Цифровые фотокамеры:
Canon 300D
Konica Minolta A1
Nikon D2H
Pentax ist D
Olympus E1
Casio R51
Kodak EasyShare DX 6440
Konica Minolta G400
Fujifilm F700
Rekam T55
Что, как и зачем мы тестируем
Для начала мы изучили и описали режимы работы и особенности фотоаппаратов. Проверили, как ведет себя камера в тех или иных ситуациях, какими характеристиками в действительности обладает. Для того чтобы описания были наглядными, мы проиллюстрировали их множеством снимков, показывающих все самые важные узлы фотоаппаратов, а также привели копии изображений с мониторов фотоаппаратов в различных режимах работы. После детального описания фотоаппаратов мы приступили непосредственно к тестированию.
1. Время включения фотоаппарата
Предположим, вы стали свидетелем уникального события, например увидели НЛО, и совершенно случайно у вас в кармане оказался цифровой фотоаппарат. Нужно снимать! Достаем фотоаппарат, включаем его — и тут камера «задумывается»... Из корпуса камеры медленно выезжает объектив, включается монитор. Проходит несколько секунд и вот, наконец, камера готова к съемке. Но НЛО уже улетел!
Для того чтобы вы не упустили столь уникальных кадров, мы проверили, через сколько секунд после нажатия на кнопку питания камера будет готова к съемке. Теперь вы знаете, сколько времени требуется тестируемым моделям для включения.
2. Время подготовки фотоаппарата к съемке каждого следующего кадра
После того как вы нажмете на кнопку спуска цифровой камеры, оцифрованное изображение со светочувствительной матрицы попадает в оперативную память, обрабатывается при помощи различных цифровых алгоритмов и только после этого записывается на карту памяти. Поэтому после съемки каждого кадра камера снова «задумывается» на некоторое время. В течение этого времени все функции фотоаппарата блокируются, функция съемки оказывается недоступной на несколько секунд. Время таких пауз зависит от многих факторов: характеристик самой камеры, разрешения матрицы, режима съемки и формата записи изображений.
Так как в большинстве случаев фотолюбители сохраняют снимки в формате JPEG c максимальным разрешением, мы определяли время задержки именно с такими параметрами съемки. А для сокращения этого времени мы по возможности выключали звуковое сопровождение нажатия клавиш и функцию показа снимков сразу после съемки.
Замечу, что в режиме непрерывной съемки цифровые фотоаппараты способны снимать со значительно меньшими интервалами времени. Но количество кадров в серии всегда является ограниченным, а время задержки после съемки серии, как правило, значительно выше, чем после съемки одиночного кадра.
3. Примерный размер файла изображения
Как было сказано выше, фотолюбители, как правило, фотографируют с максимальным разрешением, а снимки сохраняют в формате JPEG. Размер снимка на карте памяти зависит от разрешения камеры, степени компрессии и сюжета снимка. Поэтому снимки, сделанные в одном режиме, могут отличаться своими размерами на карте памяти. Мы сняли несколько десятков различных сюжетов, сохраняя снимки с минимальной компрессией JPEG. Средний арифметический размер одного снимка мы указали в нашем тесте. Зная это значение, вы можете подсчитать, сколько подобных снимков поместится на карту памяти той или иной емкости. Для этого необходимо всего лишь разделить емкость карты памяти в Мб (мегабайтах) на размер одного снимка, приведенный в тесте. Например, емкость карты, входящей в комплект к фотоаппарату, — 16 Мб, а размер одного снимка — 1,3 Мб. Делим 16 на 1,3 и получаем приблизительно 12. Значит, на данную карту памяти вы сможете сделать всего лишь 12 кадров, после чего их необходимо переписать в ПК либо стереть.
4. Баланс белого
От точности работы функции «Баланс белого» зависит точность цветопередачи при съемке с различными источниками освещения. Теоретически цифровой фотоаппарат способен фотографировать с минимальными искажениями цветопередачи практически при любом источнике света, но на практике цветовые искажения возникают достаточно часто. Избежать их можно, правильно настроив баланс белого. Изменяя установки баланса белого и тип используемого источника освещения, мы фотографировали таблицу с цветными и монохромными полями. Затем снимки анализировались в цветовом пространстве RGB, по полученным данным были отмечены шестиугольники на цветовых графиках.
Маленький символ источника света на черном фоне обозначает тип освещения, а более крупный символ на белом фоне — установку баланса белого фотоаппарата:
Выделенные на графиках шестиугольники показывают, какой оттенок будет иметь снимок, сделанный при данных условиях освещения и установках фотоаппарата. Например, такое расположение пиктограмм:
Это будет означать, что снимки, сделанные с фотовспышкой и автоматическим балансом, белого будут иметь холодный синеватый оттенок, а фотографии, сделанный с предустановкой «свет вспышки», не будут иметь цветовых искажений.
Для того чтобы результаты были наиболее близки к практическим, при тестировании использовались самые распространенные бытовые люминесцентные лампы и лампа накаливания 100 Вт.
Стоит учесть, что точность функции баланса белого зависит от очень многих факторов, включая сюжет снимка (цвет объектов, попадающих в кадр). Поэтому качество цветопередачи на снимках, сделанных, например, при люминесцентных лампах другого типа, будет отличаться от указанного в тесте. Также помните, что наиболее точную цветопередачу обеспечивает ручная установка баланса белого (если такая функция есть у фотоаппарата).
5. Разрешающая способность
Благодаря этому тесту вы можете визуально оценить способность фотоаппарата воспроизводить мелкие детали объекта съемки, резкость и четкость получаемого изображения.
При фотографировании мир с черными и белыми штрихами масштаб съемки всегда был одинаковым, а степень увеличения изображений, приведенных в тесте, зависит от разрешающей способности камер. Чем выше разрешение матрицы, тем меньше коэффициент увеличения. Поэтому более низкое качество изображения миры вполне естественно для фотоаппаратов с более низким разрешением.
Вторая характеристика, от которой зависит качество получаемого изображения, — разрешающая способность объектива фотоаппарата. В центре кадра изображение всегда четче и резче, чем на краях, это обусловлено физическими характеристиками оптики. По этой причине мы приводим по 2 изображения мир. Одна располагалась в центральной части кадра в момент съемки, а другая — в углу.
6. Характеристические кривые
Характеристические кривые будут наиболее полезны более опытным фотолюбителям, так как для их оценки требуется определенная подготовленность читателя. Кривые отражают зависимости яркости цифрового изображения от экспозиции.
Сначала мы сфотографировали серое поле и шкалу яркостей с нормальной экспозиций, а затем с экспопоправками во всем возможном диапазоне. Полученные снимки анализировались в цветовом пространстве RGB. Затем на графиках были отмечены точки, соответствующие яркости снимков и экспозиции.
По вертикальной оси на графиках обозначены цифровые значения яркости (8 бит на канал, от черного — 0 до белого — 255), а по горизонтальной — отклонения в экспозиционных числах от нормальной экспозиции: N — нормальная экспозиция, +1 — экспопоправка +1 EV, —1 это —1 EV и так далее.
Для цифровых фотоаппаратов, позволяющих изменять контраст изображения, мы построили по три характеристические кривые, соответствующие максимальной, нормальной и минимальной контрастности.
По приведенным характеристическим кривым вы можете определить фотографическую широту или диапазон яркостей объектов съемки в экспозиционных ступенях, которые получатся проработанными на цифровом изображении. Кроме этого кривые показывают, какую яркость будет иметь объект съемки, по которому вы осуществляли замер экспозиции.
7. Шум изображения
Если вы сфотографируете гладкий серый лист цифровым фотоаппаратом, то теоретически его цифровое изображение должно состоять из пикселей одной яркости. Но на практике серое поле будет состоять из большого количества пикселей одной яркости, а также из пикселей, яркость которых будет немного выше или ниже. Вот эти более яркие и темные пиксели называются шумом, ведь они несут немного искаженную информацию об объекте съемки. Причин возникновения шума много, но в результате фотографам наиболее часто приходится сталкиваться с двумя типами шумов. Причиной первых является искусственное повышение чувствительности матрицы, причина второго типа — артефакты, вносимые в изображение алгоритмом сжатия JPEG.
Как правило, уровень шума выражают в децибелах. Но думаю, большинству читателей этих строк фраза «шум изображения —24 дБ» вряд ли будет понятна. Куда более наглядна и показательна визуальная оценка шума. Она позволяет не только определить уровень шума, но и увидеть его структуру.
Мы привели изображения шумов для трех значений светочувствительности матрицы: максимального, минимального и среднего. Чтобы неоднородность серого поля была более заметна, мы увеличили размер изображения на 400% (площадь снимка увеличилась в 16 раз). В нижней половине изображений приводится часть поля с увеличенным до +80 контрастом изображения. В левой части прямоугольников приводится изображение шума с активированной системой шумоподавления (для камер, обладающих такой системой).
Сравнивая шум различных моделей, обратите внимание на то, что значения максимальной и минимальной светочувствительности матриц весьма различны. Объективным будет только сравнение шума при одинаковых или очень близких значениях светочувствительности. Все изображения сохранялись в формате JPEG с минимальным сжатием.
8. Репродукция шкал Kodak
Аналогично для визуальной оценки качества тоно- и цветопередачи мы приводим репродукцию шкал Kodak. К сожалению, на качестве их воспроизведения скажется полиграфическое качество воспроизведения. По этой причине сравнение изображений не может быть полностью объективным, однако некоторые представления о качестве изображения оно все же дает.
ВНИМАНИЕ!
Мы стремимся сделать технологию тестирования цифровых фотоаппаратов максимально понятной и полезной для широкого круга читателей. Если вы считаете, что какие-либо важные характеристики камеры незаслуженно остались за рамками, сообщите об этом нам. И возможно, уже в следующем номере журнала вы увидите наиболее интересную для вас информацию. Ваши замечания и предложения по содержанию тестов направляйте на электронный адрес — klemin@mail.ru
Большое спасибо всем, кто откликнулся на данную просьбу в прошлом номере журнала. К сожалению, многие из предлагаемых для тестирования параметров невозможно испытать без «вскрытия» камеры и подключения к ее электрической схеме. Возможно, уже к следующему номеру журнала будут созданы новые тестовые стенды, и вы увидите обновленный в соответствии с пожеланиями читателей тест.
Комментарии