Уроки Розова: поцелуй на фоне селфи. Часть 1

В этом номере мы начинаем публиковать серию статей Георгия Розова, посвященных трэвел-фотографии. Они написаны на основе материалов, опубликованных в книге «Как снимать. Живая фотография», но специально для нашего журнала дополнены и переработаны автором.

Текст и фото: Георгий Розов.

 

Фото 1. Поцелуй на фоне… (из серии «Рим для поцелуев»)

Камера: Nikon D200
Объектив: Nikkor 70–200/2.8 VR
Чувствительность: 100 ISO
Диафрагма: f/2,8
Выдержка: 1/640 с
Экспокоррекция: –1/3 EV
Фокусное расстояние 300 мм.
Съемка в режиме приоритета диафрагмы и в формате RAW. Центровзвешенный режим замера экспозиции.

Молодой турист вместе с подружкой залезли на один из гранитных столбиков, огораживающих фонтан Треви в Риме, и, балансируя каждый на одной ноге, пытались сфотографировать сами себя цифровушкой. Сложность заключалась в том, что камера у ребят была простенькая, без поворотного экрана. Парень хотел вслепую, не видя монитора камеры, запечатлеть страстный поцелуй на фоне знаменитого фонтана (фото 1).

С первого раза не удалось. Пока он пристраивался к губам подружки, рука с камерой предательски поменяла положение, и в кадр попало только синее небо с кусочком крыши. Парень повторил попытку несколько раз, прежде чем смирился с необходимостью упростить задачу. Теперь и он, и его подружка решили не целоваться, а просто улыбаться в объектив, чтобы управлять процессом съемки.

Я наблюдал за этим с противоположной стороны фонтана с помощью мощного телеобъектива. Снимая такой оптикой, приходится заботиться о максимальной резкости картинки. Телеобъективы имеют маленький угол зрения, они громоздки и тяжелы, а съемка с ними похожа на стрельбу из снайперской винтовки: вздохнул не вовремя — промазал. Резко нажал на спуск — опять промазал.

У фотографов такой промах называется «шевеленкой», потому что дрожание камеры в момент срабатывания затвора приводит к смазыванию изображения из-за большой угловой скорости перемещения объектов в кадровом окне. В таких случаях нужно ставить камеру на хороший штатив, но жанровая фотоохота подразумевает мгновенную реакцию на события и заставляет фотографа снимать с рук. Штатив — страшный тормоз!

Опытным путем установлено: получить резкую картинку при съемке без штатива легче, если длина выдержки равна или короче фокусного расстояния объектива или оптической системы. Я использовал максимальный фокус своего зума — 200 мм. Камера была кропнутая, то есть площадь ее матрицы меньше площади стандартного пленочного кадрового окна. В пересчете на 35-миллиметровый пленочный стандарт, или, как теперь принято говорить, фулфрейм, фокус объектива был 300 мм. Выдержка составляла 1/640 секунды, то есть была близка к рекомендованной. Шевеленки я избежал.

Обратите внимание: резки на фотографии только фигуры главных героев и тех, кто оказался совсем близко к ним. Остальные размыты. Благодаря этому глаз мгновенно находит именно то, что и должен найти. Я специально полностью открыл диафрагму объектива. При открытой дырке он дает наименьшую глубину резкости. Иначе говоря, резкой на фотографии получается узкая полоска пространства, на которую сфокусирован объектив. Чем больше зажимается диафрагма, тем шире становится полоска резко изображаемого пространства.

В данном случае можно воспользоваться механизмом виброкомпенсации и, почти не рискуя получить смазку, прикрыть диафрагму на целое деление. Только фотография от этого не только не улучшилась бы! Наоборот — многое потеряла бы.

Представьте, что в этом снимке все объекты одинаково резкие. Глаз зрителя беспомощно метался бы в поисках изобретательной парочки. Возможно, терпеливому человеку и удалось бы вычленить из свалки резких объектов то, что я хотел ему показать, но большинство не стало бы утруждать себя поисками. Если снимок нельзя прочитать сразу, его просто не смотрят.

А мои герои, после двух-трех попыток, добились своего и спустились с возвышения. Их место тут же занял другой турист, сфотографировал фонтан и остался очень доволен собой. Оно и понятно. Подавляющее большинство путешественников берет фотоаппарат в поездку, чтобы снимать картинки двух типов: «я на фоне…» (фото 2, 3 и 4) и «я тут был», что, по сути, то же самое, что «я на фоне…».

 

Фото 2. Красная площадь

Камера: Olympus E-M5
Объектив: Zuiko 12–50/3.5–6.3
Чувствительность: 200 ISO
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/30 с
Фокусное расстояние 74 мм пленочного стандарта.
Съемка в режиме приоритета диафрагмы и в формате RAW. Центровзвешенный режим замера экспозиции.

Картинки первого типа отличаются от картинок второго типа только наличием в кадре самого путешественника, которого обычно снимает любой, кто подвернется под руку. Фотоаппарат нужен такому туристу лишь для того, чтобы, вернувшись домой, иметь наглядное подтверждение самого факта пребывания в той или иной точке пространства.

Однако эта статья написана не для простого туриста, а для туриста-фотографа. Уверен, что для моих читателей самое интересное начинается уже после того, как удовлетворена потребность в картинках такого типа. Но это вовсе не значит, что сниматься на фоне или снимать этот фон — занятие простое. Отнюдь.

 

Я на фоне…

Портрет снимать просто, когда знаешь как. В данном случае важно помнить, что портрет — это изображение человека, а фон должен служить именно фоном для портрета, а не главным объектом кадра. Портреты делят на крупноплановые, поясные и в полный рост.

Ясно, что на крупноплановом портрете принято включать в кадр голову портретируемого или часть головы. На поясных человека снимают по пояс, а портреты в полный рост радуют нас естественной полнотой. Человек на них изображается со всеми частями тела, без изъятий, что не отменяет необходимости построить кадр так, чтобы именно человека на снимке было много, а фона мало.

В Колизее меня снимала жена (фото 4).

 

Фото 3. Я на фоне Колизея. Черно-белый вариант фото 4

Камера: Nikon D200
Объектив: Nikkor 12–24/4
Чувствительность: 100 ISO
Диафрагма: f/5,6
Выдержка: 1/200 с
Экспокоррекция: +2/3 EV

Фокусное расстояние 30 мм пленочного стандарта.

Съемка в режиме приоритета диафрагмы и в формате RAW. Центровзвешенный режим замера экспозиции.

Фото 4. Я на фоне Колизея. Исходный цветной файл с выбитым небом (ср. фото 2)

Камера: Nikon D200
Объектив: Nikkor 12–24/4
Чувствительность: 100 ISO
Диафрагма: f/5,6
Выдержка: 1/200 с
Экспокоррекция: +2/3 EV
Фокусное расстояние 30 мм пленочного стандарта.

Съемка в режиме приоритета диафрагмы и в формате RAW. Центровзвешенный режим замера экспозиции.

Простенький на первый взгляд сюжет на деле таил в себе парочку тайных капканов. Не зная о них заранее, можно легко ошибиться. Есть в фотографии понятие динамического диапазона. Никакая, даже самая хорошая матрица не способна пока запечатлеть детали изображения и в самых светлых местах (например, неба) и в тенях сюжета. Если бы я беспечно положился на автоматику фотоаппарата, я бы получил почти черный силуэт на фоне светлого, но вполне сносно проработанного неба. Разглядеть выражение глаз на такой картинке никому бы не удалось.

С появлением цифровых камер процесс решения такой проблемы упростился. Стоит только нажать разочек на джойстик камеры, как на экране монитора появится гистограмма — график, показывающий количество и распределение различных пикселей в только что снятом кадре. Слева на гистограммах местоположение темных пикселей, справа — светлых. Если на графике слева выросла крутая гора, а правая половина графика пуста, это означает, что в кадре много темных объектов, но мало серых и белых. Вам надо посмотреть на объект, который вы снимаете, и решить: так ли все на местности?

Если глаза подтверждают показания гистограммы, то можно снимать дальше. А если на деле горка черных пикселей отображает средне-серые бетонные стены Колизея, то необходимо внести экспонометрическую поправку +1 деление диафрагмы. Гистограмма следующего кадра передвинется вправо, а черные стены станут светлее. В идеале вся кривая гистограммы должна умещаться в пределах ее границ. Но так бывает не всегда.

В данном случае матрица не смогла отобразить детали на небе. Пришлось пренебречь ими, чтобы получить правильное изображение наименее освещенных участков кадра. Они мне особенно дороги: именно там расположены мое лицо и слегка расфокусированный фон. Я включил на камере центровзвешенный экспозамер и ввел поправку +2/3 диафрагмы. В результате небо оказалось пустым. Там нет пикселей, содержащих информацию. Зато лицо проработано вполне прилично.

Дома, при подготовке файла к печати, я сделал то, что задумал уже в момент съемки: подобрал в своей фототеке изображение серого осеннего неба, положил его верхним слоем над слоем с портретом, включил прозрачность lighting и с помощью маски стер ненужные пиксели. В результате получилась картинка, которая точно передает то, что я видел своими глазами. Поскольку цвет моего лица и цвет Колизея мне не понравились, я решил конвертировать кадр в черно-белый (фото 3).

 

Я тут был

Этого места туристу не миновать. Фонтан Треви — самый большой в Риме. Он построен архитектором Николо Сальви по заказу папы Климента ХІІ. Фоном для фонтана послужил фасад дворца Поли (в нем в начале XIX века жила Зинаида Волконская — «царицей муз и красоты» называл ее А. С. Пушкин). Фонтан огромный, а площадь не рассчитана на толпы туристов со всего света. Тут просторно только Нептуну, который словно выезжает из центральной ниши дворца стоя в раковине, запряженной горячими скакунами. Каждый турист считает своим долгом кинуть в фонтан две монеты: одну — чтобы вернуться, другую — чтобы сбылись желания (фото 5).

Фотографируют тут все. Сегодня в основном телефонами и цифрокомпактами. Я не видел результатов съемки изобретательного влюбленного (фото 1), но могу довольно точно описать эту картинку. Снимал он мыльницей. Не дорогой, но и не совсем игрушечной. Зум у таких аппаратов на широком конце с вытянутой руки вполне может вместить в кадр две головы обнимающихся влюбленных и прихватить немножко фона.

Значит, прямо из-за голов переднего плана на фотографии должны выглядывать часть фигуры Нептуна и полукружие арки. Фон должен неплохо читаться, несмотря на большое расстояние от переднего плана. Глубина резкости таких объективов большая, потому что матрица маленькая. Словом, фотограф должен получить крупноплановый двойной портрет на фоне частички фонтана.

 

Фото 5. Панорама фонтана Треви

Камера: Nikon D200
Объектив: Nikkor 17–55/2.8
Чувствительность: 100 ISO
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/200 с
Фокусное расстояние 27 мм пленочного стандарта.
Съемка в ручном режиме и в формате RAW.

 

Фото 6. Фонтан Треви

Камера: Nikon D200
Объектив: Nikkor 12–24/4
Чувствительность: 100 ISO
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/200 с
Фокусное расстояние 18 мм пленочного стандарта.

А вот снять сам фонтан и тем более площадь нашему герою так легко не удастся. Объектив мыльницы не может вобрать в себя сразу весь объект. Тем более площадь с дворцом и туристами вокруг. Отойти некуда. Ему нужен сверхширокоугольник — объектив с углом зрения около 100 градусов или более. Что-то вроде моего Nikkor 12–24. Но даже такой оптике не удалось охватить всю площадь сразу. В кадр вошел только дворец Поли с фонтаном и немного толпы на переднем плане (фото 6).

 

Съемка в режиме приоритета диафрагмы и в формате RAW.

Близкие объекты ширики сильно увеличивают, а далекие уменьшают. Чтобы взять в кадр не только площадь с фонтаном, но и верхушки окрестных домов, мне пришлось поднять ось объектива выше линии горизонта, то есть наклонить плоскость матрицы относительно вертикали. Подножья домов получились большими, а верхушки резко сузились. Возникло ощущение, что дома падают. Это непривычно для глаза зрителя и раздражает его.

Можно ли избежать завалов? Можно. Во время съемки, например, надо подняться как можно выше, хотя бы до уровня второго этажа. Если при этом держать ось объектива строго горизонтально, то все вертикальные линии в кадре останутся вертикальными и параллельными. При этом оптика должна быть дорогой, то есть с исправленными аберрациями. Для таких случаев используются и специальные шифт-объективы.

У них увеличенный в сравнении с обычной оптикой диаметр изображения, и имеется механизм, позволяющий сдвигать оптическую систему относительно центра матрицы. Камеру с таким объективом нужно поставить на штатив строго горизонтально, чтобы сохранить параллельность вертикалей. А потом, не меняя положения камеры, сдвинуть оптический блок объектива вверх, чтобы в кадр вошли верхушки крыш окрестных домов. Такие объективы дороги и тяжелы, но главное, у меня тогда такого чуда не было.

Однако площадь я все-таки снял, при этом качество изображения только выиграло, потому что я ее панорамировал. Конечная картинка (фото 5) сшита из пяти вертикальных кадров, снятых последовательно слева направо объективом Nikkor 17–55/2,8. Реальный фокус был 19 мм, что в пересчете на полный пленочный формат составляло 28 мм. Это довольно широкий угол. Такие объективы имеют неприятную для склеивания панорам особенность.

Одинаковые объекты, размещенные в центре кадра и на периферии, изображаются неодинаково: ближе к краю круг превращается в овал. Для того чтобы более или менее незаметно сшить соседние кадры, надо снимать с нахлестом около 30 процентов, в этом случае швы проходят не по краям изображения, а значительно ближе к центру.

Если в кадре нет ярко выраженного переднего плана, то нет и острой необходимости ставить камеру на специальную панорамную головку, выставлять вращение по нодальной точке. Даже без штатива можно обойтись. Я, например, залез на гранитный столбик и, стараясь не менять положения тела и головы, аккуратно и очень быстро и снял пять картинок.

Словом, поработал штативом. Предварительно я выключил всю автоматику камеры, переведя ее в ручной режим. Это необходимо делать, чтобы получить сегменты будущей панорамы одинаковыми по плотности и цветовой температуре. Только в этом случае компьютерные автоматические программы смогут качественно сшить заготовки.

Снимать панорамы в городе надо не только быстро, но и с запасом, желательно повторить съемку хотя бы два раза. Торопиться нужно потому, что в кадре много людей, которые перемещаются в пространстве. Легко может возникнуть ситуация, когда на двух соседних сегментах панорамы могут оказаться одни и те же объекты. Если снимать быстро, то риск уменьшится, а дубли пригодятся для того, чтобы удалить двойника, если он все-таки окажется на двух сегментах панорамы, а на его место вставить кусочек из другого файла (фото 7).

 

Фото 7. Панорама фонтана Треви

Так выглядели заготовки панорамного кадра. Сшивались они программой Photomerge, встроенной в «Фотошоп».

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Компания Kingston пополняет линейку карт памяти 10 класса UHS-I SDHC/SDXC моделью ёмкостью 512ГБ
12 августа 2015
Новости

Компания Kingston пополняет линейку карт памяти 10 класса UHS-I SDHC/SDXC моделью ёмкостью 512ГБ

Фаунтин-Вэлли, Калифорния — 12 августа 2015 — Kingston Digital, Inc., подразделение по производству продукции на основе флеш-памяти компании Kingston Technology Company, Inc., ведущего мирового независимого производителя устройств хранения данных, сообщает о пополнении в линейке карт памяти Class 10 UHS-I SDHC/SDXC. Новинка ёмкостью 512 ГБ идеально подойдёт для цифровых зеркальных фотоаппаратов и HD-камер.

Маска, маска, я тебя знаю: обработка пейзажа с помощью яркостных масок
4 сентября 2017
Советы

Маска, маска, я тебя знаю: обработка пейзажа с помощью яркостных масок

Одна из самых распространенных ситуаций при съемке пейзажа это невозможность запихнуть сцену со слишком широким динамическим диапазоном в один кадр. То небо слишком яркое, то земля слишком темная. И даже если камера показывает, что кадр проэкспонирован без пересветов и недодержек, то обработать его так, чтобы проявилось фактурное небо, часто неполучается. Для таких ситуаций есть ряд техник, которые позволят вытянуть на фотографии слишком яркие света и аккуратно и естественно вмонтировать их на фотографию.

Выставки в Московском доме фотографии
3 ноября 2016
Новости

Выставки в Московском доме фотографии

Выставка «Битва за Москву» приурочена к 75-летию битвы под Москвой. Проект будет включать в себя работы таких классиков советской фотографии, как Аркадий Шайхет, Эммануил Евзерихин, Дмитрий Бальтерманц, Иван Шагин. На фотографиях 1941 года артиллеристы, выдвигающие орудия; ополченцы, идущие на защиту столицы; москвичи, роющие противотанковый ров на Хорошевском шоссе. Выставка расскажет и о жизни горожан в это нелегкое время - на фотографиях Шайхета бомбоубежище на станции метро Маяковская, школьники у плаката по гражданской обороне. Всего выставка будет состоять более чем из 100 работ.

Проекторы JVC DLA-X: Hi End с виртуальным 4К стал круче и ближе к народу
23 сентября 2014
Обзоры

Проекторы JVC DLA-X: Hi End с виртуальным 4К стал круче и ближе к народу

Мечты сбываются не только в «Газпроме». Подумал об этом, когда шагнул в темноту тестовой студии. В стойке заманчиво затаилась супер-линейка кинотеатральных проекторов JVC c 4К и 3D. Так вот ты какой, Hi End - во всем черном!.. В этом обзоре мы отбросим все второстепенное и сосредоточимся на главном: на эргономике и на визуальной оценке качества изображения топ-новинок. А в следующих обзорах предельно дотошно погрузимся во все тонкости и параметры изображения — на уровне замеров и графиков, по каждой модели из топ-линейки JVC — X500, X700 и X900. А пока — первые впечатления.

Тест Full HD ЖК-телевизора Philips 32PFL9705H/12
1 июня 2012
Тесты

Тест Full HD ЖК-телевизора Philips 32PFL9705H/12

Достоинства: большой набор различных функций и настроек, применение фирменной эффектной технологии подсветки Ambilight Spectra 3. Недостатки: при сигнале стандартной четкости немного заметна гребенка на движущихся наклонных линиях.

Интервью с Виктором Ахломовым
15 марта 2004
Обзоры

Интервью с Виктором Ахломовым

А. Басалаев. Фотограф Виктор Ахломов — В одном из ваших интервью вы говорите, что для вас принципиальна черно-белая фотосъемка. Какая за этим кроется интуиция? — Ну, это можно определить по-разному. Во-первых, снимаю я давно, с 1960 года, и сама судьба обрекла меня снимать в черно-белом, пока не наступила эра поголовной цветной съемки.

Достичь горизонта!
8 декабря 2004
Новости

Достичь горизонта!

HORIZONT 21BF42 ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА Первое, что обращает на себя внимание при взгляде на название телевизора, это совершенно новая маркировка: компания ввела новые правила маркировки телевизоров. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: широко известный белорусский производитель телевизоров компания «ГОРИЗОНТ» на основе хорошо зарекомендовавшей себя серии 732 разработала телевизоры новой 733-й серии.

Мини-обзор мультимедийного LCoS-проектора Canon XEED WUX5000
31 марта 2013
Обзоры

Мини-обзор мультимедийного LCoS-проектора Canon XEED WUX5000

XEED WUX5000 — один из немногих представленных на рынке инсталляционных проекторов, выполненных на основе LCoS-технологии. От более распространённой 3LCD-технологии она отличается тем, что для создания картинки применяются не просветные ЖК-матрицы, а отражающие — с кристаллами на силиконовой подложке. Одно из преимуществ LCoS-панелей в том, что зазоры между отдельными пикселями меньше, чем в ЖК-панелях, а значит, не возникает эффекта «сетки».

Genius представляет идеальную акустику для дома
5 февраля 2015
Новости

Genius представляет идеальную акустику для дома

Москва, 5 февраля 2015 года, — компания KYE Systems Corp., производящая продукцию под брендом Genius, мировой лидер в области компьютерной и мобильной периферии, представляет домашнюю акустическую стереосистему SP-HF500A. К ключевым преимуществам продукта можно отнести деревянный корпус с черными глянцевыми фасадами, которые идеально впишутся в домашний интерьер, элементы управления, вынесенные на переднюю панель, а также высокочастотные твиттеры, распложенные в один ряд с низкочастотными динамиками для максимальной чистоты звука даже в небольших помещениях.

Тест зеркальных фотоаппаратов Sony A550/A500/A450
12 мая 2012
Тесты

Тест зеркальных фотоаппаратов Sony A550/A500/A450

Наблюдать за выходом Sony на «зеркальный» рынок интересно, как за хоккейным матчем. Ведь это не рынок компактов, которые можно менять как перчатки. Система выбирается надолго, и цена вопроса велика. Но и сила игрока под стать задаче: Sony по финансовой мощи далеко превосходит Canon и Nikon вместе взятых.