Уроки Розова: поцелуй на фоне селфи. Часть 1

В этом номере мы начинаем публиковать серию статей Георгия Розова, посвященных трэвел-фотографии. Они написаны на основе материалов, опубликованных в книге «Как снимать. Живая фотография», но специально для нашего журнала дополнены и переработаны автором.

Текст и фото: Георгий Розов.

 

Фото 1. Поцелуй на фоне… (из серии «Рим для поцелуев»)

Камера: Nikon D200
Объектив: Nikkor 70–200/2.8 VR
Чувствительность: 100 ISO
Диафрагма: f/2,8
Выдержка: 1/640 с
Экспокоррекция: –1/3 EV
Фокусное расстояние 300 мм.
Съемка в режиме приоритета диафрагмы и в формате RAW. Центровзвешенный режим замера экспозиции.

Молодой турист вместе с подружкой залезли на один из гранитных столбиков, огораживающих фонтан Треви в Риме, и, балансируя каждый на одной ноге, пытались сфотографировать сами себя цифровушкой. Сложность заключалась в том, что камера у ребят была простенькая, без поворотного экрана. Парень хотел вслепую, не видя монитора камеры, запечатлеть страстный поцелуй на фоне знаменитого фонтана (фото 1).

С первого раза не удалось. Пока он пристраивался к губам подружки, рука с камерой предательски поменяла положение, и в кадр попало только синее небо с кусочком крыши. Парень повторил попытку несколько раз, прежде чем смирился с необходимостью упростить задачу. Теперь и он, и его подружка решили не целоваться, а просто улыбаться в объектив, чтобы управлять процессом съемки.

Я наблюдал за этим с противоположной стороны фонтана с помощью мощного телеобъектива. Снимая такой оптикой, приходится заботиться о максимальной резкости картинки. Телеобъективы имеют маленький угол зрения, они громоздки и тяжелы, а съемка с ними похожа на стрельбу из снайперской винтовки: вздохнул не вовремя — промазал. Резко нажал на спуск — опять промазал.

У фотографов такой промах называется «шевеленкой», потому что дрожание камеры в момент срабатывания затвора приводит к смазыванию изображения из-за большой угловой скорости перемещения объектов в кадровом окне. В таких случаях нужно ставить камеру на хороший штатив, но жанровая фотоохота подразумевает мгновенную реакцию на события и заставляет фотографа снимать с рук. Штатив — страшный тормоз!

Опытным путем установлено: получить резкую картинку при съемке без штатива легче, если длина выдержки равна или короче фокусного расстояния объектива или оптической системы. Я использовал максимальный фокус своего зума — 200 мм. Камера была кропнутая, то есть площадь ее матрицы меньше площади стандартного пленочного кадрового окна. В пересчете на 35-миллиметровый пленочный стандарт, или, как теперь принято говорить, фулфрейм, фокус объектива был 300 мм. Выдержка составляла 1/640 секунды, то есть была близка к рекомендованной. Шевеленки я избежал.

Обратите внимание: резки на фотографии только фигуры главных героев и тех, кто оказался совсем близко к ним. Остальные размыты. Благодаря этому глаз мгновенно находит именно то, что и должен найти. Я специально полностью открыл диафрагму объектива. При открытой дырке он дает наименьшую глубину резкости. Иначе говоря, резкой на фотографии получается узкая полоска пространства, на которую сфокусирован объектив. Чем больше зажимается диафрагма, тем шире становится полоска резко изображаемого пространства.

В данном случае можно воспользоваться механизмом виброкомпенсации и, почти не рискуя получить смазку, прикрыть диафрагму на целое деление. Только фотография от этого не только не улучшилась бы! Наоборот — многое потеряла бы.

Представьте, что в этом снимке все объекты одинаково резкие. Глаз зрителя беспомощно метался бы в поисках изобретательной парочки. Возможно, терпеливому человеку и удалось бы вычленить из свалки резких объектов то, что я хотел ему показать, но большинство не стало бы утруждать себя поисками. Если снимок нельзя прочитать сразу, его просто не смотрят.

А мои герои, после двух-трех попыток, добились своего и спустились с возвышения. Их место тут же занял другой турист, сфотографировал фонтан и остался очень доволен собой. Оно и понятно. Подавляющее большинство путешественников берет фотоаппарат в поездку, чтобы снимать картинки двух типов: «я на фоне…» (фото 2, 3 и 4) и «я тут был», что, по сути, то же самое, что «я на фоне…».

 

Фото 2. Красная площадь

Камера: Olympus E-M5
Объектив: Zuiko 12–50/3.5–6.3
Чувствительность: 200 ISO
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/30 с
Фокусное расстояние 74 мм пленочного стандарта.
Съемка в режиме приоритета диафрагмы и в формате RAW. Центровзвешенный режим замера экспозиции.

Картинки первого типа отличаются от картинок второго типа только наличием в кадре самого путешественника, которого обычно снимает любой, кто подвернется под руку. Фотоаппарат нужен такому туристу лишь для того, чтобы, вернувшись домой, иметь наглядное подтверждение самого факта пребывания в той или иной точке пространства.

Однако эта статья написана не для простого туриста, а для туриста-фотографа. Уверен, что для моих читателей самое интересное начинается уже после того, как удовлетворена потребность в картинках такого типа. Но это вовсе не значит, что сниматься на фоне или снимать этот фон — занятие простое. Отнюдь.

 

Я на фоне…

Портрет снимать просто, когда знаешь как. В данном случае важно помнить, что портрет — это изображение человека, а фон должен служить именно фоном для портрета, а не главным объектом кадра. Портреты делят на крупноплановые, поясные и в полный рост.

Ясно, что на крупноплановом портрете принято включать в кадр голову портретируемого или часть головы. На поясных человека снимают по пояс, а портреты в полный рост радуют нас естественной полнотой. Человек на них изображается со всеми частями тела, без изъятий, что не отменяет необходимости построить кадр так, чтобы именно человека на снимке было много, а фона мало.

В Колизее меня снимала жена (фото 4).

 

Фото 3. Я на фоне Колизея. Черно-белый вариант фото 4

Камера: Nikon D200
Объектив: Nikkor 12–24/4
Чувствительность: 100 ISO
Диафрагма: f/5,6
Выдержка: 1/200 с
Экспокоррекция: +2/3 EV

Фокусное расстояние 30 мм пленочного стандарта.

Съемка в режиме приоритета диафрагмы и в формате RAW. Центровзвешенный режим замера экспозиции.

Фото 4. Я на фоне Колизея. Исходный цветной файл с выбитым небом (ср. фото 2)

Камера: Nikon D200
Объектив: Nikkor 12–24/4
Чувствительность: 100 ISO
Диафрагма: f/5,6
Выдержка: 1/200 с
Экспокоррекция: +2/3 EV
Фокусное расстояние 30 мм пленочного стандарта.

Съемка в режиме приоритета диафрагмы и в формате RAW. Центровзвешенный режим замера экспозиции.

Простенький на первый взгляд сюжет на деле таил в себе парочку тайных капканов. Не зная о них заранее, можно легко ошибиться. Есть в фотографии понятие динамического диапазона. Никакая, даже самая хорошая матрица не способна пока запечатлеть детали изображения и в самых светлых местах (например, неба) и в тенях сюжета. Если бы я беспечно положился на автоматику фотоаппарата, я бы получил почти черный силуэт на фоне светлого, но вполне сносно проработанного неба. Разглядеть выражение глаз на такой картинке никому бы не удалось.

С появлением цифровых камер процесс решения такой проблемы упростился. Стоит только нажать разочек на джойстик камеры, как на экране монитора появится гистограмма — график, показывающий количество и распределение различных пикселей в только что снятом кадре. Слева на гистограммах местоположение темных пикселей, справа — светлых. Если на графике слева выросла крутая гора, а правая половина графика пуста, это означает, что в кадре много темных объектов, но мало серых и белых. Вам надо посмотреть на объект, который вы снимаете, и решить: так ли все на местности?

Если глаза подтверждают показания гистограммы, то можно снимать дальше. А если на деле горка черных пикселей отображает средне-серые бетонные стены Колизея, то необходимо внести экспонометрическую поправку +1 деление диафрагмы. Гистограмма следующего кадра передвинется вправо, а черные стены станут светлее. В идеале вся кривая гистограммы должна умещаться в пределах ее границ. Но так бывает не всегда.

В данном случае матрица не смогла отобразить детали на небе. Пришлось пренебречь ими, чтобы получить правильное изображение наименее освещенных участков кадра. Они мне особенно дороги: именно там расположены мое лицо и слегка расфокусированный фон. Я включил на камере центровзвешенный экспозамер и ввел поправку +2/3 диафрагмы. В результате небо оказалось пустым. Там нет пикселей, содержащих информацию. Зато лицо проработано вполне прилично.

Дома, при подготовке файла к печати, я сделал то, что задумал уже в момент съемки: подобрал в своей фототеке изображение серого осеннего неба, положил его верхним слоем над слоем с портретом, включил прозрачность lighting и с помощью маски стер ненужные пиксели. В результате получилась картинка, которая точно передает то, что я видел своими глазами. Поскольку цвет моего лица и цвет Колизея мне не понравились, я решил конвертировать кадр в черно-белый (фото 3).

 

Я тут был

Этого места туристу не миновать. Фонтан Треви — самый большой в Риме. Он построен архитектором Николо Сальви по заказу папы Климента ХІІ. Фоном для фонтана послужил фасад дворца Поли (в нем в начале XIX века жила Зинаида Волконская — «царицей муз и красоты» называл ее А. С. Пушкин). Фонтан огромный, а площадь не рассчитана на толпы туристов со всего света. Тут просторно только Нептуну, который словно выезжает из центральной ниши дворца стоя в раковине, запряженной горячими скакунами. Каждый турист считает своим долгом кинуть в фонтан две монеты: одну — чтобы вернуться, другую — чтобы сбылись желания (фото 5).

Фотографируют тут все. Сегодня в основном телефонами и цифрокомпактами. Я не видел результатов съемки изобретательного влюбленного (фото 1), но могу довольно точно описать эту картинку. Снимал он мыльницей. Не дорогой, но и не совсем игрушечной. Зум у таких аппаратов на широком конце с вытянутой руки вполне может вместить в кадр две головы обнимающихся влюбленных и прихватить немножко фона.

Значит, прямо из-за голов переднего плана на фотографии должны выглядывать часть фигуры Нептуна и полукружие арки. Фон должен неплохо читаться, несмотря на большое расстояние от переднего плана. Глубина резкости таких объективов большая, потому что матрица маленькая. Словом, фотограф должен получить крупноплановый двойной портрет на фоне частички фонтана.

 

Фото 5. Панорама фонтана Треви

Камера: Nikon D200
Объектив: Nikkor 17–55/2.8
Чувствительность: 100 ISO
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/200 с
Фокусное расстояние 27 мм пленочного стандарта.
Съемка в ручном режиме и в формате RAW.

 

Фото 6. Фонтан Треви

Камера: Nikon D200
Объектив: Nikkor 12–24/4
Чувствительность: 100 ISO
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/200 с
Фокусное расстояние 18 мм пленочного стандарта.

А вот снять сам фонтан и тем более площадь нашему герою так легко не удастся. Объектив мыльницы не может вобрать в себя сразу весь объект. Тем более площадь с дворцом и туристами вокруг. Отойти некуда. Ему нужен сверхширокоугольник — объектив с углом зрения около 100 градусов или более. Что-то вроде моего Nikkor 12–24. Но даже такой оптике не удалось охватить всю площадь сразу. В кадр вошел только дворец Поли с фонтаном и немного толпы на переднем плане (фото 6).

 

Съемка в режиме приоритета диафрагмы и в формате RAW.

Близкие объекты ширики сильно увеличивают, а далекие уменьшают. Чтобы взять в кадр не только площадь с фонтаном, но и верхушки окрестных домов, мне пришлось поднять ось объектива выше линии горизонта, то есть наклонить плоскость матрицы относительно вертикали. Подножья домов получились большими, а верхушки резко сузились. Возникло ощущение, что дома падают. Это непривычно для глаза зрителя и раздражает его.

Можно ли избежать завалов? Можно. Во время съемки, например, надо подняться как можно выше, хотя бы до уровня второго этажа. Если при этом держать ось объектива строго горизонтально, то все вертикальные линии в кадре останутся вертикальными и параллельными. При этом оптика должна быть дорогой, то есть с исправленными аберрациями. Для таких случаев используются и специальные шифт-объективы.

У них увеличенный в сравнении с обычной оптикой диаметр изображения, и имеется механизм, позволяющий сдвигать оптическую систему относительно центра матрицы. Камеру с таким объективом нужно поставить на штатив строго горизонтально, чтобы сохранить параллельность вертикалей. А потом, не меняя положения камеры, сдвинуть оптический блок объектива вверх, чтобы в кадр вошли верхушки крыш окрестных домов. Такие объективы дороги и тяжелы, но главное, у меня тогда такого чуда не было.

Однако площадь я все-таки снял, при этом качество изображения только выиграло, потому что я ее панорамировал. Конечная картинка (фото 5) сшита из пяти вертикальных кадров, снятых последовательно слева направо объективом Nikkor 17–55/2,8. Реальный фокус был 19 мм, что в пересчете на полный пленочный формат составляло 28 мм. Это довольно широкий угол. Такие объективы имеют неприятную для склеивания панорам особенность.

Одинаковые объекты, размещенные в центре кадра и на периферии, изображаются неодинаково: ближе к краю круг превращается в овал. Для того чтобы более или менее незаметно сшить соседние кадры, надо снимать с нахлестом около 30 процентов, в этом случае швы проходят не по краям изображения, а значительно ближе к центру.

Если в кадре нет ярко выраженного переднего плана, то нет и острой необходимости ставить камеру на специальную панорамную головку, выставлять вращение по нодальной точке. Даже без штатива можно обойтись. Я, например, залез на гранитный столбик и, стараясь не менять положения тела и головы, аккуратно и очень быстро и снял пять картинок.

Словом, поработал штативом. Предварительно я выключил всю автоматику камеры, переведя ее в ручной режим. Это необходимо делать, чтобы получить сегменты будущей панорамы одинаковыми по плотности и цветовой температуре. Только в этом случае компьютерные автоматические программы смогут качественно сшить заготовки.

Снимать панорамы в городе надо не только быстро, но и с запасом, желательно повторить съемку хотя бы два раза. Торопиться нужно потому, что в кадре много людей, которые перемещаются в пространстве. Легко может возникнуть ситуация, когда на двух соседних сегментах панорамы могут оказаться одни и те же объекты. Если снимать быстро, то риск уменьшится, а дубли пригодятся для того, чтобы удалить двойника, если он все-таки окажется на двух сегментах панорамы, а на его место вставить кусочек из другого файла (фото 7).

 

Фото 7. Панорама фонтана Треви

Так выглядели заготовки панорамного кадра. Сшивались они программой Photomerge, встроенной в «Фотошоп».

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Дискман - на все руки мастер!
31 августа 2003
Новости

Дискман - на все руки мастер!

Как это часто бывает в преддверии отпуска, когда все вещи уже собраны, путевки и билеты на руках, маршрут поездки определен, фотоаппарат и видеокамера уложены и заряжены пленкой, вдруг оказывается, что места для любимого десятка кассет и пузатого плеера не оказалось. А как же быть в дороге без любимой музыки? Ведь зачастую впечатление от отпуска становится гораздо ярче, если оно прошло под музыку любимого исполнителя.

Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 1: арт-рынок очень консервативен, а фотография большую часть истории была черно-белой
7 сентября 2014
Советы

Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 1: арт-рынок очень консервативен, а фотография большую часть истории была черно-белой

Каждую секунду по всему миру делаются тысячи цветных снимков. Цвет играет в них важную роль. Он показывает, какое платье было на вашей дочери, как выглядит море из окна отеля. В каталогах мы рассматриваем цвет ботинок и машин, платьев и ноутбуков. Профессионалы используют цвет, что бы показать характеристики и привлекательность товаров. Цвет несет важную информацию о нашем мире. Кроме того, цвет — это открытая эмоция. Однако на выставках и в галереях большая часть снимков — черно-белые...

Тест телевизора Toshiba 32HL833R
26 января 2013
Тесты

Тест телевизора Toshiba 32HL833R

Несмотря на некоторые недостатки, телевизор Toshiba 32HL833R является недорогой моделью с хорошим качеством изображения, способной украсить любую комнату и подарить массу положительных моментов от просмотра.

Конкурс Sony World Photography Awards 2015 - последняя возможность подачи заявки
9 декабря 2014
Новости

Конкурс Sony World Photography Awards 2015 - последняя возможность подачи заявки

До окончания приема заявок на участие в конкурсе Sony World Photography Awards 2015 остается меньше месяца. Всемирная организация фотографии (WPO) с гордостью объявляет состав жюри. Также сегодня стала доступна эксклюзивная подборка работ, поданных на Открытый конкурс 2015 года. · Работы победителей и фотографов, попавших в шорт-лист, будут представлены в рамках выставки Sony World Photography Awards 2015, в Сомерсет-хаус, с 24 апреля по 10 мая 2015 года.

Тест кинотеатрального проектора Vivitek H1188: реальный аппарат для домашнего кинотеатра.
19 ноября 2015
Тесты

Тест кинотеатрального проектора Vivitek H1188: реальный аппарат для домашнего кинотеатра.

Сегодня на тестовым испытании у нас оказался проектор DLP Vivitek H1188. В новой модели есть все, чтобы быть достойным кинотеатральным проектором: разрешение Full HD 1080p, плотный световой поток, реальная контрастность, большой ресурс лампы, а еще новинка блеснула опцией ISF-калибровки и функцией сглаживания быстрого движения в кадре, названной производителем VividMotion. Приятным бонусом идут встроенные колонки мощностью 10 Вт. И, как вишенка на торте, вполне реальная цена — около 100 тысяч рублей. Что ж, можно подумать и о покупке, но прежде проверим новый аппарат в измерительном тесте.

Nikon обновила прошивку для камеры COOLPIX W300
20 сентября 2018
Новости

Nikon обновила прошивку для камеры COOLPIX W300

Компания Nikon обновила прошивку компактной камеры COOLPIX W300 до версии 1.3. Новая прошивки исправляет ошибки, возникавшии при работе с камерой.

Hermes-DPD объявляет о запуске новой услуги: экспресс-возврат
25 февраля 2013
Новости

Hermes-DPD объявляет о запуске новой услуги: экспресс-возврат

С каждым годом число сторонников online торговли в России стремительно растет. Но, несмотря на положительную динамику такого роста, одним из сдерживающих факторов по-прежнему остается вопрос о возврате не подошедшего товара. На европейском рынке online торговли механизм возврата функционирует давно и успешно. Уверенные в качественном отлаженном сервисе на каждом этапе приобретения товара, покупатели легко принимают решение сделать заказ, зная, что при необходимости они без проблем смогут вернуть товар.

LG Q8 – новый мощный мультимедийный смартфон серии Q в компактном формате
25 июля 2017
Новости

LG Q8 – новый мощный мультимедийный смартфон серии Q в компактном формате

Компания LG (Electronics) объявила о скором появлении новой модели мощного, стильного и надежного смартфона LG Q8. В новом смартфоне будет реализована основная функциональность флагманской линейки LG – в частности, устройств серии V, предназначенных для «продвинутых пользователей», при этом модель оптимизирована для управления одной рукой и обладает широкими возможностями использования. Будучи уже вторым устройством, заявленным в новейшей серии Q от LG, компактный смартфон LG Q8 предложит пользователям звук Hi-Fi качества, продвинутые возможности для фото- и видеосъемки, а также надежную защиту от воды и пыли.

Комплекты домашних кинотеатров JVC
30 августа 2005
Новости

Комплекты домашних кинотеатров JVC

Иного читателя, быть может, шокирует размашистость наших сравнений, однако факт все же остается фактом: представить себе развитие электроники без JVC невозможно так же, как невозможно вообразить теорию эволюции без Дарвина. Эта компания настолько сильно повлияла на индустрию, что можно смело утверждать, что инженеры JVC своими руками заталкивали технический прогресс на седьмое небо.

Флагманская консоль питания Powerstation 909 бренда Oehlbach – немецкое качество у меня дома
17 июля 2013
Новости

Флагманская консоль питания Powerstation 909 бренда Oehlbach – немецкое качество у меня дома

Энергетическая программа Oehlbach Powerstation 909 – воплощение немецкой надежности! Даже самые передовые технологии впоследствии могут требовать улучшения, но флагманская консоль питания Powerstation 909 бренда Oehlbach – не тот случай. Конструкция версии, устанавливаемой в 19-дюймовую стойку или на стол, очень впечатляет: на прочной алюминиевой передней панели располагается информационный дисплей (его можно отключать), отображающий напряжение и потребляемую мощность устройств, подключенных к задней панели.