Венец мечтаний?

Canon EOS 5D

Около года назад Canon поразил общественность выпуском камеры, слишком опережающей свое время. Ну представьте себе: сидят второклашки и дружно зубрят таблицу умножения, и вдруг один из учеников с улыбкой Джаконды выводит формулу арифметической прогрессии. Удивление, шок, восторг… Как это возможно, откуда? У всех камер, исключая несколько суперпрофессиональных, «половинчатые» матрицы, а здесь — формат 35-милиметрового кадра! Кажется, Canon специально провоцирует фотографический мир, как это было, например, в случае с EOS 300D, когда началась новая эра в камеростроении. А что теперь? Тоже новая эра или это событие так и останется эксцентричной выходкой производителя? Нужна ли такая камера сегодня и кому? Ведь нас убеждали, что матрицы размера APS хватит и любителям и профессионалам за глаза. Мы решили разобраться, что же может привлечь в этой камере, кроме того, что 5D — «это круто». Единственное верное решение — спросить об этом у фотографа.

Canon EOS 5D — одна из первых по-настоящему полупрофессиональных камер. Если на одну половину линейки поставить репортерские камеры, а на другую — все остальные, то «пятерка» окажется аккурат между ними. Чтобы читатель был в курсе дела, приведем краткую сводку характеристик этого фотоаппарата: магниевый корпус, полнокадровая матрица 24 х 36 мм, большой (6,3 см) экран с высоким разрешением, возможность съемки 3 кадра / с, кратчайшая выдержка 1/8000 с (не устали?), быстрый процессор DIGIC II и функции Picture Style, как у «взрослых» моделей. Другими словами, фотокамера может использоваться и в студийной работе, и в репортажной съемке. На сегодняшний день Canon EOS 5D — единственная камера с такими характеристиками по цене до $ 3000. (Более подробно технические характеристики можно посмотреть на стр. 29)

Фотографии, иллюстрирующие эту статью, сделаны Володей Антимоновым, молодым фотожурналистом, во время поездки в Индию. Для съемок Володя использовал камеру Canon EOS 5D, впечатлениями о работе которой и делится с нами.

— Володя, я знаю, что ты долгое время снимал цифровым Nikon D70, потом пленочным Nikon F80. Почему вдруг такой резкий поворот? Ведь 5D — это не просто другая камера, у Canon’а вообще все другое.

— Тут необходима маленькая предыстория. Во время моей первой поездки в Индию у меня был с собой только один фотоаппарат — тот самый Nikon D70, о котором ты вспомнил. А мои друзья, напротив, взяли с собой разные пленочные камеры. Естественно, мне хотелось попробовать поработать и с ними. Ты же помнишь, что фотография для меня с самого начала была цифровой, и в этих пленочных камерах я не то чтобы не разбирался — просто почти не имел с ними дела. И вот из любопытства я решил поставить свой никоновский объектив 24—120 на F80. Когда я поднес камеру к лицу… Я был просто поражен. Все изменилось. И даже не в том дело, что угол зрения стал другим, нет. Сама картинка стала иной, в других деталях, даже краски, кажется, стали восприниматься иначе. На самом деле, у F80 стандартный пленочный видоискатель. А я и не представлял, как это так важно… Ты понимаешь, что я хочу сказать?

— Конечно. Большой пленочный видоискатель — это то, о чем обладатели современных цифровых «зеркалок» успели забыть, а новое поколение вообще никогда не видело такой картинки. Появление матрицы APS-размера — это маленькая революция в качестве изображения, но… Чем-то приходится жертвовать.

ДЕТАЛИ Главный герой этой камеры — CMOS-сенсор, размером 35,8 x 23,9 мм и разрешением 12,8 мегапикселя. Теперь фокусное расстояние любого объектива, установленного на эту камеру… не изменится! Настоящий видоискатель, не уступающий пленочному ни по размерам, ни по яркости. После него смотреть в видоискатели «зеркалок» с APS-сенсорами не хочется. Кроме этого большой дисплей с диагональю 6,3 см и разрешением 230 тыс. пикселей. В этой модели Canon отказался от использования встроенной вспышки, четко позиционируя фотоаппарат, как полупрофессиональный. Купили такую дорогую камеру? Купите вспышку. Да и на мультиселекторе нет сюжетных программ, зато есть полностью автоматический режим — зеленая зона и доступ к пользовательским функциям.

— После той поездки мне стало очень трудно фотографировать. Каждый раз, смотря в видоискатель Nikon D70, я понимал, что не вижу всех тех красок, деталей —вообще той полноты картинки, которую воспринимаешь через нормальный для 35-миллиметровой камеры видеоискатель. У меня появился пленочный Nikon, но, видимо, я слишком привык работать с цифровой камерой. Ну не могу я с пленкой возиться: нет времени ее проявлять, сканировать… И вот когда появился первый релиз Canon EOS 5D, я понял, что она может решить многие мои проблемы. И не ошибся. У нее именно такой «стандартный пленочный видоискатель», который я и хотел иметь. Понимаешь, 5D — это возможность видеть действительность так же, как и в пленочной камере, плюс все функции цифровой зеркальной камеры, к которым я до этого успел привыкнуть. Для меня хороший видеоискатель важен, потому что я нажимаю на кнопку спуска только тогда, когда картинка в видоискателе мне нравится. На компромисс в этом плане я никогда не пойду. Кроме того, большой видоискатель дает возможность достаточно точно понимать, что получится в итоге.

— Согласен с тобой. Видоискатель на первом месте, но у Canon 5D — это всего лишь следствие основного ее преимущества — полнокадровой матрицы. Или это для тебя не так принципиально?

— Ну что ты, «пятерка» — это еще и отличный сенсор. Зачем мне нужны эти 12,8 мегапикселя? Во-первых, это дает возможность безболезненно кадрировать снимки, а во-вторых, печатать их на большом формате.

Не знаю, много ли найдется людей, которые делают фотографии, которые не нужно подрезать. Ведь когда снимаешь репортаж, все так быстро меняется. Как бы ни старался, но уследить за всем происходящим в кадре не возможно. Когда я смотрю на полученный кадр, мне часто хочется лучше выделить главное и отрезать на нем лишнее. И та куча мегапикселей, которую предлагает «пятерка», позволяет не сильно потерять при этом в качестве конечной фотографии.

То же самое можно сказать и про печать. Чем больше информации, тем выше качество и тем большим форматом можно напечатать снимок. А я большой формат люблю.

— А фотоширота, шум? Ты видишь разницу по сравнению со своим прежним фотоаппаратом?

— Здесь, наверное, не корректно сравнивать матрицу 5D с APS-сенсорами. Разница, конечно, заметна. Площадь пикселя больше, значит, шум будет меньше, а фотоширота больше. Это трудно переоценить, я думаю, ты понимаешь. Многие сюжеты в Индии приходилось снимать в сумерках, в полутьме. Я ставил чувствительность ISO 1000 и существенных шумов на отпечатках 30 х 45 не замечал. В принципе, и значение ISO 1600 вполне годится для печати, особенно с хорошей обработкой.

Вообще, с «пятеркой» я открыл для себя многие вещи, которым раньше я не придавал большого значения.

— Например?

— Взять хотя бы ЖК-дисплей. Когда я пользовался Nikon D70, мне он не казался очень важным, ну есть и есть: посмотрел гистограмму, проверил, попал ли в экспозицию. Или что-то лишнее удалил. Но после того, как я поработал с 5D, я понял, что ошибался. У него большой дисплей с высоким разрешением, и он действительно позволяет оценить фотографию. Она очень похожа на то, что я увижу потом на мониторе. Я уже говорил, что придаю большое значение возможности заранее оценить, как получится фотография.

— Ты прав. Дисплей много значит, не зря же производители как один стали ставить в новые модели большие экранчики. Это удобно. Но что-то мы с тобой все о достоинствах говорим. Ведь не может быть, чтобы тебе нравилось все.

— Знаешь, перед покупкой я просмотрел обзоры этой камеры в Сети, например на www.dpreview.com. И понял, что каких-либо значимых для меня минусов нет. Очень посмешил один минус: отсутствие GPS-поддержки. Зачем на камере нужен GPS?

В плане управления меня все устраивает. Меню удобное и особой надобности к нему обращаться у меня нет. Что иногда раздражает, так это большое колесо на задней крышке. Совершенно спокойно можно случайно ввести носом коррекцию экспозиции, что, согласись, не очень приятно. Да, его можно заблокировать, но в общем-то оно нужно: фотографии листать удобно. Наверное придираюсь, потому что так и не отвык от стандартной схемы с двумя дисками, как это было на Nikon D70. Так что это дело привычки. Или, например, мне не понятно, зачем размещать на корпусе кнопку прямой печати. Согласись, что такой камере она реально не нужна.

— Вот еще вопрос. Я понимаю, что с такой камерой было бы странно использовать что-то, кроме L-оптики, иначе многие преимущества, за которые платишь, могут так и не проявиться. В итоге камера становится очень тяжелой и заметной. Тебя это не смущает? Ведь фотожурналист много работает среди людей и не любит находиться на виду.

— Точно. Очень часто мечтаешь о маленькой камере, которую можно выхватить из кармана в любой момент. Кажется, что ни один «жанр» не уйдет! Здесь, конечно, так не получится. Камера большая и носить ее приходится в рюкзаке: пока достанешь, включишь, настроишь, наведешь… кадр уйдет. Но приходится мирится, ведь еще не придумали такого, чтобы давало бы качественную картинку и было размером с ладонь. В конце концов, профессиональные репортерские «зеркалки» еще тяжелее.

— У камеры нет встроенной вспышки, это нормально по-твоему?

— Естественный свет самый красивый, это знает любой хороший фотограф. Вспышка — крайний случай, тем более что 5D не сильно «шумит» даже при большом значении чувствительности. Кроме того, использовать профессиональную камеру, дорогую оптику, и при этом портить картинку встроенной вспышкой — не по мне. Мне интересно сделать действительно стоящий кадр, и, если для этого нет подходящего света, я лучше вовсе откажусь от фотографии, чем сделаю ее с использованием встроенной вспышки. Есть, конечно, и другой момент. Когда в камере нет вспышки, ты понимаешь, что это фотоаппарат другого класса. Ощущать это приятно.

— Володя, ты, наверное, единственный человек, который умудрился дважды купить этот фотоаппарат. Покупая 5D второй раз, сомневался?

— Что ни говори, а деньги все равно большие. Хотя вторую камеру я купил ровно за те деньги, которые получил от продажи первой. Так что ничего не потерял. Сомневался ли в том, что стоит покупать? Конечно. К этому времени уже вышел Canon EOS 30D, и я думал, не купить ли его, но… Опять этот маленький видоискатель, да и downgrade делать в тысячу раз неприятнее upgrade.

— Напоследок могу посоветовать тебе подумать о среднеформатной камере. Знаешь какой у нее видоискатель?! (смеемся)

— По поводу своих индийских фотографий можешь что-нибудь сказать?

— Любая фотографии для меня — это в первую очередь отношение к объекту, способ передать чувство и настроение. Я вряд ли кого-то удивлю, сказав, что, много работая, постоянно ощущаешь, как время бежит впереди тебя: задачи скапливаются быстрее, чем успеваешь их выполнить. Но когда человек долго бежит, у него всегда сознательно или нет возникает желание остановиться и передохнуть. Поэтому этой зимой я не снимал шумные и суетливые улицы Бомбея или кишащие крохотными моторикшами центральные районы Дели. Мне хотелось запечатлеть другую, более близкую мне, Индию: спокойную, теплую, немного мистическую и в чем-то вечную.

Возможность передать большое количество полутонов — одно из основных достоинств Canon EOS 5D. Штатив, объектив EF 24—70 / 2.8 L, поляризационный фильтр, выдержка 1/6 секунды, чувствительность ISO 400. Фотография сделана на закате с использованием штатива, а также поляризационного и «жесткого» градиентного фильтров. Объектив EF 24—70 / 2.8 L, чувствительность ISO 400. Рядом с этим местом я провел 2 недели своего отпуска и просто не мог покинуть его, не запечатлев ту беззаботность, которая витала по вечерам среди немногочисленных отдыхающих. Даже на большом отпечатке
(30 х 45 см) уровень детализации очень высок —видна каждая фигурка на берегу. Чувствительность ISO 400, f8, выдержка 1/90 секунды. Объектив EF 24—70 / 2.8 L.

Резюме

Что можно добавить ко всему вышесказанному? Если в вашем доме когда-нибудь появится «пятерка», будь готовы к тому, что вслед за ней появится и много друзей. Очень милых, очень любезных, готовых для вас на все, если… Вы одолжите им на самую-рассамую ответственную съемку этот фотоаппарат. Это ли не венец ваших мечтаний? Вопрос, как мы понимаем риторический. Да, Сanon EOS 5D интересен очень многим, и те возможности, которые он предлагает уникальны, но… Вопрос цены для многих из нас остается существенным. Посмотрим, сколько будут стоить полнокадровые модели через год или два. Очень надеемся, что 5D не останется единственной моделью с матрицей 24 х 36, да это, скорее всего, и не возможно.

Беседовал Павел САМСОНОВ.

Фотографии Владимира АНТИМОНОВА

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Беззеркальная фотокамера Sony NEX-5T - интеллектуальная съемка и беспроводная передача данных
27 августа 2013
Новости

Беззеркальная фотокамера Sony NEX-5T - интеллектуальная съемка и беспроводная передача данных

Большая матрица обеспечивает улучшение качества снимков, а компактные размеры камеры делаю процесс съемки удобнее – в фотографии размер действительно имеет значение. Новая модель Sony NEX-5T объединяет профессиональное качество изображения, свободу беспроводной связи и мощный набор функций в ультракомпактной камере вместе с неограниченными возможностями для творчества, которые предоставляют сменные объективы. Уютно разместившись в кармане или в сумке, эта камера станет идеальным партнером для увлеченных фотографов, которым требуется качество изображения и удобное управление цифровой зеркальной камеры, но хочется носить с собой поменьше снаряжения.

Цвет в фотографии
17 ноября 2003
Обзоры

Цвет в фотографии

Фото 1. А. Нечаев. Портрет А.Н. Муравьевой. Ручная раскраска черно-белого отпечатка. Конец 1850-х годов. Из коллекции компании "Артколлегия" Человек, не имеющий отклонений от нормального зрения, воспринимает окружающий мир в красках. Поэтому цвет является мощным изобразительным средством в живописи, даже в случае абстрактного изображения.

Натюрморт: мертвая натура или тихая жизнь?
6 сентября 2014
Советы

Натюрморт: мертвая натура или тихая жизнь?

Почти все традиционные жанры живописи в момент появления фотографии стали и ее традиционными жанрами (если это было возможно технически). Замечательные артефакты фотографической истории — снимки Ньепса на металлических платинах с выдержкой в восемь часов — были пейзажем и натюрмортом. И если первую фотографию «Вид из окна» можно считать первой «прямой» непостановочной фотографией, то «вторая» (к сожалению, сохранившаяся лишь в репродукциях) — натюрморт с бутылкой, букетом, бокалом и куском хлеба — это уже пример «сконструированной реальности», постановочного снимка, с продуманной композицией и, возможно, неким символическим значением.

ViewSonic представляет новые Full HD проекторы LightStream
2 июля 2015
Новости

ViewSonic представляет новые Full HD проекторы LightStream

Москва, 02 июля 2015 г. — Корпорация ViewSonic, мировой поставщик вычислительных, коммуникационных решений и продуктов потребительской электроники, представила серию Full HD проекторов LightStream™ PJD7. Она пополнила линейку проекторов LightStream, отличающихся реалистичной цветопередачей при любом освещении. Серия LightStream PJD7 предназначена для самых разнообразных сфер применения — от конференц-залов до медицинских учреждений и домашних кинотеатров. Она идеальна для просмотра HD-контента. В проекторах используется эксклюзивная технология ViewSonic SuperColor™, обеспечивающая лучшую в классе цветопередачу, и самая современная технология улучшения качества звука SonicExpert™. Также реализована поддержка беспроводного подключения (опционально).

Компактная камера Sony NEX-6 имеет не только сменную оптику, но и новую крупную матрицу Exmor APS HD CMOS
19 сентября 2012
Новости

Компактная камера Sony NEX-6 имеет не только сменную оптику, но и новую крупную матрицу Exmor APS HD CMOS

Новая компактная цифровая фотокамера Sony NEX-6 — это карманная беззеркальная камера, обладающая качеством и скоростью съемки, удобством использования и обращения, характерными для цифровых зеркальных фотокамер. В модели NEX-6 представлено множество инновационных решений в сфере фотографии, которые присутствуют также в недавно анонсированной камере NEX-5R, — от быстрой гибридной автофокусировки до поддержки Wi-Fi и загружаемых приложений Camera Apps.

Transcend представляет портативный накопитель StoreJet 25C3S с интерфейсом Type-C
10 января 2019
Новости

Transcend представляет портативный накопитель StoreJet 25C3S с интерфейсом Type-C

Компания Transcend Information, Inc., мировой лидер среди производителей мультимедиа и накопителей, представляет портативный накопитель StoreJet 25C3S. Накопитель оснащен интерфейсом USB 3.1 Gen 1 и портом USB Type-C, что обеспечивает непревзойденную скорость передачи данных. Поставляется с файловой системой NTFS, что позволяет начать его использование сразу после распаковки.

Живой звук
8 декабря 2004
Новости

Живой звук

Компания ALEKS Digital Technology Inc. прочно утвердилась на российском рынке. За несколько лет ассортимент различной аудиовидеопродукции вырос настолько, что в состоянии удовлетворить потребности практически любого покупателя. Среди продукции ALEKS присутствуют как недорогие компоненты для домашнего кинотеатра и стерео, так и техника класса Hi-Fi и High End.

Накладные наушники Fostex T50RP MK3 когда Сальери тоже становится Моцартом…
23 августа 2017
Обзоры

Накладные наушники Fostex T50RP MK3 когда Сальери тоже становится Моцартом…

Позвольте поинтересоваться: а вы за Моцарта или за Сальери? Ответ, казалось бы, очевидный. Но не все уже так однозначно. Историки утверждают, что Сальери на самом деле никого не травил, он просто опередил свое время, пытаясь поверить алгеброй гармонию… Не верите? А разве не тем же самым: алгеброй по гармонии! - занимаются современные производители аудиотехники? Прямолинейность АЧХ и минимум искажений – как признак гениальности, за счет которой звук из канала становится животворящим, приближенным к тому, что мы слышим в реальной жизни. В общем, я так скажу: мир не потерял бы еще одного Моцарта, если бы Сальери явился на свет в эпоху цифрового звука. Очень жаль, что мы без Сальери поднимемся сегодня на своеобразную «моцартовскую вершину», слушая почти живую музыку в наушниках из мира профессионального аудио. Пережив несколько реинкарнаций, они много лет радуют музыкантов, звукорежиссеров и просто любителей качественного звука. Сегодня в нашей студии звучат накладные наушники T50RP MK3 от японского бренда Fostex.

Nikon представила первый тизер полнокадровой беззеркальной камеры
24 июля 2018
Новости

Nikon представила первый тизер полнокадровой беззеркальной камеры

Компания Nikon выпустила первый рекламный видеоролик, связанный с новой полнокадровой беззеркальной камерой, в котором демонстрируются очертания будущей модели. Ролик был размещён на недавно созданном микросайте, посвящённом новой серии камер, где сообщается о скором появлении новых материалов.

Новая радиоуправляемая вспышка Nissin MG10 с режимом TTL и HSS
25 июня 2018
Новости

Новая радиоуправляемая вспышка Nissin MG10 с режимом TTL и HSS

Компания Nissin выпустила новую радиоуправляемую вспышку MG10 с автоматическим режимом управления TTL и поддержкой высокоскоростной синхронизации HSS до 1/8000 с. Вспышка является частью системы Nissin Air System (NAS) компании и предназначена как для совместного использования с камерами, так и отдельно от них в студии или на выездной съёмки. Nissin MG10 поддерживает работу с камерами Nikon, Canon, Sony, Fujifilm и Micro Four Thirds.