Если не знаешь, что выбрать – спроси у подруги. Умеют они, благоверные, окинув терзания ближнего, безошибочно указать на разумное решение. Хочешь Hi End? Действуй, покупай. Но не надо полностью раздеваться. Технологии с такой скоростью несутся во времени – завтра самая крутая модель будет дешевле, чем самая массовая сегодня…Так что, тестовые измерения проектора JVC DLA-X500R, младшей модели из новой кинотеатральной линейки, будем считать «контрольным выстрелом» перед реальной покупкой…
Текст: Алексей СОРОКИН
Кинотеатральный проектор JVC DLA-X500R
Методика тестовых измерений
Тестирование проектора JVC DLA-X900R проводилось в профессиональной студии, в абсолютно темном помещении, с нейтральными стенами, где искажение цветов практически исключены. Проектор был четко настроен на экран Cima by Stewart 135" - ровно по центру, на который и выводилось тестовое изображение размером 313x180 см. Расстояние до экрана — пять метров. Измерения проводились колориметром X-Rite i1Display Pro. В качестве программного обеспечения была выбрана программа HCFR Colorimeter 3.1.0.6.
В отличие от старших моделей, набор режимов в модели DLA-X500R значительно уже. Мы протестировали все представленные в проекторе режимы: Кино, Анимация, Натуральный, Эстрада.
Нас интересовали основные параметры, влияющие на качество изображения: Цветовой охват, Контраст, Гамма-кривая , Градация серого, Точность цветопередачи, Стабильность цветовой температуры.
Цветовой охват
Этот параметр, пожалуй, самый наглядный, он показывает, насколько велик «запас красок» в палитре аппарата. Однако двумерные диаграммы цветового охвата показывают не всю правду жизни. Дело в том, что обычные графики CIE обозначают лишь максимальную насыщенность каждого из трех основных цветов (красный, синий, зеленый), и не показывают, какие именно сочетания цветов воспроизводятся.
Поэтому сегодня мы постараемся проверить истинные возможности проектора с помощью «3Dюймовочки», объемной цветовой диаграммы.
Полезное погружение в ликбез
Давайте знакомиться: «3Dюймовочка» - это, по сути, трехмерное пространство LAB, у которого есть два плоских вектора, измеряющих насыщенность цветов, и один вертикальный, измеряющий яркость.
Как видим, в качестве горизонтальных осей берутся значения A и B. Чем А и В дальше от 0 в любую сторону, тем насыщеннее цвет.
По вертикальной оси идет канал L – канал яркости: чем ниже, тем темнее цвет, чем выше, тем светлее.
Трехмерное цветовое пространство в отличии от двухмерного графика позволяет очень точно оценить, насколько полно проектор способен воспроизвести все возможные цвета – базовые и смешанные, на разных участках изображения: в тенях, в средних тонах и ярких участках.
Цвет, мой зеркальце, скажи…
Чтобы «3Dюймовочка» вынесла свой вердикт, для анализа был сформирован профиль проектора без калибровки.
Для начала сравним цветовой охват проектора с пространством sRGB.
(В нижнем правом углу в трехмерной диаграмме представлена информация о количестве цветов в каждом цветовом пространстве. (1) – это референс, (3) – профиль нашего испытуемого проектора)
Полупрозрачной фигурой иллюстрируется цветовой охват проектора, а цветной фигурой пространство sRGB. Общее количество воспроизводимых цветов проектора больше, чем предполагает sRGB. Тем не менее, проектор не отображает их часть. Но это вполне нормально, даже калиброванный профессиональный монитор отображает 97,8% sRGB. Проблемными областями являются сине-зеленые и немного красно-оранжевые.
Обратите внимание, насколько сильно выходит цветовой охват проектора за границы sRGB в зелёных областях при высокой яркости, а также в средних и темных тонах красного, синего, лаймового…да почти всех цветов! То есть цветовая палитра проектора заметно перекрывает sRGB.
Поэтому есть смысл сравнить охват проектора с более широким пространством AdobeRGB.
Ситуация очень интересная, проектор определенно не покрывает пространство AdobeRGB, однако в некоторых цветах достаточно значительно его превосходит. Обратите внимание, как хорошо проектор справляется с темно-синими и малиновыми цветами, как и с красными.
Правда, светло-зеленые и светло-голубые тона удаются проектору не столь удачно, но результат в целом очень достойный.
Что касается картинки, то об этом мы уже писали в визуальном тесте – она шикарна, цвета живые и насыщенные, настолько, что погружают в происходящее на экране, как в виртуальную реальность.
Теперь перейдем к обычным диаграммам CIE. Как нетрудно заметить в двумерных графиках, в проекторе X500 все режимы имеют расширенный цветовой охват. Но теперь нас интересуют точки клина серого – от разброса зависит, в каком интервале будет «гулять» цветовая температура.
Натуральный- точки выстроены змейкой, большая часть из которых сосредоточена в районе 7500К. а самая дальняя точка расположилась примерно на уровне 6800К. это означает, что цветовая температура будет гулять в этих пределах.
Анимация– здесь ситуация интересная, все точки за исключением трех, очень кучно сгруппированы. Фактически это означает очень стабильную, хотя и холодную температуру с небольшими отклонениями на нескольких уровнях яркости.
Эстрада– в этом режиме неровных точек всего две, а остальные расположены еще кучнее, чем в предыдущих режимах.
Кино– в этом режиме мы наблюдаем змейку. Цветовая температура будет плавно сползать (или расти, посмотрим на следующей группе графиков) при изменении яркости изображения.
Итак, все диаграммы – объемные и плоские наглядно показали: цветовой охват проектора не вызывает никаких нареканий. Картинка будет красочной и живой, на уровне Hi End.
Цветовые температуры режимов достаточно стабильны, хотя несколько холодны и тяготеют к зеленоватому оттенку. Это небольшой грешок бета-образца, который попал к нам на тест. Впрочем, грешок легко лечится добавлением красного в настройках проектора, а в серийных образцах калибровка всех режимов будет более точная, в чем мы уже убедились на примере модели X700R.
Цветовая температура
Рассмотрим более подробно цветовую температуру каждого режима. От настройки этого параметра зависит, уйдет ли изображение в желтизну, в теплую зону, или, наоборот, от экрана повеет холодком синеватых оттенков. Графики позволяют оценить, как поведет себя цветовую температуру при изменении яркости на отдельных участках изображения.
На графиках мы наглядно видим не очень точную заводскую калибровку опытного образца. В среднем изображения во всех режимах проектора оказались холоднее примерно на 1000К, чем эталонное в 6500К. Неточная калибровка, впрочем, отчетливо показала широчайшие возможности ручной настройки аппарата уровня Hi End: мне понадобились примерно полминуты, чтобы войти с пульта в меню и установить цветовую температуру на 6500К. Все проблемы с калибровкой испарились автоматически.
Главное, что предлагает нам проектор, - это стабильность цветовой температуры. Один раз подправил и можно забыть про эту настройку.
Даже в режимахКиноиНатуральный, где точки клина серого формируют змейку, цветовая температура изменяется в диапазоне +/- 500К, это очень неплохой показатель. Кстати, цветовые температуры этих двух режимов практически идентичны.
РежимЭстрада, за исключением глубоких теней, показывает идеально стабильную температуру, браво!
РежимАнимацияотстает от него всего лишь на один уровень яркости – 3 точки не попадают в общий лад.
Гамма-кривые
Гамма-кривая - еще один важный параметр, который влияет на точность отображения световых вариаций, на общую контрастность изображения и определяет, насколько различимы будут детали в тенях или светлых участках изображения.
Референсное значение гаммы составляет 2.2, отклонения от эталона приведет к визуальным искажениям. Худший случай, когда значение гаммы в тенях больше 2.2, а в светлых участках меньше 2.2. Это практически гарантирует провал теней и выбивание деталей из светлых участков изображения.
Во всех режимах поканальные гамма-кривые расположены выше референсной. Это обычная история для проекторов и ничего плохого в этом нет.
Во-первых, у пользователей не всегда будет дорогущий экран, как был у нас в процессе тестирования. Качественные экраны возвращают много больше света, чем средненькие, для них предпочтительнее именно такие завышенные гамма-кривые. Заводские настройки проектора, стоимостью от 300 тысяч рублей, явно ориентированы на самые лучшие экраны.
Во-вторых, пусть изображение будет излишне светлым, но при этом хорошо читаемым, чем более темным, но неразборчивым в условиях сильного внешнего освещения.
В младшей модели X500R производитель убрал режимы гамма-кривой, похожей на изогнутую S форму. Только режим Анимация немного напоминает нам об их существовании. Не скажу, что это плохо, лично я S- режимами пользуюсь крайне редко. Но иногда могут встретиться какие-нибудь видеозаписи из прошлой жизни, на которые нормальная гамма-кривая никак не накладывается и изображения потеряет детали либо на светлых участках, либо на темных.
В целом же, как следует из графиков, картинка во всех режимах будет немного светлее, чем положено, что придаст дополнительный контраст темным участкам изображения, за счет небольшого его уменьшения в светлых.
Отметим также еще один важный результат измерений: на графиках четко видно, что поканальные гамма-кривые (синяя, красная, зеленая) показывают минимальное расслоение - это действительно выдающийся результат, который говорит о придельной цветовой точности в тенях и в более светлых участках изображения.
Гамма
Теперь посмотрим на гамму несколько с другой точки зрения: на графиках по оси Y представлено значение гаммы. По оси X уровень светлости изображения. Хочу отметить, что представленные в этой главе графики - это не гамма-кривая! Это значение гаммы в различных участках гистограммы (тень, средние тона и т.д.).
Иными словами, слева глухие тени, а правее – все более светлые и светлые участки изображения. Если значение гаммы (Y) в каждой точке меньше референсных 2.2, это означает, что область изображения на текущем уровне светлости будет бледнее, чем положено. Если значение больше чем 2.2, то изображение будет темнее.
Такой поточечный гамма-анализ особенно актуален, если в одном кадр на экране одновременно есть темные силуэты и светлые: например, темно-полосатая пчела жужжит на белом лепестке ромашки. Если хотите во всей мохнатой красе разглядеть пчелку и росинки-прожилка на лепестке, вникайте в представленные графики.
Итак, что же мы увидели?
Поскольку режимАнимацияобладает намеками на S гамма-кривые, то и значение гаммы далеко от идеала. Начинается движение графика с глубоких и излишне темных теней, плавно переходит в средние тона со значением гаммы примерно в 1.8 и заканчивается в светлых тонах, а в нашем конкретном случае в о-о-очень светлых. С такой гаммой в 1.5. мультики посмотреть еще можно – в них не так много цветовых и световых оттенков, как в художественных фильмах. Но для нормального кино такой режим вряд ли подойдет.
Несколько лучшая ситуация наблюдается в режимеЭстрада. Здесь излишняя светлость начинается прямо с теней, имеющих значение гаммы 2.2. На более светлой зоне значение гаммы достигает 1.7, маловато, конечно, но в целом картинка будет более правильная, чем в режиме Анимация, и вполне подойдет для музыкальных видеоклипов, отснятых в равномерных тонах..
РежимКиноимеет достаточно стабильное значение гаммы на всем протяжении яркости. Изменения происходят в диапазоне 1.8-1.9. Значения хотя и не референсные, но вполне приемлемые, учитывая их стабильность. Что касается картинки, то она будет более гармоничная, чем в Анимации и Эстраде, поскольку стабильность гаммы обеспечивает плавность и точность световых переходов от теней к светлым участкам.
В режиме Натуральный ситуация не однозначная. С одной стороны значения гаммы ближе к 2.2, с другой значения менее стабильные, чем в режиме Кино. Лично я, вероятно, предпочел бы режим Натуральный, поскольку с таким графиком детализация в темных и светлых участках изображения сохранится наиболее очевидная.
Уровни RGB
Уровни RGB один из основных инструментов для калибровки цветов. В идеале значения каналов должны быть идентичными и находиться на уровне 100 процентов. В этом случае градации серого будут нейтральными, а цветовая калибровка на высоте. По отклонениям поканальных кривых от 100 процентов можно судить, есть ли в изображении, на отдельных его участках – светлых, темных или нейтральных, паразитные оттенки.
Из графиков хорошо видно, что, как и в случае с флагманов X900, причиной прохладной цветовой температуры стали крайне низкие значения красного канала. К тому же добавилось еще завышенное содержание зеленого, что и приводит к появлению незначительного оттенка.
Полученные графики позволяют не только еще раз сделать вывод о не очень точной предустановленной калибровке опытного образца, но и немедленно приступить к ручной калибровке в настройках меню. И жизнь покажется со всем в другом цвете.
Пройтись нужно по каждому режиму.ЭстрадаиАнимацияимеют достаточно неплохие показатели зеленого и синего каналов, но значения красного очень низкие. При этом уровень красного канала довольно стабилен и заметно не меняется с изменением яркости, что позволяет откалибровать проектор банальным увеличением уровня красного в настройках. Но я бы еще немного понизил уровень зеленого.
Режимы Кино и Натуральный очень похожи, в обоих режимах также нужно добавить больше красного, особенно в темных участках изображения.
Дополнительные характеристики и усредненные значения
Как и в случае со старшими моделями линейки JVC, значение контраста программа мне не показала. Это означает, что заявленная контрастность проектора X500R, которая почти в три раза меньше, чем у флагмана, основана на таком глубоком уровне черного, что программа опять вошла в ступор.
Практически все режимы имеют среднее значение гаммы около 1.8, и лишь режим Натуральный имеет более близкое к референсному значение 1.9.
Заглянув в отклонения первичных и вторичных цветов можно уверенно сказать: «да, это младшая модель в линейки JVC». Показатели уступают старшим моделям, хотя в целом по рынку для кинотеатрального проектора цветовые параметры имеют очень высокие значения. Смотря как сравнивать: «с боксерами своей или другой весовой категории».
Что касается прохладных цветовых температур, это надо принять как данность опытного образца. Если нравится более теплая картинка, просто откройте меню и поменяйте настройку цветовой температуры в каждом режиме, скажем, на 6000К или 5500К.
Режимы: какой и зачем?
Напоследок займемся обобщающей характеристикой видеорежимов. Для наглядности используем наш фирменный куб с ключевым параметрами. Как всегда, в качестве осей мы выбрали цветовую температуру, значение гаммы и цветовой охват.
Натуральный – безусловный лидер. Наиболее близкие к референсу цветовая температура и гамма, достаточно неплохие показатели dE градаций серого и цветов. Я бы рекомендовал этот режим для повседневной работы и просмотров фильмов.
Братом близнецом режима Натуральный оказался режимКино. Единственное, чем они серьезно отличаются, это значение гаммы и менее удачная калибровка градаций серого, что, впрочем, легко поправить своими руками.
Анимация и Эстрада - это вариации режима Натуральный с гаммой 1.8 по цветовой температуре. Будут ли широко востребованы эти режимы? Есть сомнения. Хотя режим Анимация имеет подобие S гамма-кривых и может быть полезным для старых и чрезмерно контрастных видеозаписей.
Выводы
Как показали детальные измерения, проектор JVC DLA-X500R по уровню полученных результатов также относится к технике Hi End и отличается чистым, четким изображением с естественной цветопередачей и высокой контрастностью. Что и не удивительно, поскольку вся линейка новых кинотеатральных проекторов JVC основана на последних достижениях в цифровой технологии обработки видеосигнала. Можно только поаплодировать, что производитель нашел возможность, не ухудшая качество изображения и в 3D и 4K, вывести на рынок премиум-продукт по более доступной цене.
По-моему, это весьма дальновидный маркетинговый ход JVC - продвинуть настойщий Hi End в более широкие массы, о чем еще несколько лет назад и никто и не мечтал. Почти наверняка на следующем витке жизни те же самые видеоманы из ширких масс шагнут уже в высшую лигу Hi End....
Комментарии