George Daumbier Без названия
(девушка смотрит в сумочку)
Untitled (a girl looks into her hand bag)
Michael Hoppen Gallery Paris Photo—2005 17-20 ноября Carrousel du Louvre www.parisphoto.fr
Каждый ноябрь, начиная с 1997 года, Париж на несколько дней становится мировой фотографический Меккой. Более ста ведущих галерей и дилеров, представляющих фотографию всего мира, а также издательств и журналов, съезжаются в историческое здание Карусель де Лувр (Carrousel du Louvre) на международную ярмарку фотографии Paris Photo. Это ежегодное событие, основанное Риком Гаделла (Rik Gadella), проходит уже в девятый раз и привлекает более 40 000 зрителей, гораздо больше, чем аналогичная по масштабу ярмарка в Нью-Йорке (ярмарка AIPAD, которую посетили 12 000 зрителей в 2004 году, или молодая ярмарка Photo New York, насчитывающая несколько тысяч посетителей).
Paris Photo — это профессиональный баланс между фотографией XIX века, классикой (так называемой modern фотографией, фотографией ХХ века) и современной (contemporary photography) фотографией. Несмотря на свой небольшой возраст, ярмарка Paris Photo уже стала одним из ведущих и влиятельных событий мировой арт-сцены и рынка современного искусства. С каждым годом ярмарка развивается и набирает свой вес. Все больше выставляются современные авторы, приходит все больше новых галерей и дилеров, все более разборчивым становится покупатель. Вес ярмарки доказывает количество участников, специально организованных событий и, конечно, количество посетителей, растущее год от года. В 2005 году на ярмарке представят свои павильоны 106 участников — 90 галерей и 16 издательств, среди них 22 американские галереи (наличие американских галерей говорит о внимании развитого американского общества к европейскому рынку фотографии) и 16 испанских. На влияние, которое оказывает Paris Photo во всем мире, указывает и рост количества галерей-участников из других стран, ярмарка становится все более интернациональной. В 2005 году 73% галерей, принимающих участие в ярмарке — это не французские галереи, а галереи из Америки, Испании, Германии, Англии, Голландии, Италии, Японии и других стран.
Edward Weston
Дюны, 1936
Dunes Oceana, 1936
BRUCE SILVERSTEIN PHOTOGRAPHY Даже если вы не коллекционер, не галерист, не участник рынка продажи-покупки-коллекционирования фотографии, на ярмарку Paris Photo вы можете приехать как на огромную отборную выставку, пиршество оригинальных отпечатков самых известных мировых фотографов от ее изобретения до сегодняшних дней. А еще есть хороший повод увидеть новинки фотографических альбомов на стендах ведущих издательств, а если очень затронет, то и приобрести.
Но, безусловно, лучшим капиталом события, связанного с рынком, являются его участники, для Paris Photo — это галереи, дилеры и, конечно, стоящие за ними имена фотографов. Все поле фотографии, раскинувшееся по залам Карусель де Лувр, можно условно поделить на четыре части — фотографию XIX века, работы авторов XX века, называемые во всем мире «модерн», фотожурналистику и современную фотографию. В каждом из разделов есть лидеры рынка, игроки профессиональные, давно зарекомендовавшие себя, и есть новые галереи и дилеры с четкой специализацией или смешанными направлениями работы. Кто-то в Paris Photo—2005 участвует впервые, другие уже не первый год оформляют стенд на давно закрепившемся за ними месте.
Что касается фотографов, то среди них есть авторы, представленные несколькими галереями, в основном это классики фотографии — Эжен Анже (Eugen Atget), Диана Арбус (Diane Arbus), Эдуард Балдус (Edouard Baldus), Эдуард Бубо (Edouard Boubat), Брассай (Brassai), Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson), Робер Дуано (Robert Doisneau), Уолкер Эванс (Walker Evans), Хорст П. Хорст (Horst P. Horst), Андре Кертеж (Andre Kertesz), Манн Рей (Man Ray), Хельмут Ньютон и другие привычно звучащие имена. Но встречаются и современные фотографы, за которых борются несколько галерей, например, скандалист Нобуеси Араки (Nobuyoshi Araki), Митч Эпстайн (Mitch Epstein), а также молодые и очень перспективные Лоретта Люкс (Loretta Lux) и Мона Кун (Mona Kuhn). Есть и новые пока еще мало кому известные художники, на салоне 2005 года их будут показывать в основном испанские галереи, ведь сейчас на европейском рынке фотографии нет громко звучащих испанских имен. Стремительно развивающуюся и свежую фотографию Испании, предстоит открыть на Paris Photo этой осенью.
Pablo Genoves
Satelite, 2000
GALERIA BACELOS В 2004 году феноменальный успех имели работы молодой художницы Лоретты Люкс, так и названный в кругах участников ярмарки «эффект Лоретты Люкс», отчего ее портреты детей продавались со скоростью ракеты. Комплимент по поводу успеха можно адресовать ее нью-йоркскому дилеру Йоси Мило (Yossi Milo), который рассказывал прессе, что работы Лоретты продавались еще до того, как были распакованы для экспозиции, совсем неплохо, особенно если учесть, что в 2004 году Yossi Milo Gallery выставлялась на Paris Photo впервые.
С 2001 года на Paris Photo появляется новый раздел событийной программы под названием Statement (Отчет). В этом разделе ярмарка отдает дань фотографическим сценам других стран, зачастую находящихся далеко от Франции. Приглашенный куратор, представитель страны, выбирает галереи, которые будут представлять в Statement персональные выставки перспективных фотографов. Первой в 2001 году была приглашена Германия, в 2002 году почетным гостем стали Нидерланды, в 2003 — фотография Мексики, в прошлом году выставочную программу Paris Photo украсили персональные экспозиции восьми швейцарских фотографов. Швейцарию представлял Winterthur Fotomuseum, сравнительно молодой в Европе, его открытие состоялось в 1993 году. Экспозицию для ярмарки музей представлял из работ своей коллекции. Это несколько десятков фотографий второй половины двадцатого столетия, 60—90 гг., много разных авторов, но их первую очередь составляли Роберт Франк (Robert Frank), Пол Грэхем, Ванесса Бикрофт (Vanessa Beecroft), Томас Руфф (Thomas Ruff), Льюис Балтц.
Почетным гостем 2005 года станет Испания и испанская фотографическая жизнь, называемая критиками одной из самых живых, сильных и бьющих ключом. Шесть испанских галерей представят сборную испанскую выставку в основной группе фотоэкспозиций, которые Paris Photo ежегодно собирает в огромном холле Карусель де Лувр.
Центральной экспозицией ярмарки станет испанская выставка, которую сформируют снимки, отобранные из последних поступлений в коллекцию музея Community of Madrid, они впервые будут демонстрироваться за пределами Испании. Эта общественная коллекция фотографий, и с момента ее открытия в 1999 году на сегодня она насчитывает более 300 ключевых работ из сфер фотожурналистики и современной художественной фотографии, выдающихся испанских фотографов. Испанская часть ярмарки также будет включать программу современных видеоработ из коллекций четырех главных испанских институций искусства MUSAC (Лион), ARTIUM (Виториум), CAB (Бургос) и музея Comunidad de Madrid (Мадрид). Два дня будут проходить дискуссии, касающиеся испанской фотографии и книг о фотографии.
William Wegman
Красный/Серый/Голубой, 1998
Red/Gray/Blue, 1998
BUGDAHN UND KAIMER Премьерой Paris Photo—2004 года стал организованный совместно с корпорацией BMW приз BMW — Paris Photo Prize, премия лучшему современному фотографу. Премьера оказалась весьма внушительной, как по составу претендентов, выдвинутых на нее, по сумме приза в 12 000 евро ($15 000), так и по заявке на уровень престижности. Заданный ею высокий уровень подтверждается в этом году, в частности, составом жюри, в которое вошли фотограф Уильям Кляйн (William Klein), президент Orsay Museum Серж Лемоне (Serge Lemoine), фотограф Жан Даниэль Лорю (Jean-Daniel Lorieux), коллекционер Жан Редон (Juan Redon), содиректор испанского Museums of La Comunidad de Madrid Пилар де Наваскус (Pilar de Navascues) и высокопоставленные представители концерна BMW. Имена современных креативных фотографов, выдвигаемых на соискание приза, называют галереи-участники ярмарки. Темой этого года станет жизнь в движении. Члены жюри 18 ноября выберут из предложенных молодых авторов тех, чьи выставки покажут в дни работы Paris Photo, а затем назовут победителя и вручат денежный приз.
Можно сказать, что Paris Photo сегодня формирует международный круг коллекционеров. Закрытые мероприятия для коллекционеров со всего мира стали фирменным знаком ярмарки.
В этом году VIP гостей ожидают просмотры значительных частных коллекций Франции и тур в сопровождении кураторов по выставкам: Dada в Центре Помпиду, Посвящение Билу Брандту в Фонде Анри Картье-Брессона, выставка Михаэль Ровнер в Jeu de Paume, Мигель Рио Бранко (Miguel Rio Branco) в Международном центре фотографии, Джоан Фонкьюберта в Институте Сервантеса и другие.
Раз в два года Paris Photo совпадает с одним из самых масштабных событий в мире фотоискусства — фестивалем «Месяц фотографии в Париже» (Mois de la Photo), который проходит через осень с 1984 года. Так произошло в 2004 году, когда весь Париж в ноябре был заполнен фотографией, принимая в галереях и музеях около 75 фотографических экспозиций, от ретроспектив классиков до сборных выставок снимков с историей более чем в 100 лет. Возможно, легче назвать имена тех многим известных фотографов, чьи выставки так и не попали в программу фестиваля, потому что за 20 лет его существования программа выставок фестиваля стала одной из тех, что задает тон фотографической жизни Европы и мира, а имена молодых фотографов стали известны всем ценителям фотографии.
Следующий год станет для международной ярмарки фотографии Paris Photo юбилейным, и десятый салон должен стать особо насыщенным событиями, встречами, фотографиями, участниками. Тем более будет интересно следить за развитием рынка и его новыми представителями, всегда проявляющимися на центральной парижской ярмарке и просто встрече ценителей дорогой фотографии со всего мира. Когда этот материал выйдет в печать, Paris Photo—2005 уже завершит свою работу, станет известно имя победителя BMW — Paris Photo Prize, подведены итоги, а может быть, и рассказано об участниках следующего года. Чтобы следить за рынком, можно иногда заходить на сайт ярмарки Paris Photo — www. www.parisphoto.fr
Rudolf Koppitz
Этюд движения, Вена, 1925
Movement Study, Wien, 1925
JOHANNES FABER
Kimiko Yoshida Автопортрет в образе Аматерацу, 2005
Self-portrait Amateratsu, 2005
FIFTY ONE FINE ART PHOTOGRAPHY
Ellen Kooi
Noordoostpolder — ramanas, 2003
LES FILLES DU CALVAIRE
Leroy Grannis
Финалисты Kahanamoku Invitational Finalists, Сансет Бич, 1968—2005
Duke Kahanamoku Invitational Finalists, Sunset Beach, 1968—2005
BONNI BENRUBI
Комментарии