В рамках миллиарда долларов. Обзор рынка систем водяного отопления от «Литвинчук Маркетинг»

Рынок систем водяного отопления можно представить в виде схемы. Котлы производят тепло, трубы его доставляют до потребителя — радиаторов. Есть еще насосы, задвижки, расширительные емкости и прочее сетевое оборудование, но принципиально важными в системах отопления являются именно эти три сегмента. Если измерить эти рынки в деньгах, то их объем в конечных розничных ценах очень похож. Каждый из трех сегментов рынка отопления по итогам 2015 года находится в рамках 1 млрд. долларов.

Антон Тотмаков, заместитель директора «Литвинчук Маркетинг»

Обзор рынка систем водяного отопления от «Литвинчук Маркетинг».

Что касается динамики рынков, то в 2015 году при количественном измерении во всех трех сегментах она оказалась отрицательной. В 2015 году по сравнению с 2014 рынок котлов упал на 19 %, рынок труб и радиаторов просел на 16 %. «Сделано в России» Доля российской продукции сильно отличается во всех трех сегментах.

Внутри рынков радиаторов, труб и котлов есть сегменты с высокой долей отечественной продукции. Например, на рынке напорных труб сегмент полипропиленовых труб более чем на 50 % состоит из продукции, произведенной в России.

В сегменте котельного оборудования промышленные котлы — более чем на 50 % российской сборки. В радиаторах отопления наиболее импортозамещенным является сегмент конвекторов.

Тенденции рынка 

По итогам 2015 года рынок в количестве просел на 16 %, в деньгах (при подсчете в EUR) — на 23 %. Причина диспропорции — в существенном росте сегмента «суперэконом» на фоне резкого падения доли европейских радиаторов. При этом год был отмечен существенным снижением торговой наценки на всех уровнях системы дистрибуции — начиная от производителей и заканчивая конечными продавцами.

Если рассматривать стальные панельные радиаторы, то в прошлом году заводские цены на них снизились, правда к ослаблению рубля это не имеет никакого отношения — мировые цены на сталь на протяжении последних трех лет постепенно снижались. Что касается сегментов с высокой добавленной стоимостью (например, стальные трубчатые и дизайн-радиаторы, дорогие конвекторы), то на их стоимость курсы валют к рублю влияют намного сильнее, чем цена металла. По большинству позиций курсы фиксируются на момент заключения договоров.

Психология потребительского поведения сильно видоизменилась после кризиса 2009 года. Теперь выбор покупателя все чаще останавливается на недорогом товаре, активно растет эконом-сегмент. Премиум-потребление при этом довольно стабильно, а если и меняется, то гораздо меньшими темпами.

Быстрый рост сегмента «облегченных» алюминиевых радиаторов является одним из доказательств такого предположения. Уже в 2014 году основные сегменты рынка перестали расти и наметилась отрицательная динамика, в 2015 эта тенденция продолжила свое развитие. Причин такого положения дел несколько.

Во-первых, сказалось общее состояние российской экономики и существенное падение покупательной способности населения, начавшееся в конце 2014 года. Не помогли даже рекордные темпы ввода жилья (81,3 млн. кв.м жилой площади в 2014 году и 81,5 — в 2015, против 70,5 млн.кв.м. в 2013).

Во-вторых, продажи на вторичном рынке показывают все признаки насыщения. Продажи радиаторов на замену, достигшие пика в 2012-2013 годах (до 70% всех продаж), уже в 2014 пошли на спад. В 2015 году произошло ожидаемое сокращение этого сегмента. Дело в том, что люди с высоким и средним достатком в массе своей уже давно поменяли устаревшие и неэстетичные приборы на более современные. А тем, кто получал (и получает) невысокие доходы, в 2015 году было не до замены радиаторов.

По нашим оценкам, за последние 10 лет было заменено от 58 до 65% всех приборов отопления, то есть их парк очень свежий. Поэтому количество замен должно было резко сократиться в ближайшие годы даже без участия кризиса. Можно сказать, что кризис сделает этот процесс более гладким и менее болезненным. При этом падение затронет, прежде всего, рынок алюминиевых и биметаллических радиаторов, которые в основном и использовались для замены старых чугунных «батарей» и конвекторов.

Можно прогнозировать, что за 2015-2017 рынок замены сократится на 40-50 %, а рынок продаж в новое строительство — на 20-25 %. Причем в 2016 году рынок радиаторов ждет сокращение на 25 %. При этом рынок приборов панельного типа (они на 90 % идут в новостройки) вряд ли сократится более чем на 10-15 %, а дорогие дизайн-радиаторы, идущие в элитное жилье, практически не пострадают.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Компактный станок RIDGID снимает фаску с трубы за один оборот
13 января 2016
Новости

Компактный станок RIDGID снимает фаску с трубы за один оборот

13. 01. 2016 г. Компания RIDGID, ведущий мировой производитель профессионального инструмента для строительно-монтажного, сантехнического, энергетического и промышленного секторов, представила на российском рынке переносной станок для снятия фаски B-500. Эта новинка призвана ускорить обработку труб перед сваркой: прибор обрабатывает край 300-миллиметровой стальной трубы менее чем за 2 минуты.

Изменения объемов и структуры импорта радиаторов отопления в I квартале 2016 года
23 мая 2016
Обзоры

Изменения объемов и структуры импорта радиаторов отопления в I квартале 2016 года

В последнее время на российском рынке радиаторов отопления происходят существенные изменения. В первую очередь, они коснулись объемов и структуры импорта радиаторов отопления на территорию Российской Федерации.

Газовые котлы Ariston Evolution: комфорт в новом формате
24 октября 2013
Новости

Газовые котлы Ariston Evolution: комфорт в новом формате

Каждый человек стремится к созданию удобных условий жизни и старается как можно меньше зависеть от окружающих обстоятельств. Тепло и горячая вода в доме являются неотъемлемыми спутниками комфорта. Многим из нас знакомы ситуации, когда с наступлением осенних холодов центральное отопление в доме еще не включают; или просто хочется поехать на дачу зимой, но нет желания рубить на морозе дрова и растапливать ими печку. Но сложности возникают не только зимой – достаточно вспомнить известную практику отключения горячей воды в летний период. Решением этих неприятных проблем станет установка в помещении современного газового котла.

Уникальное душевое ограждение «на стикерах»
10 мая 2016
Новости

Уникальное душевое ограждение «на стикерах»

Захотелось обустроить душевое пространство в ванной, но пугают следы от саморезов и поврежденная плитка?! Компания GuteWetter — производитель душевых ограждений — разработала инновационную серию Guwer. Особенность изделия — крепление профиля к стене с помощью двустороннего скотча и силикона, что дает возможность закрепить ограждение в любое удобное место без сверления.

GRUNDFOS предлагает управлять водоснабжением со смартфона
30 марта 2016
Новости

GRUNDFOS предлагает управлять водоснабжением со смартфона

Компания GRUNDFOS, ведущий мировой производитель насосного оборудования, оснастила SQE, популярный комплект для поддержания постоянного давления воды, системой беспроводной связи. Теперь менять режимы эксплуатации, настройки, отслеживать работу насоса, а также получать предупреждения о неполадках можно не демонтируя скважинное оборудование и даже не подходя к нему.

Лёгкий обжим даже в ограниченном пространстве: RIDGID выводит на российский рынок компактную модель обжимных клещей
29 марта 2016
Новости

Лёгкий обжим даже в ограниченном пространстве: RIDGID выводит на российский рынок компактную модель обжимных клещей

Компания RIDGID, ведущий мировой производитель профессионального инструмента для строительно-монтажного, сантехнического, энергетического и промышленного секторов, выводит на российский рынок гидравлические обжимные клещи RE 60-MLR. Компактная и маневренная новинка весом всего 2.8 кг имеет тонкую обжимную головку, которая может вращаться на 330º. Это обеспечивает легкий доступ к кабелям даже в тесных монтажных шкафах.

Ванна или душ: за и против
17 мая 2017
Обзоры

Ванна или душ: за и против

Ванна или душ? – споры по этому вопросу могут продолжаться бесконечно. Дилемма действительно сложная, но решаемая, особенно если подойти к этому рационально и разобрать все «за» и «против».

GRUNDFOS расширил модельный ряд насосов ТР 300
29 августа 2016
Новости

GRUNDFOS расширил модельный ряд насосов ТР 300

Летом 2016 года компания GRUNDFOS выпустила на российский рынок новые типоразмеры одинарных вертикальных центробежных «ин-лайн»насосов линейки ТР 300 с максимальным рабочим давлением 25 бар. Новинки заменят оборудование ТР серии 400.

Безопасность водонагревателей: комплексный подход от Ariston
20 июля 2018
Советы

Безопасность водонагревателей: комплексный подход от Ariston

В сезон отключений горячей воды водонагреватели пользуются особым спросом. При выборе техники потребитель обращает внимание на такие параметры, как вместительность бака, дизайн, удобство в управлении и другие. Однако не стоит забывать, что безопасность остаётся одним из главных требований к устройству. Специалисты компании Ariston предлагают защиту водонагревателей сразу на нескольких уровнях.

Бизнес в кризис: лицом к потребителю. Рецепт успеха от экспертов рынка сантехнического оборудования
18 мая 2016
Обзоры

Бизнес в кризис: лицом к потребителю. Рецепт успеха от экспертов рынка сантехнического оборудования

Экономический кризис серьёзно ударил по рынку потребительских товаров, в частности — сантехнического оборудования. Однако практика показывает, что даже в сегодняшних сложных условиях грамотное позиционирование внутри своей ниши и рациональный подход к организации бизнес-процессов позволяют не только сохранить, но и упрочить положение на рынке. О том, как это сделать, рассказывает Людмила Адестова, генеральный директор компании GuteWetter, первого в России производителя душевых ограждений.