Венец мечтаний?

Canon EOS 5D

Около года назад Canon поразил общественность выпуском камеры, слишком опережающей свое время. Ну представьте себе: сидят второклашки и дружно зубрят таблицу умножения, и вдруг один из учеников с улыбкой Джаконды выводит формулу арифметической прогрессии. Удивление, шок, восторг… Как это возможно, откуда? У всех камер, исключая несколько суперпрофессиональных, «половинчатые» матрицы, а здесь — формат 35-милиметрового кадра! Кажется, Canon специально провоцирует фотографический мир, как это было, например, в случае с EOS 300D, когда началась новая эра в камеростроении. А что теперь? Тоже новая эра или это событие так и останется эксцентричной выходкой производителя? Нужна ли такая камера сегодня и кому? Ведь нас убеждали, что матрицы размера APS хватит и любителям и профессионалам за глаза. Мы решили разобраться, что же может привлечь в этой камере, кроме того, что 5D — «это круто». Единственное верное решение — спросить об этом у фотографа.

Canon EOS 5D — одна из первых по-настоящему полупрофессиональных камер. Если на одну половину линейки поставить репортерские камеры, а на другую — все остальные, то «пятерка» окажется аккурат между ними. Чтобы читатель был в курсе дела, приведем краткую сводку характеристик этого фотоаппарата: магниевый корпус, полнокадровая матрица 24 х 36 мм, большой (6,3 см) экран с высоким разрешением, возможность съемки 3 кадра / с, кратчайшая выдержка 1/8000 с (не устали?), быстрый процессор DIGIC II и функции Picture Style, как у «взрослых» моделей. Другими словами, фотокамера может использоваться и в студийной работе, и в репортажной съемке. На сегодняшний день Canon EOS 5D — единственная камера с такими характеристиками по цене до $ 3000. (Более подробно технические характеристики можно посмотреть на стр. 29)

Фотографии, иллюстрирующие эту статью, сделаны Володей Антимоновым, молодым фотожурналистом, во время поездки в Индию. Для съемок Володя использовал камеру Canon EOS 5D, впечатлениями о работе которой и делится с нами.

— Володя, я знаю, что ты долгое время снимал цифровым Nikon D70, потом пленочным Nikon F80. Почему вдруг такой резкий поворот? Ведь 5D — это не просто другая камера, у Canon’а вообще все другое.

— Тут необходима маленькая предыстория. Во время моей первой поездки в Индию у меня был с собой только один фотоаппарат — тот самый Nikon D70, о котором ты вспомнил. А мои друзья, напротив, взяли с собой разные пленочные камеры. Естественно, мне хотелось попробовать поработать и с ними. Ты же помнишь, что фотография для меня с самого начала была цифровой, и в этих пленочных камерах я не то чтобы не разбирался — просто почти не имел с ними дела. И вот из любопытства я решил поставить свой никоновский объектив 24—120 на F80. Когда я поднес камеру к лицу… Я был просто поражен. Все изменилось. И даже не в том дело, что угол зрения стал другим, нет. Сама картинка стала иной, в других деталях, даже краски, кажется, стали восприниматься иначе. На самом деле, у F80 стандартный пленочный видоискатель. А я и не представлял, как это так важно… Ты понимаешь, что я хочу сказать?

— Конечно. Большой пленочный видоискатель — это то, о чем обладатели современных цифровых «зеркалок» успели забыть, а новое поколение вообще никогда не видело такой картинки. Появление матрицы APS-размера — это маленькая революция в качестве изображения, но… Чем-то приходится жертвовать.

ДЕТАЛИ Главный герой этой камеры — CMOS-сенсор, размером 35,8 x 23,9 мм и разрешением 12,8 мегапикселя. Теперь фокусное расстояние любого объектива, установленного на эту камеру… не изменится! Настоящий видоискатель, не уступающий пленочному ни по размерам, ни по яркости. После него смотреть в видоискатели «зеркалок» с APS-сенсорами не хочется. Кроме этого большой дисплей с диагональю 6,3 см и разрешением 230 тыс. пикселей. В этой модели Canon отказался от использования встроенной вспышки, четко позиционируя фотоаппарат, как полупрофессиональный. Купили такую дорогую камеру? Купите вспышку. Да и на мультиселекторе нет сюжетных программ, зато есть полностью автоматический режим — зеленая зона и доступ к пользовательским функциям.

— После той поездки мне стало очень трудно фотографировать. Каждый раз, смотря в видоискатель Nikon D70, я понимал, что не вижу всех тех красок, деталей —вообще той полноты картинки, которую воспринимаешь через нормальный для 35-миллиметровой камеры видеоискатель. У меня появился пленочный Nikon, но, видимо, я слишком привык работать с цифровой камерой. Ну не могу я с пленкой возиться: нет времени ее проявлять, сканировать… И вот когда появился первый релиз Canon EOS 5D, я понял, что она может решить многие мои проблемы. И не ошибся. У нее именно такой «стандартный пленочный видоискатель», который я и хотел иметь. Понимаешь, 5D — это возможность видеть действительность так же, как и в пленочной камере, плюс все функции цифровой зеркальной камеры, к которым я до этого успел привыкнуть. Для меня хороший видеоискатель важен, потому что я нажимаю на кнопку спуска только тогда, когда картинка в видоискателе мне нравится. На компромисс в этом плане я никогда не пойду. Кроме того, большой видоискатель дает возможность достаточно точно понимать, что получится в итоге.

— Согласен с тобой. Видоискатель на первом месте, но у Canon 5D — это всего лишь следствие основного ее преимущества — полнокадровой матрицы. Или это для тебя не так принципиально?

— Ну что ты, «пятерка» — это еще и отличный сенсор. Зачем мне нужны эти 12,8 мегапикселя? Во-первых, это дает возможность безболезненно кадрировать снимки, а во-вторых, печатать их на большом формате.

Не знаю, много ли найдется людей, которые делают фотографии, которые не нужно подрезать. Ведь когда снимаешь репортаж, все так быстро меняется. Как бы ни старался, но уследить за всем происходящим в кадре не возможно. Когда я смотрю на полученный кадр, мне часто хочется лучше выделить главное и отрезать на нем лишнее. И та куча мегапикселей, которую предлагает «пятерка», позволяет не сильно потерять при этом в качестве конечной фотографии.

То же самое можно сказать и про печать. Чем больше информации, тем выше качество и тем большим форматом можно напечатать снимок. А я большой формат люблю.

— А фотоширота, шум? Ты видишь разницу по сравнению со своим прежним фотоаппаратом?

— Здесь, наверное, не корректно сравнивать матрицу 5D с APS-сенсорами. Разница, конечно, заметна. Площадь пикселя больше, значит, шум будет меньше, а фотоширота больше. Это трудно переоценить, я думаю, ты понимаешь. Многие сюжеты в Индии приходилось снимать в сумерках, в полутьме. Я ставил чувствительность ISO 1000 и существенных шумов на отпечатках 30 х 45 не замечал. В принципе, и значение ISO 1600 вполне годится для печати, особенно с хорошей обработкой.

Вообще, с «пятеркой» я открыл для себя многие вещи, которым раньше я не придавал большого значения.

— Например?

— Взять хотя бы ЖК-дисплей. Когда я пользовался Nikon D70, мне он не казался очень важным, ну есть и есть: посмотрел гистограмму, проверил, попал ли в экспозицию. Или что-то лишнее удалил. Но после того, как я поработал с 5D, я понял, что ошибался. У него большой дисплей с высоким разрешением, и он действительно позволяет оценить фотографию. Она очень похожа на то, что я увижу потом на мониторе. Я уже говорил, что придаю большое значение возможности заранее оценить, как получится фотография.

— Ты прав. Дисплей много значит, не зря же производители как один стали ставить в новые модели большие экранчики. Это удобно. Но что-то мы с тобой все о достоинствах говорим. Ведь не может быть, чтобы тебе нравилось все.

— Знаешь, перед покупкой я просмотрел обзоры этой камеры в Сети, например на www.dpreview.com. И понял, что каких-либо значимых для меня минусов нет. Очень посмешил один минус: отсутствие GPS-поддержки. Зачем на камере нужен GPS?

В плане управления меня все устраивает. Меню удобное и особой надобности к нему обращаться у меня нет. Что иногда раздражает, так это большое колесо на задней крышке. Совершенно спокойно можно случайно ввести носом коррекцию экспозиции, что, согласись, не очень приятно. Да, его можно заблокировать, но в общем-то оно нужно: фотографии листать удобно. Наверное придираюсь, потому что так и не отвык от стандартной схемы с двумя дисками, как это было на Nikon D70. Так что это дело привычки. Или, например, мне не понятно, зачем размещать на корпусе кнопку прямой печати. Согласись, что такой камере она реально не нужна.

— Вот еще вопрос. Я понимаю, что с такой камерой было бы странно использовать что-то, кроме L-оптики, иначе многие преимущества, за которые платишь, могут так и не проявиться. В итоге камера становится очень тяжелой и заметной. Тебя это не смущает? Ведь фотожурналист много работает среди людей и не любит находиться на виду.

— Точно. Очень часто мечтаешь о маленькой камере, которую можно выхватить из кармана в любой момент. Кажется, что ни один «жанр» не уйдет! Здесь, конечно, так не получится. Камера большая и носить ее приходится в рюкзаке: пока достанешь, включишь, настроишь, наведешь… кадр уйдет. Но приходится мирится, ведь еще не придумали такого, чтобы давало бы качественную картинку и было размером с ладонь. В конце концов, профессиональные репортерские «зеркалки» еще тяжелее.

— У камеры нет встроенной вспышки, это нормально по-твоему?

— Естественный свет самый красивый, это знает любой хороший фотограф. Вспышка — крайний случай, тем более что 5D не сильно «шумит» даже при большом значении чувствительности. Кроме того, использовать профессиональную камеру, дорогую оптику, и при этом портить картинку встроенной вспышкой — не по мне. Мне интересно сделать действительно стоящий кадр, и, если для этого нет подходящего света, я лучше вовсе откажусь от фотографии, чем сделаю ее с использованием встроенной вспышки. Есть, конечно, и другой момент. Когда в камере нет вспышки, ты понимаешь, что это фотоаппарат другого класса. Ощущать это приятно.

— Володя, ты, наверное, единственный человек, который умудрился дважды купить этот фотоаппарат. Покупая 5D второй раз, сомневался?

— Что ни говори, а деньги все равно большие. Хотя вторую камеру я купил ровно за те деньги, которые получил от продажи первой. Так что ничего не потерял. Сомневался ли в том, что стоит покупать? Конечно. К этому времени уже вышел Canon EOS 30D, и я думал, не купить ли его, но… Опять этот маленький видоискатель, да и downgrade делать в тысячу раз неприятнее upgrade.

— Напоследок могу посоветовать тебе подумать о среднеформатной камере. Знаешь какой у нее видоискатель?! (смеемся)

— По поводу своих индийских фотографий можешь что-нибудь сказать?

— Любая фотографии для меня — это в первую очередь отношение к объекту, способ передать чувство и настроение. Я вряд ли кого-то удивлю, сказав, что, много работая, постоянно ощущаешь, как время бежит впереди тебя: задачи скапливаются быстрее, чем успеваешь их выполнить. Но когда человек долго бежит, у него всегда сознательно или нет возникает желание остановиться и передохнуть. Поэтому этой зимой я не снимал шумные и суетливые улицы Бомбея или кишащие крохотными моторикшами центральные районы Дели. Мне хотелось запечатлеть другую, более близкую мне, Индию: спокойную, теплую, немного мистическую и в чем-то вечную.

Возможность передать большое количество полутонов — одно из основных достоинств Canon EOS 5D. Штатив, объектив EF 24—70 / 2.8 L, поляризационный фильтр, выдержка 1/6 секунды, чувствительность ISO 400. Фотография сделана на закате с использованием штатива, а также поляризационного и «жесткого» градиентного фильтров. Объектив EF 24—70 / 2.8 L, чувствительность ISO 400. Рядом с этим местом я провел 2 недели своего отпуска и просто не мог покинуть его, не запечатлев ту беззаботность, которая витала по вечерам среди немногочисленных отдыхающих. Даже на большом отпечатке
(30 х 45 см) уровень детализации очень высок —видна каждая фигурка на берегу. Чувствительность ISO 400, f8, выдержка 1/90 секунды. Объектив EF 24—70 / 2.8 L.

Резюме

Что можно добавить ко всему вышесказанному? Если в вашем доме когда-нибудь появится «пятерка», будь готовы к тому, что вслед за ней появится и много друзей. Очень милых, очень любезных, готовых для вас на все, если… Вы одолжите им на самую-рассамую ответственную съемку этот фотоаппарат. Это ли не венец ваших мечтаний? Вопрос, как мы понимаем риторический. Да, Сanon EOS 5D интересен очень многим, и те возможности, которые он предлагает уникальны, но… Вопрос цены для многих из нас остается существенным. Посмотрим, сколько будут стоить полнокадровые модели через год или два. Очень надеемся, что 5D не останется единственной моделью с матрицей 24 х 36, да это, скорее всего, и не возможно.

Беседовал Павел САМСОНОВ.

Фотографии Владимира АНТИМОНОВА

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Galaxy S10 задает новый стандарт смартфона
21 февраля 2019
Новости

Galaxy S10 задает новый стандарт смартфона

Спустя десятилетие с момента запуска первого смартфона линейки Galaxy S компания Samsung Electronics представляет серию новых флагманских устройств Galaxy S10 и закладывает базу для следующей декады мобильных инноваций. В числе премиальных новинок – основная модель Galaxy S10, увеличенная модель Galaxy S10+, в том числе версия в керамическом корпусе с 1 ТБ встроенной памяти, Galaxy S10e в компактном корпусе с плоским экраном, а также 5G-версия Galaxy S10. Новинки выводят впечатления от использования телефона на новый уровень благодаря инновациям в самых актуальных для пользователей областях: дисплей, камера и производительность.

Обзор акустических систем KEF T105
13 июля 2012
Обзоры

Обзор акустических систем KEF T105

Ультраплоские акустические системы T Series производства KEF — идеальные спутники для современных плазменных, ЖК или OLED-панелей с широкой диагональю, кроме того, благодаря своему дизайну такие колонки не занимают много места и легко вписываются в любые жилые интерьеры. Меж тем добиться одновременной тонкости кабинета акустической системы и хорошего качества ее звучания — очень сложная техническая задача, решить которую не получится без большого количества инноваций, но тут у компании KEF имеется преимущество в виде более чем 50-летней истории по разработке технологий звуковоспроизведения.

LG X-Boom OJ98: минисистема для вечеринок
27 июня 2017
Новости

LG X-Boom OJ98: минисистема для вечеринок

Компания LG Electronics (LG) представляет на российском рынке стильную акустическую систему формата «всё-в-одном» LG X-Boom OJ98 c возможностью подсветки в такт музыке. Эта модель была создана специально под средний рост человека, поэтому теперь стало еще удобнее управлять воспроизведением и включать DJ-функции, не наклоняясь.

Смартфон Highscreen Zera F — первое устройство новой линейки Zera с уникальным дизайном
13 марта 2014
Новости

Смартфон Highscreen Zera F — первое устройство новой линейки Zera с уникальным дизайном

Российский бренд Highscreen начинает продажи Highscreen Zera F — первого бюджетного смартфона с характеристиками начала 2014 года, созданного в рамках новой стратегии разработки продуктов бренда. Она подразумевает переход от ODM- к OEM-схеме разработки устройств, то есть к созданию новых моделей с нуля специалистами Highscreen. Такой подход свойственен исключительно А-брендам и практически не используется производителями «второго эшелона». У смартфонов новой линейки Zera уникальный дизайн, созданный на основе проверенных рынком наработок крупнейших производителей смартфонов. Конкретно задействованы дизайнерские наработки LG, Nokia, HTC, Apple.

Фотоальбомы
30 июня 2011
Обзоры

Фотоальбомы

Hans-Michael Koetzle Издательство Taschen www.taschen.com 444 страницы На англ. языке Photographers A-Z Издательство Taschen сделало отличный подарок всем любителям фотографии: новая энциклопедия Photographers A-Z посвящена всем значимым фотографам XX века и их лучшим изданиям.

Yongnuo выпустила объектив YN 50mm f / 1.4NE II для байонета Nikon F
21 августа 2018
Новости

Yongnuo выпустила объектив YN 50mm f / 1.4NE II для байонета Nikon F

Компания Yongnuo анонсировала версию объектива YN 50mm f / 1.4NE II для байонета Nikon F. Ранее он был выпущен для крепления Canon EF. В объективе используется как ручная, так и автоматическая фокусировка с индикатором расстояния и поддержкой режима Lv, а также электромагнитный механизм управления диафрагмой.

Удовольствие на 360 градусов
25 декабря 2006
Новости

Удовольствие на 360 градусов

В настоящее время функции, которые выполняют домашние аудио- и видеосистемы, гораздо шире, нежели обычное воспроизведение музыки или видеоизображения. Современные AV комплексы должны обеспечивать воспроизведение цифровых фотографий, mp3 файлов, совместимость с внешними устройствами, такими, как портативные плееры, и даже иметь возможность коммутации с персональным компьютером.

Задачник для фотографа или повторение пройденного
27 июня 2005
Обзоры

Задачник для фотографа или повторение пройденного

Фотография самим фактом своего появления обязана эксперименту. Пытливые исследователи шаг за шагом довели технологию фотографии до совершенства, хотя конца этому процессу еще не видно. Никто и никогда не сможет поставить точку в творческом фотографическом поиске, всегда найдется кто-то, кто обнаружит новую сверкающую грань в бриллианте фотографического искусства.

Новые высокоточные системы управления стабилизаторами DJI Master Wheels и Force Pro
27 апреля 2018
Новости

Новые высокоточные системы управления стабилизаторами DJI Master Wheels и Force Pro

DJI выпустила профессиональные системы управления стабилизаторами Master Wheels и Force Pro, предназначенные «для разных сценариев и режиссёров любого уровня». Системы управления оптимизированы для работы со стабилизаторами Ronin 2 и Ronin-S и обеспечивают высокоточный контроль, упрощая съемку сложных и /или быстро движущихся сцен.

Полный кадр от «дюймовочки». Компактная камера Sony RX1R II получила матрицу 42,4 Mп, улучшенную фокусировку и первый в мире оптический НЧ-фильтр
20 октября 2015
Новости

Полный кадр от «дюймовочки». Компактная камера Sony RX1R II получила матрицу 42,4 Mп, улучшенную фокусировку и первый в мире оптический НЧ-фильтр

Новая Sony RX1R II с полнокадровой матрицей 42,4 Mп, улучшенной фокусировкой и первым в мире настраиваемым оптическим НЧ-фильтром. Новейшая супер компактная фотокамера Sony оснащена полнокадровой матрицей с обратной подсветкой, 35 мм объективом ZEISS® Sonnar T* F2, быстрой автофокусировкой, складным XGA OLED-видоискателем и первым в мире настраиваемым оптическим НЧ-фильтром[i] с возможностью брекетинга. Компания Sony расширяет свою знаменитую линейку компактных камер Cyber-shot RX, представив полнокадровую RX1R II (модель DSC-RX1RM2).