Выставка Вильям Каррик «Фотографии Российской империи 1860-х -1870-х годов»

В рамках XI международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2016» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку выдающегося русского фотографа шотландского происхождения Вильяма Каррика «Фотографии Российской империи 1860-х -1870-х годов».

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА

МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

представляют выставку в рамках XI международного месяца

фотографии в Москве «ФОТОБИЕННАЛЕ 2016»

 

Вильям Каррик

«Фотографии Российской империи 1860-х -1870-х годов»

Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых

 

Корпоративный попечитель: НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ

 

Выставка будет проходить с 10 февраля по 8 марта

в Мультимедиа Арт Музее, Москва, ул. Остоженка, 16.

На фото: Вильям Каррик. Продавщица молока (охтенка). Санкт-Петербург. 1860-е. Альбуминовый отпечаток. Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых

 

Как и многие представители творческой интеллигенции того времени, Вильям Каррик (1827-1878), был «человеком мира»: родился в Эдинбурге, получил образование и прожил большую часть жизни в России, в Петербурге его даже называли на русский манер: Василием Андреевичем, много путешествовал по Европе, свободно владел пятью языками. Приятная внешность, прекрасное чувство юмора и способность расположить к себе собеседника способствовали успешной карьере будущего фотографа.  

Семья шотландских купцов Карриков поселилась в России еще в XVIII веке. Дед Вильяма Каррика был известен на Лондонской бирже как «купец из Петербурга». Его сын Эндрю Каррик, тоже купец, в 1825 году приехав по делам из Петербурга в Эдинбург, встретил  там свою будущую жену и после рождения первенца – Вильяма, перевез семью из Эдинбурга в Кронштадт, а затем и в Петербург.  

По окончании школы отец отправил Вильяма в Императорскую Академию художеств, обучаться архитектуре, но молодой человек мечтал о занятиях «чистым», а не прикладным искусством, и с большим удовольствием посещал курс живописи. В 1853 году Вильям Каррик закончил Академию художеств по классу архитектуры, по собственному выражению, «имея право строить, но, к несчастью, не умея».  

Три следующих года он провел в Риме – культурной столице Европы того времени. Изначально он планировал заняться акварельной живописью, но наблюдая как некогда коммерчески успешное искусство акварели, постепенно вытесняется набиравшей популярность фотографией, всерьез решил посвятить себя этому «молодому искусству».  

 

Вильям Каррик. Крестьянский обед. Симбирская губерния. 1871. Альбуминовый отпечаток. Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых

Технические особенности фотографии Вильям Каррик отправился изучать на родину в Шотландию и там же повстречал своего будущего партнера по фотографическому делу фототехника Джона Макгрегора. Вернувшись в Санкт-Петербург компаньоны основали ателье «Фотография Каррика» на Малой Морской улице. Современники замечали, что в Каррике «артист подавлял ученого», что, однако, не помешало ему  внести заметный вклад в усовершенствование фотопроцесса. Вильям Каррик изобрел практический метод для продолжительной экспозиции мокрых пластин.  

Съемка портретов была наиболее востребованной и прибыльной отраслью фотографии в XIX веке. В ателье Каррика побывали Менделеев и Крамской, и даже великий князь Николай Александрович, но наряду с известными и благородными жителями Петербурга, в очереди к Каррику сидели и ничем не примечательные извозчики, солдаты, лакеи, горничные и поварихи. Фотограф полагал, что простые и бедные заказчики заслуживают даже большего внимания, чем знатные и богатые.  

Помимо традиционных портретов, Вильям Каррик одним из первых в русской фотографии обратился к съемке сюжетов из народной жизни. В 1860-е годы он создал серию «уличных типов», среди которых были   разносчики, нищие, дворники, молочницы, полотеры, трубочисты, почтальоны, будочники, извозчики и т.п. Большинство моделей были сняты фронтально, в рост, снимки были сделаны в павильоне на нейтральном фоне. Выбранный метод не только типизировал, но и подчеркивал различия: зрители невольно начинали вглядываться в позы, жесты, выражения лиц, костюмы, а  также товары самых разнообразных размеров, форм и фактур. Эту серию, включавшую около 300 фотографий, Каррик выпустил в удобном для коллекционирования формате визитных карточек (9 х 6 см).  

Традиция изображения народных типов обрела законченную форму в XVIII веке с его интересом к «экзотике», когда были созданы, например, серии гравюр «Русские типы» Жана-Батиста Лепренса. В первой трети XIX века на волне романтизации национального прошлого и народной культуры в России выпускается несколько серий литографий «городских типов». Однако, именно во второй половине XIX века, когда начинают активно развиваться такие науки, как этнография и антропология, фотография становится наиболее точным инструментом для воплощения идеи всеобщей фиксации и каталогизации.  

В середине 1860-х Вильям Каррик начал чаще использовать кабинетный формат  (10х15 см), что позволяло создавать более сложные композиции с большим количеством персонажей и деталей. В это время он также начал работать вне студии, что было более трудоемко и требовало больше времени. С огромным количеством аппаратуры и материалов Каррик и Макгрегор совершили несколько «фотографических экспедиций», поначалу по Санкт-Петербургской, Тверской и Новгородской губернии и Финляндии. Благодаря поддержке помещика Н. М. Соковкина, летом 1871 они отправились в путешествие по Волге, доехав до Симбирска. В 1872 Джон Макгрегор скоропостижно умер, что стало большим потрясением для Вильяма Каррика. Впоследствии он самостоятельно совершил еще две экспедиции по Волге – в 1875 и 1878, охватив Ярославскую, Костромскую, Нижегородскую, Казанскую, Симбирскую, Самарскую и Саратовскую губернии.  

 

Вильям Каррик. Село Медино. Симбирская губерния. 1871-1878. Альбуминовый отпечаток. Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых

Фотографии типов и жанровых сцен Вильяма Каррика получили большую известность и охотно покупались, в том числе путешественниками и иностранцами (не случайно, карточки часто подписаны на двух языках). В 1862 году с коллекцией познакомился великий князь, наследник престола Николай Александрович и пожаловал фотографу кольцо с бриллиантом. Серия с успехом выставлялась на Всероссийской мануфактурной выставке в 1870 году, получила большую серебряную медаль на Политехнической выставке 1872 года. В 1873 году ее включили в состав фотографического отдела Лондонской международной выставки, а в 1878 году Л.В. Варнерке представил большую коллекцию снимков Каррика на Всемирной выставке в Париже.  

Серии фотографий Каррика и Макгрегора были созвучны духу времени – эпохи  социальных и художественных изменений: «Великих реформ» (в том числе, отмены крепостного права) и развития реализма в изобразительных искусствах и литературе. В 1860-е годы тема крестьянского быта интересовала художников, литераторов, журналистов и исследователей. Фотографические сцены из крестьянской жизни, созданные в ателье Каррика, напоминали полотна передвижников, и это было не случайно: будучи выпускником Академии художеств, Каррик дружил со многими художниками. Зачастую фотографии Каррика использовались художниками для написания картин вместо натурных этюдов. В 1876 году ему было присвоено звание фотографа Императорской Академии художеств.  

Архив Вильяма Каррика включал более тысячи разнообразных сюжетов. После смерти фотографа снимки оказались в разных государственных и частных коллекциях по всему миру, и долгое время были неизвестны широкому зрителю. На выставке будет представлена часть крупнейшего частного собрания – более ста отпечатков, что позволит ощутить всю масштабность замыслов фотографа и максимально полно познакомиться с его творчеством.

 

Вильям Каррик. Проситель милостыни (нищий). 1860-1870-е. Альбуминовый отпечаток. Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых

 

Вильям Каррик. Продавец фруктов. Гостиный двор, Санкт Петербург. 1860-е. Альбуминовый отпечаток. Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых

 

Вильям Каррик. Девушка и замужняя женщина в праздничных костюмах. Село Порецкое, Алатырский уезд, Симбирская губерния. 1871-1878. Альбуминовый отпечаток. Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых

 

Вильям Каррик. Мытье посуды. 1860-70-е. Альбуминовый отпечаток. Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых

 

 

Вильям Каррик. Группа крестьян в санях. 1876-1878. Альбуминовый отпечаток. Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых

 

 

 

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Портреты-сканограммы: когда главный персонаж творчества — человек
5 сентября 2014
Обзоры

Портреты-сканограммы: когда главный персонаж творчества — человек

С самого начала увлечения сканографией (а с тех пор прошло уже более девяти лет) я делала автопортреты (илл. 1). Первое время работала планшетными сканерами с горизонтальной сканирующей поверхностью. Это было не очень удобно: приходилось класть голову на стекло сканера, как на плаху… Да и погружение в образ давалось в этой позиции с трудом.

Портативный плеер от Fiio — FiiO X3
19 августа 2013
Новости

Портативный плеер от Fiio — FiiO X3

Портативный проигрыватель FiiO X3 — это не просто MP3 плеер, это самый настоящий Hi-Fi компонент в вашем кармане. FiiO X3 впечатлит вас качеством звука. Действительно, он способен на гораздо большее, чем его более дорогие и громоздкие собратья. Внутри привлекательного алюминиевого корпуса скрываются проверенные временем ЦАП Wolfson WM8740, чип усилителя AD8397 и микропроцессор Ingenic JZ4760. Эти электронные компоненты отлично зарекомендовали себя в продуктах самых известных Hi-Fi производителей, а теперь они призваны обеспечить вам звучание высочайшего класса, где бы вы ни находились.

Беспроводная аудиосистема Philips BTM2360: стильный компактный корпус и по-настоящему яркий звук превосходного качества
3 июля 2015
Новости

Беспроводная аудиосистема Philips BTM2360: стильный компактный корпус и по-настоящему яркий звук превосходного качества

Россия, Москва — Компания Gibson Innovations представляет новую беспроводную аудиосистему Philips BTM2360, позволяющую слушать музыку как с любого внешнего медианосителя, так и в беспроводном режиме. Несмотря на компактный размер, система впечатляет звуком непревзойденного качества с по-настоящему глубокими и насыщенными басами, а современный минималистичный дизайн устройства прекрасно дополнит любой интерьер.

Объективы
31 декабря 2003
Обзоры

Объективы

дополнительное оборудование 34'2004 Фотография, родившись более полутора веков назад как физический эксперимент, сейчас уже прочно утвердилась в нашей жизни и как надежное средство точной фиксации происходящих вокруг нас событий, и как один из видов искусства. Однако, даже несмотря на столь солидный возраст, фотография развивается и сейчас, радуя всех увлекающихся и интересующихся открывающимися перед ними все новыми и новыми возможностями.

Nikon раскрывает подробности новой фотокамеры D850
27 июля 2017
Новости

Nikon раскрывает подробности новой фотокамеры D850

В связи с предстоящим выпуском долгожданной цифровой зеркальной фотокамеры Nikon D850 компания Nikon объявляет о том, что новая модель будет разработана на основе самых передовых технологий. Фотокамера будет полнокадровой, высокоскоростной и с высоким разрешением.

Обзор компактных фотоаппаратов Panasonic Lumix DMC
19 декабря 2014
Обзоры

Обзор компактных фотоаппаратов Panasonic Lumix DMC

Успех в разработке «системных» фотокамер с функцией видеозаписи профессионального уровня подтолкнул Panasonic к поиску схожих решений в сегменте компактных камер. LX100 — это опыт создания устройства, где основной упор сделан на качество оптики и изображения в целом, пусть и в ущерб универсальности. В FZ1000 во главу угла поставлен максимально широкий спектр возможных сценариев использования камеры.

Canon получает пять наград TIPA за 2016 год
23 апреля 2016
Новости

Canon получает пять наград TIPA за 2016 год

Москва, Россия, 20 апреля 2016 г. Компания Canon объявила о получении пяти наград Ассоциации издателей журналов по фотографии (TIPA) — одного из ведущих мировых объединений специалистов по фотографии и фотожурналистике. Наградами TIPA отмечаются самые выдающиеся продукты для создания и обработки изображений, появившиеся в течение предыдущих 12 месяцев. В 2016 году компания Canon в очередной раз заслужила признание благодаря технологическим инновациям во всем спектре своей продукции — от компактных любительских моделей для начинающих до профессиональных цифровых камер и фотопринтеров.

Умные часы Apple Watch будут подсказывать хозяину, где он оставил машину
10 сентября 2014
Новости

Умные часы Apple Watch будут подсказывать хозяину, где он оставил машину

Компания Apple представила умные часы, которые получили название Apple Watch. Внешне они больше напоминают стандартные часы, чем гаджет для занятий фитнесом. Квадратный корпус выполнен из стали, новинка обладает сенсорным экраном, который покрыт сапфировым стеклом. При этом экран может распознавать разную силу нажатия. Внутри находится специальный «двигатель» — Taptic Engine , который передает вибрацию в тот момент, когда пользователей получает сообщение или входящий звонок. Сбоку разместилась специальная кнопка, похожая на заводной механизм обычных часов, поворачивая ее пользователь может увеличивать или уменьшать изображение.

Lenovo представляет мобильный ПК MiiX 630
12 января 2018
Новости

Lenovo представляет мобильный ПК MiiX 630

В рамках выставки CES 2018 компания Lenovo представила мобильное устройство 2-в-1 Miix 630. Созданное в партнерстве с компаниями Microsoft и Qualcomm устройство Miix 630 сочетает удобство смартфона и функциональность мобильного ПК.

Система на века
31 декабря 2003
Тесты

Система на века

DVD-проигрыватель Meridian 800.3 Эталонный DVD-транспорт Meridian 800.3 рассчитан «на века». Его модульная конструкция никогда не устареет, так как при необходимости морально устаревший модуль всегда можно заменить более новым, установив его в один из слотов на материнской плате точно так же, как это делается в персональном компьютере.