ТОНИРОВКА
Наконец-то наступила весна, снег почти сошел, солнышко становится все ярче и ласковее с каждым днем, мы потихоньку начинаем сбрасывать с себя одежду, меняем обувку и для машины. Как говорится, дождались — не надо теперь подолгу греть машину и очищать стекла от снега и льда. Но это не надолго, в силу нашего климатического расположения лето будет у нас жарким и знойным и никого не пощадит. И в скором будущем, как это не парадоксально, у нас будет другая проблема — где бы спрятаться от жары? Учитывая то, что мы много времени проводим в своем любимом автомобиле, а к тому же летом становится больше машин, и, следовательно, чаще пробки, то очень хочется создать наиболее благоприятные для себя условия. Когда есть кондиционер — это хорошо, но когда машина припаркована, то она сильно нагревается, и тем сложнее кондиционеру справляться с жарой. Как решить данную проблему? Ответ прост: надо затонировать машину! Но тут есть много тонкостей, на которые следует обратить внимание.
ЧТО ТАКОЕ ТОНИРОВКА, И КАКАЯ ОНА БЫВАЕТ?
Тонировка — технологический процесс по затемнению автомобиля. Тонировка бывает трех типов: пленкой, напылением и вставкой цветных стекол. Второй и третий способы используются очень редко. И поэтому мы будем рассматривать только тонировку с использованием пленки. И под тонировкой машины будем понимать наклеенную на стекло пленку с определенным светопропусканием. Хотелось бы отметить, что пленка наносится на стекло изнутри.
ПЛЮСЫ ТОНИРОВКИ
Прежде всего, хочется отметить, что тонировка заметно преображает облик машины, делает ее более эстетичной и солидной. Тонировка задает имидж вашего автомобиля. Поэтому тонировку можно рассматривать и как тюнинг.
Тонировка улучшает и пассивную безопасность автомобиля, потому что при аварии стекла не разлетаются в разные стороны, а удерживаются пленкой, не причиняя вреда пассажирам. Таким образом, тонировку можно рассматривать как элемент бронирования. Безусловно, это громко сказано, ведь бронированный автомобиль весит в 2 раза больше номинального веса. Тем не менее, затонированное стекло может выдержать удар с энергией в 60 Дж, что соответствует броску камня с близкого расстояния, и это неплохой результат.
Тонировка является также теплоизолятором. Это свойство основано на отражении и поглощении волн инфракрасного диапазона. Так, летом тонировка не дает машине нагреваться, а зимой остывать. Уменьшается нагрузка на кондиционер, следовательно, увеличивается срок его службы и снижается потребление топлива.
Тонировка уменьшает ослепление. Это оказывается полезным днем, когда светит солнце, или ночью, когда вам в спину включают дальний свет. Данное свойство является следствием отражения и поглощения волн видимого света.
Еще более важным является то, что хорошая тонировка не пропускает до 99% ультрафиолетовых (УФ) лучей и как следствие препятствует процессу выгорания обивки автомобиля, защищает нас от УФ излучения.
Тонировка может спасти от кражи автомагнитолы и личных вещей из автомобиля. Она ухудшает просматриваемость салона, а разбить стекло становится намного сложнее.
МИНУСЫ ТОНИРОВКИ
В зависимости от степени тонировки ухудшается обзор, особенно в дождь или темное время суток. Поэтому советуем тонировать машину в меру. Также для улучшения обзора из затонированного автомобиля можно использовать специальные зеркала с осветляющим эффектом.
Хотелось бы отметить, что, скорее всего, возникнут проблемы с прохождением техосмотра. Тем не менее не стоит забывать, что тонировка — это не повод для сотрудника ГИБДД вас тормознуть. Дело в том, что проверка технического состояния автомобиля может производиться только во время планового технического осмотра.
ЧТО ГОВОРИТ ГОСТ?
Разрешается применять тонированные стекла промышленного изготовления, светопропускание которых соответствует требованиям ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие Технические условия».
Допускается применять шторки на окнах автобусов, а также жалюзи-шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
В соответствии с ГОСТ 5727-88 светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев должно быть не менее 75%, прочих стекол — не менее 70%. Согласно поправке, внесенной в 1992 году, «стекла, не влияющие на обзор водителя, могут иметь светопропускание менее 70%, при этом нижний предел не ограничен. При наличии исправных боковых зеркал стекла задней полусферы автомобиля могут иметь любое светопропускание».
Методика проверки стекол также изложена в этом ГОСТе. Для этой цели сотрудники ГИБДД применяют специальные приборы — тауметры, самым распространенным из которых является «Блик».
Хотим отметить, что чистое (не тонированное) ветровое стекло «жигулей» пропускает 80% видимых лучей. А боковые стекла иномарок пропускают 70—98% видимых лучей. А это значит, что по ГОСТу вы можете затонировать ветровое стекло только на 5%, а боковые стекла иномарок не более чем на 30%.
Получается, что любая тонировочная пленка стоит вне ГОСТа, так как ее светопропускание начинается с 30%. Конечно, есть пленки со светопропусканием меньше 30%, но они применяются только для ветровых стекол, снимая ослепление и сокращая УФ излучение. Для боковых стекол их использование оказывается неэффективным. Поэтому, тонируя машину, мы нарушаем закон. Конечно, кто-то скажет, что ГОСТы по светопропусканию стекол давно устарели, но ничего с этим не поделаешь.
МОГУТ ЛИ ОШТРАФОВАТЬ ЗА ТОНИРОВКУ?
Как известно, у нас могут все. Могут не только оштрафовать, но также отобрать техосмотр или содрать пленку с передних стекол. Но все это незаконно!
Вам будут говорить, что у вас тонировка не по ГОСТу, а значит, ваша машина неисправна. Скажут, что вы должны оплатить штраф и содрать пленку или отдать техосмотр (для получения его заново, так как машина неисправна). Если вы спросите, как это сотрудник ГИБДД определил, то получите ответ: через ваше стекло не читается газета или что-то в этом духе, а если вам повезет, то сотрудник ГИБДД принесет специальный прибор — «Блик», смахнет с него большой слой пыли и определит реальное светопропускание вашего стекла. Кстати, работа этого прибора не зависит от времени суток, и на цифровом дисплее выводится процентное число пройденных через стекло видимых лучей.
Чтобы избежать этого, вам необходимо продемонстрировать знание своих прав, а именно: КОАП 12.1, 12.35, 12.36. Это очень быстро остудит пыл сотрудников ГИБДД.
Надо отметить, что обычно подобные придирки со стороны сотрудников ГИБДД относятся к владельцам машин с «глухой» тонировкой.
КАКИЕ ЧАСТИ МАШИНЫ ТОНИРОВАТЬ?
Первый способ — затонировать все стекла, включая ветровое стекло, но тут есть свои нюансы. Ветровое стекло нужно тонировать специальной, предназначенной для этой цели пленкой. Или тонировать лобовое стекло частично. Однако лучше не тонировать ветровое стекло, так как даже светлая пленка ухудшает обзор, и как следствие глаза устают быстрее.
Второй способ — затонировать все стекла, кроме ветрового, причем и здесь есть свои особенности. Лучше всего передние боковые стекла тонировать пленкой с меньшим светопропусканием, чем задние стекла. Но эта разница не должна быть очень большой, иначе она будет бросаться в глаза. Можно также сделать прорези в передних стеклах для зеркал бокового вида. Выглядеть, конечно, будет не очень эстетично, зато меньше проблем при прохождении техосмотра. Это самый оптимальный способ.
Третий способ — затонировать только задние стекла. Правда, это делает автомобиль совсем уж непривлекательным, и теряются многие плюсы для водителя и пассажира. Зато сочетаются безупречная видимость для водителя и комфорт пассажиров сзади.
Остальные комбинации практически не используются. Разве что вместо тонирования заднего стекла вешают шторку. И днем не жарко, и вечером не темно.
СТРУКТУРА ПЛЕНОК
Современное защитное пленочное покрытие выпускается толщиной от 60 до 380 мкм и представляет собой многослойную систему. Как утверждают эксперты, хорошая пленка должна иметь около 9 слоев.
Лидером в производстве пленок на сегодняшний день является США. Качественная американская пленка отличается от тайваньского аналога наличием дополнительных защитных слоев:
1) Защита от УФ.
2) Антиабразивное покрытие от царапин.
Как пример структура хорошей американской пленки: клей — УФ защита — полимерная пленка — межслойный клей — нанесенный металл — межслойный клей — полимерная пленка — антиабразивное покрытие.
Слой «металла» необходим для защиты пленки от выцветания.
Клей обеспечивает прочное сцепление стекла и пленки. Его толщина составляет где-то 20—25 мкм. Применяется клей PS (pressure sensitivity — чувствительный к давлению), а также появился более совершенный HRR, адгезия этого клея в 5—8 раз больше, чем у PS.
Толстый полимерный слой увеличивает безопасность стекла при его повреждении. Необходимо приложить большее усилие, чтобы стекло треснуло.
ВИДЫ ПЛЕНОК
Чаще всего используют пленки двух типов — крашеные и металлизированные.
В крашеных пленках краска введена в структуру полимера.
В металлизированных пленках на крашеный слой напылен слой металла. Такой вариант предпочтительнее, так как не происходит выцветания пленки. Такая пленка к тому же является лучшим теплоизолятором.
Отличить пленки невооруженным взглядом очень тяжело. Правда, если взять образцы еще не наклеенных пленок, то металлизированная пленка окажется на ощупь более жесткой, чем крашеная.
ПОЧЕМУ ПЛЕНКИ НАЗЫВАЮТ СОЛНЦЕЗАЩИТНЫМИ?
Одно из главных свойств пленок — способность отражать и поглощать солнечную энергию. Солнечную энергию можно рассматривать как электромагнитное излучение, каждый участок которого имеет волну определенной длины. Электромагнитный спектр можно разбить на 4 диапазона: ультрафиолетовый (УФ) диапазон, диапазон видимого света, диапазон ближнего инфракрасного излучения, дальняя инфракрасная область.
УФ диапазон (длина волны 100—380 нм) является той частью спектра, из-за которой происходит выцветание салона автомобиля, а попадая на кожу, способствует ее загару. Не секрет, что чрезмерное действие может привести к проблемам со здоровьем. Около 3% солнечной энергии приходится на УФ диапазон.
Видимый свет (380—780 нм) — единственная часть спектра, которую может обнаружить наш глаз. Излучение в этом спектре происходит наиболее интенсивно и составляет 44% солнечной энергии.
Ближняя инфракрасная область (длина волн 780—2100 нм) представляет собой тепловое излучение. Она невидима для глаза, но ее можно почувствовать как тепло. 53% солнечной энергии приходится на эту область.
Дальняя инфракрасная область (длина >2100 нм) не содержится в солнечном спектре. Ее можно почувствовать как тепло, исходящее от нагретых солнцем предметов.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПЛЕНОК
Для солнечной энергии в полном диапазоне длин волн:
— коэффициент прохождения солнечной энергии — отношение солнечной энергии, прошедшей через стекло, ко всей солнечной энергии, попадающей на стекло;
— коэффициент общего поглощения солнечной энергии — отношение величин всей солнечной энергии, поглощаемое непосредственно стеклом, ко всей солнечной энергии, падающей на это стекло;
— коэффициент общего отражения определяется отношением солнечной энергии, отраженной стеклом, ко всей энергии, падающей на стекло;
— коэффициент общего отражения солнечной энергии — отношение суммы отраженной и поглощенной энергии ко всей падающей на стекло энергии.
Для солнечной энергии в видимом диапазоне света:
— коэффициенты прохождения, поглощения, отражения;
— коэффициент затенения — отношение количества тепловой энергии солнца, проходящей сквозь данное стекло, к количеству тепловой энергии солнца, проходящей сквозь чистое прозрачное стекло удвоенной прочности, при прочих равных условиях.
Для УФ диапазона — коэффициент пропускания.
УХОД ЗА ТОНИРОВКОЙ
Для того чтобы тонировка прослужила как можно дольше, придерживайтесь следующих правил:
— не открывайте окна в течение 5 суток после установки;
— не мойте изнутри окна в течение 30 дней после установки, это обеспечит правильную адгезию клеящего состава со стеклом;
— избегайте прикосновениям по краям;
— мойте окна тряпкой или губкой и обязательно вытирайте досуха;
— не используйте щетки при мойке окон;
— можно применять средства для мытья посуды (Fairy) в пропорции 3:100 с водой.
ЗАЩИТА ФАР
Наряду с тонировкой многие компании предлагают защитить фары от попадания всевозможных мелких предметов. Защита фар осуществляется наклеиванием специально предназначенной для этого прозрачной пленки (толщина от 0,6 до 1,2 мм) на рассеиватель фары с наружной стороны. Пленка защищает фары благодаря большой толщине и эластичности. Она принимает удары мелких предметов на себя со скоростью до 200 км/ч. Следует заметить, что не все фары допускается защищать, так как на некоторых возможно потемнение пленки из-за мощного светового потока, либо рассеиватель фары будет недостаточно охлаждаться, что может привести к его разрушению.
ГДЕ ТОНИРОВАТЬ?
Варианта здесь три:
1) В гараже. Стоимость приятно вас удивит, но гарантию никто здесь не даст, и неизвестно какой пленкой затонируют. Выбор пленки минимален. Как говорится, дешево и сердито.
2) В фирменном сервисе производителя пленки. Здесь будет самый большой выбор пленок и минимальная вероятность получить некачественную пленку или подделку. Стоимость, конечно, будет выше, чем в гараже, но и качество на уровне. Хотя бывают случаи, когда и в фирменном центре тонируют так, что потом вся пленка отходит. Однако в фирменном сервисе вам всегда выпишут гарантийный талон, так что в случае чего будет возможность предъявить претензии.
3) В салоне при покупке нового автомобиля. Здесь цена будет еще больше, за удобство. Выбор пленки будет меньше, чем у производителя. Гарантийный талон вам обязательно выпишут, хотя, возможно, на менее длительный срок, чем у производителя.
ЦЕНЫ НА ТОНИРОВКУ
Затонировать машину, как вы видите, не проблема. Осталось узнать, сколько это будет стоить. Приведем ориентировочные цены на тонировку металлизированной пленкой в фирменном центре.
Отечественные машины можно затонировать за $100.
Иномарку малого класса — $150.
Иномарку среднего класса — $170.
Иномарку представительского класса — $190.
Внедорожник — $190.
Микроавтобус — $200.
ГАРАНТИЯ
Гарантию дают разную, в зависимости от производителя. Обычно гарантия на металлизированную пленку отличается от гарантии на крашеную пленку в большую сторону. В среднем гарантия на крашеную пленку составляет 1—2 года, а на металлизированную от двух до десяти лет. Правда, некоторые производители, уверенные в качестве своей пленки, дают и пожизненную гарантию.
МОДЕЛИ ПЛЕНКИ
Если, взвесив все за и против, вы решили затонировать свой автомобиль, необходимо определиться с моделью. Рассмотрим качественную американскую пленку, представленную компаниями Solar Gard, SunTek, Llumar, Johnson, Sun Gard.
Комментарии