Уроки Розова: жизнь без зеркала в ощущениях будущего

Это началось еще прошлой весной, когда фирма Sony любезно предложила нескольким российским фотографам протестировать новинку — первую в мире полноформатную беззеркалку RX1, самую маленькую и самую легкую полноформатку в мире. Правда, со встроенным, несменяемым объективом. Камеру подарили, попросив взамен всего только опубликовать в Сети свои впечатления.

Текст и фото: Георгий РОЗОВ.

Фото 1. Жовто-блакитные.

Ночной кадр витрины магазинчика, торгующего париками, сделан одним из лучших светосильных объективов «Олимпуса». Звенящая резкость переднего плана сочетается с породистым боке в середине и в правой трети кадра. Съемка с рук с виброкоррекцией гарантировала идеальную резкость, а высокая чувствительность не помешала легко достать из RAW-файла яркие краски.

Камера: Olympus OM-D E-M5
Объектив: Olympus M.ZUIKO 12/2.0
Чувствительность: 1600 ISO
Выдержка: 1/80 с
Диафрагма: f/4
Экспокоррекция: –1,0 EV
Фокусное расстояние 24 мм пленочного стандарта.

Эту крошку в то время во всем мире уже называли «убивицей «Лейки», но свадебные фотографы смотрели на меня с высокомерным презрением, а в метро вообще никто не реагировал. За эту незаметность я в нее влюбился с первого взгляда.

Sony RX1 быстро стала незаменимой спутницей. Даже отправляясь в булочную, я вешал ее на шею. За каких-нибудь два месяца наснимал кучу красивых картинок. Многие — в процессе коммерческих съемок. Признаюсь, что вполне мог обойтись и своим прежним набором оптики, но «Цейсс» рисует так сладко!

После двух недель жизни с «Сонькой» я твердо решил оставить ее навсегда. Но, обещать — не жениться! Продал! Через четыре месяца. Взамен купил уже две беззеркалки вместо одной. У меня теперь два «Олимпуса»: OM-D E-M5 и E-M1.

Сорок лет хранил верность «Никону» и всегда снимал топовыми камерами этой фирмы. И сейчас у меня два Nikon — D4 и D800, но снимаю ими я все реже и реже.

Я воспринимаю это как тенденцию, которая может решительно повлиять на выбор аппаратуры очень многими фотографами. Вот почему решил поделиться впечатлениями о жизни без зеркала. Мне кажется, что в ближайшее время мир от зеркальных камер откажется. Уже сейчас многие любители, которые раньше покупали компакты, снимают смартфонами, а профи очень скоро получат от промышленности репортерские беззеркалки с матрицами разных размеров. Зеркальные камеры, вероятно, будут в ходу еще какое-то время у стойких приверженцев, но массовое производство будет сворачиваться.

Чем провинились зеркалки перед профессионалами?

Когда-то очень давно у моего отца был фодисный (от Fodis — фирменное обозначение приставного дальномера производства Leica, Германия, с 1924 г. — Ред.) фотоаппарат ФЭД-2. Для молодых фотографов напомню, что название расшифровывается просто: Феликc Эдмундович Дзержинский. Что объяснялось тоже просто: первые ФЭДы собирались из немецких деталей руками малолетних преступников и беспризорников в исправительной колонии. Спасибо малолеткам: они познакомили советских людей с камерой «Лейка». У ФЭДов был дальномерный видоискатель. В глазке его надо было совместить изображения двух разнесенных по разные стороны от объектива линзочек.

Тогда картинка считалась сфокусированной, и можно было спускать затвор. Процесс наводки на резкость был очень медленным и неудобным, но главная беда заключалась в том, что картинка в видоискателе была темной, слепой и не давала никакого представления о глубине резкости. На начальном этапе обучения искусству фотографирования это воспринималось как очень большое неудобство. И потому было придумано зеркальное устройство визира. Теперь фотограф уже в процессе съемки мог видеть через основной объектив, что в кадре резко, а что нет и даже в какой степени.

Впрочем, за эти прелести дорого заплатили: в придачу к оптическому визиру получили механизм с мотающимся вверх-вниз зеркалом. Его удары приводили к шевеленке. Для борьбы с этой бедой придумали демпферы. Зеркало заставило увеличить рабочий отрезок оптики и сделать камеры толще. Тогда их с легким презрением называли узкопленочными, а теперь — с придыханием — полноформатными. Увеличение рабочего отрезка потянуло за собой необходимость увеличить размеры и вес объективов.

Мирились с этим больше полувека, но настало время, когда фул-фрейм-матрицу удалось втиснуть в габариты легендарной «Лейки», сохранив при этом возможность визирования через объектив. Вес камер профессионального сегмента снизился сразу почти втрое. Желанные и престижные зеркалки стали уходящей натурой.

С появлением полноформатной камеры Sony RX-1 фотографическое сообщество словно проснулось и разом осознало, что наступает время прощания с зеркалом, а значит и необходимость вкладывать деньги в замену системы.

Это дорого, но так же неотвратимо, как переход от пленки к цифре.

До рекордной малышки все беззеркалки, кроме «Лейки», были кропнутыми, то есть имели маленькие матрицы. Для тех, кто не в курсе: главное различие между кропом и полным форматом в том, что большие матрицы позволяют получать меньшую глубину резкости объективов, а значит красивую зону нерезкости — боке.

Впрочем, на кропе породистое боке все-таки можно рисовать очень светосильными объективами (фото 1), но пока не удалось получить от маленьких матриц файлы, сопоставимые по качеству на высоких значениях чувствительности. Полноформатки Sony позволяют снимать со значением чувствительности 12 800 ISO и получать отличные файлы для полиграфического воспроизведения. А лучшие, профессиональные кропнутые беззеркалки дают сопоставимый файл при 1600 ISO (фото 1 и 2).

Фото 2. Ночной тест.

Ночь. Снимок сделан при свете уличного фонаря. То есть освещенность очень низкая, а контраст очень высокий. И тем не менее маленькая полноматричная беззеркалка выдала очень качественный файл. Мне не пришлось бороться с шумами, потому что их не было, не пришлось давить зернистость, и потому резкость и детализация оказались выше, чем на файлах, сделанных Nikon D4 примерно в таких же условиях.

Камера: Sony DSR-RX1
Объектив: встроенный 35/2.0
Чувствительность: 12 800 ISO
Выдержка: 1/400 с
Диафрагма: f/2,8
Экспокоррекция: +0,3 EV

Что мне нравится в жизни без зеркала?

Легкость! Легкость жизни необыкновенная! Я теперь редко выхожу из дому без камеры. Прежде это было моей мечтой, а теперь это явь. И сразу же количество хороших жанровых, портретных, архитектурных фотографий резко увеличилось. И это при том, что я почти ничем не поступился в своих требованиях к качеству. Больше того, некоторые сюжеты прежде снимал очень редко, а теперь в любой момент, стоит только увидеть.

Для примера покажу фотографии, сделанные супертелевиком Olympus M.ZUIKO 75–300/4.5–6.7. Это зум для беззеркальных «олимпусов» с кропом 2. То есть в пересчете на полный кадр 150–600 мм. Должен сказать, что съемка такими телевиками, надетыми на мой «Никон», — совсем не тривиальное занятие. К нему нужно специально готовиться. Штатив нужен тяжелый. Спускать затвор — только тросиком или радиопуском, да еще непременно с предварительным поднятием зеркала. Но даже это не всегда обеспечивает получение резкой картинки. Нельзя топать ногами возле штатива в момент съемки, снимать с мостов и высоких зданий — они гуляют. Нельзя снимать над метро, около трамвая или автомобилей. Надо опасаться ветра… Словом, резкая картинка дается непросто.

Впрочем, совсем недавно один знаменитый коллега хвалился, что для него это не проблема. Он ястреба в момент охоты снял с рук. Зеркалкой! Я как галантный мушкетер могу только восхищенно обмести шляпой пыль с ботинок.

До покупки «олимпусов», а у меня их два — OM-D E-M5 и E-M1, я иногда снимал с рук «никоном» на 400 мм со стабилизацией. При ярком солнечном освещении удавалось получать резкие файлы.

Но то, что я теперь «Олимпусом» делаю не задумываясь, мимоходом, прежде не могло даже присниться. Я снимаю этим объективом очень подвижные объекты, в серые дни, вечером и ночью. Со штатива и без. Супертелевик на какое-то время стал для меня любимым объективом (фото 3–6).

Но и работа широкоугольной оптики на беззеркалках меня вполне удовлетворяет. Вот, например, два кадра, сделанных уже не самыми крутыми объективами (фото 7 и 8).

Раньше всех других взялись за беззеркалки две фирмы — Sony и Olympus. Они успели нашпиговать свои камеры огромным количеством новых функций, возможности которых мы еще не успели толком оценить. Вот, к примеру, у «Олимпуса» есть возможность отключать автоматическую стабилизацию матрицы по всем возможным направлениям, выбирая стабилизацию только по вертикали или горизонтали. Эта особенность открывает возможности для получения новых изобразительных эффектов при съемке с длинными выдержками. Например, гладко мазать все по горизонтали, сохраняя резкость вертикальных смазок. Вообще для всяческих экспериментов со смазками теперь самое время (фото 9).

Я не сумел в рамках одной журнальной статьи подробно рассказать о полноформатной Sony RX1. Могу только сказать, что она выше всех похвал, которые высказаны уже по ее поводу, но судя по тому, с какой скоростью Sony приобретает патенты на новые и новые изобретения, нас ждет в очень близком будущем много приятных неожиданностей.

Две полноформатки со сменной оптикой, которые уже разлетелись по всему миру — Sony A7 и Sony A7r, несмотря на потоки елея, у меня не вызвали желания купить ни одну из них. По некоторым параметрам сравнения цены и качества они пока что уступают топовым «никонам». И потому происходит довольно странная штука.

Я снимаю свадьбы двумя системами. «Никоном» — всю важную свадебную хронику, а портреты, смазки, необязательные жанровые сценки — «Олимпусом» со светосильными фиксами. То же самое происходит на производстве. Предметка и макро — для «Олимпусов». Для Nikon D800 остались только пейзажи, архитектура и заказы, связанные с необходимостью получения сверхдетализации для больших увеличений.

 

Фото 3. Высший пилотаж 
(из серии «Птицы в большом городе»).

Резких птиц в полете можно гарантированно получать только на выдержках короче 1/2000 с. Вот почему даже в солнечный день мне пришлось поднять чувствительность, включить стабилизацию по всем пяти осям и воспользоваться максимальной скорострельностью затвора 10 кадров в секунду. Этот кадр сделан с первой же попытки. Впрочем, второй не было: еще одного такого нахала в воробьиной стайке в этот день не нашлось.

Камера: Olympus OM-D E-M5
Объектив: Olympus M.ZUIKO 75–300/4.8–6.7
Чувствительность: 640 ISO
Выдержка: 1/4000 с
Диафрагма: f/5,6
Экспокоррекция: –0,3 EV
Фокусное расстояние 218 мм пленочного стандарта.

Фото 4. На закате 
(из серии «Кушадасы», Турция).

Я использовал общеизвестную способность больших телевиков сжимать пространство. Линейная перспектива на таких фотографиях не способна привычно отражать реальные размеры предметов. Картинки становятся чем-то похожими на иконы, хотя до обратной перспективы дело и не доходит. Мне хотелось максимально сблизить передний и задний планы, получив что-то вроде графического постера. Для этого я зажал диафрагму до предела, после которого начинает падать резкость. Света было много, и это позволило снимать с рук при включенной виброкоррекции.

Камера: Olympus OM-D E-M5
Объектив: Olympus M.ZUIKO 
75–300/4.8–6.7
Чувствительность: 200 ISO
Выдержка: 1/500 с
Диафрагма: f/10
Фокусное расстояние 601 мм пленочного стандарта.

 

Фото 5. Дымный смог. Москва.

Именно изобразительные свойства телевика позволяют заменить линейную перспективу тональной. Темные силуэты переднего плана на почти белом фоне делают картинку похожей на рисунок. Штатив при съемке не использовался.

Камера: Olympus OM-D E-M5
Объектив: Olympus M.ZUIKO 75–300/4.8–6.7
Чувствительность: 400 ISO
Выдержка: 1/1250 с
Диафрагма: f/7,1
Экспокоррекция: –0,3 EV
Фокусное расстояние 417 мм пленочного стандарта.

Фото 6. Перст указующий.

Съемка репортажа о работе гос-учреждений, обслуживающих население, происходила в довольно тесных помещениях. Тут темно и спрятаться некуда. Метод скрытой камеры помогает снимать так, что люди на фотографиях ведут себя естественно. Тихий затвор «Олимпуса» и феноменальная виброкоррекция матрицы позволяют получать резкие картинки в довольно темных условиях. «Никоном» я бы снимал здесь при чувствительности минимум 6400 IS0.

Камера: Olympus OM-D E-M5
Объектив: Olympus M.ZUIKO 
75–300/4.8–6.7
Чувствительность: 1600 ISO
Выдержка: 1/80 с
Диафрагма: f/5,6
Фокусное расстояние 150 мм пленочного стандарта.

Фото 7. Теплый вечер (из серии «Спальный район»).

Кошку, греющуюся на горячем капоте машины, я снял возле своего подъезда вовсе не светосильным объективом, а недорогим широкоугольным зумом, светосила которого не сулила никакой красоты в зоне боке. Но даже такая оптика у «Олимпуса» радует глаз красивым рисунком фона и резкостью «вырви глаз». Обратите внимание: кошка на всякий случай выпустила когти, когда камера оказалась в пяти сантиметрах от ее лапы. Я снял серию из нескольких кадров, но с места она не тронулась. Это потому, что затворы у «олимпусов» не стучат, а шуршат. Ни птицы, ни звери, ни люди на этот звук не реагируют.

А вот затворы зеркалок на серийной съемке стучат, как автомат Калашникова.

Камера: Olympus OM-D E-M5
Объектив: Olympus M.ZUIKO 9–18/4.0–5.6
Чувствительность: 500 ISO
Выдержка: 1/500 с
Диафрагма: f/5,6
Экспокоррекция: –1,0 EV
Фокусное расстояние 18 мм пленочного стандарта.

Фото 8. На Беговой.

«Рыбий глаз» и отражения зданий в поверхностях припаркованных рядом машин способны довести до головокружения. Откидной монитор «Олимпуса» помогает кадрировать точно и без демонстрации фотографом акробатической гибкости. Напомню также, что любой объектив на «Олимпусе» становится стабилизированным и использует возможности ТТЛ-замера экспозиции. Еще один плюс — подтверждение фокусировки тоже работает с любым механическим объективом. Таким, например, как этот превосходный по рисунку мануальный фишай.

Камера: Olympus OM-D E-M5
Объектив: Samyang Fish-Eye MFT 7,5/3,5
Чувствительность: 500 ISO
Выдержка: 1/500 с
Диафрагма: f/5,6
Экспокоррекция: –1,0 EV
Фокусное расстояние 18 мм пленочного стандарта.

Фото 9. Переход.

Камера: 
Olympus OM-D E-M5
Объектив: Samyang 
Fish-Eye MFT 7,5/3,5
Чувствительность: 1600 ISO
Выдержка: 1/10 с
Диафрагма: f/2,8
Фокусное расстояние 15 мм пленочного стандарта.

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Внутриканальные наушники oBravo EAMT-4a: «пулевой» дизайн, ленточный твиттер и звук, как первый снег
17 августа 2016
Обзоры

Внутриканальные наушники oBravo EAMT-4a: «пулевой» дизайн, ленточный твиттер и звук, как первый снег

Вы и не представляете, какой твиттер меня зажигает! Ленточный. Озадачились? Тогда готов предъявить вещественные доказательства: наушники EAMT-4a от японского бренда oBravo Audio. Это первые в мире внутриканальные «ушки», в которых используется знаменитый «air motion transformer tweeter», а если на «наши деньги»: AMT или ленточный твиттер Оскара Хейла (Oscar Heil). Продвинутые японцы умудрились сделать этот самый твиттер в «наноразмере». Наш Левша, любитель подкованных блох, сделал бы так же искусно...

Зеркальная камера Sony a77 II всегда в фокусе благодаря 79-точечной системе автофокусировки
5 мая 2014
Новости

Зеркальная камера Sony a77 II всегда в фокусе благодаря 79-точечной системе автофокусировки

От динамичного спортивного сюжета до внезапно вспорхнувшей испуганной птицы: новая камера Sony α77 II всегда держит цель, снимая четко сфокусированные кадры один за другим. Основываясь на наследии весьма популярных фотокамер Sony α77 и α700, модель α77 II предоставляет увлеченным любителям целую вереницу интересных усовершенствований, заключенных в прочный, защищенный от внешних воздействий корпус, который выстоит в любых испытаниях.

Тест Full HD 3D-видеопроетора JVC DLA-X9
5 октября 2012
Тесты

Тест Full HD 3D-видеопроетора JVC DLA-X9

JVC DLA-X9 — топ-модель новой линейки проекторов JVC для домашнего кинотеатра, гарантирующая качество воспроизведения изображения благодаря использованию тщательно отобранных компонентов и лучших технических решений. Это первый в мире полноценный 3D-проектор высокой четкости и одновременно обладатель сертификата THX 3D. Ключевые особенности проектора DLA-X9 — рекордный в отрасли оригинальный уровень контрастности 100000:1, семиэлементная регулировка цвета R,G,B,C,M,Y,O и совместимость со всеми типами 3D-вещания. Потрясающий эффект трехмерного изображения гарантирован!

Тест видеоплеера LG BX580
12 декабря 2012
Тесты

Тест видеоплеера LG BX580

Достоинства: встроенный W-Fi, развитые сетевые функции, хорошая эргономика. Недостатки: нет удобного хранилища для данных BD-Live, долгая загрузка, проблемы с загрузкой с некоторыми дисками в 3D.

На Никольскую прилетели тарелки. Видео снято на камеру Nikon D7200
14 июля 2015
Видео

На Никольскую прилетели тарелки. Видео снято на камеру Nikon D7200

На видео с частотой 60 кадров/с очень плавно передаются движения, а также хорошо видно, что «уцепившись» за главные объекты в образе музыкантов, камера уверенно держит их в фокусе, не реагируя на мельтешение на заднем плане и даже на полное перекрытие обзора проходящими перед объективом людьми.

Обзор беззеркальной камеры Panasonic Lumix DMC- G6
26 августа 2014
Обзоры

Обзор беззеркальной камеры Panasonic Lumix DMC- G6

С флагманом серии Lumix ситуация странная. DMC-G6 по всем признакам является старшей камерой фотографической части системы, но при этом сильно недотягивает по многим параметрам до топовых аппаратов в модельных рядах конкурентов, да и по цене выступает скорее в среднем любительском сегменте. На роль старшей вполне можно было бы выдвинуть DMC-GH4, но она обладает избыточным для фотографа функционалом. По сравнению с ней G6 выполнена в более компактном корпусе. В качестве материала используется композитный полимер, а не магниевый сплав. Это обусловило и значительную разницу в весе: «шестерка» легче почти на 200 г.

LargeSense LS911 – первая в мире однокадровая цифровая камера формата 8х10
5 мая 2018
Новости

LargeSense LS911 – первая в мире однокадровая цифровая камера формата 8х10

Стартап-компания LargeSense, базирующаяся в Санта-Кларе, штата Калифорния, выпустила LS911 – модель камеры, которая поднимает планку для размеров датчиков в цифровой фотографии. В LargeSense LS911 установлен монохромный 9×11 дюймов CMOS-сенсор с размером пикселя в 75 мкм и диапазоном ISO от 2100 до 6400 единиц.

Новая победа
16 декабря 2005
Новости

Новая победа

В 1999 году компания SAMSUNG, осваивая рынки плазменных и жидкокристаллических дисплеев, решила возглавить ренессанс кинескопных телевизоров. К проекту были привлечены десятки ведущих экспертов корпорации SAMSUNG из самых разных подразделений. Благодаря координации их усилий были созданы тысячи прототипов и одновременно внедрено оригинальное производство ключевых компонентов революционных кинескопов.

Panasonic представил на IFA 2015 прототип аналогового проигрывателя для виниловых пластинок с технологией прямого привода Direct Drive
8 сентября 2015
Новости

Panasonic представил на IFA 2015 прототип аналогового проигрывателя для виниловых пластинок с технологией прямого привода Direct Drive

Берлин, Германия — Корпорация Panasonic представила на международной выставке IFA 2015 в Берлине прототип аналогового проигрывателя для виниловых пластинок с новой технологией прямого привода Direct Drive. Серийная модель проигрывателя Technics должна появиться на рынке уже в 2016 году.

Знакомьтесь!
28 апреля 2003
Новости

Знакомьтесь!

Информация о компании Корпорация «ТСЛ» была создана в 1981 году как многоотраслевое международное предприятие, чья деятельность распространяется на такие области, как мультимедийнная электроника, телекоммуникация, информация, электротехнические аксессуары и запчасти. Корпорация «ТСЛ» имеет более 50 филиалов, 4600 высококвалифицированных технических специалистов и 40 000 сотрудников по всему миру.