный свет пейзажа»
26 ноября 2017
Новости

Стартовал фотоконкурс «Волшебный свет пейзажа»

Открылся прием работ на фотоконкурс «Волшебный свет пейзажа», посвященный пейзажной фотографии. Конкурс проводится порталом www.fotosky.ru совместно с фотографом Даниилом Коржоновым и компанией Nikon. Мы начинает цикл пейзажных конкурсов, посвященных разным аспектам этого увлекательного жанра. Начинаем с главного: с пейзажного освещения, которое дарит нам природа.Темы последующих конкурсов будут не менее интересными и важными. Кураторами наших конкурсов будут лучшие молодые фотографы России, заявившие о себе в крупных международных фотоконкурсах. Партнеры нынешнего конкурса: компания Stadler Form и Transcend, а также интернет-магазин «Фотогора», которые предоставили призы за лучшие работы.

Transcend представляет широкую линейку внешних жестких дисков
29 ноября 2016
Новости

Transcend представляет широкую линейку внешних жестких дисков

Компания Transcend Information, Inc. (Transcend), мировой лидер среди производителей мультимедиа и накопителей, представляет широкую линейку внешних жестких дисков. Отличаясь большой емкостью и противоударной конструкцией, эти накопители максимально упрощают и облегчают процесс переноса больших файлов с одного компьютера на другой.

OKI запускает первый светодиодный принтер с возможностью печати белым тонером
22 октября 2012
Новости

OKI запускает первый светодиодный принтер с возможностью печати белым тонером

Москва, 17 октября 2012 — компания OKI выводит на рынок новые светодиодные принтеры, позволяющие печатать с использованием белого тонера. Они позволят предприятиям среднего и малого бизнеса решать множество задач печати быстро и экономически эффективно. OKI стала первой компанией на мировом рынке, представившей подобную технологию.

Canon представляет портативный фотопринтер IVY
20 апреля 2018
Новости

Canon представляет портативный фотопринтер IVY

IVY позволяет распечатывать фотографии со смартфона, а также создавать наклейки на их основе. При печати используется технология ZINK Zero-Ink, а максимальный размер отпечатка составляет 50х75 мм. IVY призван составить конкуренцию аналогичным моделям от Polaroid и Fujifilm.

Путешествие на край света вместе с ASUS
3 ноября 2016
Новости

Путешествие на край света вместе с ASUS

В сентябре этого года компания ASUS представила устройства нового поколения Zenvolution, куда вошли смартфоны третьего поколения ASUS ZenFone 3, стильный ультратонкий и ультралегкий ноутбук ASUS ZenBook 3 (UX390), новые гибридные мобильные компьютеры ASUS Transformer 3 Pro (T303), ASUS Transformer 3 (T305) и ASUS ZenWatch 3, умные часы под управлением операционной системы Android Wear™.