Наконец он куплен! Вожделенный и загадочный. Не важно, «мыльница» ли это или зеркальное чудо, а теперь все чаще цифровое воплощение мечты. Он — фотоаппарат, и вы его купили. Пленку зарядили, аккумулятор... Поставили все куда надо, и — вперед! «Нажми кнопку, остальное я сделаю сам» — вот главный тезис, вложенный в механическую душу вашего приобретения. И поехало... Семья, друзья, на фоне, на лоне — скоро уже все альбомы забиты фотографиями. А хочется уже создать что-то нетленное, вписать свое имя в анналы фотографического искусства. Тогда начинается новый этап: восходы, закаты, пейзажи, листики на асфальте... И вроде все получается, и человек ощущает себя уже фотографом, даже подумывает о профессиональной фотографической стезе, и очень начинает хотеться увидеть свои творения на страницах глянцевых журналов. А журналы молчат. Вот всех публикуют, а вас не замечают. Обидно.
Не стоит, однако, обвинять редакции в непонимании и черствости. У них своя конъюнктура, свой имидж, свое видение. Однако истинный талант не оставит без внимания никто.
Для вас значительно важнее не накапливать обиды, а принимать редакционный отказ за некий момент истины, за критическое осмысление своей фотографической сущности. И начать следует прежде всего с выяснения отношений между вами как фотографом и вашим фотоаппаратом. Это покажется странным, но именно здесь чаще всего и кроется причина ваших неудач.
Попробуем разобраться. Спросите себя, что для вас фотоаппарат: вещь или инструмент? Вещь берегут, ею любуются. Вещь формирует сознание, определяет отношение к окружающему миру. И фотоаппарат, если это вещь, снимает только то, что равно ему по значимости, по стоимости, стремится к мишуре красивости, ему не интересна повседневность, рядовая жизнь. Он или снисходительно созерцает мир, не видя в нем ничего интересного, или стесняется самого себя, боясь, что его примут за равного всем, или что рядом вдруг окажется «гранд», а он ему не ровня. Если для вас фотоаппарат «фетиш», тут вам как фотографу и конец.
Другое дело, если фотоаппарат для вас инструмент. Тогда не имеет значения его стоимостное выражение, важно только то, что он может в меру своих способностей осуществлять то, что рождается в вашем фотографическом воображении.
В арсенале любого сложившегося профессионала всегда много аппаратуры. Она накапливается по мере профессионального роста, по мере усложнения задач, но, смею вас заверить, что любой аппарат, любой объектив в коллекции равноценны, сколько бы у. е. не стоил каждый из них в отдельности. Профессионал знает, что иногда простая мыльница лучше осмыслит фотографируемый сюжет, чем «навороченная» камера. Абсолютно универсальной аппаратуры не бывает. Первое, что вы должны сделать, купив фотоаппарат, — это определить совершенно четкий круг задач, который способна решить ваша камера. Это избавит вас в дальнейшем от обилия творческого брака, поможет сосредоточенно и правильно действовать в соответствующих рамках.
А снимать листики на асфальте — занятие в принципе неблагодарное и бесперспективное. Фотография только моментом своего рождения обязана статичным крышам, вся ее дальнейшая история лежит в сфере взаимодействия объектива и живого мира, в отношениях снимающего и снимаемого, в конфликте фотографа и его камеры. Спросите себя: стеснительна и робка ваша камера, или открыто и заинтересованно смотрит в мир? Прячется ли она в чехле или моментально готова последовать за движением вашей мысли?
Вы купили фотоаппарат! Тут же забудьте, что у кого-то есть камера лучше. Для вас ваш фотоаппарат самый-самый. Сделайте то, о чем уже говорилось выше: определите задачи, которые способна решать ваша камера. Действуйте решительно и смело. Иначе ни на что не рассчитывайте.
Аппарат должен стать частью вас самих. Он должен сопровождать вас во всех передвижениях, во всех событиях, в которых вы принимаете участие. Фотографы знают: все самое интересное происходит тогда, когда под рукой нет камеры. Кто-то заводит собаку, а вы завели фотоаппарат. Сделайте прогулки с фотоаппаратом такими же обязательными, как прогулки с собакой, и тогда ничто не ускользнет от вашего зоркого объектива. Снимайте жизнь — это самое интересное и самое благодарное занятие. Для фотографа не должно быть значимых или не значимых событий и лиц, важно глубокое проникновение в жизнь для творческого осмысления всего в ней сущего.
Некоторые свои прогулки с фотоаппаратом проиллюстрирую фотографиями. Все снимки сделаны камерой Nikon Coolpix 5400.
«Молодые» «В увольнение с мамой»
«Площадь свиданий» «Мобильная связь поколений». Снимок сделан способом, называемым «ломографией», т. е. не глядя в видоискатель, мимоходом
Комментарии